Журнал ГГМУ 2005 № 3
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 378.180.6:378.184:613.7/.8
СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Н.В. Пац, доцент, к.м.н.
Кафедра общей гигиены и экологии УО «Гродненский государственный медицинский университет»
В статье описана форма работы студенческого научного общества при кафедре общей гигиены и экологии Гродненского государственного медицинского университета по пропаганде здорового образа жизни среди детей, подростков и студенческой молодежи.
Ключевые слова: студенческое научное общество, здоровье, образ жизни.
The article describes the activity types ofstudents' scientific society at the department of General Hygiene and Ecology of the Grodno State Medical University on healthy way of life ofjuvenile and students. Key words: students' scientific society, popularization of healthy way of life.
Здоровый, гармонически развитый человек -богатство любого государства. Как любое материальное благо, это продукт не только природы, но и общества. Соблюдение правил здорового образа жизни - одно из звеньев формирования здорового человека.
Здоровый образ жизни предполагает рациональное питание, соблюдение режима дня, двигательную активность, отказ от вредных привычек, соблюдение правил и норм личной гигиены, создание положительной психоэмоциональной атмосферы для себя и окружающих. Однако серьезными проблемами нашего времени стали статический стресс, отсутствие грамотности населения в вопросах рационального питания, незнание гигиенических норм организации условий быта, неграмотное использование компьютерной техники, сотовой связи и многое другое. В последние годы отмечен рост вредной привычки табакокурения среди детей и подростков. Отмечена тенденция развития пристрастия подростков к пиву, что, несомненно, является угрозой развития пивной алкоголизации молодого поколения.
Эти и многие другие проблемы требуют проведения огромной разъяснительной работы подготовленными информаторами, особенно среди детей и молодежи. Многообразны формы пропаганды здорового образа жизни. Известны как традиционные лекции, беседы, наглядные пособия, работа с информационно-образовательными материалами, так и новые - тренинги, минипрактикумы, семинары, индивидуальное консультирование, весомое место отводится образовательным программам и передаче валеологических знаний через школьные предметы [1]. Альтернативой информационному и педагогическому подходу остается возможный в современных условиях путь совершенствования методологии валеологического образования и по-свещения.
24
Среди многобразных форм валеологического образования известны такие, как экологический лагерь [4], разработаны досуговые мероприятия как альтернативные способы работы с молодежью по вопросам установки на здоровый образ жизни [3] Неоспорима огромная роль физкультурно-оздоровительных объединений, клубов по спортивным интересам [2].
Студенты медицинского вуза углубленные знания по валеологии получают на первом курсе, а в ходе практических занятий по дисциплине «Гигиена детей и подростков» на 6 курсе изучают основные звенья работы врача-педиатра по внедрению методов гигиенического воспитания и обучения здоровому образу жизни детей и подростков, обучаются проведению различных форм санпрос-ветработы. После предварительного рецензирования и обсуждения в студенческой группе подготовленных ими материалов студенты ГГМУ проводят беседы и лекции на базе средней школы перед аудиторией детей и подростков. Для студента-выпускника это - возможность на практике апробировать навык проведения санитарно-просветительной деятельности как одной из сторон работы врача педиатра. Для школьников это - дополнительный блок информации по вопросу гигиенического воспитания и здорового образа жизни.
Студенческое научное общество - это одна из первых ступеней подготовки научных и педагогических кадров. Занятие в СНО повышает уровень и профессиональной подготовки. Студенты проводят научные исследования о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков, о роли спорта в формировании здорового образа жизни, результаты которых докладывают на научных конференциях.
Одной из форм работы СНО на кафедре общей гигиены и экологии Гродненского государственно-
1 -
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
го медицинского университета является развитие и совершенствование у будущих специ-алистов-педи-атров навыков лекторского мастерства, умение доносить информацию в различные возрастные группы населения по вопросам пропаганды здорового образа жизни. При СНО кафедры общей гигиены и экологии создана группа лекторов-информаторов из числа будущих выпускников - студентов 6 курса педиатрического факультета, которая организует беседы и лекции, семинары, конкурсы, игры по пропаганде здорового образа жизни в среде детей и подростков. Цель этих мероприятий - распространение валеологических знаний среди детей и подростков, формирование мотивации, потребности к сохранению и укреплению здоровья, обучение подростков созданию индивидуальных программ здорового образа жизни. Так, силами студентов педиатрического факультета проводятся семинары среди детей и подростков о коррекции своего питания, о распределении умственной и физической нагрузок в режиме дня, обучение методам профилатики нарушений здоровья при работе с ко-пьютерной техникой и рациональному, с гигиенической точки зрения, подбору одежды и обуви с учетом индивиуальных особенностей, возраста и состояния здоровья. Такие семинары проводятся в колледжах г. Гродно, в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей г. Гродно «Мы - за здоровый образ жизни», в ЧУП «Детский санаторий «Неман-79» - «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни». Подготовленные студентами информационные блоки по профилактике вредных привычек, СПИДа востребованы и хорошо воспринимаются аудиторией детей и подростков. СНО кафедры общей гигиены и экологии проведен конкурс работ студентов 4 и 6 курсов «Мы - за здоровый образ жизни». Представлены материалы в виде лекций, бесед, памяток, плакатов, санбюллетеней. Всего силами студентов ГГМУ за 2004 и 2005 годы организовано и проведено 56 лекций, конкурсов и бесед, 5 семинаров-лекториев, оформлено 15 пла-
Журнал ГГМУ 2005 № 3
Лекторская группа членов СНО кафедры общей гигиены и экологии ГГМУ в ЧУП «Детский санаторий Неман-79», 2005 год.
катов и санбюллетеней. Санбюллетени, памятки и плакаты, разработанные студентами, используются в санитарно-просветительной работе в детских дошкольных учреждениях, школах и поликлиниках.
Приобретенные навыки организации различных форм пропаганды здорового образа жизни повышают уровень подготовки студента, будущего врача-педиатра, ориентируют его самого на здоровый образ жизни.
Такая форма работы СНО, как информационные группы из числа студенческой молодежи медицинских вузов по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков имеет высокую социальную значимость. Такие формы, как беседы, конкурсы, семинары-лектории, создание средств наглядной информационной агитации по пропаганде гигиенических знаний и здорового образа жизни среди детей и подростков - это весомый вклад в будущее Республики Беларусь. Литература
1. Абаскалова Н.П. Методика преподавания валеологии через школь-
ные предметы: Материалы 6 Международной научно-практической конференции «Экология человека в постчернобыльский период» и семинара « Вопросы валеологии»/ Под ред. Т.В.Белоо-кой.- М.,1999.- С.168.
2. Плетьюхов В.А. Работа физкультурно-оздоровительных объедине-
ний, клубов по спортивным интересам города по формированию у населения здорового образа жизни: Материалы республиканской научной конференции»Студенческая молодежь в меняющемся обществе .-Брест:Изд. БрГУ им А.С.Пушкина,2003.- С.197.
3. Прокопенкова М.В. Досуговые мероприятия, как альтернативные
способы работы с молодежью по вопросам установки на здоро-выйобраз жизни и профилактике злоупотребления психоактивными веществами: Материалы республиканской научной конференции» Студенческая молодежь в меняющемся обществе .-Брест:-Изд. БрГУ им А.С.Пушкина,2003.- С.202.
4. Черник В.В. Оздоровление и воспитание молодежи посредством
проведения экологического лагеря: Материалы республиканской научной конференции» Студенческая молодежь в меняющемся обществе .-Брест:Изд. БрГУ им А.С.Пушкина,2003.- С.258.
Выпускница ГГМУ 2005 года Сергиенко К. И. - активный участник лекториев для детей и молодежи Гродненщины «Мы за здоровый образ жизни»