Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в стратегии управления социально-экономическим развитием региона'

Государственно-частное партнерство в стратегии управления социально-экономическим развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивень Ирина Григорьевна

Рассмотрены проблемы стратегического управления социально-экономическим развитием региона. Изложены основные принципы и модель применения частно-государственного партнерства в стратегии управления регионом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пивень Ирина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of strategic management of social and economic development in the region. The basic principles and a model of public-private partnership in the management strategy the region

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в стратегии управления социально-экономическим развитием региона»

имущества компании в отрасли. Выявление ключевых факторов успеха позволяет малым и средним предприятиям сопоставить свои компетенции с компетенциями компаний, которые считаются эталоном успеха в данной отрасли и сосредоточить усилия на том, что они могут делать лучше, чем конкуренты.

В настоящее время российские малые и средние предприятия функционируют в постоянно изменяющейся среде, что требует принципиально новых подходов к управлению хозяй-

ственной деятельностью. Нестабильность экономической конъюнктуры, ужесточение конкуренции, повышение требовательности потребителей к производимому продукту, сокращение жизненного цикла товара в значительной степени усложняют управленческий процесс, делая перспективы развития все менее предсказуемыми. В этих условиях все большее значение приобретает продвижение в практику российских малых и средних предприятий идей и технологий стратегического менеджмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Томпсон-мл., А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа [Текст] / А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III; пер. с англ. -12-е изд. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2009.

2. Портер, М. «Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] : пер. с англ. /

М. Портер. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

3. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий [Текст] / Ф. Аналоуи, А. Карами; пер. с англ. - М.: Юнити-Дана, 2005.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. expert.ru

УДК 332.146.2

И.Г. Пивень

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

В условиях дифференциации экономических интересов и потенциалов конкурентоспособности регионов актуальной научной проблемой является совершенствование стратегии управления социально-экономическим развитием страны и каждого региона.

Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии управления социально-экономическим развитием и охватывает следующие основные направления:

- определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

- сопоставление общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

- подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

- национально-экономические вопросы (в условиях многонационального государства);

- проблемы урбанизации.

Независимо от общественного строя, уровня развития производительных сил существуют следующие принципы управления [1]:

- комплексность рассмотрения социально-экономических проблем;

- четкое разделение функций в системах государственного и хозяйственного управления на

макроуровне, в регионах и муниципальных образованиях;

- оптимальное сочетание отраслевого и межотраслевого управления на основе кооперации, специализации и интеграции производства, удовлетворяющее взаимные экономические интересы товаропроизводителей и сферы услуг;

- развитие системы управления и демократизация управления;

- управление научно-техническим прогрессом на базе разработки и реализации целевых федеральных, региональных и местных программ [2].

Формирование и функционирование системы стратегического управления социально-экономическим развитием региона является сложным процессом, при осуществления которого, по нашему мнению, необходимо следовать принципам целенаправленности, социальности, системности, адаптивности, комплексности, эффективности, профессионализма (см. таблицу).

Управление реализацией стратегии социально-экономического развития региона требует комплексного подхода с ориентацией на конечные результаты и учетом следующих факторов:

- сочетание долгосрочного видения и определенных тактических целей и оперативных действий при реализации конкретных проектов;

- демократичность, обеспечивающая гласность и открытость хода и результатов работы по формированию и реализации стратегии социально-экономического развития;

- партнерство, в соответствии с которым региональные власти, предпринимательские структуры, общественные организации, население принимают на себя определенные обязательства по реализации намеченного;

- баланс интересов различных слоев населения, хозяйствующих субъектов всех форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня (в том числе местного самоуправления), участвующих в реализации стратегического выбора;

- непрерывность, означающая необходимость организации регулярного мониторинга выполнения стратегии, оценку хода ее реализации и своевременную корректировку;

- адаптивность, предусматривающая учет возможных изменений внешней среды в процессе реализации стратегии и др.

Принципы формирования и функционирования системы стратегического управления социально-экономическим развитием региона и инструменты их реализации

Принцип Сущность принципа Инструмент реализации

Целенаправленность Обоснование стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития Стратегическое планирование

Социальность Приоритетное решение проблем повышения качества жизни населения Социальные программы

Комплексность Исследование приоритетных функций региона в русле прогнозных характеристик и факторов развития Системный подход

Системность Определение целей стратегии развития региона и механизмов их реализации в контексте взаимосвязи и взаимозависимости с другими регионами и страной Системный подход

Адаптивность Формирование стратегии регионального развития с учетом изменений внешней среды, обуславливающих корректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации Стратегический анализ, кластерный подход

Эффективность Доказательство оптимальности предлагаемого набора целей развития, функций в качестве приоритетного Экономический анализ, экспертные процедуры

Профессионализм Методическая и информационная база, подготовка специалистов Программы подготовки управленческих кадров

В современных условиях необходимы нестандартные подходы к разработке и осуществлению регионального управления, чтобы все его звенья были нацелены на решение новых задач. Можно выделить интегральные группы интересов:

- интересы населения и гражданских институтов, связанные с решением вопросов социального обеспечения, повышения качества жизни, развития институтов местного самоуправления;

- интересы хозяйствующих субъектов, которые выражаются в максимизации прибыли, а также связанные с задачами развития и участия в межрегиональном и международном разделении труда и взаимодействия;

- интересы региональных органов государственной власти (исполнительной и законодательной), органов местного самоуправления.

Вследствие различия интересов основных субъектов социально-экономическое развитие региона может обеспечиваться только на основе компромисса и партнерства. Ключевым условием сбалансированного развития региона является максимизация эффекта взаимодействия бизнеса и органов власти на всех уровнях, реализуемая, в частности, в рамках механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).

В современной России условия для использования значительной части механизмов ГЧП уже созданы:

- концессионные соглашения (приняты базовые нормативные правовые акты);

- особые экономические зоны (ОЭЗ) (определены регионы-победители конкурса по созданию особых экономических зон промышленно-производственного типа, а также регионы, где будут созданы ОЭЗ туристско-рекреационного типа, в перспективе планируется создать портовые ОЭЗ.

Концессия - это наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнерства. Во-первых, она в отличие от контрактных отношений носит долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управлен-

ческих решений, что выгодно отличает концессии от совместных предприятий и контрактов на выполнение работ. В-третьих, у государства в рамках как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий договора, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов. В-четвертых, государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения ею.

Практика показала, что инвестиционные проекты, реализуемые на основе ГЧП, позволяют более эффективно решать проблему устранения инфраструктурных ограничений экономического роста, создавать оптимальные условия для инвестирования в долгосрочные проекты, увеличивать прирост внутренних и внешних инвестиций в экономику региона. Основной формой участия региональных органов власти в реализации инвестиционных проектов является обеспечение участников инвестиционного процесса инженерной, транспортной и энергетической инфраструктурой, земельными участками и разведанными месторождениями отдельных видов сырьевых ресурсов.

ГЧП может опираться на следующие аспекты региональной среды:

- инновационность (информационная поддержка инноваций, техническая подготовка площадок и др.);

- контактность (концессии на строительство и эксплуатация транспортных путей в рамках трансрегиональных транспортных коридоров, привлечение транспортных компаний к решению вопросов оптимизации межрегиональной логистики и др.)

- привлекательность (введение стимулирующих принципов налогообложения, легитимизация и совместное регулирование трудовой миграции властями и бизнесом и др.).

Потребность российской инфраструктуры в инвестиционных ресурсах на период до 2020 г. составляет в целом около 1 трлн долл. США. С учетом ограниченных бюджетных ресурсов и объемов средств инвестиционного фонда од-

ним из источников финансирования развития инфраструктуры могут быть средства бизнеса.

Анализ современной практики регионального управления в зарубежных странах позволяет выделить продуктивные критерии, используемые в программах социально-экономического развития территорий:

- качество программы (в частности, ясность стратегического подхода и инновационный характер целей, предлагаемых в ней к реализации);

- ожидаемое влияние на модернизацию и диверсификацию региональной экономики, создание долговременных качественных рабочих мест;

- вклад частного сектора в финансирование программы;

- качество регионального общественно-частного сотрудничества в подготовке и реализации программ;

- совместимость с другими направлениями региональной политики, в таких областях как исследования, информатизация общества, окружающая среда, развитие сельской местности [3].

Таким образом, можно выделить ряд ключевых моментов, способствующих совершенствованию стратегии управления развитием региона. В их числе отметим следующие:

1. Формирование специализированных органов, концентрирующих высококвалифицированные кадры, и их интеграция в действующие структуры регионального и муниципального управления с целью разработки и реализации целевых программ развития местных сообществ либо создание внешней организации с теми же функциями.

2. Определение базового состава приоритетных направлений развития региона, включающего в том числе повышение уровня конкурентоспособности бизнеса, прежде всего в области передовых технологий, биотехнологии, информационных технологий и телекоммуникаций, поддержку его инновационной составляющей.

3. Включение в систему показателей планирования и мониторинга процессов развития местных сообществ индикаторов, отражающих разные стороны жизни населения, в том числе связанных с качеством окружающей среды.

4. Разработка и использование системы критериев для оценки обоснованности программ социально-экономического развития территорий. В составе критериев: инновационный характер целей, предлагаемых к реализации; соответствие между поставленными целями и доступными ресурсами; влияние на модернизацию и диверсификацию региональной и местной экономики.

5. Создание благоприятных условий для прихода внешних инвестиций и внедрения механизмов ГЧП.

В современных условиях хозяйствования для принятия стратегических решений необходимо определить механизм взаимодействия власти и бизнеса. Нами разработана модель стратегии управления взаимодействием государства и бизнеса в процессе развития региона (см. рисунок).

Из рисунка видно, что модель управления взаимодействия государства и бизнеса в регионе формируется под влиянием определенных комбинаций критериев и качественных параметров, что позволяет корректировать механизм управления в соответствии с конкретными характеристиками системы взаимодействия институтов государства и бизнеса.

Повышение эффективности управления регионом возможно за счет развития механизма согласования частных и государственных интересов, направленного на интеграцию потенциалов государства и бизнеса в ходе решения стратегических задач управления экономическими системами мезоуровня.

Таким образом, законодательное закрепление прав пользования объектами государственной собственности за частными компаниями в рамках концепции ГЧП, предоставление правовых гарантий этим компаниям по возврату вложенных средств позволят значительно снизить риски частных инвестиций и активизировать процесс привлечения отечественного и зарубежного капитала в объекты государственной собственности. ГЧП позволит развивать социальную ответственность частного бизнеса через согласование региональных и бизнес-интересов.

Модель стратегии управления взаимодействием государства и бизнеса в процессе развития региона

Для эффективной работы механизмов ГЧП в регионе необходимо:

1. Снижение административных барьеров, в том числе за счет замены разрешительных процедур на уведомительные при открытии собственного дела.

2. Расширение доступа к кредитным ресурсам за счет формирования гарантийного фонда региона и муниципальных фондов для предоставления обеспечения по кредитам, привлеченным малыми и средними предприятиями.

3. Упрощение доступа к недвижимости и инженерной инфраструктуре за счет приватизации либо формирования имущественного

фонда для сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса; разработка мероприятий для развития малого и среднего бизнеса, направленных на создание государственно-частных партнерств по строительству технопарков и промышленных парков (отраслевой направленности).

4. Расширение информационного пространства для размещения государственного и муниципального заказов.

Контроль над деятельностью ГЧП можно передать в компетенцию специальной государственной группы (комиссии), в которую могут входить представители частного капитала.

Экономический и социальный эффект от реализации ГЧП может быть очень значительным и способствовать:

- повышению доходов и экономии средств консолидированного бюджета региона;

- улучшению состояния производственной и транспортной инфраструктуры и снятию ин-

фраструктурных ограничений экономической деятельности;

- модернизации инженерных сетей ЖКХ и улучшению социально-культурной инфраструктуры, расширению возможностей населения для решения жизненно важных проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лапаева, М.Г. Управление социально-экономическим развитием в условиях становления сетевой экономики [Текст] : моногр. / М.Г. Лапаева, И.Н. Ко-рабейников, Е.Н. Макеева. - Оренбург; ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 268 с.

2. Горин, В. Система управления: слагаемые успеха [Текст] / В. Горин // АПК: экономика и управление. -2000. - № 2. - С. 29.

3. Моссбергер, К. Стратегическое планирование территориального развития: российский и зарубежный опыт [Текст] / К. Моссбергер, И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский // Компаративный анализ отечественного и зарубежного опыта стратегического планирования развития регионов: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2005. - С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.