Научная статья на тему 'Современное состояние социальной инфраструктуры Республики Дагестан и проблемы ее модернизации'

Современное состояние социальной инфраструктуры Республики Дагестан и проблемы ее модернизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1200
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН / МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL INFRASTRUCTURE / QUALITY OF LIFE / PROBLEM REGION / MODERNIZATION OF SOCIAL INFRASTRUCTURE / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абасова Х.У.

Статья посвящена анализу современного состояния социальной инфраструктуры и поиску направлений повышения эффективности ее функционирования в проблемном отстающем регионе с периферийной экономикой в целях повышения уровня и качества жизни населения. Целью исследования является формулирование научнообоснованных рекомендаций по модернизации социальной инфраструктуры отстающего в развитии региона с периферийной экономикой. Методологической основой исследования стали как общетеоретические методы (анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, теоретическое моделирование), так и эмпирические методы (анализ документов, социологические опросы, наблюдение). Результаты. Определено, что в современных условиях социально-экономического развития при ограниченности финансовых ресурсов в отстающих проблемных регионах вопросам развития социальной инфраструктуры необходимо уделять первостепенное значение, так как именно социальная сфера выступает тем фактором, которая сглаживает дифференциацию в доходах среди различных слоев населения и снижает социальную напряженность в обществе. Посредством анализа современного состояния социальной инфраструктуры Республики Дагестан выявлены наиболее значимые проблемные зоны, среди которых: жилищные условия, благоустройство территории, бытовое обслуживание, медицинское обеспечение, доступность образования. Недостаточный уровень развития этих элементов социальной инфраструктуры обуславливают ухудшение условий жизнедеятельности населения. На основании проведенного анализа сформулированы выводы о современном состоянии институтов социальной инфраструктуры Республики Дагестан. Выводы и предложения. К наиболее значимым сдерживающим факторам модернизации социальной инфраструктуры в республике относятся недостаточная финансовая обеспеченность бюджетов разных уровней и неэффективная практика взаимодействий региональных и местных органов государственной власти. Обосновано, что основными ресурсами модернизации социальной инфраструктуры региона следует считать кадровый потенциал местных органов управления, частные инвестиции в отрасль, общественная активность людей. Модель модернизации социальной инфраструктуры региона объединяет такие подсистемы, как институциональная среда, ресурсное обеспечение деятельности органов власти, взаимодействие с местным населением, предпринимателями, органами государственной власти, где все подсистемы данной модели взаимодополняют друг друга, усиливая свое развитие. Определены необходимые обстоятельства формирования социального партнерства органов власти и населения. Предложен механизм внедрения принципов государственно-частного партнерства в процесс модернизации социальной инфраструктуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абасова Х.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STATE OF SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN AND PROBLEMS OF ITS MODERNIZATION

The manuscript is devoted to the analysis of the modern state of social infrastructure and search of areas of focus of improving the effectiveness of its functioning in the problematic region lagging behind in development with peripheral economy in order to improve the standard and quality of life of the population. The goal of the study is formulating scientifically substantiated recommendations on modernization of social infrastructure of the lagging behind region with peripheral economy. The methodological foundation of the study became the general theoretical methods (analysis and synthesis, deduction and induction, summarization, theoretical modelling), as well as empirical methods (analysis of documents, sociological surveys, observation). The results. It has been determined that in modern conditions of the social-economic development, with limited financial resources in the lagging behind problem regions, the issues of development of social infrastructure should be provided paramount importance, because specifically the social sphere is the factor that flattens out the differentiation in income among different strata of population, and reduces social tensions in the society. Through an analysis of the modern state of social infrastructure of the Republic of Dagestan, the most important problematic zones have been found, including the following: living conditions, territory improvements, public services, medical services, accessibility of education. An incomplete level of development of these elements of social infrastructure contributes to the decline in conditions of daily vital activities of the population. Based on the analysis performed, conclusions have been formulated about the modern state of institutes of social infrastructure of the Republic of Dagestan. Conclusions and suggestions. The most important limiting factors of modernization of social infrastructure in the Republic include insufficient financial support of budgets of different levels and an ineffective practice of interactions of regional and local state governmental authorities. It has been substantiated that the main resources of modernization of social infrastructure of the region should include the human resource potential of local governmental authorities, private investments in the industry, public activity of people. The model of modernization of the social infrastructure of the region combines such subsystems as the institutional environment, resource provision of governmental authorities, interaction with local population, entrepreneurs, governmental authorities where all subsystems of this model complement each other strengthening their development. The necessary circumstances have been determined that form the social partnership of governmental authorities and the population. A mechanism of implementation of principles of state-private partnership into the process of modernization of the social infrastructure of the region has been suggested.

Текст научной работы на тему «Современное состояние социальной инфраструктуры Республики Дагестан и проблемы ее модернизации»

Региональная экономика

УДК 330.59 АБАСОВА ХАБСАТУЗЕРОВНА

младший научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,

e-mail: habsik@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена анализу современного состояния социальной инфраструктуры и поиску направлений повышения эффективности ее функционирования в проблемном отстающем регионе с периферийной экономикой в целях повышения уровня и качества жизни населения. Целью исследования является формулирование научно-обоснованных рекомендаций по модернизации социальной инфраструктуры отстающего в развитии региона с периферийной экономикой. Методологической основой исследования стали как общетеоретические методы (анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, теоретическое моделирование), так и эмпирические методы (анализ документов, социологические опросы, наблюдение). Результаты. Определено, что в современных условиях социально-экономического развития при ограниченности финансовых ресурсов в отстающих проблемных регионах вопросам развития социальной инфраструктуры необходимо уделять первостепенное значение, так как именно социальная сфера выступает тем фактором, которая сглаживает дифференциацию в доходах среди различных слоев населения и снижает социальную напряженность в обществе. Посредством анализа современного состояния социальной инфраструктуры Республики Дагестан выявлены наиболее значимые проблемные зоны, среди которых: жилищные условия, благоустройство территории, бытовое обслуживание, медицинское обеспечение, доступность образования. Недостаточный уровень развития этих элементов социальной инфраструктуры обуславливают ухудшение условий жизнедеятельности населения. На основании проведенного анализа сформулированы выводы о современном состоянии институтов социальной инфраструктуры Республики Дагестан. Выводы и предложения. К наиболее значимым сдерживающим факторам модернизации социальной инфраструктуры в республике относятся недостаточная финансовая обеспеченность бюджетов разных уровней и неэффективная практика взаимодействий региональных и местных органов государственной власти. Обосновано, что основными ресурсами модернизации социальной инфраструктуры региона следует считать кадровый потенциал местных органов управления, частные инвестиции в отрасль, общественная активность людей. Модель модернизации социальной инфраструктуры региона объединяет такие подсистемы, как институциональная среда, ресурсное обеспечение деятельности органов власти, взаимодействие с местным населением, предпринимателями, органами государственной власти, где все подсистемы данной модели взаимодополняют друг друга, усиливая свое развитие. Определены необходимые обстоятельства формирования социального партнерства органов власти и населения. Предложен механизм внедрения принципов государственно-частного партнерства в процесс модернизации социальной инфраструктуры региона. Ключевые слова: социальная инфраструктура, качество жизни, проблемный регион, модернизация социальной инфраструктуры, государственно-частное партнерство.

ABASOVA KHABSAT UZEROVNA

Junior Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS",

e-mail: habsik@mail.ru

MODERN STATE OF SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN AND PROBLEMS OF ITS MODERNIZATION

Abstract. The manuscript is devoted to the analysis of the modern state of social infrastructure and search of areas of focus of improving the effectiveness of its functioning in the problematic region lagging behind in development with peripheral economy in order to improve the standard and quality of life of the population. The goal of the study is formulating scientifically substantiated recommendations on modernization of social infrastructure of the lagging behind region with peripheral economy. The methodological foundation of the study became the general theoretical methods (analysis and synthesis, deduction and induction, summarization, theoretical modelling), as well as empirical methods (analysis of documents, sociological surveys, observation). The results. It has been determined that in modern conditions of the social-economic development, with limited financial resources in the lagging behind problem regions, the issues of development of social infrastructure should be provided paramount importance, because specifically the social sphere is the factor that flattens out the differentiation in income among different strata of population, and reduces social tensions in the society. Through an analysis of the modern state of social infrastructure of the Republic of Dagestan, the most important problematic zones have been found, including the following: living conditions, territory improvements, public services, medical services, accessibility of education. An incomplete level of development of these elements of social infrastructure contributes to the decline in conditions of daily vital activities of the population. Based on the analysis performed, conclusions have been formulated about the modern state of institutes of social infrastructure of the Republic of Dagestan. Conclusions and suggestions. The most important limiting factors of modernization of social infrastructure in the Republic include insufficient financial support of budgets of different levels and an ineffective practice of interactions of regional and local state governmental authorities. It has been substantiated that the main resources of modernization of social infrastructure of the region should include the human resource potential of local governmental authorities, private investments in the industry, public activity of people. The model of modernization of the social infrastructure of the region combines such subsystems as the institutional environment, resource provision of governmental authorities, interaction with local population, entrepreneurs, governmental authorities where all subsystems of this model complement each other strengthening their development. The necessary circumstances have been determined that form the social partnership of governmental authorities and the population. A mechanism of implementation of principles of state-private partnership into the process of modernization of the social infrastructure of the region has been suggested.

Keywords: social infrastructure, the quality of life, a problem region, modernization of social infrastructure, a state-private partnership.

Введение. Актуальность. Социальная инфраструктура является одним из доминирующих факторов, обеспечивающих удовлетворение базисных потребностей человека, начиная от условий труда и заканчивая возможностями организации досуга, получения образования, медицинских услуг, приобщения к культурным ценностям. Современное состояние социальной инфраструктуры Республики Дагестан характеризуется множеством проблем и в недостаточной мере соответствует потребностям граждан. Особенно в трудной ситуации оказалось население горных и сельских территорий. Диспропорции в развитии социальной сферы приводят к подрыву принципов социальной справедливости из-за разных условий доступа населения, проживающих на разных территориях, к социальным благам и услугам.

Сложность и многоаспектность обозначенных проблем предъявляет особые требования к системе управления, обеспечивающей функционирование и развитие социальной инфраструктуры на всех уровнях. В связи с чем актуализируются вопросы модернизации социальной инфраструктуры, что предполагает объединение финансовых, организационных, кадровых, информационных ресурсов региона в целях повышения уровня и качества жизни граждан.

Целью исследования является разработка мер по модернизации социальной инфраструктуры отстающего в развитии региона с периферийной экономикой.

Теоретико-методической основой исследования являются теория социальной инженерии, теоретические разработки и концепции социального управления, институционализма, теория модернизации. В качестве теоретической базы используются труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих проблемы развития социальной инфраструктуры. Информационной базой послужили федеральные и региональные нормативно-законодательные акты, стати-

стические данные, информационно-аналитические материалы органов власти. В ходе исследования использованы как общетеоретические методы (анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, теоретическое моделирование) так и эмпирические методы (анализ документов, социологические опросы, наблюдение).

Результаты. В современных условиях сущность социальной инфраструктуры не ограничивается только социальной сферой. В экономической науке понятие «социальная инфраструктура» появилось в результате переориентации политики развитых стран на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Важность социальной инфраструктуры для экономической деятельности в рыночных условиях развития возрастает, особенно в отстающих в социально-экономическом плане регионов. В депрессивных территориях большое значение приобретает вопрос влияния социальной инфраструктуры на разглаживание дифференциации в доходах населения [13].

Экономический кризис в проблемных регионах привел к уменьшению финансирования действующих объектов и программ развития социальной инфраструктуры. Это вызвало увеличение социальных проблем, среди которых наиболее существенными являются снижение уровня жизни большинства населения, рост безработицы, падение уровня культуры, проблемы в содержании семьи и детей.

Безработица и бедность относятся к основным проблемам отстающих регионов, к которым относится и Республика Дагестан в настоящее время [4]. Несмотря на предпринимаемые меры по стимулированию малого предпринимательства и инвестиционной деятельности, пока существенных положительных сдвигов в повышении уровня занятости экономически активного населения не наблюдается. Ориентация населения на организацию малых предприятий или занятие другим собственным делом остается слабой.

Наряду с вышеуказанными проблемами в республике по-прежнему остро стоит вопрос с условиями самой жизни людей, а именно: наличие, состояние и функционирование социальной инфраструктуры. Отрасли социальной инфраструктуры выполняют множество неоднородных функций [1]. Они включают совокупность учреждений, направленных на удовлетворение потребностей человека в образовании и воспитании, медицинском обслуживании, организации досуга, отдыха и использовании достижений культуры, занятиях спортом. Элементы социальной инфраструктуры можно разделить на три группы:

- жилищное хозяйство;

- отрасли, участвующие в оказании материальных услуг населению, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание;

- отрасли материального производства, создающие особые нематериальные ценности (духовные ценности), а также оказывающие нематериальные услуги.

Жилой фонд и его строительство выступает ключевым элементом социальной инфраструктуры, обеспечивающей полноценную жизнедеятельность людей и являющейся показателем уровня развития всей социальной сферы. Динамика обеспеченности населения жильем в Республике Дагестан имеет тенденцию устойчивого роста (рис. 1). На одного жителя в среднем в регионе приходится сегодня 18,2 м2 жилья. Но при этом обеспеченность населения жильем в сельской местности выше (20,1 м2), чем в городах (15,8 м2). Фактором стабильного роста показателя обеспеченности населения жилыми помещениями является масштабное строительство жилых домов в городской местности республики. Например, в 2015 г. число квартир в регионе увеличилось на 9% по сравнению с 2010 г. и составило 635,5 тыс. единиц. Наибольшим спросом у дагестанцев пользуются трехкомнатные и четырехкомнатные квартиры, строительство которых превысило в 2015 г. уровень 2010 г. на 9,2% и 11,3% соответственно. Тем не менее более 50 тыс. семей в Дагестане сегодня все еще нуждаются в жилье, что составляет 7% от общего числа семей (рис. 2) [10].

Рис. 1. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, Республика Дагестан, м2

Рис. 2. Динамика числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и получивших жилье, Республика Дагестан, единиц

Оборудование жилищного фонда включает в себя водопровод, канализацию, центральное отопление, ванны (душ), газ сетевой и сжиженный при наличии установленной напольной газовой плиты, горячее водоснабжение. Оценивая благоустройство имеющегося жилого фонда можно отметить, что на протяжении последних десятилетий наблюдается положительная динамика роста всех показателей в Республике Дагестан. Однако в разрезе сельской и городской местности эти показатели значительно различаются. Так, например, обеспеченность жилищного фонда водопроводом и водоотведением в сельской местности значительно (в 2-3 раза) отстает от аналогичных показателей в городах. Сельские поселения по-прежнему практически отапливаются самостоятельно, а горячим водоснабжением обеспеченно лишь малая часть — 9% (рис. 3) [10].

10 ЗО 5-0 40 № 60 70 ЁО 00 100

I С^ЛЬС КИМ >*ИЛИ щны й фонд ■ Городе КОН Н< ИЛИ1ЦН Ы Й фонд

Рис. 3. Благоустройство жилищного фонда, Республика Дагестан, 2015 г., %

Еще одним существенным элементом социальной инфраструктуры являются образовательные учреждения различных типов, обеспечивающие содержание и воспитание граждан, развитие личности, включая ее социализацию, а также духовное, нравственное развитие. Система образования в Республике Дагестан развивается интенсивно с учетом современных методов и технологий.

В образовательной сети региона сегодня функционирует:

- 32 государственных и 14 частных высших учебных заведений;

- 47 учреждений среднего профессионального образования;

- 14 учреждения начального профессионального образования;

- 1545 учреждений общего образования;

- 732 учреждений дошкольного образования (табл. 1).

За последнее время в республике число общеобразовательных учреждений устойчиво снижается, что связано с уменьшением числа детей школьного возраста в сельских муниципальных районах, особенно расположенных в горной местности. В настоящее время в школах республики обучаются 374,6 тыс. человек, что на 1,5% ниже уровня 2010 г.

Таблица 1

Динамика числа образовательных учреждений Республики Дагестан, единиц [10, с. 262]

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Число образовательных организаций высшего образования 58 56 52 54 58 46

Число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена 38 37 38 25 38 47

Число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих 18 18 18 18 13 14

Число общеобразовательных организаций 1641 1642 1640 1610 1596 1545

Число дошкольных образовательных учреждений 663 666 693 696 719 732

Противоположная тенденция наблюдается относительно числа дошкольных образовательных учреждений. За 2014-2015 гг. их число увеличилось с 720 до 732. Также увеличилась численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 7% и составила 85,9 тыс. человек. Вместе с тем сократилась численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в организациях, осуществляющих дошкольную образовательную деятельность, — до 116 человек (табл. 2).

Таблица 2

Численность воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в 2015 г., Республика Дагестан [10, с. 268]

Показатели В городах и поселках городского типа В сельской местности

Численность воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми — всего, чел. 46474 39438

Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, чел. 123 109

Охват детей дошкольным образованием, % 41,9 20,9

Другим важным элементом социальной инфраструктуры региона является система здравоохранения, основная задача которого заключается в укреплении здоровья населения. В настоящее время в Республике Дагестан работают 116 больниц и 169 амбулаторно-поликлинических организаций (табл. 3). За последние пять лет в регионе происходит уменьшение числа учреждений здравоохранения. Тем не менее обеспеченность населения медицинским персоналом, больничными койками, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений и их посещаемость существенно не изменились.

Таблица 3

Медицинские организации и численность медицинских работников в Республике Дагестан [10, с. 307]

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Число больничных организаций, единиц 120 128 112 111 114 116

Число больничных коек, единиц 19,7 20,3 20,7 20,9 20,7 20,5

Число больничных коек на 10 000 чел. населения 67,8 69,4 70,4 70,5 69,2 68

Число амбулаторно-поликлинических организаций, единиц 199 196 167 169 175 169

Мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену всего, тыс. 34,6 33,4 33,3 33,5 34 34,7

Мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену на 10 000 человек населения 118,9 113,9 113 113,1 113,7 115,5

Численность врачей всего, тыс. чел. 11,4 11,6 11,5 11,7 11,9 11,1

Численность врачей на 10 000 чел. населения 39,2 39,5 39,2 39,4 39,9 36,7

Численность среднего медицинского персонала всего, тыс. чел. 23,8 24,2 24,1 24,3 25,5 25,8

Численность среднего медицинского персонала на 10 000 чел. населения 81,6 82,5 81,8 82,1 85,4 85,5

Выводы и предложения. Анализ современного состояния социальной инфраструктуры Республики Дагестан позволил выделить наиболее значимые проблемные зоны. Среди них: инженерные коммуникации, дорожное хозяйство, жилищные условия, благоустройство территории, бытовое обслуживание, медицинское обеспечение. Недостаточный уровень развития этих элементов социальной инфраструктуры обуславливают ухудшение условий жизнедеятельности населения.

Модернизация социальной инфраструктуры региона представляет собой процесс глубоких реформ с целью улучшения деятельности всех её элементов в соответствии с современными требованиями развития государства и общества, потребностями и интересами населения.

К наиболее значимым ограничениям модернизации социальной инфраструктуры села относятся финансовая несостоятельность местных бюджетов и слабое взаимодействие органов местного самоуправления с региональными органами власти [9]. Основами модернизации социальной инфраструктуры являются развитие кадрового потенциала органов государственной власти, причастных к управлению социальной сферой, привлечение инвестиций в данную отрасль, повышение активности и инициативности граждан в деле совершенствования инфраструктуры территории проживания.

Модернизация социальной инфраструктуры предполагает формирование инновационной модели развития, сочетающей в себе направления деятельности как по поддержке её эффективного функционирования, так и обеспечение механизмов её саморазвития на основе привлечения частных инвесторов.

Современная модель модернизации социальной инфраструктуры региона объединяет такие подсистемы, как институциональная среда, ресурсное обеспечение деятельности органов власти, взаимодействие с местным населением, предпринимателями, органами государственной власти. Все подсистемы данной модели взаимодополняют друг друга, усиливая свое развитие.

Основным условием модернизации социальной инфраструктуры сельских территорий является создание надлежащей институциональной среды, включающей в себя трансформацию института местного самоуправления, закрепление за ним определенной независимости от органов государственной власти с сохранением их тесного взаимодействия и сотрудничества. Автономность местного самоуправления сельских территорий предполагает преодоление высокой экономической зависимости от межбюджетных трансфертов, закрепление за жителями сельского поселения права на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, наличие контроля со стороны органов государственной власти. Формирование условий институциональной среды позволяет разработать механизмы организационно-кадрового, финансового и научно-информационного обеспечения модернизации социальной инфраструктуры.

Для модернизации социальной инфраструктуры, в первую очередь, необходимо применение новых подходов к практике взаимодействия всех уровней власти. Главным направлением деятельности государственных органов власти должны стать не контрольно-надзорные мероприятия с целью обнаружения грубых нарушений, а конструктивное сотрудничество с целью формирования целей и задач развития социальной инфраструктуры, адекватных ресурсной обеспеченности администрации города, района, поселка, а также объединение усилий по их исполнению. Плодотворное взаимодействие региональных и местных органов власти для модернизации социальной инфраструктуры может быть обеспечено формализацией принципов межбюджетных отношений.

Для сельских территорий наиболее актуальной является практика непосредственного участия селян в решении вопросов функционирования и развития социальной инфраструктуры [6, с. 47]. Изменения имитационного характера практик непосредственного взаимодействия населения и сельских администраций, закрепление обязательности учёта принятых коллективных решений позволит основать традиции социальной взаимопомощи, плодотворного взаимодействия с властью, практику исполнения общественного контроля.

В современных условиях необходима институциональная реорганизация моделей поведения власти во взаимодействии с бизнесом, формирование новой и последовательной политики перехода от административного принуждения бизнеса к благотворительности и безвозмездной передаче средств на развитие социальной инфраструктуры к целенаправленным инвестициям, взаимовыгодному сотрудничеству.

Основным видом взаимодействия местных органов власти и бизнеса является государственно-частное партнёрство [2, с. 925]. В целях более широкого применения концепции государственно-частного партнерства в социальной сфере необходима реализация ряда предложений: предоставление частному партнеру возможности в привлечении дополнительных финансовых средств за счет кредита под залог объекта концессионного соглашения, обеспечение свободного доступа потенциальных инвесторов к информации, повышение профессионально-квалификационного уровня органов власти, улучшение согласованности деятельности органов власти и бизнес-сообщества в области общественно-частного партнерства.

Литература

1. Абасова, X У., Абдулманапов, П. Г. Особенности демографической политики в Республике Дагестан //Вопросы структуризации экономики. 2009. № 4. С. 20-22.

2. Абдулаева, З. З., Хаджалова, Х. М. Проблемы и направления развития малого предпринимательства в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10. С. 924-927.

3. Абдулманапов, П. Г. Демографическая безопасность регионов Северо-Кавказского федерального округа России //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 1. С. 353-365.

4. Абдулманапов, П. Г. Демографический фактор развития трудоизбыточного региона //Региональная экономика : теория и практика. 2008. № 36. С. 69-73.

5. Абдулманапов, П. Г. Продолжительность жизни населения и резервы её повышения в Республике Дагестан // Управление экономическими системами. 2011. № 36. С. 78.

6. Абдулманапов, П. Г. Роль миграции в обеспечении регионального развития //Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 45-49.

7. Абдулманапов, П. Г. Территориальная дифференциация уровня рождаемости в Республике Дагестан //Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3. С. 259-267.

8. Абдулманапов, П. Г., Галбацдибирова, М. А. Особенности воспроизводства населения в горных территориях Республики Дагестан // Фундаментальные исследования. 2015. № 7-2. С. 354-359.

9. Абидов, М. Х. Абдулманапов, П. Г. Современная миграционная картина Республики Дагестан // Со-

временные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 259.

10. Дагестан в цифрах - 2016: краткий стат. сборник. — Махачкала : Дагестанстат РД, 2016.

11. Римашевская, Н. М. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социального исследования ; ред.-сост. Н. М. Римашевская (науч. ред.), Л.Г.Лунякова /Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения РАН; Науч. совет по проблемам гендерных отношений РАН. — М. : Наука, 2009.

12. Сагидов, А. К. Стратегические направления развития и модернизации системы здравоохранения региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. С. 493-499.

13. Стофарандова, В. В. Направления модернизации социальной инфраструктуры в проблемном регионе (на примере Республики Дагестан) : автореф. дис. ...канд. экон. наук. — Махачкала, 2011.

14. Хаджалова, Х. М. Институциональные основы регулирования качества жизни в регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 4(38). С. 290-299.

15. Хаджалова, Х. М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе //Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2010. № 2. С. 58-62.

References:

1. Abasova, Kh. U., Abdulmanapov, P. G. Questions of structurization of economy. 2009. No. 4. P. 20-22.

2. Abdulaeva, Z. Z., Khadzhalova, Kh. M. Economy and entrepreneurship. 2014. No.10. P. 924-927.

3. Abdulmanapov, P. G. Regional problems of transforming the economy. 2012. No. 1. P. 353-365.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Abdulmanapov, P. G. The demographic factor in the development of labor-surplus region // Regional economics: theory and practice. 2008. No. 36. P. 69-73.

5. Abdulmanapov, P. G. The life expectancy of the population and reserves of its increase in the Republic of Dagestan // Management of economic systems. 2011. No. 36. P. 78.

6. Abdulmanapov, P.G. The role of migration in promoting regional development // Questions of structurization of economy. 2012. No. 3. P. 45-49.

7. Abdulmanapov, P. G. Territorial differentiation of the level offertility in the Republic of Dagestan // Regional problems of transforming the economy. 2011. No. 3. P. 259-267.

8. Abdulmanapov, P. G., Galbatsdibirova, M. A. Features of population reproduction in the mountain territories of the Republic of Dagestan //Fundamental research. 2015. No. 7-2. P. 354-359.

9. Abidov, M. Kh., Abdulmanapov, P. G. The current migration situation in the Republic of Dagestan //Modern problems of science and education. 2015. No. 2. P. 259.

10. Dagestan in figures - 2016: short statistical collection. — Makhachkala : Dagestanstat RD, 2016.

11. Rimashevskaya, N. M., Ballaeva, E. A., Zdravomyslova, O. M., Arutyunyan, M. Yu., Baskakova, M. E., Khotkina, Z. A., Khadzhalova, Kh. M., Mezentseva, E. B., Malysheva, M. M., Nazarova, I. B., Dobrokhleb, V. G., Lunyakova, L. G. Gender stereotypes in the changing society : experience of the complex social research. — Moscow : Nauka, 2009.

12. Sagidov, A. K. Strategic directions of development and modernization of the health system in the region // Regional problems of transforming the economy. 2012. No. 4. P. 493-499.

13. Stofarandova, V. V. the directions of modernization of social infrastructure in the problem region (on the example of the Republic of Dagestan) : author's thesis : avtoref. dis. ...kand. ekon. nauk. — Makhachkala, 2011.

14. Khadzhalova, Kh. M. The institutional framework of regulation quality of life in the regions // Regional problems of transforming the economy. 2013. No. 4. P. 290-299.

15. Khadzhalova, Kh. M. Socio-economic security and threats to social stability in the region // National interests : priorities and security. 2010. No. 2. P. 58-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.