УДК 330.59
Управление развитием социальной инфраструктуры в проблемном регионе Management of development of social infrastructure in the problem region
Абдулманапов Салихбек Габибуллаевич Abdulmanapov Salikhbek Gabibullaevich
д.э.н., профессор
Научно исследовательский институт управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства, Махачкала, Россия (367008 Российская Федерация, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Д.Атаева, 5), e-mail:
salih@mail.ru Хаджалова Хадижат Магомедовна Khadzhalova Khadizhat Magomedovna д.э.н., ведущий научный сотрудник
Научно исследовательский институт управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства, Махачкала, Россия (367008 Российская Федерация, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Д.Атаева, 5), e-mail:
chaha@mail.ru Стофарандова Виктория Васильевна Stofarandova Viktoriya Vasil'evna к.э.н, доцент кафедры теории и истории социальной работы Социального факультета
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, (367000 Российская
федерация, г. Махачкала, ул. Гаджиева, д. 43-а)
Аннотация
Статья посвящена анализу современных процессов социальной сферы и эффективности функционирования социальной инфраструктуры в проблемном регионе с периферийной экономикой в целях повышения качества жизни населения и ее удовлетворенности социальными услугами. Целью исследования является разработка рекомендаций по обеспечению модернизации социальной инфраструктуры и повышению эффективности управления. В работе рассматриваются различные методологические подходы к пониманию социальной инфраструктуры. В статье разработаны критерии и уточнены показатели оценки эффективности функционирования социальной
инфраструктуры в проблемном регионе, в которых заложен принцип повышения качества предоставляемых населению социальных услуг. На основе статистических данных проводится анализ социально-демографической ситуации в Республике Дагестан. Разработан механизм государственного регулирования развития социальной инфраструктуры в направлении модернизации и формирования современной, ориентированной на потребности населения, социальной инфраструктуры проблемного региона. Предложен механизм внедрения принципов государственно-частного партнерства в процесс модернизации социальной инфраструктуры региона.
Abstract
The article is devoted to the analysis of modern processes in social sphere and effectiveness of social infrastructure in the problematic region with peripheral economy with the aim to improve the quality of life and people' satisfaction with social services. The purpose of this research is developing recommendations for modernisation of social infrastructure and improvement of management efficiency. Different methodological approaches to understanding of social infrastructure are considered in the paper. In the article, the criteria are created and the indicators for measuring the effectiveness of social infrastructure in the problematic region are clarified and are based on the principle of improving the quality of social services. The analysis of the socio-demographic situation in Dagestan Republic is made on the basis of statistical data. We created the mechanism of state regulation of social infrastructure development towards modernization and formation of modern social infrastructure, focused on the needs of the population in the problematic region. The mechanism of introduction of public-private partnership principles in the process of modernization of the region social infrastructure is proposed here.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, качество жизни, проблемный регион, модернизация социальной инфраструктуры, государственно-частное партнерство.
Keywords: social infrastructure, quality of life, problem region, modernization of social infrastructure, public-private partnership.
Введение
Ориентация экономики России и ее регионов на усиление социальной направленности обуславливает необходимость изучения состояния и развития социальной инфраструктуры. Регионы страны разнообразны по многим параметрам: природным ресурсам, климатическим условиям, географическому расположению, в результате которых сложились и сохраняются по настоящее время условия неоднородности экономического пространства. Однако, использование потенциала совершенствования (модернизации) социальной инфраструктуры позволяет уже в ближайшем будущем повысить уровень предоставляемых социальных услуг и качество жизни населения.
Целью исследования является определение возможностей повышения эффективности функционирования социальной инфраструктуры и разработка мер по ее совершенствованию в таком отстающем в социально-экономическом развитии регионе, как Республика Дагестан.
Теоретико-методической основой исследования являются теория социальной инженерии, теоретические разработки и концепции социального управления, институционализма, теория модернизации. В работе использован комплекс методологических подходов: структурный, системный, эволюционный для обоснования теоретических основ и определения влияния деятельности социальной инфраструктуры на изменения параметров качества жизни населения. Также применялись методы обобщения, моделирования, сравнительного и статистического анализа.
Результаты исследования
Содержание категории «социальная инфраструктура» в научной
литературе рассматривается на основе различных методологических подходов:
структурного, системного, эволюционного (рис.1). В структурном подходе
3
социальная инфраструктура рассматривается как сложное явление экономической системы, которое включает в себя материально-вещественные объекты инфраструктуры, институциональные единицы в виде учреждений и организаций разных форм собственности и совокупность органов власти, выполняющих функции планирования, регулирования, контроля. В соответствии с системным подходом социальная инфраструктура выступает компонентом народного хозяйства конкретного региона и определяется сформировавшимися местными условиями жизнедеятельности, развития личности, воспроизводства трудовых ресурсов, а также является фактором повышения качества жизни населения через улучшение доступности социальных услуг, роста инвестиций в социальную сферу. С позиции эволюционного методологического подхода развитие социальной инфра структуры в стране испытывает на себе влияние сохранившихся элементов и проявлений командно-административной системы, что проявляется в схеме бюджетного финансирования материально-технической базы социальной инфраструктуры, включающее как оптимизацию сети бюджетных учреждений и переход на программно-целевой подход.
Методологические подходы к рассмотрению содержания категории "социальная
инфраструктура"
Структурный
Системный -1-
Эволюционный
1-
Социальная инфраструктура рассматривается как явление экономической системы, включающее материальные объекты инфраструктуры, учреждения и организации разных форм собственности, совокупность государственных органов управления.
Социальная инфраструктура выступает элементом региональной экономической
системы и определяется сложившимися территориальными
условиями жизнедеятельности, воспроизводства рабочей силы, развития личности, оказывает влияние на качество жизни.
Наследие административной системы продолжает оказывать воздействие
на траекторию развития современной
социальной инфраструктуры, что отражается на ее финансировании и модернизации.
Рисунок 1. Подходы к пониманию социальной инфраструктуры
Эффективное регулирование социальной инфраструктуры представляет собой выбор и реализация управленческих воздействий, позволяющие за нормативный тариф времени и финансовых ресурсов предоставить в полном объеме социальную услугу [13]. Функционирование и развитие социальной инфраструктуры в регионе с периферийной экономикой должны быть подчинены обеспечению, в первую очередь, такого развития регионального хозяйства, при котором наблюдается рост реального объема производства и стабильное увеличение темпа прироста валового регионального продукта на душу населения. Это является экономическим критерием оценки эффективности управления социальной инфраструктурой региона. Социальным критерием оценки служит рост качества жизни населения. Кроме того, об эффективности управления социальной сферой можно судить по обеспечению
политической стабильности в регионе и экологической безопасности.
5
Данные критерии отражают эффективность функционирования социальной инфраструктуры региона. Для раскрытия характеристик критериев оценки эффективности необходим комплекс показателей. Основная специфика оценки эффективности функционирования объектов социальной инфраструктуры вытекает из того, что они в основном являются бюджетными учреждениями. Это обстоятельство усложняет использование количественных показателей оценки и вынуждает прибегать к интегральным показателям оценки эффективности работы в зависимости от сферы деятельности, обозначенных целей и решаемых задач.
Модернизация социальной инфраструктуры подчинена важной цели общественного развития - повышению качества жизни населения [14]. В связи с чем, количественные показатели, свидетельствующие о качестве жизни населения территории или показатели устойчивого развития, должны демонстрировать результаты работы социальной инфраструктуры. Результатами работы социальной инфраструктуры, в данном случае, станут индикаторы, показывающие степень удовлетворения потребностей граждан в услугах социальной сферы. В тоже время, значения этих индикаторов зависят от созданных условий для удовлетворения многогранных потребностей, отображающих развитие социальной инфраструктуры на территории проживания населения.
Отрасли социальной инфраструктуры выполняют множество неоднородных функций [1]. Они включают совокупность учреждений, целью деятельности которых является удовлетворение потребностей человека в образовании и воспитании, медицинском обслуживании, проведении досуга, отдыха и использовании достижений культуры, приобщению к физической культуре и спорту.
Жилой фонд и его строительство выступает ключевым элементом
социальной инфраструктуры, обеспечивающей полноценную
жизнедеятельность людей и являющейся показателем уровня развития всей
социальной сферы. Динамика обеспеченности населения жильем в Республике
6
Дагестан имеет тенденцию устойчивого роста. На одного жителя в среднем в
регионе приходится сегодня 18,2 м2 жилья. Но при этом обеспеченность
2 2 населения жильем в сельской местности выше (20,1 м ) чем в городах (15,8 м ).
Фактором стабильного роста показателя обеспеченности населения жилыми
помещениями является масштабное строительство жилых домов в городской
местности республики. Например, в 2015 г. число квартир в Республике
Дагестан выросло на 9% по сравнению с 2010 г. и составило 635,5 тыс. единиц.
Наибольшим спросом у дагестанцев пользуются трехкомнатные и
четырехкомнатные квартиры, строительство которых превысило в 2015 г.
уровень 2010 г. на 9,2% и 11,3% соответственно. Тем не менее, более 50 тыс.
семей в Дагестане сегодня все еще нуждаются в жилье, что составляет 7% от
общего числа семей (табл. 1).
Таблица 1.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного
Л
жителя в Республике Дагестан, м2 [10, С. 232]
2010 2011 2012 2013 2014 2015
В среднем на одного жителя 16,2 16,5 16,9 17,1 17,7 18,2
В городской местности 12,9 13,3 13,9 14,2 14,9 15,8
В сельской местности 19 19,1 19,3 19,5 19,9 20,1
Качественная сторона современного жилищного фонда включает в себя оборудование водопроводом, канализацией, центральным отоплением, ванной, газом сетевым или сжиженным, горячим водоснабжением. Характеризуя качество имеющегося жилого фонда можно отметить, что начиная с 2000 года наблюдается положительная динамика увеличения всех показателей в Республике Дагестан. В то же время, в разрезе сельской и городской местности показатели, характеризующие оборудование жилья граждан, значительно различаются. Так, например, обеспеченность жилищного фонда водопроводом и водоотведением в сельской местности значительно (в 2-3 раза) отстает от
аналогичных показателей в городах. Сельские поселения по-прежнему практически отапливаются самостоятельно, а горячим водоснабжением обеспеченно лишь малая часть - 9% (табл. 2).
Таблица 2
Благоустройство жилищного фонда Республики Дагестан в 2015 г., в процентах
[10, С. 235]
Весь жилищный фонд Городской жилищный фонд Сельский жилищный фонд
Водопроводом 60,1 91,2 40
Водоотведением (канализацией) 47,2 83 24,2
Отоплением 66,1 90,5 50,4
Ваннами (душем) 41,8 76,2 19,6
Газом (сетевым, сжиженным) 86,4 92,3 82,6
Горячим водоснабжением 35,5 76,6 9
Напольными электроплитами 6,5 1,3 4
Еще одной существенной компонентой социальной инфраструктуры является система образования, состоящая из образовательных учреждений дошкольного, школьного, специального, профессионального и высшего образования, обеспечивающих содержание и воспитание населения, всестороннее духовно-нравственное развитие личности. Система образования в Республике Дагестан развивается интенсивно с учетом современных методов и технологий. За последнее время в республике число общеобразовательных учреждений устойчиво снижается, что связано с уменьшением числа детей школьного возраста в сельских муниципальных районах, особенно
расположенных в горной местности. В настоящее время в школах республики обучаются 374,6 тыс. человек, что на 1,5% ниже уровня 2010 г. Противоположная тенденция наблюдается относительно числа дошкольных образовательных учреждений. За 2014-2015 гг. их число увеличилось с 720 до 762. Также увеличилась численность детей в дошкольных образовательных учреждения в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 7% и составила 85,9 тыс. человек. Вместе с тем, сократилась численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в организациях, осуществляющих дошкольную образовательную деятельность, до 116человек [10, С. 263].
Другим важным элементом социальной инфраструктуры региона является система здравоохранения, функциональная деятельность которой направлена на поддержание и укрепление здоровья населения. В настоящее время в Республике Дагестан работают 116 больниц и 169 амбулаторно-поликлинических организаций [10, С. 307]. За последние пять лет в регионе происходит уменьшение числа учреждений здравоохранения. Тем не менее, основные показатели работы учреждений здравоохранения существенно не изменились.
Направления реформирования социальной сферы региона имеют зависимость от социально-экономической ситуации и тенденций в демографическом развитии. В настоящее время в Республике Дагестан наблюдается высокая демографическая нагрузка на экономику республики, причем, в большей степени из-за существенной доли граждан, не достигших трудоспособного возраста, в общей численности населения (табл. 3). Численность постоянного населения республики имеет стабильную тенденцию к росту. Преобладающая часть населения республики (55%) проживает в сельской местности, но сохраняется тенденция к снижению. Удельный вес женщин в общей численности населения республики составляет 51,9%, мужчин - 48,1%.
Таблица 3
Распределение численности населения Республики Дагестан по основным
возрастным группам [10, С.36]
Человек В процентах к итогу
2002 2010 2015 2002 2010 2015
Все население 2576531 2910249 2990371 100 100 100
Из общей
численности
население в возрасте:
моложе
трудоспособного 792339 787581 789530 30,7 27,1 26,4
трудоспособном 1501260 1810165 1836746 58,3 62,2 61,4
старше
трудоспособного 282857 312494 364095 11,0 10,7 12,2
Одним из самых негативных явлений в демографическом развитии Дагестана является наблюдающаяся по настоящее время высокая младенческая смертность [5]. Несмотря на ее устойчивое снижение на 2-3% в год, коэффициент младенческой смертности по данным Министерства здравоохранения РД на 2015 г. составляет 12,0 на 1000 новорожденных, что значительно выше среднероссийского показателя. В структуре причин младенческой смертности вырос удельный вес умерших от отдельных состояний перинатального периода и болезней органов дыхания. Доля умерших от врожденных пороков развития выросла на 1%, что связано с улучшением диагностики. Это актуализирует необходимость технического и технологического переоснащения, а также переобучения медицинского персонала, как во всей системе родовспоможения, так и в детских лечебных учреждениях.
В условиях экономического кризиса в стране следует иметь ввиду необходимость рационального использования ограниченных инвестиционных
ресурсов при проведении в регионе государственной политики, направленной на модернизацию объектов инфраструктуры [3]. Проведение в Республике Дагестан подобной политики приобретает первостепенную важность из-за сформировавшихся условий функционирования и развития учреждений социальной сферы в части общественно-политической и интеллектуально-культурной деятельности. Формируемая социальная инфраструктура в республике должна способствовать повышению качества жизни населения и формировать стимулы повышения экономической активности.
Государственное регулирование социальной инфраструктуры требует комплексного решения экономических, социальных и организационных вопросов, что связано с научной разработкой методологических и методических вопросов формирования и развития социальной инфраструктуры в условиях модернизации экономики [13]. При регулировании развития социальной инфраструктуры региона необходимо поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. Однако, в тех областях, где коммерциализация противоречит интересам общества, целесообразно сохранять государственные предприятия. Функциональные особенности отраслей социальной инфраструктуры в большинстве случаев не позволяют организациям переходить в режим максимального получения прибыли, что ограничивает возможности введения рыночного механизма. Кроме того, большинство отраслей социальной инфраструктуры являются сферой деятельности естественных монополий, а это вызывает необходимость особого контроля их работы со стороны государства. Поэтому, при проведении реформ в социальной сфере следует учитывать данные факты.
В настоящее время в условиях ограниченных финансовых ресурсов
региональный бюджет не в состоянии взять на себя все издержки на
финансирование социальной сферы [15]. В то же время, государство взяло на
себя обязательство защиты интересов населения и обеспечения получения
минимальных социальных услуг. В связи с чем, государство не в праве
11
переводить объекты социальной инфраструктуры полностью на самофинансирование. Решение данной проблемы нам видится в использовании частных форм финансирования наравне с государственными на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. Основная роль в этом мероприятии должна быть предоставлена организациям, которые могли бы взять на себя часть расходов по финансированию объектов социальной сферы. В настоящее время в развитых странах финансирование объектов социальной инфраструктуры осуществляется не только из государственного бюджета, но и из других возможных источников.
В повышении эффективности управления объектами социальной инфраструктуры региона важную роль играет применение подхода, в соответствии с которым управление социальными объектами передается специализированной управляющей компании, состоящей из группы высококвалифицированных менеджеров. Приоритетными видами деятельности применения такой концессии в Республике Дагестан могут быть учреждения здравоохранения и высшего образования. Перевод данных учреждений в акционерные общества способно негативно повлиять на качество подготовки специалистов, необходимость текущего и капитального ремонта, коррумпированности, что указывает на то, что акционирование выступает не самой лучшей формой их реорганизации. Решить проблему повышения эффективности использования объектов социальной инфраструктуры возможно посредством передачи по концессионному соглашению управления объектами данной сферы частным предприятиям, специализирующимся в управлении в данной сфере.
Заключение
Таким образом, в условиях экономического кризиса, в первую очередь,
обостряются проблемы социального характера, а в проблемных регионах с
периферийной экономикой вопросы социального обеспечения населения
приобретают первостепенное значение, усиливая нагрузку на объекты
12
социальной сферы. Модернизацию социальной инфраструктуры в Республике Дагестан в настоящее время приходится проводить в условиях падения качества жизни, усиления социальной дифференциации в обществе и ограниченности средств на модернизацию экономики и социальной сферы.
В целях обеспечения устойчивого развития социальной сферы необходимо допускать конкурентные отношения в некоторых отраслях, и сохранять государственную монополию, где это целесообразно. Концессионные соглашения являются одним из распространенных форм государственно-частного партнерства во многих развитых странах мира. Активно применяется и передача имеющегося объекта инфраструктуры, находящегося в государственной собственности, в частные руки на условиях осуществления модернизации данного объекта с последующей его эксплуатацией при принятии концессионером определенных обязанностей. Приоритетными сферами применения данного типа концессии в Республике Дагестан, на наш взгляд, являются высшее образование и учреждения здравоохранения.
Список литературы
1. Абасова Х.У., Абдулманапов П.Г. особенности демографической политики в Республике Дагестан [Текст] / Х.У. Абасова, П.Г. Абдулманапов // Вопросы структуризации экономики. - 2009. - № 4. - С. 20-22.
2. Абдулаева З.З., Хаджалова Х.М. Проблемы и направления развития малого предпринимательства в Республике Дагестан [Текст] / З.З. Абдулаева, Х.М. Хаджалова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10. - С. 924927.
3. Абдулманапов П.Г. Демографическая безопасность регионов Северокавказского федерального округа России [Текст] / П.Г. Абдулманапов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - № 1. - С. 353365.
4. Абдулманапов П.Г. Демографический фактор развития трудоизбыточного региона [Текст] / П.Г. Абдулманапов // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 36. - С. 69-73.
5. Абдулманапов П.Г. Продолжительность жизни населения и резервы ее повышения в Республике Дагестан [Текст] / П.Г. Абдулманапов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - № 36. - С. 78
6. Абдулманапов П.Г. Роль миграции в обеспечении регионального развития [Текст] / П.Г. Абдулманапов // Вопросы структуризации экономики. -2012. - № 3. - С. 45-49.
7. Абдулманапов П.Г. Территориальная дифференциация уровня рождаемости в Республике Дагестан [Текст] / П.Г. Абдулманапов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 3. - С. 259267.
8. Абдулманапов П.Г., Галбацдибирова М.А. Особенности воспроизводства населения в горных территориях Республики Дагестан [Текст] / П.Г. Абдулманапов, М.А. Галбацдибирова // Фундаментальные исследования. -2015. - № 7-2. - С. 354-359.
9. Абидов М.Х. Абдулманапов П.Г. Современная миграционная картина Республики Дагестан [Текст] / М.Х. Абидов, П.Г. Абдулманапов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 259.
10. Дагестан в цифрах - 2016. Краткий статистический сборник. Махачкала: Дагестанстат РД, 2016. - 417 с.
11. Римашевская Н. М. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социального исследования. - М.: Наука, 2009. - 273 с.
12. Сагидов А.К. Институциональные меры совершенствования системы здравоохранения регионов СКФО [Текст] / А.К. Сагидов // Апробация. 2014. № 7. С. 89-91.
13. Стофарандова В.В. Направления модернизации социальной инфраструктуры в проблемном регионе (на примере Республики Дагестан): Автореф. дис. канд. экон. наук. - Махачкала, 2011. - 21 с.
14. Хаджалова Х.М. Институциональные основы регулирования качества жизни в регионах [Текст] / Х.М. Хаджалова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - №4(38). - С. 290-299.
15. Хаджалова Х.М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе [Текст] / Х.М. Хаджалова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - №2. - С. 58-62.
References
1. Abasova Kh.U., Abdulmanapov P.G. Voprosy strukturizatsii ekonomiki -Questions of structurization of economy, 2009. no. 4. pp. 20-22.
2. Abdulaeva Z.Z., Khadzhalova Kh.M. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and entrepreneurship], no.10 (2014): 924-927.
3. Abdulmanapov P.G. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki -Regional problems of transforming the economy, 2012. no. 1. pp.353-365.
4. Abdulmanapov P.G. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2008, no. 36, pp. 69-73.
5. Abdulmanapov P.G. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami [Management of economic systems], no.12 (2011).
6. Abdulmanapov P.G Voprosy strukturizatsii ekonomiki - Questions of structurization of economy, 2012. no. 3. pp. 45-49.
7. Abdulmanapov P.G Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki -Regional problems of transforming the economy, 2011. no. 3. pp.259-267.
8. Abdulmanapov P.G., Galbatsdibirova M.A. Fundamental'nye issledovaniya -Fundamental research, 2015, no.7-2. pp. 354-359.
9. Abidov M.Kh., Abdulmanapov P.G. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2015, no. 2, pp.
10. Dagestan v tsifrakh - 2016. Kratkiy statisticheskiy sbornik [Dagestan in figures -
15
2016. Short statistical collection]. Makhachkala: Dagestanstat RD, 2016. 417 p.
11. Rimashevskaya N.M., Ballaeva E.A., Zdravomyslova O.M., Arutyunyan M.Yu., Baskakova M.E., Khotkina Z.A., Khadzhalova Kh.M., Mezentseva E.B., Malysheva M.M., Nazarova I.B., Dobrokhleb V. G., Lunyakova L.G. Gendernye stereotipy v menyayushchemsya obshchestve: opyt kompleksnogo sotsial'nogo issledovaniya [Gender stereotypes in the changing society: experience of the complex social research]. Moscow: Nauka, 2009. 271 p.
12. Sagidov A.K. Aprobatsiya - Approbation, 2014, no. 7, pp. 89-91.
13. Stofarandova V.V. (2011) The directions of modernization of social infrastructure in the problem region (on the example of the Republic of Dagestan): Author's thesis [Napravleniya modernizatsii sotsial'noy infrastruktury v problemnom regione (na primere Respubliki Dagestan): Avtoref. dis. kand. ekon. nauk.], Makhachkala, 21 p.
14. Khadzhalova Kh.M. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki -Regional problems of transforming the economy, 2013. no. 4. pp.290-299.
15. Khadzhalova Kh.M. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2010, no 2, pp. 58-62.