УДК 93/94 Ш.Ф.ХОШИМОВА
ББК 63.3
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ ЛЕНИНАБАДСКОЙ (СОГДИЙСКОЙ) ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК В
СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ
Выпускники профессионально-технических училищ составляли основную часть квалифицированного ядра рабочего класса. Осуществление широкой программы экономических и социальных преобразований, техническое перевооружение, повышение качества и эффективности общественного производства предъявляли новые, более высокие требования к подготовке молодых рабочих кадров.
Профессионально-технические училища были призваны обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки молодежи, дать ей глубокие общеобразовательные знания, отвечающие требованиям научно-технического и социального прогресса, воспитывать всесторонне развитых, культурных, политически грамотных, идейно стойких борцов за будущее республики.
В начале рассматриваемого периода на берегу реки Сыр-Дарья выросла мощная Кайраккумская ГЭС им. Дружбы народов, а Таджикское море позволило оросить Голодную степь. В результате ускорения темпов научно-технического прогресса стала развиваться промышленность. Росла потребность народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих кадрах. На севере Таджикистана расширилось хлопководство. Сельское хозяйство стало получать больше новейшей сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений. В конце ХХ века в стране начал осуществляться в более широких масштабах переход сельскохозяйственного производства к специализации и агропромышленной интеграции.
Для этого понадобились квалифицированные кадры многих специальностей. Поэтому велись значительные работы по расширению сети профессионально-технических училищ как промышленного, так и сельского профиля. Подготовка рабочих для промышленности в 19581965 гг. возросло в 3.9 раза, строительства- в 2 раза, для аграрного сектора - в 1,5 раза (16, 7). Во второй половине 60-х гг. количество выпускников училищ достигло 54 тысяч квалифицированных рабочих (16,8).
С 1968 года система подключилась к подготовке квалифицированных рабочих для предприятий службы быта, впоследствии были организованы средние ПТУ в г. Душанбе и Ленинабаде, предназначенные для подготовки квалифицированных рабочих кадров для бытового обслуживания населения.
Если в 1971 году в учебных заведениях профтехобразования подготавливались квалифицированные рабочие по 114 рабочим профессиям, то в 1975-1976 учебном году- по 130 рабочим профессиям, в том числи по новым профессиям: аппаратчики гидрометаллургии, киномеханик, наладчик оборудования, мастер животноводства, мастер-садовод и т.д. (5).
Значительно возросла подготовка квалифицированных рабочих не только для легкой промышленности и строительства, но и для металлообрабатывающей, химической промышленности, для предприятий сферы обслуживания населения.
К началу 70-х гг. ХХ века на севере Таджикистана успешно решалась проблема подготовки рабочих кадров со средним образованием, 7 профтехучилищ из 19 наряду с профессией давали молодёжи и общее среднее образование.К концу 10-й пятилетки все сельские и 60% городских профтехучилищ области перешли на среднее образование (6).
По данным Государственного комитета по использованию трудовых резервов, предприятия области в 1974-1975 годах в своих расчетах планировали принять из профтехучилищ 5,2 тысячи специалистов. Между тем, имеющаяся сеть профтехучилищ за это время подготовила 7,5 тысяч чел.
В 1975-1976 учебном году в Ленинабадской области функционировали 19 профтехучилищ, из них: 8 средних и 2 технических профтехучилища. В 1976 году вступили в строй среднее профтехучилище №56 в г. Ленинабаде и техническое училище №3 в Канибадаме. К концу Х-й пятилетки в Ленинабадской области уже функционировали 13 средних профтехучилищ, все сельские ПТУ готовили механизаторские кадры со средним образованием. Училищами области за Х-ю пятилетку были подготовлены более 21 тысячи квалифицированных специалистов (7).
Диспропорция в планировании между подготовкой специалистов через систему профтехобразования и на предприятиях не отвечала требованиям научно-технического прогресса, так как качество обучения рабочих кадров непосредственно на производстве в теоретическом плане было значительно ниже, чем в профтехучилище, а стихийный характер профотбора являлся потенциальным источником текучести кадров.
Особенно тяжёлое положение сложилось в сфере трудоустройства выпускников строительного профиля. Согласно совместному приказу Минстроя и Госкомитета по профтехобразованию Таджикской ССР за профтехучилищем №8 было закреплено базовое предприятие СУ № 27 г. Канибадама. Однако из 111 выпускников 1974 года предприятие приняло 46 человек из-за отсутствия фронта работы и служебного транспорта. СУ № 29 г. Исфары, которое являлось базовым предприятием профтехучилища №6, вообще отказалось от приема выпускников.
Базовыми предприятиями профтехучилища № 2 г. Ленинабада являлись Ленинабадский стройтрест и управление автотрестов. Из выпушенных 93 автослесарей было трудоустроено 42 человека, а стройтрест из 90 сварщиков и бульдозеристов принял на работу всего 6 человек (4).
В 1959-1960 годы в соответствии с постановлением «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» были организованы 7 профтехучилищ на базе переданных МТС в Джиликульском, Московском, Шаартузском,Пенджикентском районах, в Шахристане и т.д. (16, 7).За годы семилетки (1959-1965) количество училищ в республике достигло 42, а контингент - 12 тысяч человек, были подготовлены 30 589 рабочих.
Одним из важных вопросов подготовки рабочих кадров считалось правильное проведение производственной практики в базовых организациях. Потому что здесь практикант занимался обработкой культур, сбором урожая, ремонтом техники, подготовкой к сезонным работам. Наряду с этим он знакомился с жизнью трудящихся, их отношением к работе, организацией механизаторских работ, вопросами экономии, новшества и чувством ответственности. Отношения председателей хозяйств к вопросу организации практики учащихся не были одинаковыми.
Председатель колхоза «Ленинград» Хомиджон Неъматов в профессионально-техническом училище №18 города Канибадама работал заместителем директора, после и директором. Он содействовал организации практики учащихся согласно учебной программе. Он проводил бесед участием главного инжененра бригад механиков хозяйство с практикантов и их руководителей, объяснял задачи и старался, чтобы учащиеся во всех производственных процессах и обучались.
Заслуженный работник сельского хозяйства Таджикистана, обладатель правительственных наград, в том числе ордена «Почета», Х. Неъматов несмотря на то, что находился на трудовой пенсии, постоянно поддерживал связь с училищем. В годы правления хозяйством для активных учащихся училища учредил «Стипендию Неъматова» (1).
В училище проводились различные конкурсы по профессиям. Одна из учениц, Эсанова Мавджуда (из Ганчинского района) в 1970 году в конкурсе лучших водителей трактора в городе Саратове среди девушек-механизаторов профтехучилищ сел СССР заняла первое место и стала обладательницей премии журнала «Крестьянка». Она многие годы работала в совхозах «Ленинобод» и «Победа» Зафарабадского района, была удостоена орденов и медалей, являлась депутатом районного и областного советов нескольких созывов.
Такие выпускники, как Додохон Бобоев (колхоз «Москва»), Фахринисо Мансурова (колхоз «Коммунизм»), Халича Юсуфова (колхоз «Точикистон» Б.Гафуровского района) и некоторые другие, стали передовиками производства.
Профессионально-техническое училище в 1970 году стало обладателем диплома ВЦСПС и Совета Министров СССР.
За годы девятой пятилетки сельскими профтехучилищами № 18 г. Канибадама, №20 п. Шахристан, №27 п. Пролетарск, № 25 п. Бустон Матчинского района, №36 г. Пенджикента, № 41 п. Зафарабад было подготовлено для работы в сельском хозяйстве области 5587 механизаторских кадров, а за годы 10-й пятилетки более 6,5 тысячи молодых специалистов.
Все сельские профтехучилища были преобразованы в средние, где наряду со специальностью выпускники получали среднее образование. Более половины состава механизаторов колхозов, совхозов области составляли выпускники сельских профтехучилищ (4). Путь, пройденный системой профтехобразования за исследуемый период, стал большим сдвигом в подготовке квалифицированных рабочих для нужд народного хозяйства.
Система профтехобразования в эти годы претерпела качественные изменения. Работникам профтехобразования удалось приблизиться к массовому выпуску квалифицированных рабочих со средним образованием. В народное хозяйство области только за годы IX-й пятилетки училищами было подготовлено и направлено более 18 тысяч специалистов. Более половины
механизаторских кадров, работавших на полях колхозов, совхозов и животноводческих ферм области, были подготовлены в сельских профтехучилищах (7).
Вместе с тем, в работе сельских профтехучилищ Ленинабадской области, особенно в выполнении постановления ЦК КП Таджикистана и Совета Министров Таджикской ССР от 12 августа 1970 г. № 247 «О мерах по дальнейшему расширению подготовки кадров механизаторов для сельского хозяйства», имелись существенные недостатки:
1.При изучении и анализе системы закрепления выпускников профтехучилищ выяснилось, что в годы 9-й пятилетки 952 человека работали не по специальности, что составляло 17%, они работали в других организациях, не связанных с сельским хозяйством. Так, например, из выпускников СПТУ №18 г. Канибадама не работали по специальности 360 человек, СПТУ-20 п. Шахристан - 160 человека, СПТУ - 27 Пролетарского района - 123 человека, СПТУ - 41 Зафарабадского района - 182 человека, СПТУ- 36 г. Пенджикента - 100 человек, СПТУ № 25 Матчинского района - 27 человек (5);
2.В ряде колхозов и совхозов за молодыми механизаторами была закреплена старая техника, очень часто выпускников использовали на различных неквалифицированных работах, для них не создавались надлежащие жилищно-бытовые условия;
3.Руководители многих хозяйств и директора профтехучилищ не проявляли необходимой заботы об улучшении труда механизаторов, в большинстве колхозов и совхозов отсутствовали благоустроенные полевые станы, пункты технического обслуживания. Из-за того, что не было хороших мастерских, ремонт техники проводился под открытым небом, что являлось одной из главных причин текучести кадров.
Поэтому, несмотря на широкую подготовку механизаторских кадров в профтехучилищах области, потребность сельского хозяйства в них удовлетворялась не полностью.Так, в хозяйствах Матчинского района на 1-е апреля 1976 года был 921 трактор, а механизаторов -лишь 853.
В январе 1975 года и августе 1977 года ЦК КПИ и Совет Министров СССР приняли новые постановления: «О мерах по расширению средних профессионально - технических училищ и по улучшению их работы»; «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического обучения», в которых особое внимание уделялось вопросам подготовки кадров для колхозного и совхозного производства.
В 60-80-х гг. в деле подготовки кадров аграрного сектора республики происходили значительные качественные сдвиги. Если в 1961 году в республике было подготовлено 714 человек, то в 1965 году- 1083 человека, а в 1975 году - 4,9 тысячи человек, в 1980 году - 7,6 тысяч человек (15).
Только за годы девятой пятилетки силами профтехучилищ для села было подготовлено 18,9 тысяч трактористов-машинистов (12, 22). Это говорит о возраставшей роли профтехучилищ в пополнении сельского хозяйства квалифицированными кадрами. Оснащение сельского хозяйства тракторами, комбайнами, автомашинами и другой современной техникой непрерывно повышало роль механизаторских кадров.На начало 1973 г. в колхозах и совхозах республики работали 23,350 трактористов, из них в колхозах - 17,454 и в совхозах - 5 896 человек.В среднем на один колхоз приходилось 63 трактора и 28 грузовых автомобилей, а на один совхоз - 54 трактора и 30 автомобилей. Это была большая сила, во многом определявшая успех борьбы за дальнейший подъём сельского хозяйства (8, 259-262).
В целом сельское хозяйство республики было обеспечено специалистами и механизаторскими кадрами. Достаточно сказать, что в середине 1983 года в колхозах и совхозах республики работали 53 тысячи механизаторских кадров, на различных формах обучения ежегодно готовились 13-14 тысяч механизаторов (9, 22).
Следует заметить, однако, что, хотя численность механизаторских кадров в сельском хозяйстве за период 1965 - 1981 годов возросла более чем в 2,5 раза, её рост отставал от темпов роста технической вооруженности труда (11, 178). Кроме того, республика по уровню квалификации работников сельского хозяйства отставала от многих союзных республик.Если в 1979 году удельный вес механизаторов в общей численности колхозников составлял: по СССР - 16% , в РСФСР - 19,2 %, на Украине - 15,3%, в Казахской ССР -21,6%, в Туркмении - 15%, в Таджикистане - 11,44% (13, 63). В Ленинабадской области на 6 844 трактора приходились 7660 механизаторов, т.е. 1,09 механизатора на один трактор (4).
Для формирования работников нового типа в сельском хозяйстве исключительно важное значение имела инициатива тружеников колхоза им. Ленина Пролетарского района (ныне Джаббор Расуловского района) и колхоза имени Карла Маркса Матчинского района Ленинабадской области.Они вышли с инициативой организовать во всех колхозах и совхозах
курсы по подготовке механизаторов, прежде всего из числа женщин с привлечением специалистов. В этих хозяйствах в 1975 году работали механизаторами 48 женщин.
В 60-х годах механизаторские кадры готовились под девизом «Живешь на селе - должен знать технику». Данный девиз по существу стал тогда механизаторским всеобучающим лозунгом каждого сельского труженика. Заслуживал большого внимания, всяческой поддержки и распространения почин в Матчинском районе по организации механизаторского всеобуча. Тогда в Матчинском районе коэффициент использования техники был очень низким, значительная часть тракторов, хлопкоуборочных комбайнов, автомашин в ряде колхозов простаивали, не хватало кадров, на несколько машин приходился один механизатор. Учитывая это обстоятельство партийные и советские органы района всесторонне проанализировав состояние дел с механизацией сельскохозяйственных работ, пришли к выводу организовать механизаторский всеобуч в самых широких масштабах.
В республике и за ее пределами широко известны имена воспитанников системы профтехобразования, ставших знатными передовиками производства:
-Амиров Ходжи - Герой Социалистического Труда, бригадир колхоза им. Куйбышева Матчинского, выпускник Матчинского СПТУ № 35;
-Маликов Шафи - Герой Социалистического Труда, шахтер Шураба, выпускник Шурабского ГПТУ №6.
-Мурзенко Наталья - ткачиха Кайраккумского коврового комбината, выпускница ГПТУ №21, лауреат премии Ленинского комсомола и др.
За достигнутые успехи ТУ№3 им. Гагарина г.Ленинабада награжден Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Таджикской ССР; ГПТУ №10 пос. Нефтеабад Исфаринского района, №21 г. Кайраккума награждены грамотами ВЦСПС; СПТУ№35 Матчинского района, №20 п. Шахристан Ура-Тюбинского района, ГПТУ № 50 г. Канибадама и другие не раз были признаны победителями социалистического соревнования и награждены переходящими знаменами (16, 14).
Коллектив профессионально-технического училища №18 города Канибадама (ныне промышленно-сельскохозяйственный профессиональный лицей) в первой половине 80-х гг. ХХ века в вопросе организации и проведении производственной практики в Российской Федерации имел большой опыт. Из беседы с учебно-профессиональным мастером Маъруфом Мамадовым и инженер-педагогом Иномджон Исломовым стало известно, что их ученики также в 1978, 1982, 1984 годах провели практику на Московском автозаводе имени Лихачева (ЗИЛ) и Волгоградском тракторном заводе (2).
Избыток трудовых ресурсов в сельской местности, нехватка профтехучилищ, недостаточность специальностей, по которым осуществиялось обучение в них (из 500 нужных народному хозяйству республики готовились лишь по 150 специальностям), заставили искать новые формы подготовки молодежи к труду на предприятиях: выпускников школ направляли на учебу в СПТУ РСФСР и Украины.
Пятилетний план обучения юношей и девушек на базе профтехучилищ и предприятий братских республик оправдал себя. За годы 11-й пятилетки рабочие профессии получили свыше 6,4 тысячи человек, 3,3 тысячи из них пополнили ряды рабочего класса предприятий Таджикистана (10).
В конце исследуемого периода ежегодно до 6 тысяч выпускников школ, сформированных в комсомольско-молодежные отряды, выезжали в города и областные центры Российской Федерации и Украинской ССР, где они приобретали рабочие профессии в учебных заведениях ПТО. В целях ознакомления с перечнем профессий, по которым велось обучение в профессионально-технических училищах Волгоградской, Горьковской, Кемеровской, Куйбышевской, Ленинградской, Московской, Новосибирской, Саратовской, Тульской, Ярославской, Ворошилов о градской и Донецкой областей, был издан справочник о рабочих профессиях (14). В справочнике были представлены адреса СПТУ, районы набора и адреса предприятий, на которых будут трудоустроены выпускники училищ, определены задания по областям, городам и районам республики, представлены квалифицированные характеристики ведущих профессий, правила приёма в училища, указаны льготы, предоставляемые учащимся.
По мнению Ю.Р. Юсуфбекова, в первой половине 80-х гг. ХХ века число молодых людей, подготавливаемых в профтехучилищах, лишь на 20% обеспечивало потребность народного хозяйства в рабочих массовых профессий. К примеру, потребность промышленных предприятий в целом по республике удовлетворялась на 12,9%, а сельскохозяйственного производства - на 31,9% (18, 141).
Это привело к тому, что большая часть молодых рабочих, по-прежнему, подготавливалась путем обучения на учебно-курсовых комбинатах и непосредственно на производстве. В то время, по справедливому указанию А.А. Шустермана наиболее эффективной формой подготовки рабочих являлось обучение в СПТУ (17, 9).
Из общего количества СПТУ на город Душанбе и Ленинабадскую область приходились 43 училища (54,4%). Значительных успехов в обучении и подготовке молодых рабочих кадров добился инженерно-педагогический коллектив ТУ №1 г. Ленинабада, занявший 1-е место в республике по итогам соцсоревнования, улучшилась работа в ПТУ №29 г. Ленинабада, ПТУ №21 г. Кайраккума, ГПТУ №50 г. Канибадама, ПТУ №10 пос. Нефтеабад и многих других (6).
Вышеизложенное позволяет заключить, что в исследуемый период теоретическое и производственное обучение в училищах области велось согласно планам и программам, более широко внедрялись эффективные формы и методы обучения, применялись современные технические средства и НОТ в учебном процессе.
Таким образом, учебные заведения начального профессионально- технического образования (ПТУ и СПТУ) внесли определенную лепту для пополнения рядов рабочих и колхозного крестьянства образованной и квалифицированной рабочей силой.Это дало возможность повысить общеобразовательный, культурный и технический уровень рабочих предприятия промышленности и механиков, слесарей, механизаторов, водителей колхозов и совхозов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Беседа с бывшим директором ПТУ №18 города Канибадама Исмоилджоном Юсуповым 10 сентября 2014 года.
2. Беседа с учебно-профессиональными мастерами ПТУ №18 г.Канибадам М.Мамадовым и И.Исломовым (23 октября 2015 г.)
3. Государственный архив Согдийского области ( ГАСО). - Ф. 150, Оп. 1, Д. 36, Л. 39.
4. ГАСО. - Ф. 150, Оп. 1, Д. 194, Л. 22.
5. ГАСО. - Ф. 150, Оп. 1, Д. 54, Л. 20.
6. ГАСО. - Ф. 150, Оп. 1, Д. 36, Л. 19.
7. ГАСО. - Ф. 150, Оп. 1, Д. 54, Л. 3.
8. Компартия Таджикистана в условиях развитого социалистического общества. - Душанбе: Ирфон, 1974.-70 с.
9. Компартия Таджикистана в 1924 - 1984 гг. - Душанбе: Ирфон,1984.- 165 с.
10.Коммунист Таджикистана. - 1988. - 5 июля.
11.Народное хозяйство Таджикской ССР в 1981 г. - Душанбе: Ирфон, 1983.-25 с.
12. Сельское хозяйство Таджикистана. - 1977. - №10.- 15 с.
13.Социально-экономические проблемы развития Таджикской ССР.-Душанбе:Дониш, 1984.- 45 с.
14.Справочник о рабочих профессиях. - Душанбе: Ирфон, 1987.- 30 с.
15.Текущий архив ГК по профтехобразованию при Совете Министров Таджикской ССР. Годовые отчёты за 1960-1980 гг.
16.Хасанов, К.Г. Становление и развитие профессионально-технического образования/К.Г.Хасанов. - Душанбе, 1985.- 45 с.
17.Шустерман, А.А. Организационно-педагогические основы комплектования профтехучилищ выпускниками общеобразовательных школ. Методические рекомендации Тадж. НИИПН
/ А.А. Шустерман.- Душанбе, 1989. - 25 с.
18.Юсуфбеков, Ю.Р. Подготовка человека к труду (социально- экономические вопросы)/ Ю.Р. Юсуфбеков.-Душанбе: Дониш, 1987.- 14 с.
REFERENCES:
1.A conversation with former Ismoiljon Yusupov, former director of vocational school No. 18 of the city of Kanibadam (now retired) on September 10, 2014.
2.Conversation with educational and professional masters of vocational school No. 18 in Kanibadam M. Mamadov and I. Islomov (October 23, 2015)
3.ASGO.- F. - 150. - Op. 1. -D. 36. - L. 39
4.ASGO.- F. - 150. - Op. 1. -D. 194. - L. 22
5.ASGO.- F. 150. - Op. 1. - D. 54. - L. 20.
6.ASGO.- F. - 150. - Op. 1. -D. 36. - L. 19
7.ASGO.- F. - 150. - Op. 1. -D. 54. - L. 3
8.Communist Party of Tajikistan in the conditions of a developed socialist society. - Dushanbe: Irfon, 1974
9.Communist Party of Tajikistan in 1924 - 1984 years. - Dushanbe: Irfon, 1984.- 165р.
10.The Communist of Tajikistan. - 1988. - July 5
11.The national economy of the Tajik SSR in 1981. - Dushanbe: Irfon, 1983
12.Agriculture in Tajikistan. - 1977. - №10
13.Socio-economic problems of development of the Tajik SSR. - Dushanbe: Donish, 1984
14.Handbook of working professions. - Dushanbe: Irfon, 1987
15.Current archive of the Civil Code for vocational education under the Council of Ministers of the Tajik SSR.Annual reports for the years 1960-1980.
16.Khasanov,K.G.Formation and development of vocational education/K.G.Khasanov.-Dushanbe, 1985
17.Shusterman, A.A.Organizational and pedagogical bases for the acquisition of vocational schools by graduates of secondary schools. Methodical recommendations Taj. NIIPN/A.A.Shusterman.-Dushanbe, 1989
18.Yusufbekov, Yu.R.Preparing a person for work (social and economic issues)/Yu.R.Yusufbekov. -Dushanbe: Donish, 1987
Баланд бардоштани савияи ихтисоси кадр^ои коргарии вилояти Ленинобод (Сугд) бо ёрии тацрибщои исте^солй дар цумхурих,ои иттифоци
Вожа^ои калидй: кадруои коргари, ОМКТ, механизаторон, маълумоти касбии техники, хоцагии кишоварзи, республиками иттифоци, омода намудани мутахассисон, тацрибаи таълими
Мацола ба баррасии вазъи омузишгоууои касбию техникии Цумуурии Тоцикистон дар солуои 6080 бахшида шудааст. Муаллиф оид ба тацрибаомузии таълими - истеусоли омузишгоууои касбию техники дар цумууриуои иттифоци, уамкории байни цумууриуои иттифоци ва баланд бардоштани савияи ихтисоси кадруои коргари дар омузишгоууои касбию техники, цалби цавонон дар касбуои коргари, низоми тайёркунии мутахассисон, барномаи таълими, кадруои омузгори дар литсейуои касбиро таулил намудааст. Дар мацола муаллиф омузишгоууои пешцадам, шартномаи уамкори байни корхонаву омузишгоууои касби-техникиро таулил намуда, мушкилиуо ва норасоиуои кори омузишгоууои вилояти Сугд дар солуои 60-80-ро муайян карда аст. Дар мацола сабабуои субъективи ва объективи инкишофи босуръати баъзе аз омузишгоууои касби-техники дар вилоят нишон дода шудааст.
Муаллиф муайян намудааст, ки муассисауои таълими, омузишгоууои касби-техникии вилояти Сугд дар тайёр кардани кадруои баландихтисоси коргари барои хоцагии цишлоци Цумуурии Тоцикистон нацши бузург мебозад.
Повышение квалификации рабочих кадров Ленинабадской (Согдийской) области в контексте производственных практик в Союзных Республиках
Ключевые слова: рабочие кадры, СПТУ, механизаторы, профтехобразование, сельское хозяйство, союзные республики, подготовка специалистов, производственная практика
Статья посвящена вопросу повышения квалификации рабочих кадров Ленинабадской области посредством прохождения производственных практик в союзных республиках СССР. Автор, основываясь на данных архивных материалов и научных исследований, а также личных бесед, раскрывает пути повышения квалификации рабочих кадров. Избыток трудовых ресурсов в сельской местности, нехватка профтехучилищ, недостаточность специальностей, по которым осуществлялось обучение в них (из 500 нужных народному хозяйству республики готовились лишь по 150 специальностям), заставили искать новые формы подготовки молодежи к труду на предприятиях: выпускников школ направляли на учебу в СПТУ РСФСР и Украины. Вышеизложенное позволяет заключить, что в исследуемый период теоретическое и производственное обучение в училищах области велось согласно планам и программам, более широко внедрялись эффективные формы и методы обучения, применялись современные технические средства и НОТ в учебном процессе.
Elevation of Qualification of Working Staff of Leninabad Oblast (now Sughd Viloyat) in the Context of
Productive Practices in Union Republics
Key words: working staff, SVTS (secondary vocational-technical schools), mechanizers, vocational-technical education, agriculture, union republics, preparation of specialists, productive practice
The article dwells on the issue concerned with the elevation of qualification of working staff of Leninabad oblast through productive practices in union republics of the USSR. Proceeding from archival data and scientific researches, as well as from individual conversations the author reveals the ways of elevation of qualification of working staff. Surplus labour resources in rural areas, lack ofprofessional-technical schools, deficiency of specialties tuition was effectuated tuition on (out of 500 ones needed by national economy of the republic only 150 specialists being trained), made search new forms of placing youth into jobs at enterprises labour, school-leavers were referred for tuition at SVTS of RSFSR and Ukraine. The above-expounded affords to conclude that in the period explored both theoretical and productive tuition was conducted in pursuance with plans and curricula, effective forms and methods were inculcated, they applied modern engineering means and SLO (scientific labour organization) in educational process.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Хошимова Шафоат Файзуллоевна, номзади илмуои таърих, сармуаллимаи кафедраи усули таълими таърих ва ^укуци Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик БТафуров (Цум^урии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: [email protected]
Сведение об авторе:
Хошимова Шафоат Файзуллаевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры методики преподавания истории и права Худжандского государственного Университета имени академика Б. Гафуров (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected].
Information about the author:
Hoshimova Shafoat Fayzullaevna, Candidate of Science in History, senior teacher of the Deportment of methods of the teaching history and Low of Khujand State University named after academician B. Gafurov (Repablic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected].