Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ В САНАТОРИЯХ-ПРОФИЛАКТОРИЯХ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ В САНАТОРИЯХ-ПРОФИЛАКТОРИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ В САНАТОРИЯХ-ПРОФИЛАКТОРИЯХ»

боты дежурных в животноводческих комплексах, операторов цехов по приготовлению кормов, ветеринарных препараторов, рабочих санитарно-ве-теринарных пропускников.

2. Значительная физическая нагрузка на молочных комплексах и в ряде случаев неудовлетворительный микроклимат в помещениях пока

> препятствуют рациональному трудоустройству в основных профессиях лиц с ограниченной трудоспособностью.

3. Ряд социально-гигиенических факторов влияет на возможности рационального трудоустройства в профессиях молочного животноводства лиц с ограниченной трудоспособностью. Заинтересованность в поддержании хороших санитарно-гигиенических условий является обязательным профессиональным качеством для операторов машинного доения.

4. С целью расширения возможностей привлечения к труду инвалидов и пенсионеров по возрасту необходимы дальнейшая механизация и автоматизация основных и вспомогательных процессов в молочном животноводстве.

Литература

0 1. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. — М„ 1982.

2. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистиче-ские методы экспертных оценок. — М., 1974.

3. Волкова 3. А., Бузунов В. А. // Гиг. труда. — 1984. — № 9. — С. 1—4.

4. Галкина О. И., Каверина Р. Д., Климов Е. А. и др. Информационно-поисковая система «Профессноло-гия». — Л., 1973.

5. Калишин И. М., Кудрявцева JJ. Ф„ Астапенко Б. М., Шенкман Г. С. // Современные проблемы профилактики и терапии незаразных болезней сельскохозяйственных животных и птиц в Нечерноземной зоне РСФСР. - Л., 1983. — С. 55-58.

6. Клименко А. А. // Продовольственная программа СССР и комплексные проблемы гигиены села. — Киев, 1984. — С. 120.

7. Кудряшов В. И. Организация труда в молочном скотоводстве. М., 1982.

8. Нефедов П. ¿.//Продовольственная программа СССР и комплексные проблемы гигиены села. — Киев, 1984. — С. 126—127.

9. Наколов С. X., Нефедов П. В., Клименко А. А. // Гиг. труда. — 1984. — № 5. — С. 14—17.

10. Федичкин А. Г., Машенков В. Ф. Снижение трудоемкости производства молока. — М., 1982.

11 .Шенкман Г. С. // Актуальные вопросы врачебно-тру-довой экспертизы и реабилитации инвалидов. — Л., 1983. — С. 47—54.

12. Шенкман Г. С., Ермилова J1. К., Ефанова С. А. и др. Использование профессиограмм сельскохозяйственных видов труда и модельных физических нагрузок при формировании трудовых рекомендаций инвалидам и пенсионерам по возрасту, проживающим в сельской местности (Метод, рекомендации). — Л., 1984.

Поступила 22.05.85

УДК 613 + 613.8]-053.6: [614:374]:615.838

Б. А. Марат

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ В САНАТОРИЯХ-ПРОФИЛАКТОРИЯХ

ВНИИ профессионально-технического образования, Ленинград

В нашей стране все более широкое распространение получают санатории-профилактории для подростков, обучающихся в системе профессионально-технического образования. Деятель-9 ность этих здравниц оказывает благотворное влияние на состояние здоровья, физическое развитие учащихся, уменьшает потери учебного времени по болезни.

Значительными возможностями располагают санатории-профилактории и в плане гигиениче-4 ского обучения и воспитания учащихся. Однако нужно отметить, что эта важная сторона деятельности санаториев-профилакториев не получила еще должного развития. По-видимому, некоторая ведомственная разобщенность (участие в организации и деятельности этих здравниц советов профессиональных союзов, учреждений здравоохранения и профессионально-технического образования) затрудняет проведение работы по гигиеническому обучению и воспитанию подрост-9 ков на единой методической основе.

Руководящие документы партии и правитель-

ства по вопросам охраны здоровья населения подчеркивают необходимость совершенствования санаторно-просветительной работы с подростками [1, 3], указывают на актуальность повышения роли санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха в пропаганде здорового образа жизни и санитарно-гигиенических знаний, в борьбе за искоренение вредных для здоровья привычек — курения и употребления алкоголя [2].

Своеобразие работы по гигиеническому обучению и воспитанию в санаториях-профилакториях состоит в том, что именно в этих учреждениях создаются наиболее благоприятные условия для углубленного практического овладения подростками знаниями по гигиеническому и нравственно-этическому воспитанию, которые они получают на занятиях в средних профессионально-технических учебных заведениях.

Специфика пребывания подростков в санатории-профилактории определяется тем, что режим внеучебного времени в этих учреждениях четко

регламентирован, учащиеся находятся под постоянным контролем медицинского персонала, в период пребывания в санатории-профилактории у подростков наблюдается наиболее выраженная психологическая настроенность на познание своего организма и принятие необходимых мер по укреплению здоровья, более совершенная по сравнению с общежитием материальная база санатория-профилактория позволяет эффективнее прививать подросткам навыки личной гигиены. Очевидно, что время пребывания в санаториях-профилакториях необходимо максимально использовать для решения основных задач гигиенического обучения и воспитания учащихся в средних профессионально-технических училищах (ПТУ), а именно для сообщения необходимых знаний по личной гигиене, гигиене труда, промышленной санитарии, профилактике травматизма и заболеваний, оказанию первой помощи при несчастных случаях, для воспитания назыков культурно-гигиенического поведения на производстве и в быту, а также для формирования гигиенического мышления и сознательного отношения к своему здоровью.

Особое внимание в санаториях-профилакториях должно быть уделено вопросам индивидуального практического овладения учащимися гигиеническими умениями и навыками. Формы са-нитарно-просветительной работы в санаториях-профилакториях могут быть разнообразными: школа здоровья, кино- и радиолектории, уголок здоровья, санитарная стенная печать, тематические санитарно-просветительные выставки, витрины со специальной научно-популярной литературой, диспуты, тематические вечера или вечера вопросов и ответоз, распространение санитарно-просветительной литературы, индивидуальные занятия с подростками. Остановимся подробнее на тех формах, которые оказались наиболее эффективными при проведении научных исследований на базе санатория-профилактория «Атлант» среднего ПТУ № 90 Ленинграда.

Школа здоровья организуется как постоянная форма работы. В ней регулярно по плану проводятся занятия. По окончании пребывания учащихся в санатории-профилактории проводится выпуск школы здоровья по программе, включающей проверку знаний теоретических вопросов и степени овладения учащимися практическими умениями и навыками (например, умение оказать первую помощь, навыки личной гигиены).

Для тематики занятий отбираются самые актуальные вопросы, но при этом предпочтение отдается темам, представляющим непосредственный интерес для подростков (с учетом их возраста, пола, особенностей изучаемой профессии).

Примерный тематический план занятий может быть следующим: 1) роль личной и общественной гигиены для здоровья человека, профилактика инфекционных заболеваний; 2) вредные привычки и борьба с ними, профилактика алкоголизма;

3) гигиена труда и отдыха, режим дня, физкультура и здоровье; 4) гигиена девушки, гигиена юноши, профилактика венерических заболеваний; 5) гигиена питания.

При проведении занятий по 2-й теме особое внимание обращается на формирование у подростков нетерпимого отношения к употреблению алкоголя. Наиболее продуктивно такие занятия 4 проходят, если они организованы в форме диспутов с участием в их подготовке и проведении самих учащихся. Важно, чтобы форма занятий в школе здоровья отличалась от учебной. Их предпочтительнее проводить в виде бесед с использованием наглядных пособий (плакатов, рисунков, схем), кино- и диафильмов.

Ответственным за организацию и работу школы здоровья является главный врач санатория-профилактория, опирающийся на помощь персонала и актива учащихся. Весьма желательно участие в работе школы ученых-медиков, подростковых врачей, врачей кожно-венерологиче-ских диспансеров, районных наркологов и других специалистов.

Санитарно-просветительную литературу для занятий можно получать в Домах санитарного просвещения, районных кабинетах по санитарному просвещению при санитарно-эпидемиологиче- " ских станциях. Следует также накапливать и собственный опыт работы (создавать специальные папки с методическими разработками наиболее интересных и удачных занятий).

Работу школы здоровья в санатории-профилактории могут существенно дополнять и иные формы санитарно-просветительной деятельности, например, организация постоянно функционирующего уголка (комнаты) здоровья, содержание которого регулярно обновляется. В нем оформляются тематические стенды (о вреде курения, о вредных привычках подростков и средствах их преодоления), помещаются материалы, ярко показывающие значение физкультуры и спорта в укреплении здоровья. Используются плакаты, фотографии, рисунки, монтажи на гигиенические < темы. В уголке здоровья подростки самостоятельно знакомятся со специально подобранной литературой по санитарному просвещению.

Здесь же регулярно вывешивается санитарный листок, в котором отражаются санитарно-гигиенические проблемы, решаемые в санатории-профилактории, и может постоянно действовать стенд вопросов и ответов. К оформлению уголка здоровья желательно привлекать и учащихся.

Эффективность санитарно-просветительной работы предполагает единство санитарно-гигиенических требований (например, требования ежедневно чистить зубы, мыть ноги перед сном, со- , блюдать установленный распорядок дня) к учащимся со стороны персонала санатория-профи-лактория, а также наличие обратной связи, ха- ^ растеризующей динамику соответствующих знаний, навыков и привычек учащихся.

Последнее мы изучали на контингенте двух учебных групп (50 человек), участвовавших в разнообразных формах санитарно-просветитель-ной работы в санатории-профилактории. В качестве материала для научных исследований мы использовали результаты анкетных опросов, бесед с учащимися, наблюдений персонала санато-> рия-профилактория за состоянием санитарно-ги-гиенических навыков и привычек подростков.

В частности, при поступлении в санаторий-профилакторий учащимся было предложено анонимно ответить на вопросы специально разработанной анкеты, что позволило нам сориентироваться в уровне их знаний в области профилактики и преодоления вредных привычек, режима труда и отдыха, предупреждения производственного травматизма, сохранения и укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний. Аналогичное задание учащиеся выполнили перед выпиской из санатория-профилактория. Ответы оценивали как хорошие, удовлетворительные, плохие.

Санитарно-просветительную деятельность санатория-профилактория при такой оценке можно охарактеризовать следующим образом. Если в момент поступления в санаторий-профилакто-' рий 39 % ответов были оценены как хорошие, 37 % — как удовлетворительные и 24 % — как плохие, то при выписке 66 % ответов были хорошими, 22%—удовлетворительными и лишь 12 % — плохими. Кроме того, выборочные наблюдения и беседы с учащимися показали, что некоторые из них стали регулярнее выполнять правила личной гигиены, рациональнее строить свой досуг (в частности, активнее участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях), у большинства подростков повысилась осознанная

заинтересованность в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья.

По-видимому, целесообразно в отчетных сведениях в числе других показателей, характеризующих эффективность деятельности санаториев-профилакториев, учитывать сведения о динамике формирования у учащихся санитарно-ги-гиенических знаний и умений.

Представленные в нашей статье данные не исчерпывают круг проблем, стоящих перед персоналом санаториев-профилакториев по гигиеническому обучению и воспитанию подростков, но могут являться основой для развития этого важного направления работы. Следует полагать, что использование значительных резервных возможностей санаториев-профилакториев в плане повышения уровня гигиенических знаний и формирования соответствующих навыков у учащихся средних ПТУ поможет делу совершенствования оздоровительной работы, внесет большой вклад в борьбу с вредными привычками подростков, снизит производственный травматизм, окажет положительное влияние на процесс овладения профессиональным мастерством.

Литература

1. О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.08.82 № 773 // Собрание постановлений Правительства СССР. — 1982. — № 24. — С. 456-461.

2. О мерах по дальнейшему улучшению санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и развитию сети здравниц профсоюзов. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 07.01.82 № 7//Там же. — № 5. — С. 91 — 100.

3. О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма // Правда. — 1985. — 17 мая.

Поступила 05.03.86

УДК 614.253.8:613.21-07

Н. Г. Миролюбов, А. И. Пригодина, Г. П. Смольская

ф ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В РАБОТЕ ВРАЧА

ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ

Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова; Рязанская областная санэпидстанция

Вопросы медицинской этики и деонтологии в деятельности врача-клинициста довольно широко освещены в литературе. Однако деонтологи-ческие принципы работы врачей-гигиенистов и эпидемиологов начали обсуждаться лишь в последние годы [1, 3, 5, 7]. В настоящее время отсутствует единство в понимании деонтологии врача профилактического направления. Так, одни авторы рассматривают деонтологию как учение о правилах поведения врача, основанных на щ принципах профессиональной морали [4, 6, 9], другие — как учение о должном, включающее в себя поведение и тактику врача при использо-

вании отдельных правовых положений [2, 8]. Между тем, как указывают Г. И. Царегородцев и А. В. Шмаков [10], «правовые и нравственно-этические проблемы не могут рассматриваться изолированно друг от друга», поскольку вопросы поведения и тактики врача-гигиениста в реализации правовых принципов его деятельности имеют глубокую нравственную основу.

Права и обязанности органов санитарно-эпидемиологической службы при осуществлении государственного санитарного надзора регламентированы «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.