ВОПРОСЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Проф. М. В. Лейник Из Киевского института гигиены труда и профессиональных заболеваний
Физиология сельскохозяйственного труда относится к наименее разработанным разделам частной физиологии труда. До настоящего времени изучались вопросы физиологии труда трактористов, комбайнеров, работающих на молотилках и лобогрейках. Из немеханизированных видов труда изучена пахота, боронование, сев, возка навоза, косьба, молотьба, вязка снопов, обработка сахарной свеклы, овощей. Изучен также труд доярок на молочно-товарных фермах, табунщиков в коневодстве, стригалей в овцеводстве. Большая часть этих работ относится к периоду 1928—1937 гг.
В настоящее время проводятся исследования по физиологии труда доярок в связи с механизацией и новым распорядком дня (Г. Ф. Брага, Н. А. Макаренко и др.), льноводов (С. М. Богушевский), работающих с инсектофунгицидами (Л. И. Медведь, Ю. С. Каган, Е. И. Спыну), механизаторов и других работников в свекловодстве (К. В. Володина. В. Г. Крыжановский, А. П. Охрименко и Г. А. Гончарук), работающих в кормоцехах животноводческих ферм (М. В. Лейник, О. Ф. Максимова, О. К. Кубяк и др.).
Проведенными исследованиями по физиологии труда прежде всего установлен ряд важных физиологических закономерностей, наблюдающихся при выполнении отдельных видов работ.
Установлена связь некоторых заболеваний у работающих в сельском хозяйстве со спецификой их трудовых операций (доярки на молочно-товарных фермах, стригали в овцеводстве, льноводы, свекловоды). Показана зависимость между работоспособностью и производительностью труда, с одной стороны, и режимом труда и отдыха, рабочей позой и т. д.. с другой стороны. Выявлены различные физиологические сдвиги у работающих при выполнении ими одних и тех же видов труда на разных марках одних и тех же машин или при выполнении одних и тех же видов труда с помощью разных орудий производства и пр. Эти закономерности явились основой для физиологической рационализации режима труда и отдыха, рабочей позы, а также оказались весьма эффективными при разработке и осуществлении ряда оздоровительных мероприятий. К «им относятся мероприятия, разработанные М. А. Петровой, по рационализации распорядка рабочего дня механизаторов; Я. Э. Нейштадтом, Д. Е. Грод-зенским, Г. X. Шахбазяном, Н. К- Витте и др. — по рационализации труда трактористов (механизация заправки тракторов, приспособлэние для накатывания бочек, улучшение конструкции заводки, сидения, установка зеркала, исключающая необходимость поворачивать голову для наблюдения за прицепными орудиями, сигнализация и др.); Я. Э. Нейштадтом. Г. X. Шахбазяном, Н. К. Витте и др. — по рационализации труда на ком байне (заправка и смазка в часы между сменами, прием смены на ходу, перераспределение обязанностей между комбайнером и штурвальным, откидное сидение для штурвального, сидение для комбайнера, мост для
перехода от места заводки мотора на штурвальную площадку, рационализация лестницы и шприца для солидола, зонт и др.; Н. К- Витте — по рационализации режима труда и отдыха на прополке и шаровке сахарной свеклы; И. Б. Познанской — по рационализации рабочей позы у работающих с рыхлящими орудиями; Н. К. Витте, С. М. Шварц с сотрудниками и др. —по рационализации труда >на молочно-товарных фермах (совмещение дояркой доения с уходом за скотом; рационализация распорядка дня, подойника, подмывания вымени; перерывы и физкультура после выдаивания 6—10 коров и др); Б. Я. Вейнбергом и О. Г. Балод— по рационализации труда в овцеводстве (спецодежда, рабочее место, фиксатор овцы, вкладыши для ножниц и др.); П. В. Коларовым с сотрудниками— по рационализации труда табунщиков в коневодстве (баз с расколом для облегчения труда табунщиков при разбивке табунов на косяки, таврении, обрубке копыт, случке и маллеинизации; операционный стол в расколе, спецодежда, седло, тавро) и др.
Однако наиболее ценным в указанных выше исследованиях явилось то обстоятельство, что они дали возможность вскрыть наиболее важные вопросы для дальнейших исследований по физиологии труда в сельском хозяйстве.
К таким вопросам относятся:
1. Профессиографические особенности различных видов сельскохозяйственного труда. Исследованиями установлено, что некоторые виды сельскохозяйственного труда могут обусловливать перенапряжение отдельных нервно-мышечных трупп, внешне проявляющееся заболеваниями типа острого и хронического тендовагинита, невралгий, артромиалгий, ангионеврозов. Так, у доярок при ручной дойке наблюдались случаи тендовагинита (А. И. Будай, В. И. Эмдин и др.), артромиалгий кисти рук, судороги типа писчего спазма (Бернштейн), ангионевроза и невралгии (М. И. Зингерман, М. П. Николаев и др.), у стригалей при ручной стрижке овец имеют место явления невралгии плечевой и крестцово-пояс-ничной области (Б. Я. Вейнберг и О. Г. Балод), у свекловодов—невралгии крестцово-пояоничной области (А. А. Модель), у работников льно-перерабатывающих пунктов—невралгии плечевой области (А. А. Модель и др.).
В основе этих явлений лежит перенапряжение отдельных нервно-мышечных групп, обусловленное либо большим количеством рабочих движений (ручная дойка коров), либо длительной вынужденной рабочей позой (свекловоды, работники льноперерабатывающих пунктов), либо тем и другим (ручная стрижка в овцеводстве). Как показали исследования, возможность перенапряжения отдельных нервно-мышечных групп легко предупредить и устранить с помощью физиологической рационализации режима труда и отдыха и самого трудового процесса. Поэтому изучение профессиографичеоких особенностей различных видов сельскохозяйственного труда должно стать одним из важнейших условий при решении (¡опросов физиологии сельскохозяйственного труда.
2. Режим труда и отдыха рабочих МТС, совхозов и колхозников. Он обладает рядам особенностей, усложняющих его изучение и рационализацию. Самой важной из этих особенностей является то, что рабочие МТС, совхозов и колхозники в течение года выполняют в отличие от рабочих в промышленности не один, а несколько видов труда (например, подготовка почвы к севу, сев и посадка, уход за посевом и посадками, уборка урожая и др.). Даже если один и тот же вид труда в течение года повторяется (например, сев озимых и яровых культур, вспашка под озимые и под яровые культуры), он протекает в разных метеорологических условиях. В связи с этим способы решения вопросов режима труда и отдыха в ряде отраслей сельского хозяйства должны отличаться от способов решения этих же вопросов в промышленности. Физиологическая оценка и рационализация режима труда и отдыха рабочих отдельных сельско-
хозяйственных профессий в течение года могут быть произведены лишь на основе физиологической оценки и рационализации режима труда и отдыха при отдельных видах труда в различные сезоны года, чего нельзя сделать без данных о физиологических сдвигах в организме работающих в связи с отдельными видами сельскохозяйственного труда. Как показано исследованиями М. А. Петровой и др., физиологические сдвиги в организме лиц, занятых одним и тем же видсм труда, но осуществляющегося на разных марках машин (обработка почвы на колесных и гусеничных тракторах), разные. То же относится и к орудиям производства (например, работа с малой и большой мотыгой, по данным И. Б. Познанской). Поэтому при решении вопросов режима труда и отдыха в ряде отраслей сельского хозяйства следует исходить из данных о физиологических сдвигах в организме работающих в связи с различными метеорологическими условиями, марками машин и орудиями производства.
3. Распорядок рабочего дня. Этот вопрос хотя и связан с проблемой режима труда и отдыха в сельском хозяйстве, однако имеет и самостоятельное значение. Дело в том, что распорядок рабочего дня в сельском хозяйстве в отличие от распорядка рабочего дня в промышленности определяется в животноводстве и птицеводстве зоотехническими соображениями. Речь идет о режиме кормления и поения животных, а также эксплуатации их. По этим соображениям, работа на животноводческих фермах должна начинаться в 3—4 часа утра и заканчиваться в 9—10 часов вечера. Хронометр ажные исследования при этом показывают, что при таком распорядке дня время пребывания животноводов на ферме, связанное с выполнением их обязанностей, не превышает 8 часов в сутки. Остальное время используется животноводами по их усмотрению. Таким образом, рабочий день животноводов разбивается на 3—4 части, отделенные одна от другой длительными промежутками. Такой распорядок дня, как показали исследования на молочно-товарных фермах (Н. К. Витте, С. М. Шварц с сотрудниками), неблагоприятно сказывается на работоспособности доярок.
В последние годы в передовых совхозах и колхозах на молочно-то-варных фермах введены новые распорядки дня — двухпромежуточный и двухсменный. При первом из них 8-часовой рабочий день доярки разбивается на 4-часовую работу утром и 4-часовую работу вечером с 8-часовым перерывом между ними, при втором — обслуживание удвоенного количества коров производится двумя доярками, из которых одна работает в 8-часовую утреннюю, а вторая — в такую же вечернюю смену. По данным Г. Ф. Браги и И. А. Макаренко, такие распорядки дня более благоприятно, чем прежние, сказываются на работоспособности и производительности труда доярок. Задача физиологов труда состоит в том, чтобы они совместно с животноводами приступили к изучению возможности введения указанных выше новых распорядков дня и в других отраслях животноводства—-на свиноводческих фермах, овцефермах и др. В случае положительного решения этого вопроса будут соответственно решены и другие вопросы в проблеме режима труда и отдыха в животноводстве.
Несколько сложнее обстоит дело с распорядком дня в различных отраслях растениеводства. В отличие от животноводства многие полевые сельскохозяйственные работы в связи с сжатыми сроками их проведения ведутся круглые сутки, поэтому решение вопроса о распорядке дня здесь пошло по линии сменности работы. И здесь основной проблемой как для физиологов, так и для организаторов труда явился вопрос о продолжительности смены. В практике имеют место 8- и 10-часовые смены, но какие из них являются наиболее рациональными, на этот вопрос в настоящее время пока ответа нет. Имеются лишь данные М. А. Петровой, Е. И. Раевского и Е. В. Гуровой-Перельман о физиологических сдеигэх в организме трактористов при 10- и 7-часовой смене. По их данным, 7-часовая смена более благоприятно сказывается как на работоспособности, так и
на производительности труда. Однако эта данные недостаточны для решения поставленного вопроса и требуются новые исследования.
4. Вопрос о рабочей позе. Значительная часть сельскохозяйственных работ производится при вынужденной, часто нерациональной рабочей позе. Сюда относится рабочая поза стоя в сопнутом вперед положении работающих в свекловодстве (шаровка, прополка, поверка и копка сахарной овеклы), в овощеводстве (посадка, обработка и уборка овощей), в льноводстве (вязка, расстил и подъем тресты) и др. Длительные вынужденные рабочие позы имеют место при работе на сельскохозяйственных машинах (работающие на прицепных орудиях, на молотьбе и пр.).
Исследования рабочей позы при сельскохозяйственных видах труда до сих пор шли лишь по линии изучения влияния их на состояние здоровья (А. А. Модель, С. М. Богушевский и др.) и биомеханического хронометража (Я. Э. Нейштадт с сотрудниками, И. Б. Познанская, Б. Я. Вейн-берг и О. Г. Балод и др.). Исследований по изучению влияния рабочих поз на работоспособность и производительность труда работающих, данные которых явились бы основой для физиологической рационализации его, не проводилось. Поэтому исследования по физиологической оценке и рационализации рабочих поз должны стать одной из важнейших задач физиологии сельскохозяйственного труда.
5. Вопрос об отдыхе после рабочего дня в полевых условиях. В связи с отдаленностью места полевых сельскохозяйственных работ от населенных пунктов механизаторы сельского хозяйства свой отдых после рабочего дня (смены), как правило, проводят в полевых лагерях. Не приходится говорить, какое большое значение имеют для восстановления работоспособности механизаторов к следующему рабочему дню (смене) условия и содержание отдыха, проводимого ими в полевых лагерях. Между тем исследований по этому вопросу не имеется.
6. Вопрос о методах исследования. Следует отметить, что условия для физиологических исследований как в растениеводстве, так и в животноводстве не благоприятствуют применению всех тех методов, которые имеются в арсенале физиологии труда. Применявшиеся при исследовании условий сельскохозяйственного труда физиологические методы в основном сводятся к хронометражу, измерению частоты пульса, кровяного давления, функциональной пробе сердечно-сосудистой системы, эстезио-метрии, определению легочной вентиляции, исследованию крови и мочи, измерению веса тела, динамометрии, эргографии, исследованию утомления по тесту Бурдона и Рузера, определению газообмена и температуры тела. Во многих случаях изучали производительность труда.
Количество методов, применявшихся в каждом отдельном случае для физиологических исследований при сельскохозяйственном труде, иногда бывает очень ограничено и они не всегда составляют какую-либо четкую систему. Поэтому разработка системы методов физиологических исследований в условиях села должна явиться одной из важнейших задач физиологических лабораторий.
Из приведенного обзора работ нужно сделать тот вывод, что предметом дальнейших исследований по физиологии сельскохозяйственного труда должны стать еще не изученные или мало изученные виды труда в животноводстве (свиноводство, овцеводство, коневодство), полеводстве (свекловодство, хлопководство, кормодобывание, молотьба и др.), садоводстве и других отраслях сельского хозяйства. Исследования в этих отраслях сельского хозяйства должны итти по линии изучения профессио-графичееких особенностей отдельных видов сельскохозяйственного труда, физиологических сдвигов в организме работающих, вопросов режима труда и отдыха, распорядка рабочего дня, рабочей позы, орудий производства, отдыха в полевых лагерях после рабочего дня и пр.
Опыт показал, что для изучения этих вопросов с успехом могут быть применены следующие методы исследования:
1. Общий хронометраж для изучения фотографии рабочего дня, распределения времени на работу и отдых, соотношения между временем работы и отдыха и др.
2. Биомеханический хронометраж рабочих поз.
3. Изучение скорости рабочих движений для изучения профессиональной работоспособности.
4. Эргография для изучения мышечной работоспособности.
. 5. Динамометрия для изучения рабочих поз и отчасти мышечной р а ботоспособн ости.
6. Корректурный метод (по Бурдону и Рузеру), хроноскопия и оль-фактометрия для изучения свойств корковых процессов.
7. Изучение газообмена, легочной вентиляции.
8. Подсчет пульса, измерение кровяного давления, проведение функциональной пробы сердечно-сосудистой системы для изучения сдвигов в ней.
9. Измерение температуры кожи и тела.
В заключение следует отметить, что большинство исследований по физиологии сельскохозяйственного труда до настоящего времени проводилось гигиенистами. Необходимо привлечь к исследованиям по физиологии сельскохозяйственного труда физиологов.
ЛИТЕРАТУР А
Б у я а й А. I., Профилакт. мед., 1932, № 11—12, стр. 66—68 —В е й н б е р г Б. Я., Балод О. Г., в кн.: Гигиена сельскохозяйственного труда, стр. 75—107, М., 1934.— Витте Н. К., Профилакт. мед., 1935, № 5, стр. 14—20>-0 н ж е, Сов. сахар., 1931, № 8, стр. 49—54.—Г у р о в а-П е р е л ь м а и Е. В., в кн.: Рабочее время и труд в зерносовхозах, ч. 2, стр. 67—71, Новосибирск, 1931.—Зингерман М. И., Гиг. труда и техн. безопасности, 1934, № 6, стр. 54—57.—Он же, Сов. психоневропат., 1933, № 1, стр. 88—93.—Кол аров П. В., Колосов М. А., Берж В. М., в кн.: Гигиена сельскохозяйственного труда, стр. 60—74, М., 1934.—Л ей ни к М. В., К вопросу о механизме возникновения и профилактике заболевания рук у доярок. В кн.: Сборник рефератов научн. работ Киевск. ин-та гиг. труда и профзаболеваний, стр. 106—111. Киев, 1947.—Модель А. А., За'десенц А. М., в кн.: Тезисы докл. Научн. сессии Киевск. ин-та гиг. труда и профзабол., стр. 55—59, Киев, 1953.—Нейштадт Я. Э., Берж 'В. Й., Кол а ров П. В., в кн.: Гигиена сельскохозяйственного труда, стр. 48—59, М., 1934,—Нейшта дт Я. Э., Гродзенский Д. Е„ в кн.: Гигиена сельскохозяйственного труда, стр. 8—19, М., 1934.—Николаев М. П., Каз. мед. журн., 1936, № 1, стр. 27—35.—Петров а М. А., в кн.: Рабочее время и труд в зерносовхозах, ч. 2, стр. 26—61, 72—80, Новосибирск, 1931.—По зн а иска я И. Б., в кн.. Гигиена сельскохозяйственного труда, стр. 108—115, М., 1934.—Раевский Е. И., в кн.: Рабочее время и труд в зерносовхозах, ч. 2, стр. 62—66, Новосибирск, 1931.— Резников А. Б., в кн.: Гигиена сельскохозяйственного труда, стр. 19—29, М., 1934.— Шахбазян Г. X., Гальберштат С. А., в кн.: Праци Кшвського краев, ¡нсти-туту патологи та ппени, т. I, в. I, Киьв, 1931.—Шварц С. М., Мансуров Г. Ю., Мух а медов а Г. Г., Тимофеев А. Т., Каз. мед. журн., 1936, № 1, стр. 3—15,— Эмдин В И., Каз. мед. журн., 1936, № 1, стр. 22—26
Поступила 9/IV 1955 г.
-Й- -¿Г -ЙГ
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ, ИХ ПЛАНИРОВКА, ЗАСТРОЙКА И БЛАГОУСТРОЙСТВО
Действительный член АМН СССР проф. А. Н. Марзеев !, Е. С. Лахно Из Украинского института коммунальной гигиены
Украинский институт коммунальной гигиены совместно с Днепропетровской и Киевской областными санитарно-эпидемиологическими станциями в 1954 г. обследовал в 7 областях Украины 84 МТС, что составляет