Научная статья на тему 'Опыт сотрудничества Гродненского государственного медицинского университета с лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями образования в организации занятий по гигиене детей и подростков'

Опыт сотрудничества Гродненского государственного медицинского университета с лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями образования в организации занятий по гигиене детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ БАЗА / ЗАНЯТИЯ / ГИГИЕНА / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / EDUCATIONAL BASE / CLASSES / HYGIENE / CHILDREN / JUVENILES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пац Н. В.

В статье описан положительный опыт использования учреждений образования и лечебно-профилактических учреждений в качестве учебных баз для проведения занятий по гигиене детей и подростков на педиатрическом факультете Гродненского государственного медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пац Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF COOPERATION BETWEEN THE GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY AND EDUCATIONAL AND MEDICAL INSTITUTIONS AS THE BASIS FOR ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HYGIENE OF CHILDREN AND JUVENILES

The successful experience of the use of educational and medical institutions as the bases for organization of educational process in Hygiene of Children and Juveniles at the Faculty of Pediatrics at Grodno State Medical University is described in the article.

Текст научной работы на тему «Опыт сотрудничества Гродненского государственного медицинского университета с лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями образования в организации занятий по гигиене детей и подростков»

УДК 378.14: 614.21): 371. 71

ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Н.В. Пац, к.м.н.

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

В статье описан положительный опыт использования учреждений образования и лечебно-профилактичес-кихучреждений в качестве учебных баз для проведения занятий по гигиене детей и подростков на педиатрическом факультете Гродненского государственного медицинского университета.

Ключевые слова: учебная база, занятия, гигиена, дети, подростки.

The successful experience of the use of educational and medical institutions as the bases for organization of educational process in Hygiene of Children and Juveniles at the Faculty of Pediatrics at Grodno State Medical University is described in the article.

Key words: educational base, classes, hygiene, children, juveniles.

Гигиена детей и подростков - медицинская наука, изучающая влияние социальных и природных факторов на растущий организм, его взаимодействие с окружающей средой и разрабатывающая на этой основе гигиенические нормативы и требования к различным факторам среды и оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и гармоническое развитие детей и подростков [1].

Изучение предмета «Гигиена детей и подростков» на педиатрическом факультете в рамках программы проводится на 4 и 6 курсе медицинского университета. Исходя из морфологических, функциональных и психологических особенностей растущего организма на различных этапах его развития на занятиях по гигиене детей и подростков студент изучает гигиеническое обоснование оздоровительных мероприятий и нормирование факторов окружающей среды.

Чтобы студент максимально приблизился к осознанию и практическому применению знаний, полученных при изучении этой дисциплины, все цикловые занятия на 4 и 6 курсах в ГГМУ организованы и проводятся на базе учреждений образования и лечебно-профилактических учреждений.

Это позволяет рационально и методически более удачно распределить время занятий и решить поставленные учебные задачи. Изучаемые студентом теоретические вопросы уже на занятии сразу же могут быть соизмеримы с их применением в практической деятельности, что позволяет эффек-

тивнее усвоить материал занятия и приобрести практические навыки. Студент глубже постигает основы психологии и физиологии здоровых детей различных возрастных групп, осваивает особенности общения, что в последующем поможет будущему специалисту-педиатру не только грамотно поставить диагноз, но и научиться доносить до пациента необходимую информацию профилактической направленности.

В начале каждого учебного года Гродненский государственный медицинский университет заключает договора с учреждениями образования и лечебно-профилактическими учреждениями об использовании их организаций в качестве учебных баз ГГМУ для проведения занятий по гигиене детей и подростков.

Гигиенические особенности учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях для детей с отклонениями в состоянии здоровья и дефектом умственного и физического развития изучаются на базе школы-интерната для слабовидящих детей.

Школа располагает большим набором современных офтальмологических, коррекционных и тифлотехнических средств обучения.

Студенты на занятии изучают вопросы соблюдения санитарно-гигиенических требований к освещенности в учебных помещениях, особенности зрительной нагрузки, особенности проведения гимнастики для глаз, особенности организации профос-мотров и диспансеризации детей в школе-интернате. Студенты знакомятся с современными тех-

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Журнал ГГМУ 2004 № 3

Студенты педиатрического фак-та ГГМУ на занятии по гигиене детей и подростков в школе интернате для слепых и слабовидящих детей знакомятся с коррекцией познавательной деятельности с использованием развивающей информатики

ническими средствами, помогающими детям со сниженным зрением получить базовое и среднее образование, с вопросами коррекционно-воспита-тельной работы, особенностями реабилитации, что, в соответствии с педагогическими принципами гуманистической педагогики, дает возможность увидеть, как осуществляется развитие природных задатков, творческого потенциала и интересов учащихся, формирование навыков самообслуживания, бытовой самостоятельности, ориентирования в «большом» и «малом» пространстве, особенностей овладения бытовой и специальной техникой на уроках труда, в швейных мастерских. Особенности физического воспитания и коррекции нарушения двигательной сферы студенты осваивают, присутствуя на уроках физкультуры, ритмики и ЛФК, и проводят их гигиеническую оценку.

Проведение занятий на данной базе позволяет понять будущему специалисту-педиатру важность интеграции слепого ребенка, а в последующем взрослого в обществе, увидеть, как в специализированной школе создаются условия, позволяющие решать проблемы общения слепых и слабовидящих детей, их общение с «большим миром».

Изучение вопроса оказания лечебно-профилактической помощи детям с отклонениями в состоянии здоровья в условиях реабилитационных центров осуществляется на базе УЗ «Гродненского городского центра медицинской реабилитации детей инвалидов и больных детей психоневрологического профиля». Здесь для студентов часть занятия проводится в виде ознакомления с условиями оказания услуг, санитарно-эпидемическим режимом, особенностями организации питания и

учебно-воспитательного процесса, медицинскими мероприятиями по коррекции состояния здоровья. Материальная база этого учреждения достаточно оснащена, что позволяет показать современный уровень материально-технической базы для физиотерапии, массажа, пассивной и активной физкультуры, особенности использования и эксплуатации сухого бассейна, особенности учебно-педагогического процесса для детей с психоневрологической патологией и имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Затем студенты оценивают оздоровительные мероприятия, проводимые в учреждении.

Оздоровление детей и подростков из экологически неблагоприятных регионов в условиях детских санаториев изучается на базе ЧУП «Детский санаторий «Неман-72». В санатории внедрены самые современные технологии оздоровления детей, проживающих в экологически неблагополучных регионах. На занятии студенты знакомятся с современной технической базой санатория, комплексом медицинской, психосоциальной и педагогической реабилитации, дают гигиеническую оценку условиям пребывания детей в лечебно-профилактическом учреждении, во время самостоятельной работы отрабатывают практический навык разработки планов оздоровления детей и подростков, проживающих в экологически неблагоприятных условиях. Полная резюмирующая картина оздоровления детей из экологически неблагополучных регионов в условиях детских санаториев представляется в конце занятия студентам в течение двадцати минут в виде созданного на базе этого санатория учебного видеофильма «Оздоровление детей в условиях детского санатория «Неман».

Занятие, на котором изучаются основные звенья работы врача-педиатра по внедрению методов гигиенического воспитания и обучения здоро-

Студенты педиатрического фак-та ГГМУ на занятии по гигиене детей и подростков изучают вопросы «школьной зрелости» на базе детского дошкольного учреждения «Детский сад-ясли № 45» г. Гродно

Студенты педиатрического фак-та ГГМУ посещают физкультурно-оздоровительное занятие в детском дошкольном учреждении «Детский сад-ясли № 45» г. Гродно

вому образу жизни детей и подростков, состоит из двух частей. После теоретического изучения форм работы врача-педиатра по гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни студенты обучаются рецензированию материалов лекций, бесед, видеоматериалов и другим формам санитарно-просветительной работы. По данной тематике они готовят самостоятельно беседу или лекцию. Во второй части занятия, после предварительного обсуждения в студенческой группе подготовленных материалов, студенты выступают на базе средней школы №5 г. Гродно перед детьми различных возрастных групп. Лекции и беседы проводятся в рамках воспитательных часов, чему способствует продолжительность учебных занятий на 6 курсе (7 часов).

Следует отметить, что данная форма сотрудничества с общеобразовательной школой полезна для обеих сторон. Для студента-выпускника это возможность на практике апробировать практический навык проведения различных форм санитар-но-просветительной деятельности как одну из сторон работы педиатра. Она также очень полезна для школьников, которые более охотно и заинтересованно принимают доносимую им информацию от компетентных, и, что важно, близких по возрасту информаторов. В конце занятия студенческая группа с помощью преподавателя обсуждает проведенные мероприятия.

На базе детского дошкольного учреждения «Детский сад-ясли № 45» студенты 4 курса педиатрического факультета проводят оценку учебно-воспитательного режима и условий пребывания

детей в дошкольных учреждениях, изучают медицинское обеспечение дошкольных учреждений. В процессе практического занятия осуществляется посещение студентами занятий в различных возрастных группах с оценкой организации учебно-воспитательного процесса, оформление актов санитарно-гигиенического обследования условий пребывания детей в детском дошкольном учреждении. Студенты проводят оценку функциональной готовности детей к поступлению в школу и учатся давать медицинское заключение о готовности к обучению в школе детей с 6-летнего возраста. На базе данного дошкольного заведения есть возможность ознакомиться с новой методикой обучения детей (методика Зайцева), которая направлена на профилактику заболеваний, связанных с учебно-воспитательным процессом у дошкольников и младших школьников и решает вопросы снятия статического стресса у детей при организации обучения.

Методика Зайцева настолько заинтересовала будущих специалистов-педиатров, что даже стала интересным фрагментом студенческой научной работы кружковцев кафедры общей гигиены и экологии. Студентами подготовлена студенческая научная работа «Эффективность обучающей методики Зайцева в профилактике нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста», по которой сделан доклад на студенческой научной конференции [2].

Такие формы организации учебно-педагогического процесса в Гродненском государственном медицинском университете позволяют повысить эффективность обучения дисциплине «Гигиена детей и подростков», максимально приблизить студента к его будущей профессии, более точно отработать требуемые по программе обучения практические навыки, а самое главное - увидеть, как на практике им предстоит решать реальные проблемы практического здравоохранения, возможно, уже со студенческой скамьи искать, планировать, а затем внедрять новые, более совершенные формы, методы и направления педиатрической деятельности.

Литература

1. Гигиена детей и подростков: Учебник / В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская, Л.П.Кандакова-Варламова и др./ Под ред. В.Н. Кардашенко. - 2-е изд., пераб и доп. - М.: Медицина, 1988. -512 с.

2. Кучура И.Г.,Лискович И.В., Щегло А.И. Эффективность обучающей методики Зайцева в профилактике нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста // Научно-практическая конференция студентов и молодых ученых, посвященная памяти профессора С.И. Гельберга.: Тез. докл./ Под ред. Бушма М.И. - Гродно, 2004. - С. 133-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.