Научная статья на тему 'Методы и инструменты регулирования регионального развития'

Методы и инструменты регулирования регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8542
819
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ / ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / REGULATION / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL POLICY / METHODS OF REGULATION / PROBLEM REGIONS / INSTRUMENTS OF THE REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петросянц В. З., Шахтаманова Л. Г.

Цель данного исследования заключается в рассмотрении и анализе инструментов регулирования развития региона как составной части механизма управления региональной экономикой. Метод или методология проведения работы. Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в вопросах регулирования регионального развития. Результаты. Определены место и значение инструментов регулирования регионального развития в региональной экономике. Область применения результатов. Полученные результаты представляют интерес для органов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Выводы. Для реализации региональной политики, обеспечивающей эффективное управление развитием региона, необходимо применение широкого спектра инструментов и методов регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TOOLS OF REGULATION OF THE REGIONAL DEVELOPMENT

The goal of the present study is in discussing and analysing the tools of regulation of the development of the region as the component of the mechanism of management of the regional economy. The method or methodology of performing the study. The methodological foundation of the study was the fundamental works of domestic and foreign scientists on the issues of regulating the regional development. The results. We have determined the place and importance of tools of regulating the regional development in the regional economy. The area of application of the results. The results achieved present an interest for administrative authorities at the federal, regional and municipal levels. The conclusions. In order to implement the regional policy providing an effective management of the development of the region, it is necessary to apply a wide spectrum of tools and methods of regional development.

Текст научной работы на тему «Методы и инструменты регулирования регионального развития»

Региональная экономика

УДК 330.59 ПЕТРОСЯНЦ ВИКТОР ЗАВЕНОВИЧ

д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,

e-mail: [email protected]

ШАХТАМАНОВА ЛЕЙЛА ГАДЖИКУРБАНОВНА

младший научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,

e-mail: [email protected]

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ1

Аннотация. Цель данного исследования заключается в рассмотрении и анализе инструментов регулирования развития региона как составной части механизма управления региональной экономикой. Метод или методология проведения работы. Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в вопросах регулирования регионального развития. Результаты. Определены место и значение инструментов регулирования регионального развития в региональной экономике. Область применения результатов. Полученные результаты представляют интерес для органов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Выводы. Для реализации региональной политики, обеспечивающей эффективное управление развитием региона, необходимо применение широкого спектра инструментов и методов регионального развития.

Ключевые слова: регулирование, региональное развитие, региональная политика, методы регулирования, проблемные регионы, инструменты региональной политики.

PETROSYANTS VICTOR ZAVENOVICH

Doctor of Economic Sciences, Professor, Chief Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS",

e-mail: [email protected]

SHAKHTAMANOVA LEILA GAJIKURBANOVNA

Junior Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS",

e-mail: [email protected]

METHODS AND TOOLS OF REGULATION OF THE REGIONAL DEVELOPMENT

Abstract. The goal of the present study is in discussing and analysing the tools of regulation of the development of the region as the component of the mechanism of management of the regional economy. The method or methodology of performing the study. The methodological foundation of the study was the fundamental works of domestic and foreign scientists on the issues of regulating the regional development. The results. We have determined the place and importance of tools of regulating the regional development in the regional economy. The area of application of the results. The results achieved present an interest for administrative authorities at the federal, regional and municipal levels. The conclusions. In order to implement the regional policy providing an effective management of the development of the region, it is necessary to apply a wide spectrum of tools and methods of regional development.

Keywords: regulation, regional development, the regional policy, methods of regulation, problem regions, instruments of the regional policy.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 15-02-00093, проект № 16-02-00093.

Введение. Невозможно характеризовать региональную политику в полной мере, не описав методы и инструменты, с помощью которых она реализуется. К методам и инструментам реализации региональной политики относятся широкий арсенал средств и рычагов, посредством которых национальные и местные органы власти воздействуют на развитие регионов [6, 7].

Непосредственно методы регулирования развития и функционирования региональных социально-экономических систем подразделяются на три основные группы:

- административные (организационно-распорядительные, административно-правовые);

- экономические;

- социально-психологические.

Часто имеет место факт пересечения друг с другом экономических и административных мер воздействия (в частности, налогообложение, относящееся к экономическим факторам управления, базируется на соответствующем налоговом законодательстве, являющемся административно-правовым элементом управления) [6, 10, 11, 12].

Использование социально-психологических методов осуществляется как в экономически развитых демократических странах, так и в авторитарных экономически отсталых странах (психологическая и идеологическая обработка масс).

Исходя из других позиций, методы регулирования и управления социально-экономическими процессами вообще и на региональном уровне в частности можно разделить на:

1. Прямые и косвенные. К прямым методам регулирования относятся методы, предусматривающие непосредственное воздействие на процессы, происходящие в регионах посредством распределения средств, субсидий, дотаций, преференций, субвенций и установления запретительных и ограничительных пределов и норм. Под косвенным регулированием подразумевается изменение мотивации, побуждений, логики действий хозяйствующих субъектов. Различие между прямыми и косвенными методами заключается и в том, что косвенные методы регулирования являются преимущественно экономическим инструментом, в то время как прямые методы регулирования можно отнести как к административным, так и экономическим методам (см. рис. 1).

2. Активные и пассивные, которые по смыслу достаточно точно соответствуют прямым и косвенным методам.

3. Поощрительные (стимулируют) и сдерживающие (ограничивают), нацеленные на активизацию или снижение деловой активности в регионах.

На рисунке 1 представлены применяемые в странах с развитой экономикой инструменты регулирования и управления территориальным развитием [8, 13, 14, 15].

Инструменты регулирования регионального развития при всем их многообразии объединяются в две группы:

- средства макроэкономической политики;

- средства микроэкономической политики.

Из средств макроэкономического регулирования можно выделить три набора инструментов реализации целей государственной региональной политики (см. рис. 2).

Поставленные перед региональной политикой цели достигаются за счет применения широкого спектра инструментов. То, какие именно макроэкономические и микроэкономические инструменты используются для регулирования регионального развития, зависит от особенностей экономического устройства, практики и традиций, свойственных той или иной стране. К примеру, в структуре любого государства можно выделить проблемные регионы, нуждающиеся по разным причинам в государственной поддержке, и регионы помощи, уже ее получающие.

К макроэкономическим инструментам относятся монетарная, внешнеторговая и фискальная политики, используемые двояко: либо на уровне центрального правительства, если им обеспечивается дифференциация воздействий на регионы; либо на уровне отдельных регионов, когда им передается контроль по использованию тех или иных инструментов реализации региональной политики.

Рис. 1. Инструменты регулирования регионального развития.

Рис 2. Средства макроэкономической политики.

Для кредитно-денежной политики традиционно определен национальный уровень. Попытки дифференцирования процентных ставок по различным регионам практически отсутствуют в связи с тем, что на рынке капиталов отдельные регионы выступают в качестве ценополуча-телей. Национальный уровень определен также и для осуществления внешнеэкономического регулирования, исключение составляют только случаи особого регулирования в некоторых регионах, в частности, относящихся к свободным экономическим зонам.

Наиболее распространенным инструментом макроэкономического регулирования является фискальная политика, которая используется на национальном уровне и на уровне отдельных регионов.

Суть государственной фискальной политики заключается в воздействии на уровень выпуска продукции и уровень доходов в хозяйственных структурах региона путем изменения государственных расходов и налоговых ставок [1]. Первая заключается в росте государственных расходов, увеличивающем совокупный спрос и ведущем к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости. Вторая заключается в увеличении суммы налогов, сокращающем располагаемый доход и ведущем к сокращению расходов, снижению спроса, что приводит к уменьшению объема выпускаемой продукции и уровня занятости.

Использование инструментов фискальной политики как на национальном уровне, так и на региональном уровне осуществляется в двух формах: в качестве автоматических стабилизаторов и в качестве активных регулирующих мер.

К автоматическим стабилизаторам относятся экономические меры, уменьшающие реакцию производства в связи с изменением совокупного спроса. К главным экономическим стабилизаторам относятся подоходный налог и пособия по безработице. К особенностям их действия можно отнести то, что за счет подоходного налога и пособий по безработице смягчаются последствия изменений совокупного спроса и тем самым происходит стабилизация выпуска продукции. При этом действенность этих инструментов осуществляется в автоматическом режиме, что исключает необходимость в принятии конкретных решений по их использованию.

В то же время меры активной фискальной политики, состоящие в регулировании налоговых ставок и величине государственных расходов, используются повсеместно во многих странах, поскольку решение многих задач в рамках реализации экономической политикой не представляется возможным осуществить посредством автоматических стабилизаторов.

К формам государственных расходов, производимым на территории региона, относят государственные закупки и социальные выплаты (трансферты), осуществляемые федеральными, региональными правительствами и органами местного самоуправления.

Собственно, макроэкономическое влияние, оказываемое на развитие региона фискальной политикой, осуществляется посредством изменения величины конечного спроса в регионе и по этой причине идентично для всех государственных расходов и налогов вне зависимости от того, на каком уровне власти они осуществляются.

Величина этого влияния на региональные макроэкономические показатели оценивается

региональным мультипликатором. Ввиду того, что региональные мультипликаторы существенно различаются по регионам, то и идентичные меры фискальной политики по-разному влияют на различные регионы, т. е. идентичные меры, принятые в разных регионах, приводят к разным экономическим последствиям. К примеру, если в различных регионах произвести одинаковые по объему государственные закупки, то увеличение производства и занятости в регионах будет не одинаковым.

Посредством параметров фискальной экономической политики, задаваемых на уровне национальной экономики, осуществляется регулирование спроса для экономики в целом, но влияние, оказываемое ими на разные регионы, различается, в связи с чем и возникает необходимость в том, чтобы регионально дифференцировать экономическую политику.

Эта дифференциация происходит по двум направлениям — региональной дифференциации налоговых ставок и региональной дифференциации государственных расходов, связанных как с государственными закупками, так и социальными трансфертами.

На первый взгляд, региональная дифференциация является очень эффективным средством, позволяющим решить проблемы отдельных регионов, поскольку, действительно, дифференциацией ставок налогов можно добиться увеличения спроса в регионах, страдающих от недостаточного спроса, и, наоборот, уменьшения спроса в регионах, которые испытывают его избыточное давление.

Трансферты, направляемые государством в проблемные регионы для того, чтобы стимулировать их экономическую политику, приводят к тем же результатам. В то же время существует множество факторов, которые ограничивают влияние фискальной политики на региональное развитие.

Реализация попыток стимулирования производства в отдельных регионах за счет увеличения конечного спроса в регионе при помощи мер фискальной политики происходит посредством использования системы межрегионального и внутрирегионального взаимодействия. Насколько они эффективны зависит от того, каково соотношение региональных и межрегиональных мультипликаторов и каков вызываемый ими эффект распространения, т. е. насколько влияет изменение конечного спроса на поддерживаемый регион и опосредованно на остальные регионы.

В дополнение к проблемам, возникающим при межрегиональном перераспределении эффектов фискальной политики, горизонтальная дифференциация налоговых ставок приводит чаще всего к сильной политической оппозиции со стороны регионов, оказывающихся объектами налоговой дискриминации. В этом плане государственные расходы можно отнести к более гибким инструментам, способным дифференцироваться по регионам из центра, к тому же частично эти расходы относятся на региональные правительства и органы местного самоуправления, имеющие возможность и способные проводить самостоятельную политику.

Государственным устройством страны, а также тем, как распределены полномочия между властными органами — центральным, региональным правительствами, органами самоуправления — определяется, каковы у органов территориального управления различных уровней реальные возможности использовать средства фискальной политики для того, чтобы регулировать региональное развитие [16,17].

На рисунке 3 представлены инструментальные средства макроэкономической политики регулирования регионального развития.

Политика воздействия на труд. Когда имеет место географическое разделение рынков труда, существующие по регионам различия в уровне заработной платы не выступают в качестве главного стимула, который способствует межрегиональному перемещению рабочей силы. Целый набор факторов, ограничивающих действие механизмов на рынке труда, приводят к тому, что распределение рабочей силы в пространстве не всегда соответствует правилам экономически рационального поведения.

В идеальном случае региональной политикой используются меры, приводящие к перемещению труда в регионы и сферы экономической активности, в которых наиболее высокий предельный продукт.

Рис 3. Средства микроэкономической политики.

Под этим подразумеваются два политических действия: стимулирование перемещения предложения труда между регионами и проведение политики, способствующей повышению внутрирегиональной миграционной активности работников, т. е. перемещению работников между секторами регионального хозяйства; достижение соответствия между профессионально -квалификационным составом работников и структурой рабочих мест в регионе.

Факторы, препятствующие межрегиональной миграции, можно подразделить на три основные группы:

- различия в предельной производительности труда, возникающие под воздействием несовершенной конкуренции на рынке труда, не соответствуют межрегиональным различиям в заработной плате;

- даже при несоответствии межрегиональных различий в заработной плате различиям предельной производительности труда, работники могут не реагировать на них вследствие несовершенной информации о региональных рынках труда, т. е. информации о наличии рабочих мест и уровне заработной платы, социальных условиях и т. д.;

- существование препятствий, мешающих миграции, в том числе финансового плана, которые заключаются в том, что миграция связана с высокими затратами на переезд и обустройство на новом месте, высокой степенью риска при поиске работы и обустройстве на новом месте, а также с препятствиями социального и морального свойства.

Ввиду этого на три группы делятся и меры экономической политики региона, нацеленные на их устранение. Их суть заключается в следующем:

- предоставление работникам «правильных» сигналов в отношении регионов и секторов хозяйства, которые имеют наиболее высокий уровень производительности труда, достигнутый благодаря специальным выплатам работникам (надбавкам, бонусам) в отдельных регионах и секторах;

- развитие информационной сети, которая поможет потенциальным мигрантам получить по возможности полную информацию относительно положения на региональных рынках труда в регионах, а также социально-экономических условий миграции;

- создание благоприятных финансовых условий и стимулов для мигрантов, которые заключаются в разработке специальных государственных миграционных программ и предполагают финансовую поддержку мигрантам.

Политика воздействия на капитал. В связи с тесной взаимосвязью экономической политики, проводимой в отношении регулирования регионального рынка труда, с политикой стимулирования перераспределения ресурсов капитала, обе эти политики должны совмещаться при их реализации.

Конечная цель политики повышения мобильности капитала — добиться соответствия спроса предложению, которое складывается на рынке труда за счет использования средств, позволяющих регулировать его предложение.

Спрос на труд, к которому относится квалификационный состав работников, а также пространственная и отраслевая структура занятости, предполагается при этом заданными. По

этой причине другая сторона, которая присуще проводимой экономической политике на рынке труда, тесно связана со стимулированием спроса на труд, что, прежде всего, касается регионов с высоким уровнем безработицы, и достигается это путем применения методов политики перемещения капитала [18].

Целями политики воздействия на капитал могут быть либо внутренние условия, в которых функционируют региональные хозяйственные структуры, либо повышение мобильности капитала и перемещения его из регионов с избыточным спросом на рабочую силу в регионы с избыточным предложением рабочей силы.

В первом случае перед региональной политикой ставятся следующие задачи: первая — повысить производительность фирм, которые уже существуют в тех или иных регионах; вторая — создать более эффективную внутрирегиональную структуру производства. С этой целью:

- воздействуют на структуру затрат предприятий, чтобы укрепить их финансовое положение, для чего вводят налоговые скидки на зарплату и прибыль, регулируют в административном порядке заработную плату и занятость посредством введения неполной рабочей недели, административных отпусков, сдерживания роста заработной платы и т. д.;

- повышают конкурентоспособность продукции, предоставляя гранты и субсидии предприятиям на улучшение организации производства и технологий;

- помогают предприятиям разрабатывать альтернативные планы дальнейшего функционирования, когда рабочих и предпринимателей связывают долгосрочные отношения. Такой способ является предпочтительным в тех случаях, когда закрывать предприятия в определенных местах нецелесообразно по социальным причинам [2-4];

- стимулируют структурные сдвиги в хозяйстве региона, нацеленные или на повышение доли отраслей с высокой добавленной стоимостью, или на повышение занятости;

- создают в регионе полюса роста, стимулируя развитие энергично развивающихся отраслей, которые дают положительный эффект, распространяемый в дальнейшем на другие отрасли в регионе, повышая инновационную активность, привлекая в регион менеджеров высокой квалификации.

Политика повышения мобильности частных капиталов выражается в трех основных формах — субсидиях, налогах и административном контроле.

Цель такой политики заключается в привлечении капитала в одни регионы и ограничение его поступления в другие. В связи с тем, что реализация политики, направленной на перемещение капитала, осуществляется чаще всего посредством предоставления субсидий на используемый капитал или на затраты труда, представляется целесообразным более подробнее рассмотреть эти два инструмента региональной политики.

Субсидии могут реализовываться в двух формах. Первая форма заключается в постоянно действующих субсидиях, которые производят на экономику эффект, подобный тому, что возникает при девальвации, т. е. происходит относительное снижение издержек производства в регионе и повышается сравнительная конкурентоспособность производства. Целью таких субсидий является снижение цен на продукцию, производимую в проблемном регионе. Эти субсидии не оказывают прямого влияния на повышение заработной платы или прибыли, но вследствие роста конкурентоспособности продукции может вырасти региональный экспорт и, как следствие, региональные доходы и занятость.

Вторая форма заключается во временных субсидиях, направленных на покрытие первоначальных операционных издержек и поддержку вновь создаваемых производств. Они действуют до того момента, пока предприятие не начинает работать в стабильном режиме. Временные субсидии направлены на повышение конкурентоспособности вновь создаваемых или перемещаемых в проблемные регионы производств.

Формы субсидий, предоставляемых предприятиям и организациям для стимулирования капиталов к перемещению в определенные районы, могут быть различными — гранты, налоговые льготы, дешевые кредиты, снижение арендных ставок на землю и производственные помещения, субсидии на труд, общие субсидии на производственные затраты, снижение транспортных тарифов и др.

В реализации программ финансовой помощи при переезде принимают участие не только

государственные организации, но также и производственные структуры, создаваемые в различных регионах, у которых имеется собственная программа подготовки и переподготовки кадров для предприятий. Преодоление препятствий социально-морального характера является более сложным делом, для чего предоставляются финансовые льготы и гранты, а также информация о преимуществах регионов, в которые привлекаются потенциальные мигранты.

Таким образом, целью макроэкономической политики является воздействие на локационные решения предприятий, организаций и домашних хозяйств, иными словами — стимулирование труда и капитала с тем, чтобы они перемещались в те регионы, которые субъектами региональной политики определены как наиболее предпочтительные

Координация Центра и регионов в выборе инструментария макроэкономического регулирования. Центральные органы власти в первоочередном порядке, согласно стратегической цели, осуществляют косвенное государственное регулирование, используя денежно-кредитную и налогово-бюджетную системы. Осуществление денежно-кредитного регулирования является безусловной прерогативой Центрального банка. Им с использованием основных рычагов (учетной ставки, нормы обязательного резервирования, системы открытого рынка, валютного курса) определяется господствующее направление монетарной политики: денежно-кредитная экспансия или денежно-кредитная рестрикция. Это влияет на формирование на финансовом рынке оптовых процентных ставок — ставки рефинансирования, процентных ставок рынков ГКО, МБК, а далее — и розничных процентных ставок [19, 20].

Регионы оказывают косвенное влияние на проведение монетарной политики, которое заключается в стимулировании развития системы кредитных учреждений, чем в свою очередь определяется поведение региональных коммерческих банков (фактическая норма резервирования), а также то, как в экономическом плане поведет себя население в денежном секторе, в какой степени предпочтет наличность депозитам.

Отличие налогово-бюджетной политики от денежно-кредитной состоит в том, что она является рычагом совместной деятельности федеральных и региональных органов власти. В этом как раз и заключается целесообразность региональной дифференциации налоговой политики и политики расходов, с которой связана необходимость наибольшей координации Центра и регионов в проведении фискального регулирования [5, 10].

Вместе с тем существуют проблемы, концептуальное решение которых в условиях бюджетного федерализма невозможно без координации Центра и регионов при проведении фискального регулирования [5, 9]. К ним относятся:

- принципы, по которым целесообразно разделять расходы между Центром и регионом;

- порядок, в соответствии с которым происходит закрепление источников доходов между различными уровнями бюджетной системы;

- критерии, по которым необходимо осуществлять перераспределение средств между бюджетами разных уровней.

Кроме того, регионы располагают также рычагами селективного воздействия на территориальную экономику, а через нее и на макроэкономическое состояние экономики страны. К таким рычагам можно отнести:

- антимонопольную политику по отношению к предприятиям — монополистам, находящимся на данной территории;

- стимулирование внутреннего регионального развития, достигаемое прямым регулированием через государственный сектор;

- методы, которые стимулируют занятость и привлечение капитала;

- торговую политику, предполагающую территориальную дифференциацию тарифов и другие инструменты контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Методы и инструменты регулирования регионального развития, реализации государственной региональной политики оказывают активное влияние на динамику реального сектора экономики страны, связанного с воздействием на уровень совокупного спроса и совокупного предложения, а также на состояние рынка труда, что позволяет воздействовать на макроэкономическое равновесие в целом.

Литература

1. Алиев Б. Х., Алиев Х. Б. Налоговая политика и ее роль в регулировании экономики государства / Б. Х. Алиев, Х. Б. Алиев //Вопросы структуризации экономики. — 2012. — № 3. — С. 54-57.

2. Арсланов Ш. Д., Арсланова Х. Д., Ниналалова Л. Г., Гаджиева А. Г. Современная инвестиционная политика проблемного региона как элемент реализации стратегии его долгосрочного социально-экономического развития // Актуальные проблемы развития финансового сектора. Материалы Международной научно-практической заочной конференции. Отв. ред. Я. Ю. Радюкова. — 2015. — С. 5-11.

3. Багомедов М. А., Багомедов О. М. Социальное стратегирование в региональной политике государства /М. А. Багомедов, О. М. Багомедов // Вопросы структуризации экономики. — 2014. — № 1. — С. 223-225.

4. Баширова А. А. Инновационная составляющая сбалансированного развития проблемного региона (на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа) / А. А. Баширова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 11-2. — С. 148-151.

5. Глазырин М. Системные факторы регионального развития / М. Глазырин // Экономист. — № 6. — 2013. — С. 90-96.

6. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики /А. Г. Гранберг //Государственный университет — Высшая школа экономики. — Москва: ГУ ВШЭ, 2001. — С. 495.

7. Кохужева С. Н. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона: роль организационно-экономического механизма в разработке региональных целевых программ социально-экономического развития / С. Н. Кохужева // Российское предпринимательство. — № 8. — Вып. 1. — 2011. — С. 156-161.

8. Кулягина Е. А., Пронина М. Е. Использование зарубежного опыта финансового планирования на российских предприятиях/Е. А. Кулягина, М. Е. Пронина //Апробация. — 2016. — № 5 (44). — С. 127-129.

9. Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 8. Депрессивные территории: прежние проблемы и новые варианты их решения / В. Лексин, А. Швецов // Российский экономический журнал. — № 9. — 2001. — С. 35.

10. Петросянц В. З. Концептуальные основы стратегии регионального развития / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 3.

11. Петросянц. В. З., Ниналалова. Л. Г. Программно-целевые методы в системе регулирования развития проблемных регионов / В. З. Петросянц, Л. Г. Ниналалова // Региональные проблемы преобразования экономики. —2016. — № 5. — С. 63-70.

12. Петросянц В. З. Социально-экономическое развитие республики в условиях федерации (опыт моделирования) / В.З. Петросянц. — М.: Наука, 1993. — С. 112.

13. Региональные исследования за рубежом. М.: Наука, 1973.

14. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. Отв. редактор Гранберг А.Г. М.: Экономика, 2000.

15. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики. Под ред. профессора Алиева В. Г. М.: Экономика, 2002.

16. Хэзлитт Г. Типичные ошибки государственного регулирования экономики. М.: Экономика, 2000.

17. Шнипер Р. И. Регион: экономические методы управления. Новоси-бирск: Наука, 1991.

18. Штульберг Б. М. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука, 1993.

19. Штульберг Б. М. Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.

20. Klein L. The Specifikation ofRegional Ekonometric Models. Papers of the Regional Science Association. V. XXIII, 1969.

References:

1. Aliev B. Kh., Aliev H. B. Tax policy and its role in regulating the economy of the state / B.Kh. Aliev, H.B. Aliev // Issues of structuring the economy. 2012. No. 3. P. 54-57.

2. Arslanov Sh. D., Arslanova Kh. D., Ninalalova L. G., Hajiyeva A. G. Modern investment policy of the problem region, as an element of implementing the strategy of its long-term socio-economic development // In the collection: «Actual problems of financial sector development». Materials of the International Scientific and Practical Correspondence Conference. Otv. Ed. Y. Yu. Radyukova. 2015. P. 5-11

3. Bagomedov M. A, Bagomedov O. M. Social strategy in the regional policy of the state / M. A. Bagomedov, O. M. Bagomedov // Issues of structuring the economy. 2014. No. 1. P. 223-225.

4. Bashirova A. A. Innovative component of the balanced development of the problem region (by the example of the subjects of the North-Caucasian Federal District) / A. A. Bashirova // Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. 2014. No. 11-2. P. 148-151.

5. Glazyrin M. System factors of regional development /M. Glazyrin // Eco-nomist, No. 6. 2013. P. 90-96.

6. Granberg A. G. Fundamentals of regional economy / A.G. Granberg // State University — Higher School of Economics. Moscow: State University Higher School of Economics, 2001. P. 495.

7. Kozhuzheva S. N. Program-oriented management of the socio-economic development of the region: the role of the organizational and economic mechanism in the development of regional targeted programs for socio -economic development / S.N. Kozhuyeva //Russian EntrepreneurshiP. No. 8. Issue. 1., 2011. P. 156-161.

8. Kulyagina E. A., Pronina M. E. Use of foreign experience of financial planning at Russian enterprises / Е. А. Kulyagina, M. E. Pronina. //Approbation. 2016. No. 5 (44). P. 127-129.

9. Leksin V., Shvetsov A. All-Russian reforms and territorial development. Article 8. Depressive territories:

former problems and new solutions. / V. Leksin, A. Shvetsov //Russian Economic Journal. No. 9. 2001. P. 35.

10. Petrosyants V. Z. Conceptual foundations of the regional development strategy / V. Z. Petrosyants, S. V. Doholyan //Regional problems of economic transformation. 2011. No. 3.

11. Petrosyants V. Z. Ninalalova. L. G. Program-target methods in the system of regulating the development of problem regions / V. Z. Petrosyants., L. G. Ninalalova // Regional problems of economic transformation. 2016. No. 5. P. 63-70.

12. Petrosyants V. Z. Socio-economic development of the republic in the conditions of federation (modeling experience) / V. Z. Petrosyants //Moscow: Nauka, 1993. P. 112.

13. Regional studies abroad. Moscow: Nauka, 1973.

14. Regional development: the experience of Russia and the European Union. Otv. editor Granberg A. G. Moscow: Economics, 2000.

15. Regional problems of the transition economy: theory and practice. Ed. Professor Aliev V. G. Moscow: Economics, 2002.

16. Hazlitt G. Typical errors of state regulation of the economy. Moscow: Economics, 2000.

17. Schniper R.I. Region: economic management methods. Novosi-birsk: Science, 1991.

18. Shtulberg B. M. Regulation of territorial development in a market economy. Moscow: Nauka, 1993.

19. Shtulberg B. M. Vvedensky V. G. Regional policy of Russia: theoretical bases, tasks and methods of implementation. M: Helios ARV, 2000.

20. Klein L. The Specifikation of Regional Ekonometric Models. Papers of the Regional Science Association. V. XXIII, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.