Научная статья на тему 'МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ'

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ»

УДК 613/614:378.9«!(470.23)

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

Проф. А. Я. Иванов (Ленинград)

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт справедливо называют детищем Октября. Лишь немногие знают, что предтечей этого института явился медицинский факультет Петербургского психоневрологического института. В феврале 1917 г. «а основе очередного доноса царю по поводу института («О противоправительственном направлении преподавательского персонала и всего состава слушателей») царское правительство приказало ликвидировать это прогрессивное для того времени учебно-научное учреждение, которое, по мысли В. М. Бехтерева, должно было носить характер «вольной школы, воспитывающей свободные личности». Решение царских властей не было приведено в исполнение, так как восставшим народом самодержавие вскоре было сметено.

Сохраненный революцией медицинский факультет Психоневрологического института получил широкие возможности развития и вскоре был реорганизован в самостоятельный Государственный институт медицинских знаний, а затем во II Ленинградский медицинский институт. В декабре 1946 г. он был преобразован в Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт в целях коренного улучшения подготовки санитарных врачей, создания научно-педагогических кадров по санитарно-гигиеническим дисциплинам и развития научно-исследовательской работы в области теории и практики гигиенических наук.

Но детищем Октября мы называем Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт еще и потому, что такое высшее учебное заведение, готовящее кадры врачей-гигиенистов, могло возникнуть лишь в условиях нашей советской социалистической действительности только потому, что Коммунистическая партия и Советское правительство всегда придавали и придают огромное значение профилактическому направлению советского здравоохранения.

Оглядываясь на пройденный путь, можно с полным правом утверждать, что особенно плодотворным с точки зрения учебно-методической и научной работы, наиболее созидательным явился период деятельности института как санитарно-гигиенического высшего учебного заведения. 1

Как же выполнялись и выполняются в институте задачи, которые определены правительством при его организации? Изменение профиля института, поставленное перед ним требование перейти к подготовке кадров квалифицированных санитарных врачей и научных работников в области гигиены, перестроить тематику научной деятельности в связи с новым профилем вызвали большую организационную и методическую перестройку. И она успешно осуществлена. В институте были созданы новые гигиенические кафедры — коммунальной гигиены, гигиены труда, гигиены питания с клиникой алиментарных заболеваний, кафедры профессиональных болезней, гигиены детей и подростков, эпидемиологии. Трудно в кратком очерке осветить путь развития каждой из этих сравнительно молодых кафедр, ставших теперь ведущими в институте. Ректорат и руководители кафедр гигиенического цикла понимали, что деятельность последних будет успешной лишь в том случае, если студент, придя на эти кафедры, даже по внешним признакам сможет представить себе роль каждой из них в подготовке санитарных врачей, а также большое значение гигиенической науки вообще.

Показательно, что гигиенические кафедры занимают сейчас несколько больших корпусов общей площадью свыше 8 тыс. м2. Они достаточно оснащены учебными и наглядными пособиями и лабораториями, некоторые из них имеют учебные музеи с большим числом экспонатов. Все гигиенические кафедры располагают солидным научно-педагогическим и вспомогательным персоналом. Наряду с учебной деятельностью это обеспечивает выполнение ежегодных планов исследований. Так, в штате кафедры коммунальной гигиены насчитывается 2 профессора, 4 доцента, 48 ассистентов; в штате кафедры эпидемиологии — 3 профессора, 3 доцента и 12 ассистентов. Эти примеры характерны и для других профильных кафедр.

Следует подчеркнуть, что хорошее размещение, содержание и достаточное оснащение гигиенических кафедр, глубоко продуманная постановка учебной работы в них — в большой степени заслуга их руководителей. Мы с большой теплотой вспоминаем первых заведующих гигиенических кафедр — профессоров Р. А. Бабаянца, А. Я. Гуткина, Б. С. Сигала, П. К- Агеева, которые отдали много сил и энергии организации нового института и соответствующих гигиенических кафедр. Здесь высоко ценят работающих с момента создания института прекрасных руководителей и организаторов гигиенических кафедр — профессоров Е. Ц. Андрееву-Галанину, 3. М. Аграновского. В. А. Башенина, А. И. Штрейса и др.

Коллективам гигиенических кафедр пришлось много потрудиться и над составлением учебного плана, программ гигиенических дисциплин, тематики лекций и практи-

Л* 99*

ческих занятий. Но в связи с организацией института понадобилось перестроить и преподавание медико-биологических и клинических дисциплин. Необходимо было профилировать институт с целью решения задач подготовки санитарного врача, увязать преподавание медико-биологических и клинических дисциплин с будущей деятельностью врача-гигиениста, привлекая внимание студентов к проблеме единства и взаимосвязи организма и внешней среды, влияния различных факторов внешней среды на здоровье человека.

Профилированное преподавание какой-либо медико-биологической и особенно клинической дисциплины коллективы кафедр понимали прежде всего как преимущественное изложение тех разделов учения о той или иной болезни, знание которых особенно необходимо санитарному врачу. Так, лектор-клиницист акцентирует внимание студентов на генезе, клинике и профилактике заболевания. Он уделяет меньше всего времени методам лечения больных, освещая их только схематически. Профилирование преподавания означает далее и целенаправленность при изложении какого-либо вида патологии. Так, профессор-дерматолог из большого числа заболеваний кожи выделяет на лекциях страдания, связанные с профессиональными вредностями, хирург в костно-суставной патологии подчеркивает заболевания, возникающие в результате вибрационных воздействий и т. д. Когда мы говорим о тонком и умном показе преимуществ профилактической медицины, то видим перед собой наших профессоров-клиницистов, которые меньше всего на лекциях стремятся к демонстрации отдельных выигрышных лечебных эффектов. Они трезво и объективно воспроизводят подлинную картину успехов и неудач, несовершенства, а иногда и беспомощности медицины.

Однако обучение в Санитарно-гигиеническом медицинском институте по сравнению с подготовкой студентов на лечебном факультете имеет и ряд особенностей. Одной из них является настоятельная необходимость воспитать у студентов за время их учебы призвание к будущей деятельности санитарного врача. Такая необходимость выявилась в связи с тем, что лишь часть поступающих, особенно средний медицинский персонал, работавший в санэпидучреждениях, делает выбор в пользу санитарно-гигиенической деятельности сознательно, по влечению. Вопрос о воспитании призвания к гигиенической деятельности, любви к своей будущей профессии санитарного врача оказался в институте первостепенным.

Не будет преувеличением сказать, что на протяжении всего существования его мы серьезно и повседневно занимались этим вопросом, а также стремились к тому, чтобы студенты понимали огромное значение гигиенической науки, преимущества профилактики, важность и увлекательность деятельности врача-гигиениста. Но потребовалось время, пока профессора и преподаватели, ректорат и партийная организация уяснили себе, что всем им придется сделать для воспитания призвания у студентов к профессии санитарного врача.

Что же в конце концов оказалось необходимым? Прежде всего усилить внимание к гигиеническим кафедрам, « их размещению и содержанию, оснащению учебным и научным оборудованием и наглядными пособиями. Во-первых, понадобилось в предельно короткий срок ликвидировать разрыв между состоянием медико-биологических и клинических кафедр, с одной стороны, и вновь организованных гигиенических — с другой, с преимуществом в пользу гигиенических. Во-вторых, потребовалось выработать наиболее эффективные формы воспитания у будущих санитарных врачей призвания к своей специальности в процессе обучения во внеучебное время. В-третьих, возникла необходимость создать благоприятные условия на базах прохождения студентами санитарной производственной практики, направлять студентов только в такие санэпидстанции, где они будут работать под руководством квалифицированных, активных в общественном отношении санитарных врачей. Только в таком случае могла сохраниться преемственность в воспитании у студентов призвания к санитарной работе. Институту пришлось подробно изучить работу санэпидстанций в прикрепленных к нему областях, отобрать для производственной практики наиболее оснащенные из них, помочь областным отделам здравоохранения укомплектовать эти санэпидстанции лучши-шими выпускниками института. В-четвертых, нужно было постоянно и неуклонно показывать студентам, будущим санитарным врачам, столь необходимую для их воспитания романтику, героику труда врача общественной медицины. Следовало учесть и то, что кино, театр, художественная литература и пресса воздействуют на умы молодежи преимущественно романтикой деятельности врачей-лечебников.

Вырабатывая наиболее действенные формы воспитания студенческой молодежи, мы остановились на 2 из них: высокий теоретический уровень преподавания гигиенической науки, широкое использование в преподавании эксперимента, физиологических, биохимических и специально гигиенических методов исследования; названное нами ранее профилирование преподавания клинических и медико-биологических дисциплин.

Разнообразна и внеучебная работа со студентами, организуемая ректоратом и парторганизацией с целью привития им призвания к деятельности санитарного врача и воспитания его как общественного деятеля. Например, деятельность студенческого научного общества, всех его кружков на медико-биологических и клинических кафедрах строго профилируется в свете задач подготовки санитарного врача. Большое воспитательное влияние имеют сессии студенческого научного общества, особенно в тех случаях, когда ректорат отменяет в те дни обязательные занятия в институте и разрешает всем студентам посетить любое из секционных заседаний общества по своему выбору.

1С0

Большое значение мы придаем встречам студентов с выпускниками института — санитарными врачами. Такие встречи, как правило, проходят живо, интересно и, несомненно, оказывают воздействие на умы молодежи. Студенты и преподаватели организуют также встречи с крупными учеными-гигиенистами, видными санитарными деятелями. Кафедры привлекают студентов на выездные научные конференции, которые проводятся в санэпидстанциях города.

Институт стремится к последовательности в воспитании у студентов призвания к гигиенической специальности. Ректорат и парторганизация требует «профильности» во всем, в том числе и в тематике общеинститутской газеты «За медицинские кадры». Газета систематически публикует статьи и сообщения, пропагандирующие передовой опыт и образцы санитарной деятельности. Ученый совет специально заслушивал и обсуждал доклад редактора многотиражной газеты по этому вопросу. Немаловажное значение придается и наглядной агитации за профессию санитарного врача. Так, в музее кафедры социальной гигиены имеется раздел, посвященный выпускникам института. Здесь даны фотографии лучших питомцев института, краткие сведения о них, представлены экспозиции о старейших санитарных врачах, о лучшей районной санэпидстанции и др.

Профессора и преподаватели всегда помнят о том, что санитарный врач — это обязательно общественный деятель. И от того, насколько студент приобретет навыки и стремление к общественной работе еще на институтской скамье, будет зависеть успех на первых порах деятельности молодого санитарного врача. Как часто наблюдаешь, с каким трудом дается молодому врачу его первое общественное выступление, доклад или лекция даже на хорошо знакомую ему тему. Ученые охотно помогают партийной организации в привлечении студентов к общественной жизни непосредственно в институте и за его стенами. Ни одного студента без общественного поручения — таков лозунг наших партийной и комсомольской организаций. Общественная деятельность студентов проявляется на выборных должностях парторгов, комсоргов, профоргов, членов цикловых бюро общественных организаций, старост групп, циклов. Около 900 студентов активно работают в научном студенческом обществе. Созданы большие лекторские группы из числа студентов при кафедрах общественных наук и социальной гигиены.

За годы своего существования институт подготовил более 7 тыс. санитарных врачей, работающих на периферии в качестве главных врачей областных, городских и особенно сельских районных санэпидстанций, организаторов здравоохранения.

Учеными-гигиенистами в результате обобщения исследований, касающихся загрязнения воздушного бассейна Ленинграда, разработан проект соответствующих мероприятий. На основании изучения проекта реконструкции канализации в него внесены коррективы, обусловливающие не только экономию средств и сокращение сроков строительства, но и повышающие гигиеническое значение этого сооружения. Глубоко разрабатываются вопросы шума и вибрации. Ученые гигиенисты много внимания уделяют вопросам предельно допустимых концентраций различных химических веществ в водоемах и атмосферном воздухе. Только за последние 10 лет опубликовано 3332 научных исследования, издано 46 сборников научных работ и 71 монография. Многое сделано и для подготовки научных кадров, особенно в области гигиены. Ежегодно обучается до 200 аспирантов и клинических ординаторов. Только за последние 10 лет сотрудниками и аспирантами института защищено 34 докторских и 209 кандидатских диссертаций.

Не следует думать, что в деятельности института нет недочетов. Профессора и преподаватели, ректорат и партийная организация озабочены их выявлением и стремятся своевременно их устранить.

Отмечая юбилей Советского государства, коллектив института добьется новых, еще больших успехов в подготовке молодых врачей-гигиенистов, в повышении качества исследований, направленных на дальнейшее развитие теории медицины и практики здравоохранения.

Поступила 1/У1 1967 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.