УДК -9.302(и).5 ББК - 63.3(2)74
РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ
(1991-2005 г.)
THE ROLE OF PROFESSIONAL-TECHNICAL EDUCATION IN REFERENCE TO THE PREPARATION OF QUALIFIED HUMAN RESOURCES (1991-2005)
Хошимова Шафоат Файзуллоевна,
старший преподаватель кафедры методики преподавания истории и права ХГУ имени академика Б.Г. Гафурова,
(Таджикистан, Худжанд)
Khoshimova Shafoat Fayzulloevna,
senior teacher of the department of methods of teaching history and law under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan, Khujand)
E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: подготовка рабочих кадров, концепция профессионально-технического образования, профессионально-трудовая школа, среднее профтехучилище, технический лицей
Статья посвящена изучению состояния профессионального технического образования Республики Таджикистан в годы независимости. Автор рассматривает виды учебных заведений республики, занятых профессионально-техническим образованием, систему подготовки квалифицированных рабочих, учебные программы и преподавательские кадры лицеев. В статье определены передовые колледжи, рассматриваются договоры о сотрудничестве, выявлены трудности и определенные недостатки, которые имеются в работе профессионального технического образования Согдийской области в годы независимости, определяются их субъективные и объективные причины, выявляются прогрессивные тенденции в работе отдельных профтехучилищ области. Автор определяет, что учебные заведения профессионального технического образования Согдийской области играют главную роль в подготовке квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства Республики Таджикиста.
Key words: preparation of working staff, conception of professional-technical education, professional labor school, secondary vocational-technical college, technical lyceum
The article dwells on the study of the state of vocational-technical education in Tajikistan Republic during the years of independence. The author canvasses such issues as the types of educational establishment of the republic dealing with vocational-technical training, system of preparation of qualified workers, сurricula and teaching staffs of lyceums. In her article the author determines progressive colleges, considers agreements on collaboration, elicits difficulties and certain drawbacks in the activities of vocational-technical education in Sughd viloyat during the period of independence, accounts for their subjective and objective reasons, discloses progressive tendencies separate vocational-technical schools are distinguished with.
20
Хошимова Ш.Ф. Роль профессионального технического образования в подготовке квалифицированных кадров (1991-2005 г.)
The author comes to the conclusion that the educational establishments of vocational-technical trend in Sughd viloyat play the main role in preparation of qualified working hands for the national economy of Tajikistan Republic.
В годы независимости экономика Таджикистана начала переход к рыночной системе, что отразилось и на работе ПТО. С одной стороны, ПТО лишилось перспективной плановой и всесторонней поддержки государства, с другой - исчезли рамки и ограничения в деятельности, свободная конкуренция и свобода поиска источников финансирования открыли новые возможности. В новых условиях система профессионально-технического образования должна ориентироваться на подготовку структурных сдвигов в народном хозяйстве с учётом новых рыночных отношений, на развёртывание нового экономического образования, на подготовку кадров нового типа-носителей рыночной грамотности.
Кузницей планомерной подготовки квалифицированного молодого пополнения рабочего класса, работников сельского хозяйства, различных бытовых услуг, дающей тысячи умелых рук народному хозяйству республики, являются профессионально -технические учебные заведения.
Поэтому главная задача нынешнего профессионально - технического училища состоит именно в пересмотре своего отношения к качеству профессиональной подготовки компетентного рабочего, его мобильности. Ибо в новых экономических отношениях особенно актуальной на рынке труда становится проблема конкурентноспособности рабочих [1, 3].
В целях недопущения социальных стрессов и выполнения госзаказа, подготовка кадров в штампе профессионального технического образования должна осуществляться в тесном контакте с Министерством экономики и финансов и Центром занятости населения республики.
Актуальность данной проблемы и необходимость её исследования определяются рядом факторов.
Во-первых, с ускорением научно-технического прогресса и необходимостью обеспечения экономической независимости Республики Таджикистан, на первый план выдвигается вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов для промышленности, строительства и аграрного сектора.
Во-вторых, с учетом социально-экономических преобразований в стране происходят радикальные изменения в структуре профессионально-технического образования (ПТО).
Следует пересмотреть систему профтехучилищ и техникумов, перечень базовых профессий, создать их радиальную технологию по районам и областям республики. Эта система в целом должна ориентироваться на подготовку структурных сдвигов в народном хозяйстве, развертывание нового экономического образования как носителя рыночной грамотности.
Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, выступая 24 октября 2008 г. на торжественном заседании, посвященном 60-летию Таджикского национального университета, подчеркнул, что «наука и образование являются для любого государства и нации важнейшим фактором развития и прогресса. Ибо прогресс общества, устойчивое экономические развитие, обеспечение безопасности нации и государства, достижение мирового уровня в экономике, технике, технологиях, науке и культуре зависят прежде всего от развития образования и организации целенаправленного и качественного процесса обучения и воспитания нового поколения» [4].
21
Khoshimova Sh.F. The Role of Professional-Technical Education in Reference to the Preparation of Qualified Human Resources (1991-2005)
Развитие профессионально - технического образования как составной и неотъемлемой части народного образования и возрастание его роли в подготовке кадров для промышленности и сельского хозяйства является объективной исторической закономерностью.
Концепция профессионально - технического образования Республики Таджикистан (1993 г.), состоящая из 8 пунктов, затрагивает наиболее важные проблемы и основные направления деятельности сегодняшних учреждений профессионально-технического образования Республики Таджикистан, таких как: цели и задачи профессионально -технического образования, структура ПТО, совершенствование учебно-воспитательного процесса, подготовка инженерно-преподавательских кадров и повышение их квалификации, система управления профессионально-техническим образованием, развитие материально - технической базы, механизм финансирования учебных заведений.
Сущность данной Концепции сводится не только к необходимости расширения границ знаний, умений и навыков, необходимых будущему рабочему для производительного труда, но и для формирования у него тех качеств, которые необходимы ему непосредственно в жизнедеятельной сфере.
Профессионально-технические учебные заведения являются органичными звеньями единой системы непрерывного образования, они должны преемственно развивать общеобразовательную школьную подготовку абитуриента, дополняя её профессиональной, а также создавать необходимую базу для продолжения его образования и роста профессионального мастерства, обеспечивая при этом разностороннее развитие личности в соответствии с её интересами и способностями.
В то же время следует констатировать, что нынешнее производство не требует от всех поголовного среднего образования. В этой связи, в зависимости от разнообразия типов современного производства и многообразия форм труда рабочих, Концепция профессионально-технического образования Республики Таджикистан (1993 г.) предусматривает функционирование на территории Республики Таджикистан, по меньшей мере, трех типов ПТУ. К ним можно отнести такие типы как:
- профессионально - трудовая школа и профессионально - технические курсы, дающие начальный уровень профессионального образования;
- среднее профтехучилище и техническое училище, готовящее рабочих по сложным профессиям с общим средним образованием;
-высшая техническая школа (технический лицей, колледж), которая осуществляет подготовку рабочих не только по особо сложным профессиям для работ, связанных с уникальным оборудованием и технологией наукоемких и принципиально новых производств, но и специалистов нового типа - младших инженеров.
Начальный уровень образования дает профессионально - трудовая школа (срок обучения 2 года на базе 9-летнего образования) и профессионально - технические курсы (срок обучения - 3-6 месяцев).
В профессионально-трудовых школах будут обучаться подростки, окончившие базовую общеобразовательную школу и пожелавшие как можно быстрее включиться в самостоятельную трудовую деятельность или не желающие по каким - либо причинам продолжать образование в данный момент.
Профтехшколы могут быть и самостоятельными учебными заведениями. Кроме того, они могут функционировать на базе профтехучилищ или межшкольных учебно-производственных комбинатов, а также при заводах, готовящих кадры для своего предприятия [3, с.10].
22
Хошимова Ш.Ф. Роль профессионального технического образования в подготовке квалифицированных кадров (1991-2005 г.)
С получением государственной независимости особо острой стала проблема своевременного приобретения молодыми гражданами профессии.
Во-первых, из-за недостаточных бюджетных ассигнований система профессионального обучения и переподготовки в настоящее время сталкивается с проблемами оснащения материально-технической базы, закупки современной техники и комплектующих к ней, оборудования для учебного хозяйства и т.п. Сегодня в распоряжении учебных заведений системы находятся 600 автомобилей, 500 тракторов различных марок, около 1200 единиц сельскохозяйственных машин и механизмов, которые были приобретены 15-20 лет назад, и значительное число перечисленной техники находится в непригодном для использования состоянии.
Во- вторых, нехватка профессионально подготовленных специалистов и рабочих во многом тормозит научно - технический прогресс в республике.
Качественную структуру рабочих кадров, их наиболее профессиональную часть во многом определяют выпускники профессионально - технических училищ. Однако современное состояние начального и среднего профессионального образования говорит об утрате достигнутых в годы советской власти рубежей. Число учреждений начального и среднего профессионального образования в республике ежегодно уменьшается, о чём свидетельствуют данные таблицы № 1.
Табл.1. Выпуск специалистов учреждениями среднего профессионального ___________образования Согдийской области по видам обучения [5, с.46].
1990 1995 2000 2005 2006 2007
Выпуск специалистов учреждениями среднего профессионального образования, в том числе обучавшихся на отделениях 4320 4131 2296 2550 2527 2558
- дневных 3165 3311 1806 1372 1541 1537
- вечерних 151 29 18 - - -
- заочных 904 792 742 1178 986 1021
Справедливости ради отметим, что, хотя количество ПТУ в стране достигает 76, однако при росте населения, которое достигает 8,5 миллиона, данное количество не будет достаточным. В таких условиях страна нуждается в двойном увеличении количества ПТУ и в качественном повышении уровня образования трудовых мигрантов.
Кроме того, назрела необходимость в создании курсов по переподготовке высвобождающихся работников и незанятного населения, а также в перепрофилировании и переориентации отдельных работающих кадров. Создание таких курсов будет зависеть от удовлетворения потребностей народного хозяйства отдельных регионов республики.
Требует перестройки и деятельность сельских профтехучилищ. В сельских районах целесообразно создавать малые ПТУ, филиалы училищ.
Принятый Правительством Республики Таджикистан Национальный план действий по реформированию начального профессионального образования на 2006-2015 гг. (НПД) определяет несколько вопросов реформирования на ближайшее будущее [2, с.16].
Положительные процессы, которые происходят в системе профтехобразования в Согдийской области, можно проиллюстрировать на примере профессионально - строительного технического лицея г. Худжанда.
23
Khoshimova Sh.F. The Role of Professional-Technical Education in Reference to the Preparation of Qualified Human Resources (1991-2005)
Профессионально-строительный технический лицей города Худжанда готовит специалистов по следующим профессиям первой и третьей категории: газоэлектросварщик, электромонтер, швея, бухгалтер с компьютерными навыками, плотник, автослесарь, сантехник, строитель.
Профессионально-строительный технический лицей города Худжанда имеет договора с такими учреждениями, как А/О «Сорбон», где учащиеся проходят производственную практику по следующим специальностям: «Газоэлектросварщик», «Автослесарь»,
«Электромонтёр», «Бухгалтер», «Плотник».
На современном этапе развития общества круг деятельности профессионально -технического лицея расширяется. Наглядным примером этому является сотрудничество профессионально-строительного технического лицея города Худжанда со строительным колледжем №26 города Москвы. Такое сотрудничество способствует развитию профессиональной деятельности обеих сторон и отвечает требованиям времени и повышению уровня жизни.
В апреле 2009 года был подписан договор о сотрудничестве между ПТУ №31 города Худжанда и ГОУ СПО «Строительный колледж №26» города Москвы. Согласно договору, ПТУ №31 предоставило строительному колледжу экспонаты, в том числе национальные мужские и женские тюбетейки, национальные ножи, платки, украшения для невесты, национальные женские платья, книгу «Памятники арийской цивилизации», «Ленина-бадской области - 60 лет» для создания музея «Таджикистан». Взамен ПТУ №31 были переданы учебники, техническая литература в количестве 147 экземпляров, а Генеральное консульство Российской Федерации послало ещё 270 учебников и образцов художественной литературы. В августе 2010 года при поддержке Министерства образования Республики Таджикистан был направлен на трехгодичную учебу один из лучших студентов ПТУ №31 Сергей Степанов. Он продолжал учёбу в Тюменском нефтегазовом колледже (5, с.45).
Преподавательский коллектив профессионально - строительного технического лицея города Худжанда обеспечен современными наглядными пособиями, необходимыми для повышения качества обучения и профессиональной деятельности. Преподаватели участвуют в семинарах, обучающих современным модульным методам обучения.
Вследствие обучения модульными методами, учащиеся приобретают навыки профессионального общения с клиентами и администрацией, овладевают инновационными навыками работы с прогрессивной техникой.
Таким образом, можно заключить, что со дня приобретения независимости таджикский сектор профобразования столкнулся с рядом проблем, которые могут быть кратко охарактеризованы следующим образом:
- сектор должен развивать собственный потенциал по реагированию на имеющиеся социально-экономические реалии страны переходного периода. Основной проблемой остается приведение системы профтехобразования в соответствие с требованиями рынка труда;
- система профтехобразования все ещё страдает от плохой репутации, распространенной как среди лиц, ответственных за принятие решений, так и среди населения, особенно учебные заведения начального профобразования считаются учреждениями для изолированных и непривилегированных слоев населения, предоставляющими плохое образование. Для многих людей эти учебные заведения являются больше частью системы социального обеспечения, чем образовательными учреждениями;
24
Хошимова Ш.Ф. Роль профессионального технического образования в подготовке квалифицированных кадров (1991-2005 г.)
- большинство профильных учебных заведений страдает от жесткой нехватки оборудования из-за урона, нанесенного гражданской войной, и запущенности подсектора на протяжении последнего десятилетия.
К тому же, по ряду причин, преподавательский состав, особенно преподаватели технических дисциплин, нуждаются в серьезном повышении квалификации и переподготовке. В целях эффективного решения назревшей проблемы необходима концентрация обучения на специальных курсах по отдельным профилям профессий лишь в тех училищах, где имеется хорошая материально - техническая база и опытный инженерно -педагогический состав. При всем этом важно помнить, что в любом случае каждый конкретный тип учебного заведения должен соответствовать единому государственному стандарту образования в плане гуманитарной, общественно-политической и общетехнической подготовки. Однако для каждого типа учебного заведения должны быть созданы определенные нормативы материально-технического оснащения, финансирования, определённые организационно-управленческие структуры, общие требования к педагогическому составу и обучающимся.
Одной из проблем современной системы профессионального технического образования является слабая связь (а порой и её отсутствие) ПТУ и базовых предприятий. ПТУ нуждаются в серьёзной помощи и поддержке базовых предприятий, для которых они готовят кадры. Не все базовые предприятия оказывают должную помощь в оснащении и оборудовании мастерских ПТУ новейшей техникой, учащиеся ПТУ при прохождении производственной практики не обеспечиваются лучшими специалистами-наставниками, не выделяются оплачиваемые места по специальности и др. Положительное решение проблемы отношений базовых предприятий и ПТУ, их переход на новый качественный уровень будет способствовать укреплению ПТУ и развитию всей системы ПТО в республике.
Практика показала потребность в среднетехнических учебных заведениях и жизнеспособность ПТУ, предназначенных для подготовки компетентных рабочих кадров. Однако изменившаяся экономическая среда, возросшие требования к качеству подготовки кадров, конкуренция на рынке труда, дисбаланс спроса и предложения и некоторые другие факторы влияют на современное положение и дальнейшее развитие ПТУ в Таджикистане. Громоздкая структура руководящих органов профтехобразования, восходящая ко временам советского периода, явно устарела и нуждается в обновлении. Меры по совершенствованию этой структуры должны быть направлены на создание более эффективных, гибких и инициативных руководящих органов.
Одной из первоочередных задач Национального плана действий по реформированию начального профессионального образования в республике является комплектование инженерно-педагогических кадров ПТУ и повышение их квалификации. Низкий уровень профессиональной подготовки самих преподавателей, несоответствие специальности профилю подготовки, отсутствие педагогических навыков у молодых специалистов-выпускников вузов, работающих в ПТУ в качестве преподавателей специальных дисциплин, порой затрудняет работу по обучению и воспитанию будущих рабочих. Эти вопросы следует учитывать при комплектовании, подборе и расстановке инженерно-педагогических кадров в системе ПТО. Путями решения вопроса являются: система заявок при распределении выпускников вузов, конкурсный отбор, предоставление определённых льгот (в рамках возможностей, например предоставление жилплощади, надбавки к зарплате и т.п.) молодым кадрам, в которых нуждается ПТУ.
25
Khoshimova Sh.F. The Role of Professional-Technical Education in Reference to the Preparation of Qualified Human Resources (1991-2005)
В 2001-2002 гг. постепенно стала налаживаться система повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения ПТУ Республики Таджикистан. В учебный процесс ПТУ внедряются инновации, направленные на совершенствование форм, методов и средств обучения, которые характеризуются следующими показателями:
-внедрение в учебный процесс таких форм обучения, как урок-лекция, урок-семинар, урок-конференция, учебные экскурсии, практикумы, факультативные занятия, предметные кружки, олимпиады, конкурсы и т.д.
-использование методов проблемно-развивающего обучения, исследовательских методов лабораторно-практических занятий, программированный контроль знаний учащихся, дидактических игр;
-применение в учебном процессе презентаций, тренажёров, компьютеров, проекторов, интерактивных досок и других современных технических средств обучения.
Конечно, внедрение таких новшеств в учебный процесс ПТУ требует значительных средств и времени, но без этого невозможен прогресс в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров для современного производства.
Одним из составляющих компонентов нововведений является новая система учебнопроизводственных дисциплин. Модернизация производства, установление новых современных линий на производстве, автоматизированные системы современных предприятий настоятельно диктуют введение в программу обучения новых учебно-производственных дисциплин. Учебная программа должна составляться в соответствии с профилем подготовки кадров ПТУ.
В рассматриваемый период центральными органами и базовыми предприятиями принимались меры по укреплению учебно-материальной базы. На эти цели в республике было увеличено финансирование из разных источников (государственных, базовых предприятий, 50% отчислений в ПТУ), что способствовало оснащению учебных заведений современной техникой, учебным оборудованием и техническими средствами обучения.
Таким образом, можно констатировать, что созданная в годы советской власти система профессионального технического образования показала свою жизнеспособность. Это обусловлено тем, что, несмотря на переход экономики нашей республики на новые, рыночные отношения, промышленные и сельхозпредприятия нуждаются в хороших квалифицированных кадрах, основной базой подготовки которых являются профессионально-технические училища (ПТУ). Более того, наблюдается дальнейшее развитие профессионального технического образования и повышение его роли в подготовке квалифицированных кадров. Это сопровождается введением крупных изменений в систему организации учебного процесса, органов управления, укреплением материально-технической базы ПТУ, финансовой поддержкой и усилением состава инженерно-педагогических кадров. В целом, в ближайшие годы предстоит большая работа по усилению потенциала всей системы профессионального технического образования республики.
Список использованной литературы:
1. Абдукодиров А. Кошонаи касбу ҳунар/А. Абдукодиров. - Хуцанд, 2014. - 48 с.
2. Концепция профессионально - технического образования Республики Таджикистан. -Душанбе,1993. - 35 с.
3. Набиев К.С. Основные положения концепции профессионально - технического образования Республики Таджикистан /К.С. Набиев. - Душанбе, 1996. - 86 с.
26
Хошимова Ш.Ф. Роль профессионального технического образования в подготовке квалифицированных кадров (1991-2005 г.)
4. Рахмон Э. Выступление на торжественном заседании, посвященном 60- летию ТНУ// Народная газета - 2008. - 29 окт.
5. Статистический ежегодник Согдийской области за 2008 г. - Худжанд, 2008. - 146 с.
Reference Literature:
1. Abdukodirov A. Koshonai Kasbu Hunar/A. Abdukodirov.- Khujand, 2014.- 48pp.
2. Conception of Vocational-Technical Education in Tajikistan Republic. - Dushanbe, 1993. - 35
pp.
3. Nabiev K.S. Main Provisions of the Conception of Vocational-Technical Education in Tajikistan Republic /K.S.Nabiev. - Dushanbe, 1996. - 86pp.
4. Rahmon E. The Speech at the Solemn Sitting dedicated to 60-th Anniversary of TNU (Tajik National University) //Narodnaya Gazeta. (People's Newspaper)- 2008.
5. Statistical Annual of Sughd Viloyat. 2003. - Khujand, 2008. - 146pp.
27