Научная статья на тему 'КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНОГО ДЕЛА '

КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНОГО ДЕЛА »

жет быть рекомендован простейший способ сохранения небольшого объема горячей воды с помощью обычного 1—2-литрового термоса. • Обогреватели описанной конструкции изготовляет эксперименталь-

но-техническое производство Института им. Ф. Ф. Эрисмана.

Поступила 26/1У 1967 г.

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА. ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА

УДК 614(07)+ 614.3:65

КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНОГО ДЕЛА

Проф. Е. Я. Белицкая

Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Восстановление в правах социальной гигиены как науки и предмета преподавания имеет серьезнейшее принципиальное значение и открывает большие перспективы в деле подготовки санитарных врачей и в научном обосновании организационных сторон их практической деятельности. Кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения медицинских вузов (особенно санитарно-гигиенических факультетов) призваны решать эту взаимосвязанную, двуединую научно-педагогическую задачу.

Некоторый опыт, накопленный кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института, позволяет нам обосновать и иллюстрировать примерами из практики ряд общих положений и предложений.

Преподавание социальной гигиены и организации здравоохранения на санитарно-гигиенических факультетах должно строиться по единой программе и на основе унифицированных методик изложения, сохраняющих общие черты для всех факультетов медицинского вуза. Можно наметить несколько общих принципов преподавания предмета.

Во-первых, преподавание его как единого целого, без противопоставления его двух основных частей, но со значительным усилением социально-гигиенических аспектов всех разделов и повышением теоретического и методологического уровня лекций и практических занятий.

Социально-гигиенический и социологический анализ должен пронизывать конкретные темы и быть органически и предметно с ними связанным. Например, история социальной гигиены должна излагаться вместе с историей здравоохранения; отдельные социально-гигиениче-ские проблемы (туберкулез, онкологические заболевания) следует осве-

щать в комплексе с практическими вопросами организации охраны здоровья (противотуберкулезный или онкологический диспансер). При проведении практических занятий необходимо расширить социально-гигие-ническое содержание выполняемых примеров и заданий, а также максимально приблизить их содержание к профилю санитарно-гигиенического факультета.

Красной нитью при изложении предмета должна проходить идея о двустороннем содержании показателей здоровья населения, одновременно определяющих направление и задачи практической деятельности органов и учреждений здравоохранения и являющихся итоговыми критериями эффективности этой деятельности.

Во-вторых, преподавание всего курса — теории, истории и организации здравоохранения, раздела, касающегося санитарного состояния населения и методов его изучения, должно проводиться в полном объеме — нельзя исключать из программы отдельные разделы или темы, необходимо их только сокращать или расширять объем изложения конкретных вопросов с учетом профиля обучаемых.

Санитарный врач независимо от его специальности и характера деятельности должен хорошо знать всю систему здравоохранения в целом, его экономику, планирование, финансирование, содержание работы отдельных разделов, а также получить серьезные знания по санитарной статистике. Без широкого и всестороннего овладения всем предметом социальной гигиены и организации здравоохранения немыслима полноценная подготовка санитарного врача.

Принципиальные особенности преподавания социальной гигиены и организации здравоохранения на санитарно-гигиенических факультетах выражаются в подчинении педагогического процесса двум ведущим идеям.

Первая из них заключается в определении специфики и места нашей дисциплины среди других медицинских наук. Указав на обязательность социально-гигиенического направления для всех гигиенических и клинических кафедр, следует одновременно подчеркнуть, что каждая из них решает только те или иные частные задачи. Так, общая гигиена является пропедевтическим курсом, знакомящим с общими проблемами гигиены и основными методами гигиенических исследований. Профильные гигиенические кафедры (гигиены труда, питания, детей и подростков, жилищно-коммунальной гигиены) дают теоретические сведения и практические навыки в специальных отраслях, изучающих влияние на здоровье человека отдельных факторов внешней среды — производственных, физических, алиментарных (трактуемых и излагаемых, разумеется, в социально-гигиеническом аспекте). В отличие от этого социальная гигиена — единственная в подготовке врача дисциплина, дающая обобщающую картину здоровья и воспроизводства населения в целом и его отдельных групп, сдвигов в здоровье и социальных факторов, их обусловливающих, и вытекающие отсюда научные обоснования комплекса мероприятий по охране здоровья.

Вторая принципиальная установка заключается в том, что сани-тарно-противоэпидемические мероприятия являются общей задачей работников всей медицинской сети и всех медиков, проводящих их в различном объеме и разными путями. Санитарно-противоэпидемическая и лечебно-профилактическая деятельность связаны тесно и неразрывно. Санитарному врачу как наиболее квалифицированному специалисту присущи 3 руководящие функции — организаторская, контрольная и консультативная в отношении санитарных мероприятий, осуществляемых лечебно-профилактической сетью.

Практическая сторона отличий преподавания на санитарно-гигиенических факультетах заключается в следующем. Прежде всего это профилизация каждой темы. В процессе преподавания следует стре-

миться уточнить и конкретизировать место санитарно-противоэпидеми-ческой организации и роль санитарного врача в каждом разделе работы по здравоохранению. К сожалению, существующие учебные пособия ни по объему, ни по методологическому уровню не отвечают программе санитарно-гигиенических факультетов. Поэтому в настоящее время, особенно в связи с переименованием кафедр, крайне необходимо создание профильных руководств по нашей дисциплине.

В подготовке санитарного врача существенное место должен занимать курс санитарной статистики — основного метода «социальной диагностики». При изложении этого раздела нельзя ограничиваться элементарными статистическими приемами — необходимо обеспечить изучение более сложных и тонких приемов, как, например, оценка достоверности статистических величин, малые выборки, «хи»-квадрат, корреляция и регрессия, механизированная разработка данных.

Необходимо более углубленно и обстоятельно изучать организационные стороны санитарно-противоэпидемической службы, с обязательным выполнением ряда практических заданий (составление комплексных и годовых планов, бюджета и сметы санэпидстанций, тезисов са-нитарно-просветительных лекций и чтение их, анализ годовых отчетов санэпидстанций и т. п.).

При включении новых разделов, связанных с социальными проблемами медицины, преимущество должно отдаваться вопросам, наиболее близким к практической деятельности санитарного врача (проблемы труда и быта, жилища, питания, отдыха, геронтологии, медицинской географии, травматизма, алкоголизма).

Такими путями кафедра Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института, для которой социально-гигиеническое направление— испытанная и многолетняя традиция, стремится решить задачу подготовки санитарного врача как социально-гигиенически мыслящего и эрудированного практического организатора одной из важнейших отраслей здравоохранения.

Научное обоснование организационных вопросов санитарно-проти-воэпидемического дела стало возможным в результате творческого содружества с практическими врачами и широкого вовлечения их в научно-практическую работу по обобщению итогов своей повседневной деятельности. Иллюстрацией эффективности такого содружества может служить интересная статья Д. Б. Розенфельда, Ф. К. Ткачева и Н. Л. Донсковой по определению нормативов обслуживания инфекционных больных1.

Наш опыт позволяет наметить несколько организационных форм и предпосылок такой совместной работы.

Одной из важнейших форм связи науки и практики является целенаправленная деятельность научного гигиенического общества, в частности его секции социальной гигиены. В Ленинграде такая секция была создана впервые в стране еще в начале 1964 г., задолго до переименования кафедр. И председатель, и секретарь секции — члены нашей кафедры. На ежемесячных заседаниях секции, а также на пленарных заседаниях общества заслушиваются доклады по вопросам демографии, социальной гигиены, отчеты о зарубежных поездках и т. п. Обычно эти доклады собирают широкую аудиторию, как, например, состоявшийся в декабре 1966 г. доклад проф. Ю. А. Добровольского «Распространение сердечно-сосудистых заболеваний в мире и их социальный генез».

К работе в секции широко привлечены санитарные врачи, в первую очередь главные врачи санэпидстанций. Однако необходимо добиваться еще более активного участия санитарных врачей в этой работе и особенно потому, что почти все главные врачи считают себя преимущественно специалистами по отдельным отраслям санитарного дела, а по-

1 Советское здравоохранение, 1966, № 12.

том уже организаторами санитарного дела, организаторами здравоохранения.

Ввиду того что в стране имеется около 6 тыс. самостоятельных учреждений санитарного профиля, предстоит еще немалая работа по усовершенствованию знаний их руководителей в области социальной гигиены, санитарной статистики, организации здравоохранения. Надо привить им вкус к этой работе и заставить ощутить себя не случайными администраторами, а подлинными и вдумчивыми организаторами санитарного дела.

Привлечению практических санитарных врачей к работе секции социальной гигиены в известной мере способствавали включение их докладов и выступлений в программу заседаний секции, а также тщательный подбор вопросов, включаемых в программы заседаний. Большой интерес у санитарных врачей вызвали темы «Роль и задачи санитарных врачей в диспансерном обслуживании населения», «Система учетно-статистиче-ских показателей деятельности районной санэпидстанции», «Итоги VI Всесоюзного съезда фтизиатров и задачи санитарной организации в борьбе с туберкулезом», а также ежегодные сообщения руководителей областной и городской санэпидстанций об итогах их деятельности.

Главные врачи санэпидстанций выступали с докладами «Опыт работы Выборгской санэпидстанции по единому эпидемиологическому участку» (А. А. Канавина), «Работа с общественной санитарной инспекцией в Московском районе» (А. О. Ткач), «О новых формах работы общественного совета санэпидстанции» (Н. И. Рыжкова). Последний доклад был несколько позже опубликован в журнале «Гигиена и санитария».

Второй организационной формой творческого содружества с практическими врачами является активное участие кафедры в работе оргме-тодотдела городской санэпидстанции и ее общественного совета (оргме-тодсекции). Сотрудники кафедры оказывают консультативную помощь, делают доклады, организуют семинары по повышению квалификации санитарных врачей.

Можно перечислить и другие формы содружественной работы. Сотрудники кафедр входят в общественные советы районных санэпидстанций, принимают участие в аттестации санитарных врачей, в процессе которой возникают вопросы об их научно-практической работе, оказывают помощь в организации научных конференций для санитарных врачей города и области и участвуют в их проведении. Кафедра также выступает инициатором комплексных научных сессий, таких, как, например, выездная сессия ученого совета Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института на Охтинском химическом комбинате, где было поставлено 8 взаимосвязанных докладов по организации медицинского обслуживания, гигиене труда, профпатологии и некоторым видам заболеваемости рабочих.

Чрезвычайно важные задачи стоят перед кафедрами по научному обоснованию организационных принципов санитарно-противоэпидеми-ческой деятельности.

В научно-исследовательской работе кафедры социальной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института находят отражение следующие вопросы: разработка качественных и количественных показателей деятельности санэпидслужбы, ее участие в диспансеризации населения, совершенствование форм учета и отчетности санэпидстанций, научная организация труда санитарных врачей, методы работы с общественностью. В этих направлениях наша кафедра предполагает продолжить свои дальнейшие изыскания.

Однако нельзя не упомянуть о тех значительных трудностях, которые препятствуют широкому развертыванию научно-исследовательской деятельности кафедр, даже имеющих значительное число сотрудников

(не говоря уже о небольших, «маломощных» кафедрах). Это, во-первых, чрезмерная перегрузка преподавателей педагогической работой, особенной усложнившейся в связи с переименованием кафедр и необходи-* мостью овладения новыми разделами дисциплины; во-вторых, нехватка лаборантов, которые справляются только с учебно-методической работой и практически не в состоянии обеспечить крупные статистические разработки (особенно трудоемкие при создании нормативов). В то же время материально-техническое снабжение кафедр хотя бы современными счетно-клавишными машинами совершенно недостаточно.

Научно-исследовательская работа на наших кафедрах не может по-настоящему развернуться из-за отсутствия в составе институтов и кафедр базовых учреждений в виде санэпидстанций, которые одновременно служили бы опорными пунктами для учебной и научной работы.

Для устранения случайных и субъективных моментов при выборе направления научных исследований необходимы координация тематики и строгое разделение труда. По-видимому, в ближайшее время будет ^ разработан сводный план комплексных исследований по организационным принципам санитарно-противоэпидемического дела, в котором будут четко определены роль и место каждого научно-исследовательского института и каждой кафедры в научном обосновании таких важнейших вопросов, как нормативы потребности населения в санитарно-эпидемиологическом обслуживании, управление и планирование работы санитарно-эпидемиологической службы, научная организация труда специалистов в области санитарного дела и критерии оценки его эффективности, обобщение опыта и разработка новых форм и методов санитарно-эпидемиологической работы.

Поступил» 9/1 1967 г.

УДК 614.31.07

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВРАЧА ПО ПИЩЕВОЙ САНИТАРИИ ОБЛСАНЭПИДСТАНЦИИ

Канд. мед. наук И. И. Вулло (Пенза)

Несмотря на то что различные отрасли гигиены и, в частности, гигиена питания созданы у нас полвека назад, в организационно-право-вом положении врача по пищевой санитарии санэпидстанции еще много неопределенного. До сего времени, например, отсутствует четкость в названии профессии врача данного профиля: врач по пищевой санитарии, санитарный врач по пищевому надзору, врач по пищевой гигиене, врач по гигиене питания. От этого зависит и содержание его работы. Можно думать, что врачи по гигиене питания и пищевой гигиене должны заниматься наукой, а врачи по пищевой санитарии и пищевому надзору— применением на практике достижений гигиенической науки. В действительности же дело обстоит не так. Многие врачи областных санэпидстанций, да и не только областных, сами занимаются научно-практическими работами и руководят ими, и это не случайное явление, а свидетельство растущей эрудиции санитарных врачей и возросших требований практики. Врач по пищевой санитарии санэпидстанции сейчас одновременно и врач по пищевой санитарии, и гигиенист.

Есть ли полная ясность в вопросах организации работы врача по пищевой санитарии областной санэпидстанции, как эту должность именуют в штатном расписании? К сожалению, нет. Отсутствие четкого организационно-правового положения о враче-пищевике областной сан-

5 Гигиена и санитария, № 2 65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.