ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ И РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
В.Я. Грабивчук, магистр
Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)
Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10645
Аннотация. В статье рассмотрены основные цели и приоритеты Концепции развития России до 2020 года. Рассмотрены основные ориентиры и цели стратегий развития регионов в период кризиса на примере Стратегии развития Краснодарского края на период до 2020 года. Выделены приоритеты Стратегии развития Краснодарского края. В статье определены подходы к обеспечению устойчивого развития региона и его конкурентоспособности - развитие государственно-частного партнерства. Рассмотрена социальная ответственность бизнеса и необходимость учета ее при оценке эффективности управления бизнес-структурами в рамках государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: стратегия развития, регион, бизнес-структуры, государственно-частное партнерство, эффективность управления.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» была утверждена Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. Разрабатывалась она в непростых условиях. Жесткие внешние вызовы, экономический кризис, необходимость перемен во внутренней экономической политике с ограниченными финансовыми ресурсами требовали от правительства разработки Стратегии развития страны, которая позволит всесторонне учесть все текущие проблемы, внешние и внутренние вызовы и обеспечит формирование новых условий в экономике для дальнейшего устойчивого развития России.
Данная Концепция разработана с целью обеспечить в долгосрочной перспективе стабильное повышение уровня жизни населения России, а так же обеспечить безопасность России, создать условия для развития России и вывести Россию на мировом уровне на новую ступень, укрепить ее позиции и обеспечить лидерство в некоторых отраслях.
Концепция определяет основные ориентиры социально-экономического развития России, определяет цели и стратегию их
достижения, выделяются этапы, различные направления, способы достижения поставленных целей. Концепция определяет так же варианты и механизмы партнерства государства, общества и бизнеса. Такое партнерство особенно важно при достижении поставленных стратегических целей в различных сферах [1].
Согласно Концепции долгосрочного развития России вывод России на лидирующие позиции в мире возможен только на основе внутренней стабильности в политической и экономической сфере внутри страны. В качестве обеспечения такой стабильности и гаранта достижения поставленных целей предусмотрено развитие партнерства государства, общества и бизнеса.
С учетом национальной Концепции развития до 2020 г. на региональном уровне были разработаны Стратегии развития регионов. При этом принят во внимание, субъектный компонент региональной экономики, который представлен многообразием ее участников; объектный компонент - объёмом и структурой создаваемых продуктов и услуг, а также объемом и структурой обращающегося в региональной экономике капитала [2].
В частности в Краснодарском крае в 2008 г. принят закон «О Стратегии соци-
ально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года». При формировании Стратегии Краснодарского края власти исходили из того, что регион занимает по итогам 2005 г. 10 место в России по уровню валового регионального продукта среди субъектов РФ (372,2 млрд. руб.). Население Краснодарского края составляло более 5 млн. чел. [3].
Стратегия Краснодарского края составлена на основании федеральных законодательных актов и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Согласно Стратегии определена главная цель развития Краснодарского края до 2020 г. - реализация намеченных национальных приоритетов России на Юге России и повышение качества жизни населения края. Основой в достижении цели должен стать потенциал опережающего развития. В Стратегии Краснодарского края выделены основные направления: повышение качества жизни населения края; формирование государственной институциональной политики для обеспечения темпов устойчивого развития и конкурентных преимуществ края; создание потенциала опережающего развития и достижение статуса и выполнения функций опорного региона, в том числе на основе развития международного и межрегионального сотрудничества; улучшение государственного стратегического планирования, повышение эффективности управления социально-экономическим развитием региона и др. [3].
Повышение качества жизни населения предполагает повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, жилищно-коммунальной сфере, в сфере здравоохранения, жилищного строительства, а так же увеличение доходов населения края[4]. Качество жизни населения так же должна повысить и доступность жилья.
Государственная политика Краснодарского края должна быть направлена на обеспечение роста отраслей реального сектора экономики края. Так же Стратегия предполагает изменение и оптимизацию структурно-институциональной политики, которая должна обеспечить условия для
устойчивых темпов экономического роста и конкурентных преимуществ края.
Достижение статуса опорного региона должно быть обеспечено путем увеличения вклада Краснодарского края в валовой внутренний продукт России, а так же, за счет стратегических инициатив, имеющих значение для России в целом. Стратегия края предполагает, что для достижения значимых результатов в этом направлении необходимо сформировать и развивать стратегическое партнерство власти, бизнеса и общества.
Стратегия Краснодарского края для реализации намеченных целей предусматривает, в частности, следующие мероприятия: создание институциональных условий в крае для экономического роста, в том числе развитие новых форм государственной поддержки, развитие малого предпринимательства, выделение особых экономических зон и др.; развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП); развитие инфраструктуры края; формирование привлекательного инвестиционного климата и имиджа края и др. [3].
Сегодня многие регионы выделяют в Стратегиях развития направления работы с бизнес-структурами в рамках ГЧП. Так как с его помощью власти региона планируют оптимально распределять ресурсы (финансовые, кадровые, природные). Такое партнерство позволит государству осуществлять контроль за соблюдением сторонами своих обязательств в рамках инвестиционных соглашений и, одновременно, решать многие социальные вопросы и проблемы [5]. Стратегия предусматривает, что в рамках ГЧП: возможно совместное финансирование инвестиционных проектов; так же могут быть использованы механизмы концессии; приемлемы гарантии и поручительства в пользу кредитных организаций; будут предоставляться льготные инвестиционные кредиты, субсидирование процентных ставок; администрация гарантирует предоставление налоговых льгот; так же возможно применение компенсационных механизмов за участие в таких проектах и др.
Обобщая основные приоритеты в национальной Концепции развития до 2020
года, и Стратегии развития Краснодарского края до 2020 года, можно сделать вывод, что в качестве основы для обеспечения устойчивости развития и выполнения главной намеченной цели - повышения уровня и качества жизни населения - рассматривается взаимодействие государства и бизнеса и взаимовыгодных для сторон условиях.
За последние годы в Краснодарском крае были приняты различные законы, проведены изменения в структуре исполнительной власти, дополнены и доработаны краевые законодательные акты, регулирующие взаимоотношения сторон в рамках концессионных соглашений, в рамках взаимодействия на этапе выбора инвесторов и рассмотрения документации, представленной на конкурс для участия в проектах ГЧП и др. Такая целенаправленная работа на уровне региона позволила Краснодарскому краю за последние 12 лет с года принятия долгосрочной Стратегии развития не только не потерять позиции, но и в чем-то повысить рейтинг региона, достигнуть большей инвестиционной привлекательности, не снизить уровень жизни населения, реализовать многие национальные проекты, улучшить показатели региона среди субъектов РФ.
Развитие ГЧП и реализация мер поддержки бизнеса, льготы и другие шаги со стороны региональной власти привлекают в регион все больше коммерческих структур и создают условия для стабильного партнерства сторон на долгосрочную пер-
спективу. Участие частного бизнеса в реализации национальных проектов и повышение роли частного бизнеса в формировании в регионах благоприятных условий жизни населения и улучшения ее качества имеют определенные особенности. В частности, речь идет о социальной ответственности бизнеса. В результате, корпорации и крупные бизнес-структуры -участники ГЧП, при формировании подходов и принципов оценки эффективности корпоративного управления, все чаще учитывают социальные особенности такого взаимодействия, а так же усиление своего влияния в регионе и повышение собственной репутации.
В данном случае, возникает необходимость, применения методов, основанных на создании новых подходов к оценке эффективности корпоративного управления, объединяющий качественные и количественные показатели, учитывающий экономические особенности и высокую нестабильность внешней среды, в которой осуществляет свою деятельность организация [6].
Таким образом, бизнесу для оценки эффективности управления в современных условиях необходимо учитывать в комплексе не только результативность и эффективность управления бизнес-структурами, например, финансовую устойчивость, деловую активность и др., но и ориентироваться на внешнюю оценку деятельности, полученную от населения и власти региона [7].
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c669 28fa27e527/#dst100008 (Дата обращения 19.08.2020).
2. Бжассо А.А. Стратегическая карта как когнитивный инструмент антикризисного управления региональной экономикой // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№ 12, Ч. 3 (65-3). - С. 489-492.
3. Закон Краснодарского края «О Стратегии развития социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» от 29.04.2008 г. № 1465-КЗ (принят ЗС КК 16.04.2008 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krasnodar.ru/content/38/show/49460/ (Дата обращения 13.08.2020).
4. Пивень И.Г. Основные направления и приоритеты в стратегии управления социально-экономическим развитием региона в современных условиях // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-3 (65). - С. 481-484.
5. Пивень И.Г. Государственно-частное партнерство в стратегии управления социально-экономическим развитием региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки.
- 2011. - №2 (119). - С. 95-100.
6. Бжассо А.А. Формирование информационной базы для оценки результативности управления корпорациями при реализации проектов с государственным участием // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 6 (107). - С. 1285-1288.
7. Пивень И.Г., Бжассо А.А. Разработка методических подходов к оценке эффективности управления компанией в современных условиях // Экономика и предпринимательство.
- 2019. - № 7 (108). - С. 756-760.
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF RUSSIA AND THE REGIONS IN MODERN
CONDITIONS
V.Ya. Grabivchuk, master
Kuban State Technological University
(Russia, Krasnodar)
Abstract. The article discusses the main goals and priorities of the Concept of development of Russia until 2020. The main guidelines and goals of regional development strategies during the crisis are considered on the example of the development Strategy of the Krasnodar territory for the period up to 2020. The priorities of the development Strategy of the Krasnodar territory are highlighted. The article defines approaches to ensuring sustainable development of the region and its competitiveness - the development of public-private partnership. The article considers the social responsibility of business and the need to take it into account when evaluating the effectiveness of business structures management in the framework of public-private partnership.
Keywords: development strategy, region, business structures, public-private partnership, management efficiency.