Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В РАБОТЕ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ'

ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В РАБОТЕ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В РАБОТЕ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ»

Последнее мы изучали на контингенте двух учебных групп (50 человек), участвовавших в разнообразных формах санитарно-просветитель-ной работы в санатории-профилактории. В качестве материала для научных исследований мы использовали результаты анкетных опросов, бесед с учащимися, наблюдений персонала санато-> рия-профилактория за состоянием санитарно-ги-гиенических навыков и привычек подростков.

В частности, при поступлении в санаторий-профилакторий учащимся было предложено анонимно ответить на вопросы специально разработанной анкеты, что позволило нам сориентироваться в уровне их знаний в области профилактики и преодоления вредных привычек, режима труда и отдыха, предупреждения производственного травматизма, сохранения и укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний. Аналогичное задание учащиеся выполнили перед выпиской из санатория-профилактория. Ответы оценивали как хорошие, удовлетворительные, плохие.

Санитарно-просветительную деятельность санатория-профилактория при такой оценке можно охарактеризовать следующим образом. Если в момент поступления в санаторий-профилакто-' рий 39 % ответов были оценены как хорошие, 37 % — как удовлетворительные и 24 % — как плохие, то при выписке 66 % ответов были хорошими, 22%—удовлетворительными и лишь 12 % — плохими. Кроме того, выборочные наблюдения и беседы с учащимися показали, что некоторые из них стали регулярнее выполнять правила личной гигиены, рациональнее строить свой досуг (в частности, активнее участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях), у большинства подростков повысилась осознанная

заинтересованность в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья.

По-видимому, целесообразно в отчетных сведениях в числе других показателей, характеризующих эффективность деятельности санаториев-профилакториев, учитывать сведения о динамике формирования у учащихся санитарно-ги-гиенических знаний и умений.

Представленные в нашей статье данные не исчерпывают круг проблем, стоящих перед персоналом санаториев-профилакториев по гигиеническому обучению и воспитанию подростков, но могут являться основой для развития этого важного направления работы. Следует полагать, что использование значительных резервных возможностей санаториев-профилакториев в плане повышения уровня гигиенических знаний и формирования соответствующих навыков у учащихся средних ПТУ поможет делу совершенствования оздоровительной работы, внесет большой вклад в борьбу с вредными привычками подростков, снизит производственный травматизм, окажет положительное влияние на процесс овладения профессиональным мастерством.

Литература

1. О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.08.82 № 773 // Собрание постановлений Правительства СССР. — 1982. — № 24. — С. 456-461.

2. О мерах по дальнейшему улучшению санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и развитию сети здравниц профсоюзов. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 07.01.82 № 7//Там же. — № 5. — С. 91 — 100.

3. О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма // Правда. — 1985. — 17 мая.

Поступила 05.03.86

УДК 614.253.8:613.21-07

Н. Г. Миролюбов, А. И. Пригодина, Г. П. Смольская

ф ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В РАБОТЕ ВРАЧА

ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ

Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова; Рязанская областная санэпидстанция

Вопросы медицинской этики и деонтологии в деятельности врача-клинициста довольно широко освещены в литературе. Однако деонтологи-ческие принципы работы врачей-гигиенистов и эпидемиологов начали обсуждаться лишь в последние годы [1, 3, 5, 7]. В настоящее время отсутствует единство в понимании деонтологии врача профилактического направления. Так, одни авторы рассматривают деонтологию как учение о правилах поведения врача, основанных на щ принципах профессиональной морали [4, 6, 9], другие — как учение о должном, включающее в себя поведение и тактику врача при использо-

вании отдельных правовых положений [2, 8]. Между тем, как указывают Г. И. Царегородцев и А. В. Шмаков [10], «правовые и нравственно-этические проблемы не могут рассматриваться изолированно друг от друга», поскольку вопросы поведения и тактики врача-гигиениста в реализации правовых принципов его деятельности имеют глубокую нравственную основу.

Права и обязанности органов санитарно-эпидемиологической службы при осуществлении государственного санитарного надзора регламентированы «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении»

(1969 г.) и «Положением о государственном санитарном надзоре» (1973 г.). В соответствии с этими документами врачу-гигиенисту в рамках текущего надзора предоставлено право беспрепятственно посещать подконтрольные объекты и давать указания об устранении санитарных нарушений, требовать от должностных лиц и отдельных граждан сведения и документы, необходимые для выяснения санитарного состояния объекта, брать для лабораторного исследования пищевые продукты, изделия и материалы. Залогом эффективности профессиональной деятельности врача по гигиене питания является четкое представление о своих функциональных обязанностях и правах.

Основная задача государственного санитарного надзора — охрана и укрепление здоровья населения, обеспечение безопасных условий труда и быта, предупреждение заболеваний и пищевых отравлений — реализуется через сложное взаимодействие санитарной службы с администрацией подконтрольных объектов, местными партийными, советскими и хозяйственными органами, а также с ведомственной санитарной службой, государственной инспекцией по качеству товаров и ветеринарной службой. Все это определяет многообразие ситуаций в работе врача-гигиениста и ее ответственность.

Наиболее сложным в деонтологическом отношении моментом при осуществлении врачом по гигиене питания текущего санитарного надзора является установление деловых контактов с руководителями подконтрольных пищевых объектов, которые должны строиться на основе единства целей и интересов. При этом врач, наделенный соответствующими полномочиями, выступает по отношению к руководителю объекта как управляющий элемент [11]. Действия руководителя объекта по выполнению указаний санитарного врача, направленных на обеспечение санитарного благополучия предприятия, в большей мере зависят от авторитета и компетентности врача, аргументированности принимаемых им решений. В связи с указанным работа гигиениста на современном этапе требует от него не только профессионального мастерства, но и овладения знаниями по смежным специальностям. Врач обязан вникать в особенности технических характеристик оборудования предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, знать технологию производства продуктов питания, хорошо ориентироваться в экономических и правовых вопросах. Нельзя не согласиться с мнением В. М. Ретнева [7] о том, что безупречное владение специальностью является важнейшим звеном в деонтологии взаимоотношений врача-гигиениста с администрацией подконтрольных объектов.

На современном этапе при проведении текущего санитарного надзора, который осуществляется, как правило, в форме плановых, рейдовых

(целевых) и внеплановых обследований, органы санитарно-эпидемиологической службы не только осуществляют контроль за выполнением государственными предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами установленных санитарных правил, постановлений, инструкций и приказов, но и проводят аналитическую и организаторскую работу. В ходе обследования * пищевых объектов врач анализирует гигиеническую обстановку, используя при этом лаборатор-но-инструментальные и экспресс-методы оценки качества пищевых продуктов и санитарного состояния предприятия, для объективной оценки полученных данных привлекает к сбору информации специалистов гигиенического профиля других структурных подразделений санэпидстанций (СЭС), а также врачей ведомственной санитарной службы, сопоставляет все материалы анализа гигиенического состояния объектов с соответствующими нормативными актами. На основании этого врач определяет уровень санитар-но-эпидемического риска в работе пищевого объекта, что позволяет ему выбрать наиболее эффективные формы и методы реализации принятых решений по улучшению санитарного состояния. Разрабатывая план их реализации, врач ^ всегда должен помнить слова В. И. Ленина: «Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить. Мы должны во что бы то ни стало сначала убедить, а потом принудить» (Полн. собр. соч., т. 43, с. 54). Важными предпосылками деонтологии при использовании метода убеждения являются неопровержимость и объективность фактического материала, высокомпетентная правовая аргументированность действий врача, позволяющая убедить руководителя предприятия в правомерности действий представителя санитарного надзора.

Однако в повседневной жизни врачу-гигиенисту нередко приходится встречаться с негативным отношением некоторых руководителей предприятий к выполнению требований санитарно-эпидемиологической службы, в связи с чем воз- ф можны конфликтные ситуации при обследовании пищевых объектов, такие, как отказ должностных лиц от участия в обследовании, от подписания административно-правовых актов. Поэтому в процессе обследования во взаимоотношениях санитарного врача с администрацией предприятия не только должны соблюдаться такие деонтологические принципы, как профессиональная компетентность и принципиальность, но и проявляться тактичность, а в отдельных случаях и определенная гибкость в реализации принимаемых решений. Требуя выполнения санитарного законодательства от руководителей уч- ; реждений, организаций и должностных лиц, врач для исключения конфликта с руководителем обязан учитывать степень опасности нарушений $ для здоровья работающих и населения, причины их (по вине руководителя из-за организацион-

ных недочетов, по вине вышестоящей организации, не обеспечившей объект необходимым оборудованием, материалами). Должны учитываться также и личные качества самого руководителя (авторитетный, демократический стиль руководства).

р В зависимости от складывающейся ситуации в случаях невыполнения санитарных требований наряду с методом убеждения следует использовать и меры общественного и административного воздействия. Вполне естественно, ни о каких компромиссах между санитарным врачом и руководителем предприятия по принципиальным вопросам не может быть и речи, если имеются санитарные нарушения, представляющие угрозу для здоровья людей (например, нарушения в технологии производства пищевых продуктов). В таких случаях от врача требуется принятие чрезвычайно ответственных и безотлагательных мер (вынесение постановления о приостановлении эксплуатации предприятия, цеха до устранения нарушений, о запрещении выработки и реализации пищевого продукта).

В ходе комплексных и текущих обследований в рамках реализации на объектах оздоровитель-

| нь:х мероприятий важное значение имеет организационно-координационная деятельность врача. Он совместно с администрацией объекта определяет сроки выполнения конкретных мероприятий и круг ответственных лиц, привлекает вышестоящие хозяйственные организации, советские и партийные органы для безусловного проведения этих мероприятий, организует контроль за исполнением.

В практике работы врача по гигиене питания важное место отводится регулярным деловым контактам с местными советскими и партийными органами, от которых в конечном счете зависит эффективность государственного санитарного надзора. Между тем в практической деятельности гигиениста такие деловые оперативные контакты с этими органами нередко ограничены.

# Одной из причин отсутствия должной поддержки действий санитарно-эпидемиологической службы местными советскими и партийными органами является ограниченная аргументированность принимаемых решений, которые не опираются на данные обобщающего значения, а носят частный характер, без достаточного санитарно-эпидемиологического обоснования и ссылок на законодательные, директивные и нормативные материалы. Аргументированные действия врача особенно необходимы, когда речь идет о приостановке строительства или эксплуатации пищевого объекта. Закрытие его даже на незначительный срок всегда связано как с материальны-ными издержками, так и с нарушением порядка обслуживания населения. Поэтому при вынесе-

§ нии постановления о приостановке эксплуатации объекта врач обязан максимально использовать информационную функцию санитарно-эпидемио-

логической службы и представить по всем каналам (исполком, райком КПСС, вышестоящая СЭС) убедительную и обоснованную информацию о том, что дальнейшая эксплуатация предприятия представляет опасность для здоровья людей. В противном случае недостаточная обоснованность действий санитарного врача может вызвать обжалование со стороны администрации закрываемого объекта в партийные, советские и вышестоящие хозяйственные органы. Другой причиной, снижающей эффективность связей санитарно-эпидемиологической службы с местными органами, является тактическая ошибка при рассмотрении вопросов санитарного состояния пищевых предприятий. Нередко представители санитарно-эпидемиологической службы, готовя материалы по вопросам санитарно-эпидемиологического состояния пищевых объектов и оздоровления условий труда для рассмотрения в партийных и советских органах, выступают в качестве ведущих докладчиков, а не содокладчиков по санитарному состоянию объектов, за которые несет ответственность прежде всего администрация предприятий.

В силу специфики работы врача по гигиене питания, осуществляющего санитарный надзор на объектах, производящих и реализующих пищевые продукты, представляет опасность, особенно для недостаточно опытного врача, искушение его взяткой, формы которой могут быть весьма различны (угощения, различного рода подарки и подношения). Получение такой взятки врачом практически полностью исключает возможность дальнейшего исполнения им контролирующих функций.

Таким образом, деловые связи санитарно-эпидемиологической службы с местными советскими, партийными и хозяйственными органами, определяющие эффективность и действенность работы специалистов СЭС по гигиене питания, должны строиться на основе таких общих деонтоло-гических принципов, как профессиональная компетентность, четкое знание основ правового статуса, принципиальность, деловитость, способность к прогнозированию ситуации, глубокая идейно-политическая убежденность и государственный подход к решению основной задачи советского здравоохранения — сохранению общественного здоровья, снижению заболеваемости, повышению трудоспособности и увеличению продолжительности периода активной деятельности человека.

Литература

1. Белицкая Е. Я. II Гиг. и сан. — 1971. — № 1. — С. 60-64.

2. Борисенко А. Ф.Ц Там же. — 1980. — п. — С. 54—56.

3. Ванханен В. Д.. Савицкий И. В. //Там же. — 1981. — № 9. — С. 35-36.

4. Замотин Б. А. //Жури, микробиол. — 1982. — № 8.— С. 116—120.

5. Кухарчу к Г. И. //Гиг. и сан. — 1983. — № 4. —

q 30_31.

6. Петров Б. Д. //Там же. — 1970. — № 5. — С. 9—15.

7. Ретнев В. М. // Гиг. и сан. — 1983. — № 9. — С. 1— 4.

8. Стремоусов Б. А., Ярковой Э. А., Третьяков И. Г. // Гиг. и сан. — 1982. — № 2. — С. 45—48.

9. Ткачев П. Г. //Там же. — 1983. — № 7. — С. 33— 36.

10. Царегородцев Г. И., Шмаков А. В.// Медицинская этика и дентология. — М., 1983. — С. 260—270.

11. Шевченко А. М., Борисенко Н. Ф. //Гиг. и сан. — 1979. — № 6. — С. 34—37; № 9. — С. 45—49.

Поступила 20.01.86

Гигиенические основы здорового образа жизни

УДК 613.816: [614:3741-053.2

Н. Б. Каратаева, И. Д. Паронян, Е. Н. Литвинова, Н. В. Дедовских

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЕЙ К АНТИАЛКОГОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

Формирование положительного отношения к употреблению алкогольных напитков, как правило, происходит в раннем детстве под влиянием алкогольных традиций семьи [8], и в значительном количестве случаев знакомство с алкоголем происходит в детском и подростковом возрасте

[3, 7].

Установлено, что инициаторами приобщения детей к употреблению алкогольных напитков чаще всего являются взрослые, окружающие ребенка, в первую очередь — родители [3, 7]. Кроме того, в силу свойственного детям подражательного поведения, возникновению положительной алкогольной мотивации и ранней алкоголизации способствуют установки взрослых, их личный пример, алкогольные традиции ближайшего социального окружения. Именно поэтому для обеспечения эффективного антиалкогольного воспитания подрастающего поколения необходимо соответствующим образом подготовить взрослое население и прежде всего родителей. Это обусловлено тем, что именно в семье закладываются основы поведения ребенка, его отношение к разным сторонам жизни. Воспитание, полученное ребенком в семье, в значительной степени определяет его поведение в дальнейшем. Если у человека еще в детстве выработано отрицательное отношение к спиртным напиткам, то и взрослым, даже оказавшись з критической ситуации, он не будет злоупотреблять алкоголем.

На основании анализа данных литературы о психофизиологических особенностях детей и подростков [2, 5, 6], результатов экспериментального исследования эффективности воздействия са-нитарно-просветительной работы нами был предложен дифференцированный подход к антиалкогольному гигиеническому воспитанию в зависимости от возрастных особенностей детей [3].

Весь период школьного возраста, согласно общепринятой классификации, рассматривался как состоящий из 3 этапов: 7—10 лет — младший, 11 —14 лет — средний, 15—17 лет — старший школьный возраст. Это связано с тем, что каждый из указанных периодов отличается от предыдущего и последующего морфологическими, физиологическими и психологическими показателями,, характером ценностных ориентаций, уровнем социальной адаптации личности и, что особенно важно, в каждом из этих периодов есть свои специфические причины и условия для формирования положительного или отрицательного отношения к употреблению алкогольных напитков.

При планировании и проведении санитарно-просветительной работы с родителями целесообразно придерживаться того же принципа и заниматься отдельно с 3 потоками — с родителями школьников, соответственно, младших, средних и старших классов.

В результате экспериментального поиска (анализ данных литературы и планов работы в школе, работа с малыми группами, по индивидуальным планам, анализ отзывов родителей и т. д.) были составлены циклы занятий для подготовки родителей детей 3 возрастных групп.

Каждый из этих циклов строится по общей схеме.

1. Предварительный опрос слушателей для определения их уровня знаний по проблеме.

2. Обучение со специально разработанной программе, предусматривающей комплексное воздействие на слушателей с использованием различных методов, форм и средств обучения.

В теоретической части цикла слушателям сообщаются сведения по 3 основным темам: 1) о действии алкоголя на организм человека, его основных свойствах, последствиях употребления и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.