УДК 911.3
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Н.П. Воронов
В статье рассмотрены основы управления инвестиционным процессом и региональной инвестиционной политикой в рыночных условиях
Ключевые слова: инвестиционный процесс, рыночная экономика, региональная инвестиционная политика, иностранные инвестиции
Становление управления инвестиционным процессом происходило вместе со становлением и развитием рыночной системы хозяйствования. В течение нескольких столетий образовались два подхода к управлению расширенным воспроизводством. На первых этапах становления капиталистической системы хозяйствования активную роль организатора, который начал определенным порядком вложение капитала в производство, играло государство. В ХVI-ХVП вв. c принятием становления рынка на основе накопления торгового капитала, излишки которого можно было применить для расширения производства, роль регулятора торгового баланса принадлежала государству, которое на основе протекционистской политики регулировало денежные потоки капитала.
Выдающуюся роль в формировании рыночной системы саморегулирования производственных отношений в XVIII в. сыграл А. Смит. [1, с. 46]. Он пришел к выводу, что главной причиной богатства общества являются не деньги, а товар. Источником экономического развития является не просто деньги, а деньги, которые выполняют функцию обращения и с помощью труда создают новые ценности и дают прибыль. А. Смит в корне изменил взгляды на роль государства в общественной системе хозяйствования. Государство, выполняя функции обороны страны, обеспечения правосудия, народного образования, содержание общественных учреждений, вмешивается в экономические процессы только с целью ограничения непроизводительного потребления, а общественное производство функционирует на основе свободного действия экономических законов, свободы конкуренции как формы реализации интересов "экономических людей". Экономический рост, по Смиту, - это не только повышение дохода, но и накопление капитала на основе сбережений. "Рост ... дохода и капитала означает рост национального богатства" [1, с. 190].
Несмотря на ошибочность разделения труда на производительный и непроизводительный, и указывания на необходимость сокращения последнего, А. Смиту принадлежит весомый вклад в
Воронов Николай Петрович - КМУ, канд. экон. наук, доцент,е-тай: biwenchik@mail.ru
теории экономического роста на основе максимизации нормы чистых инвестиций. Если в государстве не хватает капитала на расширение производства, то непроизводственное потребление сбережений в сфере услуг для экономического роста может быть так же губительным, как и недостаточное количество сбережений.
Дальнейшее развитие классической школы приобретает критический характер в трудах С. Сисмонди, П. Прудона, К. Родбертуса. Формирование капиталистического уклада товарного производства обусловило возникновение социальных проблем. Кризисное состояние в экономике порождается неконтролируемым накоплением капитала, что приводит к сужению спроса, расслоению населения на богатых и бедных. Отсюда государство должно контролировать экономику и на основе регулирования распределения национального дохода формировать эффективный спрос населения.
Дальнейшее развитие учение об экономической роли государства в инвестиционном процессе получило в работах американских исследователей в ХVШ-ХIХ вв. Это было обусловлено особенностями развития капитализма в США, в частности наличием свободных земель и, как следствие, аграрной ориентацией производства; нехватке рабочей силы, квалифицированного управленческого персонала; высокой стоимости машин и оборудования, которые завозились из Европы, удаленности рынков т. п., что делало инвестиционные товары недоступными для предпринимателей. В этих условиях государство должно было поддерживать национального производителя, быть проводником в применении передовых технологий производства для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке. Например, инвестиционная теория Г.Ч. Кэрри была направлена на поддержание всеобщего интереса против индивидуального, но этот приоритет должен реализоваться на принципах единства всех членов общества. Организующий потенциал государства Г. Ч. Кэрри предлагал направить на развитие отраслей, обеспечивающих производство инвестиционных товаров, в частности за счет государственных средств стимулировать развитие науки, подготовку кадров,
изобретательство в создании новых машин, механизмов, развитие государственных
предприятий, где проходили апробацию
технические новинки.
В начале XX в. монополистическая стадия капитализма внесла свои коррективы в
экономический рост. Переливание капитала,
рабочей силы, выравнивание нормы прибыли, цен на принципах свободной конкуренции становятся невозможными. Результатом развития монополий стала потеря потенциала свободной конкуренции как регулятора капиталистического производства, что привело к постоянным кризисам (снижение уровня производства, инвестиций, заработной
платы, трудности сбыта товаров, расстройство капиталистического механизма саморегулирования). Все это уничтожило иллюзию автоматического установления равновесия на рынке капиталов, труда, товаров. Наряду с этим, тогдашняя экономическая теория оказалась неспособной
объяснить кризисные явления и предложить
рекомендации по их устранению. Существовали взгляды, что кризисы вызваны отдельными
составляющими инвестиционного процесса:
банковской политикой ссудного процента,
настроениями оптимизма или пессимизма
бизнесменов, нарушением пропорций между отраслями производства и тому подобное.
В этих условиях инвестиционная теория Дж. М. Кейнса объясняет кризисные явления,
обусловливающие неудовлетворительноый
инвестиционный спрос действием психологического закона - склонности к сбережениям и закона
убывающей предельной эффективности капитала, происходящее вследствие его чрезмерного
накопления. Он преподносит сознательный,
организующий потенциал государства на новый уровень. Государство должно активно
стимулировать инвестиционный процесс
различными методами: денежно-кредитной
политикой, путем умеренной инфляции;
увеличением количества денег в обращении;
снижением нормы процента на государственные кредитные средства; стимулирующей системой налогообложения инвестиций; созданием системы госзаказов; регулированием потребительского спроса. Теория Дж. Кейнса носит
протекционистский характер, поскольку
пропагандирует защиту национальной экономики от иностранных инвестиций, которые могут только дестабилизировать механизм саморегулирования процесса экономического роста. Управление инвестиционным процессом при этом осуществляется опосредованно через его регулирования.
Постепенно, с развитием рыночной системы хозяйствования, существующие теории уже перестали удовлетворять общественные проблемы, связанные с инвестиционным процессом. В результате появилась теория, что включает не только экономические проблемы, но и социальные, политические, правовые, этические и т. д..
Представители этого направления, которое называется " институционализмом", считают, что социальные институты имеют решающее влияние на общественно-экономической развитие. Основа теории институционализма - приоритет общественных интересов над частными. Это обуславливает государство сознательно
формировать стратегию развития в зависимости от национальных особенностей страны. Но
институционализм не имеет единой методологии анализа, поэтому выводы не имеют системного характера и сводятся лишь к обоснованию отдельных концепций поведения фирм и к анализу составляющих инвестиционного климата.
Современное управление инвестиционным процессом строится на неоклассических теориях, включающих в поле научного анализа поведение индивидуального инвестора в международной инвестиционной деятельности, не охваченных кейнсианской и институциональной теориями [2, с. 43; 3, с. 360].
Они исходят из того, что главным принципом развития общественной экономики является свободное обращение капиталов, товаров. Синтезируя кейнсианские и институционалистские инвестиционные теории, неоклассики
обосновывают положение о том, что международное движение капиталов и товаров являются взаимозаменяемыми и взаимодополняющими
процессами. Учитывая теорию предельной полезности, они (факторы производства) движутся оттуда, где их предельная производительность низка, туда, где она является высокой. Предельная производительность капитала определяется уровнем процентной ставки, средств производства - ценой факторов производства, рабочей силы - уровнем заработной платы. В результате выравнивания товарных цен выравниваются цены факторов производства (П. Самуэльсон).
Глобализация экономики объективно
предопределяет необходимость разработки единых принципов, регулирующих деятельность субъектов инвестиционной деятельности на международном рынке. Начинают формироваться единые требования к национальным регулирующим механизмам. Так, например, в 90-гг. XX в. "Группа -30"-научная группа авторитетных международных экспертов, в области международной финансовой деятельности разработала для национальных экономик девять рекомендаций по торговле финансовыми инструментами. Они имели целью повысить надежность при заключении сделок на рынке ценных бумаг. Страны, которые хотят быть участниками международного рынка ценных бумаг, должны привести национальное законодательство, регламентирующее эту сферу, в соответствие с данными рекомендациями [1, с. 34-45].
Таким образом, исследование особенностей управления инвестиционным процессом в условиях рынка показывает, что механизм управления формировался вместе со становлением и развитием рыночной системы хозяйствования.
Государство управляло инвестиционным процессом непосредственно во времена становления рыночной системы и в кризисные периоды, и опосредованно через регулирование
законодательными и административными механизмами. Во времена стабилизации экономического развития инвестиционный процесс в сфере инвестиционной деятельности имел саморегулирующиеся механизмы рынка, которые функционировали в условиях либеральной экономики на конкурентных началах. В последние десятилетия, по выводам мировой экономической мысли, инвестиционный процесс подвергается воздействиям, которые выходят за чисто экономические рамки. Поэтому инвестиционные решения принимаются субъектами хозяйствования уже не только на основе экономических параметров, но и с учетом социальных, политических, национальных, культурных и т.д. факторов.
На современном этапе глобализации экономики управления инвестиционным процессом формируется на глобальном уровне, через регулирование. Национальные субъекты
глобального инвестиционного процесса должны уметь управлять во времени и пространстве комплексом экономических, организационных, правовых, экологических и других параметров.
Суть управления инвестиционным процессом в условиях рынка, по характеристике зарубежных теоретиков, состоит в управлении ценными бумагами. Целью управления является достижение максимальной доходности при минимальных рисках. Субъектом управления выступает инвестор, объектом - ценные бумаги. Средство управления -модель портфеля ценных бумаг, с помощью которого инвестор может выбрать оптимальный из бесконечного числа возможных вариантов.
Анализ особенностей управления
инвестиционным процессом в условиях рынка показал, что за более четырехсотлетнюю историю оно сопровождалось теориями, которые
формировались в зависимости от времени, потребления, места пребывания, этапа развития, конкретных ситуаций и т. д.. Но ни одна инвестиционная теория не оказалась исчерпывающей, не смогла описать характер экономических процессов с учетом всех параметров воздействия во времени и пространстве. Это означает, что каждая из этих теорий была ограниченной, действовала только в период, после чего совершенствовалась и развивалась. В условиях рыночной парадигмы управления процесс его совершенствования продолжается [4].
Рыночный механизм управления
инвестиционным процессом на основе саморегулирования, как показал анализ, строится на теории влияния объективных экономических законов, в условиях гибких механизмов, которые восстанавливали нарушенное экономическое равновесие; спроса и предложения; эффективной конкуренции, существующей в зависимости между потреблением и производством; склонности к
потреблению или сбережению и тому подобное. В кризисные периоды государство брало на себя прямое управление, которое после уравновешивания ситуации возвращалось на саморегулируемые основы. Но различные теории не могли обоснованно объяснить причины экономических кризисов, процессов ценообразования, денежного обращения; предусмотреть возможность мировых кризисов и дать рекомендации правительствам стран с предвидения и недопущения мировых кризисов, которые приобретают характер мировых с более глубокими негативными последствиями. Методы управления и саморегулирования, как показала практика на протяжении XX в. не могут ликвидировать кризисы национальных экономик.
Теоретическая несостоятельность объяснить причины экономических кризисов, а тем более их предусмотреть и разработать механизмы их предупреждения обусловливают и
функционирования механизмов, применяемых в практике ведения бизнеса. Например, каждый инвестор сам на свой страх и риск должен принимать решение о покупке или продаже акций, объективно оценить ту или иную сферу инвестиционного рынка и построить эффективную прогнозную модель развития рынка и собственного развития. Для этого в государстве на макроуровне должны функционировать на высоком уровне механизмы: концентрации капитала, определение спроса и предложения; ценообразование; контроля и прогноза инфляции; гарантирования вкладов в коммерческие банки; гарантирования инвестиций; страхование инвестиций; оценки функционирования рынка ценных бумаг; оценки эффективности инвестиционного процесса; налогообложения; информационного обеспечения и т. д. Кроме того, процессы глобализации обусловливают
необходимость расширения сферы применения этих механизмов до глобальных масштабов. Но существующие механизмы оценки инвестиционного рынка, которые строятся на информации прошлого развития, не пригодны для точного прогноза будущего состояния.
Отсюда вполне объективно возникает вопрос о точности построения прогнозных моделей развития субъекта и объекта инвестирования, макроэкономического развития и прогноза характера инвестиционного процесса в глобальном масштабе. Совершенно очевидно, что современный этап развития инвестиционного процесса на микро-, макро-и глобальном уровнях порождает проблемы инвестиционного процесса более быстрыми темпами, чем темпы образования механизмов их решения.
Анализ управления инвестиционным процессом на макроуровне говорит о том, что исторически оно сводилось к регулированию деятельности инвесторов в периоды стабильного состояния экономики и в применении механизмов государственного управления в кризисные периоды. Но государство с помощью имеющихся механизмов
управления тоже пока не способно эффективно управлять будущим инвестиционным процессом.
Неудачи государственного управления инвестиционным процессом и рыночного саморегулирования требуют пересмотра рыночной доктрины, которая строится на одной сущности, характеризующий весь прошедший период, как период экономического фундаментализма, суть которого состоит в том, что экономический рост государства измеряется за счет роста прибыли, которая была в прошлом главной движущей силой капиталистического производства. За последние полвека производство прибыли с главной движущей силы постепенно превращается в самодостаточный процесс, который не сопровождается развитием НТП, так как есть другие источники его самовозрастания - торговля валютой. Кроме того, мировые финансовые активы значительно превысили сумму реальных активов, что негативно влияет на социально-экономическое развитие. Итак, совершенно очевидно, что поиски эффективных механизмов управления инвестиционным процессом могут принести положительные результаты только тогда, когда исследования выходят за пределы экономического фундаментализма. Управление инвестиционным процессом в условиях рынка, построенное на саморегулировании и опосредованном государственном управлении, имеет неосознанный характер и уже не удовлетворяет потребностей расширенного воспроизводства. Макроэкономические проблемы нарастают быстрее, чем появляются механизмы их решения. Глобализация инвестиционного процесса требует перехода от бессознательного управления (по причинам) к сознательному (по цели), что предопределяет необходимость формирования новых методологических основ государственного управления инвестиционным процессом [4].
Становление нового способа производства в глобальных масштабах целиком зависит от изменения мировоззрения правящих элит отдельных государств, которые должны осознать, что существующая модель рыночного способа производства, движущей силой которого является максимизация прибыли любым способом, стала тормозом цивилизационного развития и требует кардинальной реконструкции.
Одной из актуальных проблем становления рыночной экономики в трансформационном обществе на современном этапе развития является проблема привлечения инвестиционных ресурсов в экономическую деятельность. Связано это, в известной мере, с ослаблением роли государства в инвестиционной сфере. Активизация
государственной инвестиционной политики является ключевой предпосылкой перехода экономики к устойчивому росту. Однако, в рыночных экономических условиях государство не в состоянии решить данную проблему в полной мере. Поэтому актуальным является процесс активизации инвестиционной политики именно на региональном уровне.
Анализ работ, посвященных проблемам разработки и реализации осуществляемых в регионах различных видов социальноэкономической политики: структурной,
промышленной, инвестиционной и т. д.,
свидетельствует о разнообразии точек зрения, раскрывающих инвариантные аспекты такой политики - ее структуру и общий смысл [5].
В. Лексин и А. Шевцов определяют региональную политику как систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов. Они справедливо замечают, что необходима взаимосвязанная реализация интересов государства в целом и регионов, определяют взаимосвязи и отношения в региональной системе как объект организационно-экономического воздействия [6].
Б.М. Штульберг и В.Г. Введенский трактуют региональную политику как деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов государства и решению территориальных проблем межрегионального характера. Раскрывая
содержание политики, они выделяют в качестве ее компонентов: субъекты (государство и регионы), их интересы, сферы влияния, методы регулирования
[7].
Развернутый вариант структурной композиции региональной политики представлен И. Э. Рисиним и Ю.И. Трещевским, которые считают, что, независимо от того, какая функциональная политика разрабатывается, существуют устойчивые элементы последней: цели; эффекты; критерии выбора
участников, принципы организации такого взаимодействия [8].
Как видим, названные авторы заметно расширили состав компонентов региональной политики, включив в него эффекты, которые намерены получить государство и другие участники политики при ее реализации; критерии, с помощью которых государственные органы осуществляют селекцию участников; принципы организации взаимодействия с ними государства,
обеспечивающих реализацию интересов всех сторон.
В дальнейшем эта позиция была развита: обоснована необходимость дополнения целей региональной политики задачами, перечень которых позволяет учесть специфику современного состояния региональной системы, условия и факторы, детерминирующие ее динамику; в состав политики были введены основные сферы и объекты воздействия.
Эта версия является продуктивной и может быть принята за основу. Однако, оправдано включение в состав базовых компонентов региональной политики инструментария
управления, с помощью которого может быть обеспечена реализация ее целей. Необходимость в таком дополнении обусловлена потребностями в обосновании характера воздействия, которые
намерены осуществить региональные органы власти, согласовании уровней разнообразия целей и предлагаемых инструментов управления.
В определении общего содержания компонентов региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходимо учитывать его многоуровенность. Первый уровень фиксирует характеристики, свойственные в целом
государственной, в том числе, региональной социально-экономической политике (например, ее ориентация на повышение уровня и качества жизни населения, развитие конкретного вида межрегиональной кооперации и интеграции и др.), второй - отражает специфику политики, в данном случае - инвестиционной, третий - особенности предмета (иностранные инвестиции), интересы участников, используемого инструментария.
Типовой состав целей региональной инвестиционной политики включает: поддержку ведущих предприятий в рамках осуществления структурной перестройки экономики, обеспечение более полного использования потенциала региона; установление взаимовыгодных кооперационных связей с хозяйствующими субъектами ближнего и дальнего зарубежья, создание оптимальных условий для иностранных инвесторов.
И.Э. Рисин, С.В. Харитон предлагают иерархическую систему целей названной политики [9]. На первом уровне они выделяют основную цель
- обеспечение экономического роста и на этой основе достижения последовательного повышения качества жизни. Ее декомпозиция на втором уровне реализуется в следующих базовых целях: формирование прогрессивной структуры и повышения конкурентоспособности экономики региона, ее отдельных отраслей и предприятий; развитие социальной сферы региона и рост ее вклада в увеличение экономического потенциала региона.
Рассмотренные версии целевой функции инвестиционной политики, естественно, не учитывают своеобразия изучаемого вида региональной политики. И на третьем из названных выше уровней состава политики привлечения иностранных инвестиций в регион оправдано иерархическое представление ее целей, отражающее реальные взаимосвязи и взаимодействия условий, процессов, детерминирующих состояние и динамику международного инвестиционного сотрудничества [9; 10].
Главной целью привлечения иностранных инвестиций в регион является ускорение процессов модернизации и развития на инновационной основе отраслей и организаций социально-экономической системы субъекта страны, повышения уровня ее интеграции в мировое экономическое, научное и образовательное пространство.
На втором уровне состав базовых целей определяется следующим образом:
- развитие и повышение эффективности использования конкурентного потенциала региона, его отраслей и предприятий;
- совершенствование видовой и отраслевой структуры иностранных инвестиций;
- обеспечение устойчивого роста и концентрации инвестиций на стратегических направлениях развития региона;
- содействие развитию долгосрочных и многосторонних связей реципиентов и инвесторов.
При их декомпозиции на третьем уровне могут быть выделены следующие ключевые задачи:
- формирование благоприятного
инвестиционного климата, повышение
инвестиционной привлекательности региона;
- содействие прогрессивным изменениям в структуре региональной экономики;
- развитие креативного потенциала региона;
- усиление значения для инвесторов процессов формирования и развития бизнес-ассоциаций с участием организаций различных форм собственности и организационно-правового статуса;
- превращение результатов научноисследовательских работ и подготовки специалистов для зарубежных стран в одну из важнейших статей экспорта;
- содействие становлению современной инфраструктуры международной инвестиционной деятельности;
- расширение источников инвестиций.
Задача содействия становлению современной
инфраструктуры международной инвестиционной деятельности включает создание условий для развития системы консалтинговых услуг и информационных коммуникаций, обеспечивающих успешное позиционирование предприятий и организаций региона на мировом рынке инвестиций, формирования за рубежом сети представительств, филиалов и др.
Расширение источников инвестиций связано, в том числе, с дополнением институциональных инвесторов физическими лицами, вкладывающих свои средства в организации с целью получения их услуг, изучение их вопросов (например, консультационных, научных, образовательных).
Другой компонент политики привлечения иностранных инвестиций - основные сферы и объекты их привлечения. В их определении следует учесть, во-первых, отнесенность реципиентов к различным по формам собственности секторам экономики (государственный, муниципальный, частный, смешанный), во-вторых, организационноправовой статус реципиентов (коммерческие организации; некоммерческие, в том числе, бюджетные организации), в-третьих, разнообразие объектов инвестиций: материальные и
нематериальные активы, человеческий капитал (знания, навыки).
Важный аспект рассмотрения названного компонента политики - отраслевые приоритеты инвестиций в социально-экономическую систему субъекта государства. В общем плане, к ним следует отнести отрасли, развивающие и реализующие конкурентные преимущества региона, создающие его инновационный потенциал, обеспечивающие
производство экспортной и импортозамещающей продукции, осуществляющих природоохранную деятельность.
М. Елизаветин обоснованно связывает
недостаточную активность иностранных
инвесторов, прежде всего, с косностью мышления и противодействием многих руководителей и
собственников крупных отечественных
предприятий, которых вполне устраивает
существующая ситуация, а некогда доставшийся им производственный потенциал обеспечивает достаточно высокий уровень личного благосостояния без каких-либо дополнительных затрат [11].
Применительно к реципиентам иностранных инвестиций как основные критерии могут быть названы следующие:
- принадлежность организаций к перспективным отраслям региональной социальноэкономической системы;
- способность (имеющаяся, или возникающая в
процессе международной инвестиционной деятельности) реципиента реализовать
конкурентные преимущества региона;
- способность реципиентов (существующая или создаваемая в результате использования инвестиций) производить высококачественную экспортную и импортозамещающую продукцию.
Специфика инвестиций в образовательные услуги отражается в применении дополнительных критериев, к которым можно отнести:
- наличие в вузе «точек роста», связанных с существующими научными школами, новыми научными направлениями и специальностями;
- особый характер социальной миссии (работа
вуза в труднодоступных местностях, районах с особыми географическими и природно-
климатическими условиями, реализация целевых программ поддержки социально уязвимых слоев населения);
- наличие высокого рейтинга вуза по уровню развития процессов подготовки кадров и результативности научно-исследовательских работ [12].
В составе критериев селекции инвесторов стоит выделить:
- объем инвестиций в создание новых производственных мощностей и модернизацию бизнес-процессов организации;
- количество вновь создаваемых рабочих мест;
- наличие инновационной составляющей инвестиционного проекта;
- соответствие внедряемых новых технологий современным экологическим требованиям;
- длительность и многосторонность связей с реципиентом;
- сопоставимость выпадающих (от применения налоговых и других льгот) доходов субфедеральных и местных бюджетов с вероятными доходами в будущем.
Авторами [9] предложен уточненный по составу и содержанию перечень принципов
взаимодействия участников инвестиционной политики:
- баланс интересов государства и других участников инвестиционной политики.
- активной роли государства в создании институциональной среды, стимулирующей инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов;
- обеспечение равных конкурентных условий хозяйственной деятельности инвесторам независимо от формы собственности;
- приоритета государственной поддержки
стратегически важных для страны
инфраструктурных объектов, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;
- гарантии иммунитета любых инвесторов относительно вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций;
- приоритета инвестиций в «человеческий капитал»;
- приоритета государственной поддержки
инвесторов, обеспечивающих развитие и реализацию конкурентных преимуществ
территории.
Безусловно, названные принципы существенно расширяют состав правил, регулирующий взаимодействия участников инвестиционной политики. Однако, они не учитывают особенностей международного инвестиционного взаимодействия, специфики интересов иностранных инвесторов. Поэтому необходимо их дополнение такими принципами, как:
- гарантии иностранным инвесторам
национального режима, т. е. применение одинаковых условий организации и регулирования бизнеса, включая его льготы для отечественных и иностранных инвесторов (за исключением ограниченного перечня законодательно
установленных видов деятельности, например, связанных с национальной обороной, поставками продукции для государственных нужд и др.);
- защиты собственности иностранных
инвесторов в стране от национализации и обеспечение свободной репатриации
инвестированного капитала и дивидендов;
- «одного окна» для регистрации вновь создаваемого бизнеса с иностранными инвестициями;
- дифференциации налоговых льгот для
инвесторов (своих и иностранных) в соответствии с уровнем социально-экономического развития территории (региона, муниципального
образования);
- институционализации процесса привлечения
иностранных инвестиций, предусматривающего создание структур (государственных или смешанных), которым поставлены функции позиционирования региона, его организаций на мировых рынках капитала, товаров и услуг, экономико-организационного сопровождения
международного инвестиционного сотрудничества, включая мониторинг его результатов.
Последний компонент из предложенного состава компонентов региональной политики привлечения иностранных инвестиций - ее инструментарий. Его адекватная характеристика предполагает оценку применяемых в современной практике форм и методов управления существующим целям и задачам названной политики. На данном уровне исследований можно предложить лишь обобщенный состав инструментов. Его формируют:
- стратегическое планирование процессов и результатов привлечения иностранных инвестиций;
- разработка и реализация целевых программ привлечения иностранных инвестиций;
- бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование этих процессов;
- формирование и совершенствование институциональной среды международного инвестиционного сотрудничества;
- инициирование процессов создания новых объектов инвестиций;
- мониторинг состояния и динамики ресурсной базы и эффектов международного инвестиционного сотрудничества.
Литература
1. Назаров Е.А., Абрамова И.Н. Аргументы и факты инвестиционной привлекательности. В 2-х книгах. -Харьков: Харьковский инвестиционный Совет, 2002. -Кн.1. - С.42-55.
2. Шарп У., Александер Г., Бзйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. -М.: ИНФРА, 1999-XII.- 1028 с.
3. Хохлов Е.Н., Бурыгин Н.А. Приоритетные идеи в области управлення. -К.: Либра, 1993. - 103 с.
4. Кармазина Н.В. Управление инвестиционным
процессом в условиях рыночной системы хозяйствования / Н.В. Кармазина // Государственное управление и
местное самоуправление: Научный вестник Академии муниципального управления. Серия “Управление”. Выпуск 1 (7). - К.: Издательско-полиграфический центр АМУ, 2009. - С. 170 - 177.
5. Беленов О.Н. Политика привлечения иностранных инвестиций в экономику региона // Политика социальноэкономического развития регионов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2002. - С. 146.
6. Лексин В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения / В. Лексин, А. Шевцов // Российский экономический журнал. -1993. - №9.- С. 51 -52.
7. Штульберг Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации / Б.М. Штульберг, В.В. Введенский. - М.: Гелиос АРВ, 2000. -354 с.
8. Рисин И.Е. Государство и бизнес в регионе / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский - Воронеж: ВГУ, 2003. - 156 с.
9. Рисин И.Е. Содержание региональной инвестиционной политики / И.Е. Рисин, С.В. Харитон // Энергия - XXI век. - 2004. - №4. - С. 90.
10. Бетин О.И. Некоторые аспекты региональной социально-экономической политики / О.И. Бетин // Федеративные отношения и региональная социальноэкономическая политика. - 2003. - №1. - С. 16-27.
11. Елизаветин М. Иностранные инвестиции в России: к вопросу о структуре // М. Елизаветин // Инвестиции в России. - 2004. - № 12. - С. 19-21.
12. Шереги Ф.Э. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) / Ф.Э. Шереги, Н.М. Дмитриев, А.Л. Арефьев - М.: Центр социологического прогнозирования, 2002. - С. 26.
Киевский международный университет, г. Киев, Украина
INVESTMENT PROCESS AND REGIONAL INVESTMENT POLICY IN MANAGEMENT SYSTEMS MARKET
N.P. Voronov
The article covers the basics of investment management and regional investment policies in the market conditions Key words: investment process, market economy, a regional investment policy, foreign investment