Научная статья на тему 'Приемы внеаудиторной подготовки студентов Гродненского медицинского университета по повышению профессиональной компетентности в вопросах профилактической медицины и пропаганды здорового образа жизни'

Приемы внеаудиторной подготовки студентов Гродненского медицинского университета по повышению профессиональной компетентности в вопросах профилактической медицины и пропаганды здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
127
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРОФИЛАКТИКА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ВНЕАУДИТОРНЫЕ ФОРМЫ / СТУДЕНТЫ / MEDICAL UNIVERSITY / PROPHYLACTICS / HEALTHY LIFE STYLE / METHODS EDUCATION / EXTRA-CURRICULAR FORMS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пац Н. В.

В статье изложены формы внеаудиторной подготовки медицинских специалистов по вопросам профилак­тической медицины и пропаганды здорового образа жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR FORMS OF TRAINING STUDENTS OF GRODNO MEDICAL UNIVERSITY AIMED AT PROFESSIONAL COMPETENCE IMPROVEMENT IN TERMS OF PREVENTIVE MEDICINE AND HEALTHY LIFE STYLE PROMOTION

The article discusses extra-curricular forms prophylactics and of healthy life style education for medical professionals.

Текст научной работы на тему «Приемы внеаудиторной подготовки студентов Гродненского медицинского университета по повышению профессиональной компетентности в вопросах профилактической медицины и пропаганды здорового образа жизни»

УДК [613.9:378.147] - 057.875 (476.6)

ПРИЕМЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГРОДНЕНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ Н.В. Пац, к.м.н, доцент УО «Гродненский государственный медицинский университет»

В статье изложены формы внеаудиторной подготовки медицинских специалистов по вопросам профилактической медицины и пропаганды здорового образа жизни

Ключевые слова: медицинский университет, профилактика, здоровый образ жизни, методика обучения, внеаудиторные формы, студенты.

The article discusses extra-curricular forms prophylactics and of healthy life style education for medical professionals. Key words: medical university, prophylactics, healthy life style, methods education, extra-curricular forms, students.

К числу приоритетов нашего общества относится формирование эффективной системы здравоохранения, основополагающим принципом которой всегда будут оставаться первичная профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - это сознательное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности, работоспособности и достижения активной продолжительной жизни. Это оптимальное качество жизни, устанавливаемое самим человеком и от него зависящее. Только следуя правилам здорового образа жизни, человек может достигнуть высокой продолжительности жизни и достойного ее качества.

Информацию о постулатах здорового образа жизни разные группы населения получают, используя различные источники. Преподнесение информации об умении сохранить здоровье и его преумножить посредством различных приемов и методик изучается валеологией. Среди каналов коммуникации в среде подростков и молодежи по вопросам здорового образа жизни выделяют межличностные методы общения, использование малых носителей информации (брошюры, плакаты, аудио- и видеоносители), использование средств массовой информации. Специальные или массовые мероприятия включают всемирные дни здоровья, спортивные мероприятия, ярмарки здоровья, акции и праздники здоровья и другие [1]. Остается актуальным на сегодняшний день проведение конференций и семинаров. Учитывая современные возможности интернет-коммуникаций, для адекватного восприятия получаемой информации особо актуальной является грамотная профилактическая разъяснительная деятельность. Ведущим специалистом в этом виде деятельности должен быть медицинский работник - консультант.

При кафедре общей гигиены и экологии ГрГМУ в течение 10 лет работают группы лекторов-информаторов из числа студентов разных факультетов (медико-психологического, педиатрического, лечебного, медико-диагностического факультета, факультета иностранных учащихся), которые проводят семинары, акции, беседы и лекции по вопросам профилактической медицины и пропаганде здорового образа жизни в среде детей, подростков и молодежи. Семинары-лектории «Мы за здоровый образ жизни » востребованы и успешно проходят в школах, интернатах, детском санатории, в колледжах г. Грод-

но под девизом «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни », «Здоровье каждого - богатство страны».

Приобретенные студентами навыки лекторского мастерства и организации различных форм и приемов пропаганды здорового образа жизни особенно востребованы в аудиториях школьников-подростков. Информация, преподнесенная близкими по возрасту лекторами, доверительная беседа по интересующим вопросам, касающимся некоторых аспектов здорового образа жизни, легко воспринимаются слушателями и заостряют внимание на особо актуальных для данной возрастной аудитории вопросах. Полученные навыки разработки, организации и проведения семинаров-лекториев повышают их собственный уровень подготовки по вопросам профилактической медицины и ориентируют их самих на здоровый образ жизни.

Каждый блок подготовленной информации - это научно-исследовательская работа, творчески преподнесенная для соответствующей целевой аудитории в виде видеоролика, мультимедиа-презентации, памятки, плаката, беседы и других форм. В ходе таких семинаров-акций проводится анкетирование слушателей с целью создания базы данных для формирования медико-социального портрета слушателей, выявления из обследованного контингента групп риска развития неинфекционных заболеваний. Выявлены основные информационные ниши в различных возрастных группах, которые требуют дополнительной разъяснительной работы по информированности различных групп населения о рисках развития особенно неинфекционной патологии. Среди учащихся младших курсов колледжей города Гродно, выходцев из сельских регионов Беларуси, отмечен низкий уровень осведомленности о вреде для здоровья курения и употребления насвая, а группу риска по приобщению к вредным привычкам составляют дети и подростки в возрастной категории от 11 до 15 лет. Выявлена низкая осведомленность родительской и преподавательской аудитории о способах применения насвая и действии его на организм. Выявлен аппликационный метод применения на-свая (путем накладывания порции насвая на мацериро-ванную кожу в области подколенной ямки) у 33% респондентов, использовавших насвай.

У учащихся колледжей города Гродно и школьников старших классов по результатам тестирования отмечено отсутствие здоровье сохраняющих навыков поведения, особенно этот пробел ощутим в вопросах питания вред-

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Журнал ГрГМУ 2010 № 3

ных привычек. Первые блюда употребляют только 14 % респондентов, в рационе питания преобладают продукты быстрого приготовления (сосиски и другие), сладости, содержащие пищевые добавки Е (14% - эмульгаторы, 14% - консерванты, 72% - красители). Выявлен высокий уровень риска развития у учащихся колледжей пивной алкоголизации. В подростковой среде города Гродно нами обозначена проблема гиподинамического стресса. Достоверно преобладают подростки и молодежь, свободное время проводящие у телеэкранов и играя в компьютерные игры, находящиеся по 11 часов в помещении, в основном в положении сидя (7-8 часов на занятиях и 3-4 часа при подготовке домашних заданий и другие). Только 23% опрошенных занимаются в спортивных секциях или танцевальных кружках, часть из них, по принуждению, 17% из них не посещали бы эти секции, если бы их не заставляли.

Проведенный анализ ответов анкет из групп подростков, которые участвовали в семинарах-лекториях, показал, что в числе задаваемых вопросов в аудитории девушек-подростков преобладали вопросы, касающиеся личной гигиены девушек и юношей, в смешанных аудиториях - вопросы труда и отдыха подростков и молодежи, обучающихся в колледжах, школах с повышенной учебной нагрузкой - вопросы организации рационального питания при занятиях в спортивных секциях, вопросы рациональной организации рабочего места при подготовке домашнего задания у молодежи с высоким ростом, профилактики переутомления во время сессии. Полученные данные учитываются при подготовке материалов для целевых аудиторий, убедительно доказывают необходимость и актуальность проводимой профилактической работы.

Пропаганда сверстниками, близкими по возрасту, но компетентными в определенных вопросах профилактики нарушений состоянии здоровья и его сохранения, воспринимается в молодежной среде с заинтересованностью, и как показывают наши контрольные опросы, результативность проводимой работы по усваиваемости информации гораздо выше.

Совместно с коллективом колледжа бытового обслуживания города Гродно нами разработана и успешно применяется форма пропаганды здорового образа жизни в среде детей, подростков, молодежи - семинар-акция «Мы за здоровый образ жизни, мир и красоту». Целью мероприятия является передача аудитории информации, направленной на формирование у каждого осознания престижности в высокообразованном обществе

Рисунок 1 - Семинар-акция « Новое поколение выбирает здоровый образ жизни»

Рисунок 2 - Студенты лечебного факультета ГрГМУ Объедкова Анастасия и Блохина Анастасия - активные участники и организаторы семинар-акций «Мы - за здоровый образ жизни, мир и красоту»

понятия «быть здоровым». Семинар-акция «Мы за здоровый образ жизни, мир и красоту» включает особенности наглядно-образного, творческого компонента преподнесения информации и охватывает сразу большие слои населения, причем она ориентирована на разновозрастные группы. Нами разработаны программа и сценарий, в которых может принимать участие студенческая молодежь различных профилей обучения. Объединив разные наклонности различных групп студенческой молодежи: художественные, творческие, спортивные, исследовательские, ораторские, - с использованием национальных традиций различных народов мира по сохранению здоровья, показать через красоту слова, мысли, движения, звука приоритет обладания человека навыком самосохранительного поведения и направить к осознанию престижности в обществе понятия «быть здоровым».

Семинар-акции проведены для подростковой и молодежной аудитории в городе Гродно на базе профессионально-технического колледжа бытового обслуживания, электротехнического колледжа, в среде детей, коллектива воспитателей и персонала дошкольного учреждения .№45 (рис. 1, 3). В семинар-акциях приняли участие студенты различных факультетов Гродненского медицинского университета. Основные постулаты того, как быть здоровым, были преподнесены студентами участникам акции с использованием мультимедийных лекций-презентаций и художественных приемов. С учетом национальных традиций тех народов, которые они представляют, показаны достоинства и красота Человека через стихи, песни, танцы и прозу, через его физические и интеллектуальные возможности. Студенты из Сирии, острова Маврикия, Туркмении, России, Беларуси рассказали о традициях жителей их стран сохранять свое здоровье и окружающих. Рассказали о роли патриотических приоритетов в формировании психологического статуса каждого человека. Особым мотивом в семинар-акции прозвучала тема миропонимания, через приятие каждым добра, умения увидеть красоту, желания сделать себя и окружающий мир лучше не только сегодня, но и завтра. Девизом было «зажечь у всех участников огонек самосозидания».

При организации и проведении таких мероприятий преподавателям отводится только консультативная и направляющая роль (рис. 2). Этот вид самостоятельной ра-

Рисунок 3 - Участники семинар-акции «Мы - за здоровый образ жизни, мир и красоту» в электротехническом колледже города Гродно

боты студентов воспитывает у них ответственность, дает возможность творчески подойти к решению поставленной задачи, лично участвовать в реализации своих профилактических разработок.

Формы внеаудиторной подготовки медицинских специалистов по вопросам пропаганды здорового образа жизни - семинары-лектории, семинары-акции силами студентов медицинского вуза - вносят большой вклад в пропаганду гигиенических знаний и, являясь одним из каналов коммуникации среди детей, подростков и молодежи, способствуют формированию здорового образа жизни подрастающего поколения нашей республики.

Студенты, организаторы таких мероприятий - это кадровый потенциал медицинских специалистов в области профилактической медицины, который востребован не только в сфере медицинского обслуживания, но и в качестве консультантов для средств массовой информации, учреждений образования, культуры, туризма.

Литература

1. Прокопенкова, М.В. Досуговые меропрятия, как альтернативные способы работы с молодежью по вопросам установки на здоровый образ жизни и профилактике злоупотребления психоактивными веществами: материалы Республиканской научной конференции «Студенческая молодежь в меняющемся обществе». -Брест: Изд. БрГУ им. А.С.Пушкина, 2003. - 202 с.

Поступила 03.09.10

Редакция журнала «Журнал Гродненского государственного

медицинского университета» всех преподавателей Республики Беларусь

поздравляет с Днем учителя! Пусть ученики будут вашим достойным продолжением, с честью несут эстафету профессионализма и высокого человеческого

достоинства!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.