Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ»

осталось завершить работу по устранению вибрации на тракторе и устройству рационального сидения. Над внедрением наших предложений, а также над уменьшением шума отдельных узлов завод продолжает работать.

Оценка эффективности предложенных нами мероприятий при работе на тракторе С-80 измененной конструкции является задачей дальнейших исследований.

Поступила 18/IX 1954 г.

* *

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ

Кандидат медицинских наук В. И. Буховец, кандидат биологических наук Н. К. Вальчук, проф. Н. К. Витте, проф. Р. Д. Габович, кандидат медицинских наук Е. П. Топчиева

Из Винницкого медицинского института

С января 1954 г. в Винницком медицинском институте проводится научно-исследовательская работа по изучению состояния здоровья трактористов в связи с условиями труда и полевого быта в тракторных бригадах. Работа ведется комплексно кафедрами гигиены, физиологии, терапии» глазных болезней, болезней уха, горла, носа; в ней принимают участие также и практические врачи. Работа проводилась преимущественно на базе МТС Винницкого района, являющейся одной из передовых в области. Однако некоторые наблюдения были сделаны и в МТС других районов. Исследование проводили во время предпосевных и посевных работ весной 1954 г. пои работе как на гусеничных тракторах (СХТЗ-НАТИ, ДТ-54, КДП-35), так и на колесных (ХТЗ-7, СТЗ-ХТЗ, У-2 и Беларусь). При проведении исследований учитывалось, что гигиеническая обстановка работы тракториста зависит от конструктивных особенностей трактора, вида полевых работ, характера прицепных орудий, климатических и погодных условий, организации и режима дня, полевого быта.

При сравнении конструктивных особенностей различных тракторов прежде всего обращает на себя внимание разнообразие в качестве и размерах сидения. В большинстве тракторов сидение расположено в центре. В тракторе СТЗ-ХТЗ оно занимает эксцентрическое положение — несколько сдвинуто вправо, поэтому тракторист наклоняется в левую сторону, когда необходимо направлять трактор по левому колесу. Однако при вождении тракторов других марок с центрально расположенным сидением трактористы также вынуждены иногда наклоняться в стороны или вперед. Причиной этого является либо низкое расположение рычагов управления (некоторые модели ХТЗ-7), либо низкое сидение (тракторы У-2, КДП-35 и ДТ-54). В тракторе ХТЗ-7 воздухоочиститель несколько заслоняет от глаз тракториста левое колесо, что мешает вождению трактора по колее и принуждает тракториста наклоняться влево. Все это ведет к излишнему утомлению трактористов. Отрицательным фактором является также отсутствие спинки. Так, при работе на тракторе У-2 из-за отсутствия опоры мышцы спины тракториста довольно быстро устают и посадка его становится неправильной — сутулой. Мы наблюдали тракториста с 20-летним стажем работы на тракторе У-2 с сильно выраженным искривлением позвоночника (сколиозом) профессионального характера.

В тракторах Беларусь, КДП-35 и ДТ-54 управление расположено далеко от сидения тракториста, поэтому он лишен возможности пользоваться спинкой, особенно в том случае, если ему нужно вести трактор по маркировочной ленте: тогда он вынужден наклоняться вперед или обло-

качиваться на правый подлокотник. Низкое сидение в тракторах КДП-35 и ДТ-54 приводит к тому, что колени трактористов подняты очень высоко — образуется острый угол между бедром и голенью, опереться о спинку трактористы не могут, так как она далеко, и поэтому они сутулятся.

Запуск большинства тракторов (СТЗ-ХТЗ, У-2, ХТЗ-7, СХТЗ-НАТИ) производится при помощи пусковой рукоятки, требующей больших усилий и небезопасной в эксплуатации, что может явиться причиной травм. Около 30—40% травм среди трактористов происходит при заводе трактора.

Конструктивные особенности различных марок тракторов могут в значительной степени влиять на санитарно-гигиенические условия: на шум и сотрясения, на микроклимат, на попадание выхлопных газов, запыленность на рабочих местах и др.

Одной из важнейших особенностей труда тракториста, как и большинства рабочих сельскохозяйственных профессий, является воздействие метеорологических условий, причем для ранней весны и поздней осени характерны низкая температура воздуха, высокая относительная влажность, а во многих местах и сильные ветры.

Наши исследования показали, что на рабочем месте тракториста в машинах с кабиной температура воздуха на 6—13° выше, чем в наружной атмосфере. В кабине трактора ДТ-54 было несколько холоднее, чем в кабинах других машин вследствие того, что открытые входы в кабину тракториста имеются в обеих стенках. На рабочих местах в тракторах без кабины температура воздуха равнялась наружной. В соответствии с этим у трактористов, работавших в кабине, было лучшее тепловое состояние. Трактористы, работавшие на машинах, не имеющих кабины, жаловались на холод, по ночам иногда прерывали работу, чтобы согреться в тракторном вагончике. Еще хуже условия в осеннее время. Это заставляет ставить вопрос о необходимости устройства кабины на всех марках тракторов. Поскольку в летнее время кабина (кроме зонта) нежелательна, ибо ведет к перегреву, то следует, повидимому, продумать вопрос об устройстве на тракторах У-2, Беларусь и других марок либо кабины со съемными боковыми стенками, либо раскрывающейся брезентовой кабины. Необходимо также выдавать трактористам в холодное весеннее и осеннее время, особенно работающим в ночной смене, термос со сладким горячим чаем или кофе.

Следующим важным фактором, воздействующим на трактористов, является шум, зависящий от мощности двигателя и его конструкции, от наличия и расположения глушителя, конструкции кабины и ряда других причин. Результаты измерения шума объективным шумомером Ленинградского института гигиены труда представлены в табл. 1.

Таблица 1 Громкость шума на тракторах различных марок

Марка трактора Колебания громкости шума в децибел.! ах Средняя громкость в децибеллах Наличие глушителя

ХТЗ-7 86—88 87,0 Есть

У-2 89-92 90,5 .

Беларусь 93-96 94,5 Нет

СТЗ-ХТЗ 30/15 93-98 95,5 Есть

КДП-35 94-98 96,0 Нет

ДТ-54 102-106 104,0

4* 27

\

Эти исследования показали, что интенсивность шума колеблется в сравнительно небольших пределах в зависимости от скорости, с которой работает трактор. Интенсивность шума достаточно велика даже на тракторах с малой мощностью двигателя и, следовательно, далеко еще не все сделано конструкторами для сведения шума к минимуму. В частности, на ряде тракторов отсутствуют глушители, а на других они не совершенны и являются преимущественно искроулавливателями.

Собранные кафедрой ото-рино-ларингологии (проф. В. П. Ярославский) сведения о влиянии шума на функцию органа слуха трактористов говорят о наличии незначительного временного понижения слуха к концу рабочего дня и жалоб на шум в ушах по окончании рабочего дня в течение '/2—2 часов.

Исследования М. А. Петровой также показали, что у трактористов после работы часто наблюдается понижение воздушной проводимости (определялась камертоном С2048 и С1282) и понижение костной проводимости (определялась камертоном С128 с середины головы). По нашим наблюдениям, при одной и той же громкости шума в поле и в помещении, определяемой шумомером, в поле субъективно шум переносится значительно лучше (что можно отнести за счет отсутствия резонанса), однако шум тракторного двигателя при выполнении ряда работ является одним из важнейших факторов, ведущих к утомлению нервной системы тракториста.

Что касается сотрясения и вибрации, то они минимальны на тракторах с резиновыми баллонами и кожаными сидениями на пружинах (Беларусь, ХТЗ-7) и значительно больше на гусеничных тракторах, особенно на КДП-35.

Степень запыленности воздуха в зоне дыхания тракториста зависит от конструктивных особенностей трактора, вида прицепного орудия, направления и скорости движения воздуха и особенно от влажности и характера почвы.

В табл. 2 мы приводим типичные данные наших исследований запыленности воздуха. Вследствие высокой влажности почвы в большинстве исследований запыленность воздуха была ничтожной; она резко возрастала с подсыханием почвы и усилением ветра. В литературе имеются указания, что на гусеничных тракторах запыленность меньше, чем на колесных. Мы этого не наблюдали.

Из данных табл. 2 видно, что при. сухой почве и боковом ветре запыленность воздуха на гусеничных тракторах, несмотря на наличие кабин, была достаточно велика, до сотен миллиграммов в 1 м3 воздуха; наблюдались случаи, когда трактор издали не был виден из-за окутывающей его пыли, а лицо и одежда тракториста красноречиво свидетельствовали о большой запыленности воздуха. В то же время наши исследования показывают, что пыли значительно больше на рабочем месте прицепщиков, чем тракториста, особенно при встречном ветре.

Дисперсность пылевых частиц, зависящая от характера почвы, силы ветра и ряда других причин, в наших условиях была следующая: до 1 и. — от 9 до 58% (в среднем 32%); 1—5 ц. — от 14 до 56% (в среднем 43%); 5—1(1 ¡х —от 8 до 36% (в среднем 19,5%); больше 10 ¡х —от 2 до 11% (в среднем 5,5%). Конечно, следует учитывать, что эти данные касаются лишь тех частиц, которые улавливаются пылемером Оуэнса 1, в действительности же процент пылинок размером свыше 10 ¡х несколько больше1. В весеннее время пыль почти исключительно минеральная.

Хотя при оценке запыленности воздуха на тракторах нельзя подходить с теми критериями, которые приняты в промышленности, где запы-

1 Авторы допустили ошибку, использовав для определения дисперсности пыли кониметр Оуэнса 1, который отличается избирательным отношением к пылевым части цам разной дисперсности. Ред.

Таблица 2

Содержание пыли в зоне дыхания тракториста и прицепщика

Марка Выполняемая работа Концентрация пыли в зоне дыхания (в мг/м3) Влажность почвы

трактора тракториста прицепщика

ХТЗ-7 Каткование пашни, пропашка лесонасаждений Меньше 1 Меньше 1 Очень влажная (после дождя)

Культивация почвы Меньше 1 1-7,1 Влажная

1-3,2 2,08-41,6 Слегка подсохла

У-2 Посадка кукурузы квад-рапю-гнездовым способом Пахота плугом Меньше 1 15,2-19,7 Меньше 1 48,5—147,4 Счень влажная (после дождя) Сухая

СТЗ-ХТЗ .«715 КПД-35 Посадка свеклы Культивация почвы Меньше 1 Меньше 1 1-41,6 1 — 1,6 Влажнан Очень влажная

Посадка кукурузы квадратно-гнездовым способом 14-25,2 18,7-293,7 Сухая

ДТ-54 Культивация почвы Посадка картофеля квадратно-гнездо-вым способом 2,2-12,5 2,2-2,7 7,5-25,1 3,5-38,1 Влажная (сильный ветер) Влажная

Картофелесажалкой СКБ-4 14-16,6 5,2-246,1 Сухая

Посев с дисковыми сеялками 8,2-51,3 32,3-96,3 •

СХТЗ-НАТИ Культивация почвы Пахота плугом 10,2-11,6 5,8-153 90,1-208,2 210-981 •

Посев сеялкой 43-181 52-291 •

ленность носит постоянный характер, а человек работает в закрытом помещении, однако борьба с пылью на тракторах и прицепных орудиях является сложной и актуальной проблемой. Некоторыми исследователями предлагается герметизированная кабина с подачей очищаемого от пыли и охлаждаемого воздуха. Это предложение следует проверить экспериментально. Пока же, как нам кажется, необходимо обеспечить трактористов противопылевыми комбинезонами, шоферскими очками, а для случаев с высокой запыленностью — индивидуальными респираторами, или ватно-марлевыми повязками, как это делается при многих пыльных процессах на предприятиях. После окончания работы трактористы должны быть обеспечены возможностью принять теплый душ.

По данным Киевского института гигиены труда, у трактористов часто наблюдаются как следствие запыленности субатрофический и атрофиче-ский катарры слизистой носа и носоглотки, а также носовые кровотечения. Наши материалы пока не позволяют говорить об этом, но наблюдения

в этом направлении, а также изучение влияния запыленности на более глубокие дыхательные пути будут продолжены.

Нами изучалось содержание окиси углерода в зоне дыхания трактористов Сравнительные данные о содержании окиси углерода на тракторах различных марок приведены в табл. 3.

Таблица 3

Концентрация окиси углерода в зоне дыхания трактористов

Марка Содержание окнси углерода ( в мг/л) Двигатель Расположение

трактора минимальное максимальное среднее выхлопной трубы

ХТЗ-7 0 0,088 0,023 Бензиновый Сбоку от двигателя

У-2 0,005 0,026 0,017 Керосиновый • . •

СТЗ-ХТЗ 30/15 0,015 0,19 0,057 ■ * ■ ■

Беларусь 0 0,013 0,007 Дизельный Над двигателем

КДП-35 0 0,078 0,02 > » 9

ДТ-54 0,005 0,036 0,0157 • . .

СХТЗ-НАТИ 0,005 0,035 0,015 Керосиновый я я

Содержание окиси углерода в зоне дыхания трактористов, по нашим данным, ниже, чем по исследованиям сотрудников Киевского института гигиены труда: они получили содержание окиси углерода (в мг/л): на тракторе ДТ-54 в среднем 0,02, на тракторе СХТЗ-НАТИ — 0,09, на тракторе С-80 —-0,16. Возможно, что причиной уменьшенного количества окиси углерода в наших исследованиях явились низкие температуры воздуха и ветреные погоды, чего не было во время летних исследований сотрудников Киевского института гигиены труда.

Из данных табл. 3 видно, что наибольшие максимальные и средние концентрации окиси углерода наблюдаются на тракторах СТЗ-ХТЗ 30/15 и ХТЗ-7, в которых выхлоп расположен сбоку от двигателя. Содержание окиси углерода в зоне дыхания тракториста колебалось в зависимости о г направления движения ветра и курса трактора.

Все перечисленные особенности условий труда трактористов оказывают значительное влияние на течение физиологических процессов в их организме и прежде всего на состояние центральной нервной системы. В этой связи с целью сравнительного изучения утомления трактористов на различных машинах, наряду с наблюдением за пульсом и кровяным давлением, применялись методы, позволяющие до некоторой степени характеризовать состояние их центральной нервной системы: определение скорости зрительно-моторной реакции и быстроты диференцировки при помощи хроноскопа Н. К- Витте, определение времени коленного рефлекса, динамометрия и динамография по Лейнику. Эти исследования показали, что в условиях весенних работ признаки наибольшего утомления иногда связаны не с конструктивными особенностями трактора, а с характером выполняемой работы. Например, посев кукурузы и картофеля квадратно-гнездовым способом, посев свеклы по всходозащитной ленте, посадка овощных культур рассадо-посадочной машиной требовали от

1 Анализы воздуха на содержание окиси углерода проведены ассистентом кафедры общей химии Винницкого медицинского института С. С. Ярославской.

трактористов большого и непрерывного нервно-психического напряжения, что приводило к утомлению.

Данные о физиологических сдвигах, наблюдавшихся в течение рабочего дня у трактористов, приведены в табл. 4.

Таблица 4

Физиологические сдвиги в организме трактористов в течение рабочего дня

Тип трактора Выполняемая работа Скорость зрительно-моторной реакции в сотых долях секунды Быстрота диференцировки в сотых долях секунды Время коленного рефлекса в сотых долях секунды Величина максимального кровяного давления Температура воздуха

до работы после работы до работы после работы до работы после | ра- ! боты до работы после работы

.ХТЗ-7 Боронование озимых 42 52 _ _ 14 10 106 132 6—10°

Каткоаание 30 35 42 50 14 12 108 128 1,5—7°

Пропашка 33 46 38 49 — — 104 102 1-9°

У-2 Посев кукурузы квадратно-гнездовым способом 29 32 112 124 5°

СТЗ-ХТЗ 30/15 Культивация почвы под свеклу Г 32 1 27 39 36 35 33 3S 40 — : 101 108 122 124 1-5° 1-5°

Посадка С 26 29 29 36 — 110 124 5—10°

свеклы { 35 31 - - — — 106 118 0,2-10°

КДП-35 Культивация почвы Посев кукурузы квадратно-гнездовым способом 118 118 125 109 5-11° 29°

ДТ-54 Культивация почвы Посадка картофеля квадратно-гнездовым способом 28 20 27 37 30 34 42 22 38 34 12 И 9 7 102 108 112 126 124 116 1,2-5° 5—9= 5"

СХТЗ-НАТИ Культивация 30 37 42 62 10 8 112 136 6—10°

почвы 38 37 55 64 11 7,5 115 132 1,5-7°

под яровые 35 41 35 45 10 8 108 128 2°

Как видно из данных табл. 4, у всех трактористов, подвергавшихся исследованию, скорость зрительно-моторной реакции удлинялась, быстрота диференцировки значительно замедлялась к концу рабочего дня; время коленного рефлекса укорачивалось. Удлинение скорости зрительно-моторной реакции указывает на ослабление процесса возбуждения в централь-

ной нервной системе. Замедление быстроты диференцировки является признаком ослабления тормозного процесса. Таким образом, приведенные факты свидетельствуют об утомлении коры больших полушарий головного мозга трактористов к концу рабочего дня. Укорочение времени коленного рефлекса также подтверждает это, так как может явиться результатом ослабления (вследствие утомления) тормозных влияний, идущих от коры больших полушарий головного мозга к спинному мозгу.

Динамометрия показала, что к концу работы у большинства трактористов мышечная сила немного возрастала. Наименьшее увеличение ее было у тракториста, работавшего на тракторе СХТЗ-НАТИ. Непостоянный результат (то снижение, то увеличение) был отмечен у тракториста, работавшего на тракторе СТЗ-ХТЗ 30/15. Анализ динамограмм выявил значительные признаки утомления у тракториста-водителя СХТЗ-НАТИ; дина-мограммы всех остальных трактористов содержали менее заметные признаки утомления.

В большинстве случаев частота пульса к концу рабочего дня увеличивалась на 2—12 ударов в минуту. Наименьшее учащение наблюдалось у трактористов, работавших на тракторе ХТЗ-7, наибольшее — на СХТЗ-НАТИ и ДТ-54, на которых физическая нагрузка трактористов наиболее значительная.

Величина как максимального, так и минимального кровяного давления, как правило, возрастала к концу дня. Наибольшее увеличение максимального кровяного давления в среднем на 17—20 мм наблюдалось у трактористов, работавших на СХТЗ-НАТИ и ДТ-54. Минимальное кровяное давление повышалось примерно одинаково у всех трактористов, в среднем на 6—8 мм. В отдельных случаях очень тяжелой работы максимальное кровяное давление к концу рабочего дня падало (табл. 4).

Следует отметить, что физиологические исследования говорят о сравнительно большем утомлении водителей более мощных машин СХТЗ-НАТИ и ДТ-54, однако и в организме трактористов, обслуживающих трактор СТЗ-ХТЗ 30/15, также наблюдались сравнительно большие физиологические сдвиги. Не исключена возможность, что причиной этого в последнем случае послужили и более высокие концентрации окиси углерода во вдыхаемом воздухе.

Наличие физиологических сдвигов, характеризующих работу на тракторе как напряженную, выдвигает необходимость разработки мероприятий по снижению утомляемости трактористов.

Выводы

1. Сравнительные физиолого-гигиенические исследования показали значительное преимущество тракторов, оборудованных кабинами, защищающими трактористов от холода, ветра и осадков. Это подсказывает необходимость устройства и на тракторах других марок жестких, частично съемных или мягких кабин с брезентовыми скатывающимися стенками.

2. Имеет место на тракторах разнообразие типов сидения и употребление различных материалов для их изготовления. Изучение самочувствия трактористов (их утомляемости, чувства неловкости в отдельных частях тела, боли), связанного с неудобной позой, приводит к выводу о необходимости располагать сидение в центре; ширина его не должна быть менее 60—70 см, что позволяет вести трактор по колее без наклона туловища в сторону; высота сидения должна равняться 50 см, глубина не должна превышать 33 см, чтобы тракторист мог упираться в полужесткую спинку. Сидение должно быть мягким (кожаным) на пружинах, что уменьшит влияние сотрясения и вибрации и иметь небольшой уклон спереди назад. Необходимо устроить удобные подножки для посадки на трактор.

3. Шум от двигателя трактора на рабочем месте тракториста достигает 75—90 децибелл, что должно отражаться неблагоприятно на слухе

трактористов и усиливать их утомление. Необходимо разработать на тракторах приспособления, снижающие шум.

4. В отдельных случаях на тракторах всех марок концентрация окиси углерода в зоне дыхания тракториста превышает предельно допустимые концентрации, что заставляет ставить вопрос о необходимости переноса выхлопных труб, расположенных сбоку от двигателя, и удлинения выхлопных труб, расположенных над двигателем, чтобы выхлоп был на 50—60 см выше зоны дыхания тракториста; на уже изготовленных тракторах следует на выхлопную трубу сделать насадку для отведения газов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. В целях борьбы с воздействием пыли, концентрации которой достигают в отдельные дни сотен миллиграммов в 1 м3 воздуха, следует снабжать тракториста противопылевым комбинезоном, шоферскими очками и (для отдельных видов работ) индивидуальным респиратором. Необходимо экспериментально проверить предложение о борьбе с пылью посредством герметизации кабины тракторов и создания подпора подаваемого, предварительно фильтрованного и охлажденного воздуха.

6. Неудобство позы тракториста, усугубляемое необходимостью вести непрерывное наблюдение за ходом колеса и периодическое наблюдение за прицепным орудием, ведет к напряжению внимания и утомлению. Для предупреждения утомления необходимо: а) снабдить тракторы легко видимыми для глаза ориентирами при движении по колее (следоуказателями) вместо наблюдения за гусеницами или колесами, б) устроить зеркала для частичного обзора прицепных орудий, в) применить сигнализацию между трактористом и прицепщиком.

7. Особого внимания заслуживает работа прицепщика, протекающая в условиях большой запыленности, резкого воздействия неблагоприятных метеорологических условий и неудобной позы. Для облегчения труда прицепщика необходимо: а) устроить рабочее место прицепщика (удобное сидение, щитки, защищающие от пыли), б) снабдить его соответствующей одеждой (противопылевыми комбинезонами), шоферскими очками и индивидуальным респиратором.

Поступила 18/IX 1954 г.

-й- "¡V -fr

О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА

ДОЯРКИ

Врач Г. Ф. Брага

Из Черниговского областного отдела здравоохранения

До настоящего времени вопросы гигиены труда работников животноводческих ферм изучены крайне недостаточно. В доступной нам литературе имеются ограниченные и в большинстве случаев устаревшие данные об условиях труда доярок и некоторых других работников животноводства. В целях разработки мероприятий по оздоровлению условий труда животноводов Черниговской области нами проведено изучение санитарно-гигиенического состояния молочно-товарных ферм колхозов и совхозов, гигиенических условий труда и отдыха и состояния здоровья животноводов. В обследований молочно-товарных ферм приняли участие санитарные врачи районов, главные врачи и врачи сельских больниц, заведующие фельдшерско-акушерскими пунктами и пр. В настоящее время обследовано свыше 600 животноводческих ферм. Одновременно усилен санитарный надзор за строительством и механизацией ферм. Расширяется механизация трудоемких процессов на молочно-товарных фермах и преж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.