Научная статья на тему 'МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА НА МОЩНЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ТРАКТОРАХ'

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА НА МОЩНЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ТРАКТОРАХ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА НА МОЩНЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ТРАКТОРАХ»

с Министерством здравоохранения СССР и внесены в соответствующие альбомы.

4. Существующая планировка квартир и устройство центрального отопления в домах КЩ—6-50 не удовлетворяют новоселов. В квартирах следует устроить кладовую, расширить площадь кухни, предусмотреть в ней достаточно изолированное место для хранения запасов воды; необходимо облегчить заполнение системы центрального отопления водой, а также поставить вопрос о брикетировании угля. Во избежание наблюдающихся перегревов воды в системах надлежало бы снабжать котелки центрального отопления примитивной автоматикой.

5. Для массового использования в сборном домостроении камыша необходимо создание технически совершенных типовых проектов (плани- / ровка здания и конструкция) с всемерной стандартизацией элементов каркаса и размеров утеплительных камышитовых плит.

Поступила 26/1II 1955 г.

•ь ъ ^

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА НА МОЩНЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ТРАКТОРАХ

Научный сотрудник Т. А. Орлова

Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР

По пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР мощность тракторного парка к концу пятилетки возрастет примерно на 50% и механизация основных полевых работ в колхозе будет завершена. Основой механизации сельского хозяйства являются тракторы. Трактористы и их помощники стали теперь постоянными кадровыми рабочими на селе. Осуществление механизации выдвигает задачу более углубленного гигиенического изучения условий труда при работе на сельскохозяйственных машинах с тем, чтобы новая техника обеспечивала не только высокую мощность и производительность, но также здоровые и безопасные условия труда. Успешно решить эту задачу можно только при тесном содружестве конструкторов и гигиенистов, когда в порядке предварительного надзора гигиенисты совместно с конструкторами будут обсуждать проекты новых конструкций машин, тракторов, прицепных орудий и вносить в них соответствующие коррективы, обеспечивающие здоровый и безопасный производительный труд.

Опыт показывает, что там, где нет этого содружества, тракторы и другие сельскохозяйственные машины выпускаются без учета некоторых гигиенических требований. Устранение же недостатков после передачи проектов в серийное производство требует для выполнения гигиенических требований значительного времени и перестройки всего производственного цикла.

В настоящее время наиболее мощным быстроходным трактором является дизельный гусеничный трактор С-80. Этот трактор широко применяется не только в сельском хозяйстве, но используется как тяговая сила в нефтяной, лесной, угольной промышленности, при строительстве дорог и гидроэлектростанций. В своем устройстве этот трактор имеет ряд недостатков, из них основным является наличие шума, оказывающего вредное влияние на трактористов. По ходатайству Центрального профессионального союза рабочих совхозов институтом проведена работа по выявлению причин возникновения шума и изысканию путей его устранения, равно как и по устранению других недостатков в конструкции трактора.

В процессе изучения было установлено, что работа трактористов протекает в условиях воздействия интенсивного шума и вибраций, при наличии пыли и выхлопных газов в кабине, при низких или высоких температурах воздуха в зависимости от времени года.

При наличии одного прицепного орудия шум в зависимости от нагрузки и скорости трактора достигает уровня от 80 до 106 децибел (замеры проводились шумомером Ш-1 и шумомером, изготовленным Центральным институтом связи).

В спектр шума входят все звуковые частоты с некоторым преобладанием высоких частот (см. рисунок).

Высокий уровень шума в кабине трактора С-80 обусловлен работой мотора, коробки передач и движением гусеничного хода. Шум от мотора возникает главным образом за счет импульсного выхлопа газов, выброс

I 120

5 100

ь

•г 70

\60 _

^Чагтптп Ш- 60 75 W0 ,S0 200 300 400 600 800120016002400320048006400 r 75 100 ISO 200 300 400 BOO SOO120016002400320041005400960012800

Спектр шума трактора С-80 на третьей скорости при наличии одного прицепа (уровень интенсивности в децибелах на

октаву).

которых происходит под большим давлением и с большими скоростями (каждый цилиндр дает до 400 хлопков в минуту). Другой причиной шума являются механические удары деталей мотора, главным образом поршней при работе.

Шум при работе коробки передач образуется за счет ударов зубцов работающих шестерен друг о друга, особенно в момент переключения шестерен, и за счет вибрации вала, отдельных шестерен и других деталей, которые при вибрации передают удары на сочленяющиеся с ними детали. Особенно выделяется своей силой и апериодичностью шум паразитной шестерни. Последнее, повидимому, зависит от того, что паразитная шестерня является консольной, т. е. не имеет второй опоры, и поэтому она не имеет равномерного зацепления по длине и профилю зуба с сопряженными деталями. Шум при движении гусеничного хода образуется при ударах зубцов ведущих колес о траки, от ударов траков друг о друга и от ударов траков о землю.

Значительная вибрация и толчки кабины, в том числе пола и сидения, обусловлены тем, что трактор имеет полужесткую систему амортизации и жесткое крепление кабины к раме, на которой крепится мотор, коробки передач, коробка бортовых фрикционов и др. Поэтому кабина воспринимает все колебательные движения работающих механизмов, ходовой части, в том числе и гусеничного хода. Броски и толчки кабины вызваны жестким креплением опорных катков к каретке; при наезде трактора на препятствие трактор весь поднимается и резко возвращается в первоначальное положение.

Запыленность кабины тракториста зависит от того, что в кабине перед лицом тракториста находится воздухоочистительный фильтр для мотора. Вследствие этого через кабину протягиваются большие количества наружного запыленного воздуха. Продукты сгорания попадают в кабину от

Общий уровень шума -Я9~!06ДЦ6

выхлопной трубы мотора, которая расположена на капоте мотора в зоне дыхания тракториста.

Сидение тракториста расположено горизонтально, без наклона назад и покрыто воздухонепроницаемым материалом. Пол кабины и ручки рычагов управления — металлические и в холодный период года вызывают чрезмерное охлаждение ног и рук. Пуск трактора в ход и управление им осуществляются при помощи рычагов и педалей и выполняются в неудобном и неустойчивом положении тела при значительном физическом напряжении.

Во время движения трактора тракторист из-за отсутствия специального зеркала, которое бы отражало заднюю часть поля, помимо того, что беспрестанно поворачивает голову вправо и влево, следя за маркерами (указателями предыдущего хода), вынужден поворачивать ежеминутно голову назад, чтобы следить за прицепными орудиями. Кроме того, тракторист вынужден часто подниматься с сидения для обзора поля перед собой, ибо высоко расположенный капот мотора ограничивает поле зрения. В ночное время напряжение зрения усиливается из-за недостаточного и нерационального освещения рабочего поля и прицепных орудий. Особенно неудобно положение тракториста во время поворота трактора, когда он нажимает ногами на тормозные педали, а рукой на акселератор; вытянутая правая нога нажимает педаль вперед, а правая рука отводит рычаг назад; левая рука идет вперед, отводя акселератор, голова поворачивается вправо, влево и назад. В это время все части тела испытывают значительное напряжение. Большое напряжение во время движения трактора тракторист также испытывает, прислушиваясь к работе мотора, так как о его работе он судит по звуку.

Для выяснения действия шума на тракториста был проведен обычный ото-ларингологический осмотр с подробным исследованием кохлеарнои функции при помощи аудиометра, шепотной и разговорной речи.

Было обследовано 49 трактористов, из них 35 работали на тракторе С-80 и 14 — на тракторах других марок. В основном были обследованы трактористы молодого и среднего возраста со стажем работы на тракторе С-80 от одного года до 4 лет. Исследование порога слуховой чувствительности проводилось двукратно: перед выездом трактора в поле (после отдыха от шума спустя 14, 48 и 72 часа) и после его возвращения с поля спустя 40 минут (иногда 1 '/г часа). Все работающие на тракторе С-80 до и после работы жаловались на шум и звон в ушах, а некоторые — на головную боль и быструю утомляемость. При помощи аудиометра было установлено, что до работы звуки с частотой 64—128 колебаний в секунду воспринимаются подавляющим большинством нормально и наибольшее понижение слуха на этой частоте составляет 25 децибел против нормальной кривой слуха для данного аудиометра. Число лиц с нормальным слухом уменьшается по мере увеличения частоты звука; на частотах 2 048—4 096 герц понижение слуха достигает 60—70 децибел.

Повторное исследование, проведенное непосредственно после работы на тракторе, показывает, что острота слуха значительно ухудшается равномерно на все звуковые частоты по сравнению с той, которая была до работы.

Восприятие шепотной речи осталось неизменным только у 4—5 человек, у остальных оно понизилось в пределах от 0,5 до 4,5 м.

Результаты исследования, проведенного непосредственно после работы на тракторе С-80, показывают, что падение остроты слуха и жалобы трактористов находятся в прямой зависимости от шума. Последнее обстоятельство подтверждается тем, что понижение остроты слуха наблюдается именно на тех частотах, которые преобладают в спектре шума трактора.

Обследование до работы трактористов, работающих на тракторах других марок, показывает, что и эта группа лиц имеет некоторое пониже-

ние остроты слуха в области 2 048, 4 096 и 8 192 колебаний в секунду, но степень этого понижения выражена значительно меньше, чем у трактористов, работающих на машине С-80, и не превышает 25 децибел против нормальной кривой слуха. Исследования, проведенные после работы, показывают, что острота слуха после 10—42 часов работы страдает незначительно.

При обследовании, помимо уточнения действия шума на орган слуха, было проведено доступное в полевых условиях исследование состояния сосудистой системы. У большинства обследуемых после работы кровяное давление было повышено: максимальное — на 20—25 мм, минимальное — на 10—15 мм ртутного столба. У 4 трактористов давление понизилось: максимальное — на 15—20 мм, минимальное на 8—10 мм ртутного столба и только у 2 человек давление после работы осталось без изменения.

Неблагоприятные условия труда тракториста в основном зависели от особенностей конструкции трактора, в которой не были учтены: шумо-глушение, устранение вибраций и возможности поступления в кабину воздуха, загрязненного пылью и выхлопными газами, устройство удобного сидения, удобство обзора поля, достаточное освещение и т. д.

В результате проделанных исследований были разработаны мероприятия, направленные на улучшение конструкции трактора с точки зрения оздоровления условий труда.

Основными из них являются:

1) уменьшение шума и вибрации: установка глушителя на выхлопе у мотора; уменьшение шума в коробке передач за счет уменьшения ударного шума и вибраций (увеличение профиля шестерен, тщательная их отшлифовка и пр.); установка амортизационных устройств между кабиной и рамой и между опорными катками и кареткой; установка щитов из упругих материалов между рамой трактора и кабиной и между мотором и кабиной.

2) уменьшение загазованности и запыленности кабины, а также улучшение организации рабочего места: размещение воздухоочистителя вне кабины или вынос воздухо-заборной трубы для очистителя на крышу кабины; размещение устья выхлопной трубы выше кабины; размещение пускового бачка двигателя на баке основного топлива; улучшение сидения за счет увеличения угла наклона в сторону спинки сидения и покрытие его воздухопроницаемым материалом; устройство светильников спереди и сзади трактора с расчетом хорошей освещенности дороги и прицепных орудий; установка зеркала для обеспечения видимости поля сзади без поворота головы; поднятие кабины не менее чем на 10 см (с таким расчетом, чтобы капот мотора не мешал обзору поля сидя); покрытие пола кабины и ручек рычагов управления малотеплопроводным материалом; автоматизация рычага двигателя; дополнительное оборудование трактора насосами для пускового и основного бака; оборудование трактора сигнализацией между трактористом и прицепщиком; установка в кабине крыльчатого вентилятора для создания движения воздуха; устройство отопления для обогрева кабины в зимнее время.

Предложенные мероприятия по реконструкции трактора были переданы в ЦК профсоюза рабочих совхозов, в Министерство здравоохранения СССР и заводу-изготовителю. Кировский завод, которому были направлены разработанные мероприятия, сообщил, что из мероприятий, которые способствуют уменьшению шума, внедрены следующие: установлен глушитель на пути выхлопных газов от мотора, улучшена точность изготовления и качество отработки рабочей поверхности зубьев шестерен в коробке передач; воздухоочиститель вынесен из кабины (для уменьшения запыленности), изменена конструкция пола кабины и установлен деревянный настил (для улучшения работы в зимних условиях). В настоящее время завод выпускает тракторы видоизмененной конструкции. Заводу

4 Гигиена и санитария, № 6

25

осталось завершить работу по устранению вибрации на тракторе и устройству рационального сидения. Над внедрением наших предложений, а также над уменьшением шума отдельных узлов завод продолжает работать.

Оценка эффективности предложенных нами мероприятий при работе на тракторе С-80 измененной конструкции является задачей дальнейших исследований.

Поступила 18/IX 1954 г.

* *

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ

Кандидат медицинских наук В. И. Буховец, кандидат биологических наук Н. К. Вальчук, проф. Н. К. Витте, проф. Р. Д. Габович, кандидат медицинских наук Е. П. Топчиева

Из Винницкого медицинского института

С января 1954 г. в Винницком медицинском институте проводится научно-исследовательская работа по изучению состояния здоровья трактористов в связи с условиями труда и полевого быта в тракторных бригадах. Работа ведется комплексно кафедрами гигиены, физиологии, терапии» глазных болезней, болезней уха, горла, носа; в ней принимают участие также и практические врачи. Работа проводилась преимущественно на базе МТС Винницкого района, являющейся одной из передовых в области. Однако некоторые наблюдения были сделаны и в МТС других районов. Исследование проводили во время предпосевных и посевных работ весной 1954 г. пои работе как на гусеничных тракторах (СХТЗ-НАТИ, ДТ-54, КДП-35), так и на колесных (ХТЗ-7, СТЗ-ХТЗ, У-2 и Беларусь). При проведении исследований учитывалось, что гигиеническая обстановка работы тракториста зависит от конструктивных особенностей трактора, вида полевых работ, характера прицепных орудий, климатических и погодных условий, организации и режима дня, полевого быта.

При сравнении конструктивных особенностей различных тракторов прежде всего обращает на себя внимание разнообразие в качестве и размерах сидения. В большинстве тракторов сидение расположено в центре. В тракторе СТЗ-ХТЗ оно занимает эксцентрическое положение — несколько сдвинуто вправо, поэтому тракторист наклоняется в левую сторону, когда необходимо направлять трактор по левому колесу. Однако при вождении тракторов других марок с центрально расположенным сидением трактористы также вынуждены иногда наклоняться в стороны или вперед. Причиной этого является либо низкое расположение рычагов управления (некоторые модели ХТЗ-7), либо низкое сидение (тракторы У-2, КДП-35 и ДТ-54). В тракторе ХТЗ-7 воздухоочиститель несколько заслоняет от глаз тракториста левое колесо, что мешает вождению трактора по колее и принуждает тракториста наклоняться влево. Все это ведет к излишнему утомлению трактористов. Отрицательным фактором является также отсутствие спинки. Так, при работе на тракторе У-2 из-за отсутствия опоры мышцы спины тракториста довольно быстро устают и посадка его становится неправильной — сутулой. Мы наблюдали тракториста с 20-летним стажем работы на тракторе У-2 с сильно выраженным искривлением позвоночника (сколиозом) профессионального характера.

В тракторах Беларусь, КДП-35 и ДТ-54 управление расположено далеко от сидения тракториста, поэтому он лишен возможности пользоваться спинкой, особенно в том случае, если ему нужно вести трактор по маркировочной ленте: тогда он вынужден наклоняться вперед или обло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.