Научная статья на тему 'Проблемы типологии региональных туристических кластеров'

Проблемы типологии региональных туристических кластеров Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
932
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / ТИПЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ / REGION / TOURISM / TOURISM ACTIVITIES / REGIONAL TOURISM CLUSTERS / TYPES OF REGIONAL TOURISM CLUSTERS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Курченков Владимир Викторович, Фетисова Ольга Владимировна, Тютюшева Анна Геннадьевна, Матина Елена Сергеевна

Объектом исследования являются региональные туристические кластеры и их основные типы. Раскрываются значение и роль типологии региональных туристических кластеров в определении путей их интеграции в международные туристические потоки. Отмечается потенциал въездного и внутреннего туризма, обосновываются преимущества кластерной модели организации регионального туристического комплекса. Представлены результаты создания в рамках Федеральной программы развития внутреннего и въездного туризма 18-ти региональных туристических кластеров. Приводятся критерии типологии туристических кластеров: состав и структура кластера, наличие ядра, четкость его географических и экономических границ. Представлена классификация кластеров по географическому признаку. Проводится сравнительный анализ между «каркасными» и «диффузными» типами туристических кластеров, раскрывается взаимосвязь между указанными типами кластеров и средним размером предприятия, входящего в их состав. Раскрываются преимущества кластеров «каркасного» типа, а также степень их влияния на «туристическую специализацию» региона. Отмечается, что «диффузный» тип туристического кластера представлен в основном малыми и средними предприятиями. Показано, что каркасная структура кластера формируется быстрее при наличии так называемого «ядра» кластера, роль которого в регионе может играть крупный объект туриндустрии (часто международного или общероссийского значения). Сделан вывод о необходимости эффективного развития сферы туризма, в первую очередь за счет реализации региональных кластерных туристических проектов разных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Курченков Владимир Викторович, Фетисова Ольга Владимировна, Тютюшева Анна Геннадьевна, Матина Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TYPOLOGY OF REGIONAL TOURISM CLUSTERS

The objects of the research are regional tourism clusters and their main types. The paper reveals the importance and the role of typology of regional tourism clusters in the specification of the ways of their integration into the international tourist flows. The potential of inbound and domestic tourism is fixed, the benefits of the cluster model for the organization of regional tourism complex are explained. The results established in the framework of the Federal program for the development of domestic tourism of 18 regional tourism clusters are presented. The criteria of typology of tourism clusters such as composition and structure of the cluster, the presence of the nucleus, the clarity of its geographical and economical boundaries are shown. The classification of the clusters in geographical parameter is given. The comparative analysis between the "framed" and "diffused" types of tourism clusters is made and the relationship between these types of clusters and the average size of the company, included in their composition, is revealed. The benefits of the clusters of the "framed" type, as well as their impact on the "tourist specialization" of the region are demonstrated. It is noted that the "diffused" type of the tourism cluster is mainly represented by small and medium-sized enterprises. It is shown that the skeleton structure of the cluster is formed faster in the presence of the so-called "core" of the cluster, the role of which in the region can host a large object of the tourism industry (often international or nationwide values). The conclusion about the need for the effective development of the tourism industry, mainly, through regional clusters of tourism projects of different types is made to improve the efficiency of formation of the regional tourist cluster.

Текст научной работы на тему «Проблемы типологии региональных туристических кластеров»

ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

УДК 338.48:332.12

В. В. Курченков, О. В. Фетисова, А. Г. Тютюшева, Е. С. Матина

ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ1

Объектом исследования являются региональные туристические кластеры и их основные типы. Раскрываются значение и роль типологии региональных туристических кластеров в определении путей их интеграции в международные туристические потоки. Отмечается потенциал въездного и внутреннего туризма, обосновываются преимущества кластерной модели организации регионального туристического комплекса. Представлены результаты создания в рамках Федеральной программы развития внутреннего и въездного туризма 18-ти региональных туристических кластеров. Приводятся критерии типологии туристических кластеров: состав и структура кластера, наличие ядра, четкость его географических и экономических границ. Представлена классификация кластеров по географическому признаку. Проводится сравнительный анализ между «каркасными» и «диффузными» типами туристических кластеров, раскрывается взаимосвязь между указанными типами кластеров и средним размером предприятия, входящего в их состав. Раскрываются преимущества кластеров «каркасного» типа, а также степень их влияния на «туристическую специализацию» региона. Отмечается, что «диффузный» тип туристического кластера представлен в основном малыми и средними предприятиями. Показано, что каркасная структура кластера формируется быстрее при наличии так называемого «ядра» кластера, роль которого в регионе может играть крупный объект туриндустрии (часто международного или общероссийского значения). Сделан вывод о необходимости эффективного развития сферы туризма, в первую очередь за счет реализации региональных кластерных туристических проектов разных типов.

Ключевые слова: регион, туризм, туристическая деятельность, региональные туристические кластеры, типы региональных туристических кластеров.

Введение

В настоящее время развитие туристической отрасли выходит на новый уровень. Если до сих пор основной тенденцией развития туризма в России был рост объемов выездного туризма, то сегодня особую актуальность приобретает въездной и внутренний туризм [1, 2]. Действительно, опыт последних лет показал, что внутренний потенциал для организации въездного туризма во многих регионах нашей страны во многом не реализован. И в этой ситуации особое значение приобретает необходимость формирования региональных туристических кластеров.

В настоящее время многие исследователи отмечают, что кластерные структуры являются оптимальной формой организации современного сервиса туристических услуг как на уровне страны, так и на уровне отдельного региона [3, 4]. Во многом структура и пропорции этого сектора региональной экономики не могут быть обеспечены без интеграционных процессов. Именно в рамках кластерных образований устанавливаются устойчивые межотраслевые связи, происходит оптимизация межотраслевых пропорций, обеспечивающих сбалансированность воспроизводственного механизма современной экономики.

Проблемам формирования региональных кластерных структур в туристической отрасли посвящены работы [5, 6]. Однако по-прежнему важной остается проблема типологизации и классификации региональных туристических кластеров, которая предполагает определение состава кластера, его территориальных и экономических границ, отраслевой специализации, структурного многообразия.

1 Исследование проводилось при финансовой поддержке в виде гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области проект № 15-12-34003 «Формирование стратегии развития туристско-рекреационного кластера».

Отметим, что типологизация региональных туристических кластеров - процесс далеко не простой. Сложность подобной типологизации вытекает, с одной стороны, из самого определения кластера как совокупности фирм и бизнес-структур, размещенных на одной территории (при этом в состав кластера входят не только непосредственно туристические фирмы, но и объекты туристической инфраструктуры, гостиницы и предприятия общественного питания [5, 6]), с другой стороны, из географического разнообразия регионов России, которое обусловливает значительные различия в их «туристической специализации». Это означает, что регионы имеют различные приоритеты в развитии того или иного вида туризма (историко-познавательного, делового, оздоровительного, пляжного, экологического туризма и др.), которые влияют на тип регионального туристического кластера.

Преимущества кластерной модели организации регионального туристического комплекса

Как отмечалось выше, кластерный подход в организации туристической деятельности в регионе является оптимальным, поэтому многие регионы России уже приступили к реализации проектов по созданию современных кластерных структур. В числе этих регионов можно отметить Астраханскую область, Республику Карелия, Республику Татарстан, Республику Тыва, Республику Калмыкия, Краснодарский край, Ставропольский край, Амурскую область, Владимирскую область и др. Каждый из этих регионов расположен на территории, уникальной по своим природным и климатическим характеристикам, имеет значительный накопленный и перспективный туристский потенциал, большие возможности и перспективы дальнейшего развития и роста.

Вместе с этим, в соответствии с Программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)» [1], уже созданы и будут созданы в перспективе новые кластерные региональные структуры в сфере туризма (табл. 1).

Таблица 1

Региональные туристические кластеры, созданные по программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)» на начало 2014 г.

Субъект РФ Кластер Результат

Ярославская область Туристско-рекреационный кластер «Ярославское взморье» Создано 10 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 180 тыс. туристов в год

Ивановская область Туристско-рекреационный кластер «Плес» Создано 1,4 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 330 тыс. туристов в год

Рязанская область Туристско-рекреационный кластер «Рязанский» Создано 1,2 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 115,7 тыс. туристов в год

Псковская область Туристско-рекреационный кластер «Псковский» Создано 1,9 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 80 тыс. туристов в год

Алтайский край Рекреационный кластер «Бе-локуриха» Создано 3,5 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 120 тыс. туристов в год

«Всесезонный горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Манжерок»» Создано 2,5 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 150 тыс. туристов в год

Краснодарский край Туристско-рекреационный кластер «Абрау-Утриш» Создано 2,8 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 900 тыс. туристов в год

Ставропольский край Туристско-рекреационный кластер «Эко-курорт «Кавминводы» Создано 1,1 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 82,5 тыс. туристов в год

Республика Тыва Этнокультурный туристский комплекс «Алдын-Булак». Туристский центр «Силбир» Создано 300 дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 24,6 тыс. туристов в год

Вологодская область Туристско-рекреационный кластер «Насон-город» Создано 2 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 454,2 тыс. туристов в год

Туристско-рекреационный кластер «Центр активного отдыха и туризма «У.Е.8.» Создано 1,5 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 500 тыс. туристов в год

Костромская область Туристско-рекреационный кластер «Кладезь земли Костромской» Создано 846 дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 356 тыс. туристов в год

Республика Саха (Якутия) Туристско-рекреационный кластер «Северная мозаика» Создано 1,3 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 196 тыс. туристов в год

Калужская область Туристско-рекреационный кластер «Никола-Ленивец» Создано 540 дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 16 тыс. туристов в год

Чувашская Республика Туристско-рекреационный кластер «Этническая Чувашия» Создано 1,6 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 250 тыс. туристов в год

Свердловская область Автотуристский кластер «Самоцветное кольцо Урала» Создано 3,1 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 587,8 тыс. туристов в год

Амурская область Туристско-рекреационный кластер «Амур» Создано 1,6 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 180 тыс. туристов в год

Калининградская область Туристско-рекреационный кластер «Раушен» Создано 1,2 тыс. дополнительных рабочих мест; туристский поток увеличен на 138,9 тыс. туристов в год,

* Составлено по [1, 2].

В целом на начало 2015 г. только в рамках Федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)» туристические кластеры были созданы в 18-ти регионах России. Все это свидетельствует о преимуществах и больших перспективах реализации кластерного подхода в развитии въездного и внутреннего туризма на региональном уровне.

Традиционно к основным преимуществам кластерной модели организации туристической деятельности в регионе относятся:

— возможность концентрации на одной территории финансовых, человеческих и материальных ресурсов для активизации туристической деятельности на территории региона;

— формирование международного или всероссийского туристического бренда региона, способствующего росту его туристической и инвестиционной привлекательности;

— эффективное развитие и использование основных элементов и объектов туристической инфраструктуры;

— снижение трансакционных издержек и получение эффекта синергии при организации туристических потоков внутри регионального кластера и др.

В целом нужно отметить, что формирование региональных туристических кластеров способствует упорядочению туристических потоков в регионе, способствует оптимальной организации туристического бизнеса, преодолению стихийности в сфере оказания туристических услуг населению.

Основные подходы к типологии региональных туристических кластеров на территории России

При интенсивном развитии региональных туристических кластеров, увеличении их количества и видового разнообразия туристической деятельности закономерно встает вопрос о типологии и классификации туристических кластеров. Типологизация региональных кластерных структур уже проводилась, в первую очередь по отраслевому принципу (традиционно в литературе выделяются промышленный [7], агропромышленный или сельскохозяйственный, торговый [8, 9], туристический кластер и др.). Важными критериями для идентификации и типологии кластеров также традиционно являются состав и структура кластера, наличие ядра, четкость географических и экономических границ кластера, а также критерии его экономической эффективности. Все эти критерии применимы и в отношении туристических региональных кластеров.

Однако в последнее время в отношении именно туристических кластеров большее предпочтение отдается географическим критериям, нежели структурным и экономическим.

В частности, по географическим критериям кластеры классифицируют:

— на продольные - элементы кластеров такого типа расположены или вытянуты вдоль определенного ресурса. Примером могут служить пляжные курорты, в которых каждый город сосредоточен на побережье моря или океана и является одновременно центром прибытия туристов в кластер;

— моноцентрические - характеризуются наличием ярко выраженного «центра туристических потоков», через который туристы прибывают в кластер. В центре сосредоточены основные элементы туристической инфраструктуры, которые обеспечивают другие (периферийные) элементы. Примером может служить туристический кластер «Рязанский». Ярко выраженный центр кластера можно определить как «ядро кластера» (по аналогии с промышленным и агропромышленным кластерами);

— полицентрические - характеризуются наличием нескольких центров туристических потоков, связанных между собой элементами транспортной инфраструктуры и находящихся в непосредственной географической близости друг от друга. Примером может служить кластер Алтайского края, который представлен несколькими небольшими кластерами: «Белокуриха», «Бирюзовая Катунь», «Золотые ворота» и т. д.;

— рассредоточенные или равномерные - характеризуются наличием элементов, равномерно рассредоточенных на территории кластера (равнозначных городов и курортов, представляющих интерес для туристов). Примером может служить туристический кластер «Псковский».

Типологию по географическим признакам можно расширить за счет других критериев, в частности по расположению административного центра внутри туристического кластера, определению территориальных границ кластера, плотности расположения основных объектов кластера и др. Для выделения типов региональных туристических кластеров, кроме географических, большое значение имеют и структурные, экономические и социальные критерии (критерии экономической и социальной эффективности).

Вместе с этим, на наш взгляд, важным различием туристических кластеров является наличие «каркасной» или «бескаркасной» («диффузной») структуры. «Каркасная» структура характеризуется

наличием устойчивой группы предприятий туристического бизнеса на территории того или иного региона, оказывающих значительное влияние на основные показатели туристической деятельности в регионе. Эти предприятия и образуют каркас туристического кластера. Например, туристско-рекреационный кластер «Эко-курорт «Кавминводы» в Ставропольском крае, где каркас кластера образуют крупные санаторные комплексы, привязанные к группам минеральных источников. Как правило, это крупные или средние предприятия туристической отрасли международного или всероссийского значения (отели, курорты, исторические и архитектурные памятники и др.). Во взаимодействии с ведущими предприятиями формируются другие предприятия туристического бизнеса. Основные экономические и технологические параметры предприятий, образующих каркас кластера, определяют объемы и динамику туристических потоков в регионе, а также формируют большую долю доходов от туристической деятельности в регионе. Для «каркасной» структуры кластера характерны устойчивость территориальной локации во времени, определенность географических и экономических границ кластера, значительный потенциал интеграции в международные туристические потоки, формирование устойчивого бренда, способствующего росту туристической привлекательности региона, и т. п. Наиболее зрелые туристические кластеры в основном уже имеют «каркасную» структуру.

«Бескаркасная», или «диффузная», структура регионального туристического кластера, как правило, имеет место на начальной стадии кластерообразования, в основном она меньше по масштабам и представлена малыми и иногда средними предприятиями. Так как малые предприятия достаточно неустойчивы под воздействием факторов внешней среды, то и «диффузная» структура неустойчива в пространстве и во времени, что приводит к постоянному изменению состава кластера, неопределенности его географических и экономических границ. Динамика доходов от туристической деятельности также носит неустойчивый характер и может существенно изменяться под воздействием сезонных факторов. Кроме того, следует отметить недостаточный потенциал кластера с «диффузной» структурой для интеграции в международные туристические потоки, а также для повышения инвестиционной привлекательности регионального туристического комплекса.

Таким образом, типология кластера - очень важный аспект в региональной экономике. Оценивая тип кластера на базе существующих классификаций, можно определить целесообразность создания кластера, перспективы его развития, сильные и слабые стороны. При анализе типа кластера по различным классификациям происходит мониторинг уже существующих туристических объектов, туристической инфраструктуры, рынка в целом.

Сравнительный анализ преимуществ различных типов региональных туристических кластеров

Выделим отличительные особенности и преимущества «каркасного» и «диффузного» типов региональных туристических кластеров (табл. 2).

Таблица 2

Основные отличия «каркасного» и «диффузного» типов региональных туристических кластеров

———кластера Признак, критерий ——^^ «Каркасный» «Диффузный»

Наличие каркаса Имеется каркас, который образуют крупные и средние предприятия регионального туристического комплекса, имеющие международный и (или) всероссийский статус. Каркас отсутствует, кластер представлен в основном малыми предприятиями туристической отрасли, слабо связанными между собой. Данные предприятия имеют только региональное значение.

Присутствие ярко выраженного «ядра кластера» Имеется ярко выраженное «ядро кластера», роль которого может играть крупный туристический объект или историческая достопримечательность. Данное предприятие имеет влияние на других участников кластера. Как правило, отсутствует ярко выраженное «ядро кластера», поскольку входящие в состав кластера предприятия небольших размеров местного значения не могут выполнить функцию ядра.

Масштабные параметры кластера Имеет достаточно большие размеры, как в географическом плане, так и по показателям объемов доходов от туристической деятельности. Размеры небольшие и географически ограничиваются границами одного региона или его части (административного района). В регионе может быть несколько туристских кластеров «диффузного» типа.

Размеры основных объектов (предприятий) кластера В состав могут входить как крупные и средние (каркас и ядро кластера), так и малые предприятия (периферия). В состав входят малые и средние предприятия туристического бизнеса. Крупные предприятия практически отсутствуют.

Особенности территориальной локации и степень определенности границ кластера Имеет устойчивую территориальную локацию с устойчивыми зонами высокой концентрации основных объектов бизнеса. Имеет неустойчивый характер территориальной локации, дисперсность в размещении основных объектов бизнеса. Недостаточно определенные географические и экономические границы.

Перспективы интеграции в международные туристические потоки Имеет значительный потенциал и перспективы привлечения туристов из других регионов и стран, интеграции в международные туристические потоки. Ориентирован в основном на регионального потребителя туристических услуг.

Таким образом, «каркасный» и «диффузный» типы регионального туристического кластера имеют существенные различия. В первую очередь это касается таких критериев, как степень интеграции в международные туристические потоки, определенность географических и экономических границ кластера, наличие или отсутствие ядра кластера и т. д. Однако следует отметить, что при определенной динамике инвестиционной активности в туристической сфере региона «диффузный» кластер может трансформироваться в «каркасный» и наоборот. В ряде случаев можно говорить о смешанном типе кластера, когда его центр имеет каркас, а периферия -неустойчивую (в зависимости от сезонных и других факторов) структуру.

Выводы

Подводя итог, следует отметить, что на современном этапе эффективная кластерная политика в сфере туризма необходима в первую очередь на региональном уровне. Наличие в регионах современных туристических кластеров будет способствовать росту турпотоков как внутри региона, так и за его пределами, а также увеличению доходов от туристической деятельности, занятости населения и пр. [10]. Кроме того, кластеризация туристической отрасли позволит оптимизировать видовую структуру направлений туристической деятельности, способствовать диверсификации структуры регионального туристского комплекса.

Важным в реализации кластерной политики в сфере туризма является новый подход к ти-пологизации кластерных структур. Несмотря на сложность типологизации региональных туристических кластеров по различным критериям, реализация кластерных проектов в регионах необходима. Именно формирование региональных туристических кластеров позволит, с одной стороны, реализовать потенциал для развития внутреннего въездного туризма, а с другой - будет способствовать интеграции регионального туристического пространства в глобальные туристические потоки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 // URL: http://www.zakonprost.ru (дата обращения: 28.01.2015).

2. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р) // URL: http://government.ru/media/files/ 41d4e55c9b1d8bca7b6a.pdf.

3. Ганущак-Ефименко Л. Н. Конкурентные преимущества кластерообъединенных предприятий на рынке / Л. Н. Ганущак-Ефименко // Актуальные проблемы экономики. 2010. № 3 (105). С. 143-147.

4. Федорец Л. Н. Оценка эффективности деятельности туристического кластера / Л. Н. Федорец // Вектор науки Тольяттин. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. 2011. № 1 (4). С. 42-45.

5. Рубцова Н. В. Апробация методики оценки социально-экономической эффективности туристской деятельности региона (на примере регионов Прибайкалья) / Н. В. Рубцова // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоград. ин-та бизнеса. 2015. № 1 (30). С. 110-116.

6. Матина Е. С. Туристско-рекреационный комплекс региона: характеристика состояния, преимущества и проблемы развития / Е. С. Матина // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоград. ин-та бизнеса. 2014. № 4 (29). С. 196-200.

7. Курченков В. В. Определение оптимального варианта модернизации производства на промышленном предприятии / В. В. Курченков, С. А. Овшинов // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоград. ин-та бизнеса. 2011. № 3. С. 43-50.

8. Курченков В. В. Экспансия сетевых компаний на региональном потребительском рынке: тенденции и последствия / В. В. Курченков, О. В. Фетисова, Т. В. Чигарева // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2013. № 1. С. 82-88.

9. Фетисова О. В. Влияние деятельности сетевых компаний на развитие регионального потребительского рынка / О. В. Фетисова, В. В. Курченков // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 35. С. 29-33.

10. Курченков В. В. Уровень и качество жизни на Юге России: тенденции и перспективы / В. В. Курченков, И. В. Митрофанова // Финансы и кредит. 2006. № 27 (231). С. 57-65.

Статья поступила в редакцию 20.02.2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Курченков Владимир Викторович - Россия, 400062, Волгоград; Волгоградский государственный университет; д-р экон. наук, профессор; зав. кафедрой «Государственное и муниципальное управление»; Kurchenkov@mail.ru.

Фетисова Ольга Владимировна - Россия, 400062, Волгоград; Волгоградский государственный университет; д-р экон. наук; профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление»; Fetissova66@inbox.ru.

Тютюшева Анна Геннадьевна - Россия, 400062, Волгоград; Волгоградский государственный университет; соискатель кафедры «Государственное и муниципальное управление»; Shevnina.an@yandex.ru.

Матина Елена Сергеевна - Россия, 400062, Волгоград; Волгоградский государственный университет; аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление»; Matina87@rambler.ru.

V. V. Kurchenkov, O. V. Fetisova, A. G. Tutuscheva, E. S. Matina

PROBLEMS OF TYPOLOGY OF REGIONAL TOURISM CLUSTERS

Abstract. The objects of the research are regional tourism clusters and their main types. The paper reveals the importance and the role of typology of regional tourism clusters in the specification of the ways of their integration into the international tourist flows. The potential of inbound and domestic tourism is fixed, the benefits of the cluster model for the organization of regional tourism complex are explained. The results established in the framework of the Federal program for the development of domestic tourism of 18 regional tourism clusters are presented. The criteria of typology of tourism clusters such as composition and structure of the cluster, the presence of the nucleus, the clarity of its geographical and economical boundaries are shown. The classification of the clusters in geographical parameter is given. The comparative analysis between the "framed" and "diffused" types of tourism clusters is made and the relationship between these types of clusters and the average size of the company, included in their composition, is revealed. The benefits of the clusters of the "framed" type, as well as their impact on the "tourist specialization" of the region are demonstrated. It is noted that the "diffused" type of the tourism cluster is mainly represented by small and medium-sized enterprises. It is shown that the skeleton structure of the cluster is formed faster in the presence of the so-called "core" of the cluster, the role of which in the region can host a large object of the tourism industry (often international or nationwide values). The conclusion about the need for the effective development of the tourism industry, mainly, through regional clusters of tourism projects of different types is made to improve the efficiency of formation of the regional tourist cluster.

Key words: region, tourism, tourism activities, regional tourism clusters, types of regional tourism clusters.

REFERENCES

1. O Federal'noi tselevoi programme «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossiiskoi Federatsii (2011-2018 gody)». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.08.2011 № 644. [On Federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)"]. Available at: http://www.zakonprost.ru (accessed: 28.01.2015).

2. Ob utverzhdenii Strategii razvitiia turizma v Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 31.05.2014 № 941-r. [On establishment of the strategy of the tourism development in the Russian Federation up to 2020]. Available at: http://government.ru/media/files/41d4e55c9b1d8bca7b6a.pdf.

3. Ganushchak-Efimenko L. N. Konkurentnye preimushchestva klasteroob"edinennykh predpriiatii na rynke [Competitive benefits of cluster joint enterprises at the market]. Aktual'nye problemy ekonomiki, 2010, no. 3 (105), pp. 143-147.

4. Fedorets L. N. Otsenka effektivnosti deiatel'nosti turisticheskogo klastera [Evaluation of the effectiveness of the tourism cluster activity]. Vektor nauki Tol'iattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika i upravlenie, 2011, no. 1 (4), pp. 42-45.

5. Rubtsova N. V. Aprobatsiia metodiki otsenki sotsial'no-ekonomicheskoi effektivnosti turistskoi deiatel'nosti regiona (na primere regionov Pribaikal'ia) [Approbation of the methods of evaluation of the social and economic effectiveness of the regional tourism activity (by the example of the Balkan regions)]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2015, no. 1 (30), pp. 110-116.

6. Matina E. S. Turistsko-rekreatsionnyi kompleks regiona: kharakteristika sostoianiia, preimushchestva i problemy razvitiia [Tourism and recreational complex of the region: characteristics of the state, benefits and problems of the development]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2014, no. 4 (29), pp. 196-200.

7. Kurchenkov V. V., Ovshinov S. A. Opredelenie optimal'nogo varianta modernizatsii proizvodstva na pro-myshlennom predpriiatii [Determination of the optimal variant of modernization of the production at the industrial enterprise]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2011, no. 3, pp. 43-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kurchenkov V. V., Fetisova O. V., Chigareva T. V. Ekspansiia setevykh kompanii na regional'nom pot-rebitel'skom rynke: tendentsii i posledstviia [Expansion of network companies at the regional consumer market: tendencies and consequences]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uni-versiteta. Seriia: Ekonomika, 2013, no. 1, pp. 82-88.

9. Fetisova O. V., Kurchenkov V. V. Vliianie deiatel'nosti setevykh kompanii na razvitie regional'nogo pot-rebitel'skogo rynka [Influence of the activity of network companies on the development of the regional consumer market]. Regional'naia ekonomika: teoriia ipraktika, 2011, no. 35, pp. 29-33.

10. Kurchenkov V. V., Mitrofanova I. V. Uroven' i kachestvo zhizni na Iuge Rossii: tendentsii i perspektivy [Level and quality of life in the South of Russia: tendencies and prospects]. Finansy i kredit, 2006, no. 27 (231), pp. 57-65.

The article submitted to the editors 20.02.2016

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Kurchenkov Vladimir Viktorovich - Russia, 400062, Volgograd; Volgograd State University, Doctor of Economics, Professor; Head of the Department "State and Municipal Management"; Kurchenkov@mail.ru.

Fetisova Olga Vladimirovna - Russia, 400062, Volgograd; Volgograd State University, Doctor of Economics; Professor of the Department "State and Municipal Management"; Fetissova66@inbox.ru.

Tyutyusheva Anna Gennadievna - Russia, 400062, Volgograd; Volgograd State University, Candidate of the Department "State and Municipal Management"; Shevnina.an@yandex.ru.

Matina Elena Sergeevna - Russia, 400062, Volgograd; Volgograd State University, Postgraduate Student of the Department "State and Municipal Management"; Mat-ina87@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.