Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613:614.253

Н. Ф. Борисенко, Н. М. Летюка

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕОНТОЛОГИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ

Киевский медицинский институт

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС поставил задачу проводить обучение и воспитание молодого поколения с учетом существующих общественных условий.

Высшей школой профессиональной подготовки врачей-гигиенистов непрерывно совершенствуются методы обучения с целыо повышения степени готовности будущего врача к самостоятельной практической деятельности. Выпускники медицинских институтов, как правило, имеют основательную теоретическую подготовку по всем вопросам, но не всегда владеют необходимыми практическими навыками и деонтологиче-ской подготовкой.

Врач-гигиенист — это организатор и общественник. По роду своей деятельности он работает с руководителями предприятий, учреждений и организаций различного ранга, обычно специалистами с высшим образованием, имеющими ученые степени, авторитет и признание. Он организует санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в контакте с советскими и партийными органами, отделами исполкомов местных Советов народных депутатов с широким привлечением общественности. Поэтому современный специалист должен быть высокоэрудированным, обладать глубокими и всесторонними знаниями, умением применять лабораторные и инструментальные методы исследования, обобщать и анализировать полученный материал, логически мыслить с учетом дальнейшего развития санитарно-эпидемиологической службы, знать и уметь использовать санитарно-гигиенические нормы и правила.

Можно сожалеть, что отсутствуют доступные сборники и справочники действующих санитарных норм и правил, приказов Минздрава СССР и других официальных документов. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно рекомендовать заканчивать лекционное изложение темы по различным разделам гигиены указателем литературы, и в первую очередь официальной, с полным названием документа, номера и даты его утверждения (СНиП, ГОСТы, строительные нормы и правила и др.). В большинстве районных санэпидстанций имеется недостаточный набор нормативных и законодательных документов, по-

этому в начале своей трудовой деятельности врач-гигиенист может успешно пользоваться конспектом лекций.

Студентам следует прививать необходимость использования законодательных актов, материалов по организационно-правовым основам государственного санитарного надзора, систематической индивидуальной работы над литературой,*"' чтобы в наше время — эпоху быстрого обновления научной информации — период практической деятельности врачей был «периодом непрерывного профессионального роста и воспитания» [2]. Надо иметь глубокие знания, гражданскую совесть, чувство такта, чтобы найти правильное решение, отстоять свои взгляды, интересы службы и в то же время не противопоставить себя общественному мнению.

На наш взгляд, подготовка на санитарно-гигиеническом факультете должна давать равноценные знания в области и теории, и практики. Однако осуществляется преимущественно изучение теоретических вопросов. Знания перспективы решения гигиенических проблем на основании научно-технических достижений необходимы, но реализуются достижения науки н техники постепенно, по планам социально-экономического развития региона, экономической целесообразности, обеспеченности материально-сырье- ^ выми и трудовыми ресурсами. Поэтому не менее^ детально следует рассматривать пути решения этих вопросов применительно к реально существующим условиям, формы и методы обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения при существующей базе.

Учебные программы должны своевременно корректироваться с учетом направления развития здравоохранения, проблемных вопросов, определяемых Минздравом СССР. Так, в последние годы оно резко повысило требования к соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях. Перестроили свою работу санэпидстанции. Организаторы здравоохранения, врачи проходят аттестацию с целью определения знаний и умения применять на практике приказы Минздрава СССР от 23/111 1976 г. «Об утверждении инструкции о санитарно-противоэпидемическом ре-

жиме больниц», от 31/УП 1978 г. «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными ^.хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрнбольннчными инфекциями», от 8/ХП 1979 г. «О профилактике заболеваний в акушерских стационарах» и др., а выпускники медицинских институтов с этими вопросами знакомы в общем виде.

Организация и осуществление санитарно-эпидемиологического контроля за лечебно-профи-лактическими учреждениями — важный профес-сионально-деонтологический вопрос. Это точка соприкосновения специалистов, имеющих звание врача, но выполняющих противоположные функции: контрольную и исполнительскую. Здесь, как ни на одном другом объекте надзора, возникают сложности при проведении санитарного обследования, выработке и оформлении предписания, контроле их исполнения и особенно при применении мер административного воздействия.

Нам представляется, что профильные кафедры Цдолжны определить объем, комплексность и преемственность изложения учебного материала и нацелить будущих специалистов на необходимость проведения комплексного санитарно-эпидемиологического обследования объектов с участием санитарных врачей по коммунальной гигиене, гигиене питания, гигиене труда, эпидемиологов и врачей-лаборантов. Совместная работа специалистов не только повышает качество обследования, дает представление об объекте как едином целом, но и экономит время руководителя учреждения (предприятия), меньше отвлекает сотрудников от выполнения основных функциональных обязанностей, исключает впечатление бессистемности в работе органов государственного санитарного надзора.

Будущих врачей-гигиенистов нужно учить работать в контакте с другими органами надзора: с местными органами по регулированию использования и охране вод Министерства водного хозяйства СССР, Государственного комитета СССР ^по гидрометеорологии, Государственной инспекции по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающий установок, с технической инспекцией профсоюзных органов и т. д.

Хотелось бы остановиться ещё на одном деон-тологическом аспекте — взаимоотношениях врачей с их помощниками. Врач всегда является руководителем коллектива и, кроме предоставленных прав работы по специальности, обязан заниматься повышением квалификации средних медицинских работников, внедрять в практику научную организацию труда, методические рекомендации, передовой опыт. От врача зависит создание здорового морально-психологического микроклимата в любом коллективе, даже малочисленном. Глубокие знания, деловая взаимопомощь, соблюдение требований морального кодекса и медицинской деонтологии позволят избежать конфликтных ситуаций между молодым

специалистом и опытными помощниками санитарных врачей и эпидемиологов, а коллектив будет работать творчески и с максимальной отдачей.

В постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению рабо+ы с письмами и предложениями трудящихся в свете решений XXVI съезда КПСС» говорится о необходимости повысить персональную ответственность руководителей и должностных лиц за правильную организацию работы с письмами, предложениями и устными обращениями трудящихся, оперативного принятия мер по существу поднятых вопросов, обоснованности и своевременности ответов заявителям. Работа с жалобами и обращениями трудящихся, прием населения — важный раздел деятельности санэпидстанций, который рассматривается на данном этапе как наиболее доверительный и ценный источник информации о запросах тружеников города и деревни. Нельзя не обратить внимание на то, что будущие специалисты почти не получают подготовки по рассмотрению жалоб и предложений граждан, делопроизводству.

Следует признать своевременными предложения В. Д. Ванханена и И. В. Савицкого [1] о необходимости повышения квалификации преподавателей институтов на базе санэпидстанций и практических санитарных врачей на профильных кафедрах высших учебных заведений. Однако для его реализации необходимо выделить дополнительные ставки для организации постоянно действующих курсов повышения квалификации преподавателей санитарно-гигиенических факультетов институтов на базовых санэпидстанциях.

Необходимо также предусмотреть возможность чтения отдельных лекций и проведения практических занятий опытными специалистами практического здравоохранения.

На основании своего опыта считаем, что большую роль в формировании врачебного мировоззрения играют встречи с выдающимися учеными и организаторами здравоохранения (в нашей практике — с Героем Социалистического Труда акад. АМН СССР Л. В. Громашевским, засл. деят. науки акад. АМН СССР Л. И. Медведем и др.). Нужно шире практиковать такие встречи, так как недостаточная осведомленность о будущей работе и слабая практическая подготовка нередко приводят к разочарованию в избранной профессии.

До настоящего времени нет идентичности в номенклатуре должностей врачей гигиенического профиля санэпидстанций и названии получаемой в высшем учебном заведении специальности. Имеют юридическое право на сосуществование термины «санитарный врач» и «врач-гигненнст». Это несоответствие приводит к тому, что на практике санитарные врачи допускают недозволенные сокращения, не способствующие укреп-

лению авторитета государственного санитарного надзора: «санитарная станция», «врач-пищевик», «врач-промышленник», «коммунальное, школьное отделение» и т. п. Культура речи формируется в институте; необходимость соблюдения официальной терминологии должна особо подчеркиваться на всех кафедрах и в процессе обучения.

Таким образом, для успешного решения задач, стоящих перед здравоохранением на современном этапе, кафедры санитарно-гигиенических

факультетов должны повысить качество практической подготовки специалистов, учесть изложенное при корректировке модели деятельности £ врача-гигиениста.

Литература

1. Ванханен В. Д., Савицкий И. В. — Гиг. и сан., 1981, № 8, с. 35—36.

2. Исаков Ю. В.. Лакин К. М. — Сов. здравоохр., 1983, № 12, с. 3—6.

Поступила 27.03.84

УДК 371.7:[658.386.1:658.311.44

Т. И. Филина, А. Г. Швецов

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Карагандинский медицинский институт

Дальнейшее повышение эффективности трудового обучения и использование рабочих кадров на производстве во многом зависят от профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ. Эта работа призвана способствовать удовлетворению растущих потребностей народного хозяйства в кадрах различной квалификации и рациональному планированию трудовых ресурсов.

Для оценки результативности ориентационной работы нами проведены социально-гигиенические исследования с анкетированием 712 восьмиклассников и 912 десятиклассников, а также 1270 учащихся профессионально-технических училищ Караганды, Темир-Тау, Усть-Каменогор-ска и Чимкента. Основным вопросом, требующим выяснения, являлись профессиональные намерения учащихся после окончания школы.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство учащихся стремятся продолжить свое образование. О своем желании учиться в вузе заявило 29 % восьмиклассников и 52,6 % десятиклассников, в техникуме — соответственно 21,4 и 28,3%, и лишь 25,3 и 10,1 % предполагают учиться в ПТУ. Не больше учащихся (13 и 6% соответственно) намерены трудиться или совмещать работу с учебой.

Приведенные данные говорят о том, что в ряде школ республики профориентационная работа не достигает своей цели, подчас сводится только к профинформации, носит абстрактный характер.

Учитывая, что возможности вуза ограничены, большая часть ориентированных на приобретение высшего образования выпускников не сможет реализовать свои намерения сразу после окончания школы, что может привести к случайному трудоустройству, а в дальнейшем — к моральным издержкам подростка и материальному

ущербу для государства (24 % учащихся ПТУ думают в дальнейшем менять свою профессию, переучиваться).

Трудности в работе по профориентации возникают прежде всего из-за многообразия профессий и специальностей, которых в нашей стране несколько десятков тысяч, интересы же учащихся ограничиваются всего 40 профессиями и специальностями. О плохом знании возможностей приложения своего труда в определенной профессиональной сфере свидетельствует тот факт, что на окончательный выбор профессии указывает лишь 16 % десятиклассников и 25 % восьмиклассников; соответственно 32,4 и 28,7 % хоть и выбрали профессию, но не могут обосновать выбор, а 51,4 и 45,9 % не могут определенно назвать свою будущую профессию, а указывают лишь сферу производства, в которой предполагают трудиться:-'44.выпускников собираются в дальнейшем работать в промышленности, на транспорте, в службе связи города, 17 % в торговле и общественном питании, 14 % в здравоохранении и просвещении и 15 в строительстве и сельском хозяйстве. « -

Современная средняя школа сформирует у учащихся склонности "преимущественно к занятиям, связанным с умственным трудом, что обусловливает недостаточную популярность среди школьников профессий физического труда, в частности квалифицированного рабочего. Так, наиболее престижными профессиями для выпускников школ являются специальности инженера и врача, по которым в дальнейшем желают работать соответственно 17 и 9 % опрошенных. Поэтому требует глубокого совершенствования система профессиональной ориентации учащихся, расширяющая их кругозор и формирующая сознательный подход к выработке жизненной позиции, главенствующая роль в которой отводится школе. К сожалению, только 14 % под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.