Научная статья на тему 'Стратегическое развитие социальной инфраструктуры региона'

Стратегическое развитие социальной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1120
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / СТРУКТУРА / ФАКТОРЫ / STRATEGIC DEVELOPMENT / SOCIAL INFRASTRUCTURE / REGION / STRUCTURE / FACTORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдулкабатова Лаура Газиявовна

В статье отмечается необходимость формирования концепции развития социальной инфраструктуры региона, разработки целей и задач стратегического развития социальной сферы. Разработана концептуальная модель стратегического развития социальной инфраструктуры региона, включающая в себя элементы: функции и субъекты управления, факторы формирования, принципы функционирования, компонентный состав социальной инфраструктуры, а также обеспечивающий сегмент развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абдулкабатова Лаура Газиявовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE REGION

TThe manuscript points out the necessity to form a concept of development of the social infrastructure of the region, development of goals and tasks of strategic development of the social field. A conceptual model of strategic development of the social infrastructure of the region has been developed, and it includes the following elements: functions and subjects of management, factors of formation, principles of functioning, component composition of social infrastructure, as well as the supporting segment of development.

Текст научной работы на тему «Стратегическое развитие социальной инфраструктуры региона»

АБДУЛКАБАТОВА Л.Г.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

Аннотация. В статье отмечается необходимость формирования концепции развития социальной инфраструктуры региона, разработки целей и задач стратегического развития социальной сферы. Разработана концептуальная модель стратегического развития социальной инфраструктуры региона, включающая в себя элементы: функции и субъекты управления, факторы формирования, принципы функционирования, компонентный состав социальной инфраструктуры, а также обеспечивающий сегмент развития. Ключевые слова: стратегическое развитие, социальная инфраструктура, регион, структура, факторы.

ABDULKABATOVA L.G.

STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE REGION

Abstract. The manuscript points out the necessity to form a concept of development of the social infrastructure of the region, development of goals and tasks of strategic development of the social field. A conceptual model of strategic development of the social infrastructure of the region has been developed, and it includes the following elements: functions and subjects of management, factors of formation, principles of functioning, component composition of social infrastructure, as well as the supporting segment of development. Keywords: strategic development, social infrastructure, a region, a structure, factors.

Сложившаяся в течение последних двадцати лет ситуация в экономике России отразилась неблагоприятным образом на развитии социальной инфраструктуры регионов. Резкое изменение экономического уклада в стране, социально-экономические и политические реорганизации, перестройка, глобальные и геоэкономические процессы, изменения технологических укладов, отсутствие надлежащего государственного регулирования и управления социальной инфраструктурой не могло не отразиться на жизни любого из регионов. Произошло практически полное разрушение производственно-хозяйственных, экономических и финансовых связей не только внутри региона, но и во взаимоотношениях с потребителями и поставщиками; устаревающая, изношенная и необновляемая инфраструктура не соответствует новым экономическим и социальным задачам развития.

Дополнительно, негативными факторами, влияющими на процесс развития социальной инфраструктуры являются постоянно растущие требования инновационной экономики. Потребности инновационной экономики в социальной инфраструктуре характеризуются высоким уровнем технологического и технического развития объектов, что указывает на то, что процесс развития социальной инфраструктуры является сложным социально-экономическим явлением, которому присущи многовекторная направленность и ориентация на долгосрочный период.

Рациональное развитие социальной инфраструктуры — многоаспектная проблема, которая требует решения многих вопросов научного управления. Однако нередко элементы социальной инфраструктуры рассматриваются в отрыве друг от друга, в контексте частных технических, производственных, организационных или экономических задач. На наш взгляд, все компоненты социальной инфраструктуры должны быть предметом единого, целостного процесса управления и планирования. Именно отсутствие комплексности и взаимной увязки ее элементов сказывалось и до сих пор сказывается на эффективности управления, на рациональном использовании сил и возможностей экономики [2].

Исходя из этого, на основе выяснения приоритетов социально-экономического развития региона, анализа потребностей и ожиданий населения, достигнутого уровня развития и состояния социальной инфраструктуры, целесообразно выработать концепцию, содержащую систему представлений о стратегическом выборе, целях и приоритетах развития социальной инфра-

структуры, учитывающую имеющиеся разнообразные ресурсы и механизмы его реализации на протяжении определенного времени [3].

Целью концепции стратегического развития социальной инфраструктуры региона является определение ключевых проблем развития, и выработка комплекса мер экономического, правового и административно-управленческого характера, направленных на повышение эффективности инфраструктурного комплекса региона. Разработка соответствующей концепции предполагает реализацию определенной модели, которая представляет собой совокупность принципов, факторов, функций и инструментов управленческого воздействия для достижения стратегических целей и направлений развития социальной инфраструктуры региона. Предложенная нами концептуальная модель стратегического развития социальной инфраструктуры, ее структура и основные элементы представлены на рис.

Цели и направления развития социальной инфраструктуры региона должны естественным образом вытекать из приоритетов стратегического социально-экономического развития региона, государственной политики и целевых установок федерального уровня.

В качестве стратегических целей развития социальной инфраструктуры региона целесообразно выделить как социальные, так и экономические, а также ранжировать их по следующим признакам:

- обеспечение жизнедеятельности населения [4];

- повышение эффективности организаций социальной сферы;

- обеспечение устойчивости региона (рис.).

Последовательное достижение этих целей даст интегральный эффект развития социальной инфраструктуры региона, который складывается из социальных и экономических эффектов для населения, организаций социальной сферы и региона в целом.

Социальную инфраструктуру региона необходимо рассматривать как многоуровневый, полифункциональный народнохозяйственный подкомплекс с выраженными территориальными особенностями.

Компонентный состав социальной инфраструктуры в рамках функционального подхода включает в себя следующие комплексы:

- учебно-воспитательный комплекс;

- культурный комплекс;

- административно-общественный комплекс;

- религиозно-культовый комплекс;

- финансово-правовой комплекс;

- лечебно-профилактический комплекс;

- лечебно-рекреационный комплекс;

- спортивный комплекс;

- комплекс структур социального страхования и социальной защиты населения;

- торговый комплекс;

- бытовой комплекс;

- транспортный комплекс;

- комплекс энергетического обеспечения и связи;

- дорожный комплекс;

- производственно-бытовой комплекс.

Следует отметить, что структурная организация социальной инфраструктуры фрагментарна. Приоритетность той или иной структурной единицы социальных объектов для конкретной территории определяется предпочтениями населения. В контексте достижения социально-экономической самобытности инфраструктура отдельных территорий должна обладать определенным набором минимально необходимых для жизнедеятельности объектов социальной сферы.

В качестве субъектов (носителей) инфраструктурного обеспечения социальной сферы следует рассматривать: властные институты в лице государственных органов всех уровней; поставщиков социальных услуг; потребителей социальных услуг; финансово-кредитные и инвестиционные институты; международные финансовые организации; некоммерческие объединения.

Региональные проблемы преобразования экономики, №11, 1015

Подсистемный компонентный состав:

учебно-воспитательный комплекс

культурный комплекс

административно-общественный комплекс

религиозно-культовый комплекс

финансово-правовой комплекс

лечебно-профилактический комплекс

лечебно-рекреационный комплекс

спортивный комплекс

комплекс структур социального страхования и социальной защиты населения

торговый комплекс

бытовой комплекс

транспортный комплекс

комплекс энергетического обеспечения и связи

дорожный комплекс

производственно-бытовой комплекс

Субъекты (носители) функций соц. инфраструктуры:

- властные институты в лице

государственных органов всех уровней;

- поставщики и потребители

социальных услуг;

- финансово-кредитные и

инвестиционные институты;

-международные финансовые организации;

- некоммерческие объединения.

Функции управления соц. инфраструктурой:

- социальная;

- обеспечивающая;

- воспроизводственная;

- организационно-управленческая;

- стимулирующая;

- регулирующая;

- контрольная;

- фискальная;

- репутационная.

V

->

V

Стратегическое развития социальной инфраструктуры региона

Ж

Достижение целей и задач стратегического развития социальной инфраструктуры

Л

Локальные приоритеты государственного стимулирования социальной сферы:

1. Снижение стоимости соц. услуг; 2. Выполнение приоритетных социальных программ;

3. Поддержка стандартного уровня предоставления общественных благ;

4. Контроль региональных органов власти над ходом освоения социальнозначимых расходов;

5. Диверсификация набора предоставляемых общественно значимых услуг.

6. Контроль над количеством, качеством и ценовыми параметрами социальных услуг.

Принципы функционирования:

- платность и доступность услуг;

- социальная защита населения;

- согласованность общественных и

частных интересов

- социальная целесообразность;

- целенаправленность;

- информационная целостность;

- легитимность;

- социальная подконтрольность;

- адаптивность;

- комплексность.

Факторы формирования и развития соц. инфраструктуры:

1. административно-территориальное устройство; 2. кадровая обеспеченность;

3. спрос на услуги социальной инфраструктуры и насыщенность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предложения; 4. учет религиозной

принадлежности и бытовой индивидуальности; 5. деятельность

властных институтов; 6. инвестиционная

привлекательность территории; 7.

уровень информационного развития.

Обеспечивающий сегмент:

1. финансовые ресурсы региональных и

муниципальных бюджетов; 2. частный

инвестиционный капитал; 3. кадровые и материально-технические ресурсы; 4. методологическое обеспечение; 5. информационное сопровождение; 6. нормативно-правовое обеспечение

Рис. 1. Концептуальная модель стратегического развития социальной инфраструктуры региона

Основными принципами функционирования объектов социальной инфраструктуры в рамках стратегического развития будут являться:

- платность и доступность общественно значимых услуг;

- социальная защита населения территорий;

- согласованность общественных и частных интересов;

- социальная целесообразность;

- целенаправленность;

- информационная целостность;

- легитимность;

- социальная подконтрольность;

- адаптивность;

- комплексность.

Доминирующим фактором развития социальной инфраструктуры выступает административное устройство региона. Ее территориальные звенья соответствуют административно-территориальному и поселенческому делению региона. Социальная инфраструктура концентрируется в тех местностях, где наблюдается аккумуляция человеческих, финансовых, административных, производственных, бюджетных, информационных и других видов ресурсов, то есть четко прослеживается прямая связь с агломеративными явлениями пространственного развития. Развитие социальной инфраструктуры экономически малоэффективно в тех местностях, где в силу сложившихся традиций районирования концентрация финансово-экономических ресурсов недостаточна и отсутствует системообразующая сфера.

Отметим также фактор спроса на услуги социальной инфраструктуры и насыщенности предложения. Можно выделить ряд приоритетных направлений развития объектов инфраструктуры, уровень предложения услуг которых является высоким, а сами объекты выступают стержневыми элементами основных отраслей специализации. К ним и относится большинство социальных услуг: транспортно-дорожная сеть, услуги связи, ЖКХ, телекоммуникации, медицина, образование и др.

Функциональным назначением социальной инфраструктуры является оказание разнообразных услуг непроизводственного характера, поэтому затраты на создание социальной инфраструктуры могут окупиться для местного бюджета лишь в том случае, если будет достигнут эффект стимулирования смежных производственных отраслей, которые создают материальную продукцию. Территориальное размещение инфраструктурных объектов должно опережать хозяйственное освоение региона, поскольку если район социально не обустроен, то привлечение специалистов и частного капитала будет затруднительным; соответственно, уровень развития социальной инфраструктуры определяет потенциал для дальнейшего развития самого региона.

Значительную роль играет фактор кадровой обеспеченности. Необходимо отметить, что в тех регионах, где не наблюдается дисперсность расселения, происходит дифференциация по уровню развития инфраструктуры [5]. Существенное влияние оказывает и уровень квалификации занятых в социальной сфере региона. На некоторых территориях наблюдается достаточно большой дефицит квалифицированных кадров в социальной сфере [7].

Следующим фактором, который необходимо учитывать при формировании стратегии развития социальной инфраструктуры, нами выделен фактор учета религиозной принадлежности и бытовой индивидуальности, который отражает персонифицированные особенности территории и требует индивидуального подхода к выбору соответствующих видов объектов и механизмов реализации их функций [10].

Инвестиционная привлекательность территории в целом или отдельных сегментов пространственной экономики, в т. ч. и социальных подсистем, также выступает фактором, обеспечивающим развитие социальной инфраструктуры, способным инициировать создание отдельных объектов, развивающих и совершенствующих инвестиционные реализуемые процессы. Объекты социальной сферы ввиду привлекательности территории также могут стать объектом приложения частного капитала [6].

Открытость информационного пространства, насыщенность информационных каналов, их объективность и релевантность создают условия для информационно-аналитического обеспе-

чения развития региональной экономики и, в частности, объектов социальной инфраструктуры, которые, в свою очередь, используют информационные ресурсы как товар, выступающий элементом сопровождения бизнес-процессов, кроме того, информационные центры могут сами являться объектами инфраструктуры.

Инфраструктурное обеспечение отдельных секторов региональной экономики вменено в обязанность органов исполнительной власти. Учитывая многофункциональную нагрузку инфраструктуры всех отраслей и сфер деятельности, власть в большей степени ориентирована на формирование и развитие социально значимых объектов, функционирование которых обеспечивает единство территории, её самобытность, уровень жизни населения, степень доступности основных социально-бытовых услуг.

Среди основных функций по управлению объектами социальной инфраструктуры можно выделить:

- социальную;

- обеспечивающую;

- воспроизводственную;

- организационно-управленческую;

- стимулирующую;

- регулирующую;

- контрольную;

- фискальную;

- имиджевую.

В рамках достижения стратегических целей развития социальной инфраструктуры органы власти региона должны осуществлять регулирование процессов социальной сферы в следующих направлениях:

- регулирование стоимости социальных услуг;

- реализация приоритетных программ социального развития;

- поддержка стандартного уровня предоставления общественных благ в регионе независимо от уровня финансирования и хода реализации инвестиционных проектов по созданию объектов социальной инфраструктуры;

- контроль региональных органов власти над ходом освоения социально значимых расходов [1];

- диверсификация и стимулирование спектра предоставляемых благ;

- контроль над количеством и качеством услуг, ценовыми параметрами социального сервиса.

Важную роль в стратегии развития социальной инфраструктуры региона играет обеспечивающий сегмент, который включает следующие элементы:

1. Финансовые ресурсы региональных и муниципальных бюджетов, которые могут быть выделены в виде прямых субсидий на финансирование объектов социальной инфраструктуры или нелимитированного (долевого) гранта. Такой грант может быть формульным, то есть учитывающим факторы потребности в финансовых ресурсах (численность населения), либо проектным, предоставляемым в соответствии с программой или концепцией развития территории. Альтернативной формой обеспечения процессов инфраструктурного обеспечения может являться безусловный, выравнивающий (паушальный) грант, который реализуется в форме регулирующего налога и предусматривает отчисление некоторой доли федеральных налоговых платежей на субфедеральный уровень для целей инфраструктурного развития. Еще одним эффективным регулятором процессов инфраструктурного обеспечения является условный, блочный (целевой) грант, который успешно реализуется в отечественной практике и выражается в форме программно-целевых мероприятий и приоритетных национальных проектов [7].

2. Частный инвестиционный капитал, привлекаемый для реализации экономически эффективных социальных проектов.

3. Кадровые и материально-технические ресурсы.

4. Методическое сопровождение, которое реализуется в рамках разработки методик расчета тарифов на социальные услуги (услуги здравоохранения, жилищно-коммунальные услуги,

образовательные услуги), а также в форме издания методических рекомендаций по определению нормативов потребления услуг.

5. Информационное сопровождение, предоставление необходимой информации справочного и методического характера, ориентированной на обеспечение своевременного и качественного социального обслуживания населения.

6. Нормативно-правовое обеспечение.

Потребность в относительно самостоятельном развитии социальной инфраструктуры обусловлена необходимостью дальнейшей разработки нормативной базы. Применяемые нормативы потребностей населения в коммунальных и бытовых услугах, а также физиологические нормы питания, рациональные нормы потребления обуви, тканей, важнейших товаров длительного пользования в большинстве случаев плохо согласовывались с требованиями, предъявляемыми реальной жизнью. Эти нормы далеко не полностью учитывают объективные тенденции развития экономических и социальных процессов и особенно специфику их преломления, как по регионам страны, так и среди различных социально-демографических групп.

Формирование инновационной социально ориентированной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности [9]. К полноценной системе развития личности в современном обществе выдвигаются высокие требования. Для максимальной реализации личностного потенциала человек должен находиться в особой среде, обеспечивающей надлежащее качество жизни. Значительное отставание большинства современных региональных инфраструктур от общемировых стандартов и их большое влияние на жизнедеятельность регионов требуют обеспечения стратегии их опережающего развития. Разработка и внедрение концептуальной модели стратегического развития социальной инфраструктуры региона позволит обеспечить эффективность социальных процессов и повысить качество и уровень жизни населения.

Литература

1. Абасова, Х. У. Строительство жилья — как важнейший стратегический приоритет развития социальной сферы Дагестана / Х.У. Абасова, М.А. Багомедов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 4. С. 374-381.

2. Абдулаева, З. З. Значение социального аспекта в индикаторах экономической безопасности /З.З. Аб-дулаева //Вопросы структуризации экономики. 2010. № 2. С. 62-66.

3. Абдулаева, З.З. Узловые проблемы и концептуальные основы социально-экономического развития Республики Дагестан / З.З. Абдулаева, А.Ш. Ахмедуев //Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2004. № 18. С. 100.

4. Абдулманапов, П. Г. Концептуальные основы и программные мероприятия повышения качества жизни населения в Республике Дагестан / П.Г. Абдулманапов, Х.М. Хаджалова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3. С. 73-78.

5. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление/А.И. Гаврилов. — М. : Экономика, 2006.

6. Гимбатов, Ш. М. Роль социального капитала в экономическом развитии региона /Ш.М. Гимбатов // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 2. С. 91-93.

7. Гранберг, А. Г. Базы региональной экономики / А.Г. Гранберг. — М. : ГУВШЭ, 2000.

8. Кутаев, Ш. К. Развитие региональной экономики на основе эффективного использования кадрового потенциала /Ш.К. Кутаев // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 1. С. 114-120.

9. Рабаданова, А.А. Оптимизация отраслевой структуры экономики региона в условиях модернизации / А.А. Рабаданова //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. С. 141-146.

10. Хаджалова, Х.М. Социальные проблемы в стратегии экономического развития Республики Дагестан /Х.М. Хаджалова // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 34. С. 10-14.

References:

1. Abasova, H. U. housing Construction as a key strategic priority development of social sphere of Dagestan / H. U. Abasova, A. M. Bagomedov // Regional problems of transformation of the economy. 2010. No. 4. P. 374381.

2. Abdulaeva Z. Z. The Value of social aspects of indicators of economic security / Abdulaeva Z. Z. // Issues of economy structuring. 2010. No. 2. S. 62-66.

3. Abdulaeva Z. Z. Key problems and conceptual foundations of socio-economic development of the Republic of Dagestan / Z. Z. Abdullaev, A. sh. Akhmeduev // Bulletin of the Dagestan scientific center, Russian Academy of Sciences. 2004. No. 18. S. 100.

4. Abdulmanapov, P. G. a Conceptual framework and programmatic interventions improve the quality of life of the population in the Republic of Dagestan Abdulmanap P. G., H. M. Gagalova // Regional problems of transformation of the economy. 2011. No. 3. P. 73-78.

5. Gavrilov A. I. Regional economy and management/A. I. Gavrilov. — M. : Economics, 2006.

6. Gimbatov, Sh. M. the Role of social capital in the economic development of the region / S. M. Gimbatov // Issues of economy structuring. 2011. No. 2. S. 91-93.

7. Granberg A. G. Bases of regional economy/A. G. Granberg. — M. : su-HSE, 2000.

8. Kutaev, Sh. K. the Development of regional economy based on the effective use of human potential / S. K. Kataev //Regional problems of transformation of the economy. 2012. No. 1. P. 114-120.

9. Rabadanova A. A. Optimization of the economic structure of the region in conditions of modernization / Rabadanova A. A. // Regional problems of transformation of the economy. 2012. No. 4. S. 141-146.

10. Khadzhalova, Kh. M. Social problems in the economic development strategy of the Republic of Dagestan / Gagalova X. M. // Regional economy: theory and practice. 2008. No. 34. P. 10-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.