Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
274
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г Н. Сердюковская, В В. Стан, З А. Плужникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

*

УДК 613.95:001.8

Г. Н. Сердюковская, В. В. Стан, 3. А. Плумникова

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Важнейшими направлениями исследований по проблеме гигиены детей и подростков являлись обеспечение оптимального и гармоничного развития их организма, разработка нормативных положений в отношении различных условий жизни и деятельности детей в учебно-воспитательных и оздоровительных учреждениях с учетом их возраст-но-половых особенностей, состояния здоровья и климатических районов проживания.

Число учреждений, работающих над этой проблемой, и научных тем из года в год растет, что свидетельствует о повышении интереса к гигиене здорового детства. Если в 1976 г. было только 177 тем и 54 учреждения, то в 1981 г. их стало соответственно 215 и 75. Число исполнителей колеблется от 400 до 500. В разработке тематики участвуют специалисты НИИ гигиенического и педиатрического профилей, медицинских и педагогических вузов, университетов, институтов усовершенствования врачей и учителей.

За 1976—1981 гг. завершено 320 научных тем. Наибольший процент (25,6) законченных работ приходился на частную проблему — изучение динамики состояния здоровья детей и подростков, 23,7% касались гигиены работающих подростков, 21,6% — гигиены обучения и воспитания; остальные частные проблемы (гигиена строительства и оборудования детских и подростковых учреждений, гигиена физического воспитания и спорта, гигиена обучения и состояния здоровья студентов, закономерности психофизиологического развития детей и подростков) составили от 10 до 4,4%.

Большинство работ по гигиене обучения и воспитания детей посвящено изучению режима обучения, содержания, объема, методов и средств обучения, учебной нагрузки и умственной работоспособности учащихся общеобразовательных школ с учетом их состояния здоровья и успеваемости.

В результате выявлены различные уровни и типы работоспособности для дифференцированного педагогического подхода к детям и установлено, что на тип динамики работоспособности оказывает существенное влияние комплекс биологических и социальных факторов. Разработан новый систем-

ный подход к мыслительной деятельности школьника (Институт гигиены детей и подростков — ИГДиП, Ростовский, Пермский и Ереванский медицинские институты. Вильнюсский университет).

Проведенная гигиеническая оценка обучения учащихся по экспериментальным ускоренным про- * граммам показала, что учебный процесс младших школьников в этих условиях сопровождается высокой умственной активностью, что приводит к формированию выраженного утомления (Донецкий медицинский институт).

Теоретический и практический интерес представляет работа по оценке изменений дневной биорит-мальной активности организма школьников, показавшая необходимость учета климатогеографи-ческих условий, формирующих особый биоритм детей, в частности в Заполярье. Разработан и апробирован экспериментальный режим обучения и режим полного дня для учащихся Заполярья, который дал положительный оздоровительный эффект (ИГДиП).

Ряд исследований был направлен на изучение -динамики работоспособности школьников не только под воздействием учебных занятий, но и в свободное от них время, в школах и группах продленного дня. Был разработан экспериментальный режим для школы продленного дня (ИГДиП, Тбилисский медицинский институт, Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт — ЛСГМИ).

Проведена гигиеническая оценка эффективности свободного времени школьников в учебные и выходные дни. Исследования показали, что при экспериментальной структуре внешкольной деятельности коэффициент работоспособности учащихся 5— 10-х классов повышался, отмечались благоприятные сдвиги функционального состояния организма и ' физического развития, особенно в тех случаях, когда преобладали спортивные и подвижные игры, прогулки и экскурсии, общественно полезный труд на открытом воздухе (Свердловский медицин- 4 ский институт).

Систематизированы данные об особенностях функционального состояния организма и работоспособности учащихся различного возраста в процессе

учебных занятий с активным использованием технических средств обучения, установлены нормативы их применения (ИГДиП).

Итогом многолетних исследований, проводимых ИГДиП, явилось обобщение материалов по оформлению школьных учебников. Впервые разработаны и изданы Минздравом СССР «Санитарные правила по оформлению школьных учебников».

В ряде работ по единой унифицированной методике изучались вопросы адаптации детей к обучению в школе, степень «школьной зрелости», а также функциональные возможности к обучению детей с 6-летнего возраста и условия их обучения в подготовительных классах школ. Установлены нейрофизиологические критерии оценки готовности детей к обучению в школе. Среди факторов, затрудняющих адаптацию к школе, важную роль играют недостаточная функциональная готовность ребенка к обучению в школе, исходный уровень его здоровья, микросоциальные условия, личностные особенности, психологический климат в^классном коллективе и др.

На основании результатов исследований разработаны методические рекомендации по определению степени функциональной готовности детей к поступлению в школу, которыми широко пользуются научные сотрудники, врачи и педагоги.

Изучена динамика функционального состояния ЦНС учащихся 6—7 лет, доказана необходимость сокращения длительности уроков с 45 до 35 мин, облегченного дня в середине недели, дополнительных каникул в III четверти, увеличения двигательной активности в режиме дня, дневного сна и др., что отвечает возрастным и функциональным возможностям детей.

Разработанные методические указания по организации занятий 6-летних детей, объему изучаемого ими материала, способу его подачи, режиму дня и т. п. приняты педагогами и в настоящее время широко апробируются в школах Москвы, Ленинграда, Белоруссии, Украины и других республик страны (ИГДиП, Киевский институт общей и коммунальной гигиены — КНИИОКГ, Армянский НИИ общей гигиены и профзаболеваний).

Сотрудниками I ММИ им. И. М. Сеченова установлена зависимость успешности обучения детей от уровня биологического развития их организма, разработана новая методика определения замедленного биологического развития у детей перед поступлением в школу. Данные работ Горьковского медицинского института свидетельствуют о том, что у таких детей чаще бывают снижены показатели работоспособности и успеваемости и они, как правило, входят в группу риска.

Одним из актуальных вопросов гигиены детей и подростков является их трудовое воспитание и обучение. Группа работ была посвящена изучению данного вопроса на базе учебно-производственных комбинатов (Ростовский и Тернопольский медицинские институты. Молдавский НИИ гигиены и эпидемиологии, Казахский НИИ гигиены труда и

профзаболеваний). Создана методика прогнозирования успешного трудового обучения старшеклассников в таких комбинатах. ИГДиП и Ростовским медицинским институтом гигиенически обоснован оптимальный режим труда и отдыха учащихся в летних трудовых отрядах. Разработаны и внедрены методические рекомендации по организации медицинского контроля, рационального режима труда и отдыха, питания, оптимальных бытовых условий в отрядах старшеклассников Латвийской ССР. Это позволило поднять на новый, более высокий уровень организацию медико-санитарного обеспечения отрядов, усилило положительное оздоровительное воздействие летнего труда и др.

Оценка условий обучения детей с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья показала, что имеется прямая зависимость между степенью патологии зрительного анализатора и степенью школьной зрелости. Изменения функционального состояния организма учащихся с хроническими заболеваниями органов дыхания более значительны, а их адаптационные возможности ниже, чем у их практически здоровых сверстников. Разработан и внедрен в учебный процесс новый комплекс корригирующих мероприятий для детей с дефектами зрения, слуха и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ЛСГМИ, ЦОЛИУВ).

В области гигиены работающих подростков в основном изучались условия и режим обучения в ПТУ различного профиля, их влияние на состояние здоровья и работоспособность учащихся. Полученные материалы свидетельствовали о том, что существующие режим и условия обучения в ПТУ по отдельным профессиям способствовали возникновению более раннего утомления, а в ряде случаев приводили к различным функциональным нарушениям в организме подростков. Все это позволило разработать более рациональный, научно обоснованный режим их обучения, труда и отдыха, дать рекомендации по улучшению лечебно-профилактической и оздоровительной работы среди учащихся. Впервые разработаны и изданы «Санитарные правила по устройству и содержанию учебных заведений системы профтехобразования» (ИГДиП, Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана — МНИИГ).

В десятой пятилетке завершена большая комплексная работа по изучению влияния учебной нагрузки на успеваемость и состояние здоровья учащихся СПТУ. Она проводилась под общим руководством ИГДиП совместно с 19 НИИ гигиенического профиля, кафедрами медицинских вузов с привлечением работников практического здравоохранения и в комплексе с учреждениями Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию.

Проведенные исследования позволили оценить с гигиенической точки зрения новую форму обучения, выявить влияние обучения на работоспособность и функциональное состояние учащихся —■

будущих квалифицированных рабочих, показать зависимость адаптации учащихся к обучению в училищах от условий обучения, организации учебно-производственного процесса и разработать рациональную систему медико-санитарного обеспечения учащейся молодежи.

Материалы работы обобщены; Минздравом СССР и Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию изданы методические рекомендации по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся средних профтехучилищ. Новым, заслуживающим большого внимания и одобрения является то, что данные рекомендации внедрены в работу ряда ПТУ, проверена их эффективность.

С целью охраны здоровья подростков был пересмотрен список профессий, работ и специальностей, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет (ИГДиП).

В плане профилактики заболеваний и их дальнейшего прогрессирования ИГДиП много лет занимался оценкой эффективности этапного санатор-но-курортного лечения некоторых заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудка и желчевыво-дящих путей; показана значимость этого вида терапии в реабилитации больных подростков.

Небольшое число работ было посвящено влиянию на состояние здоровья учащихся ПТУ шума, вибрации, нагревающего микроклимата (ИГДиП, Киевский медицинский институт), факторов ткацкого производства (Самаркандский медицинский институт), вторичной переработки чайного листа и табака (Грузинский НИИ гигиены труда и профзаболеваний) и химических факторов (Армянский НИИ общей гигиены и профзаболеваний, Башкирский медицинский институт, Уфимский НИИ гигиены и профзаболеваний, Горьковский НИИ гигиены труда и профзаболеваний).

За последние годы расширены и уточнены представления о физиологической сущности профессиональной пригодности и механизмах ее формирования. На основе системного подхода сформулирована гипотеза о функциональной системе, лежащей в основе формирования профессиональной пригодности. Показано значение основных свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов, корково-подкорковых взаимоотношений, эмоциональной устойчивости, пороговой чувствительности анализаторов) для профессиональной пригодности к различным массовым профессиям. Получены данные, позволяющие говорить о значении индивидуальных особенностей человека не только для освоения профессии, но и для адаптации к профессиональным условиям. Создано представление о физиологических критериях адаптации к профессии. Определен ряд физиологических критериев профессиональной пригодности здоровых подростков более чем к 400 профессиям народного хозяйства. Все это нашло отражение в межведомственных методических рекомендациях, утвержденных Минздравом СССР, Государствен-

ным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС.

Впервые ИГДиП получены данные, характеризующие различные стороны высшей нервной деятельности подростков, на основании которых установлены возрастные нормативы ее показателей. Результаты работы используются для профориентации подростков и определения минимального возраста их при допуске к обучению и работе по различным профессиям народного хозяйства.

В результате исследований, проведенных ЛСГМИ, выявлена связь индивидуально-типологических особенностей вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у девушек, занятых микросборкой, с функциональной устойчивостью организма и успешностью производственной деятельности.

По частной проблеме «Гигиена обучения и состояния здоровья студентов» в результате изучения режима обучения, труда и отдыха с учетом работоспособности и состояния здоровья студентов сформулирован ряд гигиенических рекомендаций по оптимизации условий их обучения, труда, быта, питания и медико-санитарного обслуживания.

Проведена апробация гигиенических рекомендаций по рационализации учебного процесса в вузе, разработанных в предыдущие годы, и показана высокая их эффективность (МНИИГ, Свердловский НИИ гигиены труда и профзаболеваний).

Большой практический интерес представляют работы по гигиеническому обоснованию режима труда и отдыха студентов в III трудовом семестре (ИГДиП, МНИИГ, Рижский медицинский институт).

Представляет интерес изучение содержания свободного времени студентов, объема внеаудиторной работы на разных этапах обучения в вузе, организации самостоятельной работы (Киевский и Свердловский медицинские институты).

Обобщены материалы многолетних исследований динамики физического развития и уровня функциональной дееспособности студентов в процессе учебы в медицинском институте.

По проблеме «Гигиена строительства и оборудования детских и подростковых учреждений» проведены исследования в области гигиенического обоснования оптимальных условий учебного процесса, требований к структуре, вместимости, планировочных решений зданий школ и дошкольных учреждений на современном этапе строительства для различных климатических районов с учетом использования новых методов и средств обучения.

Научно обоснованы оптимальные параметры качества воздуха в учебных помещениях, определены нормативные границы потребного количества подаваемого в учебные помещения воздуха в системе воздушного отопления для детей младшего и среднего возраста (ИГДиП).

Ряд исследований был посвящен изучению влияния условий микроклимата в детских учреждениях на организм ребенка с учетом возраста, состояния здоровья, функциональных особенностей, видов

деятельности детей, теплозащитных свойств одежды.

Изучены сезонные и климатические особенности теплообмена детей, позволившие разработать дифференцированные рекомендации к оптимальным параметрам микроклимата в дошкольных учрежде-ц ниях и теплозащитным свойствам верхней одежды (ИГДиП, Среднеазиатский педагогический институт, Андижанский медицинский институт).

Выявлены существенные индивидуальные особенности терморегуляции у детей одной и той же возрастной группы и зависимость их от физического развития и состояния здоровья. Показана необходимость индивидуального подхода при разработке гигиенических мероприятий, направленных на оздоровление и закаливание детей. Разработаны методические рекомендации по закаливанию детей и профилактике острых респираторных вирусных инфекций в дошкольных учреждениях (ИГДиП).

ИГДиП впервые разработаны гигиенические нормативы естественного освещения групповых ком-V нат дошкольных учреждений с учетом светоклима-тического районирования СССР. Установлено, что при равных условиях световой среды зрительные функции и работоспособность детей различны и зависят от светоклиматических особенностей и ориентации помещений. Определены наилучшая система естественного освещения для современных дошкольных учреждений и оптимальные уровни искусственного и естественного освещения помещений детских художественных школ.

На основании результатов научных исследований разработаны гигиенические рекомендации по проектированию и строительству школ и дошкольных учреждений повышенной вместимости (КНИИОКГ), учебных помещений школ-интернатов для детей с последствиями церебрального паралича (ЛСГМИ), школ с кабинетной системой обучения, дошкольных * учреждений, предназначенных для строительства в условиях БАМа (Иркутский медицинский институт).

Санитарно-гигиеническая оценка полимерных материалов, применяемых при строительстве и оборудовании детских учреждений, для изготовления детской одежды и обуви дала возможность разработать ряд методических документов.

В области гигиены физического воспитания и спорта детей и подростков исследования были посвящены вопросам гигиенического нормирования физических нагрузок на организм детей дошкольного и школьного возраста с учетом их физической работоспособности, двигательного режима и состояния здоровья.

На основе изучения физической работоспособности и функциональных возможностей организма I детей дошкольного возраста разработаны методика и организация занятий физическими упражнениями не открытом воздухе. Предложена методика тренировки основных процессов нервной деятельности дошкольников средствами физической куль-

туры. Выявлены критические возрастные периоды (3 года, 5 и 7 лет), в которые происходит выраженная перестройка морфофункционального развития. В эти периоды особенно важно целенаправленное воздействие средств физического воспитания.

В результате исследований разработана классификация среднесуточной двигательной активности и обоснованы гигиенические принципы ее нормирования для детей и подростков (от 3 до 15 лет). Изучена роль недостаточной двигательной активности (гипокинезии) в возникновении комплекса полиморфных расстройств, затрагивающих не только локомоторный аппарат, но и кардиореспиратор-ную систему, иммунобиологическую реактивность и обмен веществ растущего организма. Разработаны принципы и методика определения морфофунк-циональной готовности школьников к сдаче норм ГТО, качественные и количественные критерии оценки влияния физических нагрузок на организм детей и подростков

Для повышения эффективности оценки функционального состояния детей при дозированных физических нагрузках разработаны принципы и методы комплексного изучения управления физиологическими процессами во время трудовой деятельности, пути автоматизации при использовании указанных методов на базе аналогоцифровой системы с помощью математических алгоритмов.

Разработаны критерии оценки влияния больших тренировочных нагрузок на организм юных пловцов, гимнастов и бегунов высоких спортивных разрядов.

Выявление морфофункциональных особенностей сердца подростков с разным уровнем физической подготовленности (по данным эхокардиографии) дало возможность установить критерии тренированности юных спортсменов (ИГДиП).

В результате многолетних исследований обобщены материалы по нормированию двигательной активности городских и сельских школьников с определением общей суточной двигательной активности для тучных детей (Минский медицинский институт).

Выявлены возрастные особенности влияния генетических факторов на развитие физической работоспособности. Разработан метод прогнозирования, который может быть использован при спортивной и профессиональной ориентации и отборе школьников (Таллинский НИИ эпидемиологии, микробиологии и гигиены). °

В научных работах по изучению динамики состояния здоровья детей и подростков участвовало 30 институтов РСФСР, Азербайджана, Грузин, Туркмении и Украины.

Изучались состояние здоровья и физическое развитие детей различных возрастно-половых групп с учетом социально-экономических условий, влияния различных факторов внешней среды и климатических зон, адаптация к детскому учреждению и морфофункциональное развитие (ИГДиП, I ММИ

им. И. М. Сеченова, Вильнюсский педагогический институт).

Разработаны средние величины основных параметров состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и кроветворной систем, гомеостаза, в частности биохимических показателей мочи, у детей 3—7 лет, скрининговая программа обследования дошкольников и показана информативность комплексной оценки состояния их здоровья при исследовании ряда факторов. Определены группы и «возраст риска» при формировании хронических заболеваний у детей дошкольного возраста. Материалы научных исследований послужили основанием для введения диспансеризации 2-летних детей.

Установлено, что состояние здоровья школьников, изучаемое в ряде городов страны (Омске, Рязани, Новосибирске, Москве, Кемерово, Владивостоке, Краснодаре, Ашхабаде, Днепропетровске, Витебске и Архангельске), во многом определяется типом соматического развития. Эти особенности здоровья следует учитывать при назначении различных физических нагрузок и проведении профилактических мероприятий. Была вскрыта одна из причин особенностей состояния здоровья детей и подростков с ускоренными темпами развития.

Отдельные работы ИГДиП, Омского медицинского института, I ММИ им. И. М. Сеченова Свердловского НИИ гигиены труда и профзаболеваний, Ленинградского НИИ гигиены труда и профзаболеваний, КНИИОКГ были направлены на изучение состояния здоровья детей в связи с загрязнением атмосферного воздуха.

Предложена комплексная схема оценки физического развития детей с учетом уровня их биологического развития и гармоничности морфофунк-ционального статуса (I ММИ им. И. М. Сеченова). Обобщены материалы многолетних исследований акселерации физического развития детей и подростков как биологическая и социально-гигиеническая проблема в свете системного подхода. Разработан новый подход к оценке физического развития детей (Рязанский медицинский институт).

Доказана целесообразность сокращения частоты профилактических осмотров и увеличения числа врачебных наблюдений за вновь поступившими детьми в период их адаптации и за детьми из групп риска. Впервые проведено комплексное социально-гигиеническое изучение динамики состояния здоровья подростков допризывного и призывного возраста (Донецкий медицинский институт). Определены основные причины несвоевременного выявления нарушений в состоянии здоровья школьников и недостаточно четкой организации их оздоровления. Разработаны рекомендации по рационализации деятельности школьного врача, проводящего диспансеризацию учащихся.

Результаты изучения эффективности различных форм медицинского обеспечения школьников дали возможность разработать скрининг-тесты для массовых обследований школьников (ИГДиП).

Группа работ была посвящена изучению функ-

ционального состояния сердечно-сосудистой и нервной систем подростков (ЛСГМИ, Свердловский, Башкирский, Кишиневский и Азербайджанский медицинские институты, Среднеазиатский медицинский педиатрический институт), хронических неспецифнческих заболеваний органов пищеварения, некоторых аспектов ожирения детей и под- 0 ростков (I ММИ им. И. М. Сеченова, Тбилисский медицинский институт). Впервые систематизированы причины ранней детской инвалидности.

В настоящее время особенно большое значение придается реабилитации лиц с длительными заболеваниями. Разработаны практические рекомендации, направленные на ускорение восстановления сердечно-сосудистой системы детей, перенесших миокардит. При изучении распространенности заболеваний желчевыделительной системы у подростков доказана дифференциально-диагностическая ценность холецистографии и необходимость проведения реабилитационных мероприятий среди школьников с этими заболеваниями (ИГДиП).

Разработаны биохимические критерии оценки состояния здоровья детей и подростков. Впервые * проведены массовые биохимические исследования по оценке влияния умственной и физической нагрузки на организм школьников Заполярья в зависимости от их возраста и состояния здоровья (ИГДиП). Также впервые установлены гематологические и цитохимические показатели крови, которые могут быть использованы в качестве критериев нормального и предболезненного состояния организма подростков 15—19 лет, проживающих в городе с развитой нефтехимической промышленностью (Башкирский медицинский институт).

В результате работ по частной проблеме «Закономерности психофизиологического развития детей» выявлены возрастные особенности, роль наследственности и среды в формировании психофизиологических функций, возрастная динамика нервно-психического здоровья дошкольников. Создана ме- * тодика определения типологической принадлежности ЭЭГ детей как критерия их биологического возраста, свойств нервной системы, а в некоторых случаях — и профессиональной пригодности. Выявлена роль неблагоприятных биологических и социальных (семейных) факторов в формировании нежелательных черт характера и свойств личности; разработаны пути медико-педагогической коррекции аномалий психофизиологического развития детей и подростков. Установлены основные закономерности формирования корково-подкорковой реактивности школьников, определены «критические» периоды в развитии корково-подкорковых отношений, которые могут быть использованы для оценки уровня зрелости церебральных функций.

Сравнительные исследования интеллектуальных особенностей детей разного пола в возрасте от 7 до « 12 лет показали, что мальчики превосходят девочек по большинству показателей интеллекта, причем в старшей группе это более отчетливо выражено.

Изучены внутривозрастные особенности морфо-функционального развития детей на разных этапах онтогенеза. Установлено, что ускоренные и замедленные варианты физического развития в популяции являются пограничными состояниями. Более высокие показатели высших познаватель-

ных процессов обнаружены у детей, биологический возраст которых достиг паспортного, у детей же с замедленным биологическим развитием чаще имелись сниженные показатели мышления, произвольного внимания и кратковременной памяти (Горьковскнй медицинский институт).

Поступила 10.09.82

УДК 614.7:578.8]-07

Г. А. Багдасарьян

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ВИРУСНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сыснна АМН СССР, Москва

Целевой задачей санитарной вирусологии является научно обоснованное гигиеническое регламентирование качества объектов окружающей среды в целях обеспечения их эпидемической безопас-ш ности в отношении вирусных инфекций.

Исследования последних лет были направлены на разработку следующих основных вопросов, позволяющих подойти на новом уровне к гигиенической регламентации вирусного загрязнения: определение уровней реально существующего вирусного загрязнения в объектах окружающей среды, изучение особенностей поведения вирусов, определяющих характер их распространения в современных условиях химического и биологического загрязнения воды и почвы, установление эффективности гигиенических мероприятий по ограничению циркуляции вирусов в объектах окружающей среды.

Этими вопросами санитарной вирусологии занимаются НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Институт общей и У коммунальной гигиены им. Н. Н. Марзеева, Московский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов АМН СССР, Куйбышевский институт Минздрава РСФСР, кафедра гигиены Киевского медицинского института, вирусологическая лаборатория городской санэпидстанции Москвы, ряд республиканских и городских лабораторий страны и др.

Комплексные натурные исследования позволили определить уровни реально существующего вирусного загрязнения в воде открытых пресных и морских водоемов, источников централизованного водоснабжения и в хозяйственно-бытовых сточных водах разных климатических районов страны.

В НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР завершены многолетние исследования по выбору и обоснованию показателей качества воды разных видов водопользова-• ння в отношении вирусного загрязнения. Изучение закономерностей распространения энтеровиру-

1 Доложено на пленуме секции проблемной комиссии союзного значения «Научные основы гигиены окружающей среды» (ноябрь, 1981 г.).

сов в водоемах разных климатических зон страны, в том числе водоемов региона Сибири, позволило установить количественные соотношения между вирусами и санитарно-показательными микроорганизмами и характер их изменения в процессе самоочищения водоемов. Результаты исследований показали, что количественные соотношения между энтеровирусами и фагами более стабильны, чем между вирусами и бактериями группы кишечной палочки (БГКП). Результаты изучения корреляции между этими микроорганизмами показали наличие тесной прямой линейной связи между вирусами и фагами (г=0,8) и отсутствие линейной связи между вирусами и БГКП, чем обусловлен низкий коэффициент корреляции между ними (г=0,3). Эти данные свидетельствуют о более адекватной информативности фагов кишечных палочек в отношении вирусного загрязнения водоемов, которые сохраняют свое показательное значение на уровне 1000 БОЕ/л и в условиях химического загрязнения водоемов (Г. А. Багдасарьян и соавт.).

В Киевском институте общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева в последние годы значительное место заняло изучение взаимодействия вирусов с поверхностно-активными веществами и синтетическими моющими средствами как нового фактора химического загрязнения окружающей среды (Л. В. Григорьева, В. П. Широбоков и др.). Разработаны новые методы изучения внрулицид-ностн различных препаратов .с целью их практического использования.

В экспериментальных и натурных исследованиях изучены основные закономерности взаимоотношения вирусного и химического загрязнений, установлена наиболее высокая степень устойчивости при действии распространенных химических загрязнителей сточных вод у кишечных вирусов по сравнению с энтеробактериями (А. Е. Неда-чин, и др.). Изучение барьерной роли водопроводных сооружений в отношении вирусного загрязнения позволило провести ранжирование различных технологических схем водоподготовки по степени их эффективности в отношении кишечных вирусов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.