Научная статья на тему 'ДЕОНТОЛОГИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА'

ДЕОНТОЛОГИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕОНТОЛОГИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА»

УДК 613:614.253.8

С. В. Алексеев, В. П. Тимофеев

ДЕОНТОЛОГИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский циститу

Проблема деонтологического воспитания всегда актуальна, потому что именно деонтологии принадлежит ведущая роль в формировании личности врача любого профиля.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что партия добивается того, чтобы человек в нашей стране воспитывался не просто как носитель определенной суммы знаний, а прежде всего как строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения.

Деонтологическое воспитание врача-гигиениста и эпидемиолога — важнейшая задача при подготовке специалиста. В литературе неоднократно освещались вопросы деонтологии и деятельности санитарного врача [1—6].

Общение врача с больным обусловило определенные нормы взаимоотношений между ними, которые широко и полно отражены в деонтологии врача лечебно-профилактического профиля.

Деятельность санитарного врача распространяется в основном на здоровых людей, поэтому она гораздо сложнее и шире. Выполняя свои социальные функции—текущий и предупредительный санитарный надзор — санитарный врач и эпидемиолог иногда прибегают, казалось бы, к не совсем этичным формам воздействия на здоровых людей, защищая интересы как здоровых, так и больных. Например, отказ родителей от госпитализации ребенка с инфекционным заболеванием, представляющим опасность для окружающих: в таких случаях врач нередко вынужден обращаться в правовые органы, проявляя заботу об общественном здоровье. Или пищевые отравления: их этиология может быть выяснена только при тщательном расследовании. Помощь общественности здесь бесспорна, но и в этих случаях врач должен сознавать этическую сторону своей миссии. Даже при наличии неопровержимых доказательств, обличающих виновника, анализ фактов, формирование доказательств должны проводиться с соблюдением элементов врачебной этики.

Часто санитарный врач является участником судебного разбирательства и, несмотря на необычность ситуации, обязан выдержать все этические нормы.

Таким образом, деятельность гигиениста и эпидемиолога многогранна и имеет свою специфику, а следовательно, деонтология санитарного врача требует тщательной разработки.

Как головной вуз по санитарно-гигиеническому образованию в РСФСР, Ленинградский са-

нитарно-гигиенический медицинский институт (ЛСГМИ) взял на себя инициативу в создании межкафедральной программы по деонтологии для санитарно-гигиенических факультетов медицинских вузов. Она явится результатом накопленного в институте опыта обучения студентов основам деонтологии и послужит дальнейшему совершенствованию работы в этом направлении.

Деонтологическое воспитание студентов следует рассматривать не только как аспект воспитания специалиста в медицинском вузе, но и как одно из главных звеньев профессиональной подготовки врача-гигиениста, содержание кото-^ рой определено квалификационной характеристикой врача этого профиля.

По сложившейся в ЛСГМИ традиции, первое знакомство с элементами врачебной этики и деонтологии будущие студенты получают в процессе занятий на малом медицинском факультете. Профориентационная направленность подготовки абитуриентов способствует тщательному профессиональному отбору и перерастает в профессиональное воспитание студентов с первого до выпускного курсов.

Формирование личности врача-гигнениста, его марксистско-ленинского мировоззрения и гражданской зрелости происходит в процессе изучения общественных наук и далее на специальных кафедрах. Методологическая направленность преподавания на всех кафедрах ЛСГМИ способствует воспитанию прежде всего*» патриота и гражданина своей страны, который принципиально и честно относится к порученному делу.

В процессе занятий на I курсе происходит адаптация студентов к обучению в медицинском вузе, закладываются основы деонтологической подготовки. Особую роль в этом призваны сыграть кафедры биологии и химии, обеспечивающие теоретическую базу, необходимую для изучения последующих медико-биологических и гигиенических дисциплин.

Биология служит научной основой диалекти-ко-материалистнческого мировоззрения, а также составной частью философского и научно-атеистического образования гигиениста, являющегося прежде всего врачом-исследователем, умеющим как оценить воздействие различных факторов среды на функциональное состояние организма, так и определить степень приспособительных возможностей человека к постоянно меняющимся условиям жизни, разработать и организовать систему профилактических мероп-^

^иятий. Содержание биологии учитывает профессиональную направленность обучения будущих врачей санитарно-гигиенического профиля. В разделе «Биология индивидуального развития», например, особое внимание уделяется влиянию факторов внешней среды на эмбриональное развитие и возможности возникновения пороков развития. Рассматриваются организация здорового образа жизни и необходимость борьбы с вредными привычками (употреблением алкоголя, курением, самолечением и др.), воздействие стрессовых ситуаций на здоровье будущих поколений. Особое внимание уделяется изучению раздела «Экология», «Биосфера и человек». Внимание будущих врачей-гигиенистов привлекается к загрязнению внешней среды и возникновению болезней, рассматриваются пути предохранения человека от воздействия вредных факторов внешней среды и роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в охране окружа-

^|щей природы. Первокурсники получают опре-еленную информацию о целом ряде принятых в нашей стране законодательных мероприятий по охране природы и внешней среды, что помогает им ясно видеть перспективу своей будущей специальности.

Курс химии как естественнонаучная составляющая медицины вооружает санитарного врача системой знаний, позволяющих правильно выполнять его социальную функцию. Следует отметить, что химические знания помогают санитарному врачу не только выявить источники нежелательных воздействий на организм человека и контролировать их уровень, но и участвовать в преобразовании всей материально-технической базы для сохранения здоровья человека.

Целью обучения определяется содержание деятельности будущего специалиста. Квалификационная характеристика санитарного врача дает направление такой деятельности в курсе изучения химии: формирование навыков санитар-но-химических исследований.

Все методы объемного, спектрального, физико-химического анализа направлены на определение органических и неорганических токсикантов, при этом обсуждается на доступном уровне механизм их токсического действия на окружающую среду, человека, обобщаются результаты исследования и делается вывод о пригодности данного объекта для использования человеком.

Мотивации изучения химии, осознанию необходимости ее практического применения в деятельности санитарного врача способствует разработанная на кафедре схема логических взаимосвязей конкретных практических занятий с санитарно-гигиеническими дисциплинами. Несомненно, такой способ представления изучаемого материала позволяет студенту наглядно уяснить содержание предстоящей деятельности. ^Зднако для того чтобы деонтологические зна-

ния стали убеждениями будущего санитарного врача, необходимо, во-первых, осознание студентами деонтологнческого аспекта конкретных знаний по любой изучаемой дисциплине и, во-вторых, деятельное личное применение этих знаний в нужном направлении для форсирования деонтологических убеждений в целом. Эффективность такого обучения может быть достигнута единством знаний и действия, постоянной связью изучения теории с практическим опытом. В противном случае, как отмечалось па XXVI съезде КПСС, профессиональная подготовленность может уживаться с недостаточно ответственным отношением к труду.

Достижению этой цели способствует правильная организация практических занятий/Одной из эффективных ее форм, начиная с I курса, может быть деловая игра, предоставляющая большие возможности для деонтологической подготовки студентов. Вместо заключительного семинара, например, может быть проведена деловая игра «СЭС» по теме «Основные загрязнения окружающей среды». Модель игры имитирует формы и методы работы санитарного врача, поставленного перед сложной деонтологической проблемой: студент ведет наблюдение и контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил с целью ликвидации загрязнений окружающей среды, улучшения условий труда, предупреждения заболеваемости. В качестве объекта исследований студентам даются принципиальные схемы промышленных объектов целлюлозно-бумажной и нефтехимической промышленности. Каждое решение, предлагаемое студентами, подвергается анализу, поскольку для достижения необходимых уровней гигиенических нормативов требуются большие затраты времени и государственных средств. Забота об интересах государства и сохранении здоровья личности осуществляется санитарным врачом через активное воздействие на научно-технический прогресс отрасли и воспитывается у студента санитарного факультета как важная составляющая врачебного (гигиенического) мышления.

Практические навыки, полученные на младших курсах, служат фундаментом для формирования профессиональных умений при изучении гигиенических и клинических дисциплин.

Первой гигиенической дисциплиной, с которой начинается систематическое изучение основ деонтологической деятельности санитарного врача, является общая гигиена. Студенты III курса санитарно-гигиенического факультета изучают общие основы здоровья и заболеваемости населения в связи с воздействием различных природных, производственных и бытовых факторов, определяемых социально-экономическими условиями жизни общества. Поэтому одной из основных задач общей гигиены является экологическое обучение и воспитание, формирующее

у студентов глубокое понимание взаимозависимости организма человека и окружающей среды. Экологическое обучение в курсе общей гигиены преследует цель вооружить студентов не только необходимыми знаниями о том, как осуществляется взаимосвязь человека с окружающей средой, но и дать представление о возможности и необходимости управления ее качеством. На старших курсах эта деятельность приобретает реальные формы. Экологическое обучение, таким образом, закладывает основу для формирования у студентов своеобразного экологического типомышления, абсолютно необходимого современному специалисту. Деонтологи-ческие принципы осуществляемые при экологическом обучении и воспитании студентов, безусловно, способствуют формированию личности будущего санитарного врача, сочетающей в себе наряду с профессиональными качествами идейность, принципиальность, настойчивость в достижении цели.

Одна из важнейших профильных дисциплин — гигиена труда. В курсе лекций и практических занятий студенты осознают, что главной целью гигиены труда как научной и практической дисциплины является разработка таких санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и рекомендаций, которые направлены на создание наиболее благоприятных условий труда, на обеспечение здоровья и высокого уровня работоспособности рабочих коллективов в условиях производства. В лекциях на V и VI курсах раскрываются основные направления деятельности врача, показывается возможность проявления его организаторских, деловых качеств. Успехи деятельности санитарного врача в значительной мере определяются его контактами с партийными, советскими органами, хозяйственными и общественными организациями. Формы такого контакта многообразны и их выбор и реализация определяются прежде всего деонтологическим воспитанием и образованием специалиста. Поэтому в основе практических занятий на кафедре гигиены труда обучение не только указанным формам, но и последовательности их выбора. Занятия проводятся в виде семинаров («Основы советского трудового законодательства»), деловых игр («Расследование профессиональных заболеваний и отравлений»), учебно-исследовательской работы студентов («Промышленная токсикология») и др. Деон-тологическое воспитание наиболее полно осуществляется в процессе практических занятий на производственных объектах и в санэпидстанциях (на конкретных заданиях и примерах).

Гигиена детей и подростков — одна из основных гигиенических дисциплин, которой придается особое общегосударственное и общественное значение. В своей деятельности она опирается на важнейшие партийные и правительственные документы, имеет материальную и зако-

нодательную поддержку со стороны государства?^ В связи с этим деонтологическая подготовка врача на этой кафедре играет особую роль в формировании активной жизненной позиции выпускника. Врач по гигиене детей и подростков— это исследователь и организатор, стоящий на страже здоровья молодого поколения. Он осуществляет связь с органами народного образования и профессионально-технического обучения, руководство работой педиатров, обслуживающих детские и подростковые учреждения. От того, в какой степени специалист по гигиене детей и подростков умеет общаться с коллегами, партийными органами, общественными организациями, судят о его компетентности.

Подготовку санитарных врачей и эпидемиологов по вопросам пропаганды здорового образа жизни советских людей ведет кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения. Такая подготовка осуществляется по трем основным направлениям: этико-деонтологическо^ му, профессионально-деловому и социалыю-пси™ хологическому. Планомерная реализация преподавания по этим направлениям будет способствовать осведомленности выпускаемых специалистов в вопросах оценки критериев взаимодействия основных форм жизнедеятельности человека и его здоровья на индивидуальном, семейном и производственно-коллективном уровнях с учетом изменяющихся условий окружающей среды. Формирование навыков по пропаганде здорового образа жизни обеспечивает не только системная теоретическая подготовка по вопросам методики и организации пропаганды, но и привлечение всех студентов к проведению бесед и лекций в школах, общежитиях, профессионально-технических училищах, промышленных предприятиях. Все эти формы позволяют вырабатывать навыки общения с аудиторией, такт^ сдержанность и целеустремленность в реализации цели, т. е. качества, которые составляют основу деонтологического воспитания врача-гиги-ениста, проводящего в жизнь все мероприятия, направленные на создание благоприятных условий жизни и труда нашего населения.

Придавая огромное значение деонтологиче-скому воспитанию санитарного врача на профильных кафедрах, нельзя не отметить клинические кафедры санитарно-гигиенического цикла, которые вносят большой вклад в формирование врача-профилактика.

Врачу-профпатологу, в частности, важно знать, что в условиях развитого социализма будет расти сеть профилактических медицинских учреждений, профилакториев при больших заводах и фирмах, здравниц для специалистов соответствующего профиля и др. Работа в этих медицинских центрах должна проводиться с учетом профессиональной специфики тех или иных отраслей промышленности, транспорта или сельского хозяйства.

Врач-профпатолог обязан квалифицированно дать социально-клиническое заключение, в котором должен быть указан не только основной и сопутствующий диагноз, но и представлено заключение о трудоспособности. При постановке правильного диагноза учитывается как профессия в настоящее время, так и профессиональный маршрут — сколько лет, где, с какой степенью профессиональной вредности (пыль, химические вещества и др.) работал человек, какова санитарно-гигиеническая характеристика условий труда. Иначе говоря, приобретенные в процессе изучения доклинических дисциплин знания становятся звеном в логической цепи деонтологической подготовки врача-гигиениста.

Деонтологическую подготовку врача-гигиени-ста обеспечивает не только содержание изучаемых дисциплин, усвоение которого происходит в процессе занятий, но и комплекс внеаудиторных мероприятий на всех кафедрах санитарно-гигиенического факультета: занятия в студенческом научном обществе и на факультете общественных профессий, участие в научно-практических студенческих конференциях и научных исследованиях на кафедрах, экспедиционная производственная практика, работа в студенческих отрядах, публичная защита работ, выполненных во время специализации и др.

Увеличивающийся выпуск ферритовых соединений, среди которых большой удельный вес имеет бариевый оксифер, сопряжен с пылеобразова-нием и поступлением аэрозолей в воздушный бассейн населенных мест. Поскольку барий и железо содержится в выбросах не только ферритово-го, но и других производств, определение оксифе-ра по одному из входящих в его состав металлов не отражает истинной картины загрязнения атмосферы выбросами данных предприятий. В связи с этим нами разработаны формулы расчета концентраций бариевого феррита на основании соотношения количества железа и бария в указанном соединении и анализируемом воздухе.

В основу методов определения железа и бария

Конечную цель деонтологического воспитания мы видим в формировании основных деонтоло-гических принципов врача-гигиениста: правильное представление о содержании и задачах профилактического направления советской медицины, глубокие профессиональные знания и необходимость их постоянного совершенствования, умение избрать правильные формы, методы и тактические приемы при решении стратегических задач (по контролю за выполнением санитарного законодательства) с руководителями подконтрольных объектов, партийными, советскими, профсоюзными организациями и коллегами, постоянное совершенствование таких личностных качеств, как честность, принципиальность, объективность, настойчивость и твердость, доброжелательность, самокритичность и др.

Литература

1. Белицкая Е. Я — Гиг. и сан., 1971, № 1, с. 60—64.

2. Борисешсо Н. Ф. — Там же, 1980, № 11, с. 54—56.

3. Кухарчик Г. И, — Там же, 1983, № 4, с. 30—31.

4. Поплавский К. К — Там же, 1978, № 1, с. 38—40.

5. Ретнев В. М. — Там же, № 10, с. 43—45.

6. Сидоренко Г. И. и др. — В кн.: Актуальные этико-деон-тологические вопроси современной медицины. М., 1983, с. 12-16.

Постуиила 21.05.84

/

положено образование двух окрашенных комплексных соединений при взаимодействии железа с О-фенантролином [1] и бария в виде его сульфата [2].

Для построения калибровочных графиков определения железа и бария готовили шкалы стандартов (табл. 1 и 2). Для этого чистые фильтры АФА помещали в фарфоровые чашки. Затем на фильтры наносили рабочий стандартный раствор в соответствии со шкалой стандартов и обрабатывали аналогично пробам.

На основании средних данных 6 проб строили калибровочный график в координатах концентрация — оптическая плотность.

Для определения максимально разовой концентрации воздух аспирировали через фильтр

Методы исследования

УДК в14.715:6ОТ.112.227.3121-073.524.1

Т. П. Ермаченко, Е. М. Ройзенблат, Н. В. Гринь, А. Б. Ермаченко

ФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАРИЕВОГО ФЕРРИТА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Донецкий медицинский институт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.