Научная статья на тему 'Модернизация региональной системы стратегического планирования: проблемы и решения'

Модернизация региональной системы стратегического планирования: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
741
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОЦИОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / GOAL-SETTING / STRATEGY / PLANNING / FORECASTING / PROGRAMMING / DEVELOPMENT / SOCIOECONOMIC REGIONAL COMPLEX / STRATEGIC SCENARIOS / STRATEGIES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT / ZONES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT / SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Митрофанова Инна Васильевна

В статье рассматриваются преимущества Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», действующего с 2014 г. и направленного на создание в России и ее регионах вертикально интегрированной системы стратегического планирования. Особое внимание уделяется важным аспектам стратегического планирования, которые по каким-либо причинам или не нашли в этом законе отражения, или не были уточнены должным образом и нуждаются в соответствующих пояснениях; выносится ряд конкретных предложений по совершенствованию законодательства в сфере стратегического планирования. Анализируется активность региональных властей по корректировке регионального законодательства, при этом особое внимание уделяется субъектам Южного федерального округа. Показываются изменения, произошедшие в системе документов, служащих ориентирами для разработчиков региональных стратегий при формировании их базовой содержательной части; вносятся предложения по разработке специальной части стратегии субъекта РФ. Подчеркивается необходимость более емкого отражения в ССЭР регионов до 2030 г. кластерной политики, политики зонирования и импортозамещения. Обосновывается, что сложившаяся в регионах к настоящему времени система документов стратегического планирования нуждается в ревизии. Приводится мнение о том, что необходимо поддержать законопроект о введении двухлетнего моратория на разработку регионами своих стратегий и программ, рассчитанных на период до 2030 г., до появления таких документов, как «Стратегия пространственного развития РФ», «Стратегия социальноэкономического развития РФ до 2030 г.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Митрофанова Инна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the regional system of strategic planning: challenges and solutions

The article deals with the advantages of the federal law "Concerning Strategic Planning in the Russian Federation" that is in effect since 2014 and aimed to create the vertically integrated system of strategic planning in Russia and its regions. Special attention is paid to the important aspects of the strategic planning, which for some reasons haven't been reflected in this law, or which haven't been specified properly and need further explanations. A number of particular proposals on improvement of the legislation in the sphere of strategic planning is suggested. The author analyses the activities of the regional authorities on updating of the regional legislation, in particular, the constituent entities of the Southern Federal District. The paper reviews the changes in the system of documents serving as reference for developers of the regional strategies when forming their content. Some suggestions on the development of the special part of the strategy of a constituent entity of the Russian Federation are made. The author believes that it is necessary to consider more thoroughly the cluster policy, the zoning policy, and the policy of import substitution in the strategy of social and economic development of regions until 2030. It is proved that the system of documents of strategic planning which has developed in regions so far needs auditing. The author thinks it is necessary to support the bill of introduction of the two-year moratorium on the development of own strategy and programs by the regions until the emergence of such documents as "The Strategy of Spatial Development of the Russian Federation", "The Strategy of Social and Economic Development of the Russian Federation Until 2030".

Текст научной работы на тему «Модернизация региональной системы стратегического планирования: проблемы и решения»

УДК 332.1

Митрофанова Инна Васильевна

Mitrofanova Inna Vasilyevna

доктор экономических наук,

главный научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук, профессор кафедры мировой и региональной экономики Волгоградского государственного университета

МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ [1]

D.Phil. in Economics, Senior Research Associate, Institute of Social, Economic and Liberal Arts Researches, Southern Research Center of RAS, Professor, Global and Regional Economics Department, Volgograd State University

MODERNIZATION OF THE REGIONAL SYSTEM OF STRATEGIC PLANNING: CHALLENGES AND SOLUTIONS [1]

Аннотация:

В статье рассматриваются преимущества Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», действующего с 2014 г. и направленного на создание в России и ее регионах вертикально интегрированной системы стратегического планирования. Особое внимание уделяется важным аспектам стратегического планирования, которые по каким-либо причинам или не нашли в этом законе отражения, или не были уточнены должным образом и нуждаются в соответствующих пояснениях; выносится ряд конкретных предложений по совершенствованию законодательства в сфере стратегического планирования. Анализируется активность региональных властей по корректировке регионального законодательства, при этом особое внимание уделяется субъектам Южного федерального округа. Показываются измене-ния, произошедшие в системе документов, служащих ориентирами для разработчиков региональных стратегий при формировании их базовой содержательной части; вносятся предложения по разработке специальной части стратегии субъекта РФ. Подчеркивается необходимость более емкого отражения в ССЭР регионов до 2030 г. кластерной политики, политики зонирования и импортозамещения. Обосновывается, что сложившаяся в регионах к настоящему времени система документов стратегического планирования нуждается в ревизии. Приводится мнение о том, что необходимо поддержать законопроект о введении двухлетнего моратория на разработку регионами своих стратегий и программ, рассчитанных на период до 2030 г., до появления таких документов, как «Стратегия пространственного развития РФ», «Стратегия социально-экономического развития РФ до 2030 г.».

Ключевые слова:

целеполагание, стратегия, планирование, прогнозирование, программирование, развитие, социохо-зяйственный региональный комплекс, стратегические сценарии, Стратегия социально-экономического развития, территория опережающего развития, зоны территориального развития, особая экономическая зона..

Summary:

The article deals with the advantages of the federal law "Concerning Strategic Planning in the Russian Federation" that is in effect since 2014 and aimed to create the vertically integrated system of strategic planning in Russia and its regions. Special attention is paid to the important aspects of the strategic planning, which for some reasons haven't been reflected in this law, or which haven't been specified properly and need further explanations. A number of particular proposals on improvement of the legislation in the sphere of strategic planning is suggested. The author analyses the activities of the regional authorities on updating of the regional legislation, in particular, the constituent entities of the Southern Federal District. The paper reviews the changes in the system of documents serving as reference for developers of the regional strategies when forming their content. Some suggestions on the development of the special part of the strategy of a constituent entity of the Russian Federation are made. The author believes that it is necessary to consider more thoroughly the cluster policy, the zoning policy, and the policy of import substitution in the strategy of social and economic development of regions until 2030. It is proved that the system of documents of strategic planning which has developed in regions so far needs auditing. The author thinks it is necessary to support the bill of introduction of the two-year moratorium on the development of own strategy and programs by the regions until the emergence of such documents as "The Strategy of Spatial Development of the Russian Federation", "The Strategy of Social and Economic Development of the Russian Federation Until 2030".

Keywords:

goal-setting, strategy, planning, forecasting, programming, development, socioeconomic regional complex, strategic scenarios, strategies of socio-economic development, territory of advanced development, zones of territorial development, special economic zones.

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ [2] (далее - ФЗ № 172) вступил в силу 11 июля 2014 г., заложив основы новой единой системы государственного стратегического планирования (СП) и определив, что она на уровне региона включает теперь документы целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования (табл. 1).

Таблица 1 - Система стратегического планирования в субъектах РФ

Вид деятельности Документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне субъекта РФ

1. Целеполагание Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ (ССЭР региона)

2. Прогнозирование Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период Бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период

3. Планирование, программирование План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ Государственные программы субъекта РФ Схема территориального планирования субъекта РФ

Так, необходимо в срок до 1 января 2017 г. модернизировать действующие в регионах РФ документы СП, которые были приняты до вступления в силу ФЗ № 172. Анализ регионального законодательства не обнаружил положений законов, посвященных регламентации стратегии социально-экономического развития (ССЭР) территории. Регионы пока неактивно пользуются данным правом, закрепленным за ними указанным законом, что объясняется спецификой их территориально-отраслевого развития [3; 4].

Многими субъектами РФ в 2014-2015 гг. были приняты планы подготовки документов СП, однако необходимо привести региональное законодательство в сфере СП в соответствие с федеральным. Исследование правовых форм, в которые облекаются в настоящее время принимаемые в субъектах РФ документы в сфере регламентации процессов СП, выявило два подхода: 1) принятие закона соответствующего субъекта РФ «О стратегическом планировании в конкретном субъекте РФ»; 2) издание указа, распоряжения главы соответствующего субъекта РФ «О стратегическом планировании в конкретном субъекте РФ», которым утверждается порядок осуществления СП на территории определенного субъекта РФ.

Так, с конца 2014 г. в ряде регионов активизировался процесс разработки проектов и принятия законов субъектов РФ о СП, в их числе: Челябинская область Республики Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Мурманская и Московская области, Республика Башкортостан, Пензенская, Нижегородская и Томская области, Республика Татарстан.

Если во многих субъектах РФ законы о СП находятся пока в стадии либо согласования, либо разработки, то в регионах и республиках Южного федерального округа в этом направлении ведется активная работа. Так, в Ростовской области вступил в силу областной закон «О стратегическом планировании в Ростовской области» от 20.10.2016 г. № 416-ЗС, где, согласно ст. 20, установлена императивная норма, обязывающая Правительство, иные органы исполнительной власти региона обеспечить приведение региональных нормативно-правовых актов в соответствие с областным законом. Данное требование включает в себя и разработку правовых актов по вопросам определения порядка разработки и общественного обсуждения проектов документов СП, корректировки, осуществления контроля и мониторинга реализации документов СП применительно к каждому виду документов, предусмотренному ст. 6 [5].

В Волгоградской области принят закон «О стратегическом планировании в Волгоградской области» № 247-ОД, определяющий структуру системы СП, ее принципы, задачи и участников, устанавливающий порядок проведения мониторинга документов СП, включая перечень документов, отражающих его результаты [6].

В Краснодарском крае принят закон «О стратегическом планировании и индикативных планах социально-экономического развития в Краснодарском крае» от 06.11.2015 г. № 3267-КЗ, в котором установлены правовые основы процесса СП в крае, разграничены полномочия между его участниками, определены иерархия и содержание документов СП, допускается привлечение к разработке таких документов объединений профсоюзов и работодателей, общественных, научных и иных организаций, определено, что проекты документов СП выносятся на общественное обсуждение, прописаны правила мониторинга и контроля реализации [7].

В Астраханской области новый закон не принимался, но были внесены изменения от 29.07.2015 г. в действующий закон «О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области» от 03.07.2009 г. № 53/2009-ОЗ. Однако данные изменения носят скорее поверхностный характер и должны быть более обстоятельными [8].

В Республике Калмыкия принят «Закон о стратегическом планировании в Республике Калмыкия» от 14.04.2015 г. № 113-У-З, регулирующий некоторые, но не все вопросы осуществления СП в регионе. Акценты в документе сделаны на создание правовой базы для разработки, построения и функционирования комплексной системы СП СЭР Республики Калмыкия, обеспечение прозрачности процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов СП [9].

В Республике Адыгея в целях урегулирования правоотношений в сфере СП также принят «Закон о стратегическом планировании в Республике Адыгея» от 06.08.2015 г. № 455, определяющий полномочия участников СП. Так, к полномочиям Главы Республики Адыгея отнесено определение приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач СЭР региона. Полномочиями по утверждению документов СП, порядков их разработки, определению порядков осуществления мониторинга и контроля их реализации и методического обеспечения наделен Кабинет Министров республики. В связи с тем, что действующая стратегия СЭР Республики Адыгея утверждена законом данного субъекта РФ, в законопроекте оговорено, что норма о полномочиях Кабинета Министров Республики Адыгея по утверждению стратегии вступила в силу с 1 декабря 2016 г. [10].

Сравнительный анализ правовых аспектов ФЗ № 172 и регионального законодательства в сфере регламентации правоотношений СП позволил разработать предложения по его усовершенствованию:

1) Необходимо расширить полномочия органов государственной власти субъекта РФ по обеспечению согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, предусмотренному п. 5 ст. 5, посредством их разработки не только на уровне субъектов РФ, но и на уровне муниципальных образований.

2) В ФЗ № 172 остались неучтенными отраслевые документы планирования, разрабатываемые на территориях многих субъектов РФ, в том числе в ЮФО, поэтому следует добавить в перечень региональных документов СП и отраслевые документы СП (отраслевые, межотраслевые стратегии); закон следует дополнить формулировкой, согласно которой положения ССЭР субъекта РФ в части целей, задач и приоритетов развития могут быть детализированы в отраслевых, межотраслевых стратегиях либо отраслевых, межотраслевых документах планирования субъекта РФ в соответствии с региональным законодательством.

3) Необходимо дополнить ФЗ № 172 указанием конкретного срока разработки федеральных, региональных государственных программ (п. 2 ст. 28).

4) Следует привести в соответствие ФЗ № 172 и приказ Министерства регионального развития РФ «Об утверждении Требований к стратегии...» от 27.02.2007 г. № 14 (несмотря на то, что само МРР РФ упразднено Правительством РФ в сентябре 2014 г.).

5) Важно устранить неопределенность полномочий высшего исполнительного органа исполнительной власти субъекта РФ, указав, в чем конкретно заключается его участие в обеспечении реализации единой государственной политики в сфере СП (п. 3 ст. 10).

6) Следует уточнить, что именно представляет собой схема развития отраслей экономики, какую конкретно информацию должен содержать этот документ (п. 5 ст. 19).

7) Для соблюдения принципа единства и целостности документов СП необходимо внести изменения в ст. 28 гл. 7, четко определив период, на который принимаются государственные программы РФ [11].

8) Нуждается в устранении противоречие, состоящее в том, что краткосрочные документы (например, ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию) в соответствии с п. 4 ст. 15 служат основой для определения долго- и среднесрочных национальных и региональных стратегических целей и приоритетов СЭР.

9) Необходимо привести содержание п. 3 ст. 11 в соответствие с положениями гл. 11 ФЗ № 127.

Региональные стратегии

Разработка региональных ССЭР началась в России задолго до принятия ФЗ № 172 (с 2000 г.) где-то по инициативе снизу, где-то - по требованию федерального центра. Пик разработки документов стратегического планирования субъектами РФ пришелся на 2007-2010 гг. В современных условиях формирования и реализации вертикально интегрированной структуры стра-тегирования в РФ с 2014 г. цели стратегии субъекта РФ должны обязательно коррелировать с целями, поставленными на федеральном уровне, включая целеполагание по отраслевому и территориальному принципу. Сама же система документов, служащих ориентирами для разработчиков региональных стратегий, претерпела изменения (см. табл. 2).

Важно, что ФЗ № 172 предусмотрена подготовка принципиально нового для России типа документа, сочетающего в себе подходы стратегического и территориального планирования, а именно «Стратегии пространственного развития Российской Федерации». Этот документ должен стать «проекцией» социально-экономических приоритетов развития на субъекты РФ, проанализировать сложившуюся систему расселения, внести предложения по оптимизации аллокации ресурсов, скорректировать приоритеты, цели и задачи регионального развития [12].

Таблица 2 - Документы, определяющие содержание региональных стратегий

социально-экономического развития

2007-2013 гг. С 2014 г.

Приказ МРР РФ «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» от 27.02.2007 г. № 14 [13] Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р) Указ Президента РФ «Об основах стратегического планирования в РФ» от 12.05.2009 г. № 536 Отдельные поправки в Градостроительный кодекс РФ Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности РФ» от 12.05.2009 г. № 537 Стратегии социально-экономического развития федеральных округов РФ Отраслевые стратегии Федеральный закон РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ Приказ МРР РФ «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» от 27.02.2007 г. № 14 Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ Стратегия социально-экономического развития РФ до 2030 г.* Стратегия пространственного развития РФ* Стратегия национальной безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683) Отраслевые документы стратегического планирования РФ в части вызовов, перечня мер и объектов на территории региона Стратегии социально-экономического развития федеральных округов РФ

* Документы находятся в разработке.

Что касается «Стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 г.», то рабочей группе в составе членов Правительства РФ и ученых Высшей школы экономики, принимавших участие в разработке Концепции-2020, к концу лета 2016 г. поручено разработать «эскиз стратегии» (содержательные модули, формат работы по модулям, план) и до середины октября 2016 г. внести в Правительство РФ предложения по структуре, ресурсному обеспечению и плану подготовки этого важного документа.

Еще в 2014 г. в регионах РФ началась работа по созданию ССЭР до 2030 г. В ряде из них либо эти документы уже приобрели официальный статус, либо их проекты были представлены для общественного обсуждения, либо идет активная стадия их разработки. В их числе:

1. Регионы - локомотивы роста: Ленинградская и Московская области, Республика Татарстан, Свердловская область.

2. Опорные сырьевые регионы: Тюменская область.

3. Опорные старопромышленные регионы: Вологодская, Томская, Ярославская (2008 г.), Самарская области.

4. Депрессивные фоновые регионы: Чувашия, Архангельская, Саратовская, Калужская (2009 г.), Тульская, Владимирская, Новгородская области.

5. Депрессивные кризисные регионы: Ульяновская область, Чукотский автономный округ.

В 2015-2016 гг. приступили к разработке ССЭР и субъекты ЮФО. Эта работа пока находится в начальной фазе обсуждения содержательной части региональных стратегий.

Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ № 172, к полномочиям региональных властей в сфере СП относится в том числе и установление требований к содержанию документов регионального СП.

Что касается содержания региональной стратегии, то в п. 8 ст. 32 ФЗ № 172 оно представлено весьма агрегированно и традиционно, но обязательно должно коррелировать с документами стратегического характера федерального уровня, о которых говорилось ранее.

Такие требования к содержанию региональных ССЭР, отраженные в главном законе, с одной стороны, оставляют широкое поле для маневра, с другой - сохраняют проблему неопределенности методологического плана: кроме Приказа МРР РФ «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» от 27.02.2007 г. № 14 и агрегированного описания содержательной части региональной стратегии в ФЗ № 172 нет единых утвержденных методических рекомендаций по разработке региональных ССЭР. Основные требования, предъявляемые к указанным документам, а также базовые принципы их разработки были сформулированы в результате обобщения опыта подготовки как уже утвержденных, так и дорабатываемых в настоящее время региональных ССЭР, практики проведения их обсуждений и согласований, вследствие чего и сложилось представление о некой базовой (типовой) структуре (макете) данного документа. Так, в данных документах должны быть базовая и специальная части.

Обобщая уже имеющийся положительный опыт разработки региональных ССЭР, можно заключить, что базовая содержательная часть этого документа, помимо традиционных блоков, должна акцентировать внимание на институциональных и структурных проблемах, наличии и состоянии энергетической, транспортной и социальной инфраструктур.

Исходя из новых геополитических, геоэкономических условий, трансформации мирохозяйственных связей, необходимо отразить в содержании региональной стратегии результаты анализа форм и путей воздействия процессов глобализации и регионализации (локализации) на социоэкономический комплекс региона: в разрезе рынков труда, товаров (услуг) и капитала [14].

В специальной части региональной сСэр могут быть отражены особенности кластеризации, политики импортозамещения, зонирования.

Во многих регионах России уже сформировалась долгосрочная позитивная тенденция им-портозамещения, однако ряд территорий, в их числе и субъекты Юга России, сталкиваются с существенными преградами на пути реализации этой политики. Важно своевременно выявить эти проблемы и предложить в региональных ССЭР до 2030 г. актуальные механизмы их нивелирования.

Кроме того, в специальной части региональной ССЭР целесообразно представить хотя бы описательно крупные инвестиционные проекты (в том числе межрегиональные), связанные с созданием и функционированием устойчивого территориального каркаса, основу которого составят уже существующие и новые центры инноваций, кластеры, территории (зоны) опережающего развития (ТОР), зоны территориального развития (ЗТР) - для депрессивных муниципальных образований (МО) [15].

Например, в «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 г.» [16] уже был представлен перечень 20 крупных инвестиционных проектов, приоритетно запланированных к реализации в трехлетней перспективе на территории субъектов ЮФО [17].

Кроме того, в стратегии ЮФО до 2020 г. было выделено 26 региональных зон опережающего развития (ЗОР), сгруппированных в три макрозоны: Черноморско-Кубанскую, Азово-Дон-скую и Волжско-Каспийскую (каждая - со своей специализацией).

Важен выбор базовых стратегических сценариев. Заметно, что при разработке региональных ССЭР до 2030 г. субъекты РФ стремятся уходить от использования и описания традиционных трех сценариев СЭР: умеренного, инерционного и инновационного.

Могут быть предложены следующие варианты базовых сценариев развития социохозяй-ственного комплекса региона:

Эволюционный сценарий: прямая пролонгация основных параметров социально-экономического развития региона, имевших место в ретроспективе. Понятно, что такой сценарий предпочтителен, если в регионе на протяжении ряда лет сложилась устойчивая позитивная динамика развития социохозяйственного регионального комплекса по основным направлениям. В этом случае сохраняются приоритеты развития, пропорции ресурсного обеспечения принимаемых механизмов реализации.

Плюсы: отлаженность механизмов поддержки, сложившаяся система управления и снижения издержек управления, заметный эффект уже в краткосрочной перспективе.

Минусы: падающая эффективность, вытеснение частных инвестиций, стабилизация или сужение круга активных субъектов социально-экономического и инновационного развития, исчерпание ресурсного, технологического потенциала, сужение базы для долгосрочного развития.

Инфраструктурно-кластерный сценарий предполагает преимущественное развитие инфраструктурной базы региона, создание конкурентоспособных кластеров.

Плюсы: модернизация инфраструктуры, создание опорных кластеров, рост инвестиционной привлекательности, формирование «институционального» ядра, реализация отдельных прорывных направлений НТР и пр.

Минусы: некорректность выбора направлений инвестирования, замораживание вложенных средств, неэффективность использования инфраструктурного потенциала и др.

Партнерский сценарий основан на развитии механизмов ГЧП (государственно-частного партнерства), привлечении новых инвесторов, частного бизнеса, активизации политики импорто-замещения.

Плюсы: рост числа инвестиционно активных компаний и внебюджетного софинансирова-ния, усиление координации мероприятий стратегий, рациональность выбора направлений развития и т. д.

Минусы: «размывание» приоритетов развития, смещение целей субъектов реализации стратегии (от средне- к краткосрочным), рост издержек управления стратегией и пр.

Зональный сценарий, в рамках которого особенное внимание уделяется созданию ТОР и ЗТР в регионе.

Комплексный сценарий может быть представлен как комбинация двух-трех из описанных

выше.

В марте 2015 г. вступил в силу закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» № 473-ФЗ [18], определяющий правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в РФ, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.

В отличие от существующих ОЭЗ (особых экономических зон) и ЗТР, ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест. На этой части территории региона устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др.

В ТОРах разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары, что практически полностью запрещено в ОЭЗ (за исключением производства легковых автомобилей и мотоциклов) и частично - в ЗТР (запрет на производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, добычу сырой нефти, природного газа, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней). Важно, что ТОРы образуются не только в целях развития отраслей экономики и привлечения инвестиций, но и для создания комфортных условий проживания населения.

Кроме того, ТОР создается на 70 лет, срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении ОЭЗ (они создаются на 49 лет) и ЗТР (на 12 лет). Заявку на создание ТОР может подать руководство любого субъекта РФ.

Есть временное ограничение: в первые три года (2015-2017 гг.) ТОРы могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) и на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением (соответствующий перечень утверждается Правительством РФ).

На каждой территории функционирует управляющая компания, основные задачи которой -создание необходимой инфраструктуры, предоставление резидентам таможенных, юридических и других услуг. Компанию определяет Правительство РФ, этот статус может получить акционерное общество (или его дочернее предприятие), 100 % акций которого находятся в собственности государства. Управляющей компанией ТОРов, например, в ДФО в настоящее время является ОАО «Корпорация развития Дальнего Востока».

Для отбора территорий и рассмотрения инвестиционных проектов при правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона сформирована специальная подкомиссия. Сегодня на Дальнем Востоке созданы девять ТОРов за счет средств федерального бюджета (в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона») [19].

Важно также заметить, что практически все регионы до сегодняшнего дня наряду с главной региональной ССЭР разрабатывали еще целый ряд стратегий: инвестиционных, инновационных и т. д. Причем ФЗ № 172 прямо не запрещает субъектам РФ разрабатывать иные документы. Однако все они обязательно должны быть отражены в ССЭР субъекта РФ, входить в ее состав взаимоувязанными блоками, а не существовать в виде разрозненных документов. Иначе уже в самое ближайшее время на федеральном уровне возникнет проблема при формировании федеральной информационной системы, поскольку регионы не смогут представить в эту систему перечень требуемых показателей СП, так как отдельные показатели будут определены другими документами, статус и порядок утверждения которых не всегда понятен. Региональной власти необходимо провести ревизию ранее утвержденных стратегий и программ.

Кроме того, недавно Правительство РФ внесло в Государственную думу РФ законопроект об изменении сроков подготовки документов стратегического планирования и переносе их с 1 января 2017 г. на 1 января 2019 г. По мнению авторов законопроекта (Министерства экономического развития РФ), это позволит обеспечить последовательность, согласованность и взаимную увязку документов и принципов СП. Двухлетний мораторий на разработку регионами своих стратегий и программ ССЭР, на наш взгляд, позволит избежать хаоса и несогласованности в формируемой системе СП в условиях экономического кризиса.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена в лаборатории социальных и экономических исследований Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН в рамках НИР «Проблемы демографического и социально-экономического развития южного макрорегиона» (№ гос. регистрации АААА-А16-116012610047-9).

2. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Российская газета. 2014. 29 июня.

3. Смирнова О.О. О системе документов в регионе в реализации закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2015. № 2. С. 119-128.

4. Ускова Т.В., Чекавинский А.Н. Закон о стратегическом планировании в Российской Федерации: достоинства и нерешенные вопросы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 4 (34). С. 63-67.

5. О стратегическом планировании в Ростовской области [Электронный ресурс] : областной закон Ростовской области от 20 окт. 2015 г. № 416-ЗС. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О стратегическом планировании в Волгоградской области [Электронный ресурс] : закон Волгоградской области от 31 дек. 2015 г. № 247-ОД. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О стратегическом планировании и индикативных планах социально-экономического развития в Краснодарском крае [Электронный ресурс] : закон Краснодарского края от 6 нояб. 2015 г. № 32. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О стратегическом планировании социально-экономического развития в Астраханской области [Электронный ресурс] : закон Астраханской области от 3 июля 2009 г. № 53/2009ЮЗ : ред. от 11 окт. 2011 г. № 67/2011-ОЗ, от 4 сент. 2014 г. № 52/2014-ОЗ, от 3 фев. 2015 г. № 1/2015-ОЗ, от 29 июля 2015 г. № 51/2015-ОЗ. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/895214855 (дата обращения: 13.03.2016).

9. О стратегическом планировании в Республике Калмыкия [Электронный ресурс] : закон Республики Калмыкия от 14 мая 2015 г. № 113-V-3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О стратегическом планировании в Республике Адыгея [Электронный ресурс] : закон Республики Адыгея от 6 авг. 2015 г. № 455. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Костенко В.В. Правовое регулирование новой модели стратегического планирования // Региональная экономика. Юг России. 2015. № 1 (11). С. 51-58.

12. О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации [Электронный ресурс],: постановление Правительства РФ от 20 авг. 2015 г. № 870. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

13. Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ [Электронный ресурс] : приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 фев. 2007 г. № 14. URL: http://docs.cntd.ru/document/902343834 (дата обращения: 15.02.2016).

14. Потапов Л.В., Мункодугарова А.Б. Методологические подходы к совершенствованию регионального стратегического планирования // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2015. Вып. 3 (11). С. 11-15.

15. О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 3 дек. 2011 г. № 392-ФЗ : ред. от 28 дек. 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 5 сент. 2011 г. № 1538-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Гришина И.В., Смирнова О.О. Место стратегии долгосрочного социально-экономического развития Южного федерального округа в системе стратегического планирования регионального развития России // Региональная экономика. Юг России. 2011. № 12. С. 206-216.

18. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2014 г. № 473-ФЗ // Российская газета. 2014. 31 дек.

19. Территории опережающего развития: 9 особых зон в ДФО [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/2215388 (дата обращения: 03.04.2016).

References and notes:

1. This article is prepared in the laboratory of Social and Economic Research of the Institute of Socio-Economic and Humanities Research Southern Research Center of Russian Academy of Sciences in the framework of research "Problems of demographic and socio-economic development of the southern macro-region" (state no. АААА-А16-116012610047-9).

2. 'The strategic planning in the Russian Federation: the fader. Law of June 28, 2014 № 172-FZ' 2014, Russian newspaper, 29 June.

3. Smirnova, OO 2015, 'A system of instruments in the region in the implementation of the law "On the strategic planning in the Russian Federation"', Bulletin of Voronezh State University. Series: Economics and Management, no. 2, p. 119-128.

4. Uskova, TV & Chekavinsky, AN 2014, 'The law on strategic planning in the Russian Federation: the advantages and unresolved issues', Economic and social changes: facts, trends, forecast, no. 4 (34), p. 63-67.

5. On the strategic planning in the Rostov region: Regional law Rostov region on October 20. 2015 № 416-ES 2015, Access from legal system "Consultant".

6. Strategic planning in the Volgograd region: the law of the Volgograd region on 31 December. 2015 № 247-OD 2015, Access from legal system "Consultant".

7. Strategic planning and indicative plans for socio-economic development in the Krasnodar Territory: the law of Krasnodar Region on Nov. 6. 2015 no. 32 2015, Access from legal system "Consultant".

8. On the strategic planning of socio-economic development of the Astrakhan area: the law of the Astrakhan region of July 3, 2009 № 53/2009-OZ: Ed. on October 11. 2011 № 67/2011-OZ, on September 4. 2014 no. 52/2014-OZ, on 3 February. 2015 № 1/2015-0Z, dated July 29, 2015 № 51/2015-0Z 2015, retrieved 13 March 2016, <http://docs.cntd.ru/docu-ment/895214855>.

9. Strategic Planning in the Republic of Kalmykia: the law of the Republic of Kalmykia on May 14, 2015 № 113-V-W 2015, Access from legal system "Consultant".

10. Strategic planning in the Republic of Adygea: the law of the Republic of Adygea on August 6. 2015 № 455 2015, Access from legal system "Consultant".

11. Kostenko, Vv 2015, 'Legal regulation of the new strategic planning model', Regional Economy. South of Russia, no. 1 (11), p. 51-58.

12. Approval of the Requirements for the strategy of socio-economic development of the subject of the Russian Federation: Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation on Feb 27. 2007 № 14 2007, retrieved 10 February 2016, <http://docs.cntd.ru/document/902343834>.

13. On the content, composition, procedure development and approval of the spatial development strategy, as well as on the procedure for the monitoring and control of its implementation: the decision of the Russian Government on 20 August. 2015 № 870 2015, Access from inform. legal system "Garant".

14. Potapov, LV & Munkodugarova, AB 2015, 'Methodological approaches to the improvement of regional strategic planning', National Security and Strategic Planning, vol. 3 (11), p. 11-15.

15. Zones of territorial development in the Russian Federation and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation: the fader. Law of December 3rd. 2011 № 392-FZ: Ed. on December 28. 2013 2013, Access from legal system "Consultant".

16. Strategy for Socio-Economic Development of the Southern Federal District for the period till 2020: approved. Resolution of the Russian Government dated 5 September. 2011 № 1538-p 2011, retrieved 23 December 2015, <http://www.minre-gion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/yufo/>.

17. Grishina, IV & Smirnova, OO 2011, 'Place a long-term strategy of socio-economic development of the Southern Federal District in the system of strategic planning of regional development of Russia', Regional Economy. South of Russia, no. 12, p. 206-216.

18. 'On the territory of advancing social and economic development in the Russian Federation: the fader. Law of 29 December. 2014 № 473-FZ' 2014, Russian newspaper, December 31.

19. Territory priority development: 9 special zones in the DFO 2016, retrieved 03 April 2016, <http://tass.ru/info/2215388>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.