УДК 613:614.253.8]:378.6в1
Профессора О. П. Шепелинн В. А. Гофмеклер, В. Ю. Андриянов, Г. А. Куп• цова, В. А. Петров, засл. врач РСФСР 3. Л. Гаврикова
О ПРЕПОДАВАНИИ ДЕОНТОЛОГИИ ВРАЧА-ГИГИЕН И СТА
Владивостокский медицинский институт; Приморская краевая санэпидстанция
В решениях XXV съезда КПСС указано на необходимость повышения качества подготовки специалистов в вузах.
В связи с этим важное значение отводится преподаванию деонтологии врача-гигиениста, которая в отличие от деонтологии врача лечебного профиля изучена и методологически апробирована недостаточно. По данному вопросу имеются лишь единичные работы (Б. Д. Петров, Е. Я. Белицкая, В. М. Ретнев и др.) 1. Вместе с тем новые учебные планы, введение субординатуры и стажировки настоятельно требуют совершенствования преподавания и обучения деонтологическим принципам врачей-гигиенистов. Еще Н. А. Семашко выдвинул одним из аспектов деонтологии отношение врача к коллективу и обществу. При этом не следует недооценивать мнение практических врачей и ученых-гигиенистов, которое они высказывали на читательских конференциях, о целесообразности публикации материалов по деонтологии на страницах журнала «Гигиена и санитария».
В связи с изложенным нам хотелось бы поделиться опытом преподавания деонтологии на санитарно-гигиеническом факультете нашего института. Впервые о профессии врача-гигиениста и особенностях его работы будущий студент узнает в школе во время проведения вузом лекций-бесед по профориентации, при сдаче документов в приемной комиссии, где опытные педагоги факультета проводят собеседование с абитуриентами и знакомят их с гигиеническими кафедрами, а также в дни открытых дверей в институте. В плане изучения вопросов профориентации методическим советом выполнена специальная серия социологических исследований абитуриентов под девизом «Почему Вы избрали профессию врача-гигиениста и почему поступаете именно на санитарно-гигиенический факультет?» После утверждения программы «Введение в специальность» студентам I курса читается первая плановая учебная обзорная лекция о профессии врача-гигиениста, достижениях гигиенической науки и санитарной практики. И все же систематическое и серьезное изучение основ деонтологии врача-гигиениста начинается на кафедре общей гигиены при чтении лекционного курса и на практических занятиях. В вводной лекции подчеркивается значение профилактической деятельности врача-гигиениста, общественно-социальное значение его профессионального труда по охране здоровья коллективов здоровых людей, предупреждению заболеваний, ибо «легче болезнь предупредить, чем лечить». У студентов воспитываются гуманистические качества — долг перед народом, обществом. На примерах решений съездов партии раскрывается в историческом аспекте политика КПСС в области охраны здоровья советских людей, улучшения условий труда и оздоровления быта.
Особо подчеркивается значение для врача-гигиениста знание законов марксистско-ленинской философии, раскрывающих взаимосвязь организма и окружающей среды, роль социальных факторов. Здесь же рассматриваются примеры борьбы советской гигиенической науки с антинаучными концепциями мальтузианства, фрейдизма, отдельными положениями учения Селье и буржуазной гигиенической науки в целом. Важная роль отводится выдающимся отечественным гигиенистам, на примере жизни и деятельности которых студентам III курса прививаются черты будущего врача-
1 Гиг. и сан., 1970, № 5, с. 9; 1971, № 1, с. 60; 1975, № 4, с. 53.
гуманиста, гражданина, патриота Родины. Рассказ о выдающихся советских гигиенистах показывает студентам роль гигиенических школ, достижений отечественной науки и санитарной практики, лучших сложившихся традиций. Преподаватели-кураторы организуют встречи студентов с главными врачами санэпидстанций.
В лекциях для студентов старших курсов на примерах структуры санэпидстанции, ее задач, функций и деятельности, а также при организации практических занятий, производственной практики, субординатуры (она введена в институте по инициативному плану с 1972 г.) раскрываются связи науки и практики, основные направления деятельности врача, показывается возможность проявления его организаторских, деловых качеств, умение работать в контакте с партийными и советскими органами, а также лечебно-профилактическими учреждениями. Обращается внимание на воспитание чуткости, внимательности к людям, их жалобам и предложениям, на знание санитарного и правового законодательства. По возможности используются примеры из литературы, а также основанные на местном материале, разбираются случаи и конкретные ситуации из деятельности санитарной службы Приморского края и наиболее опытных врачей. Не следует излишне романтизировать труд санитарного врача, необходимо подчеркивать важность и ответственность, обязательность выполнения любого служебного поручения, связанного с охраной здоровья и предупреждением различных заболеваний населения. Одновременно на лекциях дается критика все еще, к сожалению, бытующего иногда мещанского понятия о деятельности санитарных органов, элементах упрощенчества, ибо бывает, что врач-гигиенист видит плоды своего труда спустя месяцы и даже годы.
При рассмотрении широких гигиенических вопросов, касающихся окружающей среды, в плане комплексирования преподавания на IV курсе особое внимание обращается на современные экономические проблемы, источники загрязнения атмосферы, воды и почвы как социально обусловленные причины нарушения нормальных условий жизни человека. Подробно анализируются постановления партии и правительства об охране окружающей среды, раскрывается их значение для общества, науки и практики. Подчеркивается, что в данном случае врач-гигиенист выступает как представитель государственной власти, активный, последовательный проводник решений КПСС в области охраны внешней среды, труда, быта и отдыха советского человека. В лекциях студентам V и VI курсов большое внимание уделяется моральным качествам врача-гигиениста при решении социально-гигиенических проблем в современных условиях. У учащихся воспитывается сознание необходимости пропаганды санитарных знаний как активной профессионально-жизненной позиции врача-гигиениста, проводника передовых идей в науке, прогрессивных форм санитарной практики при обследовании объектов с учетом перспективы своей будущей профессии. Вопросы деонтологии включаются в экзаменационные билеты в различных формах для курсовых и государственных экзаменов, а также предлагаются для докладов членам научных студенческих обществ гигиенических кафедр.
Лекционный курс комплексно и дифференцированно дополняется рассмотрением вопросов деонтологии на практических (лабораторных) занятиях, при прохождении производственной практики, субординатуры и в определенной мере во время летней работы в студенческих строительных отрядах. Сейчас мы думаем над рабочей деонтологической программой на период стажировки. При первых занятиях на кафедре обращается внимание на внешний вид, поведение и рабочую форму студентов, преподаватели рассказывают о внутреннем распорядке кафедры, знакомят студентов с ее научными лабораториями. Указывается на несовместимость вредных привычек, особенно курения, с будущей профессией врача-гигиениста и профилактика. В деонтологическом аспекте это сразу же способствует созданию необходимого морального микроклимата на кафедре, в группе, заставляет студентов уважать коллектив и традиции кафедры. В этом деле важно един-
ство н преемственность требований кафедры общей гигиены и всех профильных гигиенических кафедр.
При освоении комплекса методов исследования объектов внешней среды преподаватель особо отмечает, что заключение врача-гигиениста при осуществлении текущего и предупредительного санитарного надзора всегда должно быть аргументировано фактами, а это требует знаний, поиска, тем самым студент уясняет необходимость самостоятельности и ответственности при оформлении полученных данных и написании заключения. Темы, разрабатываемые по плану учебной исследовательской работы студентов, способствуют воспитанию гигиенического мышления, расширению кругозора с элементами научного творчества. Результаты исследований, например, питьевой воды, атмосферного воздуха, реальных объектов обобщаются и направляются в санэпидстанцию, что убеждает студентов в практической целесообразности их лабораторных занятий на кафедрах. При этом объем последних соответствует перечню обязательных лабораторно-практических навыков. На практике и в субординатуре студенты продолжают знакомиться с деонтологическими принципами работы врача-гигиениста в плане дальнейшего воспитания самостоятельности, уважительного отношения к старшим коллегам и выпускникам. Так рождается преемственность традиций.
Некоторый накопленный опыт позволил приступить к созданию рабочей программы деонтологии, разработать для студентов граф-модель по специальности врач-гигиенист с деонтологическими заповедями, включиться в разработку научной тематики Министерства здравоохранения РСФСР по модели врача-гигиениста и организовать и провести на факультете учебно-методическую конференцию по оптимизации преподавания гигиенических дисциплин и научно-методическую конференцию по деонтологии врача-гигиениста совместно с главными врачами санэпидстанций с опубликованием соответствующих материалов.
Поступила 31/1 1978 г-
Методы исследования
УДК 615.917 322.32
Б. А. Курляндский, Н. Н. Стовбур, А. И. Духовная
ВЕРОЯТНОСТНАЯ ОЦЕНКА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА К ОТРАВЛЕНИЮ ВИНИЛ ХЛОРИДОМ
Московская городская санэпидстанция
Разработка методики вероятностной оценки порогов действия по градированным показателям является^одной из наиболее аткуальных и нерешенных задач гигиены и токсикологии. Ее решение позволит при установлении гигиенических регламентов исходить из реальных количественных критериев опасности интоксикаций в зависимости от содержания в воздухе вредных веществ и определить статистически достоверные пороги действия и безопасные концентрации в воздухе рабочей зоны и других средах. Использование вероятностных подходов в экспериментах также даст возможность со значительной точностью проводить оценку сравнительной чувствительности отдельных органов и систем к действию вредных веществ.
Попытка решения сформулированной выше задачи в лабораторных условиях была нами предпринята при однократной 4-часовой ингаляционной