НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
УДК 9(C)16 З.З. КАБИЛОВ
ББК 63.3(2)
ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТАДЖИКСКИХ РАБОЧИХ КАДРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ
(1981-1991 гг.)
В исследуемый период одной из главных черт молодежи Таджикистана является ее возросшая социальная активность, глубокое понимание своего общественного и интернационального долга, стремление увеличить свой вклад в общенародные достижения Советской страны. В ответ на решения XXVI съезда КПСС, указавших на наличие избыточной рабочей силы в республиках Средней Азии, комсомольские организации Таджикистана направили более тысячи своих посланцев в профессионально-технические училища РСФСР (9, 54). Основная цель этого заключалась в укреплении в сознании молодежи великого чувства дружбы народов, участие в формировании молодого национального рабочего класса.
Особенно удачно был сформирован первый отряд. В результате совместной работы комитетов комсомола и органов профтехобразования Таджикистана в 1981 г. был сформирован и направлен отряд «Комсомолец Таджикистана» из 1865 человек для учебы в ПТУ РСФСР и Украины. Среди них были 1790 юношей, 75 девушек, 97% молодежи местной национальности.
По результатам зачисления учащиеся были распределены в 41 училище, в т.ч. 593 - в 14 училищ Горьковской области, 258 - в 7 училищ Тульской области, 806 - в 17 училищ Ярославской области, 96 - в ТУ № 8 г.Рязани, 85 - в ПТУ № 16 г.Армянска Крымской области, 25 - в ТУ № 6 г.Калуш Иваново-Франковской области (2).
«Таджикская инициатива», как назвала «Правда» в передовой статье эту грань работы партийных и молодежных организаций республики по укреплению дружбы и сотрудничества народов СССР, дала свои весомые плоды: по итогам 1981-1982 учебного года из 1865 прибывших на учебу 1800 закончили ПТУ, т.е. отсев составил 3%, что значительно ниже среднесоюзного показателя. 400 человек после окончания училищ остались работать на базовых предприятиях Горьковской, Тульской, Ярославской областей (3). Продолжили учебу в институтах - 68, в техникумах - более 60 таджикских посланцев.
Например, уроженец Памира Палла Рузадоров в Горьковском ПТУ овладел профессией токаря. После успешного окончания училища устроился на работу на авиационный завод самолетостроителем. Он также без отрыва от производства поступил учиться в Горьковский индустриально-педагогический техникум. Вместе с ним после учебы в ПТУ остался работать на авиационном заводе и Сангали Шарипов, а в Рязани осталась трудиться Барфия Бодурханова (12, 19).
В то же время при отборе и направлении, а также в учебном процессе были допущены недостатки и упущения.
В отряды включалась молодежь разных возрастных групп: выпускники школ и юноши, отслужившие в Вооруженных Силах.
В связи с комплектованием учебных групп только из представителей Таджикистана в ряде училищ наблюдалось проявление местничества, имели место недостатки в интернациональном воспитании.
Были допущены ошибки в отборе молодежи по специальностям обучения, вследствие чего около 300 закончивших ПТУ не остались работать по избранной профессии на предприятиях принимающих областей и испытывали трудности трудоустройства в республике.
Определенные сложности в воспитательной работе и профессиональной подготовке учащихся возникли в связи с направлением значительных групп молодежи на учебу в ПТУ больших городов и населенных пунктов. Исходя из этого 21 октября 1981 г. Горьковский обком ВЛКСМ принял постановление «О задачах районных комитетов, городских комитетов и комитетов комсомола профтехучилищ по организации работы с комсомольцами Таджикистана, направленными на учебу в ПТУ Горьковской области, где отмечалось: «Обучение таджикской молодежи в ПТУ должно способствовать расширению подготовки квалифицированных рабочих кадров для сферы материального производства, решению социально-экономических задач одиннадцатой пятилетки, укреплению интернациональной дружбы» (4).
33
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
Кроме того, 29 октября 1981 г. Секретариат Горьковского обкома ВЛКСМ рассмотрел вопрос «О фактах нарушения общественного порядка со стороны учащихся ПТУ № 28, 16 и молодежи Ленинского и Лысовского районов». Анализируя ситуацию, секретариат обкома пришел к выводу, что одной из основных причин произошедших конфликтов явилось недостаточное внимание комитетов комсомола к процессу адаптации посланцев Таджикистана, организации воспитательного процесса в ПТУ, слабая деятельность райкомов комсомола по охране общественного порядка в местах массового скопления молодежи (5).
Исходя из этого, ЦК комсомола Таджикистана проделал большую работу по подбору учащихся. Видя реальные плоды своей деятельности, созревшие на дереве дружбы, ЦК ЛКСМ Таджикистана совместно с Госкомитетом по профессионально-техническому образованию сформировал новый отряд имени XIX съезда ВЛКСМ. К началу 1982-1983 уч. года 2073 юноши и девушек солнечного Таджикистана пополнили профтехучилища Горьковской, Ярославской, Новосибирской, Тульской, Волгоградской, Рязанской областей РСФСР и Ворошиловоградской области Украины.
Турсунзадевский горком комсомола направил на учебу в ПТУ РСФСР и Украины по строительным специальностям 92 выпускников школ, 43 из них вернулись и стали работать в строительных организациях района (6)
Из года в год расширялась география учебы посланцев Таджикистана в ПТУ союзных республик. Так, в составе отряда имени 60-летия комсомола Таджикистана в 1985-1986 уч. году в СПТУ Куйбышевской, Тульской, Ленинградской, Московской, Горьковской, Кемеровской, Новосибирской, Саратовской, Ярославской, Ивановской, Волгоградской областях РСФСР и Киевской области Украины были направлены 2041 юноша и девушка. План набора был выполнен на 102,5%. В составе отряда были: 1761 таджик, 78 русских, 155 узбека и 47 представителей других национальностей (7).
Здесь тоже не обошлось без курьезов. Были поспешными деятельность отдельных райкомов комсомола по подбору кандидатов. В частности приемная комиссия вернула И.Гафурова и И.Изатуллоева из Гиссарского района, т.к. они еще в 1982 г. окончили СПТУ № 20 г. Новосибирска по специальности токарь (8).
В 80-е годы приходилось сталкиваться с двумя диаметрально противоположными точками зрения как на направление для учебы в центральные районы страны, так и на конечные ее результаты.
Отдельные лица договаривались до того, что высказывали опасения о потере посланцами Таджикистана национальной самобытности, ставили вопрос чуть ли не о размывании национальной культуры. Другие, и их большинство, выражали глубокую благодарность воспитателям и мастерам производственного обучения за их труд, за уникальную возможность приобщения к самобытной культуре русского и украинского народов, к сокровищам мировой культуры, считали подобную практику одним из путей подготовки и пополнения национального рабочего класса, молодой гвардии труда страны в целом.
Исторический опыт показывает, что ЦК ЛКСМ Таджикистана в этом вопросе стоял на твердой позиции - позиции подлинного интернационализма. В целом за 11 пятилетку школу профессионального мастерства и трудовой закалки в братских республиках прошли свыше 9 тысяч юношей и девушек. Около 200 посланцев Таджикистана, успешно завершив учебу, поступили в централизованные вузы, более 2 тыс. человек остались работать по избранной специальности на предприятиях Союза ССР (11).
Этот опыт был одобрен ЦК ВЛКСМ. Выступая на XII пленуме ЦК ВЛКСМ, первый секретарь ЦК комсомола В.Мишин сказал: «В прошедшей пятилетке (одиннадцатая) по инициативе комитетов комсомола Таджикистана и Туркмении получала развитие новая межреспубликанская форма подготовки и воспитания достойного пополнения трудовых коллективов. Свыше 13 тыс. юношей и девушек коренной национальности из этих республик были направлены по комсомольским путевкам и обучались в средних профтехучилищах Российской Федерации, Белоруссии и Украины. 2,5 тысячи - пополнили ряды рабочего класса и колхозного крестьянства Нечерноземья, районов Сибири и Дальнего Востока.
Задачи социально-экономического ускорения, острая нехватка квалифицированных рабочих в ряде регионов требуют широкого развития этого, хорошо зарекомендовавшего себя опыта» (11).
В годы двенадцатой пятилетки предстояло направить в СПТУ РСФСР и Украины 27 тыс. человек, из них 6 тыс. в 1987 г. (12).
Опыт прошлых лет подтверждал осуществимость этих планов. Об этом свидетельствуют данные таблицы № 1.
34
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 3(44) 2015
Таблица №1. Численность юношей и девушек республики, выехавших на учебу в профтехучилища
РСФСР и Украины в 1987-1989 гг.
Область, город, район Всего направлен о В т.ч. девушек 1987 В т.ч. девушек 1988 В т.ч. девуше к 1989 В т.ч. девушек
ГБАО 390 22 262 15 88 7 40 -
Ленинабад. обл. 5247 1070 2995 475 2054 428 598 167
Кургантюбе 1913 83 1405 43 1008 40 - -
Куляб 1615 14 972 11 643 3 - -
Душанбе 435 86 260 60 115 7 60 19
Турсунзаде 450 45 215 12 130 27 105 6
Орджони- кидзеабад 322 23 20 16 86 1 37 6
Нурек 52 8 38 1 14 7 - -
Рогун 7 - - - - - - -
Ленинский 555 30 270 11 246 19 39 -
Гиссарский 340 17 168 - 106 6 66 11
Файзабад 163 5 86 3 58 2 19 -
Комсомо- лабад 96 - 49 - 42 - 5 -
Г армский 101 - 3 - 32 - 16 -
Джирги- тальский 70 - 51 - 9 - 10 -
Хатлонская обл. 860 37 - - - - 860 37
Всего направлено 12616 1440 6124 647 4637 547 1855 245(1)
Однако в начале 90-х годов резко изменилось отношение к подготовке кадров в профтехучилищах России и Украины. Причиной явились серьезные недостатки в планировании, организации, направлении молодежи на учебу, ее последующем трудоустройстве. Профессиональная структура подготовки рабочих кадров перестала соответствовать действительным потребностям народного хозяйства.
Ситуация усложнилась и стала непонятной еще и тем, что многие министерства и ведомства республики отказались от выпускников ПТУ даже в пределах заявленной потребности. Отказались принимать посланцев Таджикистана органы народного образования Украины, органы народного образования России ставили обязательным условием оплату обучения. Предприятия, хозяйства республики на это не согласились. Поэтому ЦК ЛКСМ Таджикистана пришел к выводу, что в условиях предстоящей индустриализации республики, слабой сети профессиональных учебных заведений, незначительных инвестиций на народное образование следует определить источники средств и вести целевую подготовку специалистов не только в лучших учебных заведениях Советского Союза, но и за рубежом, тем самым формировать будущих организаторов производства (9, 76).
К сожалению, распад Советского Союза не дал возможности осуществить данный замысел.
В целом опыт подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессиональнотехнических учебных заведениях центральных городов и областей Российской Федерации и Украины свидетельствует о прочности школы дружбы и сотрудничества народов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Архив Центра политических исследований Компартии Таджикистана (АЦПИ КПТ). Ф.36. Оп.28. Д.1. Л.51.
2. АЦПИ КПТ. Ф.36. Оп.28. Д.1. Л.53.
3. АЦПИ КПТ. Ф.36. Оп.29. Д.368. Л.29.
4. АЦПИ КПТ. Ф.36. Оп.29. Д.368. Л.30.
5. АЦПИ КПТ. Ф.36. Оп.28. Д.1. Л.140.
6. АЦПИ КПТ. Ф.36. Оп.29. Д.366. Л.18-19.
7. АЦПИ КПТ. Ф.36. Оп.29. Д.366. Л.21.
35
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 3(44) 2015
8. К XXV съезду ЛКСМ Таджикистана: Статистический и справочный материал. - Душанбе, 1990. - 83с.
9. Материалы XXVI съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981. - 223 с.
10. Перестройка в комсомоле: через анализ к действию // Комсомолец Таджикистана. - 1987. - 28 июня.
11. Пятилетке ускорения - энергию молодых: Из доклада первого секретаря ЦК ВЛКСМ В.Мишина на XII пленуме ЦК ВЛКСМ // Комсомольская правда. - 1986. - 28 июня.
12. Ульмасов, Р. «Таджикская инициатива» в действии / Р. Ульмасов // Агитатор Таджикистана. -1984. - №22. - С.18-19.
REFERENCES:
1. ACPSCP RT F.36. In. 28. st. un.1. L.51.
2. ACPSCP RT F.36. In. 28. st. un.1. L. 53.
3. ACPSCP RT F.36. In. 29. st. un.368. L.29.
4. ACPSCP RT F.36. In. 29. st. un.368. L.30.
5. ACPSCP RT F.36. In. 28. st. un.1. L.140.
6. ACPSCP RT F.36. In. 29. st. un.366. L.18-19.
7. ACPSCP RT F.36. In. 29. st. un.366. L. 21.
8. To XXV Congress of Youth of Tajikistan: Statistical and background material. - Dushanbe, 1990. -83p.
9. Materials of the XXVI Congress of the CPSU. - M.: Politizdat, 1981. - 223 p.
10. Restructuring the Komsomol: through the analysis to action // Komsomolets of Tajikistan. - 1987 -June 28.
11. The five-year period of acceleration - the energy of the young: The report of the first secretary Central Committee VLKSM V. Mishin at the XII Plenum of the of Central Committee vLkSM // Komsomolskaya Pravda. - 1986 - June 28.
12. Ulmasov, R. "Tajik initiative” in action/ P. Ulmasov // Agitator Tajikistan. - 1984. - №22. - S.18-19.
Подготовка квалифицированных таджикских рабочих кадров в профессионально-технических училищах Российской Федерации и Украины (1981-1991 гг.)
Ключевые слова: возросшая социальная активность молодежи, формирование молодого национального рабочего класса, «таджикская инициатива», подбор учащихся, организаторы производства.
В статье обобщается деятельность партийных, комсомольских организаций и органов госпрофтехобразования Таджикистана по формированию молодого национального рабочего класса. В этих целях был сформирован и направлен отряд «Комсомолец Таджикистана» в ПТУ РСФСР и Украины. Газета «Правда» в передовой статье «Таджикская инициатива» дала высокую оценку данному аспекту работы общественно-политических организаций республики по укреплению дружбы и сотрудничества народов СССР.
Оправдала себя практика подготовки квалифицированных рабочих кадров за пределами республики в профессионально-технических училищах Российской Федерации и Украины. Посланцы Таджикистана, абсолютное большинство которых составляли юноши и девушки коренных национальностей, успешно обучались рабочим профессиям в Волгоградской, Горьковской, Рязанской, Ворошиловградской и Новосибирской областях. Это способствовало рациональному использованию трудовых ресурсов Таджикистана в интересах развития общесоюзной экономики, служило хорошей школой интернационального воспитания молодежи.
Training of qualified tajik working staff in vocational colleges of Russia and Ukraine (1981-1991)
Keywords: increased social activity of youth, formation of the young national working class, "the Tajik initiative", the selection of students, the organizers of production.
The article summarizes the activities of the party and Komsomol organizations and bodies’ state professional technical education of Tajikistan to build the young national working class. For this
36
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
purpose, it was formed and sent a detachment of "Komsomolets Tajikistan" in vocational schools of the RSFSR and the Ukraine. The newspaper "Pravda"in an editorial "Tajik Initiative"praised the work of the verge of social and political organizations of the country to strengthen the friendship and cooperation of the USSR.
Proven practice of training of skilled workers outside the country in the vocational schools of the Russian Federation and Ukraine. Envoys of Tajikistan, the vast majority of whom were young men and women indigenous successfully trained trades in Volgograd, Gorky, Ryazan, Voroshilovgrad and Novosibirsk regions. This contributed to the rational use of labor resources in Tajikistan for development of all-union economy, served as a good school international education of youth.
Сведения об авторе:
Кабилов Зафарджон Закирович, соискатель кафедры Отечественной истории Худжандского государственного университета имени академика Б. Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), Е-mail: [email protected]
Information about the author:
Qobilov Zafarjon Zakirovich, Researcher of Native History Department of the Khujand State University named after academician B. G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand),
Е-mail: [email protected]
37