НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
УДК 630.2 Ф.Ш. БАХОДУРОВА
ББК 4Ф
ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ СЕЛЬСКИХ ТРУЖЕНИКОВ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УКРЕПЛЕНИЯ КОЛХОЗОВ ТАДЖИКИСТАНА (1945-1958 ГГ.)
За годы первой послевоенной пятилетки была проведена большая работа по организационно - хозяйственному укреплению колхозов. Значительно повысилась производительность труда, что привело к увеличению доходов сельхозартелей. В 1950 г. неделимые фонды колхозов республики были в 3,5 раза больше, чем в довоенном 1940 году (7,264). В республике выросли новые замечательные квалифицированные кадры колхозного производства, мастера земледелия, животноводства, механизации, умело использовавшие новейшую сельскохозяйственную технику и методы передовой агробиологии.
Новый пятилетний план предусматривал меры организационно-хозяйственного и экономического укрепления колхозов. Намечено было усилить подготовку специалистов средней квалификации и кадров массовых профессий, укрепить бригады и звенья, повысить производительность труда и на этой основе поднять доходы, увеличить неделимые фонды колхозов и материальное благосостояние колхозников.
Осуществление плана четвертой пятилетки должно было обеспечить подъем на новую ступень экономики республики, материального благосостояния и культуры таджикского народа.
В послевоенный период машинно-тракторные станции республики пополнились большим количеством новых машин, увеличилась их роль в колхозном производстве. Представление о темпах роста машинно-тракторного парка могут дать следующие данные: В 1946 г. 55 МТС республики располагали 3044 тракторами, 148 комбайнами, 165 грузовыми автомобилями, 824 тракторными сеялками и сенокосилками. Появились хлопкоуборочные и землеройные машины: первых насчитывалось 153, а вторых - 26. Количество МТС в республике увеличилось с 55 в 1946г. до 63 в 1953 г., а количество тракторов с 3044 до 5137.Только в 1948 г. МТС получили 93 трактора, в том числе 43 пропашных, 15 передвижных ремонтных мастерских и другое оборудование(2,422).В1949г. по решению Союзного правительства республике было выделено 200 тракторов
« Универсал», 200 хлопковых сеялок, 20 гусеничных тракторов С-80, автомашины и другая техника. Как и прежде, наиболее высокий уровень механизации наблюдался в ведущей отрасли-хлопководстве (1,40).
Естественно, технический прогресс и вооружение сельского хозяйства машинами, механизмами и химикатами вызвали необходимость в квалифицированных механизаторских кадрах
Организационно-хозяйственное укрепление колхозов в послевоенный период, как и прежде, было теснейшим образом связано с решением проблемы кадров сельского хозяйства, которая в этот период вновь приняла острый характер. После победоносного окончания Великой Отечественной войны колхозные кадры республики стали пополняться за счет демобилизованных воинов.
Бывшие воины показывали пример самоотверженного труда в колхозах. Демобилизованный из армии М. Каримов, секретарь комсомольской организации сельхозартели им. Горьного Матчинского района, стал инициатором и организатором комсомольско-молодежных высокоурожайных звеньев (4, 2). Хорошо проявили себя в работе на хлопковых полях колхоза имени С.М.Кирова Ура-Тюбинского района возвратившиеся из Армии бригадиры А.Мирхакимов, Б.Валиев, А.Приталов. Высоких показателей в труде добился бывший фронтовик, бригадный механик Айнинской МТС И.Бойко. На предпосевной пахоте его бригада тремя тракторами вспахала 1557 га пашни и сэкономила 3 т горючего(10,124).Однако демобилизованные воины, несмотря на героический труд на колхозных полях, не могли восполнить нехватку кадров во всех
20
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
звеньях колхозного производства. Из-за острой нужды в руководящих кадрах на должности председателей правлений колхозов нередко выдвигались случайные люди, плохо разбиравшиеся в сельском хозяйстве, а подчас и не отличавшиеся добросовест -ностью. Об этом говорит то, что в 1945 г. в республике сменилось 707 председателей колхозов: многие из них были сняты с должностей, как не справившиеся с работой, другие — за допущенные нарушения Устава сельхозартели и т.п.(7,214).
Задачи развития колхозного строя в связи с укрупнением колхозов потребовали дальнейшего улучшения процесса подготовки и расстановки на производстве сельскохозяйственных кадров.
В связи с тем, что такое положение наблюдалось не только в Таджикистане, но и по всей стране, февральский (1947г.) Пленум ЦК ВКП (б) признал необходимым организовать широкую подготовку и переподготовку кадров для сельского хозяйства. В соответствии с принятым на Пленуме решением Совет Министром СССР 17 августа 1948 г. принял постановление «О подготовке руководящих кадров колхозов», на основании которого специально организованные школы должны были начать широкую подготовку председателей колхозов, бригадиров полеводческих бригад, заведующих животноводческими фермами, председателей ревизионных комиссий. Для лиц, уже заня -тых в колхозном производстве, были предусмотрены меры по переподготовке и повышению квалификации. Так, при школах должны были функционировать шестимесячные курсы по переподготовке председателей колхозов.
На основании этого постановления в 1947 г. в г.Сталинабаде (Душанбе) была создана двухгодичная республиканская школа по подготовке руководящих колхозных кадров, а при школе — шестимесячные постоянно действующие курсы по переподготовке председателей колхозов. В двухгодичной республиканской школе велась подготовка не только председателей колхозов, но и руководящих кадров среднего звена - бригадиров и заведующих животноводческими фермами. Первым набор в школу составил 150 человек, а на курсы - 50 человек на (2, 39).
Окончившим государственную школу руководящим колхозным кадрам присваивалось звание техника-организатора социалистического сельского хозяйства.
Однако подготовка и переподготовка руководящих кадров была связана с большими трудностями. Дело в том, что подавляющее большинство председателей и других руководителей колхозов имели слабую общеобразовательную подготовку. Так, по данным за 1949 г. из 2685 председателей колхозов только 3 человека имели высшее об -разование, 283 — среднее и 2106 — начальное (6, 215). Между тем роль председателей колхозов особенно возросла в связи с укрупнением сельхозартелей. Возглавляя крупное высокоразвитое социалистическое хозяйство, они должны были со знанием дела разбираться в нем, знать не только основы сельскохозяйственного производства, но и применение современной сельскохозяйственной техники и т. д.
Учитывая, что дальнейшее развитие колхозного строя не может успешно идти без умелых организаторов, ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР 9 июля 1950 г. приняли постановление «О задачах партийных и советских организаций по дальнейшему укреплению состава председателей и других руководящих работников колхозов». В постановлении ставилась задача выдвигать на должность председателей колхозов проверенных в политическом и деловом отношениях специалистов со средним и высшим сельскохозяйственным образованием, а также практиков, имеющих большой опыт руководящей работы. 15 августа 1950 г. ЦК КП (б) Таджикистана и Совет Министров республики приняли аналогичное постановление (8,153).
В соответствии с этим постановлением в целях укрепления колхозов опытными и способными руководящими кадрами в сельхозартели было направлено 186 человек, из которых 159 стали председателями колхозов (10,137). Многие из них зарекомендовали себя прекрасными организаторами сельскохозяйственного производства. Руководителем одного из колхозов Северного Таджикистана — «Жданова»- был избран коммунист И.Хошимов, который сумел вывести артель в ряды передовых хозяйств республики. Достойными руководителями крупного обобществленного сельскохозяйственного производства стали председатели колхозов С. Урунходжаев и Ю. Ашуров к-з Окарык Ходжентского района,а также Ахмедов Х - из Матчинского района, - и многие др.(6,215).
Работа велась по подготовке не только руководящих кадров, но и квалифицированных специалистов для сельского хозяйства республики. Их готовили высшие и средние
21
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
специальные учебные заведения: сельскохозяйственный и зооветеринарный техникумы, агрономическая школа в Ура-Тюбе и ряд других сельскохозяйственных учебных заведений. Значительное количество высококвалифицированных специалистов для сельского хозяйства подготовил Таджикский сельскохозяйственный институт, в послевоенное время пополнившийся факультетом механизации сельского хозяйства. За период 1950 и 1951 гг. только средними учебными заведениями было выпущено около 900 специалистов сельского хозяйства (2, 38).
Руководящие кадры для сельского хозяйства готовили и в Ленинабадской государственной двухгодичной школе. Десятки тысяч работников сельского хозяйства повысили здесь свои знания; овладели новейшими достижениями советской агробиологии. Только за 1948- 1949 годы в колхозах Ленинабадской области на агрономических курсах и в агрокружках прошли обучение 1680 человек. Учебой было охвачено более 80 % руководящего состава колхозов (13,47).
Большую помощь в подготовке кадров оказывали Таджикистану другие союзные республики. Только с 1 января 1949 г. по 1 августа 1952 г. из вузов братских республик в Таджикистан прибыло 300 специалистов (2, 38).
Сельское хозяйство республики испытывало большую нужду и в механизаторских кадрах. На 1 декабря 1946 г. обеспеченность МТС трактористами и другими работниками составляла только 42,5%, или 2573 человека из требуемых 6048 (2, 36).
Подготовка механизаторских кадров в республике проводилась в основном в трех школах механизации — в Ленинабаде, Курган-Тюбе и Шахринау, а также в порядке ученичества на курсах при МТС. Школы готовили трактористов, механиков тракторных бригад, механиков-водителей хлопкоуборочных машин и других специалистов. Контингент осеннего набора в Ленинабадскую школу МТС был установлен в количестве 250 человек (5,191). Помимо трактористов здесь предполагалось подготовить 30 бригадиров тракторных бригад. Ленинабадская школа МТС должна была подготовить 90 разъездных механиков МТС, 30 бригадиров тракторных бригад, 60 комбайнёров и помощников комбайнёров, 90 шоферов (13, 83).
Однако выполнить все намеченные мероприятия по подготовке кадров в условиях послевоенного времени было очень трудно. Особенно сложно обстояло дело с набором курсантов в установленных размерах. Так, в Ленинабадскую школу механизации из Ленинабадской области прибыло на учебу 45 человек вместо 140 (11, 54).В октябре 1948 г. Науская МТС откомандировала в Ленинабадскую школу МТС 10 человек из числа механиков - комбайнеров, шоферов, трактористов. На курсы трактористов были направлены курсанты из числа опытных прицепщиков, помощников комбайнеров, машинистов сельхозмашин. Однако из 10 командированных только 7 закончили школу (11,56). Многие курсанты в связи с тяжелыми бытовыми условиями (не хватало учебных и жилых помещений, невысокая стипендия и т.д.) бросали учебу. Для пополнения контингента школ часто приходилось проводить дополнительные наборы, что отрицательно сказывалось на ходе учебного процесса.
Несмотря на трудности, МТС республики с 1949 по 1952 гг. подготовили 4258 специалистов, в том числе 1788 трактористов. На курсах при МТС за это же время было подготовлено 6059 механизаторов разных специальностей (6, 216).
Подготовка и переподготовка сельскохозяйственных кадров среднего звена осуществлялись в соответствии с задачами, определенными четвертым пятилетним планом в области подготовки кадров массовой квалификации для сельского хозяйства. В конце 1946 г. Совет Министров и ЦК КП (б) Таджикистана приняли постановление о подготовке кадров массовой квалификации для колхозов республики. Подготовка механизаторских кадров, полеводов и работников других массовых профессий проводилась в школах механизации, на курсах при МТС, в совхозах и районах. В 1949 г. только в Ура-Тюбинской области на краткосрочных сельскохозяйственных курсах при МТС обучалось 1650 человек — заведующие животноводческими фермами, бригадиры, табельщики, ветсанитары, доярки, телятницы и т. д.(3,445). В соответствии с этим постановлением на курсах с продолжительностью учебы от 2 до 5 месяцев было обучено по области более 10 тыс. человек: бригадиры-полеводы по хлопку, бригадиры и звеньевые по табаку, плугари, сеяльщики, организаторы по борьбе с сельхозвредителями, бригадиры-химизаторы, счетоводы, табельщики, доярки, чабаны и др. специалисты.
Учеба организовывалась в зимние месяцы с таким расчётом, чтобы она закончилась к началу весенней посевной кампании. Для преподавания на курсах привлекались
22
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
специалисты сельского хозяйства, работающие в райсельхозотделах, МТС, учебных и научно-исследовательских учреждениях, а также передовики-новаторы колхозного производства.
В республике широко использовались также и постоянно-действующие краткосрочные семинары и школы, курсы повышения квалификации по изучению новейших достижений науки, передового опыта, прогрессивных методов организации труда по каждой отрасли сельского хозяйства. Только за 1953-1958 гг. было подготовлено 23465 специалистов массовой квалификации (7,164).
Широко развернулась подготовка кадров массовой квалификации в Науском, Исписарском и Ходжентском районах, где на краткосрочных курсах, организованных при колхозах, обучалось значительное число председателей колхозов, бригадиров, звеньевых, учетчиков и др. В Ходжентском районе были организованы специальные курсы для поливальщиков.
Для улучшения пропаганды достижений науки и передового опыта в области сельского хозяйства вводилась новая система обучения тружеников села - агротехнические, а также агрозоотехнические курсы с трёхгодичным сроком обучения, без отрыва от производства. В 1951-1952 гг. в Ленинабадской области работало 345 агрозоотехнических кружков и групп, в которых занималось 12 тыс. колхозников, рабочих МТС и совхозов (13,47). Руководителям этих кружков и групп оказывалась методическая помощь. К преподаванию на курсы агрозоотехнической учебы, организованных на основе соответствующего постановления Совета Министров СССР от 19 июня 1950 г., привлекались квалифицированные специалисты, научные работники и преподаватели вузов и техникумов, а также передовики производства. В течение трех лет колхозники должны были совершенствовать свои знания в области обработки почвы, знакомиться с ее свойствами, изучать агротехнику различных культур(11,15).Так, среди 17 лучших специалистов МТС и колхозов, успешно организовавших работу на трехлетних агрономических курсах, были агротехники колхоза им. Ворошилова - Якубов
М.,Хакимов М., агрономы Ленинабадской МТС - Насыров Ф.,Ахмедов С., Касымов Ш., агроном кол-за Сталина - Мирзоев П., которые проводили обучение по программе, охватывающей 118 часов теоретических и 82 практических занятий. Всего за 5 лет прошли обучение без отрыва от производства в колхозе Ворошилова и Микоян Ленинабадской области более 1350 колхозников(11,16).
В результате хорошо налаженной учёбы из года в год по республике росло количество новых молодых командиров сельскохозяйственного производства, овладевших необходимыми теоретическими знаниями и практикой сельскохозяйственного производства. За послевоенные годы в 1946-1950 гг., в республике выросли новые замечательные квалифицированные кадры колхозного производства. К концу 1950 года в республике 148 комсомольских работников стали председателями колхозов, 967 -бригадирами,1470 -звеньевыми, 460- заведующими фермами(13,80). За счёт молодежи умножились кадры замечательных мастеров высоких урожаев хлопка. 64 молодых хлопкороба области были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. Около тысячи комсомольцев в 1949 году были награждены медалями и орденами Советского Союза.
В 1950 г. техническая вооруженность сельского хозяйства республики значительно превысила уровень довоенного, 1940, года. Технический парк республики уже располагал 5204 тракторами, мощностью 78,1 тыс. л.с.,189 комбайнами,2870 грузовыми автомобилями (7,240) .
Уровень механизации полевых работ в 1950 г. составил: по весновспашке-94, по посеву хлопчатника-92,3, по междурядной обработке - 89, по нарезке поливных борозд-80, по подкормке хлопчатника -51,3 % Годовой план тракторных работ МТС республики в 1950 г. выполнили на 105,8 %(4,2).
Конечно, в деле подготовки кадров для сельского хозяйства далеко не все было благополучно. В качестве отрицательных действовали те же причины, что и в пред -шествующие годы. Планы набора систематически не выполнялись. Школы не были удовлетворительно обеспечены пособиями. Они не могли удовлетворить потребности учащихся в жилье и других бытовых условиях. Курсы механизаторов открылись далеко не при всех МТС, причем они, как правило, не обеспечивались необходимыми програм-мами, пособиями и т. д.
23
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
Таким образом можно заключить, что при всех недостатках, меры, принятые партией и правительством в области колхозного строительства, подготовки культурно -технического уровня кадров для сельского хозяйства, явились одним из факторов в их практическом осуществлении и сыграли важную роль в организационно-хозяйственном укреплении колхозов и росте культуры земледелия.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ермолаев, Н. Механизация сельского хозяйства Таджикистана/Н. Ермолаев, М. Шифрин // Сельское хозяйство. - 1954. - № 10. - С.38-49.
2. Каландаров, А. Успех дела решают кадры /А. Каландаров // Сельское хозяйство Таджикистана. - 1952. - №4.- С.36-48.
3. Козачковский, В. Таджикская ССР в первой послевоенной пятилетке (1946-1950 гг.)/ В. Козачковский //Материалы к истории таджикского народа в советский период. -Душанбе,1954. - С.443-475.
4. Валиев, А. Вперед к победе! / А. Валиев //Коммунист Таджикистана.-1950.-22 декабр.
5. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1962 г.//Стат. ежегодник.-Душанбе:
Госстатиздат 1963.-395 с.
6.Очерк истории колхозного строительства в Таджикистане (1917-1965 годы). - Душанбе: Дониш,1968.-432 с.
7.Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана.-Душанбе:
Ирфон,1965.-430с.
8.Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана (1938-1983гг.). -
Т.2,Душанбе: Ирфон,1984. - 505 с.
9. Скоробогатов, И.М. Компартия Таджикистана в послевоенный период (1945-1953 гг.) /
И.М. Скоробогатов. - Душанбе:Ирфон,1963.- 176 с.
10. ЛФ ЦГА РТ, Ф.51, Оп.8,Ед.хр.6, Л.52-56.
11. ЛФ ЦГА РТ, Ф. 187, Оп. 6,Ед.хр.58.Л.15-16.
12. ЛФ ЦГА РТ, Ф.322, Оп.1,Ед.хр.11.Л.83.
13. ЛФ ЦГА РТ, Ф.696, Л.47.
REFERENCES:
1. Yermolaev, N. Mechanization of Agriculture of Tajikistan / N.Yermolaev, M. Shifrin // Agriculture. -
1954. -№ 10.- P. 38-49.
2. Kalandarov, A. Success of an Affair Depends on Staff / A.Kalandarov // Agriculture of Tajikistan. -1952. - № 4. - P. 36-48.
3. Kozachkovskiy ,V. Tajik USR in the First Postwar Five Year (1946-1950 year) / V.Kozachkovskiy // Materials to the History of Tajik People in the Soviet Period. - Dushanbe, 1954. - P. 443-475.
4. Valiev, A. Ahead to the Victory / A.Valiev //Communist of Tajikistan. - 1950. - 22 December.
5. National Economy of the Tajik USR in 1962 year // Static Yearbook. - Dushanbe: Gosstatuzdat, 1963. - 345 p.
6. Essay of History of Farm Building in Tajikistan (1917-1965 years). Dushanbe: Donish, 1968. - 432 p.
7. Essay of History of Communist Party of Tajikistan. - Dushanbe: Irfon, 1965. - 430 p.
8. Essay of History of Communist Party of Tajikistan (1938-1983 years).-T. 2, Dushanbe: Irfon, 1984. -505 p.
9. Skorobogatov, I. M. Communist Party of Tajikistan in Postwar Period (1945 - 1953years)/ I. M. Skorobogatov- Dushanbe: Irfon, 1963. - 176 p.
10. Leninabad Branch of Central State Archive of the Republic of Tajikistan, fond 51, inventory 8, storage unit 6, list 52-56.
11. LB CSA RT, F. 187, inv. 6, st. of un. 58. L. 15-16.
12. LB CSA RT, F. 322, inv. 1, st. of un. 11. L. 83.
13. LB CSA RT, F. 696, l. 47.
Повышение культурно-технического уровня сельских тружеников как фактор организационно-хозяйственного укрепления колхозов Таджикистана (1945-1958 гг.)
Ключевые слова: тракторист, механизатор, подготовка специалистов, агротехнические курсы, квалифицированные кадры, колхоз, сельское хозяйство, МТС, курсы повышения квалификации.
24
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
В статье освещаются формы и методы работы по повышению культурно-технического уровня сельских тружеников Таджикистана (1945-1958 гг.). Известно, что подготовка и переподготовка сельскохозяйственных кадров осуществлялись в соответствии с задачами, определенными четвертым пятилетним планом. Проанализированы те изменения, которые произошли в годы послевоенных пятилеток в подготовке профессиональных кадров тружеников сельского хозяйства. Автор в статье отражает формы подготовки кадров массовой квалификации в колхозном производстве. Отмечено, что работа велась как по подготовке руководящих кадров, так и по подготовке квалифицированных специалистов для сельского хозяйства республики.
Рассматривая процесс подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства, автор останавливается на вопросах подготовки механизаторских кадров в двухгодичных школах, а также на курсах при МТС. Отмечает, что повышение культурно-технического уровня для сельских тружеников явилось одним из факторов в организационно -хозяйственном укреплении колхозов.
Increasing of Cultural and Technical Level of Rural Workers - Factor in the Organizational and Economic Strengthening of the Collective Farms in Tajikistan (1945-1958 years)
Keywords: tractor driver, farm equipment mechanic, training of specialist, agro-technical courses, qualified staff, farm, agriculture, MTS, training courses.
This article highlights the forms and methods of work to improve the cultural and technical level of rural workers in Tajikistan (1945-1958 years) It is determined that the training and retraining of agricultural staff was carried out in accordance with the objectives of the fourth of five-year plan. The certain changes that have occurred during the post-war five-year plans in the preparation of the professional staff of agricultural workers have been analyzed. The author reflects the forms of mass staff qualification training in collective-farm production in the article. It is noted that in addition to the leading staff qualified specialists for agriculture of the republic was being prepared.
Considering the process of preparation of high qualified personnel for agriculture, the author mentions the problem of training of machine operator personnel in two years schools and special courses. At the end the author mentions, that enlarging the cultural and technical level of the workers of agriculture was one of the factors of organization and economical strengthening of collective farms.
Сведения об авторе:
Баходурова Фотима Шарифджоновна, ассистент кафедры политологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: uchzaphgu@mail.ru
Information about the author:
Bahodurova Fotima Sharifjonovna, Assistant of the Department of Political Sciences of Khujand State University named after academician B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: uchzaphgu@mail.ru
25