ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Региональное стратегическое планирование
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Галина Федоровна БАЛАКИНА
доктор экономических наук, главный научный сотрудник,
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН,
Кызыл, Российская Федерация
История статьи:
Получена 17.04.2017 Получена в доработанном виде 15.05.2017
Одобрена 01.06.2017 Доступна онлайн 15.08.2017
УДК 338.22
JEL: Е27, Е60
Ключевые слова:
стратегические направления, мультипликативный эффект, результативность, развитие, регион
Аннотация
Предмет. В настоящее время начинается новый этап развития стратегического планирования -разработка стратегий социально-экономического развития регионов до 2025-2030 гг. на усовершенствованной правовой основе. Поэтому важно предоставить исследователям адекватный инструмент анализа результативности приоритетных направлений развития. Цели. Разработка модели оценки эффективности реализации стратегий социально-экономического развития региона.
Методы. В работе использовались системный подход к анализу процессов экономики и социальной сферы регионов, а также методы факторного анализа, экспертных оценок, расчета семантического дифференциала и мультипликативного эффекта.
Результаты. Осуществлена модификация модели оценки сравнительной эффективности стратегий развития региона, которая заключается в синтезе методов расчета показателей эффективности стратегий и экспертных оценок, сопоставлении рейтингов социально-экономического развития региона. Предложены методика сравнительной оценки результативности реализации возможных (альтернативных) стратегий развития региона, а также алгоритм определения показателя эффективности на основе индикатора мультипликативного экономического эффекта и экспертных оценок. Приведены результаты апробирования методики на примере возможных стратегий развития Республики Тыва до 2020 г.
Выводы. Алгоритм исследования эффективности должен основываться на расчете параметров прямого и косвенного влияния на эффективность реализации стратегии региона. Параметры должны быть проанализированы на основе данных статистики, а индикаторы косвенного воздействия - на базе данных рассмотрения экспертных оценок. Для оценки эффективности выбранной стратегии целесообразно использовать индикатор мультипликативного экономического эффекта, рассчитанный на основе системной оценки ожидаемой эффективности реализации предлагаемых инвестиционных проектов в стратегической перспективе. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти при разработке стратегий развития регионов; научно-исследовательскими организациями для обоснования методических подходов к модернизации экономики; высшими учебными заведениями при формировании учебных курсов по стратегическому планированию региональной экономики.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Балакина Г.Ф. Проблемы определения эффективности реализации стратегии развития региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15, № 8. - С. 1428 - 1441. https://doi.Org/10.24891/re.15.8.1428
Подходы к оценке эффективности реализации стратегий
В начале XXI в. в российских регионах возросло внимание к разработке прогнозов социально-экономического развития, несколько забытых в период трансформационного кризиса. В 20042007 гг. практически в каждом субъекте Российской Федерации были утверждены концепции, стратегии и программы развития на долгосрочный период. Повышение научного интереса к проблемам стратегического управления
Статья подготовлена в рамках исследований по проекту Российского фонда фундаментальных исследований № 17-46-170080.
территориальным развитием существенно для перспективных разработок, концепций, форм и методов исследования региональной сферы. Принципиально важным стало признание федеральными органами власти совместимости плановых методов, позволяющих концентрировать ресурсы на выполнении важнейших общегосударственных задач с рыночными условиями хозяйствования, и невозможности дальнейшего развития страны без долгосрочных программных документов. Проявлением новой позиции государства в отношении использования прогнозных разработок в регулировании социально-экономического развития стало
принятие в 2014 г. Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод о том, что системное введение многоуровневой оценки результатов реализации стратегий развития регионов еще не сформулировано. В дальнейшем исследовании нуждаются теоретические проблемы критериальной оценки эффекта реализации основных стратегических направлений. Необходимы также исследования факторов, влияющих на перспективное региональное социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Эффективность социально-экономического развития региона рассматривается нами в качестве экономической категории, отражающей результаты развития производства и социальной сферы. Эта система показателей включает оценки результативности инвестиционных проектов, целевой эффективности социальных программ и экспертные оценки динамики социальных и экономических процессов в регионе.
В качестве критериев эффективности применяются:
• для экономической системы - максимизация эффекта инвестиционных проектов в условиях ограниченных ресурсов, а также оценка уровня реализации целей развития экономики;
• для социальной системы - степень удовлетворения социальных потребностей населения региона в сравнении со стандартами развитых стран.
По нашему мнению, следует различать эффективность перспективного социально-экономического развития (расчетную), показывающую, насколько результативно предполагается использовать имеющиеся ресурсы, и эффективность развития за прошедший период (фактически достигнутую), определяющую результативность имевшихся в наличии ресурсов. Необходимо также разделять ресурсную и целевую эффективность. Ресурсная эффективность представляет собой отношение затрат к результатам. Она показывает выпуск продукции на единицу затрат ресурсов. К этому виду эффективности можно отнести производительность труда, капиталоотдачу, материалоотдачу. Экономическую эффективность на уровне хозяйствующего субъекта отражает показатель рентабельности (соотношение между полученной в течение года прибылью и использованным капиталом), входящий в оценку конкурентоспособности предприятия. На уровне государства и региона эффективность - это
общеэкономические результаты производства за год в расчете на одного занятого или на одного жителя. Наиболее часто используется показатель объема валового внутреннего (для регионов -регионального) продукта на душу населения. К ресурсной эффективности также относится показатель эффективности инвестиционного проекта, который отражает влияние результатов его осуществления на доходы и расходы соответствующего бюджета или экономики страны в целом.
Поскольку в социальной сфере точную оценку достигнутой эффективности сделать затруднительно, то возможно применение показателя целевой эффективности - отношения достигнутых результатов к действительным потребностям, определяющим, насколько задачи соответствуют потребностям общества. Такая оценка может сводиться к разрешению проблем, удовлетворению текущих нужд на должном уровне и формированию тенденций выхода на новые ступени удовлетворения общественных потребностей. При оценке результатов социального развития региона необходимо ввести понятие целевой эффективности реализации социальных программ, определяемое либо показателями уровня удовлетворения потребностей населения региона, либо соотнесением индикаторов потребляемых населением социальных услуг со среднероссийским уровнем, либо применением метода экспертных оценок.
Практически речь идет об оценке уровня социально-экономического развития региона в перспективном периоде. Объективная необходимость составления типологических группировок регионов обусловлена значительным количеством субъектов Российской Федерации, масштабами ее территории, значимостью учета интересов и особенностей развития регионов по природным, экономическим, социально-демографическим, геополитическим и стратегическим факторам.
Известны разные подходы, ориентированные на отбор и классификацию регионов по уровням социально-экономического развития, использующие различные по составу наборы статистических показателей. При этом оценка уровня социально-экономического развития регионов осуществляется и органами исполнительной власти, и научными коллективами, и отдельными учеными. Российские министерства и ведомства определяют уровень развития регионов для включения их в федеральные целевые программы распределения инвестиционных ресурсов, определения
приоритетов и принятия решений. При этом следует отметить методики Минэкономразвития1 и Минфина России, Росстата. Среди методик, предлагаемых учеными, выделяются подходы экономистов А.О. Полынева, В.Н. Разбегина, Б.М. Штульберга [1, 2], О.В. Кузнецовой и А.В. Кузнцова, В.Н. Лексина, А.Н. Швецова [3-5], методика экспертного оценивания и сравнения слабоструктурированных альтернатив2, а также методики, разработанные С.А. Суспицыным [6], С.В. Казанцевым [7, 8] и другими исследователями
[9].
Поскольку уровень социально-экономического развития региона невозможно выразить в одном непосредственно измеряемом показателе, на практике для его определения используется множество характеристик. При этом целесообразны иерархически упорядоченная структура его частных и интегральных характеристик и определение их влияния на целевой критерий развития региона. Исследователи пользуются структурированным набором показателей, в котором в зависимости от целей исследования определяются основные и второстепенные показатели. При этом возможны следующие варианты:
• определение основного индикатора и регулирование значений других важных для анализа показателей в виде ограничений;
• многоцелевая оптимизация по нескольким индикаторам с учетом компромисса между ними;
построение интегрированных экономических индикаторов [10].
1 Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. М.: Минэкономразвития России, 2007. 225 с.
2 Методика экспертного оценивания и сравнения слабоструктуризованных альтернатив (на примере анализа механизмов развития «проблемных регионов»). М.: МИС СФ
инвестиционных проектов позволяет объективно оценить их эффективность и риски. Предварительная оценка проекта часто оказывается, по мнению ряда специалистов, существенно завышенной. При формировании множества альтернативных проектов отбираются или моделируются проекты заведомо хуже предложенного разработчиками [13]. При колебаниях мировой конъюнктуры рынка цветных металлов возможны ситуации существенного повышения финансовых рисков, что повышает актуальность синхронных вложений государства и частного бизнеса [14].
По нашему мнению, оценивать эффективность перспективного социально-экономического развития региона можно по алгоритму, представленному на рис. 1. При этом выполняются:
определение региона;
системы показателей развития
социально-
Основы методики оценки эффективности реализации стратегий
В исследовании использовался системный подход к анализу процессов экономики и социальной сферы регионов, так как он позволяет удачно синтезировать достоинства эмпирического подхода, теоретических обобщений, экспериментальных расчетов на основе экономико-математических моделей, использовать интеллектуальный потенциал экспертного сообщества при структуризации и квантификации решения проблем оценки инвестиционных проектов [11, 12]. Системный подход к рассмотрению масштабных
• расчет индикатора мультипликативного экономического эффекта инвестиционных проектов, включенных в стратегию развития региона в стратегическом периоде;
• экспертная оценка возможных стратегий развития производительных сил региона;
• составление систематизированной оценки перспективного развития региона на основе сравнения соотношений индикаторов мультипликативного экономического эффекта, экспертных оценок, анализа возможной динамики параметров и трансформации рейтингов его социально-экономического развития;
• определение наиболее эффективной стратегии развития региона.
Уровень развития региона должен, вне всякого сомнения, определяться на основе статистических данных, публикуемых в сборниках Росстата, поскольку эта информация наиболее объективна, системна и регулярна. Привлечение других источников информации возможно в целях получения уточняющих данных. При этом важно иметь отчетливое представление о способах и специфике формирования баз данных, методах расчета тех или иных показателей. В региональном прогнозировании необходимо применение экономико-математических методов моделирования ввиду обработки больших массивов информации и проведения трудоемких расчетов. Они объективно должны дополняться изучением мнения экспертного сообщества о результативности выбранных сценариев и вариантов перспективного развития региона. Поскольку трудности
и ИЭ ОПП СО РАН, 1996. 50 с.
Г.Ф. Балакина / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 8, стр. 1428-1441
1430 http://fin-izdat.ru/journal/region/
с обеспечением вычислительных моделей полной и надежной информацией, с обоснованным выбором исходных условий и корректной постановкой задач моделирования могут значительно искажать результаты расчетов, то возникает проблема интерпретации результатов, что также свидетельствует о необходимости привлечения экспертов.
В основу разработки нашей методики положены принципы систематизации и классификации последствий реализации стратегии региона на основе многоуровневой оценки различных сфер его жизнедеятельности: экономической динамики -инвестиционной, инновационной, ресурсной, социальной и экологической, описываемой соответствующими показателями. Эффективное управление регионами может осуществляться на базе специально сформированной системы показателей, адекватно отражающих состояние и динамику региональных процессов, доступных для исследователей.
К достоинствам проведенных вычислений можно отнести:
• получение конкретных количественных значений эффективности реализации стратегии развития региона;
• использование в ходе анализа официальных статистических данных о социально-экономических процессах в регионе;
• получение нескольких локальных результатов расчетов, позволяющих более объективно охарактеризовать изменения в развитии региона в долгосрочном периоде;
• небольшое количество показателей в методике, охватывающее основные направления развития региона.
Для оценки эффективности выбранной стратегии развития региона целесообразно рассчитать индикатор мультипликативного экономического эффекта, который основывается на системном анализе ожидаемой результативности реализации пакета возможных инвестиционных проектов в стратегической перспективе. Основные положения определения этого индикатора разработаны в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН3 и модифицированы в предлагаемой нами методике.
Расчет индикатора мультипликативного экономического эффекта производится поэтапно:
1) формирование набора инвестиционных проектов развития региона, предлагаемых к реализации в перспективном периоде;
2) расчет результатов внедрения каждого проекта как оценки увеличения предусматриваемого реального объема валового внутреннего продукта Российской Федерации в каждом году периода их реализации;
3) определение индикатора мультипликативного экономического эффекта путем суммирования за расчетный период прогнозируемых годовых объемов валового внутреннего продукта Российской Федерации (в соответствующем сценарии), который может быть обеспечен реализацией предлагаемых стратегий развития региона;
4) выбор наиболее эффективной стратегии развития региона на базе сравнительного анализа величин мультипликативного эффекта. Лучшей признается стратегия с максимальным приростом добавленной стоимости.
Эффективность стратегии представляет собой сумму показателей эффективности инвестиционных проектов, реализуемых в рамках определенной стратегии, и рассчитывается по следующей формуле4:
ЭТ =
эг+1 эгпI /£п I,
j = 2 t=l j = 2 t=l
где ЭТ - показатель суммарной эффективности инвестиционного проекта;
^ и ] - индексы анализируемых лет прогнозного периода;
Г - индекс экономического роста в периоде ^ по данным официального прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;
ЭГ - индекс экономической эффективности регионального инвестиционного проекта в году который характеризует влияние регионального инвестиционного проекта на рост валового регионального продукта и оценивается по соотношению величины добавленной стоимости в ценах предыдущего года к объему валового
4 Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.10.2009 № 493. Г.Ф. Балакина / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 8, стр. 1428-1441
http://fin-izdat.ru/journal/region/ 1431
3 Методика экспертного оценивания и сравнения
слабоструктуризованных альтернатив (на примере анализа механизмов развития «проблемных регионов»). М.: МИС СФ и ИЭ ОПП СО РАН, 1996. 50 с.
l
регионального продукта предыдущего года, рассчитанному в условиях отказа от реализации инвестиционного проекта;
V - индекс экономического роста в периоде t при условии отказа от реализации инвестиционного проекта.
Оценка сравнительной эффективности стратегий осуществлялась по формуле:
э, = е эт,
где I - индекс возможной стратегии развития региона, I = 1, 2, ..., Ь;
Ь - число возможных стратегий развития региона;
1 - индекс инвестиционного проекта;
Ql - множество индексов инвестиционных проектов 1-й стратегии развития региона.
Оптимальное значение сравнительной эффективности стратегии определяется как максимальное значение при заданных ограничениях по ресурсам:
Эопт = max, {Э,}.
В ходе расчетов формируется оценочная матрица, каждый элемент которой представляет собой оценку определенной стратегии по выбранному критерию в условиях определенного сценария: «стратегии х, - сценарий у]». То есть элементом матрицы является индикатор мультипликативного экономического эффекта инвестиционных проектов рассматриваемой стратегии, характеризующий часть суммарного за все годы расчетного периода прогнозируемого реального объема валового внутреннего продукта Российской Федерации (в соответствующем сценарии), который может быть обеспечен ее экономикой. Другими словами, вначале рассчитывается суммарный экономический эффект от реализации входящих в стратегию инвестиционных проектов, а его процентное отношение к прогнозируемому объему валового внутреннего продукта Российской Федерации определяется по конкретному сценарию ее развития.
Метод экспертных оценок использовался для количественной оценки (квантификации) предлагаемых стратегий развития региона. Он дает возможность определить мнение специалистов, формализовать его в виде балльных оценок влияния характеристик стратегии (как варианта развития) на параметры макроэкономической динамики региона, позволяет оценить риски развития. Мы считаем, что
Г.Ф. Балакина / Региональная экономика: теор,
1432
http://fin-izdat.
необходимо изучать мнение ученых и опытных специалистов отраслей экономики и социальной сферы региона, органов исполнительной и законодательной власти, журналистов.
В анкету для изучения мнения экспертов, с нашей точки зрения, следует включать:
• вопросы о возможных направлениях решения проблем регионального развития, предусматривающих исчерпывающий перечень возможных ситуаций, для которых необходимо оценить риски и последствия (выбор из детерминированного набора);
• вопросы, предполагающие возможность выражения собственного мнения эксперта о путях решения рассматриваемых проблем;
• оценку последствий реализации стратегических направлений развития по предложенной шкале.
Перечень показателей, отражающих воздействие реализации стратегии на развитие региона, детерминируется характерными чертами и процессами функционирования депрессивных территорий. Оценка экспертами стратегий развития региона может осуществляться по их воздействию на следующие показатели:
• соотношение доходов и расходов бюджета региона;
• величину федеральных трансфертов;
• динамику численности коренного населения;
• изменение совокупных показателей миграции населения;
• обеспеченность населения социальными услугами;
• уровень безработицы;
• уровень заболеваемости населения;
• параметры развития малого предпринимательства;
• уровень развития отраслей специализации;
• показатели развития крупных предприятий;
• уровень экологической безопасности;
• динамику параметров развития транспортной инфраструктуры региона.
Экспертам предлагалось оценить степень влияния выбранной стратегии развития региона на показатели результативности в перспективном периоде. Применялись следующие градации такого влияния: повлияет позитивно (чрезвычайно, и практика, 2017, т. 15, вып. 8, стр. 1428-1441
очень, средне), нейтрально, негативно (чрезвычайно, очень, средне). Это позволило количественно детерминировать мнение специалистов. Обработка экспертных оценок проводилась путем расчета семантического дифференциала на основе данных сводной таблицы экспертных оценок. Далее указанные результаты представлялись в графическом виде, где по оси абсцисс отражался номер средней оценки показателя по каждой стратегии, а по оси ординат - ее величина по соответствующей стратегии развития региона.
На заключительном этапе составления интегральной оценки перспективного развития региона проводится сопоставление результатов расчета индикатора мультипликативного экономического эффекта, рейтингов региона после реализации стратегии, результатов расчета семантического дифференциала экспертных оценок, что требует от исследователя значительной эрудиции, знания тенденций и перспектив развития соседних регионов, федерального округа и страны в целом.
При сравнении соотношений индикаторов мультипликативного экономического эффекта и экспертных оценок может возникнуть ситуация, когда результаты его расчета дадут разнонаправленные результаты с обобщенным мнением экспертов. В этом случае целесообразно привлечь к анализу изменение конкурентоспособности региона, отраженное в рейтингах социально-экономических индикаторов. Исследователю рекомендуется использовать составление интегрального показателя эффективности реализации стратегий по одному из описанных методов. Стратегия с наибольшим значением интегрального показателя должна считаться эффективной. Необходимо предусмотреть повышение рейтингов индикаторов социально-экономического развития региона. Рейтинг есть отражение, количественная оценка
конкурентоспособности региона, определяющая его место на ранжированной шкале по определенному показателю или системе показателей.
В самом широком смысле конкурентоспособность означает вероятность выигрыша в соревновании. Применительно к экономике под
конкурентоспособностью понимается обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта в экономическом соревновании5.
5 Гельвановский М.И., Рожков К.Л., Скрябина Н.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности. М.: Статистика России, 2009. 383 с.
Г.Ф. Балакина / Региональная экономика: теор,
http://fin-izdat.
В качестве основных инструментов развития конкурентоспособности региона в практике Евросоюза широко привлекаются структурные фонды, поддерживающие инвестиции
в инфраструктуру, человеческий капитал, инновационные возможности и улучшение состояния окружающей среды [15].
В теории стратегического менеджмента конкурентоспособность определяется как свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с подобными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может быть стратегической (на стадии стратегического маркетинга), тактической и рыночной. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Суть предмета теории стратегического управления, по мнению В.С. Катькало, состоит в выяснении источников и механизмов создания и обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ фирм, обеспечивающих им присвоение экономических выгод (рент), недоступных соперникам [16].
Оценка конкурентоспособности региона по различным критериям и с позиций разных методолого-методических подходов служит основанием для типологии регионов, оценки темпов и уровней регионального развития. В соответствии с целями работы конкурентоспособность региона может быть определена как сложная многокомпонентная категория, характеризующая возможную степень удовлетворения жизненно важных потребностей его населения за счет собственных доходов регионального бюджета.
В стратегии социально-экономического развития региона может быть раздел, в котором прогнозируется изменение его
конкурентоспособности, места в системе общероссийского разделения труда, то есть рейтингов показателей социально-экономического развития региона относительно других субъектов Федерации, изменение имиджа региона, под которым следует понимать целенаправленно создаваемый образ, позиционирующий особенности региона в информационном пространстве, формирующийся на основе значимых социально-экономических, социокультурных и политических реалий развития региона. Формирование позитивного имиджа региона обусловливает
и практика, 2017, т. 15, вып. 8, стр. 1428-1441
ournal/region/ 1433
повышение его инвестиционной привлекательности, приток и закрепление в нем квалифицированных кадров и др.
Изменение имиджа и места региона в экономической системе Российской Федерации находит отражение в динамике рейтингов индикаторов его развития. Прогнозирование динамики рейтингов уровня развития различных сфер жизнедеятельности региона основывается на сопоставлении динамики соответствующих показателей развития региона, отрасли, мезозоны и страны в целом. При этом превышение среднероссийских темпов роста анализируемого показателя в регионе при прочих равных условиях ведет к росту его рейтинга, и наоборот, более низкие темпы роста обусловливают снижение перспективного рейтинга. Для оценки динамики рейтингов социально-экономического развития региона кроме метода экспертных оценок возможно использование метода оценки надмедианных рангов, являющегося модификацией ранжированных оценок. Проблема ранжирования вариантов развития региона решается на основе порядковых переменных - градаций шкалы, выражающей в баллах (рангах) степень влияния фактора на успешность развития регионов. На основе метода надмедианных рангов дифференцируются варианты по их привлекательности [17]. Также для оценки эффективности сложноформализуемых процессов заслуживает внимания метод оценки эффективности корпоративной социальной ответственности на основе оценочных показателей и рейтингов [18].
Результаты апробации методики
Апробация предлагаемой методики оценки эффективности реализации возможных стратегий развития региона проведена на примере стратегии социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2020 г. Были оценены альтернативные стратегии развития республики: консервативная (сохранение сложившихся тенденций), модернизационная (индустриальное развитие на базе инновационного прорыва) и стратегия экологического сдерживания (модификация индустриального пути развития с приоритетом на экологические критерии отбора проектов). Каждая стратегия имеет приоритетный для республики комплекс проектов более чем из 60 предлагаемых к реализации в долгосрочной стратегии.
Следует отметить, что нередко путают понятия «альтернатива» и «сценарий», часто воспринимая Г.Ф. Балакина / Региональная экономика: теор,
1434 http://fin-izdat.
их как синонимы. В нашем анализе под альтернативами понимаются взаимоисключающие стратегии развития республики, а под сценариями -контрастные состояния «внешней среды», то есть логические по своей сути возможные состояния экономики Российской Федерации, являющейся внешней средой для республики.
Сценарии рассматривались на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-рв, в соответствии с которой выделяются три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе: инерционного, энергосырьевого и инновационного. Для Республики Тыва эти сценарии развития будут «внешними» и их применение будет корректным.
Расчет эффективности стратегий развития республики представлен в виде оценочной матрицы (табл. 1). Элементом матрицы является интегральный индикатор экономической эффективности инвестиционного проекта, характеризующий часть суммарного за все годы расчетного периода прогнозируемого реального объема валового внутреннего продукта Российской Федерации (в соответствующем сценарии), которая может быть обеспечена реализацией стратегии развития Тывы.
Основные результаты расчетов (табл. 2) можно сформулировать так: все значения интегрального показателя существенны и при реализации любой стратегии (независимо от сценария) эффект будет ощутим. Но наилучшей и доминирующей по индикатору эффективности является модернизационная стратегия развития республики. Незначительно уступает стратегия экологического сдерживания, консервативная стратегия является наименее эффективной [19].
Все три стратегии очень близки по интегральному показателю в инерционном и инновационном сценарии, что обусловлено главным образом тем, что эти сценарии не снижают степени относительной экономической (в том числе и транспортной) «изолированности» региона, то есть вовлеченность региона в текущие экономические процессы, так же как и в инновационные, сохраняется на прежнем уровне. Энергосырьевой сценарий, предполагающий интенсификацию добычи полезных ископаемых во всех перспективных регионах России, не предполагает масштабного освоения природных богатств в Тыве.
Исследование мнений экспертов показало, что преимущественным, значительно превосходящим другие по эффективности сценарии названа модернизационная стратегия (рис. 2). Оценки экспертов и расчеты эффективности стратегий подтверждают, что развитие республики при прочих равных условиях целесообразно осуществлять по модернизационному
направлению при ужесточении ограничений в области рационального природопользования.
Выводы
Анализ эффективности реализации стратегии региона по предлагаемому нами алгоритму позволит:
• изучить состояние социально-экономической, научно-технической, экологической и социокультурной сфер региона, выявить соответствие параметров их развития целям и задачам перспективного развития;
• оценить влияние сложноформализуемых аспектов развития на достижение стратегических целей региона;
• осуществить разработку, отбор и реализацию инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение уровня социально-экономического развития региона;
• определить наиболее перспективные направления инвестиционной политики инновационного типа в целях актуализации регионального потенциала и повышения уровня развития хозяйственной системы региона;
• рассмотреть взаимозависимость динамики социокультурных процессов и показателей социально-экономического развития региона;
• оценить изменение конкурентоспособности региона в стратегической перспективе.
Предлагаемая методика оценки эффективности реализации стратегии региона применима не только на региональном уровне, но и на мезорегиональном уровне и уровне федеральных округов при исследовании проблем межрегионального характера, таких как:
• снижение проявлений депрессивности регионов, имеющих общие экономические, социальные,
научно-инновационные и экологические проблемы;
• развитие межрегиональных связей по формированию территориальных схем поставок продукции и услуг;
• оценка принимаемых решений по критериям развития России с точки зрения межрегиональных, территориальных, отраслевых и межотраслевых интересов;
• расширение потенциала межрегионального взаимодействия, направленное на рационализацию общественного разделения труда и более полное использование преимуществ каждого региона.
Необходимость и целесообразность использования методов системного анализа при рассмотрении крупномасштабных инвестиционных проектов определяется рядом обстоятельств. Соотношение экономических характеристик объектов (затрат и результатов), измеренных в денежной форме, не является единственным и самым важным параметром, по которому можно судить о стратегической эффективности проектов. Их реализация помимо экономических преследует также политические, социальные и экологические цели, а также обеспечение безопасности. Степень их достижения не может быть измерена в денежном выражении. Изменчивость внешних условий реализации проекта, например экономической конъюнктуры мирового рынка, динамики цен на основные ресурсы, вовлекаемых в хозяйственный оборот в ходе реализации проекта, изменения направленности политических преобразований и социальных мероприятий, совершенствования системы приоритетов государства и других, увеличивает риск ошибочной оценки. Проблемы оценки проектов относятся к недостаточно структурированным, решаемым в большинстве случаев эмпирическим путем либо с помощью разработки инструментария, применимого для узкого круга проектов. Использование системного подхода к анализу эффективности реализации крупных инвестиционных проектов позволяет избежать распространенной ошибки при их оценке: преувеличения выгод от их реализации и занижения инвестиционных затрат и рисков.
Таблица 1
Анализ предпочтительности альтернатив Table 1
Analysis of preferred alternatives
Адаптивный Стратегия
критерий I II Ш
Вальда - * -
Максимакс - * -
Сэвиджа - * -
Гурвица (а = 0,2) - * -
Гурвица (а = 0,4) - * -
Гурвица (а = 0,6) - * -
Гурвица (а = 0,8) - * -
Лапласа - * -
Байеса - * -
* Проверено по всем критериям
Источник: авторская разработка * Checked up according to all criteria Source: Authoring
Таблица 2
Индикаторы мультипликативного экономического эффекта стратегий развития Республики Тыва при разных сценариях развития Российской Федерации (расчеты в ценах 2010 г.)
Table 2
Multiplicative economic effect indicators of the development strategies of the Tyva Republic in various development scenarios of the Russian Federation (calculated at 2010 values)
Стратегия развития Республики Тыва Интегральный индикатор (%), в зависимости от сценария развития Российской Федерации
инерционный энергосырьевой инновационный
I. Консервативная 0,22 0,24 0,22
II. Модернизационная 0,6 0,66 0,6
III. Экологического сдерживания 0,52 0,57 0,53
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 1
Схема исследования эффективности реализации стратегии развития региона Figure 1
A study of the effectiveness of the region's development strategy
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Экспертные оценки стратегий перспективного развития Республики Тыва Figure 2
Expert assessments of the future development strategies of the Tyva Republic
Примечание. 1. Доходность республиканского бюджета. 2. Величина федеральных трансфертов. 3. Динамика численности коренного населения республики. 4. Динамика совокупных показателей прибытия и выбытия населения республики. 5. Обеспеченность населения основными объектами социальной инфраструктуры. 6. Уровень безработицы. 7. Уровень заболеваемости населения по основным группам болезней. 8. Уровень развития малого предпринимательства. 9. Уровень развития отгонного животноводства. 10. Уровень развития основных крупных бюджетообразующих предприятий. 11. Уровень экологической безопасности республики. 12. Развитие транспортной инфраструктуры республики.
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Список литературы
1. Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация. Методология анализа и государственного регулирования: монография. М.: УРСС, 2011. 208 с.
2. Полынев А.О., Разбегин В.Н., Штульберг Б.М. Комплексная оценка уровня инфраструктурной обеспеченности регионов // Регион: экономика и социология. 2012. № 3. С. 58-72.
3. Кузнецова О.В., Кузнецов А.В. Системная диагностика экономики региона. М.: Ленанд, 2016. 232 с.
4. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: Ленанд, 2015. 304 с.
5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформы и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. М.: Ленанд, 2012. 1024 с.
6. Суспицын С.А. Барометры социально-экономического положения регионов России. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004. 124 с.
7. Казанцев С.В. Экономическая безопасность и оценка экономической защищенности территории // Регион: экономика и социология. 2010. № 3. С. 40-56.
8. Казанцев С.В. Антироссийские санкции и угрозы для субъектов Российской Федерации // Регион: экономика и социология. 2015. № 1. С. 20-38.
9. Балакина Г.Ф. Особенности формирования стратегии социально-экономического развития региона в условиях модернизации // Регион: экономика и социология. 2014. № 3. С.113-127.
10. Львов Д.С., Гранберг А.Г., Обозов С.А. и др. Стратегическое управление: регион, город, предприятие: монография. М.: Экономика, 2004. 605 с.
11. Кибалов Е.Б., Горяченко В.И., Хуторецкий А.Б. Системный анализ ожидаемой эффективности крупномасштабных проектов: монография. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. 162 с.
12. Кибалов Е.Б., Кин А.А. Крупномасштабные инвестиционные проекты: сопоставительный анализ методов оценки эффективности естественными монополиями России // Регион: экономика и социология. 2016. № 1. С. 295-313.
13. Лифшиц В., Швецов А. Каких ошибок следует избегать при оценке инвестиционных проектов с участием государства // Вопросы экономики. 2011. № 9. С. 80-92.
14. Мау В. Экономическая политика 2007 г.: успехи и риски // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 4-25.
15. Сепик Д. Индикаторы конкурентоспособности регионов: европейский подход // Регион: экономика и социология. 2005. № 2. С. 197-205.
16. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: монография. Спб.: Высшая школа менеджмента, 2011. 548 с.
17. Садов С.Л. Модель качественной оценки вариантов объединения регионов // Регион: экономика и социология. 2015.№ 1. С. 39-54.
18. Нехода Е.В., Гришина К.В., Зиганьшина Е.Р. и др. Теория и практика корпоративной социальной ответственности. Томск: Томский государственный университет, 2015. 340 с.
19. Балакина Г.Ф. Депрессивные регионы: формирование стратегий социально-экономического развития. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2012. 218 с.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
ISSN 2311-8733 (Online) Regional Strategic Planning
ISSN 2073-1477 (Print)
REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY: ISSUES OF DETERMINING THE REALIZATION EFFECTIVENESS
Galina F. BALAKINA
Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences,
Kyzyl, Tyva Republic, Russian Federation
Article history: Abstract
Received 17 April 2017 Importance The article discusses tools to analyze the impact of priority development areas.
Received in revised form Objectives The article aims to develop a model for assessing the effectiveness of the region's socio-
15 May 2017 economic development strategies.
Accepted 1 June 2017 Methods For the study, I used a systems approach to analyze the economic and social sectors of the
Available online 15 August 2017 regions, and the methods of factor analysis, expert estimates, and calculation of semantic differential
and multiplicative effect.
Results The scientific novelty of the results lies in the modification of the model for comparative effectiveness assessment of development strategies of the region. The article presents a methodology for comparative assessment of the impact of possible (alternative) development strategies of the region, and the algorithm for determining the performance indicator based on the multiplicative economic impact indicator and expert estimates. As well, the article presents the results of testing of the methodology using the case of possible development strategies for the Tyva Republic up to 2020. Conclusions and Relevance To assess the effectiveness of the chosen strategy, it is useful to apply the multiplicative economic effect indicator, based on a systems assessment of the expected effectiveness of the proposed investment projects in the strategic perspective. The results of the study can be used by public authorities in developing regional development strategies, research organizations to justify methodological approaches to modernize the economy, and higher education institutions in the formation of training courses on strategic planning of the regional economy.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Balakina G.F. Regional development strategy: Issues of determining the realization effectiveness. Regional
Economics: Theory and Practice, 2017, vol. 15, iss. 8, pp. 1428-1441.
https://doi.org/10.24891/re.15.8.1428
Acknowledgments
The article has been prepared within the framework of research project № 17-46-170080 of the Russian
Foundation for Basic Research.
References
1. Polynev A.O. Mezhregional'naya ekonomicheskaya differentsiatsiya. Metodologiya analiza i gosudarstvennogo regulirovaniya: monografiya [Interregional economic differentiation. An analysis and public management methodology: a monograph]. Moscow, URSS Publ., 2011, 208 p.
2. Polynev A.O., Razbegin V.N., Shtul'berg B.M. [Integrated assessment of regional provision with infrastructure]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2012, no. 3, pp. 58-72. (In Russ.)
3. Kuznetsova O.V., Kuznetsov A.V. Sistemnaya diagnostika ekonomiki regiona [System diagnostics of the region's economy]. Moscow, LENAND Publ., 2016, 232 p.
4. Kuznetsova O.V. Ekonomicheskoe razvitie regionov: teoreticheskie i prakticheskie aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya [Economic development of regions: theoretical and practical aspects of government regulation]. Moscow, LENAND Publ., 2015, 304 p.
5. Leksin V.N., Shvetsov A.N. Reformy i regiony: Sistemnyi analiz protsessov reformirovaniya regional'noi ekonomiki, stanovleniya federalizma i mestnogo samoupravleniya [Reforms and regions: A systems analysis of the regional economic reform, federalism, and local governance processes]. Moscow, LENAND Publ., 2012, 1024 p.
JEL classification: Е27, Е60
Keywords: strategic direction, multiplicative effect, impact, development
6. Suspitsyn S.A. Barometry sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya regionov Rossii [Barometers of the social and economic situation of the regions of Russia]. Novosibirsk, Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS Publ., 2004, 124 p.
7. Kazantsev S.V. [Economic security and assessment of economic protectability of regions]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2010, no. 3, pp. 40-56. (In Russ.)
8. Kazantsev S.V. [Anti-Russian Sanctions and Threats for the Subjects of the Russian Federation]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2015, no. 1, pp. 20-38. (In Russ.)
9. Balakina G.F. [Formation Features of Social and Economic Development Strategies in the Context of Modernization]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2014, no. 3, pp. 113-127. (In Russ.)
10. L'vov D.S., Granberg A.G., Obozov S.A. et al. Strategicheskoe upravlenie: region, gorod, predpriyatie: monografiya [Strategic management: region, city, enterprise: a monograph]. Moscow, Ekonomika Publ., 2004, 605 p.
11. Kibalov E.B., Goryachenko V.I., Khutoretskii A.B. Sistemnyi analiz ozhidaemoi effektivnosti krupnomasshtabnykh proektov: monografiya [A systems analysis of the expected effectiveness of large-scale projects: a monograph]. Novosibirsk, Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS Publ., 2008, 162 p.
12. Kibalov E.B., Kin A.A. [Large-scale investment projects: comparative analysis of efficiency evaluation methods used by Russia's natural monopolies]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2016, no. 1, pp. 295-313. (In Russ.)
13. Lifshits V., Shvetsov A. [What errors should be avoided when evaluating the sovereign investment operation]. Voprosy Ekonomiki, 2011, no. 9, pp. 80-92. (In Russ.)
14. Mau V. [Economic policy 2007: success and risk]. Voprosy Ekonomiki, 2008, no. 2, pp. 4-25. (In Russ.)
15. Sepik D. [Regional competitiveness indicators: a European approach]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2005, no. 2, pp. 197-205. (In Russ.)
16. Kat'kalo V.S. Evolyutsiya teorii strategicheskogo upravleniya: monografiya [Evolution of the strategic management theory: a monograph]. St. Petersburg, Graduate School of Management Publ., 2011, 548 p.
17. Sadov S.L. [The Qualitative Assessment Model for Variants of Merging of Regions]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2015, no. 1, pp. 39-54. (In Russ.)
18. Nekhoda E.V., Grishina K.V., Zigan'shina E.R. et al. Teoriya i praktika korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti [The theory and practice of corporate social responsibility]. Tomsk, TSU Publ., 2015, 340 p.
19. Balakina G.F. Depressivnye regiony: formirovanie strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Depressed regions: social and economic development strategies]. Kyzyl, TuvIENR of Siberian Branch of RAS Publ., 2012, 218 p.
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential
conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this
article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the
article, and the decision to submit the manuscript for publication.