УДК 9.302(и).5 Ш.Ф.ХОШИМОВА
ББК 63.3(2)74
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА И КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ КОНТИНГЕНТОМ УЧАЩИХСЯ.
Сегодня в условиях реформирования различных сфер экономики, создания новых промышленных предприятий, преобразования коллективных хозяйств на селе на первый план выходит подготовка кадров.На государственном уровне уделяется внимание возрождению и совершенствованию современного среднего профессионального образования,отвечающего целям и задачам развития общества.Этим обусловлена потребность изучения данной проблемы. Разносторонне подходя к изучению истории профтехобразования^ особенности опыта государственной политики в области подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, исследователи могут содействовать поиску наиболее эффективных способов решения проблем в социально-экономической и духовной сферах жизни общества.
В нынешних условиях перехода к рыночной экономике вопрос подготовки квалифицированных рабочих кадров стал одним из кардинальных задач общества, ибо промышленное развитие и ее перспективы органически обусловлены с подъемом экономики нашего молодого суверенного государства. В Республике Таджикистан повышение профессионального уровня рабочих кадров и развитие среднего профтехобразования в современных условиях определено как приоритетное направление государственной политики. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в Послании Маджилиси Оли республики от 26 апреля 2013 года подчеркнул,что «одним из важнейших вопросов является воспитание кого? отвечающих требованиям внутреннего и внешнего рынка.С учётом важности этого вопроса у нас с 2010 года начальное и среднее профессиональное образование объявлены приоритетным направлением.Сегодня необходимо серьёзно улучшить материально-техническую базу и кадровый потенциал этих учреждений, и с учетом того, что требования внутреннего и внешнего рынка труда постоянно меняются, необходимо принять своевременные и действенные меры в этом направлении» (13,36).
Одной из ведущих задач развития начального профтехобразования являлся обеспечение учебных заведений (ПТУ) квалифицированными педагогическими кадрами. Развитие системы начального профтехобразования непосредственно зависело от уровня обеспеченности учебных заведений квалифицированными инженерно-педагогическими кадрами, которые вели работу по внедрению в образовательный процесс новейших достижений науки, новых педагогических технологий и методик. В исследуемый период перед педагогами ПТУ стояли задачи осуществления учебного процесса на основе марксистско-ленинских идей и воспитания учащихся в духе коммунистической идеологии. Поэтому партийные и государственные структуры уделяли самое пристальное внимание формированию системы подбора и расстановке кадров.
Подготовка квалифицированных рабочих кадров зависела от многих ключевых факторов, одним из которых, как и сегодня, являлось обеспечение учебного процесса профессионально-педагогическими кадрами с высшим образованием по отраслям профессионального и производственного обучения.
Органы управления профтехобразованием республики, в частности Ленинабадской области,в конце 50 - х первой половине 60-х гг.ХХ века особое внимание уделяли подбору и расстановке преподавательских кадров системы начального профтехобразования. Анализ документов показывает,что в те годы задача обеспечения ПТУ Ленинабадской области педагогами с высшим образованием была решена не полностью.
В деле дальнейшего развития профтехобразования и в особенности обеспечения учебных заведений системы начального профтехобразования квалифицированными педагогическими кадрами существенную роль сыграли Постановление Совета министров Таджикской ССР от 17 ноября 1966 года «О повышении роли Госкомитета Совета Министров Таджикской ССР по профессионально-техническому образованию в подготовке квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства республики» и Постановление ЦК КПСС и Совета Министров Таджикской ССР от 2 апреля 1969 года «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования».
В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы» (январь 1975 года) особое внимание уделялось мерам по улучшению квалификационного уровня инженерно-педагогических работников профтехучилищ.
Из числа работавших в системе профтехобразования 862 преподавателей высшее образование имели 88,9%, средне- специальное - 10,2%. Из 1381 мастера производственного обучения имели высшее образование 11,2%, средне-специальное - 63,9%. Из работающих 100 воспитателей высшее образование имели 69,8%, средне-специальное - 14,1%.
В большинстве крупных и средних профтехучилищах работали освобожденные комсорги, профорги. Было организовано планомерное повышение квалификации кадров через институты усовершенствования учителей и институты профтехобразования, через массово - методические мероприятия республиканского учебно-методического кабинета (18,12).
Намного улучшился качественный состав инженерно-педагогических кадров. В годы девятой пятилетки в сельских профтехучилищах Ленинабадской области работали 110 преподавателей с высшим образованием, со средне-техническим- 17 человек, 81 мастер производственного обучения имел средне-техническое образование, общее среднее- 21 человек (2).
Инженерно-педагогические работники ПТУ области повышали свою квалификацию во Всесоюзном институте повышения квалификации, на курсах, в университетах марксизма -ленинизма, при партийных комитетах, университетах экономических знаний, народных университетах педагогических знаний и коммунистического воспитания, на теоретических семинарах и с помощью других форм учебы.
Во многих училищах была налажена методическая работа, в ПТУ № 18, 21, ТУ № 1 и других оказывалась помощь молодым преподавателям и мастерам производственного обучения, проводилась работа по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
Решающая роль в деле обучения и воспитания учащихся принадлежит инженерно-педагогическим кадрам.Известную пословицу можно перефразировать: «Скажи мне, кто твой учитель,и я скажу,кто ты».Личность мастера и преподавателя,его интеллект,нравственные качества,идейность,знания и педагогическое мастерство во многом определяют успех дела.В 197576 учебном году в профтехучилищах Ленинабадской области самоотверженно трудились более пятисот мастеров,преподавателей,воспитателей и других инженерно-педагогических работников.Большинство из них трудились добросовестно,честно относились к порученному делу.
Среди них хочется отметить хорошую работу преподавателя физики профтехучилища №31 г. Ленинабада Рахматова Гани, награжденного по итогам 9-й пятилетки орденом «Знак Почета». Рахматов Г., несмотря на то, что к нему поступали учащиеся со слабыми знаниями, умел увлечь, заинтересовать ребят своим предметом, который является фундаментом их общетехнических и специальных знаний, и его воспитанники оканчивали училище с хорошими оценками «4» и «5».
Этого он достиг благодаря применению передовых методов обучения, хорошему оснащению кабинета физики, позволявшему демонстрировать опыты, организовывать лабораторные работы и практикумы, использовать учебное кино, все имеющиеся технические средства обучения.
Замечательных успехов в производственном обучении добился мастер производственного обучения СГПТУ№14 г. Ура-Тюбе С. Абдуллоев. Индивидуально изучая каждого учащегося своей группы, его способности, он прививал своим воспитанникам любовь к профессии, знакомил с передовыми методами производства, с новым оборудованием, опытом новаторов производства, приучал их работать с чувством ответственности и качественно. Его примеру следовали многие другие преподаватели (3).
Особенно хочется выделить хорошую работу коллективов инженерно-педагогических работников ПТУ№10 пос.Нефтеобад (директор Фозилов),ПТУ №18 г.Канибадама(директор Хакимов),ПТУ№20 пос.Шахристан (директор Гоибов),ПТУ №35 п.Бустон(директор Шарифов) и др.
В сельском среднем протехучилище №18 Канибадама были приняты соответствующие меры по подбору и расстановке инженерно-педагогических кадров и повышению квалификации. В 1979 году из инженерно-педагогических работников 30 человек имели высшее образование, 3- неполное высшее и 2-среднее техническое образование.
В данном училище из 26 мастеров производственного обучения 17 имели среднее техническое образование,один -высшее образование,7мастеров производственного обучения были выпускниками профтехучилища №18.Три инженерно-педагогических работника являлись Отличниками профтехобразования Таджикской СССР.
Ежегодно выполнялись планы повышения квалификации и стажировки мастеров производственного обучения (4). Значительных успехов в обучении и подготовке молодых рабочих кадров добились инженерно-педагогические коллективы ПТУ № 18 и №50 г. Канибадама, ТУ №1 г. Ленинабада, ПТУ №21 г. Кайраккума, ПТУ №29 г. Ленинабада, ПТУ №10 п. Нефтеабад и др. В этих училищах постоянно обновлялась учебная база, приобретались технические средства обучения, в учебном процессе широко использовался производственный опыт передовиков и новаторов предприятий, строек, колхозов и совхозов; лаборатории, кабинеты и мастерские оснащались новым оборудованием, приборами, инструментами; изготовлялись действующие модели, схемы, разрезы двигателей, агрегатов; монтировались пульты дистанционного управления киноаппаратурой и т.д.(5).
В профессионально-техническом училище №18 города Канибадама работали такие видные специалисты, как Юсупов Исмоилджон, Абдувахоб Илёсов - обладатель ордена «Дружбы народов», Акбарджон Ахмедов, Иномджон Гафуров, Асроркул Имомназаров, Тургунбой Туйчиев, Косимхон Аброров - отличники системы профессионально-технического образования, внесли существенный вклад в деле подготовки специалистов аграрного сектора.
В училище №2 им. Ю. А. Гагарина города Ленинабада (Худжанда) сложился стабильный штат мастеров производственного обучения, имевших высокую квалификацию и достаточный опыт работы. Большинство мастеров производственного обучения имели среднее специальное образование, учились на заочных и вечерних отделениях высших учебных заведений, работали над повышением педагогического мастерства, активно участвовали в работе методических секций, выступали с докладами, составляли методические разработки.
Опытным мастером производственного обучения был А. Манонов, награжденный орденом Ленина, М.З. Казиев и Т.Ф. Ашуров- заслуженные учителя профтехобразования, 5 мастеров и преподавателей были награждены значком «Отличник профтехобразования».
Педагогический коллектив училища уделял особое внимание в своей работе изучению новой техники, передовых технологий, опыта передовиков производства. На уроках теоретического и производственного обучения преподаватели и мастера постоянно объясняли учащимся устройство новых механизмов, автоматов, анализировали работы лучших рабочих в своей отрасли (15, 28,29).
Многие выпускники училища стали знатными людьми республики, передовиками производства. Среди них Назир Мазаров, работал в Каракчикуме в колхозе «Коммунизм». Он являлся депутатом Верховного Совета СССР. Шариф Ашуров руководил комплексной бригадой, за участие в выращивании колхозом высоких урожаев ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, У.Якубов работал директором стеклотарного завода г. Ленинабада, Герой Советского Союза, Н.А. Литвинов работал секретарем Ленинабадского горкома партии, был членом ЦК КП. Таджикистана; Н. Каратышев работал бригадиром бригады коммунистического труда, мастером цеха завода «Металлист» города Ленинабада, и другие (15,46,49).
Многие выпускники СПТУ №10 п. Нефтеабад г. Исфары стали передовиками производства, наставниками. Среди них: бурильщик Нефтеабадского управления буровых работ Хайдаралиев Нурали, депутат Верховного Совета Таджикской ССР, Файзуллоев Икром - секретарь парткома базового предприятия, буровой мастер Назиркулов Уринбой, Эргашев Бури. Многие выпускники училища работали мастерами производственного обучения в родном училище и являлись достойными наставниками молодежи. Это мастер Умаров С. - Отличник системы профтехобразования республики и Мартинов С., Олимов С., Азимов Т., которые работали старшими мастерами.
Выпускник училища Шукуров Абдуллохон работал бурильщиком Нефтеабадского управления буровых работ. Комсомольцы управления выдвинули его бригадиром комсомольско-молодежной бригады. Шукуров А. за годы работы нефтяником систематически перевыполнял план производственной деятельности. Он был избран депутатом Верховного Совета Таджикской ССР (12,13 - 14).
В учебных заведениях системы начального профтехобразования аграрного направления Ленинабадской области уровень подготовки механизаторов и других специалистов сельского хозяйства зависел,прежде всего, от преподавателей,от уровня их образования и квалификации.
Такой состав преподавательских кадров, конечно, не мог обеспечить преподавания учебных дисциплин на высоком педагогическом уровне.Особенно неблагополучно обстояло дело с мастерами производственного обучения, лишь незначительная часть которых имела высшее и среднее образование. Более 38% воспитателей не имели высшего и среднего образования. В
номаи inimiiimx. учёные записки. sctenttftc notes. № 3(48) 20! 6
Шахристанском сельском профтехучилище Ура-Тюбинского (ныне Истаравшанского) района из 18 мастеров только двое имели среднее специальное образование.
Сложилась система повышения квалификации через центральные, региональные и местные формы осуществления этой работы. Возрос удельный вес выпусков техникумов профтехобразования. Получила развитие стажировка мастеров производственного обучения на базовых предприятиях. Введение аттестации инженерно-педагогических работников способствовало оптимизации их самообразования. На все это положительно влияло развитие сети учебно-методических кабинетов в республике и т.д.
Не лучшим образом обстояло дело с подготовкой педагогических кадров для профтехобразования. В училищах работали специалисты, окончившие техникумы и вузы общего профиля, т.е. люди без специальной педагогической подготовки. Это объясняется тем, что в республике не было вузов по подготовке педагогических кадров с высшим образованием специально для профтехучилищ.
А единственный в республике Душанбинский индустриально- педагогический техникум не в состоянии был удовлетворить потребность системы профтехобразования в педагогическом пополнении средних профтехучилищ инженерно-педагогическими кадрами. Как и прежде, происходило это за счет выпускников вузов и техникумов союзных республик.
В формировании контингента учащихся ПТУ важной составляющей являлась система мер по оказанию помощи молодежи в выборе будущей профессии. Партийно-государственными органами ставились задачи по созданию системы профориентации. Применительно к каждому району, городу, школе требовалось определять реальные перспективы направления молодежи в профтехучилища.
Эти успехи являются результатом мероприятий, проведенных органами профтехобразования с помощью всей общественности республики по созданию условия для сохранения контингента учащихся. Преобразование учебных заведений системы профтехобразования республики в городские и сельские профессионально-технические училища (1960 г.), проведение специализации учебных заведений профтехобразования по отраслям народного хозяйства (1963 г) и переход на подготовку рабочих со среднем образованием (1970 г.) стали стимулирующим фактором дальнейшего качественного образования на основе заметного улучшения материальной базы учебных заведений. За эти годы значительно возрастает и контингент учащихся. Если в 1960-61 учебном году он составлял более 6099 человек, то в 1985/86 учебном году общее количество учащихся составило уже более 45238. При общем росте учебных заведений за 1961 - 1986 гг. на 50 единиц, количество учащихся за эти же годы значительно увеличилось.
Значительному улучшению организации профориентационой работы среди молодежи содействовали Постановление ЦК Компартии Таджикистана и Совета Министров республики от 1 января 1970 г.-«Об улучшении работы по профессиональной ориентации молодежи Таджикской СССР и создание Республиканского межведомственного совета по профессиональной ориентации молодежи» (16,69- 74)
Благодаря усилиям коллективов отдельных школ и профтехучилищ возрос приток молодежи в профессионально-технические учебные заведения. В некоторых из них сложилась конкурсная система приема молодежи. Если в 1966 г. в ПТУ Таджикской ССР было принято на учебу немногим более 10,8 тысячи, то в 1975 г. - 17,1 тысячи человек, что составило 109,5 процента к плану, в том числе в средние ПТУ- около четырёх тысяч юношей и девушек (28).
Анализ архивных документов показывает, что в исследуемый период хорошо была организована работа по профориентации в городах Ленинабад (Худжанд), Канибадам, Исфара, Ура-Тюбе (Истаравшан), особенно в училищах №31, №44, №56 г. Ленинабада (Худжанд), в СПТУ №27 Пролетарского (Джаббор Расуловского) и СПТУ №35 Матчинского районов. Среднее профессионально-техническое училище №31 города Худжанда было основано 24 апреля 1949 г. СПТУ №31 готовило специалистов самых различных профессий: столяр-строитель, плотник, маляр, штукатур-строитель, столяр-мебельщик, каменщик-монтажник ЖБК, слесарь-сантехник, газо-электросварщик, золотошвея, бухгалтер и другие. За годы своего существования училище выпустило тысячи специалистов, среди которых немало орденоносцев, таких, например, как Герой Социалистического Труда И. Мамаджанов(1,699)
В ПТУ № 31 проводилась большая работа по профориентации в г.Худжанде. В ней принимали активное участие все сотрудники без исключения. Все школы городов Худжанда, Кайраккума, Чкаловска и Худжандского и Гафуровского районов были закреплены за сотрудниками училища.
Среднее профессионально-техническое училище № 44 было основано 17 марта 1933 года. СПТУ №44 готовило специалистов самых различных профессий: машинист автокрана, водитель автомобиля с квалификацией слесарь - токарь, слесарь по ремонту промоборудования, экскаваторщик, машинист - электросварщик, машинист бульдозера, скрепера, грейдера, слесарь -ремонтник, машинист башенных кранов. За годы своего существования училище подготовило более 28 тысяч специалистов. В 1977 - 1979 учебном году в СПТУ №44 учились 467 учащихся, среди выпускников училища Герои Советского Союза У. Якубов, Герой Социалистического Труда Ш. Ашуров и Х. Умаров(19, 699)
Пролетарское среднее профессионально-техническое училище №27 готовило специалистов по профессиям: тракторист, машинист широкого профиля с умением выполнять работу слесаря-ремонтника и водителя автомобиля, мастер сельского строительства (срок обучения-3 года), механизатор животноводческих ферм с квалификацией электромонтера, тракторист - машинист III класса (срок обучения-1 год),тракторист-машинист III класса ( срок обучения 8: месяцев) (17,17).
Как известно, немаловажное значение в проведении профориентации среди школьников имеет включение в них самих учащихся училища,объединённых в группы-агитбригады. В этом отношении интересно строилась работа со школьниками в СПТУ №18 Канибадамского района Ленинабадской области.
В результате проделанной работы по профориентации под руководством администрации в 1974 - 1975 году план набора учащихся по области был перевыполнен: при плане 3800 было набрано 4 380 учащихся, что составляло 115,5% к плану;в 1975 - 1976 учебном году вместо 4200 было набрано 4 688, т.е.111,6% к плану (17,17)
Вместе с тем, как показали исследования, престиж рабочих профессий среди школьников еще не был высок. Социологические исследования, проводимые Таджикским филиалом НИИ труда среди восьмиклассников и десятиклассников, показали,что индустриальные рабочие профессии выбрали соответственно 16,8 и 16,9%, сельскохозяйственные-9,4 и 7,3%. Большинство же опрошенных стремились получить высшее и среднее специальное образование. В то же время 28,9% восьмиклассников и 14,3% десятиклассников в момент проведения исследования не выбрали профессию (14,9).
Важно было,чтобы мероприятия всех перечисленных служб по трудовому воспитанию и профориентации школьников не проводились стихийно.
Таким образом, несмотря на то, что в деле подготовки и обеспечения ПТУ инженерно-педагогическими кадрами были достигнуты определенные успехи, квалификационный уровень инженерно-педагогического состава системы среднего профтехобразования не полностью соответствовал стоящим перед ней задачам.
Поэтому одной из важнейших задач профориентации было научное обоснование руководства укомплектованием училищ выпускниками общеобразовательных школ.
Это предполагало, во-первых, глубокий анализ потребностей базовых предприятий в подготовке рабочих кадров в ближайшее время и на перспективу, во-вторых, работу с учащимися по изучению и развитию их интересов к рабочим профессиям и к профтехучилищу, где эти профессии можно было приобрести.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волохин,И.С.Профессиональная подготовка молодежи Таджикистана в учебных заведениях РСФСР и Украинской ССР.Обзорная информация/И.С.Волохин.-Душанбе,1984. - 28 с.
2. ГАСО. - Ф. - 150. - Оп. 1. -Д. 194. - Л. 20.
3. ГАСО. - Ф. - 150. - Оп. 1. -Д. 5. - Л. 6.
4. ГАСО. - Ф. - 150. - Оп. 1. -Д. 215. - Л .5.
5. ГАСО. - Ф. - 150. - Оп. 1. -Д. 54. - Л. 4.
6. ГАСО. - Ф. - 150. - Оп. 1. -Д. 202. - Л. 5-10.
7. ГАСО. - Ф. - 150. - Оп. 1. -Д. 215. - Л. 5-10.
8. ГАСО. - Ф. - 150. - Оп. 1. -Д. 54. - Л. 7.
9. ГАСО. - Ф. - 150. - Оп. 1. - Д. 36. - Л. 16.
10.Гуршумов, И.П. Производственные объединения: структура и стабильность коллективов/И.П.Гуршумов. - Душанбе: Дониш, 1985. - 83 с.
11.Организационно-педагогические основы комплектования профтехучилищ выпускниками общеобразовательных школ. (Методических рекомендации). -Душанбе, 1989. - 80 с.
12.Кузница кадров. Среднее профессионально - техническое училище № 10, пос. Нефтеабад.-Исфара.- 2004.- 15 с.
13.Послание Президента Республики Таджикистана Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистана от 26 апреля 2013.- Душанбе:- Шарки озод , 2013.- 36 с.
14. Проблема трудоустройства и адаптации на производстве выпускников школ и профтехучилищ Таджикистана: Сборник научных трудов. - Душанбе, 1984. - 9 с.
15.Профессионально-техническое училище №2 им. Ю.А. Гагарина г. Ленинабада.- Душанбе: Ирфон, 1967.- 52 с.
16.Собрание постановлений Правительства Таджикской ССР.- №4(132),-Душанбе, 1970.-С. 69 - 74.
17. Справочник. В помощь поступающим в профессионально-технические училища Таджикской ССР. - Душанбе: Маориф, 1986. - 17 с
18.Хасанов, К.Г.Становление и развитие профессионально-технического образования Таджикской ССР/К.Г.Хасанов. - Душанбе: Ирфон, 1985.- 50 с.
19.Худжанд. Энциклопедия. - Душанбе, 1999. - С. 699.
references:
1. Volokhin, I.S. Professional Training of Youth of Tajikistan at Educational Establishments ofRSFSR and the Ukraine SSR. Reviewing information/Volokhin, I.S. - Dushanbe, 1984. - 28 p.
2. State Archive of Sughd Viloyat (SASV), fund 150, inventory 2, - case 194. - sheet 20.
3. State Archive of Sughd Viloyat (SASV), fund 150, inventory 1, - case 5. - sheet 6.
4. State Archive of Sughd Viloyat (SASV), fund 150, inventory 1, - case 215. - sheet 5.
5. State Archive of Sughd Viloyat (SASV), fund 150, inventory 1, - case 54. - sheet 4.
6. State Archive of Sughd Viloyat (SASV), fund 150, inventory 1, - case 202. - sheet 5 - 10.
7. State Archive of Sughd Viloyat (SASV), fund 150, inventory 1, - case 215. - sheet 5- 10.
8. State Archive of Sughd Viloyat (SASV), fund 150, inventory 1, - case 54. - sheet 7.
9. State Archive of Sughd Viloyat (SASV), fund 150, inventory 1, - case 36. - sheet 16.
10.Gurshumov I.P. Productive Union: Structure and Stability of Collectives/ I.P. Gurshumov. -Dushanbe: Knowledge, 1985. - 83 p.
11.Organizational-Pedagogical Grounds towards the Formation of Vocational-Technical Schools Graduates of Comprehensive ones.(Methodological recommendations)-Dushanbe, 1989.-80 p.
12.The Message of Tajikistan Republic President to Majlisi Oli (Parliament) of Tajikistan Republic from April 26, 2013. - Dushanbe: Free Orient, 2013. - 36 p.
13.The Problem beset with Placing in a Job and Adaptation on Training Graduates of Schools and Vocational-Technical ones of Tajikistan: Collection of Scientific Works.-Dushanbe, 1984. - Р. 9.
14.Vocational-Technical School # 2 named after Yu.A.Gagarin in Leninabad.-Dushanbe:irfon.-Р.28-29;
15.Collection of Enactments of the Tajik SSR Government # 4 (132)-Dushanbe, 1970.- Р.69 - 74.
16.Reference. On Helping of Claimants for Student in Vocational-Technical Schools of the Tajik SSR. -Dushanbe:Enlightenment,1986.-17p.
17.Hasanov,K.G.Formation and Development of Vocational-Technical Education of the Tajik SSR/ K.G. Hasanov. - 12 p.
18.Khujand. Encyclopedia. - Dushanbe, 1999. - 699 p.
Формирование преподавательского состава и комплектование профтехучилищ контингентом учащихся
Ключевые слова: подготовка рабочих кадров, концепция профессионально- технического образования, профессионально- трудовая школа, среднее профтехучилище, технический лицей.
Статья посвящена изучению состояния профессионального технического образования Республики Таджикистан в 60-80 годы. Автор рассматривает виды учебных заведений республики, занятые профессионально-техническим образованием, систему подготовки квалифицированных рабочих, учебные программы и преподавательские кадры лицеев. В статье определены передовые колледжи, рассматриваются договоры о сотрудничестве, выявлены трудности и определенные недостатки, которые имеются в работе профессионального технического образования Согдийской области в 60-80 годы, определяются их субъективные и объективные причины, выявляются прогрессивные тенденции в работе отдельных профтехучилищ области.
Автор определяет, что учебные заведения профессионального технического образования Согдийской области играют главную роль в подготовке квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства Республики Таджикистан.
The Formation of the teaching staff and the acquisition of vocational enrollment
Key words: preparation worker personnel, concept of professional - a technical education, professional labor school, average professional college, technical lyceum
The article is dedicated to study of the condition of the professional technical education in the Republic of Tajikistan during years of 60-80. The Author considers the types of the educational institutions of the republic, occupied professional-technical education, system of preparing the artificers, scholastic programs and teaching personnel lyceum. The article determined leading colleges, the agreements on cooperation are considered. It also determines difficulties and defect which there are in existed in the professional technical education of Sogd area at years of 60-80. The article defined their subjective and objective reasons progressive trends in functioning separate technical colleges of area.
The Author defines that educational institutions of the professional technical education of the Sogd area play the main role in preparing the artificers of the personnel for public facilities of the Republic Tajikistan.
Сведение об авторе:
Хошимова Шафоат Файзуллоевна, старший преподаватель кафедры методики преподавания истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова(Таджикистан, Худжанд), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Khoshimova Shafoat Fayzulloevna, senior teacher of the Department of methods of the teaching history and low of Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]