Научная статья на тему 'ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ '

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ »

Это М. И. Барсуков, Г. С. Липманов, С. Н. Урванцов, Б. Я. Смуле-вич, С. Н. Пономарев, В. В. Казанская, П. М. Ведерников, К. Ю. Ко-нонович, 3. К. Могилевчик, Л. Е. Ривин, С. А. Глебовский, Р. Н. Гур-вич, Е. И. Павловская, В. В. Зарембо, Л. И. Меркин, Г. Ф. Федоров и др.

В соответствии с указаниями В. И. Ленина советское здравоохранение строилось и развивалось при активном участии трудящихся масс. Формы самодеятельности трудящихся в области здравоохранения сложились и получили свое начальное организационное оформление в период гражданской войны и иностранных интервенций. Прежде всего это были различные «недели» — «неделя чистоты», «банная неделя», «неделя борьбы с тифами», «неделя водоснабжения» и др., а также ячейки чистоты и санитарные комиссии в сельской местности, рабочие санитарной комиссии в городах.

С 1924 г. при сельских советах республики организуются санитарные тройки, а в округах и районах — санитарные советы, которые проводят значительную работу по благоустройству населенных мест и становятся неотъемлемой частицей санитарной организации, связующим звеном между органами здравоохранения и широкими крестьянскими массами.

Организационные формы участия общественности в Деле оздоровления республики менялись, но оставались в неприкосновенности общая направленность советского здравоохранения — все шире и шире использовать общественные начала во всех сферах оздоровления труда и быта.

Молодая санитарная организация Белоруссии в первое десятилетие республики конкретно определила круг своей деятельности, выработала организационные ее формы. Ее деятельность расширялась и усовершенствовалась в последующий период развернутого социалистического строительства.

j, g ЛИТЕРАТУРА

Б е л я ц к и й Д. П. Сов. здравоохр., 1968, № 11, с. 62.— Барсуков М. И Сов. строительство, 1929, № 1, с. 111.— Казанская В. Беларуская мед. думка 1926, № 7—9, с. 12.

Поступила 3/XI 1970 г.

УДК 61S:37-0S3.4

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ и ОРГАНИЗАЦИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

М. Г. Гарина, Е. М. Дорохова

Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения Донецкого медицинского института им. Горького и Донецкий областной дом санитарного просвещения

Укрепление здоровья школьников может обеспечиваться ограждением их от неблагоприятного влияния внешней среды и воздействием на организм детей профилактическими средствами, с тем чтобы усилить его резистентность к влиянию внешней среды. Важным условием эффективности этих мероприятий является уровень санитарной грамотности как самих детей, так и окружающих их взрослых.

Мы поставили перед собой задачу изучить уровень гигиенических знаний и навыков учащихся 1—4-х классов школ Донецка, выявить характерные недостатки в гигиеническом воспитании школьников, изучить причины этих недостатков и разработать мероприятия, направленные на их устранение. Для этого были выбраны 3 школы Донецка. Постоянное медицинское наблюдение в них осуществляют школьные врачи с помощью медицинских сестер. В школах ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся,

осуществляются противоэпидемические меры, ведется необходимая лечебно-профилактическая и санитарно-просветительная работа.

В основу исследования нами положен опросно-анкетный метод. Помимо этого, посещались уроки здоровья и физкультуры, проводились беседы с учащимися, учителями и родителями, изучалось планирование и проведение внеклассной санитарно-просветительной работы.

Анкеты для школьников содержали вопросы, освещающие некоторые стороны их быта и отдыха и позволяющие судить о гигиенических навыках и грамотности детей. Анкеты для учителей содержали вопросы, позволяющие оценить их подготовленность по соответствующим разделам знаний. Вопросы анкет соответствовали программам и требованиям гигиенического обучения, которые могут быть предъявлены к учащимся изучаемого нами возраста.

Опрос учащихся младших классов (709 человек) проводился на специально отведенных уроках. Анализ анкет, заполненных учащимися, показал, что только 46,2% детей исследуемой группы занимаются утренней гигиенической гимнастикой, 7,7% проводят ее нерегулярно, а 46,1% вообще ею не занимаются. Лишь 11,1 % детей повседневно по утрам выполняют закаливающие процедуры.

Сравнительно небольшое число (25,4%) школьников 3—4-х классов занимаются отдельными видами спорта в секциях или кружках. Почти 2/з (66,5%) детей никакими видами спорта целенаправленно не занимаются вовсе; 8,1% учащихся.на вопрос о занятии спортом не ответили.

В теплое время года 48,9% детей бывают на воздухе больше 2 часов в день, 32,8% гуляют I1/»—2 часа, а 12,8%—не более 1х/а часов. Такое время, проводимое школьниками на свежем воздухе, следует считать недостаточным. Страдает и режим сна детей: более 20% из них спят менее 9 часов в сутки.

Были рассмотрены также ответы школьников на вопросы с целью выявления их гигиенических знаний. Эту часть анкеты заполняли только ученики 3—4-х классов. Ответы были распределены на 3 группы: правильные полные, правильные, но неполные, и неправильные ответы. Предварительно были выработаны конкретные критерии отнесения ответов к той или иной группе.

Наибольший процент (77) полных правильных ответов был получен на вопрос о том, с какой стороны должен падать свет на письменный стол. Лишь половина учащихся верно и достаточно полно указали на то, почему нужно проветривать класс и комнату. Лишь 3,6% школьников дали правильные полные ответы относительно того, когда обязательно следует мыть руки. Неполные и неверные ответы были даны на специфически медицинские вопросы о том, как уберечь себя от тех или иных заболеваний.

Не всегда у опрошенных была достаточная уверенность в правильности их ответов. Это можно объяснить возрастом учащихся (9—10 лет) и рядом других известных обстоятельств, сопутствующих анкетному методу исследования. Все же следует признать, что уровень гигиенических знаний учащихся оставляет желать лучшего.

Гигиеническое обучение и воспитание школьников организуют учителя, поэтому нас интересовал уровень гигиенических знаний у них. Для получения конкретного представления о главных дефектах гигиенического образования учителей мы посетили 178 школ Донецкой области, беседовали с педагогами, присутствовали на уроках здоровья и так называемых воспитательных часах. Был проведен также индивидуальный анкетный опрос учителей 1—4-х классов. Из 182 опрошенных 42 имели высшее педагогическое образование, 12 — неоконченное высшее, 122 — среднее педагогическое; 6 человек окончили 11-й педагогический класс. У 80,7% преподавателей стаж педагогической работы превышал 10 лет.

Их ответы были распределены на группы, но выработанные для этого критерии отнесения ответов к той или иной группе соответствовали квалификации, уровню знаний и специфике работы учителей. Более 80% учителей

младших классов городских школ области вовсе не имели представления о задачах школьной гигиены. Около V« опрошенных не могли сформулировать конкретно, каких правил личной гигиены нужно требовать от школьников; значит, эти правила им не знакомы. На простой вопрос о том, как осуществляется режим проветривания в классе, было дано лишь 17% правильных и полных ответов. Ничтожно малым оказался процент правильных полных ответов, касающихся профилактики нарушения зрения и заражения глистами. А на вопрос о мерах предупреждениях инфекционных заболеваний в школе не последовало ни одного правильного полного ответа.

Большинство педагогов младших классов недостаточно знакомы с элементарными вопросами физиологии и анатомии детского организма, не могут определить основных задач школьной гигиены, не знают мер профилактики инфекционных заболеваний и плохо представляют себе значение гигиенического обучения и воспитания детей. Учителя в основном читают лишь популярные медицинские брошюры, которые получают из домов санитарного просвещения и лишь немногие пользуются специальными книгами или руководствами. Конечно, при таком «самообразовании» трудно ожидать желаемых результатов. '

Обращает на себя внимание то, что в знаниях учителей и учащихся существует определенный параллелизм. Так, процент правильных полных ответов тех и других на вопрос о том, как уберечь себя от заражения глистами, составил 0,5, правильных неполных — 88,4 среди учителей и 76 среди учащихся, неправильных — 3,9 среди учителей и 7,8 среди учащихся; не дали ответа 7,2% учителей и 15,7% учащихся. Это подтверждает известную зависимость знаний учащихся от уровня гигиенического образования учителей.

Следует отметить, что в области проводятся ежегодные методические семинары и консультативные занятия с учителями, для них читаются лекции в институте усовершенствования учителей (по 2 часа в цикле). Но, как видно, этого явно недостаточно. Вероятно, речь должна идти о специальной системе повышения гигиенических знаний учителей с оставлением всех проводившихся до сих пор мероприятий в этой области. С этой целью Донецким областным домом санитарного просвещения под руководством кафедры гигиены детей и подростков Донецкого медицинского института совместно с рядом других кафедр была разработана программа ежемесячных обязательных занятий с учителями 1—4-х классов школ области. Учебный план предусматривал 12 занятий по 2 академических часа. Сотрудниками кафедр медицинского института были составлены подробные методические планы и разработки по всем темам. План и программа таких занятий утверждены совместным приказом областных отделов народного образования и здравоохранения.

Принята разнообразная система занятий: они проводятся в каждой школе отдельно (что, на наш взгляд, рациональнее других методов), в объединенных 2—3 школах, в дни заседаний методических комиссий учителей начальных классов по городу в целом. Занятия носят характер семинара и проводятся наиболее квалифицированными врачами больниц, санитарными врачами и врачами областного и городских домов санитарного просвещения, а также преподавателями Донецкого медицинского института.

Кроме того, на ежегодных областных семинарах по медико-профилактическому обслуживанию школьников обязательно рассматриваются вопросы гигиенического обучения и воспитания. В каждом городе проведены трехдневные семинары медицинских работников школ и участковых педиатров по санитарно-просветительной работе в школах. Широко практикуются так называемые дни открытых дверей и открытые уроки здоровья в школах, где эта работа методически поставлена лучше всего.

Большое внимание обращено на улучшение качества проведения всех мероприятий в этом направлении, внедрение занимательных форм гигиенического воспитания, особенно в младших классах.

Работа, связанная с улучшением гигиенического воспитания и обучения школьников, ведется в Донецкой области уже 2 года. Об ее объеме свидетельствуют некоторые цифры. Так, лишь в 1969 г. прочитано 5345 лекций и проведены 67 072 беседы; в школах проведены 224 вечера вопросов и ответов, 84 тематических вечера, организованы 71 КВН и 615 утренников здоровья, выпущено 3915 санитарных бюллетеней. В 126 медицинских кружках занимается 940 детей.

Разработана также специальная программа обучения родителей школьников. Для них создано 108 университетов гигиенического и педагогического воспитания и 56 школ здоровья; привлечено 229 лекторов.

Сопоставление данных опросов школьников в 1969 и 1967 гг. указывает на определенную эффективность проведённых мероприятий. Правда, вопросы, касающиеся профилактики ряда заболеваний, явно трудны для учащихся (полные правильные ответы составляют только 37,1%), но в общегигиеническом плане их знания, несомненно, улучшились.

Правильная оценка состояния гигиенического обучения и воспитания учащихся младших классов позволила обоснованно и целенаправленно планировать эту профилактическую деятельность и добиться ее определенного улучшения.

Поступила 16/Х1 1970 г.

УДК «13.8(092 ГАМИЛЬТОН

ПИОНЕР ПРОМЫШЛЕННОЙ МЕДИЦИНЫ США АЛИСА ГАМИЛЬТОН

И. В. Нэллина

Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, Москва

Алиса Гамильтон, выдающийся американский врач, основоположник промышленной медицины США, родилась в 1869 г. в Нью-Йорке. После окончания в 1893 г. медицинской школы Мичиганского университета она получила степень врача и работала ассистентом в детской и гинекологической клиниках Минеаполиса и Бостона, затем специализировалась в области бактериологии и патологии в Германии.

Летом 1897 г. Алиса Гамильтон стала профессором патологии женской медицинской школы в Чикаго. Работая в этом большом промышленном центре, посещая рабочие квартиры, она много слышала от рабочих об отравлениях и травмах — последствиях длительного напряженного труда. Видя острую необходимость в изучении вредных воздействий промышленности на рабочих и проведении конкретных мероприятий по улучшению гигиенических условий труда, Алиса Гамильтон обратилась к литературе, но в трудах американских гигиенистов ей об этом ничего не удалось найти.

В то время профессор Чикагского университета социолог Хендерсон добился от губернатора штата Иллинойс разрешения отпустить скромные средства на проведение исследований, касающихся распространения профессиональных заболеваний в штате. Возглавив первую в США комиссию по изучению профессиональных заболеваний, Алиса Гамильтон постепенно выявила вредные производства. В течение нескольких лет она проводила обследование здоровья рабочих, посещая их на дому, вела документацию, так как записи врачей в историях болезней оказались для этого недостаточными.

Обследование предприятий штата выявило плохие гигиенические условия производства. Частные страховые кампании и врачи не проявляли никакого интереса к проблеме борьбы с профессиональными заболеваниями. В штате отсутствовали законы о рабочем страховании. В результате работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.