Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ»

лению авторитета государственного санитарного надзора: «санитарная станция», «врач-пищевик», «врач-промышленник», «коммунальное, школьное отделение» и т. п. Культура речи формируется в институте; необходимость соблюдения официальной терминологии должна особо подчеркиваться на всех кафедрах и в процессе обучения.

Таким образом, для успешного решения задач, стоящих перед здравоохранением на современном этапе, кафедры санитарно-гигиенических

факультетов должны повысить качество практической подготовки специалистов, учесть изложенное при корректировке модели деятельности £ врача-гигиениста.

Литература

1. Ванханен В. Д., Савицкий И. В. — Гиг. и сан., 1981, № 8, с. 35—36.

2. Исаков Ю. В.. Лакин К. М. — Сов. здравоохр., 1983, № 12, с. 3—6.

Поступила 27.03.84

УДК 371.7:[658.386.1:658.311.44

Т. И. Филина, А. Г. Швецов

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Карагандинский медицинский институт

Дальнейшее повышение эффективности трудового обучения и использование рабочих кадров на производстве во многом зависят от профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ. Эта работа призвана способствовать удовлетворению растущих потребностей народного хозяйства в кадрах различной квалификации и рациональному планированию трудовых ресурсов.

Для оценки результативности ориентационной работы нами проведены социально-гигиенические исследования с анкетированием 712 восьмиклассников и 912 десятиклассников, а также 1270 учащихся профессионально-технических училищ Караганды, Темир-Тау, Усть-Каменогор-ска и Чимкента. Основным вопросом, требующим выяснения, являлись профессиональные намерения учащихся после окончания школы.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство учащихся стремятся продолжить свое образование. О своем желании учиться в вузе заявило 29 % восьмиклассников и 52,6 % десятиклассников, в техникуме — соответственно 21,4 и 28,3%, и лишь 25,3 и 10,1 % предполагают учиться в ПТУ. Не больше учащихся (13 и 6% соответственно) намерены трудиться или совмещать работу с учебой.

Приведенные данные говорят о том, что в ряде школ республики профориентационная работа не достигает своей цели, подчас сводится только к профинформации, носит абстрактный характер.

Учитывая, что возможности вуза ограничены, большая часть ориентированных на приобретение высшего образования выпускников не сможет реализовать свои намерения сразу после окончания школы, что может привести к случайному трудоустройству, а в дальнейшем — к моральным издержкам подростка и материальному

ущербу для государства (24 % учащихся ПТУ думают в дальнейшем менять свою профессию, переучиваться).

Трудности в работе по профориентации возникают прежде всего из-за многообразия профессий и специальностей, которых в нашей стране несколько десятков тысяч, интересы же учащихся ограничиваются всего 40 профессиями и специальностями. О плохом знании возможностей приложения своего труда в определенной профессиональной сфере свидетельствует тот факт, что на окончательный выбор профессии указывает лишь 16 % десятиклассников и 25 % восьмиклассников; соответственно 32,4 и 28,7 % хоть и выбрали профессию, но не могут обосновать выбор, а 51,4 и 45,9 % не могут определенно назвать свою будущую профессию, а указывают лишь сферу производства, в которой предполагают трудиться:-'44.выпускников собираются в дальнейшем работать в промышленности, на транспорте, в службе связи города, 17 % в торговле и общественном питании, 14 % в здравоохранении и просвещении и 15 в строительстве и сельском хозяйстве. « -

Современная средняя школа сформирует у учащихся склонности "преимущественно к занятиям, связанным с умственным трудом, что обусловливает недостаточную популярность среди школьников профессий физического труда, в частности квалифицированного рабочего. Так, наиболее престижными профессиями для выпускников школ являются специальности инженера и врача, по которым в дальнейшем желают работать соответственно 17 и 9 % опрошенных. Поэтому требует глубокого совершенствования система профессиональной ориентации учащихся, расширяющая их кругозор и формирующая сознательный подход к выработке жизненной позиции, главенствующая роль в которой отводится школе. К сожалению, только 14 % под-

ростков связывают выбор профессии с ее влиянием (любимый предмет, кружки), превалируют же другие факторы. В частности, на влияние родственников и родителей указывает 40 % восьмиклассников и 23% десятиклассников, 10% их руководствуются советом друзей, товарищей, знакомых.

Некачественный профессиональный отбор снижает требовательность врачей при проведении медицинского освидетельствования, отрицательно сказывается на состоянии здоровья учащихся.

Обобщая изложенное, мы вынуждены констатировать, что, несмотря на большую роль проф-ориентационной работы среди учащихся, фактическое ее проведение зачастую не достигает поставленной цели. Даже в Караганде, где имеются 2 специализированных кабинета по профориентации (при Институте усовершенствования учителей и областном управлении профтехобразования), а также хорошо укомплектованная

Исследования по разработке ПДК вредных веществ в воде водоемов проводятся в нескольких десятках НИИ, вузов и лабораторий санэпидстанций. Они основаны на общих методологических принципах и единой методической схеме, рекомендуемой «Методическими указаниями по разработке и научному обоснованию предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водных объектов» (№ 1236—75). Однако анализ материалов по обоснованию ПДК, поступающих для утверждения в секцию гигиены воды и санитарной охраны водоемов проблемной комиссии «Научные основы гигиены окружающей среды» АМН СССР, выявил очень широкие различия в объеме и продолжительности отдельных исследований, что не всегда объяснимо особенностями структуры и биологического действия исследуемых веществ и нередко свидетельствуют о недостатках планирования экспериментов.

Данный вопрос привлек пристальное внимание секции, поскольку повышение эффективности исследований по нормированию является одной из актуальных задач гигиены, воды. Важное значение при этом имеет оценка трудоемкости, продолжительности и стоимости исследований, которая должна лежать в основе планирования состава и штатной численности подразделений, выполняющих исследования, а также

врачебными кадрами сеть подростковых кабинетов.

В последнее время наметилась тенденция к совершенствованию профориентационной работы среди учащихся за счет комплексирования кафедры гигиены детей и подростков с органами здравоохранения, просвещения и профтехобразования на местах. В частности, выпущены совместные методические рекомендации по профориентационной работе, анкеты-опросники для учащихся, професснограммы по некоторым профессиям, проведены семинары и лекции, изданы совместные приказы по организационным вопросам проведения медицинского освидетельствования учащихся, что, несомненно, будет способствовать правильному решению школьниками проблемы научно обоснованного выбора профессии.

Поступила 08.02.84

А

затрат средств, необходимых для выполнения работ.

Анкетный опрос специалистов из разных учреждений страны, проведенный по поручению секции кафедрой охраны окружающей среды Пермского политехнического института, показал, что различия в стоимости выполняемых работ достигают 3—5 раз, или 15—20 тыс. руб. в расчете на одно вещество. Считая, что столь существенные расхождения объясняются недостаточной определенностью принципов планирования и организации работ, бюро секции поручило ряду специалистов представить предложения по оценке трудоемкости и стоимости исследований по разработке ПДК. Были получены предложения и расчеты, подготовленные Пермским политехническим институтом (Я. И. Вайсман, Н. В. Зайцева), Новосибирским научно-исследовательским санитарным институтом (Е. М. Трофимович, В. В. Иванов) Львовским медицинским институтом (Б. М. Штабский, М. Р. Гжегоцкий) и Львовским НИИ эпидемиологии и микробиологии (Л. С Еремеева). Анализ представленных данных вновь подтвердил значительное расхождение подходов и оценок разных специалистов при определении затрат труда и средств на выполнение работ по нормированию. В связи с этим рабочей группе бюро секции в составе авторов настоящей статьи было поручено обоб-

УДК 814.777-07

Г. Н. Красовский, Б. М. Шафиров, 3. И. Жолдакова

СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ

НИИ общей н коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, НИИ органических полупродуктов и красителей, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.