УДК 332.1 ББК 65.9(2) П-32
Пивень Ирина Григорьевна, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита факультета экономики, управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета, т.: (861)2556546, 89184383552, e-mail: [email protected];
Мартынова Татьяна Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бахгалтерского учета, анализа и аудита факультета экономики, управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
(рецензирована)
В статье рассмотрены основные направления стратегического управления социально-экономическим развитием региона, описана схема стратегического управления социально-экономическим развитием региона, дано обоснование, основных стратегических направлений развития региона. Автором дана оценка влияния внешней среды на формирование стратегии управления регионом, описаны основные показатели, позволяющие оценить эффективность стратегического управления социально-экономическим развитием региона.
Ключевые слова: управление, регион, стратегия, социально-экономическое развитие, эффективность.
Piven ’ Irina Grigorjevna, assistant professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit of the Faculty of Economics, Business and Management, Kuban State Technological University, tel.: (861) 2556546, 89184383552, e-mail: [email protected];
Martynova Tatiana Alexeevna, Candidate of Economics, associate professor, head of the Department of Accounting, Analysis and Audit of the Faculty of Economics, Business and Management, Kuban State Technological University.
STRATEGIC MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
In the article the main trends of the strategic management of socio-economic development of the region have been considered, the scheme of the strategic management of socio-economic development of the region has been described; the ground of the main strategic directions of development of the region has been given. The author assessed the influence of environment on the formation of regional management strategies, described the main indicators to assess the effectiveness of the strategic management of social and economic development in the region.
Keywords: management, region, strategy, socio-economic development, efficiency.
Согласно современной теории управления трансформация экономической системы, ее перевод в новое целевое состояние обеспечивается стратегическим управлением. В работах российских ученых исследуются пути трансформации экономики, анализируются проблемы социальной ориентации экономики на уровне Федерации. Пока целостная теория стратегического управления развитием региона находится в стадии становления, недостаточно внимания уделяется изучению аспектов управления процессом развития социально ориентированной рыночной экономики регионов России.
В системе общественного разделения труда каждый регион занимает определенное место, участвует в реализации общегосударственной стратегии развития. В то же время эффективная государственная стратегия управления должна учитывать первоначальную оценку потенциала и перспектив развития регионов. При этом следует учитывать факторы, которые являются существенными в стратегии управления регионов - политика государственного регулирования, потенциал конкурентоспособности регионов, основные направления экономического развития региона.
Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона, как хозяйственной системы, заключается в обеспечении достижения научно обоснованных, крупномасштабных целей на долгосрочную перспективу.
В рамках проведенного исследования формирования стратегии управления регионом авторами уточнено понятие «стратегия управления», как процесса принятия и осуществления стратегических решений, на основе стратегического выбора, сделанного на сопоставлении собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.
В процессе формирования стратегии важную роль играет стратегическое планирование. Под стратегическим планированием социально-экономического развития региона авторы понимают процесс определения и реализация целей, ориентиров, приоритетных направлений экономического и социального развития и путей их достижения, которые обеспечат эффективное функционирование системы в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды и повышение на этой основе качества жизни населения.
Актуальность стратегического управления определяют следующие четыре фактора-условия:
1. Появление принципиально новых задач, обусловленных внутренними и внешними изменениями;
2. Расширение географических рамок деятельности национальных экономик и множественность задач приводит к усложнению управленческих проблем;
3. Усиление роли высшего звена управления;
4. Нестабильность внешней среды, что повышает вероятность стратегических внезапных изменений, их непредсказуемость.
Основой стратегического управления регионом является концепция социально-экономического развития. Разработка концепции развития региона - это исследование стратегических альтернатив развития региона на определенную перспективу. Основными задачами по реализации стратегии развития региона являются:
- анализ структуры управления;
- разработка регламента управления развитием края;
- создание подсистем, способных успешно реализовать стратегический план;
- мониторинг реализации плана и корректировка по мере необходимости.
По мнению авторов для успешной реализации поставленных задач в социально-экономическом развитии региона необходимо придерживаться следующих принципов: целенаправленности, социальности, системности, адаптивности, комплексности, эффективности, профессионализма.
Выделяют два основных момента стратегического управления региона. Один из них - потенциал региона, который обеспечивает достижение целей в будущем. Другим моментом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность региона к переменам во внешней среде.
Стратегическое управление означает также, что процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным. При упреждающей стратегии менеджеры пытаются воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них. Необходимость таких воздействий определяется двумя причинами:
- для быстрой реакции на изменения внешней среды необходимо участвовать в их создании;
- изменения могут быть столь значительными, что важно, по возможности, влиять на них.
А. Гранберг выделяет новые явления, которые неоднозначно влияют на экономическое развитие регионов:
- необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе; усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства;
- переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов;
- изменение образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;
- ужесточение экологических требований с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития [1].
По мнению авторов, успешная реализация стратегии возможна при соблюдении таких основных принципов управления социально-экономическим развитием региона, как научность в сочетании с элементами искусств, целенаправленность стратегического управления, гибкость стратегического управления, единство стратегических планов и программ, создание необходимых условий для реализации принятой стратегии.
Авторы отмечают, что ключевая задача стратегии управления состоит в том, чтобы перевести регион из его настоящего в желаемое руководством и электоратом будущее состояние, для чего необходимо решить две главные проблемы регионального развития:
1. формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона;
2. региональное управление (политическое, правовое, экономическое, социальное, экологическое) в современных условиях.
Функционирование экономики региона в долгосрочной перспективе определяется внешними и внутренними условиями и факторами. Фундаментальные факторы, такие, как размеры регионального рынка и уровень спроса со стороны физических лиц и компаний, географическое положение, обеспечен-
ность природными ресурсами, в отличие от институциональных, либо не находятся под непосредственным контролем органов власти, либо являются константой (например, географическое положение).
Среди внешних условий наибольшее значение для регионов имеют динамика развития мировой экономики, достижения в научных и производственных областях, демографическая ситуация. Внешними условиями (факторами), оказывающими наибольшее воздействие на социально-экономические процессы, являются параметры инфляции, тарифы на услуги естественных монополий, налоговые условия, динамика обменного курса рубля, таможенная политика, предлагаемые Правительством Российской Федерации для развития страны на прогнозный период.
Под моделью стратегии управления региона с позиций потенциальной осуществимости авторы понимают совокупность правовых, экономических, экологических, социальных условий, инфраструктуры, способных, с учетом сопоставления собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения, обеспечить развитие региональной системы на основе эффективного функционирования механизмов государственно-частного партнерства, регионального маркетинга и бенчмаркинга В модели стратегии управления социально-экономического развития для оценки перспектив региона следует диагностировать стратегические условия, создаваемые внешней средой, то есть необходимо провести анализ внешней среды, или PEST-анализ - акроним для политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) факторов. Под внешней средой региона понимается не только пограничные области, но и Россия в целом, а также зарубежные страны. В таблице 1 приведена оценка внешней среды региона, составленная авторами на основании работ Аакера Д. [2], Медынского В.Г. [3], Фляйшера К. [4].
Таблица 1 - Оценка внешней среды региона
Внешние факторы Перспективы развития Методы регулирования
Политико-правовые факторы: -правительственная стабильность; -налоговая политика и законодательство в этой сфере; -антимонопольное законодательство; -законы по охране окружающей среды; -регулирование занятости населения; -внешнеэкономическое законодательство; -позиция государства по отношению к иностранному капиталу; - профсоюзы и другие группы Правовые нормы; Стабилизация экономики; Введение таможенных сборов 1.Налоговые льготы 2.Государственные инвестиции 3.Предоставление государственных гарантий 4. Инвестиционный налоговый кредит 5.Частно-государственное партнерство
Экономические факторы; -тенденции валового национального продукта, стадия делового цикла; -валютный курс; -уровень инфляции; -уровень безработицы; -цены на энергоресурсы; -инвестиционная политика Стабилизация экономики Регулирование цен Развитие частного предпринимательства 1.Ограничение цен на продукцию государственных предприятий 2. Субсидирование цен на энергетические ресурсы и транспорт 3 .Развитие материальной инфраструктуры (дороги, коммунальные услуги, газоснабжение и проч.)
Технологические факторы: -затраты на НИОКР; -защита интеллектуальной собственности; -государственная политика в области НТП; -новые продукты (скорость обновления, источники идей) Изменения преобладающей технологии Цены Появление новых продуктов Управление научнотехническим комплексом Поиск дешевых источников сырья, поиск технологий, создание совместных предприятий
Социокультурные факторы: -демографическая структура населения; -стиль жизни, обычаи и привычки; -социальная мобильность населения; -активность потребителей Социальная реформа Повышение доходов Поиск новых потребностей Переход в новую стратегическую зону хозяйствования Внедрение проектов
При определении основных направлений социально-экономического развития региона необходимо так же учитывать внутренние условия, влияющие на темпы развития экономики региона, к которым относятся следующие факторы:
- активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;
- повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;
- повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
- состояние производственных фондов, степень их изношенности;
- реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.
Достижение основной цели, поставленной в управлении социально-экономическим развитием региона, решается посредством соблюдения правил и процедур стратегического управления, установления целевого ориентирования системы стратегического управления на достижение наибольших (желаемых, необходимых) результатов экономического, социального характера, реализации обобщающей (базовой) и функциональных (частных) стратегий, способствующих достижению цели системы стратегического управления своим противодействием влиянию нестабильной внешней среды.
На рисунке 1 представлена схема стратегического управления социально-экономическим развитием региона, разработанная авторами. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона, на наш взгляд, не может своей результативностью функционирования идентифицироваться с общим результатом текущей деятельности и развитием в перспективном периоде времени, так как стратегическое управление ориентировано на обеспечение роста экономических и социальных результатов развития региона в условиях значительного влияния негативных факторов внешней среды.
Пирамида стратегических целей регионального развития формируется на трех уровнях. На первом уровне определяются цели региона как подсистемы национальной экономики (цели макроуровня). На втором уровне формируются цели региона как организационной системы (цели мезо-уровня). Третий уровень целей связан с элементами (подсистемами) региональной системы, с ее внутренней структурой (цели микроуровня).
Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона осуществляется посредством технологических процедур, правил построения и реализации стратегий, формулирования целей, анализа внешней и внутренней сред
1. Стратегия: комплекс мер одной или нескольких направленностей развития, ориентированный на достижение наибольшей результативности, эффективности потребления ресурсов в условиях действующих тенденций развития и факторов неустойчивой внешней среды
2. Управление как функция социально-экономической системы, обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности, достижение ее программных целей
Влияние факторов внешней среды на систему управления текущей деятельностью и перспективным развитием региона
Ретроспективная информация о:
• функционировании системы стратегического, перспективного и текущего управления;
• затратах на
потребление материальнотехнических, трудовых и информационных ресурсов;
• состоянии внешней
среды и факторов влияния.
Процесс стратегического управления регионом
Вход
Гене- Фор- Форму- Анализ Форми-
Рирова- мули- лирование внешней и рование
ние рова- стратеги- внутрен- и реали-
страте- ние ческой ней сред за-ция
гичес- комис- цели раз- страте-
кого сии вития гий
видения
Замена и коррек-ти-ровка стратегии
Элементы стратегического управления
Выход
Ресурсы в процессе страте-гичес-кого управления
Направления
действия
стратегии:
экономическое, финансовое, социальное, маркетинговое, инновационное, социальное
Способы
управленческих воздействий: маркетинг и бенчмаркинг, государственно-частное партнерство
2.1. Функции
управления:
планирова-
ние,
организация, регулирование, контроль, учет и анализ
2.2. Методы
управления: экономические, административно-распорядительные, социально-
психологические, кластерные
2.3. Предпринимаемые меры
экономического,
финансового,
маркетингового,
социального,
инновационного,
структурно-орг.
характера
Результаты стратегического управления социально-
экономическим развитием региона:
• сохранение темпов
экономического и социального роста в условиях негативного влияния факторов внешней среды;
• ежегодный прирост
экономического результата за счет противодействия факторам макросреды;
• повышение уровня
управляемости регионом;
• рост объемов социального
благосостояния
населения.
Рис. 1. Схема стратегического управления социально-экономическим развитием региона (составлено авторами)
ISSN 2072-
Факто ры и ог р аничения внешней по о тно шению к экономике Республики Адыгея среды
2/2011
Политиче-
1.1. политический климат
политическая стабильность и преемственность власти;
оследовательность в реализации принятых стратегических направлений развития.
□
1.2. административное воздействие на субъектов экономики Республики
налоговый контроль деятельности субъектов малого и среднего бизнеса;
^ экологический мониторинг деятельности предприятий.
1.3. правовая среда бизнеса
правовое регулирование землепользования;
правовое регулирование хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях;
правовое регулирование охраны окружающей природной среды республики и рационального природопользования; правовое регулирование инвестиционной деятельности республики
Экономиче-
Социокультур-
2.1. конъюнктурные колебания
цикличность развития экономики; изменения рыночной конъюнктуры; сезонные явления в экономике
2.2. изменение макроэкономической ситуации в Республике Адыгея
► ►
темп роста ВРП;
динамика показателя занятости населения;
рост промышленного производства;
динамика платежеспособного спроса;
уровень развития потребительского рынка;
доля сферы платных услуг в экономике республики
3.1. уровень развития человеческого капитала
Технологические
Системные
4.1. технические и технологические
І
- ►демографическая ситуация; | - | “ ►состояние здоровья населения;
- ►культурно-образовательный
уровень
3.2. показатели уровня жизни
5.1. организационные факторы
►«экологизация» технологий;
степень восприимчивости экономики к инновациям; уровень развития телекоммуникаций в республике
• ►динамика доходов и уровня
жизни;
• ►социальная стратификация;
потребительская активность
формирование и обеспечение деятельности структуры, регулирующей инвестиционную деятельность в республике;
единая «маркетинговая» стратегия рес публики, форми рование привлекательного имиджа региона; наличие мер стимулирования вывода предпринимательских доходов из тени
3.3. экологические факторы
2.3. факторы формирования инвестиционного климата
—► развитие финансовых институтов;
—►доля теневого сектора в экономике;
• ► уровень транспарентности отношений между властью и бизнесом
► отсутствие конфликтов на национальной и религиозной I - | почве;
сохранение культурных традиций и национальных обычаев; изменение социальных норм и ценностей
Условным обозначения:
5.2. системноинтеграционным
2.4. ресурсным ограничения экономического роста
обеспечение экономики природ- _|_
ными ресурсами; |____|
обеспечение экономики квалифицированными кадрами; -
развитие производственной инфраструктуры - I
вопросы региоального уровня
вопросы регионального и федерального уровней
. вопросы регионального и муниципального уровней
вопросы федерального, регионального и муниципального уровней
вовлеченность в процессы глобали-зации и региональная интеграция;
межрегиональная торговля; эффективность взаимодействия субъектов региональной экономики
Позитивные и негативные факторы ■ позитивный фактор
□
наиболее значимый позитивный фактор
негативный фактор
наиболее значимый негативный фактор
+
+
+
+
+
+
+
+
Рис. 2. Расширенная схема PEST-анализа состояния региональной эконо-
Многоуровневый характер целей региона определяет структуру и организацию процесса управления регионом, в виде следующего алгоритма:
1) формирование общих (типовых) стратегических целей развития региона и целей его основных целей на макроуровне;
2) выбор конкретных целей развития региона и их согласование с представителями целей на мезоуровне;
3) разработка дифференциации (иерархии) целей, их оценка и детализация во времени и пространстве на микроуровне;
4) моделирование и выбор количественных значений целей:
5) согласование с руководителями, реализующими цель.
Механизм реализации стратегии управления развития страны (региона, района) представляет собой совокупность принципов, форм, методов и инструментов целенаправленного управленческого воздействия органов государственной (или муниципальной власти) страны (региона, района) на социально-экономические процессы в целях реализации стратегического выбора.
Стратегическое управление развитием региона включает в себя следующие компоненты:
- создание экономических, культурных и политических условий, необходимых для осуществления быстрой структурной и институциональной трансформации общества;
- действия, направленные на то, чтобы наиболее эффективными путями распространить результаты прогресса на возможно более широкие слои населения;
- координация процессов принятия решений по трансформации экономики регионов.
Для оценки эффективности выбранной стратегии социально-экономического развития региона нами предложены четыре основные блока показателей. Первый блок включает в себя показатели финансирования и инвестиций в регион, второй блок характеризует состояние социальной сферы региона, третий блок - показатели, характеризующие развитие реального сектора региональной экономики, четвертый - показатели развития рыночной сферы в регионе.
Для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики необходимо учитывать следующие показатели:
- обеспечение инвестиционной привлекательности на региональном уровне (удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте (ВРП);
- формирование и развитие региональной системы поддержки инновационной деятельности (удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций и отгруженная инновационная продукция, от общего объема отгруженной продукции, характеризующие инновационный потенциал региона);
- финансовый аспект (коэффициент, характеризующий расходы консолидированного бюджета на душу населения одновременно характеризует и качество жизни населения);
- развитие технологической и транспортной инфраструктуры (доля транспортных услуг и связи в валовом региональном продукте);
- развитие малого бизнеса (доля малого бизнеса в экономике региона).
По нашему мнению предложенная методика позволяет в полной мере оценить социальноэкономический, экологический, финансовый эффект от реализации тех или иных стратегических решений в развитии региона и соответствует основной цели стратегического управления развитием региона, направленной на повышение благосостояния населения региона, обеспечение нобходимых социальных и экономических потребностей населения, методика позволяет оценить эффективность и основные направления инвестиционно-инновационной политики региона, направления развития регионального потенциала и пути повышения конкурентоспособности региона.
Литература:
1. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. №9. С. 15-27.
2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
3. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА - М, 2007. 295 с.
4. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2005. 541 с.