Научная статья на тему 'Интеграция государственно-частного партнерства в процесс стратегического управления регионами (на примере субъектов Южного федерального округа)'

Интеграция государственно-частного партнерства в процесс стратегического управления регионами (на примере субъектов Южного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТРУМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / TOOLS / STRATEGIC MANAGEMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лосев Владислав Владимирович

Формирование приоритетов стратегического развития страны и ее регионов становится сегодня все более актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. Отечественная экономика выходит на новый этап развития, который предполагает модернизацию управленческих функций на основе внедрения и динамичного применения процессов стратегического планирования. Не используя преимуществ стратегического планирования, субъекты и объекты управления на всех уровнях рискуют лишиться обоснованной оценки целей и результатов развития системы в целом. Именно поэтому оптимизация механизмов стратегического планирования развития региона выступает основой реализации эффективной политики властных структур, направленной на достижение целей долгосрочного социально-экономического развития территорий. При этом одним из условий обеспечения такого развития является партнерство региональных властей, и бизнес-сообщества региона. Нынешние политические, институциональные, экономические условия социально-экономического развития страны и регионов создают возможности кооперация властных и бизнес-структур, используя механизмы и инструментарий стратегического партнерства. Поскольку государственно-частное партнерство является одним из инструментов государственного управления, используемый для достижения целей, заявленных в региональной стратегии социально-экономического развития, то его механизмы партнерства должны быть интегрированы в соответствующие региональные документы планирования и программирования. В данной статье на примере субъектов Южного федерального округа рассмотрен процесс интеграции государственно-частного партнерства в документы стратегического планирования и прогнозирования соответствующих субъектов Российской Федерации. Сделаны выводы о том, что в большинстве рассмотренных субъектов такая интеграция носит фрагментарный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лосев Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE STRATEGIC MANAGEMENT OF REGIONS (ON THE EXAMPLE OF SUBJECTS OF SOUTHERN FEDERAL DISTRICT)

The priorities of the strategic development of the country and its regions are becoming more relevant both in theoretical and in practical terms. The domestic economy is entering a new stage of development, which involves the modernization of administrative functions through the implementation and application of dynamic strategic planning processes. Not using the advantages of strategic planning, the subjects and objects of management at all levels risk losing a sound assessment of the goals and results of development of the system as a whole. That is why the streamlining of the tools of strategic planning of regional development is the basis of the implementation of effective policy of the authorities, aimed at achieving the objectives of long-term socio-economic development of territories. One of the conditions to ensure such development is a partnership of regional authorities, and business community of the region. Current political, institutional, economic conditions socio-economic development of the country and regions offer opportunities of cooperation of power and business structures using the mechanisms and tools of strategic partnerships. As a public-private partnership is one of the instruments of state control used to achieve the goals stated in the regional strategy of socio-economic development, the partnerships must be integrated into the relevant regional planning documents and programming. In this article, on the example of subjects of southern Federal district the paper considers the process of integration of public-private partnership in strategic planning documents and forecasting of the relevant subjects of the Russian Federation. It is concluded that most of the reviewed subjects such integration is fragmented.

Текст научной работы на тему «Интеграция государственно-частного партнерства в процесс стратегического управления регионами (на примере субъектов Южного федерального округа)»

УДК 330.322.16, ББК 67.3 © В.В. Лосев

В.В. Лосев

ИНТЕГРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Формирование приоритетов стратегического развития страны и ее регионов становится сегодня все более актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. Отечественная экономика выходит на новый этап развития, который предполагает модернизацию управленческих функций на основе внедрения и динамичного применения процессов стратегического планирования. Не используя преимуществ стратегического планирования, субъекты и объекты управления на всех уровнях рискуют лишиться обоснованной оценки целей и результатов развития системы в целом. Именно поэтому оптимизация механизмов стратегического планирования развития региона выступает основой реализации эффективной политики властных структур, направленной на достижение целей долгосрочного социально-экономического развития территорий.

При этом одним из условий обеспечения такого развития является партнерство региональных властей, и бизнес-сообщества региона. Нынешние политические, институциональные, экономические условия социально-экономического развития страны и регионов создают возможности кооперация властных и бизнес-структур, используя механизмы и инструментарий стратегического партнерства.

Поскольку государственно-частное партнерство является одним из инструментов государственного управления, используемый для достижения целей, заявленных в региональной стратегии социально-экономического развития, то его механизмы партнерства должны быть интегрированы в соответствующие региональные документы планирования и программирования. В данной статье на примере субъектов Южного федерального округа рассмотрен процесс интеграции государственно-частного партнерства в документы стратегического планирования и прогнозирования соответствующих субъектов Российской Федерации. Сделаны выводы о том, что в большинстве рассмотренных субъектов такая интеграция носит фрагментарный характер.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инструмент, стратегическое управление, устойчивое развитие, Южный федеральный округ.

""Ж" /* онцепция стратегического управления, как ответ науки на потребности

.А. Х-производства зародилась более полувека назад. Возникновение указанной концепции было обусловлено усилением турбулентности факторов внешней, а затем и внутренней среды. Изменчивость окружающей среды организации существенно затруднила процесс планирования развития производства, надежности планов и рекомендаций по их реализации.

Концепция стратегических альянсов и партнерств возникла как способ преодоления разногласий внутри организации по поводу обоснованности стратегий ее развития, методов распределения ресурсов на достижение тактических и стратегических целей и т. д. Альянсы применяются в конкурентной среде, а партнерства - это форма сотрудничества неконкурирующих фирм [7]. Государственно-частное партнерство является одной из форм подобных партнерств. Так, в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса» (п. 5). Таким

образом, можно констатировать, что государственно-частное партнерство представляет собой один из инструментов государственного управления, используемый для достижения целей, заявленных в региональной стратегии социально-экономического развития. В июне 2014 г. на федеральном уровне была установлена система документов государственного планирования на уровне субъекта, которая должна состоять из документов прогнозирования, целеполагания, планирования/программирования [1]. Согласно исследованиям, «важным благоприятным фактором среды развития государственно-частного партнерства может быть территориальное стратегическое планирование, которое является организационным механизмом, во-первых,

обеспечивающим прозрачный и открытый процесс формирования политики местного развития; а во-вторых, процессом, позволяющим учесть и согласовать точки зрения различных групп общества, добиться с их стороны поддержки» [8, с. 161]. Иначе говоря, государственно-частное партнерство способствует возникновению совместных проектов частного и общественного секторов и успешности их реализации. Соответственно, механизмы государственно-частного партнерства должны быть интегрированы в соответствующие региональные документы планирования и программирования. В целом, ключевой документ, содержащий основные

принципы и направления развития субъекта РФ на долгосрочный период (стратегия, концепция, долгосрочная программа, стратегические

направления и т. д.), принят в 79 из 85 субъектов РФ (92,9 %). Из них в 65 субъектах (82,2 %) региональная стратегия развития содержит информацию о государственно-частном партнерстве как о возможном механизме решения существующих проблем и достижения целей социально-экономического развития.

Рассмотрим, как обстоят дела с интеграцией механизмов государственно-частного партнерства в стратегические документы планирования и прогнозирования субъектов Южного федерального округа.

Так, в Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года указано, что «в перспективе до 2020 года в Краснодарском крае будет продолжена работа по системному развитию и совершенствованию механизмов государственно-частного партнерства». В данном документе государственно-частного партнерство названо в качестве одного из базовых механизмов привлечения инвестиций.

В планах мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития и аналогичных документах субъектов РФ определены мероприятия, направленные на развитие общественной инфраструктуры, но они представляют разрозненный набор мер, а не системное представление по развитию общественной инфраструктуры. Так, в Программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013 - 2017 годы государственно-частное партнерство названо «одним из наиболее прогрессивных инструментов стимулирования региональной инвестиционной и инновационной деятельности». При этом «основной задачей в развитии государственно-частного партнерства на территории Краснодарского края является формирование экономически обоснованных проектов и их успешная реализация с применением механизмов государственно-частного партнерства».

Однако, к сожалению, в большинстве случае в подобных документах отсутствует детализация данных мероприятий, например, не указываются, какие конкретно нормативные правовые акты должны быть приняты для развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте.

Что касается роли государственно-частного партнерства в стратегическом развитии Ростовской области, то в Стратегии инвестиционного развития региона до 2020 года, где помимо роли государственно-частного партнерства в развитии региона указано, что «для развития механизмов государственно-частного партнерства в Ростовской области целесообразно создание центра развития государственно-частного партнерства, задачами которого будут являться: поиск и структурирование проектов; подготовка конкурсной документации и юридическое сопровождение проектов; проведение

конкурсов; сопровождение реализации проектов». Кроме того, в данном документе перечислены конкретные мероприятия, направленные на развитие системы государственной поддержки

инвестиционных проектов, в том числе за счет развития механизмов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства. При этом в качестве показателя достижения целей и решения задач стратегии инвестиционного развития Ростовской области до 2020 года назван уровень развития государственно-частного партнерства в Ростовской области (к 2020 г. - 93,3%).

Другим программным документом по рассматриваемому вопросу является Постановление Правительства Ростовской области от 02.04.2014 № 216 «Об утверждении Программы повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области» указано, что для дальнейшего развития государственно-частного партнерства должны быть осуществлены следующие меры:

- мероприятия, направленные на сокращение рисков инвестирования в проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства;

- мероприятия, направленные на передачу рисков по инвестиционным проектам от государства к частным инвесторам.

Говоря о стратегических и программных документах Волгоградской области, отметим, что государственно-частное партнерство в качестве одного из инструментов развития региона указано в соответствующих инвестиционных документах. Так, согласно Инвестиционному меморандуму

Волгоградской области на 2015 - 2016 годы развитие механизмов государственно-частного партнерства названо в качестве основных направлений инвестиционной политики региона. В свою очередь, в Инвестиционной стратегии Волгоградской области на период до 2020 года указаны приоритетные сферы, где необходимо совершенствование механизмов государственно-частного партнерства (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт,

здравоохранение, информационные технологии). Кроме того, количество региональных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, названо в качестве целевых показателей достижения целей и решения задач Инвестиционной стратегии Волгоградской области на период до 2020 г. (к 2020 г. - 16 проектов).

Однако, в ключевом документе стратегического развития региона - Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года - содержится лишь упоминание о механизмах государственно-частного партнерства без их конкретизации.

Еще одним программным документом Волгоградской области, детально регламентирующим роль государственно-частного партнерства в развитии региона, является государственная программа Волгоградской области «Экономическое

развитие и инновационная экономика» на 2014-2016 годы», где в качестве отдельной задачи выделено развитие механизмов государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области. В рамках исполнения данной задачи предусмотрены следующие мероприятия:

- обеспечение деятельности коллегиальных органов в сфере развития государственно-частного партнерства;

- размещение информации об инвестиционных проектах, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, на специализированном интернет-портале об инвестиционной деятельности в Волгоградской области;

участие в форумах по привлечению инвестиций и развитию государственно-частного партнерства, обмен опытом с другими регионами;

- участие в деятельности рабочей группы по организации взаимодействия для реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области с участием государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;

- мониторинг хода реализации проектов государственно-частного партнерства на территории Волгоградской области.

В стратегических и программных документах Астраханской области государственно-частное партнерство закреплено в ряде программных документов, касающихся развития определенных сфер. Так, в государственной программе «Развитие образования Астраханской области» усиление роли государственно-частного партнерства в

предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей и развитие негосударственного сектора является одним из ключевых приоритетов ближайшей перспективы развития системы образования. В государственной программе «Развитие здравоохранения Астраханской области» указано, что «эффективная реализация принципов государственно-частного партнерства позволяет осуществлять значительное число инвестиционных проектов, сохраняя при этом гарантии в получении бесплатной медицинской помощи для населения Астраханской области».

Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года в качестве составной части включает в себя инвестиционную стратегию региона. Последняя предполагает в качестве одного из механизмов ее реализации именно государственно-частное партнерство. При этом показатели развития государственно-частного партнерства является частью показателей реализации Стратегии. Так, число действующих проектов в сфере государственно-частного партнерства к 2020 г. должно достигнуть 40, а объем инвестиций, привлеченных в рамках государственно-частного

партнерства должен составить 45% в общем объеме инвестиций.

В Республике Калмыкия в рассматриваемом вопросе интерес представляет лишь Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, в которой перечислены признаки государственно-частного партнерства, его формы, участники и роль в повышении эффективности управления.

Что касается стратегических документов регионального уровня в Республике Адыгея, то в государственной программе Республики Адыгея «Развитие здравоохранения» на 2014 - 2020 годы выделена подпрограмма «Развитие государственно-частного партнерства», задачами которой являются:

1) привлечение медицинских организаций частной системы здравоохранения в систему обязательного медицинского страхования;

2) создание условий для развития государственно-частного партнерства.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года развитие института частно-государственного партнерства указано в качестве задач одного из направлений стратегического развития республики, а именно -проведение институциональных преобразований.

Поскольку Республика Крым и город федерального назначения Севастополь стали субъектами РФ относительно недавно (в марте 2014 г.), то практика интеграции государственно-частного партнерства в процессы стратегического управления здесь значительно уже, чем в аналогичных субъектах ЮФО. Отражение государственно-частного партнерства в стратегических и программных документах Республики Крым и г. Севастополя носит фрагментарный характер, заключающийся лишь в упоминании института государственно-частного партнерства в качестве возможностей развития экономики в целом, либо определенной отрасли (например, государственная программа Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2017 годы, государственная программа города Севастополя «Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе на 2015-2017 годы», План мероприятий по реализации в Республике Крым Концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы).

Таким образом, проведенный анализ показал, что интеграция государственно-частного партнерства в документы стратегического планирования и прогнозирования в большинстве рассмотренных субъектов носит фрагментарный характер. Для полноценного же использования механизмов государственно-частного партнерства в

стратегическом управлении регионов необходимо провести внутренний аудит и корректировку документов стратегического планирования субъекта РФ на предмет учета показателей развития общественной инфраструктуры и использования для

этого механизмов государственно-частного партнерства. Причем при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов РФ необходимо избегать декларативных формулировок, которые ограничиваются только констатацией важности применения механизмов государственно-частного партнерства без внятных целевых

ориентиров и направлений использования данного механизма. Необходим содержательный раздел документа, на который могут ориентироваться как представители государственной власти при реализации политики в сфере государственно-частного партнерства, так и представители бизнеса.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 26 (часть I). - Ст. 3378.

2. Закон Краснодарского края от 29.04.2008 № 1465-КЗ (ред. от 04.03.2015) «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» // Информационный бюллетень ЗС КК. - 2008. -№ 6 (136). - 6 мая.

3. Постановление Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 474 (ред. от 18.11.2015) «Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2020 года» // Наше время. - 14.08.2013. - № 405.

4. Постановление Правительства Астраханской области от 24.02.2010 № 54-П (ред. от 15.05.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года» // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. - 04.03.2010. - № 10.

5. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 № 465 (ред. от 16.09.2015) «О Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

6. Закон Республики Адыгея от 23.11.2009 № 300 (ред. от 18.12.2014) «О стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года» // Собрание законодательства Республики Адыгея. - 2009 - № 11, ноябрь.

7. Гарретт, Б. Стратегические альянсы [Текст] / пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002. 332с.

8. Косинова, Н.Н. Государственно-частное партнерство как инвестиционный инструмент реализации стратегии региона [Текст] / Н.Н. Косинова // Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2012. - № 4. - С. 159-163.

References

1. Federal Law of 28/06/2014 number 172-FZ «On the strategic planning in the Russian Federation» // Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 2014. - № 26 (Part I). - Art. 3378.

2. The Law of the Krasnodar Territory of 29.04.2008 number 1465-CP (ed. From 03.04.2015) «On the Strategy of socio-economic development of the Krasnodar Territory 2020» // Newsletter AP QC. - 2008. - № 6 (136). - the 6th of May.

3. The decision of the Rostov Region Government from 31.07.2013 number 474 (ed. From 11.18.2015) «Strategy of investment development of the Rostov region until 2020» // Our time. - 08.14.2013. - № 405.

4. The decision of the Astrakhan Region Government from 24.02.2010 number 54-P (ed. From 15.05.2014) «On approval of the Strategy of socio-economic development of the Astrakhan region 2020» // Collection of laws and regulations of the Astrakhan region. - 04.03.2010. - № 10.

5. Resolution of the Government of the Republic of Kalmykia of 30.12.2008 number 465 (ed. From 16.09.2015) «On the Strategy of socio-economic development of the Republic of Kalmykia in the period up to 2020» [Electronic resource]. - Access mode: Legal reference system «Consultant».

6. The Law of the Republic of Adygea of 23.11.2009 number 300 (ed. Of 12.18.2014) «On the strategy of socio-economic development of the Republic of Adygea to 2025» // Meeting of the legislation of the Republic of Adygea. - 2009 - number 11, November.

7. B. Garrett, Dyussozh P. Strategicheskie al'yansy [Strategic Alliances] / per. from English. - M .: INFRA-M, 2002. 332 p.

8. Kosinov N.N. Gosudarstvenno-chastnoepartnerstvo kak investicionnyj instrument realizacii strategii regiona [Public-private partnership as an investment instrument to implement the strategy in the region] // Herald SRSTU (NPI). - 2012. - № 4. - P. 159-163.

INTEGRATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE STRATEGIC MANAGEMENT OF REGIONS (ON THE EXAMPLE OF SUBJECTS OF SOUTHERN FEDERAL DISTRICT)

Vladislav V. Losev,

undergraduate, Volgograd state technical University, postgraduate student, Russian presidential Academy of national economy and state service under the President of the

Russian Federation

Abstract. The priorities of the strategic development of the country and its regions are becoming more relevant both in theoretical and in practical terms. The domestic economy is entering a new stage of development, which involves the modernization of administrative functions through the implementation and application of dynamic strategic planning processes. Not using the advantages of strategic planning, the subjects and objects of management at all levels risk losing a sound assessment of the goals and results of development of the system as a whole. That is why the streamlining of the tools of strategic planning of regional development is the basis of the implementation of effective policy of the authorities, aimed at achieving the objectives of long-term socio-economic development of territories.

One of the conditions to ensure such development is a partnership of regional authorities, and business community of the region. Current political, institutional, economic conditions socio-economic development of the country and regions offer opportunities of cooperation of power and business structures using the mechanisms and tools of strategic partnerships.

As a public-private partnership is one of the instruments of state control used to achieve the goals stated in the regional strategy of socio-economic development, the partnerships must be integrated into the relevant regional planning documents and programming. In this article, on the example of subjects of southern Federal district the paper considers the process of integration of public-private partnership in strategic planning documents and forecasting of the relevant subjects of the Russian Federation. It is concluded that most of the reviewed subjects such integration is fragmented.

Keywords: public-private partnership, tools, strategic management, sustainable development, southern Federal district.

Сведения об авторе:

Лосев Владислав Владимирович - магистрант кафедры экономики и финансов предприятий ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградского института - филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Волгоград, Российская Федерация) (400005, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 28), e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 01.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.