Научная статья на тему 'Реализация региональных инвестиционных проектов с использованием механизма государственно-частного партнёрства'

Реализация региональных инвестиционных проектов с использованием механизма государственно-частного партнёрства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
966
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / КОНТРАКТЫ / КОНЦЕССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минязев Марат Рифович

Рассмотрены принципы, зарубежный опыт и проблемы реализации региональных инвестиционных проектов через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Предложены рекомендации по внедрению ГЧП при реализации инвестиционных проектов в российских регионах (на примере Тюменской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минязев Марат Рифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles, problems and foreign practice of project implementation through PPP mechanism are reviewed. Recommendations in project realization in Tyumen region using PPP mechanism are given.

Текст научной работы на тему «Реализация региональных инвестиционных проектов с использованием механизма государственно-частного партнёрства»

-►

Инновации и инвестиции

УДК 338.242:658

Минязев М.Р.

Реализация региональных инвестиционных проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства

В современных условиях российской действительности реализация региональных инвестиционных проектов сталкивается с наличием ряда проблем: традиционный недостаток источников финансирования проектов, малая эффективность использования вложенных средств, столкновение полярных интересов различных сторон, участвующих в проекте и др. Вышеперечисленное усугубляется несовершенством механизмов формирования и реализации инвестиционных проектов на региональном уровне.

Автор для решения вышеназванных проблем поставил задачу преобразования системы управления реализацией и финансированием региональных инвестиционных проектов (РИП), ориентированных на инновационность, повышение эффективности использования инвестиций и устойчивый экономический рост. Это достижимо с помощью механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Главная задача регионального управления в вопросах инвестиционной политики заключается в поиске резервов роста объемов валового накопления, и, в первую очередь, инвестиций в основной капитал. Тогда как решение об осуществлении процесса инвестирования (либо об отказе) необходимо принимать на основании подготовки о проработке инвестиционного проекта — специального комплекса мероприятий.

В правовых актах РФ, в частности в Законе "Об инвестиционной деятельности в РФ" под инвестиционным проектом понимается "обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке

стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)" [1].

На уровне региона реализация проектов обладает рядом специфических характеристик. К их числу можно отнести:

— направленность на реализацию конкретных региональных задач;

— достижение социально-экономического эффекта для конкретного региона;

— повышение производительности труда, увеличение валового регионального продукта, рост экономики региона;

— решение проблем занятости;

— развитие форм малого и среднего бизнеса.

Таким образом, "региональный инвестиционный проект" — это инициируемый региональными или местными органами власти комплекс мероприятий по формированию региональной инвестиционной политики в целях достижения экономического роста, связанных с вложением денежных средств в основной капитал, участниками которых являются, с одной стороны, государство в лице региональных или местных органов власти, а, с другой стороны, частный сектор в лице коммерческих предприятий и организаций.

Вопросы перехода региональной экономики к траектории инвестиционного и инновационного развития напрямую связаны с проблемами привлечения денежных средств, их эффективным использованием, а также целевой направленностью данных вложений. Это решаемо с помощью создания условий и предпосылок реализации региональных инвестиционных проектов.

Такими условиями или тенденциями реализации региональных проектов являются: развитие методов и форм управления инвестици-

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2009. Экономические науки

онной деятельностью в регионе; возможности создания инфраструктуры инвестиционной сферы региона; использование современных методов управления инвестиционными проектами и методик оценки их эффективности; управление проектными рисками и их распределение между участниками; учет и согласование различных интересов участников инвестиционного проекта; законодательное сопровождение.

В наибольшей степени синергия указанных условий реализации проектов достигается путем их комбинации с помощью механизмов государственно-частного партнерства. Действительно, существует ряд характерных особенностей партнерства, которые позволяют это утверждать:

1. Социально-экономическая направленность партнерства.

2. Удовлетворение интересов как государства, так и бизнеса как двух основных экономических субъектов.

3. Достижение баланса интересов в партнерстве путем внесения определенного вклада каждой стороной в совместные проекты.

4. Перераспределение правомочий собственника.

5. Участие государственных и частных структур в кооперационной цепочке по созданию добавленной стоимости.

В экономическом смысле партнерство выделяется в самостоятельную экономическую категорию и определяется как "формализованная кооперация государственных и частных структур, создаваемая под конкретные цели и опирающаяся на соответствующие договоренности сторон" [2].

По мнению В.Г. Варнавского государственно-частное партнерство представляет собой "институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг" [3 и 4]. Согласно другой точке зрения, под партнерскими отношениями государства и частного сектора понимается "участие в удовлетворении потребностей общества на долговременной, законодательной, документированной и взаимовыгодной основе объединения материальных и

нематериальных ресурсов при равноправном разделении полномочий, ответственности и риска" [5].

Определенно можно сказать, что важнейшей функцией партнерства является привлечение инвестиций частного сектора для реализации региональных инвестиционных проектов по финансированию или созданию объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. Для экономики регионов ГЧП имеет особое значение — на его основе происходит развитие местных рынков капитала, товаров, услуг и труда (рабочей силы).

По мнению автора, государственно-частное партнерство — это особая форма тесного и плодотворного взаимодействия на определенный срок государства (органов власти субъектов РФ) и бизнеса (представителей региональных бизнес-структур) для реализации инвестиционных проектов в социально-значимых отраслях региональной экономики, в которой ее участники способны осознать свои долгосрочные интересы и цели, а также увидеть стимулы их реализации.

Опыт зарубежных стран в государственно-частном партнерстве к настоящему времени достаточно обширен, включая институциональный и организационный аспект партнерства. Так, Организацией объединенных наций (ООН) в целях реализации Программы развития (United Nation Development Programm) создано специальное подразделение по ГЧП — United Nation Global Compact [6], занимающееся созданием партнерств в целях развития.

В США образован Национальный совет по ГЧП (National Council for Public-Private Partnership — NCPPP) [7], участниками которого являются 173 организации, в т. ч. общественный сектор представляют 55 организаций. Обзор участвующих в Совете организаций и анализ их деятельности показал, что в США урегулированы взаимоотношения между государственным сектором и частными инвесторами, в том числе благодаря значимой прослойке вспомогательных посреднических организаций — юридических и адвокатских контор, консалтинговых фирм, специалистов по управлению риском и страхованию и др. Они осуществляют и обеспечивают совет, консультацию, помощь в составлении конкурсных предложений, проектов договоров, проведении переговоров, анализе конкурентных преимуществ, расчете эффективности реализации

проектов, степени и возможности управления риском, разработке, реализации и управлении проектами ГЧП и др.

С помощью ГЧП в США разрабатываются и внедряются учебные программы, а школьные союзы и объединения являются заказчиками по строительству школ. Администрации американских городов объявляют конкурс для частных компаний на передачу им на комплексное обслуживание типичных административных и хозяйственных муниципальных операций (по принципу аутсорсинга) — это вообще уникальный опыт даже для США. Особое развитие в США получили проекты, связанные с водоочисткой, водоснабжением, водоотведением; строительством и реконструкцией терминалов и аэропортов, дорог и мостов. В США присутствуют как крупные "универсальные солдаты", так и узко специализированные организации по проведению работ и оказанию услуг в сфере ГЧП.

Наиболее глубокие институциональные преобразования произошли в Великобритании. В 1992 г. правительство Д. Мейджора объявило о новой концепции управления госсобственностью под названием "частная финансовая инициатива" (Private Finance Initiative). Суть ее заключалась в строительстве частным сектором за счет собственных средств крупных государственных объектов производственной и социальной инфраструктуры. Проявились тенденции партнерства — децентрализация экономической власти (передача дополнительных полномочий местным органам власти) и делегирование некоторых социальных, правоохранительных и военных функций государства.

Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства доказывает его привлекательность и позволяет судить о потенциальных выгодах как для государства, так и для частных инвесторов. Так, сотрудничество в рамках ГЧП позволяет государству:

— привлекать дополнительные финансовые средства в наиболее капиталоемкие области, в реальный сектор экономики;

— увеличить степень возвратности и окупаемости вложенных средств;

— увеличить объемы и улучшить качество предоставляемых услуг населению в инфраструктурных и социально-ориентированных отраслях;

— сместить акценты своей деятельности с проблем строительства и эксплуатации

объектов на административно-контрольные функции;

— удовлетворение потребностей и ожиданий общества, как глобального потребителя качественных услуг.

Привлекательность механизма ГЧП для частного бизнеса состоит в следующем:

— расширение поля их деятельности за счет тех сфер деятельности, в которых традиционно доминировало государство;

— получение существенных преференций со стороны государства;

—наличие дополнительных или "сопутствующих" стимулов (сооружения, сопутствующие основному инфраструктурному объекту);

— получение гарантированной прибыли и ее увеличение;

— устойчивость получения доходов от совместных проектов.

Для реализации региональных проектов существуют следующие пять форм партнерских отношений между государством и бизнесом:

1. Контракты по следующим направлениям: выполнение работ, оказание общественных услуг, поставка продукции для государственных нужд (выполнении заказа), строительство, оказание технической помощи, обслуживание, управление, эксплуатация и передача.

2. Арендные соглашения (лизинг).

3. Концессионные соглашения (различные виды концессий).

4. Соглашения о разделе продукции.

5. Совместные предприятия.

Наиболее распространенной за рубежом

формой ГЧП при осуществлении крупных, капиталоемких проектов являются концессии.

В России также с 2005 года появилась законодательная возможность применения концессий. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности [8].

Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2009. Экономические науки

Рис. 1. Виды и задачи концессий

Важным шагом с точки зрения становления государственно-частного партнерства и активизации инвестиционного и кредитного процесса в России стало формирование в январе 2006 г. Инвестиционного фонда Российской Федерации согласно постановления Правительства [9].

Законодательно деятельность Инвестиционного фонда (далее — Фонд) также регулируется Правилами [10], согласно которых ассигнования предоставляются для проектов стоимостью не менее 5 млрд. руб. и периодом реализации не более 5 лет, которые способствуют:

— созданию, развитию инфраструктуры и объектов на различных территориях страны, в том числе в рамках концессионных соглашений;

— реализации инновационных проектов;

— реализации региональных инвестиционных проектов.

При этом одним из условий получения бюджетных средств является учет государственных и частных интересов. Финансирование осуществляется в виде:

—вложение средств Федерального бюджета (бюджетов субъектов РФ) в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;

— направление бюджетных ассигнований в уставные капиталы открытых акционерных обществ, в том числе путем участия в их учреждении;

— предоставление государственных гарантий по обеспечению возврата по кредитам;

— направление средств в инвестиционные фонды, создаваемые в субъектах Российской Федерации.

Анализ показал, что Правительством РФ утверждено всего 16 проектов с финансированием из Инвестиционного фонда. Из них 9 проектов, имеют паспорта с конкретными величинами бюджетных ассигнований Фонда и планом финансирования на несколько лет вперед. Совокупный объем инвестиций девяти утвержденных проектов согласно их сметной стоимости составляет чуть более 987 млрд. руб., в том числе из средств Фонда около 276 млрд. руб., что составляет 28 % от совокупной сметной стоимости проектов [11].

Критике в экспертных кругах подвергается степень эффективности предлагаемого механизма использования средств Инвестиционного Фонда. Для ее повышения представляется целесообразным привлечь к деятельности Фонда крупные государственные и частные банки, а также международные финансовые институты, имеющие реальный опыт институционального сопровождения крупных инвестиционных проектов.

Таким образом, в России главной заинтересованной стороной в реализации региональных проектов в условиях государственно-частного партнерства и достижении их результатов должно стать государство. Подобное сотрудничество возникает, прежде всего, в тех сферах, за которые государство традиционно несет ответственность: объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры), ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение.

Вышесказанное обусловлено тем, что государство, не может полностью отказаться от своего присутствия в названных сферах экономики, вынуждено сохранять контроль над определенным имуществом, либо над определенным видом деятельности. Часто предприятия этих отраслей не могут быть приватизированы по причине их стратегического значения для экономики. С другой стороны, в государственном бюджете отсутствует необходимый объем средств для сохранности и обеспечения поддержания работоспособности входящих в них объектов, обеспечения их расширенного воспроизводства.

Именно для разрешения этого противоречия в хозяйственной практике используется концепция государственно-частного партнерства, которая используется как альтернатива приватизации стратегически важных объектов государственной собственности.

Представителями государства в роли заказчика выступают федеральные, региональные и

местные органы власти. Инвесторами в таких проектах, инициируемых государством, должны выступать негосударственные предприятия и организации.

Особое внимание нужно уделять проблемам определения, оформления и закрепления прав собственности между партнерами на создаваемые материальные и иные ценности с соответствующим правовым обеспечением взаимоотношений сторон и формированием государственными структурами четкой законодательной базы для создания эффективно действующего государственно-частного партнерства.

Несмотря на то, что интересы государства и бизнеса могут быть прямо противоположными, обе стороны будут заинтересованы в успешном осуществлении партнерских отношений в целом при условии достижения сторонами баланса интересов в реализации совместных региональных проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" № 39-Ф3 от 25.02.1999 г.

2. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН, 2006.

3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005.

4. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки, 2004, № 6.

5. Кабашкин В.А. Партнерство в государстве — залог успеха. М.: 2007.

6. Официальный сайт United Nation Global Compact www.unglobalcompact.org

7. Официальный сайт Национального совета по ГЧП (National Council for Public-Private Partnership) www.ncppp.org

8. Федеральный закон "О концессионных соглашениях" № 115-ФЗ от 21.07.2005 г.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 694 "Об Инвестиционном фонде Российской Федерации".

10. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 "Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации".

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 года №1708-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.