Б01: 10.12731/2218-7405-2015-5-56 УДК 332.146.2
КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Абдулманапов П.Г., Галбацдибирова М.А.
Исследование посвящено проблемам комплексного развития горных территорий в современных условиях. Предметом исследования выступают социально-экономические отношения по обеспечению ускоренного развития горных районов. Целью исследования является разработка теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по ускорению социально-экономического развития горных районов Республики Дагестан. Исследование базируется на диалектическом подходе и экономико-математическом методе исследования.
В результате исследования раскрыты социально-демографические особенности развития горных районов Республики Дагестан, обусловленные высокой рождаемостью и низкой смертностью при значительном миграционном оттоке трудоспособного населения, а также рассматриваются характеристики современного состояния реального сектора экономики горных районов. Учитывая региональные условия и специфику горных территорий, разработан комплекс мер стратегического развития горных районов на основе концепции устойчивого развития и опыта европейских стран в стимулировании развития сельских территорий, которые заключаются в финансовой поддержке сельхозпроизводителей, в диверсификации экономики, в формировании предпринимательской среды, позволяющие преломить тенденции разрушения хозяйства горных районов. Предложены меры по улучшению государственной политики в отношении горных территорий исходя из целесообразности совершенствования регионального горного законодательства с обоснованием необходимости в поддержке горных территорий программно целевыми методами и с определением перспективных отраслей экономики, к которым относятся туристско-рекреационный, агропромышленный и энергетический комплексы.
Ключевые слова: горные территории; комплексное развитие; устойчивое развитие; социальная инфраструктура; социальная сфера.
COMPLEX DEVELOPMENT OF MOUNTAIN TERRITORIES Abdulmanapov P.G., Galbatsdibirova M.A.
The research is devoted to problems of complex development of mountain territories in modern conditions. Social-economic relations on providing an accelerated development of mountain regions serve as an object of the research. Objective of the research is to develop theoretical and methodical positions as well as practical recommendations on accelerating social-economic development of mountain regions of Republic of Dagestan. The research is based upon dialectic approach and economic-mathematical method of study.
As a result, the research reveals special social-demographic features of mountain regions' development in Republic of Dagestan that are defined by a high birth rate and low death rate with a significant migration outflow of able-to-work population. Characteristics of modern condition in real sector of mountain regions' economy are studied as well. Considering regional conditions and specifics of mountain territories, a complex of measures has been developedfor strategic development of mountain regions at the foundation of concept of stable development and experience of European countries in stimulating development of countryside territories that include financial support of agrarian producers, diversification of economy, formation of business environment. The developed measures should break down trends of destruction in business of mountain regions. The suggested measures on improving state policy in regard to mountain territories from the position of purposefulness in improving regional mountain legislation and grounding the necessity to support mountain areas via programmetargeting methods and defining perspective sectors of economy that also include tourist-recreational, agrarian-industrial, and energetic complexes.
Keywords: mountain territories; complex developmet; stable development; social infrastructure; social area.
Введение
В настоящее время изучению проблем горных регионов уделяется повышенное внимание, так как сложный характер подстилающей поверхности и сложившаяся «горная» культура вносят ряд корректив во все сферы жизни, имеющие историческую морфологию. Горы привлекают внимание, как хрупкие экосистемы, как экономически отсталые районы, и, как следствие, социально неразвитые. Наличие диспропорций развития равнинных, горных и предгорных
территорий, сложившиеся между ними центрально-периферийные отношения, имеет глобальный характер, охватывают около 130 стран мира.
Территории, имеющие горный характер подстилающей поверхности, с уникальными природной и хозяйственной спецификой, требуют совершенствования системных знаний, необходимых для «качественного» развития хозяйства горных районов. Важным становится определение слабых звеньев региональной системы, выявление причинно-следственных связей для стабилизации экономического положения горных районов. Изучение горных регионов специфично: каждый горный регион должен изучаться в границах существующих понятий, критериев оценки, методов исследования, но с учетом сложившегося культурного уровня.
Учитывая, что каждый горный регион, располагая особенными природными условиями, сформировавшимися хозяйством, культурой, психологией горцев, имея свой каркас социально-экономических проблем, требует выработки различных научно-обоснованных решений с корректировкой на выше перечисленные условия.
Целью исследования является разработка теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по ускорению социально-экономического развития горных районов Республики Дагестан.
Предметом исследования выступают социально-экономические отношения по обеспечению развития горных территорий.
Теоретической и методической основой исследования послужили достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области развития горных территорий и совершенствования организационно-экономического механизма регулирования экономики на региональном и муниципальном уровнях, а также работы отечественных экономистов, демографов, географов.
Поставленные в исследовании задачи определили необходимость использования соответствующего инструментария, в том числе методов научного познания, включающих методы анализа, синтеза, агрегирования, наблюдения, сравнения. Одновременно широкое применение нашли специальные методы экономического и статистического анализа (непосредственной оценки, простого ранжирования и моделирования). Они обеспечили обоснованность научных результатов, подтвержденных объективностью первичного материала и предпосылок, логикой проведенного исследования.
Теоретические основы изучения горных территорий
Горные территории - один из видов географического пространства, выделенных для осуществления теоретических и прикладных географических исследований. При физико-геогра-
фическом районировании горы отнесены к областям, когда факторами их обособления выступают рельеф, характеризующийся резким колебанием высот и высота над уровнем моря. Более сложным является выявление критериев районирования и оконтуривания горных территорий в экономико-географическом аспекте изучения.
Вопросы районирования горных территорий и определения «гор», как объекта комплексного изучения остаются открытыми. Определение понятия «горные территории» ставит вопрос о раскрытии структуры предмета монтологии как новой комплексной науки о горах, о закономерностях развития горных территорий в системе «природа - население - хозяйство» и способствует постановке четких целей в хозяйственной, социальной и экологической политике [4].
Одно из действующих определений «гор» или «горных территорий изложено в Европейской Хартии горных регионов (утверждено Советом Европы ЕС): горные территории - местности, где высота, рельеф и климат создают особые условия, влияющие на повседневную человеческую деятельность.
На наш взгляд, под горной территорией нужно понимать пространство, на котором все количественные и качественные изменения происходят по вертикальным поясам, где профиль, характер и условия ведения сельскохозяйственного производства, и особенно производительность совокупного общественного труда резко отличается от равнины, особенно низменных областей.
Отсутствие общего подхода дифференциации горных территорий существенно затрудняет выявление резерва интенсификации производства, нахождение путей социально-экономического развития горных районов.
Горные районы изучены в большей степени, как природные экосистемы - биологи, зоологи, климатологи и т.п. имеют базу наработанных методик описания гор, руководствуясь высотной зональностью. Определять специфику гор как антропосистем сложнее при отсутствии выработанных подходов исследования. Новейшей попыткой решения вопросов горной проблематики можно считать монтологическое учение - науку о комплексном исследовании взаимосвязанных естественно-географических, социально-экономических, демографических, этнокультурных, природоохранных, экологических, геополитических проблем устойчивого развития горных территорий [8].
Спектр социально-экономических проблем горных территорий подразделяется на три основных «блока»: научные, научно-прикладные, научно-организационные [6]. К узловым проблемам горных территорий относятся:
• рациональное использование природных ресурсов;
• преодоление хозяйственного отставания горных регионов;
• улучшение демографической ситуации.
Вышеперечисленные проблемы горных районов вносят существенный вклад в уровни развития региона в целом. Решение научных и практических задач по улучшению ситуации в горных районах положительно отразится на состоянии социально-экономической сферы региона. Мониторинг социально-экономических уровней развития в динамике и соотношении является необходимым условием стабилизации региона.
Правовой аспект формирования политики устойчивого развития горных районов Республики Дагестан
Уже в начале 1990-х годов была предпринята первая попытка за постсоветское время государственной поддержки горных территорий Дагестана, когда была разработана государственная программа «Горы». В целях реализации мероприятий социально-экономического развития горных районов Республики Дагестан в январе 1992 г. в регионе была создана дирекция программы «Горы», главной задачей которой являлась проведение единой государственной политики по возрождению экономики горной зоны республики.
В целях сохранения горных населенных пунктов и населения, установления правовых основ развития горных территорий Республики Дагестан, сохранения и рационального использования природных ресурсов и культурного наследия, в 2010 году был принят Закон Республики Дагестан за №72 «О горных территориях Республики Дагестан», который обозначил основные цели реализации государственной горной политики. После принятия данного закона назрела необходимость в формировании структуры, занимающейся реализацией её положений. Такой структурой стала Ассоциация «Горные территории Дагестана», учрежденная 20 марта 2012 года на собрании руководителей всех горных районов республики. Она взяла на себя обязанности заниматься вопросами социальной поддержки и занятости населения горных селений, создания условий для повышения уровня и качества жизни горцев, прекращения их оттока на равнинные территории, созданием благоприятного инвестиционного климата.
В связи с целесообразностью решения горной проблематики программно-целевыми методами Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 23 июля 2012 г. № 177-р одобрена Концепция республиканской целевой программы «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан на 2013-2017 годы», которая позднее была переименована
в «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан на 2014-2018 годы» Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 26 июня 2013 г. № 184-р. В ней отмечается, что оказываемая государственная поддержка в рамках действующих республиканских целевых программ не учитывает многие объективные факторы, влияющие на производство и себестоимость продукции, а задачи развития горных территорий носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем, предусматривающий как реконструкцию и модернизацию существующих предприятий, объектов инфраструктуры, обновление основных фондов, так и новое строительство, размещение современных гибких производств на местах, создание значительного количества новых рабочих мест, вовлечение имеющегося потенциала в оборот.
Следующим этапом развития законодательной базы государственной поддержки социально-экономического развития горных территорий Дагестана стало утверждение Стратегии социально-экономического развития территориальной зоны «Горный Дагестан» до 2025 года Постановлением Правительства РД от 27 декабря 2012 г. №471, где определены основные стратегические направления горной политики.
К горным районам Республики Дагестан по Стратегии социально-экономического развития территориальной зоны «Горный Дагестан» до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства РД от 27 декабря 2012 г. №471, где определены основные стратегические направления горной политики, относятся 27 муниципальных районов. Общая площадь районов составляет 21,75 тыс. кв. км. (43,3 от площади региона).
В стратегии, в отличие от предыдущих программ развития (например, программы «Горы», реализуемой в 1992-2005 гг.), к территориальной зоне «Горный Дагестан» добавились еще 5 муниципальных районов: Табасаранский, Сулейман-Стальский, Хивский, Кайтагский и Сер-гокалинский. Эти муниципальные образования расположены в предгорной географической зоне и только частично подпадают под условие расположения территории выше 500 метров над уровнем моря.
Кроме того, впервые территориальная зона «Горный Дагестан» условно разделена на 5 экономических зон:
1. «Дербентская горная».
2. «Унцукульская».
3. «Кайтагская».
4. «Левашинская».
5. «Ахтынская».
Такая разбивка имеет экономическую целесообразность, так как основой развития территориальной зоны «Горный Дагестан» является развитая транспортно-логистическая система, учитывающая факторы распределения производительных сил и интеграцию в транспортно-логистическую систему республики, формирующая в каждой экономической зоне транспортные узлы, в которых будут концентрироваться, обрабатываться и перераспределяться товаро- и грузопоток. Для Дербентской экономической зоны транспортные узлы должны располагаться в селах Касумкент и Хучни; для Унцукульской - в селах Унцукуль, Ботлих, Тлярата, Хебда; для Кайтагской - село Маджалис; для Левашинской - село Леваши; для Ахтынской - село Ахты. Концентрация объектов социального обеспечения в рамках этих узлов и качественный рост пассажирского транспорта обеспечит эффективное развитие социально-инновационного комплекса.
Демография горная
В среднем по горным районам плотность населения составляет 36,1 человек на 1 кв. км, что в 1,6 раз ниже, чем в республике в целом (58,6 человек на 1кв. км). В горных районах Дагестана наиболее густозаселенными являются Акушинский, Левашинский и Сулейман-Стальский. Минимальная плотность населения в настоящее время в пределах горных территорий зафиксирована в Чародинском и Рутульском районах - всего 10,2 человека на 1 кв. км [2].
Население территориальной зоны «Горный Дагестан» за все время увеличивалось. По данным на начало 2013 года численность населения горных районов Республики Дагестан составляет 785,6 тыс. человек, что соответствует 26,7% от общей численности в регионе в целом [7].
Если анализировать горную территорию по совокупности районов, составляющих экономические зоны, то здесь мы видим некоторые особенности на фоне схожести общей картины развития демографических процессов. В Дербентской и Ахтынской экономической зоне во второй половине 90-х годов прошлого века и в конце 2010-х гг. наблюдался высокий рост численности населения, значительно превышающий по темпам роста аналогичные показатели остальных экономических зон. Вторая особенность этих территорий - это смена положительной динамики изменения численности населения на отрицательный в 2010 г. [9]. Фактически в последние три года здесь наблюдается процесс депопуляции населения. Общая численность населения в настоящее время составляет 157,6 тыс. человек или 20% от всего горного населения в Дербентском и 70 тыс. чел. или 8,9% в Ахтынском.
Население Кайтагской экономической зоны росло до 2010 г. без сильных колебаний в тренде, в последующем сложился нулевой рост, а в последний год снова наметилась тенденция увеличения. Общая численность на 2013 г. здесь равна 68,4 тыс. человек или 8,7%.
В экономических зонах «Унцукульский» и «Левашинский» наблюдаются наиболее схожие с общегорной территорией картины. Эти зоны являются наиболее крупными по численности населения. В Унцукульской экономической зоне численность составляет 275,3 тыс. человек или 35% от общей численности населения горной территории Дагестана, в Левашинской -214,3 тыс. человек или 27,3%.
Почти во всех муниципальных районах, образующих Территориальную зону «Горный Дагестан» в настоящее время наблюдается отрицательный миграционный прирост. Исключение составляет Ахвахский район, где отмечается положительный миграционный прирост на 14 человек. В предыдущем году положительное сальдо миграции имело место в двух районах: в Гунибском и Кулинском. В целом по горной зоне миграционная убыль составляет 9,8 тыс. человек, что по сравнению с 2011 годом всего лишь на 0,2 тыс. меньше. За 2011-2012 гг. показатель общего прироста численности населения горного Дагестана увеличилось на 0,4 тыс. человек, и в основном за счет уменьшения миграционной убыли (табл. 1).
Таблица 1
Компоненты изменения общей численности населения горных районов Республики Дагестан
2011 2012
ЕП МП ОП ЕП МП ОП
Республика Дагестан 37774 -21529 16245 39544 -23958 15586
ТЗ «Горный Дагестан» 10973 -10092 881 11093 -9802 1291
ЭЗ «Дербентская горная» 2231 -3810 -1579 2166 -3945 -1779
Агульский 107 -330 -223 117 -357 -240
Курахский 175 -287 -112 152 -176 -24
Сулейман-Стальский 665 -875 -210 626 -999 -373
Табасаранский 1017 -1613 -596 1009 -1629 -620
Хивский 267 -705 -438 262 -784 -522
ЭЗ «Унцукульская» 4077 -2547 1530 4385 -2156 2229
Ахвахский 339 -136 203 391 14 405
Ботлихский 738 -367 371 800 -278 522
Гергебильский 242 -117 125 242 -87 155
Гумбетовский 193 -130 63 197 -136 61
Тляратинский 567 -430 137 536 -416 120
Унцукульский 380 -197 183 439 -254 185
Хунзахский 316 -317 -1 399 -286 113
Цумадинский 435 -332 103 430 -5 425
Цунтинский 450 -233 217 493 -347 146
Шамильский 417 -288 129 458 -361 97
ЭЗ «Кайтагская» 1007 -961 46 1078 -849 229
Продолжение таблицы 1
Дахадаевский 456 -624 -168 558 -610 -52
Кайтагский 551 -337 214 520 -239 281
ЭЗ «Левашинская» 2866 -1589 1277 2694 -1647 1047
Акушинский 697 -871 -174 724 -861 -137
Гунибский 167 87 254 206 -15 191
Кулинский 54 5 59 80 -77 3
Лакский 110 -114 -4 101 -185 -84
Левашинский 1389 -425 964 1098 -252 846
Сергокалинский 328 -134 194 350 -135 215
Чародинский 121 -137 -16 135 -122 13
ЭЗ «Ахтынская» 792 -1185 -393 770 -1205 -435
Ахтынский 250 -394 -144 256 -428 -172
Докузпаринский 247 -187 60 239 -189 50
Рутульский 295 -604 -309 275 -588 -313
Если в республике 60,6% естественного прироста съедается миграционной убылью в деле роста численности населения, то по горной зоне эта доля составляет 88,4%. В Агульском и Хивском районах миграционная убыль в три и более раза превышает естественный прирост, в Рутульском - более чем в два раза, а также высочайший отрицательный миграционный прирост наблюдается в Сулейман-Стальском, Табасаранском, Ахтынском и Лакском районах -более 1,6 раз. В общем, по данным за 2012год в 10 муниципальных районах горной зоны из 27 показателя миграционной убыли больше, чем естественный прирост, что обуславливает в районах отрицательный общий прирост [3].
Самые высокие миграционные потери в абсолютном выражении наблюдаются в районах экономической зоны «Дербентская горная» - почти половина от показателя территориальной зоны «Горный Дагестан». Здесь также высоки и относительные показатели. По Хивскому району коэффициент миграционного прироста за год на 10000 человек населения по данным на 2012 г. составил -356,3, по Агульскому - -330,3, по Табасаранскому - -313,6. Лишь по Курах-скому и Сулейман-Стальскому районам этот показатель оказался немного ниже - -115 и -171, соответственно. Причем, коэффициент миграционного прироста в среднем по горной зоне составляет -127,8, а по республике в целом - -81,5. Все это указывает на критическую обстановку в миграционной сфере районов, образующих Дербентскую горную экономическую зону.
Благополучность и депрессивность в демографическом плане тех или иных территорий связана с различной результативностью и характером воспроизводства и миграции. Во всех
горных районах за анализируемый период наблюдаются положительные показатели естественного прироста численности населения. В то же время, значительная миграционная убыль населения, сложившаяся во многих районах, в итоге приводит к снижению ее численности.
В целом, по территориальной зоне «Горный Дагестан» сложилась неблагополучная демографическая ситуация. В большинстве муниципальных районов численность населения убывает или наблюдается нулевой рост. Лишь в немногих районах до сих пор сохраняется положительная динамика численности населения, которая, по всей видимости, носит временный характер, и в ближайшем будущем может принять негативную тенденцию, если не предпринимать решительных действий в области демографической политики.
Социальная сфера
По размеру заработной платы и ее темпам роста горные районы уступают общереспубликанским показателям. Во всех горных районах среднемесячная начисленная заработная плата ниже общереспубликанского показателя. Близкие к республиканскому уровню показатели отмечаются в Ботлихском, Унцукульском, и Левашинском районах. На очень низком уровне заработная плата в Рутульском районе, Курахском, Табасаранском, Дахадаевском, Кайтагском. Перечисленные районы показывают и низкие темпы роста заработной платы.
Важнейшей составляющей качества жизни является здоровье людей. Во многих горных районах республики отсутствуют больницы, специализированные детские поликлиники. За последние годы общее число медицинских учреждений по муниципальным районам не только не увеличивается, но в некоторых случаях уменьшается [11]. Так в Ботлихском районе по данным на 2000-2007 гг. имелось 5 больничных и 3 амбулаторно-поликлинических учреждений, а в 2011г. осталось только 3 больниц, в Кулинском из 2 больниц и 2 поликлиник осталось по одной, в Ахвахском районе из 24 фельдшерско-акушерских пунктов закрылось 2. Таким образом, проблема нехватки медицинских учреждений в горной зоне усугубляется с каждым годом.
Обеспеченность врачами в настоящее время горных районов в целом с показателем 19,4 врача на 10000 человек населения составляет 47,3% от нормативно необходимой численности. По сравнению с республиканскими показателями уровень обеспеченности горных районов врачами почти в два раза ниже [10]. Обеспеченность горных районов средним медицинским персоналом значительно выше, по сравнению с обеспеченностью врачами, но ниже общереспубликанского уровня, и составляет 70,5% при республиканском уровне 72,4%. Что касается обеспеченности больничными койками, то в целом по горной зоне этот показатель составляет 38,7% при республиканской - 51,5%.
Другим важнейшим показателем, характеризующим качество жизни и уровень развития человеческого потенциала, является степень образованности населения и доступность образовательных услуг [12]. Образовательные услуги в горных районах предоставляются дошкольными и школьными учреждениями - это 306 детских садов, 983 средних образовательных школ.
Одной из проблем, требующих первоочередного решения, является увеличение обеспеченности населения детскими дошкольными учреждениями [13]. Вместимость детских садов в горной зоне составляет 14355 человека. Очередь в детские дошкольные учреждения составляет 7694 ребенка, или 41% от числа имеющихся мест в дошкольных учреждениях. Хотя с учетом общей численности детей дошкольного возраста потребность в местах в дошкольных учреждениях значительно выше.
Численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения за анализируемый период в районах горного Дагестана увеличилось на 1,5 тыс. человек или 11,3%. В то же время увеличилось и численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения на 1,6 тыс. человек или 26%. Посещаемость дошкольных образовательных учреждений растет в большинстве из горных районов. Снижение данного показателя отмечается в тех муниципальных районах, где имелось место сокращение числа детских учреждений и мест в них. Высокий уровень роста численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения наблюдаются в районах: Агульском, Ботлихском, Дахадаевском, Лакском, Левашинском и Ахтынском. Независимо от динамики числа детских учреждений или мест в них, а также их посещаемости, развивается динамика численности детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения. За анализируемый период в 5,7 раз увеличилась очередь в детские сады Левашинского района, в 5 раз - Дахадаевского района, в 4 раза - Ахтынского и Кайтагского районов, в 2 и более раза - Лакского, Шамильско-го, Цумадинского районов. Уменьшение очередей отмечается в Хивском, Гергебельском, Гум-бетовском, Тляратинском, Унцукульском, Хунзахском, Сергокалинском, и Рутульском районах.
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями в Республике Дагестан составляет 30%, а по Территориальной зоне «Горный Дагестан» - всего 18,9%. Такой низкий уровень охвата детей дошкольным образованием обусловлен высокой дифференциацией этого показателя по муниципальным районам. В горной зоне региона большинство районов имеют очень низкую долю детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей соответствующего возраста. Например, к районам, где этот показатель не
превышает 10% можно относить: Дахадаевский, Акушинский, Левашинский, Рутульский. Однако, здесь встречаются территории, где аналогичный показатель в 1,5 и более раза превышает республиканский уровень - Гергебильский, Унцукульский, Хунзахский.
Реальный сектор экономики
Меры, способствующие повышению уровня и качества жизни людей, связаны с ускорением экономического роста и развитием реального сектора экономики. В реальный сектор экономики входят как отрасли материального производства, так и сфера производства нематериальных форм богатства и услуг.
Инфраструктура реального сектора выступает важным интегрирующим фактором регионального экономического роста, который определяется наличием природных ресурсов, развитой производственной базой, управляющих центров, придающих устойчивость региону, а также построением оптимальной пространственной организации, обеспечивающей минимизацию возможных издержек на развитие экономики региона и сохранение единства территории.
Реальный сектор экономики страны или региона включает в себя такие элементы как промышленность, агропромышленный комплекс и строительство. Объекты хозяйствования этих отраслей, как правило, имеют не только территориальное, но и общегосударственное значение.
Наиболее информативным показателем развития промышленности региона является объем отгруженной продукции. Темпы роста этого показателя в целом по горным районам превышают общереспубликанский уровень. Высокое развитие производства демонстрирует Унцукуль-ский район.
Наибольшие площади сельскохозяйственных земель имеются в Рутульском и Ахтынском районах. Из площадей сельскохозяйственных угодий больше всего пашен в Акушинском, Ле-вашинском, Хунзахском районах. Высокие показатели сбора зерновых демонстрируют Бот-лихский, Гунибский, Дахадаевский, Хунзахский районы. Эти районы дают больше половины мяса, производимого в целом по горной зоне республики [5].
Наилучших показателей в области строительства по республике достигли Унцукульский и Хунзахский районы [1]. Растет количество вводимых жилых домов в горных районах. Показатели инвестиций в основной капитал в целом по горным районам снижаются. На индивидуальное жилищное строительство приходиться, четверть инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования. Растет оборот розничной торговли в горных районах. Наиболее значителен прирост этого показателя в Хунзахском и Левашинском районах.
Устойчивое развитие
Существуют различные подходы к развитию регионов. Большинство из них рассматривают территории в соответствии с Концепцией устойчивого развития, что можно представить как процесс взаимодействия трех компонентов: «социальной сферы - экологии - экономики».
Вопросы устойчивого развития горных территорий тесно связаны с концепцией многофункционального сельского хозяйства, возникшей в рамках продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, согласно которой основными задачами (или функциями) многофункционального сельского хозяйства являются: обеспечение продовольственной безопасности; защита окружающей среды; производственные функции; социально-демографические функции. В связи с тем, что все горные районы Республики Дагестан являются сельскими территориями, в качестве основного концептуального подхода к развитию горных территорий также можно рассматривать концепцию многофункционального сельского хозяйства [16]. Данная концепция широко применяется в европейских странах, в том числе во Франции, Германии. Её принцип связан с четырьмя аспектами сельского развития - экономическим, социокультурным, институциональным и экологическим.
Под экономической устойчивостью понимается стабильное производство и предоставление соответствующих товаров и услуг, независимо от изменения рыночных условий [17]. Институциональная и социокультурная устойчивость основывается на принципе партиципа-тивности (вовлечения населения) и предусматривает проявление инициативы и самостоятельности местного населения; участие всех заинтересованных в развитии сельского региона лиц в процессе принятия управленческих решений. Экологическая устойчивость подразумевает длительное использование природных, преимущественно возобновляемых ресурсов. Концепция регионального сельского развития при осуществлении проектов развития предусматривает эффективное управление и адаптацию к потребностям, возможностям и проблемам сельского населения.
При развитии горных районов особая роль должна отводится единой экономической политике, которая может быть направлена на обеспечение продовольственной безопасности региона, создание соответствующего уровня жизни населения, развитие и модернизацию аграрного сектора, а также создание условий для занятия сельским хозяйством во всех районах. Кроме того еще одним направлением единой горной политики должна стать защита окружающей среды, а основными направлениями регулирования развития: усиление конкурентоспособности производимого продукта в горных районах; содействие в управлении территорией; улучшение качества жизни и содействие диверсификации сельской экономики.
Горные районы Республики Дагестан выполняют ряд уникальных функций, таких, как: производственная функция: социально-демографическая функция; культурная функция; природоохранная функция; рекреационная функция; пространственно-коммуникационная функция; функция социального контроля над территорией. В сложившейся в настоящее время экономико-политической системе региона благодаря именно производителям сельскохозяйственной продукции сохраняется возможность достижения устойчивого развития горных территорий [18]. Значительный вклад в развитие горных территорий оказывают сами жители - непосредственным трудом в личных подсобных хозяйствах.
Приоритетные направления развития
Перспективным механизмом развития горных территорий является диверсификация экономики, в частности совершенствование политики развития горного туризма [15]. Республика Дагестан выступает одним из перспективных регионов для развития туризма и отдыха. Это связано с природно-климатическими, ландшафтными и культурными особенностями региона. Кроме многочисленных пляжей, живописных горных ландшафтов республика имеет богатое историческое и культурное наследие, древние традиции и богатый фольклор, что позволяет развить здесь отдельные направления туризма. Развитие горного туризма положительно скажется на состоянии экономики, увеличивая потребление продукции сельского хозяйства, а также на многих других сферах: строительстве, культуре, местных ремеслах. Производство и продажа национальных сувениров способна приносить стабильную прибыль и выступать доходной статьей бюджета.
Дальнейшее качественное развитие туристической отрасли объективно требует наличия в Дагестане развитой инфраструктуры - гостиниц, дорог, связи, сервисных учреждений. В целях стимулирования развития туризма в горах необходимо ускорить процесс информатизации, совершенствовать инфраструктуру региона, повышать квалификацию работников, занятых в сфере туризма и сервиса, проводить рекламно-пропагандистскую и информационную работу, как среди местного населения, так и по всей стране.
Среди отраслей агропромышленного комплекса весомое место в экономике региона занимают молочное и мясное скотоводство, овцеводство и растениеводство. Для большинства горных районов эти направления является приоритетным. Для региона это и социально значимые направления - расширение производства мясного и молочного скотоводства, кроме имеющейся возможности растениеводства и кормопроизводства, обеспечивает население необходимыми продуктами питания и повышает уровень занятости трудовых ресурсов.
В регионе необходимы реформы в вопросах землевладения и формирование культуры и ответственности землепользования. Для ускоренного развития горных районов Дагестана необходимо осуществить строительство предприятий для забоя скота и обработки туш, цехов по переработке молока, а также хранилищ с современным холодильным оборудованием для хранения мяса, мясопродуктов, молока, молочных продуктов и плодов и овощей.
Одним из приоритетных направлений развития горных районов выступает гидроэнергетика, которая является базовой отраслью экономики [14]. Освоение гидроресурсов республики, как показывает опыт, решает целый ряд социально-экономических проблем - это развитие экономики, дорог, связи, водоснабжения, ввод дополнительных рабочих мест, значительное увеличение налоговых поступлений в бюджет, упорядочение демографических и миграционных процессов, сохранение специализированных и высокопрофессиональных строительных коллективов. Все это в свою очередь способно привлечь в регион многомиллионные инвестиции, которые коренным образом изменят облик и уклад жизни людей в наиболее депрессивной горной части Дагестана.
Характерной особенностью Республики Дагестан является наличие большого числа мелких потребителей энергии, удаленных от источников энергии и центров ее распределения. В этой ситуации целесообразно использование альтернативных источников энергии, и, в первую очередь, гидро-, гелио- и геотермальных ресурсов путем создания как отдельных микро-, малых ГЭС, солнечных, ветровых и геотермальных установок, так и совместных комплексов по их использованию. Потенциал для этого в регионе достаточно высок. В целях стимулирования развития возобновляемой энергетики необходимо использовать такие инструменты государственного регулирования, как льготное налогообложение, кредиты на производства, внедряющие прогрессивные технологии, компенсации части от стоимости оборудования энергоустановок.
Результаты
В рамках проведенного исследования получены следующие результаты:
• уточнены понятия «горы» и «горные регионы» и систематизированы современные проблемы развития горных территорий, что может иметь значение при решении практических задач по улучшению обстановки в горных районах, а также при разработке методов их исследования;
• раскрыты социально-демографические особенности развития горных районов Республики Дагестан, обусловленные высокой рождаемостью и низкой смертностью при зна-
чительном миграционном оттоке трудоспособного населения, позволяющие вести наиболее адаптированную к сложившейся ситуации социально-экономическую политику;
• разработаны меры комплексного развития горных районов на основе концепции устойчивого развития и опыта европейских стран в стимулировании развития сельских территорий с учетом местной специфики, которые заключаются в финансовой поддержке сельхозпроизводителей, в диверсификации экономики, в формировании предпринимательской среды, позволяющие преломить тенденции разрушения хозяйства горных районов;
• предложены меры по улучшению государственной политики в отношении горных территорий исходя из целесообразности совершенствования регионального горного законодательства, и обоснована необходимость в поддержке горных территорий программно целевыми мерами, обеспечивающие повышение эффективности регулирования территориального развития;
• определены перспективные отрасли экономики горных районов республики, к которым относятся туристско-рекреационный, агропромышленный и энергетический комплексы, сосредоточение имеющихся ресурсов на развитие которых поспособствует выводу экономики горной зоны из кризиса.
Выводы
Преодоление негативных факторов, современных вызовов и существующих угроз, эффективное использование имеющихся ресурсов и конкурентных преимуществ является объективной основой долгосрочного устойчивого развития горных территорий и поэтапного сокращения отставания, вывода экономики горных районов на региональный уровень по основным социально-экономическим показателям. Принимая эту задачу как главную стратегическую цель, целесообразно сосредоточить на ее достижении деятельность государственных и муниципальных органов власти, предпринимателей и всего общества, планомерно осуществляя конкретные меры в туристско-рекреационном, агропромышленном и энергетическом комплексах, транспортной системе.
Государственная поддержка должна заключаться не только и не столько в дальнейшем усилении и развитии трансфертной политики и финансовых вливаний, что расслабляет и затупляет предпринимательские способности и традиционные трудовые навыки, развивает потребительские и иждивенческие настроения, не настраивает и не способствует повышению ответственности за собственное дело, а в создании прочной законодательной базы с решением вопросов о собственности на землю, на имущество и природные ресурсы.
В дальнейшем нужно расширить полномочия и финансовые возможности для проведения эффективной социально-экономической политики в горных районах, формировать для этого необходимые нормативно-правовую и налоговую базы. Кризисы последних лет особенно больно ударили по горным районам. Нужно создавать необходимые механизмы, чтобы в новых экономических условиях полноценно жить и работать в горах.
Список литературы
1. Абдулаева З.З., Хаджалова Х.М. Проблемы и направления развития малого предпринимательства в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10. С. 924927.
2. Абдулманапов П.Г. Демографическая безопасность Южных регионов России. - Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2010. 155 с.
3. Абдулманапов П.Г. Роль миграции в развитии Республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 39. С. 64-68.
4. Абдулманапов П.Г. Трудовые ресурсы региона: проблемы формирования и обеспечение занятости. - Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2006. 152 с.
5. Абдулманапов С.Г. Интеграционные процессы в регионах Северо-Кавказского федерального округа // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2014. №3. С. 40-52.
6. Абдулманапов С.Г., Нестерова А.М. Приоритеты социально-экономической политики в Республике Дагестан // Вопросы экономики и права. 2012. № 49. С. 54-58.
7. Абидов М.Х. Демографическое развитие трудоизбыточных регионов Южного федерального округа. - Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2008. 198 с.
8. Галбацдибирова М.А. Социально-экономическое развитие горных районов Республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 11(194). С. 35-41.
9. Кутаев Ш.К. Фактор занятости в развитии экономики депрессивного региона. - Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2005. 160 с.
10. Сагидов А.К. Амортизационные источники инвестиций в техническое перевооружение предприятий промышленности региона // Экономические науки. 2007. № 29. С. 243-247.
11. Хаджалова Х.М. Повышение качества жизни как условие обеспечения социальной стабильности региона. - Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2008. 360 с.
12. Хаджалова Х.М. Человеческий капитал современной семьи // Креативная экономика. 2014. № 11 (95). С. 62-72.
13. Channell, J., 2000. Corpus-Based Analysis of Evaluative Lexis. Authorial Stance and the Construction of Discourse. - Oxford: Oxford University Press. Pp. 38-55.
14. Gichiev N.S. Foreign trade and economic growth: regional projection // The Second International Conference on Eurasian scientific development Proceedings of the Conference. 2014. Pp. 357368.
15. Massey M.D. et al.Theories of International Migration: A Review and Appraisal // Population and evelopment review. 1993. Vol. 19(3).
16. Ranis G., J.C.H. Fei. A Theory of Economic Development, American Economic Review, Vol. 51.
17. Ryazantsev S. Migration from Russia to Australia and formation of a Russian Community, ANU Centre for European Studies Briefing Paper Series. Vol. 4. No 5. July 2013. URL: http://ces.anu. edu.au/research/publications.
18. Schamiloglu, U. (2006). Muslims in Russia, the Growth and Influence of Islam in the Nations of Asia and Central Asia. - Philadelphia: Mason Crest Publishers.
References
1. Abdulaeva Z.Z., Khadzhalova Kh.M. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economy and entrepre-neurship], no.10 (2014): 924-927.
2. Abdulmanapov P.G. Demograficheskaya bezopasnost' Yuzhnykh regionov Rossii [Demographic safety of Southern regions of Russia]. - Makhachkala: Izdatel'skiy dom «Nauka plyus», 2010. 155 p.
3. Abdulmanapov P.G. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economics: theory and practice], no. 39 (2012): 64-68.
4. Abdulmanapov P.G. Trudovye resursy regiona: problemy formirovaniya i obespechenie zanya-tosti [Labour resources of a region: problems of formation and establishment of employment]. - Makhachkala: Izdatel'skiy dom «Nauka plyus», 2006. 152 p.
5. Abdulmanapov S.G. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice], no.3 (2014): 40-52.
6. Abdulmanapov S.G., Nesterova A.M. Voprosy ekonomiki i prava [Questions of Economics and Law], no 49 (2012): 54-58.
7. Abidov M.Kh. Demograficheskoe razvitie trudoizbytochnykh regionov Yuzhnogo federal'nogo okruga [Demographic development of labour-surplus regions in Southern federal district]. -Makhachkala: Izdatel'skiy dom «Nauka plyus», 2008. 198 p.
8. Galbatsdibirova M.A. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika [Regional economics: theory and practice], no. 11 (2011): 35-41.
9. Kutaev Sh.K. Faktor zanyatosti v razvitii ekonomiki depressivnogo regiona [Factor of employment in development of economy of a depressed region]. - Makhachkala: Izdatel'skiy dom «Nau-ka plyus», 2005. 160 p.
10. Sagidov A.K. Ekonomicheskie nauki [Economic sciences]. no.29 (2007): 243-247.
11. Khadzhalova Kh.M. Povyshenie kachestva zhizni kak uslovie obespecheniya sotsial'noy sta-bil'nosti regiona [Improvement in life quality as a condition of providing social stability in a region]. - Makhachkala: Izdatel'skiy dom «Nauka plyus», 2008. 360 p.
12. Khadzhalova Kh.M. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], no.11 (2014): 62-72.
13. Channell, J., 2000. Corpus-Based Analysis of Evaluative Lexis. Authorial Stance and the Construction of Discourse. - Oxford: Oxford University Press. Pp. 38-55.
14. Gichiev N.S. Foreign trade and economic growth: regional projection // The Second International Conference on Eurasian scientific development Proceedings of the Conference. 2014. Pp. 357368.
15. Massey M.D. et al.Theories of International Migration: A Review and Appraisal // Population and evelopment review. 1993. Vol. 19(3).
16. Ranis G., J.C.H. Fei. A Theory of Economic Development, American Economic Review. Vol. 51.
17. Ryazantsev S. Migration from Russia to Australia and formation of a Russian Community, ANU Centre for European Studies Briefing Paper Series. Vol. 4. No 5. July 2013. URL: http://ces.anu. edu.au/research/publications.
18. Schamiloglu, U. (2006). Muslims in Russia, the Growth and Influence of Islam in the Nations of Asia and Central Asia. - Philadelphia: Mason Crest Publishers.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Абдулманапов Пирмагомед Габибуллаевич, научный сотрудник, кандидат экономических наук.
Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук
ул. М. Ярагского, д. 75, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367030, Россия
e-mail: [email protected]
SPIN-код SCIENCE INDEX: 9861-6380
Галбацдибирова Марина Ахмаднуровна, ассистент кафедры Экономики и предпринимательства.
Дагестанский государственный педагогический университет
ул. М. Ярагского, д. 57, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367003, Россия
SPIN-код: 7942-5990
DATA ABOUT THE AUTHORS
Abdulmanapov Pirmagomed Gabibullaevich, research associate, Candidate of Economic Sciences
Institute of social and economic researches of the Dagestan scientific center of the Russian Academy of Sciences
75, Yaragskogo street, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367030, Russia
e-mail: [email protected]
Galbatsdibirova Marina Akhmadnurovna, assistant to chair of Economy and business
Daghestan State Pedagogical University
57, Yaragskogo street, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367003, Russia