Научная статья на тему 'Агитационно-массовая и культурно-просветительная работа среди населения в северных районах Таджикистана в первой половине XX века [на примере Джабборрасуловского района]'

Агитационно-массовая и культурно-просветительная работа среди населения в северных районах Таджикистана в первой половине XX века [на примере Джабборрасуловского района] Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
340
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АГИТАЦИОННО-МАССОВАЯ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / АГИТАЦИОННО-ИНСТРУКТОРСКИЕ ПОЕЗДА / НЕГРАМОТНОСТЬ / КРАСНЫЕ ЧАЙХАНЫ / ЛЕКЦИИ И БЕСЕДЫ / НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ / "THE RED EAST" / CULTURAL-ENLIGHTENING INSTITUTIONS / PERSONNEL / ILLITERACY / RED CHAYKHANAS / LECTURES AND DISCOURSE / VISUAL AGITATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Набиев Негматджон

Статья посвящена анализу агитационно-массовой и культурно-просветительной работы среди населения в северных районах Таджикистана в период с 1917 по 1940 годы на примере Джабборрасуловского (в тот период Пролетарского) района. Автор на основе многочисленных примеров показывает процесс создания широкой сети культурно-просветительных учреждений: библиотек, клубов, чайхан-читален, развитие сети радио, особенности, формы и методы агитационно-массовой и культурно-просветительной работы в период переходного периода, которые содействовали общему подъёму культурного уровня трудящихся северных районов Таджикистана,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agitation-Mass and Culture-Enlightenment Work among Population in Northern Areas of Tajikistan in the first Half of the XX-th Century [on the Example of Djahhorrasulov nokhiya]

The article dwells on the analysis of agitation-mass and culture-enlightenment work among population in the northern areas of Tajikistan in the period of 1917-1940; Djabborrasulov (former Proletar) nokhiya being taken as a paragon. On the basis of numerous examples the author shows the process of the creation of a wide network of culturalenlightening institutions: libraries, clubs, reading-chaykhanas; development of broadcasting, peculiarities, forms and methods of the work in question in the transitional period which promoted a general upsurge of the cultural level of the working people who lived in the northern areas of Tajikistan,

Текст научной работы на тему «Агитационно-массовая и культурно-просветительная работа среди населения в северных районах Таджикистана в первой половине XX века [на примере Джабборрасуловского района]»

206 НОМАИ донишгох ^

Н. Набиев

АГИТАЦИОННО-МАССОВАЯ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ В СЕВЕРНЫХ РАЙОНАХ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА [на примере Джабборрасуловского района]

Ключевые слова: культурно-просветительные учреждения, агитационно-массовая и культурно-просветительская работа, агитационно-инструкторские поезда, неграмотность, красные чайханы, лекции и беседы, наглядная агитация

Агитационно-массовая и культурно-просветительная работа среди населения в северных районах Таджикистана в первой половине XX века была одним из важных вопросов переходного периода.

Большие трудности, связанные с культурными преобразованиями, объяснялись в основном малограмотностью населения. Исходным пунктом этих преобразований явилась ликвидация неграмотности трудящихся.

Несмотря на тяжелое экономическое и политическое положение, уже в первые годы Советской власти были сделаны заметные шаги в деле строительства клубов, библиотек, новых, русско-туземных школ. Например, к концу 1918 года в Северном Таджикистане открылись 15 школ, а в 1919 году общее число их было доведено до 73.

14 декабря 1918 года созданный Туркнаркомпрос издал приказ о реорганизации национальных школ. Вместо русско-туземных предлагалось открыть национальные школы: училища первой ступени, школы второй ступени и т. д.

В городах Ходженте, Ура-Тюбе, на станциях Драгомирово (ныне пос. Пролетарск, центр Джабборрасуловского района) и Ходжент были организованы единые трудовые школы 1-ой и 2-ой ступени.

В конце марта 1918 г. было опубликовано постановление краевого Совнаркома «Об организации дела народного образования». Согласно этого постановления, должны были повсеместно создаваться из представителей общественности Советы народного образования, призванные вести всю повседневную, агитационно-политическую работу по перестройке системы народного образования.

В течение первой половины 1918 г. по всему Туркестанскому краю шёл процесс образования местных Советов народного образования. Именно в тот период и в культурной жизни кишлаков Гулякандозской волости произошли значительные перемены.

Согласно постановлению ТуркЦИКа от 5 августа 1919 года всем Советам предлагалось «немедленно реквизировать под школы и культурно-просветительные учреждения все лучшие здания во всех... селах, деревнях и кишлаках... и немедленно возвратить местным отделам выстроенные для нужд народного просвещения, кем бы и под что бы эти здания ни были заняты...». Так в кишлаке Узбеккишлак гостиные комнаты Хасанбоя и Омонбоя были отданы для образования начальных школ.

Широкую разъяснительную работу среди трудящихся и красноармейцев проводили и агитационно-инструкторские поезда ЦК РКП (б) и ВЦИКа «Октябрьская Революция», «Советский Кавказ», «Красный казак», «Красный Восток» и другие.

Так, агитпоезд «Красный Восток» был организован специально для Советского Туркестана, куда он совершил рейс, продолжавшийся более пяти месяцев. В августе 1920 года агитпоезд «Красный Восток» прибыл в Ходжент. В сентябре агитационно-инструкторский поезд посетил Драгомирово (ныне пос. Проле-тарск Джабборрасуловского района), где провёл концерт-митинг. Выступавшие на митинге рассказывали о международном и внутреннем положении. За 12 дней агитпоездом «Красный Восток» в Ферганской долине было проведено 15 собраний трудящихся, 29 митингов. Было распространено 16 754 политических, экономических и художественных книги, выпущена 1 641 листовка, 617 плакатов, 5 600 поездных газет и другие.

На совместном заседании Ходжентского угоркома с представителями агитационного поезда ЦК РКП (б) «Красный Восток», состоявшемся 30 августа 1920 года, были обсуждены

— 208 "С НО МАИ донишгох „

вопросы и приняты решения о расширении агитационно-массовой и воспитательной работы среди трудящихся.

Вопрос об усилении агитационно-массовой работы партийных организаций Северного Таджикистана явился также предметом обсуждения на проходивших в декабре 1920 года партийных конференциях станций Ходжент и Драгомирово...

22 января 1921 года Драгомировский (Джабборрасуловский) райком партии принял постановление об организации в кишлаках красных чайхан, а в Драгомирове вечерних курсов по ликвидации неграмотности, а также библиотеки.

Большое значение придавалось культурному центру на селе -«красной чайхане». Она внешним оформлением резко отличалась от обычной чайханы, развешивались яркие ковры, сюзане, играла музыка. Первоочередной задачей красной чайханы было дать ответы на запросы дехкан, которые у них возникали в связи с непосредственными нуждами хозяйствования. Красные чайханы стали центрами проведения общественно-политических и культурных работ. Здесь проводилась читка газет и книг. Организовывались лекции по усвоению и сдаче агроминимума. Все эти работы были возложены на отдел народного образования района.

В апреле 1921 года на станции Драгомирово в красных чайханах было проведено 15 митингов, 3 продсовещания, прочитано 12 лекций на политико-экономические темы.

Важную роль в улучшении красных чайхан сыграло состоявшееся в сентябре 1935 года первое республиканское совещание заведующих красными чайханами. Совещание наметило пути улучшения работы. В результате принятых мер красные чайханы приобретали всё большую популярность среди населения. Например в чайханах колхозов «Коминтерн», «Большевик», им. Ворошилова Ленинабадской области, которые размещались в специально построенных и хорошо оборудованных помещениях, просветительная и культурная работа проводилась систематически, квалифицированно, с учетом интересов и запросов колхозников. В клубах, красных чайханах и культпросветучреждениях Ленинабадской области за первое полугодие 1940 года было проведено лекций, докладов и бесед о международном положении - 374, на антирелигиозные темы - 484, агрозоотехнических - 109, организовано 14 литературных вечеров и более 90 вечеров вопросов и ответов. В них приняло участие более

130 тысяч человек. Выпущено было 299 номеров стенгазет, организовано 4413 тематических витрин и выставок, работало 211 антирелигиозных кружков, 52 - агротехнических и 176 -художественной самодеятельности.

В связи с развернувшейся коллективизацией сельского хозяйства необходимо было наладить массовую подготовку организаторов колхозного производства и механизаторских кадров, ликвидировать агронеграмотность сельскохозяйственных работников. При МТС начали открывать подготовительные курсы.

С15 февраля 1931 года для повышения культуры земледелия вошло в практику проведение агротехпоходов по ликвидации агронеграмотности. Эти работы, конечно, положительно влияли на конечные результаты. Хлопкоробы набирались опыта, расширялись посевные площади, повышались валовой сбор и урожайность хлопка.

В1932 году при МТС Hay было подготовлено 245 механизаторов сельского хозяйства. Среди них: рулевиков - 115, участковых механизаторов - 30, бригадных механиков - 60, агротехников - 24, пересадочников -16.

Деятельность Науской МТС, чьей помощью пользовались и труженики нынешнего Джабборрасуловского (тогдашнего Пролетарского) района, получило одобрение в ЦК КП (б) Таджикистана. В принятом 8 февраля 1931 года Постановлении отмечается: -«.. .Строительство МТС способствовало подготовке новых пролетарских кадров из рабочих, батраков и бедняков местных национальностей, что выразилось в подготовке трактористов в количестве - 1220, агростарост - 239, и бригадиров - 64, исключительно из таджиков и узбеков.

Районная печать широко освещала новую жизнь в колхозном кишлаке, помогала местным партийным организациям в осуществлении очередных задач хозяйственного и культурного строительства, вела повседневную агитационно-массовую работу.

В этом деле некоторые районные газеты добивались серьёзных успехов. Так, решением бюро ЦК КП (б) Таджикистана от 7 мая 1936 года три районные газеты - «Бо рохи Ленин» Ленинабадского района, «Пролетар хакикати» Пролетарского (Джабборрасуловского) района и «Колхозчи» Бауманабадского района, сыгравшие огромную роль в борьбе за высокий урожай хлопка в 1935 году, были награждены денежной премией в размере 10 000 рублей.

130 тысяч человек. Выпущено было 299 номеров стенгазет, организовано 4413 тематических витрин и выставок, работало 211 антирелигиозных кружков, 52 - агротехнических и 176 -художественной самодеятельности.

В связи с развернувшейся коллективизацией сельского хозяйства необходимо было наладить массовую подготовку организаторов колхозного производства и механизаторских кадров, ликвидировать агронеграмотность сельскохозяйственных работников. При МТС начали открывать подготовительные курсы.

С15 февраля 1931 года для повышения культуры земледелия вошло в практику проведение агротехпоходов по ликвидации агронеграмотности. Эти работы, конечно, положительно влияли на конечные результаты. Хлопкоробы набирались опыта, расширялись посевные площади, повышались валовой сбор и урожайность хлопка.

В1932 году при МТС Hay было подготовлено 245 механизаторов сельского хозяйства. Среди них: рулевиков - 115, участковых механизаторов - 30, бригадных механиков - 60, агротехников - 24, пересадочников -16.

Деятельность Науской МТС, чьей помощью пользовались и труженики нынешнего Джабборрасуловского (тогдашнего Пролетарского) района, получило одобрение в ЦК КП (б) Таджикистана. В принятом 8 февраля 1931 года Постановлении отмечается: -«.. .Строительство МТС способствовало подготовке новых пролетарских кадров из рабочих, батраков и бедняков местных национальностей, что выразилось в подготовке трактористов в количестве - 1220, агростарост - 239, и бригадиров - 64, исключительно из таджиков и узбеков.

Районная печать широко освещала новую жизнь в колхозном кишлаке, помогала местным партийным организациям в осуществлении очередных задач хозяйственного и культурного строительства, вела повседневную агитационно-массовую работу.

В этом деле некоторые районные газеты добивались серьёзных успехов. Так, решением бюро ЦК КП (б) Таджикистана от 7 мая 1936 года три районные газеты - «Бо рохи Ленин» Ленинабадского района, «Пролетар хакикати» Пролетарского (Джабборрасуловского) района и «Колхозчи» Бауманабадского района, сыгравшие огромную роль в борьбе за высокий урожай хлопка в 1935 году, были награждены денежной премией в размере 10 000 рублей.

—210 - НОМАИ донишгох _..)

Для улучшения этой работы большое значение придавалось кадровым вопросам. Были определённые трудности в подготовке и их расстановке. В Пролетарском (Джабборрасуловском) районе их просто не хватало. Учитывая это, председатель исполкома Хасанов отправил телеграмму (от 25 июня 1935 года № 157) в Ташкент Резаеву - уполномоченному представителю совнаркома Таджикской республики. В телеграмме была просьба отправить одного из работников Совета - Якушева в Пролетарский район для назначения его секретарём райисполкома.

О решении вопросов о кадрах заботились и центральные органы. Так, Центральный Исполнительный Комитет Советов Таджикистана своим решением от 26 января 1936 года направил в распоряжение Пролетарского райисполкома М.В. Калитина, для работы в должности заместителя председателя райисполкома.

В Пролетарский район были также направлены на работу: на должность секретаря районного совета по физкультуре и спорту Н.С. Ильин, на должность военного инспектора райисполкома П.Ф. Попков, на должность инструктора по статистике А.Г. Сабаев, на должность заведующего военно-учётным столом A.A. Цибулин, на должность бухгалтера райисполкома A.B. Фруль. Ликвидацией неграмотности и развитием школьного образования в Таджикистане закладывался прочный фундамент для дальнейшего подъема культуры в республике. «Первые практические шаги, направленные на создание и развитие новой... культуры в её многообразных формах... в целом, отвечали интересам коренных национальностей». Самые разнообразные методы и средства, применявшиеся для быстрейшей ликвидации неграмотности, агитационно-массовая и культурно-просветительная работа позволили в короткий срок достигнуть больших успехов.

Большой вклад внесли в осуществление хозяйственных и культурных преобразований в образованном новом Пролетарском (Джабборрасуловском) районе члены районного исполнительного комитета первого созыва. Имена многих из них сегодня незаслуженно забыты. Сегодня их имена мы делаем достоянием общественности. Ибо они являются примером для подражания и беззаветного служения на благо Отечества:

-Холдорбеков Агабек, 1906 года рождения, казах, образование высшее, работал агрономом районного заготовительного отдела.

беспартийный;

- Коновалов Сергей Федорович, 1906 года рождения, русский, образование среднее, заместитель секретаря райкома партии, член ВКП (б) с 1927 года;

- Абдурахимов Умурзок, 1880 года рождения, узбек, председатель колхоза Узбеккишлакского кишлачного совета, беспартийный;

- Она Надырбабаева, 1903 года рождения, узбечка, неграмотная, звеньевая колхоза «Кизил Аскар»;

- Бобо Турдибоев, 1900 года рождения, узбек, председатель районного исполнительного комитета, член ВКП (б);

- Бободжонов Азим, 1896 года рождения, узбек, неграмотный, председатель колхоза им. М. Горького;

Пирматов Файзи, 1901 года рождения, узбек, малограмотный, бригадир колхоза 8 марта;

- Попков Иван Федорович, 1908 года рождения, русский, образование высшее, заведующий районной больницы;

- Рогов Григорий Трофимович, 1889 года рождения, русский, образование среднее, заведующий райздравотделом;

- Рахматова Лутфия, 1911 года рождения, узбечка, образование среднее, ответственный секретарь РК комсомола, член ВКП (б) с 1931 года;

Назиров Вахид, 1903 года рождения, таджик, образование ниже среднего, заведующий школой в кишлаке, заведующий школой в Янгикишлаке.

-Калитин Михаил Васильевич, 1902 года рождения, русский, образование низшее, заместитель председателя райисполкома, член ВКП (б);

-Урунов Абдулла, 1896 года рождения, узбек, ответственный секретарь райисполкома, член ВКП (б);

- Треветин Александр Афанасьевич, 1910 года рождения, украинец, образование высшее, агроном Пролетарской МТС;

- Рахмонов Абдурахим, 1904 года рождения, узбек, образование среднее, секретарь райкома партии, член ВКП (б) с 1927 года;

- Боймуротов Саидмурод, 1903 года рождения, узбек, окончил ликбез. Председатель Пролетарского поссовета, член ВКП (б).

Одним из значительных успехов тружеников района того времени было привлечение женщин на производство. В результате

агитационно-разъяснительный работы женщины работали не только учительницами, звеньевыми и руководителями хлопководческих бригад, они стали овладевать и техникой. В1938 году Тухфа Джумаева (колхоз «1мая»), Майрам Набиева и Олия Бегматова (к/з имени Молотова), Хонима Нуриддинова (к/з «Парижская Коммуна»), Татьяна Коригина из кишлака Янгикишлак работали трактористками. Сора Сабибова работала водителем автомобиля в колхозе «Коминтерн», Бибиш Муминова (МТС), Соч Рузиматова (к/ з «Гулистон») работали помощниками водителей автомобиля.

В 1938 году 97 женщин работали на руководящих должностях, в том числе Газиева работала инспектором райисполкома по работе с женщинами, Халича Касимова занимала должность заместителя председателя колхоза «Парижская Коммуна», Ниёз Усманалиева (к/з «Коминтерн»), Нусрат Таджибаева (к/з «Гулистон») работали руководителями звеньев, 8 женщин работали бригадирами, 71 женщина - звеньевыми.

Среди населения района широко пропагандировались передовой опыт и инициативы передовиков производства. Среди них было много и женщин-последовательниц инициативы шахтера шахты «Центральное Ирмино» в Донбассе Алексея Стаханова. При подготовке к районному слёту стахановцев, состоявшемуся 13 января 1937 года в колхозах района, была зарегистрирована 281 женщина-стахановка. В четырёх колхозах Дигмайского кишлачного совета их было 38, в двух колхозах поселка Пролетарск - 46, в четырёх колхозах кишлачного совета Узбеккишлак - 50, и в колхозах, которые были на территории кишлачного совета Гулякандоз - 80 стахановок. Их ряды пополнялись из года в год.

13 января 1939 года состоялся районный слёт стахановцев. Накануне была проведена очень большая подготовительная и агитационно-массовая работа. Предприятия и организации представили оргкомитету развернутый список стахановцев с указанием выполненных ими объемов работы.

Для проведения слёта было выделено 6685 рублей 70 копеек, в том числе: - на приобретение подарков и выплату премий - 4002,50 руб;

- организации обеда и ужина - 2268,20 руб;

- культурные мероприятия - 340 руб. и др.

По итогам слета 60 стахановцев были награждены денежными и ценными премиями. Среди них: Кушмуротова Солиха,

Джоникулова Бодом, Махкамов Ахмадкул, Усмонова Зульфия, Эрназаров Бобоназар и другие.

В процессе развертывания культурных преобразований трудящиеся тогдашнего Пролетарского (Джабборрасуловского) района все активнее включались в сферу новых отношений, менялись их мировоззрение, взгляды и, главное, - повышался их культурный и эстетический уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1.ГАСО. Ф.465.

2.История культурного строительства в Таджикистане (1917-1977 гг.). - Душанбе, 1979, Т. 1.

3.Коммунист Таджикистана. 1931 г. 10 февраля.

4.Кадыров А. Из истории развития социалистической культуры в Северном Таджикистане// в кн.: Из истории культурного строительства в Таджикистане. (Сборник статей). Вып. 3. - Душанбе, 1972.

5.Масов Р. М. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане. - Душанбе, 1988.

6.Набиев Н. Очерки истории Джабборрасуловского района. -Худжанд, 2007.

7.Наврузов Т., Отамуродов А. Хитойреза. - Худжанд, Хуросон, 2011г.

8.Раджа6ов З.Ш. Некоторые страницы культурной жизни Советского Таджикистана .-Душанбе, 1964.

Я.Содиров Т. История народного образования Джабборрасуловского района. // Рукопись. 2004 г.

Ю.Хайдаров Г.Х. Из истории подготовки учительских кадров в Туркестане (1917-1924).

11 .Холджураев X. Колхоз-гигант на Севере Таджикистана. -Душанбе, 1986.

12.Шукуров М. Р. История культурной жизни Северного Таджикистана (1917-1941 гг.). -Душанбе, 1970.

Агитационно-массовая и культурно-просветительная работа среди населения в северных районах Таджикистана в первой половине XX века [на примере Джабборрасуловского района]

Н. Набиев

Ключевые слова: культурно-просветительные учреждения, агитационно-массовая и культурно-просветительская

—214 - НОМАИ донишгох )

работа, агитационно-инструкторские поезда, неграмотность, красные чайханы, лекции и беседы, наглядная агитация

Статья посвящена анализу агитационно-массовой и культурно-просветительной работы среди населения в северных районах Таджикистана в период с 1917 по 1940 годы на примере Джабборрасуловского (в тот период Пролетарского) района. Автор на основе многочисленных примеров показывает процесс создания широкой сети культурно-просветительных учреждений: библиотек, клубов, чайхан-читален, развитие сети радио, особенности, формы и методы агитационно-массовой и культурно-просветительной работы в период переходного периода, которые содействовали общему подъёму культурного уровня трудящихся северных районов Таджикистана.

Agitation-Mass and Culture-Enlightenment Work among Population in Northern Areas of Tajikistan in the first Half of the XX-th Century [on the Example of Djabborrasulov nokhiya]

N. Nabiyev

Key words: cultural-enlightening institutions, personnel, "The Red East", illiteracy, red chaykhanas, lectures and discourse, visual agitation

The article dwells on the analysis of agitation-mass and culture-enlightenment work among population in the northern areas of Tajikistan in the period of 1917-1940; Djabborrasulov (former Proletar) nokhiya being taken as a paragon. On the basis of numerous examples the author shows the process of the creation of a wide network of cultural- enlightening institutions: libraries, clubs, reacling-chaykhanas; development of broadcasting, peculiarities, forms and methods of the work in question in the transitional period which promoted a general upsurge of the cultural level of the working people who lived in the northern areas of Tajikistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.