Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛ ЬНО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САНИТАРНОГО ВРАЧА'

ПРОФЕССИОНАЛ ЬНО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САНИТАРНОГО ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛ ЬНО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САНИТАРНОГО ВРАЧА»

ственных и вспомогательных помещений, технологических процессов, производственного оборудования, санитарно-технологического оснащения требованиям действующих санитарных норм и правил. При выявлении недоделок санитарно-гигиенического характера необходимо подготовить предписание от имени главного государственного санитарного врача по ликвидации обнаруженных недостатков (учетная форма № 150в).

Положительное заключение главного государственного санитарного врача о возможности пуска объекта в эксплуатацию должно выдаваться на основании положительного акта рабочей комиссии.

Представители Госсаннадзора, входящие в состав государственной приемочной комиссии, должны проверить полноту представленной документации, подтверждающей готовность объекта к эксплуатации, а также соответствие законченного строительством объекта требованиям действующих санитарных норм и правил.

Государственные приемочные комиссии должны принимать в эксплуатацию объекты производственного назначения только в том случае, если на установленном оборудовании начат выпуск предусмотренной проектом продукции. При этом представитель Госсаннадзора в государственной приемочной комиссии подписывает акт принятия в эксплуатацию выстроенного (реконструированного) предприятия при обеспечении на нем полного санитарного благополучия, в противном случае он прилагает к акту государственной приемочной комиссии особое мнение, четко излагая причины невозможности ввода в эксплуатацию объекта, а также предложения по их устранению.

Нам представляется, что реализация изложенных рекомендаций позволит улучшить качество и повысить эффективность предупредительного санитарного надзора в промышленности.

Поступила 24.02.80

УДК 614.3:614.253

В. Д. Ванханен (Донецк), И. В. Савицкий (Киев)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САНИТАРНОГО ВРАЧА

Главное внимание развития высшей школы в настоящее время сосредоточено на всестороннем улучшении качества профессиональной подготовки и идейно-политического воспитания специалистов, укреплении связи с производством, практикой коммунистического строительства.

В свете этой задачи в данном сообщении рассмотрены вопросы совершенствования профессионально-деонтологической подготовки санитарного врача.

Деонтология — раздел этики, освещающий проблемы долга, должного. Выполнение разносторонних экспертные и инспекторско-надзорных функций санитарного врача базируется на общих и специальных деонтологических принципах. Эти принципы вытекают из глобальной цели подготовки врача-гражданина, врача-патриота Родины, готового к сознательному использованию широких правил и выполнению ответственных обязанностей, вытекающих из Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969) и Положения о государственном санитарном надзоре в СССР (1973). Санитарный врач по роду своей работы — общественник. Он всегда на переднем крае борьбы за приумножение потенциала общественного здоровья, снижение заболеваемости, активное долголетие советских людей. Поэтому профессиональную подготовку нужно умело увязывать с общей подготовкой. Санитарному врачу особенно нужны хорошие организаторские и общественно-политические навыки. Он должен быть человеком большой культуры с высокими моральными качествами, сочетающимися с активной жиз-

ненной позицией, принципиальностью и деловитостью, физическим и психическим совершенством, талантом лектора и пропагандиста. Эффективная санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая деятельность санитарного врача немыслима без большой любви к избранному делу и преданности ему. Воспитание любви к своей професии и преданности ей занимает центральное место в деонтологи-ческой подготовке врача гигиенического профиля. Вместе с тем по сравнению с абитуриентами лечебного профиля исходный уровень деонтологической подготовленности лиц, поступающих на санитарно-гигиенический факультет, несколько ниже. Поступление на санитарно-гигиенический факультет абитуриенты нередко мотивируют желанием учиться в медицинском вузе как таковом, а подчас надеждой изменить в будущем свою работу на лечебную и др. Профессия лечащего врача в отличие от профессии врача-гигиениста окружена романтическим ареолом, чему в немалой мере способствуют многочисленные произведения литературы и искусства, глубокое уважение к доктору, помогающему человеку сохранить здоровье. Особенности деятельности врачей-гигиенистов и малочисленность их образов в литературе, кинофильмах и других массовых видах искусства — основная причина чрезвычайно низкой деонтологической осведомленности студентов I курса о своей будущей профессии. Исключение составляют первокурсники со стажем работы в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы и закончившие с отличием санитарные отделения фельдшерко-акушерских школ. Очевид-

2*

— 35 —

но, что деонтологическая подготовка на санитарно-гигиеническом факультете должна начинаться с чтения цикла лекций «Введение в специальность». В период изучения общетеоретических дисциплин студенты санитарно-гигиенического факультета должны четко уяснить, какие конкретные теоретические познания и практические навыки в этой области будут особенно нужны им в практической работе санитарными врачами и эпидемиологами. Общетеоретические дисциплины на санитарно-гигиеническом факультете следует преподавать с учетом будущей профессии санитарного врача.

В свете сказанного необходимо дальнейшее упрочение связей этих кафедр с профильными гигиеническими кафедрами и практическими учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Направленная деонтологическая подготовка врачей-гигиенистов начинается с III курса с приходом студентов на кафедру общей гигиены. На кафедре общей гигиены оыи знакомятся с достижениями отечественной гигиены и советской санитарной практики. Подчеркивается общественный характер деятельности санитарного врача и эпидемиолога, рассказывается о социальных мотивах и высоких побуждениях выдающихся ученых-гигиенистов и санитарных врачей во все периоды существования нашего государства. Следовательно, на долю этой кафедры как пропедевтической возлагается ответственность за создание у студентов большого впечатления о гигиене как науке и основе профилактического направления советского здравоохранения.

На профильных гигиенических кафедрах повышается уровень общей деонтологической подготовки и вырабатываются специальные деонтологи-ческие навыки. Формирование широкого гигиенического мышления — основа специальной деонтологической подготовки санитарных врачей и эпидемиологов. Но сейчас требуется прививать студентам умение самостоятельно «добывать» зна--ния и постоянно обновлять их. В настоящее время при стремительном потоке научной и политической информации этот принцип обучения становится главным. Если объем научных знаний человечества, имевшихся к началу нашей эры, удвоился только к 1750 г., то второе удвоение произошло уже за 150 лет (1900), третье — за 56 лет (1956), четвертое —за 10 лет (1966), а в последнее время — каждые 5—7 лет.

Главной формой воспитания у студентов умения постоянно обновлять специальные знания в сочетании с формированием широкого гигиенического мышления была и остается лекция, которая должна строиться на основе диалектических законов познания. Лекции должны носить проблемный характер, материал необходимо излагать с исторических позиций. Знание становления научной проблемы помогает слушателю лучше понять ее современное состояние и, что самое главное, видеть перспективы дальнейшего развития. Но этого недостаточно. Практическое обучение с самого начала следует

максимально приблизить к реальным условиям работы и жизни. Без четкого представления о требованиях к врачу-гигиенисту сегодняшнего и завтрашнего дня этот вопрос трудно решить полностью, | поэтому назрела необходимость ускорить создание I конструктивной модели врача-гигиениста. Для разработки модели санитарного врача требуется знание функций санэпидстанции по различным разделам гигиены. Санитарному врачу в его практической деятельности приходится решать множество задач организационно-методического, санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпи-демического характера. На основании типовых ситуационных задач, с которыми санитарный врач сталкивается на практике, несложно перейти к разработке структурно-логической схемы преподавания, исходя из наиболее адекватного в настоящее время системного принципа построения обучения. Одной из характерных особенностей черт современной науки является ее связь с практикой, в связи с чем необходимо привитие студентам вкуса к на-учно-исследовательской и учебно-исследовательской работе, воспитание у них навыков научного поиска, анализа и обобщения. При выполнении своих профессиональных обязанностей санитарный врач вступает во взаимоотношения с больными, коллегами, врачами ведомственной санитарной службы и лечебно-профилактических учреждений, работниками государственной инспекции по качеству пищевых продуктов и ветеринарной службы, администрацией подконтрольных объектов, партийными, советскими и профсоюзными организациями, прокуратурой, милицией и др. Выступая в качестве полномочного представителя государственной санитарной службы, санитарный врач должен стремиться принести пользу. Он не только выполняет экспертные и инспекторско-надзорные функции, но и является организатором и консультантом, активно несет гигиенические знания в массы.

Для сокращения сроков адаптации и периода «врабатываемости», а также предупреждения разочарования в своей профессии необходимо глубоко ознакомить студентов, особенно в период первичной специализации (12-й семестр), с организационно-правовыми основами государственного санитарного надзора и санитарного законодательства.

Следует коснуться еще одного вопроса, имеющего прямое отношение к профессионально-деонтологн-ческой подготовке санитарного врача. В отличие от преподавателей клинических кафедр гигиенисты в своих «клиниках» — санэпидстанциях — не работают, а ведь это необходимо. Может быть целе-сообразно периодически направлять преподавателей кафедры не только на факультеты повышения квалификации, но и на рабочие места в базовые санэпидстанции, а практических врачей на это время на кафедру. От этого выиграют все, а главное, улучшится профессионально-деонтологическая подготовка санитарных врачей.

Поступила 11.02.80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.