СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО
АЕАА
УДК 614<07>
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬ
ТЕТЕ
I МОСКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА им* И. М. СЕЧЕНОВА1
А. Ф. Серенко, В. В. Ермаков, Я■ С. Миндлин
В общей системе подготовки будущего врача видное место занимает изучение им важнейших социально-гигиенических проблем, вопросов теории и практики организации здравоохранения.
Как известно, в 1966 г. приказом министра здравоохранения СССР кафедры организации здравоохранения переименованы в кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения. Это означало существенную перестройку содержания программы преподавания и научных исследований на кафедре. Особенностью дисциплины, изучаемой на ней, является то, что она находится на стыке гигиенических, общественных, естественных и клинических дисциплин. Это определяет некоторые сложности в педагогическом процессе. Следует также иметь в виду, что преподавание социальной гигиены имеет большое идейно-воспитательное значение.
Программа преподавания включает лекции по социально-гигиеническим проблемам сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, травматизма, туберкулеза, нервно-психических заболеваний, алкоголизма, долголетия, материально-бытовых условий жизни населения и др. Кроме того, предусмотрены лекции по санитарной статистике; на них излагаются основы методологии и методики статистических исследований, рассматриваются показатели здоровья населения. Ряд лекций посвящен организации медицинской помощи населению (городскому, сельскому, рабочим промышленных предприятий), охране материнства и детства, санитарно-эпидемиологическому делу и др. Читаются лекции по экономике, планированию и финансированию здравоохранения. Этим лекциям также придано социально-гигиеническое направление. Например, на лекции по охране материнства и детства в социальном аспекте рассматривается проблема аборта, на лекции по врачебной экспертизе трудоспособности показывается социальное значение временной нетрудоспособности и инвалидности.
В соответствии со спецификой подготовки врачей-гигиенистов и эпидемиологов в лекциях на санитарно-гигиеническом факультете большое внимание уделяется основным принципам построения и развития санитарно-
1 Доложено на Всесоюзной учебно-методической конференции по преподаванию гигиенических дисциплин и эпидемиологии на санитарно-гигиенических факультетах медицинских институтов 15/1У 1969 г.
противоэпидемической службы, санитарио-противо эпидемической деятельности лечебно-профилактических учреждений. На лекциях освещаются новейшие данные, а не дублируются материалы, содержащиеся в учебнике и изучаемые на практических занятиях.
Вопросы, связанные с определением здравоохранения и его места в обществе в зависимости от социально-экономического строя, с местом здравоохранения в социалистическом государстве, его задачами в период перехода от социализма к коммунизму, разбираются в свете трудов Маркса, Энгельса, Ленина, решений XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза, Программы партии, Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14/1 1960 г. «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР», Постановления Верховного Совета СССР от 26/У1 1968 г. «О состоянии медицинской помощи населению и мерах по улучшению здравоохранения в СССР» и Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5/У11 1968 г. «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Эти труды и документы находят отражение во многих лекциях курса.
Курс практических занятий на санитарно-гигиеническом факультете включает изучение санитарной статистики, деятельности органов и учреждений здравоохранения (занятия ведутся в основном на базах последних), з также выполнение и защиту курсовой работы. Преподавание на кафедре некоторых разделов, касающихся деятельности органов и учреждений здравоохранения, носит характер практических и семинарских занятий. К ним относятся: учетно-отчетная документация и анализ годового отчета санэпидстанции, правовые основы деятельности санитарных органов, методика анализа деятельности городской больницы на основе годового отчета, методы и средства санитарного просвещения, планирование и финансирование здравоохранения.
Большое значение придается самостоятельной работе студентов при изучении дисциплины. Эта работа организуется в рамках традиционных форм обучения. Доля ее при изучении различных разделов курса и даже отдельных тем различна.
Преподавание ряда вопросов социальной гигиены и организации здравоохранения и особенно тех, которые касаются деятельности органов и учреждений здравоохранения, непосредственно на базе последних способствует лучшему пониманию и усвоению студентами этих вопросов. Занятия проводятся на санэпидстанциях, в городских и сельских участковых больницах, медико-санитарных частях, районных отделах здравоохранения, детских поликлиниках. Для этого выбираются лучшие учреждения, в ряде случаев являющиеся школами передового опыта и возглавляемые квалифицированными работниками. Отобранные учреждения приказами городского и областного отделов здравоохранения закрепляются в качестве баз для занятий со студентами. С руководителями базовых учреждений проводятся семинар-инструктаж или индивидуальные беседы о методах ведения и содержании занятий. Кроме того, каждый главный врач получает методические указания о проведении занятий. Руководителям лечебно-профилактических учреждений институт -оплачивает проведение занятий за счет почасового фонда.
Удельный вес занятий на базах в преподавании дисциплины довольно велик. Достаточно сказать, что для этого отводится 30% времени практических занятий на санитарно-гигиеническом факультете. Это свидетельствует о том, какое значение придает кафедра организации и проведению таких занятий.
Для занятий в базовых учреждениях разработаны специальные методические указания преподавателям и студентам. Как правило, эти занятия продолжаются 4 часа.
Методика преподавания на базе предусматривает ознакомление с социально-гигиенической характеристикой района деятельности, структурой,
функциями, формами и методами работы лечебно-профилактического учреждения, вопросами, отражающими специфику его работы.
Студенты санитарно-гигиенического факультета наиболее глубоко знакомятся с организацией работы санэпидстанции. С этой целью в ней проводятся 2 занятия. На первом занятии изучаются общие вопросы организации и содержания работы санэпидстанции, второе занятие целиком посвящено изучению содержания, форм и методов работы главного врача санэпидстанции.
Будущие врачи получают навыки самостоятельного обследования и инспектирования лечебно-профилактических учреждений. В этих целях на занятиях в райздравотделе, изучая структуру, функции, методы и формы руководства здравоохранением в районе, группа студентов делится на подгруппы по 2—3 человека («комиссия»); каждая подгруппа по специально разработанной схеме обследует какое-либо лечебно-профилактическое учреждение района. Помимо этого, заведующие райздравотделами поручают студентам проверить какой-либо конкретный вопрос, интересующий их в данный момент (например, выполнение лечебными учреждениями решений райисполкома или приказов райздравотдела, состояние диспансеризации, помощи на дому, неотложной помощи и т. п.). После проверки «комиссия» представляет заведующему райздравотделом акты обследования, которые обсуждаются на специальном семинаре.
Как уже отмечалось выше, преподавание отчасти носит характер практических и семинарских занятий. Изучение показателей деятельности санэпидстанции и лечебно-профилактического учреждения связано с методикой их вычисления и анализом.Чрезвычайно важно научить будущего врача умению оценивать результаты деятельности учреждения, где ему предстоит работать. Это имеет большое воспитательное значение. Много внимания уделяется квалифицированному анализу показателей; его, как правило, может провести только преподаватель; но и при этом доля самостоятельной работы, студентов остается значительной. Например, на занятии, посвященном учетно-отчетной документации и анализу годового отчета санэпидстанции,, где изучаются основные статистические документы, используемые в повседневной практической деятельности врача-гигиениста и эпидемиолога и некоторые качественные показатели деятельности санэпидстанции, студенты самостоятельно знакомятся с учетными формами, на основании которых заполняется отчет и вычисляются показатели, которые, по их мнению, характеризуют деятельность санэпидстанции.
На занятиях, посвященных методам и средствам санитарного просвещения, каждому студенту дается домашнее индивидуальное задание, включающее обязательное составление конспекта-лекции на одну из тем, рекомендуемых кафедрой.После подготовки (спуся 9—10 дней) студенты читают лекции. Из числа студентов выделяются рецензенты, которые по окончании лекции и ответов лектора на заданные слушателями вопросы выступают с оценкой ее.
На занятии по правовым основам деятельности санитарных органов студенты самостоятельно составляют проект решения исполкома местного совета по тому или иному санитарно-противоэпидемическому вопросу; проект распорядительного акта как результат обследования объекта; протокол о санитарном нарушении, постановление о наложении штрафа (схемы указанных выше документов и их образцы имеются в заданиях к практическим занятиям.)
Самостоятельное изучение вопросов планирования и финансирования здравоохранения на кафедре основано на составлении плана его в районе и сметы больницы. Каждому студенту после соответствующего разъяснения поручают, пользуясь принятыми нормативами, составить план здравоохранения условного района и смету районной больницы. Для того чтобы облегчить студентам выполнение этого сложного задания, им дается пример решения по другому району. Все необходимые нормативы приложены к за-
даниям. Очень важно научить студентов пользоваться нормативами и другими официальными справочными материалами.
Большое значение в привитии студентам самостоятельности в решении возлагаемых задач придается выполнению и защите курсовых работ, введенных нами еще в 1965 г. Выполнение курсовых работ на 11-м семестре позволяет будущим врачам закрепить знания по изучаемой дисциплине, полученные ими за все время обучение на кафедре, а также дает возможность самостоятельно в условном районе анализировать показатели состояния здоровья населения, санитарно-эпидемическую обстановку и на основе такого анализа составить годовой комплексный план деятельности санэпидстанции. Это работа «на зрелость», ибо при ее выполнении студенты могут применять различные методы статистической обработки материалов, проводить анализ в различных направлениях, делать выводы и вносить нужные предложения. Кафедрой издано несколько вариантов курсовых работ, что позволяет менять их на каждом цикле.
Результатом методической деятельности кафедры, проводимой на протяжении многих лет, является издание различных пособий для преподавателей и студентов. Издавались методические указания к преподаванию организации здравоохранения (1957, 1960, 1965), задания к практическим занятиям по организации здравоохранения (1958, 1960, 1963, 1966).
Восстановление в 1966 г. социальной гигиены как предмета преподавания побудило нас подойти по новому к написанию и изданию пособий. Мы начали работать над новым пособием для преподавателей, в 1969 г. оно было издано. Это пособие написано в соответствии с новой программой и в отличие от прежних содержит краткое изложение лекций с перечнем иллюстраций и указателем основной литературы. Наряду с лекциями внесены соответствующие изменения и дополнения в методики проведения практических занятий. Издали также новый сборник задач по применению санитарной статистики. В основу большинства задач положены материалы конкретных социально-гигиенических исследований, опубликованных в последние годы, только в качестве примеров приводятся задачи, составленные по результатам клинических, гигиенических и экспериментальных исследований. Решая такие задачи, будущие студенты, помимо освоения различных статистических методов, имеют возможность анализировать показатели на конкретном социально-гигиеническом материале, получая при этом дополнительную информацию.
Развитие социальной гигиены и организации здравоохранения требует от кафедр дальнейшего усовершенствования процесса преподавания этой дисциплины.
Поступила 30/1У 1969 г.
УДК 613.5 +614.37]:678.7
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Д. Н. Лоранский, Е. Н. Шаклеина (Москва) Министерство здравоохранения СССР
Полимерные материалы и в первую очередь их наиболее обширная группа — пластические массы—находят все большее применение в строительстве жилых и общественных зданий. Полимерные строительные материалы обычно содержат некоторое количество не вступивших в реакцию мономеров.