НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
УДК 3 кем 4 В.М.НАБИЕВ
ББК 74.04(2т): 66.75(2т)
ИЗ ИСТОРИИ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕНАРОДНЫХ СКОРОСТНЫХ ИРРИГАЦИОННЫХ СТРОЙКАХ ТАДЖИКИСТАНА
(1939-1942г.)
Проблема ирригационного строительства, проведения мелиоративных работ и освоения орошаемого земледелия в Таджикистане являлась одной из центральных задач в развитии сельского хозяйства и осуществление политики коллективизации.
В конце 30-х - начале 40-х гг. XX века по инициативе трудящихся республик Средней Азии развернулось общенародное скоростное ирригационное строительство. Народное движение за воду и освоение новых земель широко развернулось в северных районах Таджикистана. По этому поводу, газета «Правда» тогда писала: «Народное движение за воду, за высокие урожаи хлопка -блестящая страница в истории Таджикистана».
Важнейшей ирригационной стройкой Средней Азии был Большой Ферганский канал. Мысль о его сооружении возникла давно. Плодородные земли Ферганской долины пересекает полноводная Сырдарья, которая выбрасывала миллиарды кубометров живительной влаги в Аральское море. В то же время десятки тысяч гектаров земли были лишены воды. Необходимо было построить канал вдоль всей долины, освоить плодородные земли.
В строительстве Большого Ферганского канала были заинтересованы 32 хлопкосеющих района Узбекской ССР и четыре района Таджикистана. Идя навстречу пожеланиям колхозников этих районов, ЦК Компартии и правительство Таджикистана приняли решение об участии в строительстве Большого Ферганского канала, начатом несколько раньше колхозниками Узбекской ССР.
IV пленум ЦК КП (б) Таджикистана (июнь 1939 г.), отметив большое народнохозяйственное значение ирригационного строительства в северных районах республики, обязал бюро ЦК и СНК Таджикской ССР в кратчайший срок разработать практические мероприятия связанные со строительством Большого Ферганского канала на территории Таджикистана. Все наркоматы, центральные учреждения республики, партийные, советские а также и хозяйственные организации Ленинабадского округа должны были оказать всемерную помощь (7, 50).
ЦК ВКП (б) и СНК СССР одобрили инициативу трудящихся Таджикистана, и в июле 1939 г. приняли решение о продлении Большого Ферганского канала на территории Таджикской ССР до Канибадамского района. 18 июля 1939 г. в газетах было опубликовано Постановление Совета Народных Комиссаров Таджикской ССР и ЦК КП (б) Таджикистана «Об участии в строительстве Большого Ферганского канала». Канал намечалось начать строить не позже 1 августа и уже к 1 сентября, т.е. в течение одного месяца, закончить все земляные работы (4, 88-89).
Протяженность таджикской части Большого Ферганского канала составляла 65 километров. Канал начинался на территории Киргизской ССР, у реки Нарын, затем проходил по Кировскому и Кокандскому районам Узбекской ССР и по Канибадамскому району Таджикской ССР. С долевым участием Таджикистана в Узбекской ССР предстояло выполнить ряд гидротехнических сооружений. В строительстве БФК (его таджикской части) участвовали колхозники и трудящиеся Канибадамского, Исфаринского, Ленинабадского, Науского и Пролетарского районов, которые непосредственно были заинтересованы в этом строительстве, а в порядке взаимопомощи -колхозникиАштского района (5, 578-579).
Исторические документы свидетельствуют о том, что ведущая роль в этом благородном деле принадлежала комсомольцам и молодежи. В связи с этим Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отмечает: «Давайте вспомним наше недалекое прошлое. Ни одна большая стройка, освоение новых земель. строительство новых городов и поселков не обходились без активного участия молодежи» (10, 33).
ЦК ЛКСМ Таджикистана установил шефство комсомола над этим строительством. Комсомольские организации, на территории которых строился канал, предложили организовать проверку обеспеченности строительства инвентарем и инструментами.
14
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
Ленинабадский окружком комсомола взялся за обслуживание строителей, привлекая к этому делу лучшие кружки самодеятельности города, артистов театров, о чем писал «Комсомолец Таджикистана» 8 июля 1939 года.
Ежедневно в штаб строительства канала поступало множество писем: рабочие различных специальностей стремились приехать сюда.
В первые дни строительства 3940 комсомольцев Ленинабадского округа пришли на трассу канала. Среди них были депутат Верховного Совета Таджикской ССР Икрам Раджабов, секретарь Ленинабадского райкома комсомола Рустамов, бригадир-стахановец колхоза имени Сталина Мамаджан Муллабаев, секретарь комитета комсомола колхоза «Коминтерн» Курбан Ирматов и другие. В числе добровольцев было 15 врачей, 45 мастеров, 25 пропагандистов, 2 электромонтера (6).
Первого августа 1939 года на всех участках канала закипела дружная работа. На Большом Ферганском канале работали 12500 молодых, 4500 из них - комсомольцы. Продолжая стахановскую эстафету, они проявили подлинный героизм, показали образцы социалистического труда. Например, комсомолец Бабаев из колхоза имени Фрунзе Ленинабадского района довел выработку до 1000 процентов. Комсомольская бригада депутата Верховного Совета Таджикской ССР Икрама Раджабова выполняла норму на 500 процентов.
По-стахановски трудились 270 комсомольцев на участках Исфаринского и Аштского районов. Бригада из колхоза «Шуро» сельсовета Сурх Исфаринского района, возглавлаемая Омилом Ахмедовым, перевыполняла норму в три раза. Благодаря самоотверженному труду, колхозники этих районов 7 августа 1939 года первыми закончили работы на канале (2).
По-ударному трудились девушки. На 39-м участке «Большевик» в комсомольско-молодежной бригаде работали комсомолка-звеньевая Шарифаджон Мамаджанова и ее подруга Ашурбиби Маматкулова. Они ежедневно выполняли дневную норму земляных работ на 140-150 процентов. Звеньевая колхоза имени Куйбышева Науского района комсомолка Курбанбиби Таджибаева на 37-м участке давала 200 процентов нормы.
Появились и организаторские способности молодых. Комсомолец-инженер Чулев работал прорабом. Обязанности прораба выполняла и студентка-практикантка Новочеркасского политехнического института Рита Клюева. А комсомолец Бессарабов руководил тракторной колонной.
Активно велась агитационно-просветительная работа. 52 комсомольца окончили курсы подготовки пропагандистов для обслуживания строителей канала. Читались лекции «Ирригационные работы в Таджикистане в годы Советской власти», «Планы строительства канала, его значение и наши задачи».
По инициативе учреждений политпроса Ленинабадского округа были построены чайханы, обслуживавшие 24 тысячи человек, 20 клубов, 60 читален, 10 передвижных библиотек. Ленинабадская центральная библиотека выслала на участки канала пять тысяч экземпляров книг.
Для культурного обслуживания строителей трест кинофикации Таджикской ССР отправил шесть узкопленочных звуковых киноустановок, звуковую кинопередвижку. Молодые киномеханики, отправившиеся на канал, заключили между собой договор о социалистическом соревновании на лучшее обслуживание строителей.
Из Сталинабада прибыла съемочная группа во главе с молодым кинооператором И.Бармыковым. Уникальные теперь кинокадры запечатлели лучших стахановцев стройки, культурные мероприятия. Молодая артистка Ленинабадского гостеатра Розия Арслонова целый месяц провела на канале, ее выступления вызывали всеобщий интерес зрителей. Правительство высоко оценило самоотверженную творческую работу 20-летней Розии, наградив ее орденом «Знак Почета».
25 августа 1939 года завершилось строительство таджикской части канала. В строительстве первой очереди участвовали 25 тысяч колхозников из шести северных районов республики. Их силами был прорыт канал длиной 65 км, выбрано более миллиона кубометров твердого грунта.
29 декабря 1939 г. в Ташкенте был подписан «Заключительный акт по приемке и сдаче в эксплуатацию Большого Ферганского канала». В нем говорилось: «Строительство Большого Ферганского канала явилось ярким выражением величайшего народного подъема, всколыхнувшего сотни тысяч людей, с энтузиазмом и воодушевлением борющихся за воду. Дни стройки явились подлинным праздником для народов Узбекистана и Таджикистана, и ознаменовались многочисленными трудовыми подвигами» (4, 101).
15
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
В октябре 1939 г. колхозники Таджикской ССР выступили с предложением продлить трассу Большого Ферганского канала от г. Канибадама до г. Ленинабада. Из государственного бюджета СССР на эту работу было отпущено 5 млн. руб. Канал начинался у Канибадама, на арыке Махрам и заканчивался на левом берегу Хаджибакиргана у Дигмайской возвышенности.
Наступил 1940 год. 20 тысяч колхозников, 66 инженеров и техников вели работы по сооружению второй очереди канала на территории Таджикистана. И здесь инициаторами социалистического соревнования были комсомольцы и молодежь. С патриотическим подъемом работали 60 Комсомольске-молодежных бригад, 168 звеньев. Комсомольцы из колхоза им. Сталина Ленинабадского района работу закончили за семь дней. А.Тошматов, С.Разыков, М.Сатторов и другие вместо трех кубометров грунта вырабатывали по шестнадцать.
Комсомол активно помогал партийным организациям в массово-пропагандистской работе. На всех участках были помполиты по комсомолу, а 550 членов ВЛКСМ работали пропагандистами-чтецами. При участии комсомольцев в колхозах было выпущено более 300 номеров стенных газет.
Под руководством партийных организаций строители в рекордно короткий срок, в течение 50 дней завершили строительство второй очереди Большого Ферганского канала от Канибадама до Ленинабада.
В 1940 г. массовое народное движение за воду развернулось с еще большей силой. Началось строительство Северо-Ферганского канала.
Колхозники Узбекистана и Таджикистана решили построить Северный Ферганский канал общей протяженностью в 160 километров; его таджикская часть составляла 60 километров.
Северный Ферганский канал прокладывался также методом скоростной народной ирригационной стройки. На трассе таджикской части канала земляные работы были начаты 21 февраля 1940 г., а завершены 6 марта, т.е. за 14 дней. Его строили 19,6 тыс. человек. Протяженность канала на территории Аштского района составила 25 километров (5, 580).
4 марта 1940 г. Президиум Верховного Совета Таджикской ССР учредил Знак «Участник строительства Большого Ферганского канала», награждение которым проводилось Президиумом по представлению исполнительных комитетов областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся, наркоматов и центральных учреждений республики.
Героический труд строителей получил высокую оценку партии и правительства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1940 года 448 передовиков стройки были награждены орденами и медалями.
Большой Ферганский канал внес большие изменения в сельское хозяйство среднеазиатских республик и, прежде всего. Узбекистана и Таджикистана. Основная отрасль сельского хозяйства этих республик - хлопководство получило необходимые условия для нового подъема. Строительство этого канала дало возможность не только повысить урожайность, но и освоить новые площади и дать стране новые миллионы тонн «белого золота» (11, 338).
29 июня 1940 г. СНК Таджикской ССР и ЦК КП (б) Таджикистана приняли постановление «О строительстве Гиссарского канала» (7, 50).
23 июля 1940 г. ЦК Компартии Таджикистана и правительство республики одобрили технический проект Большого Гиссарского канала на участка реки Душанбе-Каротог. Длина первой очереди составляла 45 километров, из них таджикской части - 20,5 километра. Канал должен был орошать земли Гиссарской долины и Сурхандарьинский области Узбекистана. Стоимость строительства определялась почти в 53 млн. р., в том числе по таджикской ее части - в 20 млн. р., из них только 8 млн. р. За счет государственного бюджета, а остальные 12 млн. р. - за счет трудового участия самого населения (5, 580).
Ввиду большого объема предстоящих работ строительство канала разделили на две очереди. Первая очередь должна была дать прирост орошаемых земель в количестве 15 тысяч гектаров, из них 5 тысяч по Таджикской ССР и 10 тысяч - по Узбекской ССР. Кроме того, достигалась полная водообеспеченность всех существующих поливных земель в количестве примерно 18 тысяч гектаров.
Методом народной стройки трудящиеся Гиссарской долины Таджикской ССР и Сурхандарьинской области Узбекской ССР осенью 1940 г. приступили к строительству Большого Гиссарского канала.
На строительство таджикской части канала было занято до 40 тысяч человек, 400 инженернотехнических и 250 медицинских работников. На трассе канала было образовано 12 участков по земляным работам, особый участок - по строительству плотины и два участка - по постройке гидротехнических и других сооружений. По решению Совнаркома Таджикской ССР и ЦК КП (б)
16
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
Таджикистана строительство плотины на реке Душанбинка для канала осуществлялось полностью силами и средствами Таджикской ССР (4,125).
Уместно отметить, что в строительстве Большого Гиссарского канала использовался опыт, накопленный в период сооружения Большого Ферганского канала. Строители-колхозники, рабочие, служащие, особенно комсомольцы и молодежь, проявили большую инициативу и творческий подход к делу. С максимальной нагрузкой работала вся имеющаяся техники. При постройке дамб широко применялся гидравлический способ.
К подготовке строительства плотины и головного регулятора канала на реке Душанбинка приступили в сентябре 1940 г., а с 15 сентября - к основным работам. Плотина и головной регулятор канала считались скоростными народными стройками. Плотина перегораживала реку и поднимала ее до уровня Гиссарского канала. Головной регулятор мог пропускать до 90 кубометров воды в секунду, а плотина, в случае бурного разлива реки, - до 800 кубометров воды. Управление щитами плотины было автоматизировано. Объем бетонных и железобетонных работ на плотине и регуляторе составлял 6 тыс. кубометров. На верхнем бьефе, на расстоянии 300 метров от плотины, по обоим берегам реки была построена каменная дамба высотой пять метров, облицованная бетоном. Выше, для создания направления потока строилась дополнительная дамба. Общий объем работ на дамбах составил 80 тыс. кубометров (5, 581).
Две тысячи колхозников, комсомольцы и молодежи из пригородных районов Сталинабада начали возводить огромную плотину - регулятор, которая должна была направить бурные потоки горной реки Душанбинки в русло канала. На постройке регулятора плотины Гиссарского канала работали сводная ударная бригада Душанбинского района. Особый энтузиазм показала бригада Кадырова. Газета «Комсомолец Таджикистана» писала: «16 октября, чтобы не задерживать темпы всего строительства, понадобилось срочно подготовить котлован для бетонирования «бычков» и устоев. Вся местность была залита водой, доходившей в иных местах глубиной больше метра. И на этом участке бригада тов. Кадырова преодолела все препятствия, вырыв котлован за 2 дня. Колхозники Хабибуллоев Фатто, Сафаров Абдулло, Болтаев Мирзо и много других показали чудеса героического труда. Они вынимали из воды на поверхность грузные валуны весом до 1000 килограммов. Сам бригадир тов. Кадыров личным примером показывает образцы стахановского труда» (3).
Строительство этой плотины требовало большого количества стройматериалов. Только цемента было израсходовано свыше 1,5 тыс. т. В результате самоотверженного труда рабочих это мощное для того периода гидротехническое сооружение было построено в течение полугода.
Один из активных участников строительства канала, видный организатор водного хозяйства Таджикистана С.З.Мирошниченко впоследствии писал: «Почти тридцать пять лет минуло с той памятной осени, когда десятки тысяч энтузиастов предвоенных пятилеток с волнением приступили к прокладке русла канала, начинавшегося на далекой в то время окраине Душанбе. Под знойным небом рука об руку трудились таджики, русские, узбеки, татары, осетины, представители почти двадцати национальностей. Работы шли по тщательно продуманному графику, строго по плану. Ежедневно канал удлинялся примерно на километр и все дальше и дальше уходил от города в сторону Узбекистана. На этой подлинно народной стройке царила доброжелательная атмосфера, во время обеденных перерывов и в конце рабочего дня слышались звуки карнаев, дутаров и дойры. Для строителей готовились завтраки, обеды и ужины прямо на месте, а по вечерам за дастарханами собирались целые бригады, вели душевные беседы у костров. Словом, это был лагерь тружеников, дружный и весёлый. Это неповторимое время запомнилось каждому строителю, как и мне, на всю жизнь» (1, 82-83).
Плодотворно работали на строительстве Большого Гиссарского канала колхозники всех районов Гиссарской долины. Так, в строительстве канала из Шахринауского района вместо запланированных 600 колхозников были мобилизованы 850, большинство которых составляли комсомольцы и молодежь. Они участвовали в строительстве Шайнакского канала (8) .
По-ударному работали представители Варзобского района. Хорошие показатели достигла комсомольская бригада Бобоева Расула. 45 комсомольцев и молодежь комсомольской бригады Турди Меликова из колхоза «Захматкаш» выполняли дневной план на 500 процентов (9).
С большим энтузиазмом вели работу комсомольцы и молодежь колхоза им.Димитрова Регарского района. Включившись во Всесоюзное социалистическое соревнование, они в течении 12 дней завершили работу в своем участке. Члены комсомольского звена колхоза, возглавляемого Тураджоном Хамраевым ежедневно вместо 1,5 кубометров выносили на поверхность 9 кубометров грунта.
17
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
Пример ударного труда показали и комсомолки. Так, комсомолки Алохида Файзуллоева, Биби Шомахмадова и другие из комсомольского звена колхоза имени Будённого Сталинабадского района выполняли ежедневную норму на 200 процентов (5) .
Однако, суровая зима 1940-1941 г. несколько затормозила строительство.
14 февраля 1941 г. правительство республики предложило Управлению строительства канала продолжить работе и установило бесплатное снабжение продуктами всех колхозников, занятых на стройке (1.4)
В результате самоотверженного труда колхозников и большой организаторской работы общественно-политических организаций основной объем земляных работ вручную был завершен к весне 1941 г., была готова магистраль протяженностью 48 км из 49,3. Оставалось закончить 1,3 км перевального участка, где ввиду исключительной трудности разработки, предполагалось произвести массовый взрыв. В целом, к весне 1941 г. основные работы по сооружению первой очереди Большого Гиссарского канала были завершены.
В связи с вероломным нападением в июне 1941 г. фашистской Германией на Советский Союз строительные работы на Большом Гиссарском канале временно было приостановлены.
Второй этап строительства канала начался осенью 1941 г. и продолжался 14 месяцев. «Строительство, - отмечает профессор Р.Абулхаев, осуществлялось в трудных условиях военного времени, когда все силы и средства направлялись на обеспечение неотложных нужд фронта. Резко изменился состав рабочих-строителей. Теперь это были в основном женщины, подростки и пожилые колхозники. Однако, несмотря на тяжести суровые военные дни, колхозники работали очень напряженно, стараясь быстрее завершить строительство канала» (1, 84).
В период строительства Большого Гиссарского канала особое внимание уделялось агитационно-разъяснительным работам и организации досуга строителей. Так, район Рохати мобилизовал 35 коммунистов и комсомольцев для агитационно-пропагандистской работы. Особенно отличились комсомольцы Еров, Назиров, Хамидов и Раджабов. (12). В целом 560 коммунистов и комсомольцев Таджикистана, работали агитаторами и пропагандистами. За период строительства канала они прочли 1400 лекций и докладов. Кроме того, редакцией радиовещания Большого Гиссарского канала было организовано 95 радиопередач, рассказывающих об опыте стахановцев (1, 85-86).
Писатели «комсомольского призыва» М.Турсун-заде, С.Улугзаде, Дж.Икрами, Р.Джалил, Х.Карим и др. под руководством основоположника современной таджикской литературы С.Айни с лекциями и докладами выступали перед строителями.
Театры республики были частыми гостями работников стройки. Например, межрайонный театр Шахринавского района с большой концертной программой 8 раз выступил перед строителями узбекской части, и 15 раз для таджикской части стройки. Необходимо отметить, что большинство артистов и актеров театра составляли комсомольцы и молодежь. Строители горячо восприняли инсценировки «Лодир», «Растратщик» и выступления молодых артистов, комсомолок Тошхона Усмонова и Кумри Соатова (13).
В первой половине сентября 1942 г. строительство Большого Гиссарского канала было завершено. БГК вобрал в себя излишки воды Душанбинки, поднял уровень воды рек Каратог, Ханака и Сурхандарья, позволил использовать 37 тысяч гектаров земель под хлопок в Таджикистане и Узбекистане. На Душанбинке был построен мощный гидротехнический узел -железобетонная плотина, головной регулятор и водоспуск для бывшего Сталинабадского района.
Сооружение Большого Гиссарского канала коренным образом изменило облик западной окраины столицы Таджикистана - города Душанбе. Здесь было построено Комсомольское озеро, разбит парк, проведена шоссейная дорога, сооружен железобетонный мост через Душанбинку (4, 129).
Таким образом, строительство Большого Ферганского канала и Большого Гиссарского канала, осуществленное общими усилиями таджикских и узбекских хлопкоробов, методом народной стройки, явилось ярким свидетельством нерушимой дружбы двух братских народов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абулхаев, Р. Строительство Большого Гиссарского канала (1940-1942 гг.) / Р.Абулхаев // Советский Таджикистан в Отечественной войне (1941-1945 гг.) - Душанбе: Дониш, 1975. - С.80-87.
2. Абулхаев, Р. Самараи а=поо / Р.Абулхаев, В.Набиев // Комсомоли Тоцикистон. - 1977. - 11 апрел.
18
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
3. Вандышев, В. Ударная бригада / В.Вандышев // Комсомолец Таджикистана. - 1940. - 23 октября.
4. Вишневский, А.Я. Создатель рукотворных рек / А.Я.Вишневский. - Душанбе: Ирфон, 1987. -187 с.
5. История таджикского народа. - T.V. Новейшая история (1917-1941 гг.) / Под ред. Р.М.Масова.
- Душанбе: Империал-групп, 2004. - 752 с.
6. Набиев, В. По велению времени / В.Набиев // Комсомолец Таджикистана. - 1985. - 1 ноября.
7. Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана. Третье изд, доп. и переработанное / Под ред. Р.Н.Набиева. - Душанбе: Ирфон, 1984. - Т.2. - 508 с.
8. Пирматов. Барой бомуваффақият гузаронидани сохтмони канали водии Ҳисор / Пирматов // Комсомоли Тоцикистон. - 1940. - 9 август.
9. Рагозин. Корнамойиҳои бинокорони райони мо / Рагозин // Комсомоли Тоцикистон. - 1940. - 9 октябр.
Ю.Рахмон, Э. Молодежь - созидатель будущего общества / Э.Рахмон.- Душанбе: Деваштич, 2008.
- 222 с.
11. Торжество ленинских идей пролетарского интернационализма: На материалах Средней Азии и Казахстана (1917-1972 гг.) - М.: Наука, 1974. - 532 с.
12. Холиқов, Ҳ. Корҳои оммавй дар участкаи №7 / Ҳ.Холиқов // Комсомоли Тоцикистон. - 1940. -17 ноябр.
13. Худойбердиев, Б. Театр дар хизмати бинокорон / Б.Худойбердиев // Комсомоли Тожикистон. -1940.- 27 декабр.
14. Центральный государственный архив Республики Таджикистан. - Ф.18. - Оп.8. - Д.506. - Л.82.
15. Ҷавонони ду участка // Комсомоли Тоцикистон. - 1940. - 27 декабр.
REFERENSES:
1. Abulhaev, R. Building the Big Hissar channel (1940-1942 yy.) / R.Abulhaev // The Soviet Tajikistan in the Patriotic War (1941-1945 yy.) - Dushanbe: Donish, 1975. - P.80-87.
2. Abulhaev, R. The effects of friendship / R. Abulhaev, V. Nabiev // Komsomoli Tojikiston. - 1977. - 11 April.
3. Vandishev, V. T he Shock Brigade / V.Vandyshev // Komsomolets Tadzhikistana. - 1940 - 23 October.
4. Vishnevskiy, A.Ya. The Creator of man-made rivers / .Ya.Vishnevskiy.-Dushanbe: Irfon, 1987.- 187 p.
5. The history of Tajik people. - V.5. The Recent history (1917-1941 yy.) / Ed. by R.M.Masov. -Dushanbe: Imperial-grupp, 2004. - 752 p.
6. Nabiyev, V. By the order of time / V. Nabiev // Komsomolets Tadzhikistana. - 1985. - November 1.
7. Essays on the History of the Communist Party of Tajikistan. The third edition, amended and revised / edited by R.N.Nabiev. - Dushanbe: Irfon, 1984. - V.2. - 508 p.
8. Pirmatov. For successful building of Hissar valley channel / Pirmatov // Komsomoli Tojikiston. - 1940.
- 9 August.
9. Ragozin. The valor of builders of our district / Ragozin // Komsomoli Tojikiston. - 1940 - 9 October.
10. Rahmon, E. Young people, the creators of the future society / E. Rahmon.- Dushanbe: Devashtich,
2008. - 222 p.
11. The triumph of Lenin's ideas of proletarian internationalism: On materials of Central Asia and Kazakhstan (1917-1972 yy.) - M .: Nauka, 1974. - 532 p.
12. Kholikov, H. Mass work in station # 7 / H.Kholikov // Komsomoli Tojikiston. - 1940 - 17 November.
13. Khudoyberdiev, B.A. Theatre in the service of builders / B.Khudoyberdiev // Komsomoli Tojikiston. -1940. - 27 December.
14. The Central State Archive of the Republic of Tajikistan. - F.18. - Op.8. - D.506. - L.82.
15. The young people of two stations (sites) // Komsomoli Tojikiston. - 1940. - 27 December.
Из истории участия молодежи в общенародных скоростных ирригационных стройках Таджикистана
(1939-1942 гг.)
Ключевые слова: общенародное скоростное ирригационное строительство, шефство комсомола, массовое народное движение за воду, трудовой подвиг молодежи, агитационноразъяснительная и кулътурно-массоваяработа.
19
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
В конце 30-х - начале 40-х годов прошлого столетия трудящиеся республик Таджикистана и Узбекистана являлись инициаторами создания общенародных скоростных ирригационных систем. Они были заинтересованы в строительстве Большого Ферганского и Большого Гиссарского каналов. Строительство этих каналов позволили трудящимся двух соседних республик освоить новые орошаемые земли, добиваться высокие урожаи сельскохозяйственных продуктов, особенно хлопка.
В строительстве общенародных скоростных ирригационных строек принимали активное участие комсомольцы и представители молодежи Таджикистана. Комсомол Таджикистана шефствовал над строительством Большого Ферганского и Большого Гиссарского каналов.
Продолжая стахановскую эстафету, комсомольцы и молодежь проявили подлинный героизм, показали образцы ударного труда. Они активно проводили агитационно-просветительную работу среди строителей.
Огромна была сила дружбы народов. В строительстве общенародных скоростных ирригационных строек рука об руку трудились таджики, русские, узбеки, татары, осетины, представители почти двадцати национальностей.
В рассматриваемый период братскими усилиями народов Таджикистана и Узбекистана создано три крупных ирригационных сооружения.
Героический труд строителей получил высокую оценку правительства. Передовики стройки были награждены орденами и медалями.
From the history of youth participation in nationwide high-speed irrigation construction projects in Tajikistan (1939-1942 yy.)
Keywords: a nation-wide high-speed irrigation construction, patronage of the Komsomol, a mass popular movement for water, labor feat of youth, agitation and outreach, cultural and mass work.
In late 30th and early 40th of the last century, the workers of Tajikistan and Uzbekistan republics were the initiators of the nation-wide high-speed irrigation systems. They were interested in the construction of the Great Fergana and Big Hissar channels. The construction of these channels was an opportunity for workers of the two neighboring republics to irrigate new lands, to gain high agricultural products harvest, particularly cotton.
The members of Komsomol and youth of Tajikistan actively participated in the construction of nationwide high-speed irrigation construction projects. The Komsomol of Tajikistan patronized the construction of the Great Fergana and Big Hissar channels.
Continuing the Stakhanovite baton, Komsomol members and youth showed true heroism, showed the samples of shock work. They actively carried out propaganda and educational work among builders.
The power of people's friendship was enormous. Tajiks, Russians, Uzbeks, Tatars, Osetins, the representatives of nearly twenty nationalities worked together in the construction of nation-wide high-speed irrigation building projects.
During this period, three major irrigation constructions were created with the fraternal efforts of Tajikistan and Uzbekistan peoples.
The heroic work of the builders deserved a high evaluation of the government. Exemplary workers were awarded orders and medals.
Сведения об авторе:
Набиев Ваххоб Машрафович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Отечественной истории Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд); E-mail: [email protected]
Information about the author:
Nabiev Vahhob Mashrafovich, Doctor of History, Professor, the Head of Native History Department of Khujand State University named after academic B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand);E-mail: [email protected]
20