НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
УДК 371.012 Ш.Ф. ХОШИМОВА
ББК 74.212.0
ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПТУ
Значительному улучшению организации профориентационой работы среди молодежи содействовали Постановление ЦК Компартии Таджикистана и Совета Министров республики от 1 января 1970 г. «Об улучшении работы по профессиональной ориентации молодежи Таджикской ССР и создание Республиканского межведомственного совета по профессиональной ориентации молодежи» (6, 69-74).
Благодаря усилиям коллективов отдельных школ и профтехучилищ возрос приток молодежи в профессионально-технические учебные заведения. В некоторых из них сложилась конкурсная система приема молодежи. Если в 1966 г. в ПТУ Таджикской ССР было принято на учебу немногим более 10,8 тысяч, то в 1975 г. - 17,1 тысяч человек, что составило 109,5 процента к плану, в том числе в среднее ПТУ около четырёх тысяч юношей и девушек (1, 28).
Анализ архивных документов показывает, что в исследуемый период хорошо была организована работа по профориентации в городах Ленинабад (Худжанд), Канибадам, Исфара, Ура-Тюбе (Истаравшан), особенно в училищах № 31, № 44, № 56 г. Ленинабад (Худжанд) в СПТУ № 27 Пролетарского (Джаббор Расулов) и СПТУ № 35 Матчинского районах. Среднее профессионально-техническое училище №31 города Худжанд основано 24 апреля 1949 г. СПТУ №31 готовило специалистов самых различных профессий: столяр-строитель, плотник, маляр, штукатур-строитель, столяр-мебельщик, каменщик-монтажник ЖБК, слесарь-сантехник,
газоэлектросварщик, золототошвея, бухгалтер и другие. В 1997 году при СПТУ №31 был открыт филиал индустриально-педагогического колледжа по специальностям: промышленно-
гражданское строительство, технология швейного производства, бухучет и аудит, МЭО, техобслуживание и ремонт автомобилей, правоведение. За годы своего существования училище выпустило тысяча специалистов, среди которых немало орденоносцев, таких как Герой Социалистического Труда И. Мамаджанов (10, 699).
Большая работа по профориентации проводилась в ПТУ № 31 г. Худжанде. Здесь принимали активное участие все сотрудники без исключения. Все школы городов Худжанда, Кайракума, Чкаловска и Худжандского и Г афуровского районов были закреплены за сотрудниками училища. В школах проводились беседы с учащимися, были созданы уголки ПТУ-31, организованы встречи родителей и учащихся с передовиками коврового комбината. Кроме того, велась переписка со школами других республик, откуда в училище приезжала молодежь, проводились дни открытых дверей.
Для всех учащихся - выпускников организовывались торжественные вечера «Посвящение в рабочие». На эти вечера приглашали ветеранов труда, передовиков производства, выпускников училища, руководителей базового предприятия, наставников.
Не менее 2-х раз в год работники училища выступали перед учащимися школ с лекциями: «ПТУ - кузница рабочих кадров», «Развитие системы ПТО», «Об исторической роли рабочего класса». Работники училищ постоянно выступали на слетах выпускников школ г. Ходженда, г. Кайраккума и Чкаловска. В результате большой работы, училище из года в год выполняло план набора.
Среднее профессионально-техническое училище № 44 основано 17 марта 1933 года. СПТУ № 44 готовит специалистов самых различных профессий: машинист - автокранов, водитель автомобиля с квалификацией слесаря - токаря, слесарь ремонта промоборудования, экскаваторщик, машинист - электросварщик, машинист бульдозера, скрепера грейдера, слесарь -ремонтник, машинист башенных кранов. За годы своего существования училище подготовило более 28 тысяч специалистов. В 1997 - 1999 учебном году в СПТУ №44 учились 467 учащихся, среди выпускников училища Герой Советского Союза У. Якубов, Герой Социалистического Труда Ш. Ашуров и Х. Умаров (10, 699).
В среднем сельском профтехучилище № 5 п. Бустон Матчинского района ежегодно разрабатывались и утверждались на заседание педагогического совета мероприятия по профессиональной ориентации среди молодежи. Мастера производственного обучения вели постоянную агитационную работу по привлечению учащихся школ в профессионально-
10
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
техническое училище. В целях пропаганды профориентации среди молодежи школы района и сельсоветов распределены между преподавателями и мастерами производственного обучения училища.
Дирекция ССПУ № 35 постоянно организовывал совместно с редакцией районной газеты выступления работников профтехучилища и отличников учебы под рубрикой: «Молодежь должна овладеть профессиями». На открытие комсомольского собрания учащихся ССПУ - 35 с учащимся школ района был проведен «День открытых дверей» под девизом «Кем быть?» «Почему я выбрал это профессию» (2, 5-10).
Большую разнообразную работу со школьниками проводил СПТУ № 35 Матчинского района Ленинабадской области. Наиболее тесные связи училище поддерживал со многими местными школами. Все начинается с планирования работы. Учащееся училища регулярно проводит с учениками школ совместные вечера отдыха, спортивные соревнования. «Учащиеся училища -постоянные гости на традиционных праздниках», «День-урожай» ученической производственной бригады школы. В свою очередь ученики школы непременные участники осеннего балла, которые организует училище.
Без школьников не обходится и торжественные линейки, связанные с важными событиями в жизни профтехучилища, вручением его выпускникам аттестатов и удостоверений механизаторов. Особенно готовятся в обоих учебных заведениях к празднику «Посвящение в хлопкоробы» выпускников школы и СПТУ. В торжественной обстановке вручаются им трудовые книжки.
Среднее профессионально-техническое училище №56 г. Худжанда было основано в 1974 году. СПТУ готовило специалистов самых различных профессий; слесарь, слесарь по ремонту быттехники, швея-мотористка, вышивальщица, столяр-мебельшик, электромонтёр по обслуживанию электрооборудования, трикотажница, парикмахер (мужской, женский), слесари-сборщики. За годы своего существования училище подготовило более 22 тысяч специалистов. В 1997 - 1998 учебном году в СПТУ №56 учились 799 учащихся, работали 88 преподавателей и мастеров производственного обучения (10, 699).
Пролетарское среднее профессионально-техническое училище № 27 готовит специалистов по профессиям: тракторист, машинист широкого профиля с умением выполнять работу слесаря-ремонтника и водителя автомобиля, мастер сельского строительства - срок обучения 3 года, механизатор животноводческих ферм с квалификацией электромонтера, тракторист - машинист III класса - срок обучения 1 год; тракторист машинист III класса - срок обучения 8 месяц (9, 17).
Как известно, немаловажное значение в проведении работ по профориентации среди школьников имеет включение в них самих учащихся училища, объединённых в группы агитбригады. В этом отношении интересно строилась работа со школьниками в СПТУ №18 Канибадамского района Ленинабадской области. Агитационно-пропагандистская работа здесь начиналась с показа учебно-производственной базы училища, с технического творчества воспитанников. Особое место в системе ознакомления с училищем занимает музей училища, созданный силами преподавателей и учащихся. Специально подготовленные экскурсоводы всегда с волнением и гордостью рассказывали школьникам о жизни, героических днях их земляков, воинов - интернационалистов. От их бессмертных подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны
Музей училища стал олицетворением связи времен, связи поколений.
При училище № 56 г. Худжанда работает консультационный пункт по выбору профессии, организован уголок рабочих профессий, оформлены и установлены стенды: «Куда пойти учится и работать», «Лучшие люди разных профессии», «Герои труда», «Хорошо отдыхаем - отлично учимся». Во всех школах района и кишлачных советов проводили вечера - встречи учащихся училищ с родителями и школьниками на тему: «Твоя будущая профессия» в нескольких школах района организованы уголки по профориентации, где указаны условия приема, техническое оснащение учебных кабинетов, тракторный парк, лабораторий и льготы выпускникам училищ. Организованы выступления передовиков и новаторов производства. Мастера производственного обучения вели постоянную агитационную работу среди учащихся училищ по привлечению учащихся школ в профтехучилища (3, 5-10).
Важным условием повышения эффективности подготовки учащихся к осознанному выбору рабочей профессии и конкретного училище является создание в СПТУ кабинета по профориентации.
Должным образом оборудованный и оснащенный необходимыми материалами он становится настоящим организационно - методическим центром, который ведет систематическую, целенаправленную работу по пропаганде среди учащихся, учителей школ, МУПК, родителей рабочих профессий своего училища и базового предприятия, консультирует школьников, а в
11
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
период выбора молодёжи в СПТУ используется для организации работы приемной комиссии. Как показал опыт, совместная деятельность педагогических и производственных коллективов, их общественных организаций приносит определенные успехи при условии, что она не носит лишь профинформационный характер, а имеет ярко выраженную практическую направленность. Школьники участвуют в учебно-производственном процессе, в выполнении заказов СПТУ и предприятий в кружках технического творчества, организуются совместные выставки, конкурсы, смотры и т.д.
Не менее актуальной остается проблема привлечения к учебе в училищах девушек. В 1980 г. доля девушек, обучающихся в СПТУ республики составила лишь 13,7% (5, 83).
Не произошёл, конечно, перелом и в настоящее время: количество поступающих в профтехучилища девушек, хотя и увеличилось, но лишь незначительно. Не растет число поступающих в сельских СПТУ девушек местной национальности.
Такое положение не может не тревожить, поскольку многие из них, окончив школы, не продолжают учебу и не участвуют в общественном производстве. А те, что трудоустраиваются на предприятия, в совхозы, колхозы, как правило, не имеют профессиональной подготовки. Поэтому вопросы о расширении профессионального обучения девушек, в частности об ориентации девушек коренной национальности на получение рабочих специальностей в профтехучилищах, остаются в ряду самых актуальных и злободневных.
В исследуемый период в практику работы сельских школ и профтехучилищ по профессиональной ориентации учащихся вошли такие направления совместный деятельности, как формирование агитбригад и их участие в профориентации школьников, проведение дней открытых дверей, организация спортивных соревнований между учащимся, пожелавших после окончания 8 или 10 класса поступить в СПТУ, работа с ними и т.д.
Казалось бы, указанная форма совместной деятельности характерна и для профориентационной работы, осуществляемой городскими школами и профтехучилищами. Однако, при всей своей одинаковости, совместная работа школ и СПТУ в сельской и городской местности имеет свои особенности. В отличие от городского, сельские профтехучилища, как правило, не так тесно связаны с общеобразовательными школами, так как последние часто расположены в отдаленных местах. Комплектование училищ приходится вести с учащимися, проживающими в разных населенных пунктах района. Это обстоятельство создает дополнительные сложности для работников СПТУ в установлении необходимых связей со школами.
С учетом этого инженерно - педагогический коллектив училища распределяется по тем школам, в которых планируется проведения соответствующей работы. За каждым преподавателем, мастером закрепляется школа, в которой они организуют необходимую деятельность с педагогическими коллективами, учащимися и их родителями. Профориентатору должны оказывать содействие в работе администрация, партийная, профсоюзная, комсомольская организации школы. Только в тесном взаимодействии представителей училища со школьным педагогическим и ученическим коллективами можно добиться хороших результатов в деле трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Отдаленность училища от школ значительно ограничивает возможность участия его представителей в педагогических советах, производственных совещаниях, заседаниях метод объединений, встречах с учащимся с родителями. Поэтому особое значение приобретают средства наглядности: стенды, стенные газеты, фотовитрины, рассказывающие о профессиях, по которым ведется подготовка в профтехучилище, об учебе и жизни его воспитанников, о правилах приема и т.д. Как правило, подобные экспозиции и материалы тиражируются и направляются в школы. Но применяется и другая форма пропаганды училища: передвижные выставки, плакаты, фотоматериалы, альбомами и т.д. демонстрируется представителем училища при посещении закреплённых за ним школ. Важно только, чтобы эти материалы профориентационного характера были соответствующим образом оформлены и содержали сведения, дающие возможность иметь учителям и учащимся, родителям более полное представление об училище и его базовых предприятиях (7,80).
Примеры оформления таких средств наглядности есть во многих сельских профтехучилищ республики. Подобные экспозиции можно увидеть в ПТУ № 35 Матчинского района, СПТУ № 18 Конибадамского района Ленинабадской области и других.
Однако многие сельские училище не имеет указанные выше профориентационных материалов, они нуждаются в методических рекомендациях, характеристиках профессий (профессиограммах) и других документах. Подготовка таких материалов - одна из основных особенностей работников училища, их базовых колхозов, совхозов и других предприятий, РАПО. В СПТУ № 18 Конибадамского района Ленинабадской области каждый член педагогического коллектива на
12
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
основании общего плана училища составляет личный план, в котором предусматривается приглашение в школу руководителей местных колхозов, совхозов, передовых хлопкоробов, животноводов, сельских строителей. Они знакомят ребят с передовыми методами труда, в сельскохозяйственном производстве, рассказывают о перспективах развития хозяйства, о характере и содержании своего труда.
Большое внимание в профориентационной работе, проводимой учителями и мастерами этого училища, уделяется общению с родителями. Помимо официальных встреч с ними практикуется посещению на дому, где представители училища имеют возможность более конкретно разъяснить родителями суть и значимость каждой специальности, о требованиях, предъявляемых профессий к личности, содержанием учебно-производственной работы училища, об организации труда и отдыха воспитанников.
В результате проделанной работы по профориентации под руководством администрации на 1974 - 1975 годы план набора учащихся по области был перевыполнен: при плане 3800, набрано 4380 учащихся, что составляет 115,5% к плану; на 1975 - 1976 учебный год вместо 4200, набрано 4688, т.е. 111,6% к плану (4, 16).
Вместе с тем как показали исследования, престиж рабочих профессий среди школьников еще не был высок. Социологические исследования, проводимые Таджикским филиалом НИИ труда среди восьмиклассников и десятиклассников показали, что индустриальные рабочие профессии выбрали соответственно 16,8 и 16,9%, сельскохозяйственные - 9,4 и 7,3%. Большинство же опрошенных стремились получить высшие и среднее специальное образование (9,45; 5,61). В то же время 28,9% восьмиклассников и 14.3% десятиклассников в момент проведения обследования не выбрали профессию (8, 9).
Процессе ориентации учащихся общеобразовательных школ на рабочие профессии не может замыкаться в рамках школы, СПТУ, предприятия. Им безусловно, должны заниматься органы по труду, народного образования и профтехобразования, средства массовой информации (печать, радио, телевидение), научные и медицинские учреждения, комсомол. Важно только, чтобы мероприятия всех перечисленных служб по трудовому воспитанию и профориентации школьников не проводились стихийно, а носили характер взаимодействия и были наилучшим образом скоординированы. Толька тогда можно добиться больших результатов в воспитании у учащихся сознательного отношения к выбору будущей рабочей профессии, своевременном и целенаправленно комплектовании профессионально - технических училищ.
Результат и исследования по изучению мотивов выбора профессии и удовлетворенности ею в оценке учащихся 1-х курсов профтехучилищ, а также адаптация и закреплению выпускников СПТУ на производстве выявили наличии серьезных недостатков организационно - методического и практического характера, которые проводили к снижению эффективности профориентационной работы и тормозили процессы, связанные с комплектованием профтехучилищ.
Установлено, что многие выпускники школ поступали в СПТУ под влиянием случайных факторов: посоветовали друзья, родители, родственники, прочитали в газете, посмотрели передачу по телевидению и т.д.
Часто неправильное представление о СПТУ имели и родители учащихся. Мало им помогали учителя, так как еще многие из них неверно считали профтехучилища уделом слабоуспевающих учеников. А это снижает престиж училища. Высоким еще оставался процент выбытия молодых людей из стен СПТУ, особенно в первый год учебы. Практика показывает, что многие учащихся, имея неверные представления о профтехучилище, считая, что здесь учебе уделяется меньше внимания, чем в школе, так и не сумев преодолеть трудности, связанных с выполнением учебных и производственных задач, предусмотренных программами общеобразовательных и специальных дисциплин, оставляли училище.
Увеличивалось количество молодых рабочих - выпускников СПТУ, которые не желали трудоустраиваться на базовом предприятии или же, не проработав и года на нем, покидали производство. Участились случаи нарушения или трудовой и технологической дисциплины, самовольного оставления предприятия, что вело к текучести среди молодых рабочих.
Нам представляется, что причинами такого положения является, во-первых, неудовлетворенность избранной профессией, во-вторых, отсутствие на некоторых предприятиях условий для труда, быта, развития творчества, общественной активности молодёжи.
Традиционными во многих сельских училищах стали дни открытых дверей. Но как правило в эти дни приглашают лишь учащихся, учителей-предметников, классных руководителей. Выпадают обычно из поля зрения и школы и училища родители учеников. Важно, чтобы они могли на месте познакомиться с жизнью училища, его учебными классами, производственными мастерскими, парком сельскохозяйственных машин, общежитием, спортивным залом и т.д.
13
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
Особенно важно при подобных мероприятиях вручить родителям и памятку поступающему в училище, в которой отражено самое основное об учебном заведении, об условиях поступления и обучения в нем.
Наряду с этим, в организации профориентационной работы имелись существенные недостатки. Слабо велась работа по пропаганде профессии среди молодёжи, родителей, не регулярно проводился «День открытых дверей» и другие мероприятия. В результате чего, родители недостаточно информированы о жизни и получаемых профессиях в училищах области. Они вспоминали о профтехучилищах, только тогда, когда хотели передать в училище своего подростка.
Базовые предприятия не оказывали практической помощи в проведении профориентационной работы. Ориентация на рабочие профессии в 60-80 годах ХХ века означало ориентация на профессионально - техническое училище. Исследования показало, что довольно слабое звено в общей системе профориентационной работы являлся именно связь школы и профтехучилищ, в страницах областных, районных газет, радио мало освещались жизнь и деятельность профтехучилищ.
Все эти негативные факторы являлись следствием того, что нет в достаточной степени разработанных методик для учителей школ, СПТУ и предприятий по организации совместной работы в трудовом воспитании и профессиональной ориентации, а с имеющимся в этом направлении методическими рекомендациями ознакомлены немногие школы и производства, так как они публиковались как правило, небольшим тиражом и распространялись, в основном, по профтехучилищам. Это также свидетельствовало о ведомственной разобщённости многих социальных институтов (школы, профтехучилище предприятия, НИИ системы АПН СССР и другие).
Таким образом, именно среднее профессионально-техническое училище является наиболее эффективной формой подготовки квалифицированных рабочих, соединения обучения с производительным трудом. Поэтому одна из важнейших задач профориентации - это научно обоснованное руководство укомплектованием училищ выпускниками общеобразовательных школ. Это предполает, во-первых, глубокий анализ потребностей базовых предприятий в подготовке рабочих кадров в ближайшее время и на перспективу, во-вторых, работу с учащимися по изучению и развитию их интересов к рабочим профессиям и к профтехучилищу, где эти профессии можно приобрести.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волохин, И.С. Профессиональная подготовка молодежи Таджикистана в учебных заведениях РСФСР и Украинской ССР/ И.С.Волохин// Обзорная информация. - Душанбе, 1984. - 28 с.
2. ГАСО Ф. 150, Оп. 1, Д. 202, С. 5-10.
3. ГАСО Ф. 150, Оп. 1, Д. 215, С. 5-10.
4. ГАСО Ф. 150, Оп. 1, Д. 36, С. 16.
5. Гуршумов, И.П. Производственные объединения: структура и стабильность коллективов / И.П. Гуршумов. - Душанбе: Дониш, 1985. - 149 с.
6. Организационно-педагогические основы комплектования профтехучилищ выпускниками общеобразовательных школ. (Методических рекомендации). -Душанбе, 1989. - 80 с.
7. Проблема трудоустройства и адаптации в производстве выпускников школ и профтехучилищ Таджикистана - Сборник научных трудов - Душанбе, 1984. - С. 9.
8. Собрание постановлений правительства Таджикской ССР №4 (132). - Душанбе, 1970. -С. 69 -74.
9. Справочник. В помощь поступающим в профессионально-технические училища Таджикской ССР. - Душанбе: Маориф, 1986. - 17 с.
10. Худжанд. Энциклопедия. - Душанбе, 1999. - 928 с.
REFERENCES:
1. Volokhin, I.S. Professional training of the youth of Tajikistan in educational institutions of RSFSR and the Ukrainian SSR Republic. Background information / I.S. Volohin. - Dushanbe, 1984. - 28 p.
2. SASR, fond 150, in.1, In. of st. 202, P. 5-10.
3. SASR, fond 150, in. 1, In. of st. 215, P. 5-10.
4. SASR, fond 150, in. 1, In. of st. 36, P. 16.
5. Gurshumov, I. P .Production association: structure and stability of collectives / I.P. Gurshumov. -Dushanbe: Donish, 1985. - 149 p.
6. Organizational and pedagogical basis of technical training colleges of comprehensive schools. (Methodical recommendations). - Dushanbe, 1989. - 80 p.
14
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 3(44) 2015
7. The Problem of employment and adaptation of preparing graduates of schools and technical training colleges of Tajikistan - the Collection of proceedings - Dushanbe, 1984. - P. 9.
8. Collection of the governmental orders of Tajik Soviet Socialist Republic №4 (132). - Dushanbe, 1970.
- P. 69 - 74
9. Manual. A guide to applicants of Technical training colleges of the Tajik Soviet Socialist Republic. -Dushanbe: Maorif, 1986. - 17 p.
10. Khujand. Encyclopedia. - Dushanbe, 1999. - 928 p.
Ориентация молодежи на рабочие профессии и комплектование ПТУ
Ключевые слова: подготовка рабочих кадров, концепция профессионально - технического образования, профессионально- трудовая школа, среднее профтехучилище, технический лицей.
Статья посвящена изучению состояния профессионального технического образования Республики Таджикистан в 60-80 гг. двадцатого столетия. Автор рассматривает виды учебных заведений республики, занятые профессионально-техническим образованием, систему подготовки квалифицированных рабочих, учебные программы и преподавательские кадры лицеев. В статье определены передовые колледжи, рассматриваются договоры о сотрудничестве, выявлены трудности и определенные недостатки, которые имелись в профессиональном техническом образовании Согдийской области в двадцатом столетии, определяются их субъективные и объективные причины, выявляются прогрессивные тенденции в работе отдельных профтехучилищ области.
Автор определяет, что учебные заведения профессионального технического образования Согдийской области играли главную роль в подготовке квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства Республики Таджикистан.
Orientation of youth to working trades and Technical Training College acquisition
Key words: preparation worker personnel, concept of professional - a technical education, professional labor school, average professional college, technical lyceum
The article is dedicated to study of the condition of the professional technical education in the Republic Tajikistan during years of60-80. The Author considers the types of the educational institutions of the republic, occupied professional-technical education, system of preparing the artificers, scholastic programs and teaching personnel lyceum. In article are determined leading colleges, are considered agreements on cooperation, to difficulties and determined defect is revealed, which there are in working the professional technical education of Sogd area at years of 60-80, are defined their subjective and objective reasons progressive trends in functioning separate technical colleges of area are revealed.
The Author defines that educational institutions of the professional technical education of the Sogd area play the main role in preparing the artificers of the personnel for public facilities of the Republic Tajikistan.
Сведения об авторе:
Хошимова Шафоат Файзуллоевна, старший преподаватель кафедры методики преподавания истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Khoshimova Shafoat Fayzulloevna, senior teacher of the Department of methods of the teaching history and Dw of Khujand State University named academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]
15