1. Общий хронометраж для изучения фотографии рабочего дня, распределения времени на работу и отдых, соотношения между временем работы и отдыха и др.
2. Биомеханический хронометраж рабочих поз.
3. Изучение скорости рабочих движений для изучения профессиональной работоспособности.
4. Эргография для изучения мышечной работоспособности.
. 5. Динамометрия для изучения рабочих поз и отчасти мышечной р а ботоспособн ости.
6. Корректурный метод (по Бурдону и Рузеру), хроноскопия и оль-фактометрия для изучения свойств корковых процессов.
7. Изучение газообмена, легочной вентиляции.
8. Подсчет пульса, измерение кровяного давления, проведение функциональной пробы сердечно-сосудистой системы для изучения сдвигов в ней.
9. Измерение температуры кожи и тела.
В заключение следует отметить, что большинство исследований по физиологии сельскохозяйственного труда до настоящего времени проводилось гигиенистами. Необходимо привлечь к исследованиям по физиологии сельскохозяйственного труда физиологов.
ЛИТЕРАТУР А
Б у я а й А. I., Профилакт. мед., 1932, № 11—12, стр. 66—68 —В е й н б е р г Б. Я., Балод О. Г., в кн.: Гигиена сельскохозяйственного труда, стр. 75—107, М., 1934.— Витте Н. К., Профилакт. мед., 1935, № 5, стр. 14—20>-0 н ж е, Сов. сахар., 1931, № 8, стр. 49—54.—Г у р о в а-П е р е л ь м а н Е. В., в кн.: Рабочее время и труд в зерносовхозах, ч. 2, стр. 67—71, Новосибирск, 1931.—Зингерман М. И., Гиг. труда и техн. безопасности, 1934, № 6, стр. 54—57.—Он же, Сов. психоневропат., 1933, № 1, стр. 88—93.—Кол аров П. В., Колосов М. А., Берж В. М., в кн.: Гигиена сельскохозяйственного труда, стр. 60—74, М., 1934.—Л ей ни к М. В., К вопросу о механизме возникновения и профилактике заболевания рук у доярок. В кн.: Сборник рефератов научн. работ Киевск. ин-та гиг. труда и профзаболеваний, стр. 106—111, Киев, 1947.—Модель А. А., За'десенц А. М., в кн.: Тезисы докл. Научн. сессии Киевск. ин-та гиг. труда и профзабол., стр. 55—59, Киев, 1953.—Нейштадт Я. Э., Берж 'В. Й., Кол а ров П. В., в кн.: Гигиена сельскохозяйственного труда, стр. 48—59, М., 1934,—Нейшта дт Я. Э., Гродзенский Д. Е„ в кн.: Гигиена сельскохозяйственного труда, стр. 8—19, М., 1934.—Николаев М. П., Каз. мед. журн., 1936, № 1, стр. 27—35.—Петров а М. А., в кн.: Рабочее время и труд в зерносовхозах, ч. 2, стр. 26—61, 72—80, Новосибирск, 1931.—По зн а некая И. Б., в кн.. Гигиена сельскохозяйственного труда, стр. 108—115, М., 1934.—Раевский Е. И., в кн.: Рабочее время и труд в зерносовхозах, ч. 2, стр. 62—66, Новосибирск, 1931.— Резников А. Б., в кн.: Гигиена сельскохозяйственного труда, стр. 19—29, М., 1934.— Шахбазян Г. X., Гальберштат С. А., в кн.: Праци Кшвського краев, ¡нсти-туту патологи та ппени, т. I, в. I, Киьв, 1931.—Шварц С. М., Мансуров Г. Ю., Мух а медов а Г. Г., Тимофеев А. Т., Каз. мед. журн., 1936, № 1, стр. 3—15,— Эмдин В И., Каз. мед. журн., 1936, № 1, стр. 22—26
Поступила 9/IV 1955 г.
-Й- -¿Г -ЙГ
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ, ИХ ПЛАНИРОВКА, ЗАСТРОЙКА И БЛАГОУСТРОЙСТВО
Действительный член АМН СССР проф. А. Н. Марзеев !, Е. С. Лахно Из Украинского института коммунальной гигиены
Украинский институт коммунальной гигиены совместно с Днепропетровской и Киевской областными санитарно-эпидемиологическими станциями в 1954 г. обследовал в 7 областях Украины 84 МТС, что составляет
6,2% всех машинно-тракторных станций республики. Этот материал позволяет сделать ряд выводов и предложений в области планировки, застройки и санитарного благоустройства МТС.
МТС имеет свои градостроительные особенности.
1. Это крупное государственное предприятие, при котором постоянно живет основная часть штатных работников; остальные проживают в колхозах, обслуживаемых данной МТС.
2. Труд рабочих МТС носит выраженный сезонный характер, большинство рабочих (трактористы и др.) значительную часть года (до 8 месяцев) проводит вне МТС, на полевых работах, и живет в полевых станах.
3. Рабочие МТС находятся в постоянном и тесном производственном и бытовом контакте с окружающими их колхозниками.
4. Огромное большинство МТС расположено в существующих населенных пунктах, обычно сельского типа.
Все эти особенности накладывают свой отпечаток на градостроительный облик МТС и в первую очередь на их планировку.
С производственной и санитарной точки зрения исключительно важен вопрос о планировке территорий МТС.
В Украинской реопублике строительство и реконструкция МТС ведутся по «Примерным схемам планировки МТС», разработанным в 1954 г. Государственным проектным институтом Министерства сельского хозяйства СССР и согласованным с Государственной санитарной инспекцией СССР.
В этих схемах учтены многие санитарные требования, но они не лишены и некоторых недостатков, один из которых заключается в том, что жилая зона МТС планировочно не увязана с примыкающими к ней населенными пунктами. Между тем изучение опыта строительства МТС показывает, что большинство из них (около 80% ) расположены в населенных пунктах, обычно на окраине или на расстоянии 0,5—1 км от них. Остальные 20% МТС расположены от сел на расстоянии 2—3 км и лишь в отдельных случаях стоят совершенно изолированно, на более значительном расстоянии.
Как правило, МТС следует размещать при существующих населенных пунктах, но конечно, не внутри их. При размещении внутри села МТС не может нормально развиваться, расширяться и работать, а для населения села она создает не только беспокойство, но и опасность массового травматизма от многочисленного автотранспорта. Конечно, в отдельных случаях, по особым производственным показателям МТС можно располагать и изолированно, вне сел, но это будет исключением из общего правила.
Совместное или близкое расположение выгодно и для МТС, и для села, так как оно позволяет комплексно решать ряд вопросов их благоустройства и лучше обеспечить культурно-бытовые потребности рабочих, служащих МТС и колхозников.
Для удешевления благоустройства МТС и прилегающего к ней населенного пункта необходимо обеспечить компактную застройку территории, а также повысить плотность застройки до 20—-25% против 10%, принятых в примерных схемах Государственного проектного института Министерства сельского хозяйства СССР.
Тесную связь МТС с населенным пунктом возможно достигнуть при правильном планировании и размещении общественных зданий и сани-тарно-технических установок, исходя при этом из того положения, что некоторые из них должны обслуживать лишь рабочих и служащих МТС. а другие, кроме того, — и жителей населенного пункта.
Для села должны быть использованы все санитарно-технические установки, которые будут в МТС: водопровод, канализация, ассенизационный обоз, баня, прачечная и др. Со своей стороны село должно обслуживать работников МТС такими учреждениями, как больница и поликлиника,
школа, библиотека, почта, а также сельский парк, стадион и т. п. Вполне очевидна необходимость в приближении к производству столовой и общежития. Они должны быть расположены в жилой зоне МТС.
При выборе земельного участка для МТС следует помнить, что в санитарном отношении исключительно важно располагать ее со стороны пахотных земель, чтобы дорога для выезда и въезда в МТС сельскохозяйственных машин, автомобилей проходила, минуя село. Обследования показывают, насколько тягостен и опасен для населения проезд автотранспорта через село, который справедливо вызывает жалобы жителей. При невозможности расположить МТС со стороны пахотных земель дорогу, ведущую из МТС в поле, следует проложить в объезд населенного пункта.
Учет направления господствующих ветров в данной местности также имеет важное значение при выборе площадки для застройки МТС. Электростанции и котельные МТС, как правило, работают на топливе низкого сорта и потому сильно загрязняют воздух и прилегающую местность. Загрязнение воздуха происходит и при обкатке тракторов. Работа электростанций я обкатка тракторов сопровождаются шумом.
При составлении проектов планировки МТС следует предусматривать удаление электростанций от жилой зоны в соответствии с санитарными нормами проектирования промышленных предприятий (Н 101-54), а котельных —на расстояние не менее 100 м.
Загрязнение атмосферного воздуха в районе расположения МТС выхлопными газами автотранспорта не может иметь практического значения вследствие малой интенсивности движения транспорта МТС и свободного проветривания территории. Нефтебаза и площадка для обкатки тракторов должны быть вынесены за пределы застройки на подветренную сторону.
Для обеспечения надлежащего санитарно-бытового, медицинского и культурного обслуживания механизаторов непосредственно на территории МТС должны быть фельдшерский пункт, красный утолок, а в мастерских— душевые, промывные уборные, умывальники, питьевые фонтанчики, центральное отопление.
Важен вопрос о возможных вредностях труда в МТС для трактористов и других рабочих. Производственные вредности как в самой МТС, так и при работе в поле небольшие и сводятся к загазованности воздуха в ремонтных мастерских, метеорологическому фактору, травматизму, производственному шуму и, наконец, к вопросу о сточных водах.
Актуальным является охрана чистоты воздуха в ремонтных мастерских МТС. По данным промышленно-санитарной лаборатории Харьковской областной санитарно-эпидемиологической станции, в воздухе цехов МТС содержится окись углерода, пары свинца, выхлопные газы, тяжелые углеводороды. Окись углерода была обнаружена в сборно-разборочном цехе при въезде тракторов своим ходом, а также в кузнечном и электросварочном цехах; пары свинца отмечались в воздухе медницкого отделения, где производилась пайка и заливка подшипников. Выхлопные газы выделяются во время испытания моторов, а тяжелые углеводороды — при мойке деталей тракторов керосином.
При отсутствии (вытяжной вентиляции загазованность воздуха в мастерских МТС в 2—3 раза превышает предельно допустимые концентрации. При устройстве местной вытяжной вентиляции на рабочих местах в кузнечном, электросварочном, медницком цехах и в цехе по испытанию моторов загазованность воздуха окисью углерода стала ниже предельно допустимых концентраций и составляла 0,01—-0,02 мг/л. Для предохранения воздуха от загазованности тяжелыми углеводородами необходимо обезжиривание частей тракторов керосином заменить промывкой их в растворе каустической соды.
Метеорологические условия при работе на территории МТС и в поле бывают неблагоприятны весной и осенью (охлаждение тела, простудные
2 Гигиена и санитария. Л'э А
9
заболевания, ревматизм и др.), а также в жаркие летние дни (перегрев^ инсоляция).
Травматизм обусловливается работой на сельскохозяйственных машинах. Данные первичной обращаемости и временной нетрудоспособности,' полученные в фельдшерских пунктах Бориопольской, Дымерской,. Верхне-Оферянской и Броварской МТС Киевской области, указывают, что в тех МТС, где не уделяется должного внимания технике безопасности, первое место среди общей заболеваемости механизаторов занимают производственные травмы.
Среди рабочих мастерских МТС распространены гнойничковые заболевания кожи. Тщательное поддержание тела в чистоте, ежедневное пользование душем (баней) после окончания работы, предупреждает гнойничковые заболевания кожи.
Важной и неотъемлемой частью1 МТС являются жилые помещения для рабочих, инженерно-технического персонала, служащих. Выделение приусадебных участков для специалистов МТС сборных одно- и двухквартирных домов, а также государственная помощь деньгами и стройматериалами обеспечивают широкое развитие индивидуального жилищного строительства. При осуществлении его необходимо отводить участок, примыкающий к МТС и селу, предоставлять застройщикам усадьбы, размером 1000—1500 м2. Строить дсма следует по одобренным типовым проектам, в которых предусмотрены санитарные узлы (ватер- или люфткло-зет, ванная или комната гигиены), добиваться того, чтобы мероприятия по благоустройству и бытовому обслуживанию охватывали не только территорию, занятую МТС, но и участок индивидуальной застройки.
При проектировании и строительстве МТС наиболее важным является их санитарное благоустройство. Оно должно быть простым, дешевым, но достаточно совершенным, приближающимся к благоустройству индустриальных рабочих поселков и городов.
Прежде всего необходимо осуществить вертикальную планировку, отвод поверхностных вод, замощение проездов и проходов.
Создание живой изгороди вокруг МТС и ее секторов, ветрозащитной полосы со стороны господствующих ветров, озеленение санитарных разрывов и территории в целом с разбивкой сквера—все это является обязательным.
Вопросы водоснабжения, канализации и очистки следует решать комплексно для МТС и населенного пункта. Обеспечение бесперебойной работы МТС и удовлетворение хозяйственно-бытовых нужд населения в питьевой воде возможно лишь при наличии водопровода. В'первую очередь строительства водопровода должны быть предусмотрены вводы в производственные здания, общественные учреждения и многоквартирные дома. Подключение к водопроводу домов индивидуальной застройки можно запланировать во вторую очередь, на первых порах запроектировав уличные водоразборные колонки.
При выборе источника водоснабжения для МТС прежде всего необходимо ориентироваться на подземную воду и только в крайнем случае (отсутствие доброкачественных подземных вод, недостаточный их дебит) следует прибегать к использованию открытых водоемов.
В МТС, оборудованной водопроводом и санитарно-техническими установками, образуются производственные, хозяйственно-фекальные и условно чистые сточные воды. Производственные сточные воды образуются при мойке автомашин, тракторов, комбайнов, обезжиривании деталей тракторов в горячем 2—5% растворе каустической соды, от проверки радиаторов, балансиров в 10—-20% растворе каустической соды, при освобождении от щелочи с помощью последующей промывки в воде. Хозяйственно-фекальные воды образуются в санитарных узлах мастерских. К условно чистым относятся воды котельной, оиловой и конденсат из сети центрального отопления. В период ремонта тракторов, который
ю
в условиях УССР длится с 15 сентября по 15 марта, количество производственных сточных вод МТС составляет около 6—8 м3 в месяц.
Для санитарной характеристики производственных сточных вод было забрано 18 проб в 5 МТС Киевской области и 11 проб в 3 МТС Днепропетровской области.
Анализ проб показал, что вода имеет глинистый запах, коричневый цвет. Осадок через 24 часа составляет 3,6 объемных процента, прозрачность равна нулю. Реакция проб резко щелочная, окисляемость по Кубе-лю — 4000 мг/л, БПКб — 2000 мг/л, сухой остаток фильтрованной воды — 33 000 мг/л. Потери при прокаливании составляют 5000 мг/л. взвешенные вещества 8000 мг/л, углеводороды — 4000 мг/л. Масляная пленка через 24 часа — 4,7 объемных процента.
Для обеспечения рациональной очистки в МТС необходимо во всех производственных, общественных и жилых зданиях, где нет канализации, устраивать люфтклозеты, а органические отбросы компостировать.
Важно, что за последнее время некоторые МТС на Украине получили пневматические автоцистерны для вывоза на поле жидких нечистот. Это мероприятие разрешает вопрос об устройстве непроницаемых выгребов, о транспорте по вывозу жидких нечистот и об их использовании в качестве удобрения.
Такова сумма санитарных вопросов, связанных со строительством МТС. решать которые нужно камплеконо.
До сих пор селам в деле их санитарного благоустройства не доставало санитарной техники, людей с технической компетенцией. С развитием МТС техника и, в частности, санитарная техника, широко проникнет в сельские местности и будет способствовать санитарному прогрессу на селе.
Поступила 28/ХП 1954 г.
-й- -А- -й-
ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ И БЛАГОУСТРОЙСТВА НОВЫХ ЗЕРНОВЫХ СОВХОЗОВ
Кандидат медицинских наук Е. А. Родионов
Из Московского областного научно-исследовательского санитарно-гигиенического
института
Проведенные нами за последние 3 года обследования более 20 совхозов Московской области, детальное изучение около 40 проектных заданий на реконструкцию совхозов, расположенных в степных районах Сибири, Урала, Заволжья и других местах, а также анализы ряда примерных схем генеральных планов для застройки новых зерновых совхозов позволяют сделать некоторые обобщения и санитарно-планировочные предложения.
Новые зерновые совхозы, располагающие большой площадью пахот-но-пригодных земельных угодий, обладающие передовой техникой и являющиеся мощными индустриальными фабриками зерновых культур, должны иметь благоустроенные поселки.
В сотнях новых совхозов по схемам генеральных планов, разработанным институтом «Гипросельхозпроект» и другими организациями, ведется строительство жилых домов, столовых, школ, бань, клубов, пекарен и других объектов. Однако первые схемы генеральных планов и применяемые в строительстве типовые проекты жилых и общественных зданий облегченных конструкций в условиях степного климата восточных районов не
2*
II