Оборин М.С.
Сетевое взаимодействие как инструмент эффективного управления экономической стабильностью регионального рынка историко-культурного туризма
Оборин Матвей Сергеевич — доктор экономических наук, профессор, Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»; профессор, ФГБОУ ВО Пермский государственный национальный исследовательский университет; профессор, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова», Пермь, РФ; профессор, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Сочи, РФ. E-mail: recreachin@rambler. ru SPIN-код РИНЦ: 8200-9024
Аннотация
Статья посвящена исследованию механизмов интегрированного взаимодействия на региональных рынках туристско-рекреационных услуг, стабилизационного воздействия на экономику региона кластерного и сетевого подхода к организации историко-культурного туризма. Научная новизна исследования состоит в выявлении сетевых моделей функционирования сферы историко-культурного туризма, которые положительно влияют на социально-экономические показатели территорий. Одной из целей и задач регионального стратегического управления является проектирование оптимальных условий деятельности кластеров и сетей организации туристского бизнеса, поскольку это позволит стабилизировать спрос и повысить устойчивость рынков услуг, в частности историко-культурного туризма, который является сравнительно новым направлением.
В качестве методов анализа использованы системный и ситуационный подходы, моделирование социально-экономических процессов, анализ статистики, что позволило исследовать показатели развития историко-культурного туризма Пермского края, выявить проблемы и ограничения, а также преимущества реализуемых кластерного и сетевого подходов к управлению развитием отрасли.
Проведенное исследование показало, что историко-культурный туризм эффективно развивается в условиях интегрированного кластерного и сетевого взаимодействия. На территории Пермского края функционирует кластер историко-культурной направленности, для эффективной реализации программного подхода в управлении на уровне региона необходимо контролировать достижение индикаторов и показателей, чтобы организация туристской деятельности на региональном рынке являлась стабилизирующим фактором.
Ключевые слова
Историко-культурный туризм, сетевое взаимодействие, кластер, сеть, эффект, модель.
DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10004
Введение
Туризм является динамично развивающейся сферой экономики, представляющей одно из стратегических направлений качественного улучшения социально-экономического пространства регионов страны. Субъекты РФ обладают значительным природно-ресурсным и культурно-историческим потенциалом для формирования уникального предложения, востребованного на рынке. В настоящий исторический период развиваются виды туризма, которые способствуют эффективному
использованию богатого регионального наследия: экологический, познавательный, аграрный, культурно-исторический. Синергетический эффект комплексной реализации федеральных и региональных программ предполагает получение необходимого уровня прибыли, развитие исторической, экологической и архитектурной составляющей, обеспечение социальной справедливости и рост качества жизни и здоровья населения, достижение стабильного состояния экономики принимающих территорий.
Стратегическое управление экономической стабильностью субъектов страны основывается на нескольких элементах: технологиях использования потенциала, качестве управленческих ресурсов, опыте реализации проектов и целевых программ, формировании интегрированных структур организации экономической деятельности, которые являются саморегулируемыми в рыночных условиях.
Предприятия сферы туризма развивают финансово-экономический потенциал на основе кластерного и сетевого механизма совместной деятельности, являющегося эволюционной формой достижения коллективных преимуществ при производстве, реализации и продвижении единой продуктовой линии. Население территорий туристических кластеров характеризуется ростом качества жизни. Специализированные кластеры, отвечающие за развитие конкретных отраслей, способствуют повышению конкурентоспособности продукции и услуг, сокращению издержек, достижению сбалансированной ценовой политики, что обеспечивает стабильное состояние локальных социально-экономических систем.
Научная новизна исследования заключается в определении сетевых моделей в сфере историко-культурного туризма, характеристике этапов формирования кластеров.
Цель исследования — анализ показателей историко-культурного туризма региона и выявление тенденций формирования сетевого взаимодействия как стабилизирующего фактора рыночного развития. Для решения поставленной цели необходимо проанализировать научно-теоретические работы в области сетевого и кластерного развития сферы туризма; определить и классифицировать основные виды кластеров и сетевых моделей с учетом их влияния на позицию предприятий в отрасли и эффекта для территорий.
Степень изученности проблемы
Туристический кластер — это сложноорганизованная система бизнес-структур,
в основе которой находятся предприятия туризма, а также предприятия
взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающих эффективное управление и
стабильное развитие территорий с точки зрения коммерческих, медицинских и
75
социальных показателей. В Российской Федерации действует Стратегия инновационного развития государства на период до 2020 года, согласно которой на территории страны находится 19 туристических кластеров, занимающих лидирующие позиции по количеству среди других стран (61 кластер). При этом первое место по числу кластеров занимает Приволжский федеральный округ — 9 кластеров. Следовательно, Россия является одной из стран, обладающих высоким потенциалом развития в туризме [Рудченко 2016].
Понятие туристических кластеров рассматривалось различными авторами, можно выделить несколько основных трактовок:
- локализованная туристско-рекреационная система, которая состоит из групп производственных предприятий в сфере туристского обслуживания и сопряженных видов деятельности. Совместная работа таких предприятий способствует достижению индивидуальной конкурентоспособности и специализации участников кластера [Саак Жертовская 2011];
- совокупность расположенных на одной территории компаний, производящих туристский продукт, инфраструктурных туристических организаций и регулирующих данную сферу органов власти, конкурентоспособность и эффективность деятельности каждого из которых зависят от результатов деятельности всех других субъектов кластера [Кизим и др. 2010];
- официальная экономическая парадигма развития территорий вследствие того, что он представляет собой инструмент самоорганизации хозяйственного сообщества для повышения выживаемости регионального бизнеса в условиях бескомпромиссной конкуренции [Novelli et al. 2006].
В туристско-рекреационной сфере кластерный подход впервые применили зарубежные ученые, его эволюция связана с реализацией прикладных задач обеспечения конкурентоспособности и снижения издержек, что не противоречит другим областям экономической деятельности: 1) услуги на базе развитой инфраструктуры и сотрудничества [Rodrigues 2003]; 2) группа туристских аттракций на ограниченной географической территории, взаимодействующая на основе высоко развитой инфраструктуры, управления, конкурентных преимуществ [Monfort 2000];
3) группа компаний и институтов, выпускающих туристский продукт на основе стратегических отношений, обеспечивающих конкурентные преимущества услуг [Solvel et al. 2003].
Главной задачей туристического кластера в экономике является формирование новых возможностей для полноценного развития бизнеса и обеспечение стабильности экономики региона на базе имеющихся предприятий туризма [Рудченко 2016], что особенно проявляется в субъектах с туристско-рекреационной специализацией. Можно выделить такие типы кластеров, как:
1) Страновые — в рамках взаимодействия с другими странами: встречаются в Шотландии, Сингапуре;
2) Внутренние — внутри самой страны: кластеры винной и гастрономической индустрий в Испании, Франции;
3) Региональные — внутри одного региона: в Каталонии, Сардинии;
4) Городские — в рамках одного города: к примеру, в Барселоне или Санкт-Петербурге;
5) Объектные — формируются вокруг одного туристического объекта: долина бабочек на Родосе, биосферный заповедник в Сан-Паулу;
6) Маркетинговые — включают в себя базирование на одном направлении: кластер спортивного туризма в Альпах, историко-культурный кластер в Санкт-Петербурге [Кропинова, Митрофанова 2009].
Более высоким уровнем организации деятельности в туристско-рекреационной сфере является сеть [Яковлева-Чернышова 2014]. Обобщая отечественные и зарубежные исследования, выделим несколько определений сети:
- процесс сознательного создания и развития более эффективных организационных отношений для успешной конкуренции на выбранном рынке, в том числе позиционирования [Ingram 1996];
- эффективная форма организации бизнеса в конкурентной турбулентной среде [Ken-ichi 1989];
- устойчивая связь субъектов различной отраслевой специализации, объединенных единым производственным процессом [Щербаков, Давыдова 2013].
Модели сетевого взаимодействия в туристско-рекреационной сфере
Сети в туристско-рекреационной сфере в России находятся в стадии активного формирования, поскольку возможности внешней среды существенно связаны с внутренней государственной политикой и санкциями западных стран. Анализ регионального опыта позволяет выделить три основные модели сетевого взаимодействия в сфере туризма (см. Рисунок 1).
Профильная сетевая модель организации туристского бизнеса подразумевает наличие предприятия-лидера, чей продукт или услуга пользуется спросом. В данном случае сотрудничество с другими экономическими агентами положительно влияет на качество услуги, улучшает ее базовые характеристики, принося прибыль всем участникам. При этом лидирующее предприятие в еще большей степени укрепляет свои рыночные позиции, обеспечивая стабильный рост сферы услуг.
Рисунок 1. Сетевые модели туристского бизнеса в РФ1
Многопрофильная сетевая модель в качестве базовых предприятий предполагает нескольких рыночных агентов, имеющих специализацию в различных видах экономической деятельности. Сотрудничество гостиницы, санатория и экскурсионных бюро позволяет сформировать качественное предложение, насыщенное различными взаимодополняющими услугами. Например, если к сформированному предложению добавить услуги сельскохозяйственных предприятий в сфере аграрного
1 Составлено автором.
туризма, можно получить уникальный продукт, сочетающий комфортное проживание, лечение и посещение сельской местности.
Многопрофильная сетевая модель может реализовываться в сфере лечебно-оздоровительного туризма на базе нескольких здравниц, обладающих различными лечебно-оздоровительными профилями, которые занимают приблизительно равные рыночные доли. Эффект от деятельности в данном случае будет в большей степени отвечать потребностям населения, поскольку обеспечит разнообразие профильных услуг и повысит их доступность для различных категорий граждан.
Каждая из рассмотренных сетевых моделей и кластеров вносит определенный вклад в экономическую стабильность региона в той или иной степени.
Рассмотрим, каким образом формирование двух типов интеграционных механизмов может развиваться в сфере историко-культурного туризма и оказывать положительное влияние на устойчивость региональных социально-экономических систем.
Историко-культурный туризм является частью туристско-рекреационной индустрии, которая подразумевает использование разнообразных методов, технологий и подходов к управлению в условиях интеграционных процессов на региональных рынках. Одним из таких подходов является объединение территорий в единый историко-культурный кластер — межотраслевой комплекс, представляющий собой потенциальную возможность роста финансово-экономических показателей в результате достижения эффектов синергии, что приведет к получению значительных рыночных, экономических и социальных преимуществ [Петрова 2014]. Для региона применение кластерного подхода будет способствовать привлечению дополнительного платежеспособного спроса потребителей с несколькими целями, которые будут совмещать отдых и лечение с посещением исторических и культурных объектов.
Историко-культурные кластеры создают условия для развития кадрового и инновационного потенциала отрасли, способствуют росту продаж интерактивных продуктов и услуг регионального рынка, сформированных в рамках кластера. Значимым эффектом для территории является стабильность туристско-рекреационных систем, сферы услуг и финансово-экономических показателей, в основе которого программно-целевое межотраслевое сотрудничество, направленное на глубокое удовлетворение потребностей субъектов рынка. Кластеры отличаются особой творческой средой, способствующей установлению свободной коммуникации и сотрудничества, новых форм взаимоотношений, в рамках которых происходит обмен
новыми идеями. Формирование подобных кластеров связано с быстроразвивающимся постиндустриальным обществом, повышением уровня квалификации творческих работников, расширением спектра оказываемых услуг, а также формированием экономики, которая основана на знаниях и впечатлениях. Региональная культурная политика должна дополнять стратегии развития субъектов РФ.
Основными образующими элементами историко-культурных кластеров являются аутентичные памятники архитектуры, исторические места и регионы. Размер пассажиропотока также влияет на формирование данного вида сетевого взаимодействия. Быстрая транспортная и пешеходная доступность является главным фактором объединения территорий.
Историко-культурные кластеры имеют многосекторальный характер, который подразумевает существование таких элементов, как частные организации сферы услуг (предприятия малого и среднего бизнеса), памятники, находящиеся в государственной собственности. Частные фирмы в рамках кластера отвечают за быстрое реагирование на изменения ситуации на рынке культурного туризма. Они осуществляют деятельность в пределах одной маркетинговой стратегии, ориентируясь на коллективный имидж как кластерной единицы, так и всего города. Это включает в себя организацию эффективного взаимодействия в управлении территориальных органов культуры и туризма, коммерческими и некоммерческими компаниями, благотворительными фондами, предприятиями культуры.
Историко-культурные кластеры подразделяются на 4 типа:
1) кластеры культурного наследия. Данный вид кластера формируется вокруг конкретных уникальных памятников истории, архитектуры и культуры;
2) этнокультурные кластеры. Располагаются в местах компактного проживания характерных для конкретной территории народов. Данные кластеры представляют культуру коренных народов на сельской местности или в малых городах;
3) творческие кластеры. Находятся в основном на городских территориях, включают в себя издательскую деятельность и литературу, музыку, радио и телевидение, изобразительные искусства и ремесла, интерактивные средства массовой информации, дизайн рекламы, библиотеки, галереи и музеи [ЫоуеШ й а1. 2006];
4) арт-инкубаторы. Относительно новая форма территориальной и организационной автономизации творческих индустрий в историко-культурных кластерах в туризме. Они носят целенаправленный характер с элементами внезапности принимаемых решений. Арт-инкубаторы функционируют на базе крупных творческих вузов либо их отдельных факультетов. Подобные кластеры формируются в рамках планов и программ по развитию территорий [Путрик и др. 2017].
Арт-инкубаторы можно отнести к сетевому типу взаимодействия. В процессе организации совместной деятельности предприятий сферы туризма историко-культурные кластеры приобрели ряд отраслевых особенностей, которые необходимо учитывать при управлении их развитием [Оборин, Шерешева 2017]:
1) ограничение развития туристских направлений природно-экологическими особенностями территорий, деградация которых приводит к негативным последствиям в экономике, снижению качества жизни курортного населения;
2) ограничение развития бизнеса на территории кластеров количественной емкостью средств размещения, таких как санатории, пансионаты, базы отдыха и т.д.;
3) влияние конъюнктуры международного рынка туризма на развитие туристско-рекреационной сферы;
4) постоянное изменение себестоимости туристского продукта, влияющее на уровень цен и состав субъектов кластера;
5) показатель качества услуг подвержен влиянию различных факторов.
Формирование сетевых форм взаимодействия в историко-культурном туризме включает использование эффективных управленческих технологий (см. Рисунок 2).
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕТЯМИ
ВЫЯВЛЕНИЕ МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ И ОРГАНИЗАЦИИ, ВХОДЯЩИХ В СЕТИ, К СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ. СТОЯЩИХ ПЕРЕД СЕТЯМИ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СЕТИ; СОЗДАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СЕТИ. КЛЮЧЕВЫХ УЗЛОВ И ПР. ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ СЕТИ
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Рисунок 2. Этапы создания системы управления сетевыми формами
взаимодействия2
Сетевые формы взаимодействия в историко-культурном туризме направлены на получение выгод и преимуществ их участников:
1) усиление основной специализации, рост уровня профессионализма специалистов и управленческих кадров, развитие проектного и программно-целевого подхода к управлению коллективным поведением;
2) использование совокупности компетенций и ресурсов участников создает потенциал для осуществления инновационных разработок;
3) эффективное распределение обязанностей и задач между участниками кластера способствует выполнению функций на более высоком уровне;
2 Составлено автором.
4) разделение технологических и управленческих функций, которые связаны с производственным и финансовым циклами, позволяют повысить качество оказываемых услуг.
Процесс осуществления деятельности историко-культурного туристского кластера сопровождается научно-методическими координационными действиями. Они входят в состав управленческой политики кластера и подразделяются на этапы (см. Рисунок 3).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕС КОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КЛАСТЕРА
г СОЗДАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
формирование общего понимания о качестве туристских услуг и инициатив по повышению этого качества йазными субъектами влияния
зкс11ы»1ная поддержка ироькшв по ор1 анн за!] ии взаимодьис 1вия в сфере туризма наловленных на повышение качества туристских услуг
организация конкурсов для выявления и поддержки проектов взаимодействия, направленных на повышение качества туристских услуг
г- УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
постановка задач повышения качества туристских услуг в региональной системе
использование взаимодействия для создания сетевых протммм. проектов. структур
оценка деятельности туристских предприятий по использоаАнию взаимодействия в решении задан повышения качества туристских услуг
РАСПРОСТРАНЕНИ Е ВЛИЯНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СФЕРУ ТУРИЗМА
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ И ОБОБЩЕНИЮ ОПЫТА И ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ тзных СУБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ И НАПИВЛЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СИНТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЕКТОЙ. ИННОВАЦИОННОГО ЙАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ
СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА
ЛЕГИТИМАЦИЯ ФОРМ И СУБЪЕКТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ СУБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОГО
ТУРИЗМА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ПРОЕКТОВ ПРОГВШМ И СТРУКТУР
Рисунок 3. Этапы реализации научно-методического сопровождения историко-
культурных кластеров3
3 Составлено автором.
В управлении историко-культурными кластерами и сетями преобладает подход, основывающийся на отношениях между формально независимыми экономическими агентами, которые объединяют свои ресурсы, согласуют интересы и координируют роли для извлечения взаимных выгод. При выборе сетевого механизма управления отраслью вырабатываются способы управления полученными результатами и контроля за ними на основе учета взаимных преимуществ. Такие сетевые механизмы способствуют адаптации отрасли к постоянно меняющейся среде.
Последовательность этапов создания историко-культурных кластеров является основой для достижения их задач и целей:
1) рост конкурентных преимуществ творческих организаций и предприятий смежных отраслей, входящих в состав кластера;
2) организация условий для профессионального роста работников отрасли;
3) формирование благоприятной среды для развития творческой индустрии, в том числе направленной на привлечение туристов в регион;
4) создание новых продуктов историко-культурного туризма;
5) увеличение роли интерактивных продуктов и услуг кластера;
6) формирование культурного имиджа туристской территории при помощи активной деятельности креативных групп населения.
Показатели историко-культурного туризма Пермского края
На данный момент на территории Российской Федерации функционирует не более 10 культурных кластеров, в том числе один из них — на территории Пермского края. Это кластер Лысьва-Кын, создание которого произошло в ходе осуществления нескольких культурных проектов в крае: программы «Лысьва — месторождение культуры» (2009 г.) и «Кын-реалити. Объединение ресурсов» (2011 г.) в рамках федеральной целевой программы «Пермский край — территория культуры». Основной концепцией программ является историко-промышленное и культурное наследие территории, были разработаны новые направления для культурного туризма, сформирован инвест-проект «Кын-парк», создан брендбук для новой сувенирной продукции, организованы выездные выставки и ярмарки, участие в межрегиональных
проектах по развитию туризма, модернизация программы по развитию туризма Лысьвенского муниципального района4.
Рассмотрим более подробно показатели развития историко-культурного туризма Пермского края на основе данных Росстата (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Статистические данные по театральным показателям Пермского края
в 2015-2018 гг.5
Показатель 2015 2016 2017 2018
Число профессиональных театров — всего 12 12 12 12
в том числе:
— оперы и балета 1 1 1 1
— драмы, комедии и музыкальные 9 9 9 9
— детские и юного зрителя 2 2 2 2
Численность зрителей театров, тыс. чел. 881,2 864,7 879,4 889,2
Показатели театральной сферы в Пермском крае на протяжении последних 4 лет остаются неизменными, в то время как, согласно данным статистики, с 2016 года наблюдается рост численности зрителей театров. Это свидетельствует о том, что и у местного населения, и у групп туристов формируется рост заинтересованности в театральной деятельности как в одном из постоянных способов досуга.
Следующий рассматриваемый показатель — это данные, собранные по музейной деятельности в Пермском крае за последние четыре года (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Статистические данные по музейным показателям Пермского края в
2015-2018 гг.6
Показатель 2015 2016 2017 2018
Число музеев (включая филиалы) — всего 62 63 63 63
в том числе:
— искусствоведческие 2 2 2 2
— исторические и археологические 6 5 6 6
— краеведческие 53 55 55 55
Число посещений музеев, тыс. 1027,5 1093,1 995,6 1092,6
По показателям музейной деятельности в Пермском крае наблюдается рост числа посещений музеев в 2018 году до уровня 2016 года. При этом количество музеев
4 Культурные проекты как основа развития туризма. Историко-культурный кластер Лысьва-Кын, 2014 г. // MyShared [Электронный ресурс]. URL: http://www.mYshared.ru/slide/504451/ (дата обращения: 14.08.2019).
5 Источник: Официальная статистика // Пермьстат [Электронный ресурс]. URL: https://permstat.gks.ru/ofstatistics (дата обращения: 10.08.2019).
6 Там же.
остается неизменным на протяжении нескольких последних лет, это свидетельствует о росте интереса к экспонатам музея Пермского края за последний год с учетом непрекращающихся санкционных воздействий зарубежных стран. Еще одним показателем, характеризующим эффективность управления историко-культурной сферой в сетевых объединениях, является количество организаций, отвечающих за культурный досуг (см. Таблицу 3).
Таблица 3. Число организаций культурно-досугового типа Пермского края в 20152018 гг., ед.7
Показатель 2015 2016 2017 2018
Всего 783 781 772 760
из них:
— в городах и поселках городского типа 86 87 85 85
— в сельской местности 697 694 687 675
По состоянию на 2018 год наблюдается снижение числа культурно-досуговых организаций, которые являются обязательным элементом кластера. Это произошло за счет сокращения данного типа предприятий в сельской местности. Данные по городским организациям остаются на одинаковом уровне на протяжении последних четырех лет. Это свидетельствует о достаточно стабильной политике управления в туристской сфере историко-культурного кластера в городах.
Необходимо также рассмотреть такой элемент туристического кластера, как число гостиниц и других средств размещения в Пермском крае (см. Таблицу 4).
Таблица 4. Количество гостиниц и аналогичных средств размещения Пермского края в 2015-2018 гг., ед.8
Показатель 2015 2016 2017 2018
Число гостиниц и аналогичных средств размещения 86 87 85 85
Единовременная вместимость, мест 697 694 687 675
Как видно из таблицы, вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения в период с 2015 по 2018 годы незначительно снизилась. Это означает, что гостиницы сокращают количество номеров вследствие обновления номерного фонда либо при закрытии.
7 Источник: Официальная статистика // Пермьстат [Электронный ресурс]. URL: https://permstat.gks.ru/ofstatistics (дата обращения: 10.08.2019).
8 Там же.
Следующий элемент историко-культурного туристского кластера — показатели транспорта и связи (см. Таблицу 5).
Таблица 5. Показатели услуг связи и транспорта Пермского края в 2015-2018 гг.9
Показатель 2015 2016 2017 2018
Услуги связи 20337, 5 19641, 6 23057, 9 23404,5
из них:
— междугородная, внутризоновая и международная телефонная 822 676,1 749,1 675,2
— радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь, проводное вещание 709,7 700,2 1354,4 1416,6
— перевезено пассажиров, тыс. чел. 311439 303839 284687 239938
— пассажирооборот, млн пасс-км 4228 4408 4022 4313
— автомобильные дороги, км 36258 36002 36317 36646
— железнодорожные пути общего пользования, км 1574 1574 1574 1574
— дороги с твердым покрытием 24146 24703 25001 25454
По состоянию на 2018 год рост данных по услугам связи и транспорта наблюдался по таким показателям, как радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь, проводное вещание (рост на 5%), пассажирооборот (рост на 7%) и протяженность автомобильных дорог (рост на 1%, в том числе и с твердым покрытием — на 2%). Остальные показатели отмечены только небольшим падением, что говорит о достаточно развитой инфраструктуре в историко-культурном туристском кластере Пермского края.
Заключение
Несмотря на улучшение функциональных характеристик и выгод от создания историко-культурного кластера, существуют и негативные последствия. Выявлена проблемная ситуация, при которой около половины кластеров функционируют неэффективно, не выполняют планы по объемам обслуживания и приема туристов. Это объясняется низким уровнем заинтересованности руководящего состава кластера, неэффективными методами управления, которые характеризуются слабым научным обоснованием выбора проектов, социокультурным содержанием и программированием работы кластера. Отсутствие культурного элемента, который был бы связан с профессиональными стандартами, и низкий уровень квалификации персонала сказываются на снижении общей туристической привлекательности историко-культурного кластера.
9 Источник: Официальная статистика // Пермьстат [Электронный ресурс].
URL: https://permstat.gks.ru/ofstatistics (дата обращения: 10.08.2019).
Решением данной проблемы является проведение комплексного анализа исполнения федеральных целевых программ в сфере туризма, включающего: выявление причин отказа потенциальных инвесторов от участия в конкретной федеральной программе:
1) поиск направлений, требующих включения в федеральные программы, соответствующие специфике региона, на который распространяется их деятельность;
2) внесение новых предложений по исполнению целевых программ с целью учета их в дальнейшей работе.
Организация управления историко-культурными туристскими кластерами требует активизации работ по привлечению музеев и других культурных объектов в технологический процесс формирования партнерства, так как на данный момент данная деятельность проводится недостаточно эффективно.
Историко-культурные кластеры оказывают положительное воздействие на создание имиджа конкретного региона, формируемого при помощи рекламы и креативных выставок. За счет возникновения подобных кластеров растет привлекательность региона для туристов, углубляется интеграция объектов наследия и музейной деятельности в туристско-рекреационную сферу и коммерческий оборот, осуществляется преобразование музеев в центры информационного обеспечения и реализация познавательной функции туризма. Усиливает данный процесс проведение выездных выставок, ярмарок, карнавалов, привлекающих внимание потребителей региона присутствия и приезжих туристов.
Список литературы:
Кизим А.А., Вальвашов А.Н., Кульков И.В. Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристического кластера // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 26. С. 52-59.
Кропинова Е.Г., Митрофанова А.В. Регионально-географический подход к понятию «туристско-рекреационный кластер» // Вестник РГУ им. И. Канта. 2009. № 1. С. 70-75. ОборинМ.С., ШерешеваМ.Ю. Специфика сетевых бизнес-моделей в туристско-рекреационной сфере // Управленец. 2017. № 4. С. 24-36.
Петрова Н.В. Формирование механизмов взаимодействия субъектов предпринимательской сети в сельском туризме на примере республики Карелия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6(33). С. 24-29.
ПутрикЮ.С., ВагабовМ.М., ПересветовВ.Н. Музейно-туристские кластеры как перспективный компонент федеральной программы развития туризма в России // Журнал Института наследия. 2017. № 3(10). С. 39-47.
Рудченко В.Н. Кластеры в туризме: особенности классификации, процесс формирования и методы оценки // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 4. С. 59-67. Саак А.Э., Жертовская Е.В. Современные направления формирования туристской политики муниципального образования // Туризм: право и экономика. 2011. № 2. С. 2430.
Щербаков В.В., Давыдова М.К. Обоснование сетевых решений в логистике гостиничного сервиса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 4. С. 165-171.
Яковлева-ЧернышоваА.Ю. Особенности кластерного взаимодействия в санаторно-курортной сфере // Управление и экономика в XXI веке. 2014. № 2. С. 23-30. Ingram P.L. The Rise of Hotel Chains in the United States, 1896-1980. New York; London: Garland Publishing Inc., 1996.
Jarillo J.C. On Strategic Networks // Strategic Management Journal. 1988. Vol. 9. January-February. No. 1. P. 31-41
Ken-ichi Imai. Evolution of Japan's Corporate and Industrial Networks // Industrial Dynamics. Technological, Organizational, and Structural Changes in Industries and Firms / ed. by Carlsson Bo. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1989. P. 123-155. MonfortMir V.M. Competitividad y factores críticos de éxito en la «hotelería de litoral»: experiencia de los destinos turísticos Benidorm y Peñíscola: Doctoral Dissertation, Universidad de Valencia, Espanha, 2000.
NovelliM., Schmitz В., Spencer Т. Networks, Clusters and Innovation in Tourism: A UK
Experience // Tourism Management. 2006. Vol. 27. Is. 6. P. 1141-1152.
Rodrigues A.B. Turismo rural: praticas e perspectivas. Sao Paulo: Contexto, 2003.
Solvel O., Lindqvist G., Ketels Ch. The Cluster Initiatives Greenbook. Stockholm: Bromma
tryck AB, 2003.
Oborin M.S.
Network Interaction as a Tool for Effective Management of Historical and Cultural Tourism Regional Market Economic Stability
Matvey S. Oborin — PhD, Professor, Perm Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics; Professor, Perm State National Research University; Professor, Perm State Agricultural and Technological University, Perm, Russian Federation; Professor, Sochi State University, Sochi, Russian Federation. E-mail: rec reachin@ rambler. ru
Abstract
The article is devoted to the study of integrated cooperation mechanisms in regional markets, tourism and recreational services, the stabilization impact on the economy of the region cluster and network approach to the organization of historical and cultural tourism. Scientific relevancy of the research is defined by identifying the network models of historical and cultural tourism functioning, with positive effects on socio-economic indicators of the territories. One of the goals and objectives of the regional strategic management is to design optimal conditions of clusters and networks activity, to organize tourist business, as this will help to stabilize demand and improve the sustainability of services markets, in particular historical and cultural tourism, which is a relatively new direction.
As methods systematic and situational approaches, modelling socio-economic processes, analysis statistics were used.
As a result, indicators of historical and cultural tourism development in Perm Region were studied, problems and limitations and as well as benefits of the implemented cluster and network approaches to management of the industry development were identified. The study allowed concluding that historical and cultural tourism is developing effectively in terms of integrated cluster and networking. On the territory of Perm Region there is a cluster of historical and cultural orientation, for the effective implementation of the programme approach to the management at the regional level it is necessary to monitor the achievement of indicators and indicators so that the organization of tourist activities on the regional market could be a stabilizing factor.
Keywords
Historical and cultural tourism, network interaction, cluster, network, effect, model. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10004
References:
Ingram P.L. (1996) The Rise of Hotel Chains in the United States, 1896-1980. New York; London: Garland Publishing, Inc.
Jarillo J.C. (1988) On Strategic Networks. Strategic Management Journal. Vol. 9. January-February. No. 1. P. 31-41.
Ken-ichi Imai. (1989) Evolution of Japan's Corporate and Industrial Networks. In: Carlsson Bo (ed.) Industrial Dynamics. Technological, Organizational, and Structural Changes in Industries and Firms. Boston: Kluwer Academic Publishers. P. 123-155. Kizim A.A., Val'vashov A.N., Kul'kov I.V. (2010) Povysheniye investitsionnoy privlekatel'nosti regiona na osnove razvitiya turisticheskogo klastera [Increasing the investment attractiveness of the region based on the development of the tourism cluster]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika. No. 26. P. 52-59.
Kropinova E.G., Mitrofanova A.V. (2009) Regional'no-geograficheskiy podkhod k ponyatiyu «turistsko-rekreatsionnyy klaster» [The regional-geographical approach to the concept of «tourism and recreation cluster»]. VestnikRGUI. Kanta. No. 1. P. 70-75. Monfort Mir V.M. (2000) Competitividad y factores críticos de éxito en la «hotelería de litoral»: experiencia de los destinos turísticos Benidorm y Peñíscola: Doctoral Dissertation, Universidad de Valencia, Espanha.
Novelli M., Schmitz В., Spencer Т. (2006) Networks, Clusters and Innovation in Tourism: A UK Experience. Tourism Management. Vol. 27. Is. 6. P. 1141-1152.
Oborin M.S., SHeresheva M.YU. (2017) The Specificity of Network-Based Business Models in the Tourist-Recreational Sphere. Upravlenec. No. 4. P. 24-36.
Petrova N.V. (2014) Formation Mechanisms of Interaction between Business Network Members in Rural Tourism on the Example of the Republic of Karelia. Ekonomika i menedzhment innovacionnyh tekhnologij. No. 6(33). P. 24-29.
Putrik YU.S., Vagabov M.M., Peresvetov V.N. (2017) Museum-Tourist Clusters as a Perspective Component of the Federal Tourism Development Program in Russia. Zhurnal Instituta naslediya. No. 3(10). P. 39-47.
Rodrigues A.B. (2003) Turismo rural: praticas eperspectivas. Sao Paulo: Contexto. Rudchenko V.N. (2016) Clusters in Tourism: The Characteristics of Classification, Process of Formation and Methods of Evaluation. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. No. 4. P. 59-67. Saak A.E., Zhertovskaya E.V. (2011) Sovremennyye napravleniya formirovaniya turistskoy politiki munitsipal'nogo obrazovaniya [Modern trends of formation of municipal entity tourist policy]. Turizm:pravo i ekonomika. No. 2. P.I 24-30.
Shcherbakov V.V., Davydova M.K. (2013) Motivation of Network Solutions in Hospitality Logistics. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika i menedzhment. Vol. 7. No. 4. P. 165-171.
Sölvel Ö., Lindqvist G., Ketels Ch. (2003) The Cluster Initiatives Greenbook. Stockholm: Bromma tryck AB.
Yakovleva-Chernyshova A.Y. (2014) Peculiarities of Cluster Interactions in Health Resort Sphere. Upravlenie i ekonomika v XXI veke. No. 2. P. 23-30.