Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г Ф. Емельянова, Г В. Горбунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ»

ружепии с помощью лабораторных исследований недопустимо высоких уровней наблюдаемого фактического загрязнения атмосферного воздуха прилегающих жилых территорий.

В подобных случаях оправданным является принятие решения о выводе предприятия на другую площадку или его перепрофнлизации, что соответствует п. 1.5. настоящего ГОСТа.

Установление на определенный срок тех или иных показателей согласованных выбросов вредных веществ может считаться приемлемым только для жилых районов, где суммарное фоновое загрязнение атмосферного воздуха лишь незначительно превышает установленные нормативы. Однако и в данном случае целесообразно предусматривать защитные планировочные мероприятия, позволяющие на весь период действия утвержденных согласованных выбросов вредных веществ преотвратить неблагоприятное влияние этих выбросов: создание более протяженных са-нитарно-защитных зон при наличии свободных от застройки территорий, организацию временной зоны строгого строительного режима, в который не допускается новое жилищное строительство, и вывод детских учреждений из этой зоны, использование наиболее близко расположенных жилых зданий по другому назначению и др.

В процессе разработки проектов нового промышленного строительства при решении вопросов санитарной охраны атмосферного воздуха единственным допустимым критерием оценки выбросов должны являться ПДВ.

Важно еще раз подчеркнуть, что установленные ПДВ и согласованные выбросы вредных веществ должны всегда носить конкретный и локальный характер, учитывать не только перспективу развития предприятий промышленного района города или промышленного узла, материалы максимально полной паспортизации выбросов, но и физико-географические и климатические условия местности их размещения, взаиморасположение промышленных и селитебных территорий, санаториев, зон отдыха населения городов и др.

Таким образом, введение в действие ГОСТа на правила установления допустимых выбросов в атмосферу вредных веществ промышленными предприятиями будет безусловно способствовать решению проблемы охраны окружающей среды от загрязнений, тем более если при разработке ПДВ (согласованных выбросов вредных веществ) будут тщательно анализироваться и учитываться в конкретном преломлении гигиенические вопросы охраны атмосферного воздуха.

Поступила 08.09.80

УДК 613:614.25

Г. Ф. Емельянова, Г. В. Горбунова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ

Днепропетровский медицинский институт

Важнейшим условием повышения качества государственного санитарного надзора (ГСН) является дальнейшее совершенствование подготовки врачей-гигиенистов и эпидемиологов. Особые требования практическое здравоохранение предъявляет к выпускникам санитарно-гигиенического факультета в области организации санитарно-эпидемиологического обслуживания, чему I с каждым годом придается все большее значение. I Вместе с тем большинство практических врачей к санэпидстанции (СЭС) отмечают недостаточную Н подготовку в вузе по указанным вопросам И (Г. И. Румянцев и соавт.; Г. В. Горбунова, и др.). В Существующий функциональный подход к содер-■ жанию деятельности врачей-гигиенистов (пред-г учредительный и текущий санитарный надзор, г организационно-методическая работа) не дает представления о взаимосвязи различных видов I работ в процессе деятельности врачей СЭС.

Современная санитарно-эпидемиологическая служба представляет собой сложную открытую систему, имеющую значительное число внешних и внутренних, вертикальных и горизонтальных связей в целях обеспечения санитарно-эпидемио-

логического благополучия на обслуживаемой территории. Применение системного подхода при изучении здравоохранения, его учреждений, организации и процессов труда изложено в работах П. И. Калыо, Е. Н. Шигана, И. М. Андреевой, А. Ф. Серенко и соавт., В. М. Гончарова и соавт., в которых особо подчеркивается роль системной «технологии». Методологическое значение системного подхода, как отмечает П. И. Калью, состоит в том, что он является средством анализа, расчленения системы на подсистемы и элементы, а также средством выбора способа объединения частей в целое, т. е. синтеза, позволяет выявить компоненты, из которых слагаются система и характер взаимосвязей между ними.

Схема функционирования санитарно-эпидемиологической службы принципиально аналогична для всех систем: вход, процессы (действия, операции), выход из системы, обратная связь (П. И. Калью).

Разработанная нами схема функционирования системы санитарно-эпидемиологической службы (схема 1) — модификация таковой здравоохранения (П. И. Калью).

Схема 1.

Функционирование санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия

обслуживаемой территории

1. Задачи санслужбы по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия обслуживаемой территории

2. Число предприятий и учреждений по типам, мощности, ведомственной принадлежности и др., подлежащих государственному предупредительному и текущему санитарному надзору

3. Количество населения, организованных детей, подростков, рабочих промышленных предприятий и др., состояние здоровья которых подлежит анализу, оценке для разработки мероприятий и их проведения в пределах компетенции санитарно-эпидемиологической службы

4. Число органов управления (отделов), ведомств, общественных организаций, с которыми|[сани-тарно-эпидемиологическая служба координирует действия)! по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия

5. Число контролируемых санитарно-эпидемиологической службой управленческих документов (приказов, постановлений, решений и др.) по обеспечению санитар-но-эпидемического благополучия

6. Число декретированных контин-гентов, подлежащих обучению специалистами санитарно-эпидемиологической службы, по* санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим вопросам

7. Прочее

Действия (процессы, операции) в системе ГСН

1. Оценка санитарной, эпидемической, социально-экономической ситуации, состояния общественного здоровья, уровня организации работы, материально-технической базы санитарно-эпидемиологической службы на основе информации

2. Планирование мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия обслуживаемой территории

3. Организация деятельности по реализации планов, основанная на получении и использовании специальной информации (организация ГСН за строящимися и действующими объектами, взаимодействие с органами управления, ведомствами, общественными организациями, взаимодействие с СЭС вышестоящего уровня, взаимодействие в СЭС), подчинение, руководство, координация действия, кооперация и разделение труда, повышение квалификации

4. Контроль за выполнением принятых управленческих решений по обеспечению саннтарно-эпн-демического благополучия

5. Учет служебной документации

6. Отчет о проведенной за год работе (состояние внешней среды, общественного здоровья, организация мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемическо-го благополучия обслуживаемой территории)

Выходы из системы ГСН

1. Число объектов, доведенных по требованию СЭС до санитарно-гигиенических норм (по различным параметрам)

2. Число устраненных санитарно-гигиенических нарушений на 100 выявленных на действующих, строящихся и реконструируемых объектах

3. Число лабораторных исследований, инструментальных замеров, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, на 100 проведенных

4. Число объектов, где в результате проведенных мероприятий не регистрировались вспышки кишечных инфекций и пищевые отравления

5. Уровень инфекционной заболеваемости на 100 000 населения по нозологическим формам и контингентам

6. Уровень профессиональной заболеваемости

7. Кратность обследования подконтрольных объектов (всего врачебных, с применением лабораторных исследований, инструментальных замеров)

8. Прочее и т. д.

Под системой ГСН, на наш взгляд, следует понимать совокупность множества взаимосвязанных компонентов в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на обслуживаемой территории (кадры, способы руководства, формы и методы работы специалистов и их взаимосвязи с органами управления, отделами здравоохранения, ведомствами, предприятиями, учреждениями, СЭС вышестоящего уровня управления и внутри СЭС, лабораторное обеспечение, формы привлечения общественности к осуществлению ГСН, научная и управленческая информация по проблемам санитарно-эпидемиологического обслуживания и др.).

Конкретные задачи санитарно-эпидемиологиче-ской службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия определяются местной санитарной, эпидемической, социально-экономической ситуацией, состоянием здоровья населения, организацией медицинского обеспечения и уровнем ГСН в районе обслуживания.

Вводом в систему является число объектов (строящихся, реконструируемых, действующих), за которыми осуществляется ГСН, численность населения, организованных детей и подростков, рабочих предприятий и других контингентов, анализ состояния здоровья которых проводят специалисты СЭС, обеспечивают разработку соответствующих мероприятий и их осуществление (в пределах своей компетенции), число органов управления, отделов исполкома Совета народных депутатов, ведомств, общественных организаций, с которыми взаимодействуют врачи-гигиенисты и эпидемиологи в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на обслуживаемой территории, количество управленческих решений по санэпидвопроса, выполнение которых находится под их контролем, и др. Поэтому действия в системе начинаются с анализа и оценки сложившейся в районе ситуации на основе получаемой информации, которые являются важнейшими предпосылками для планирования меро-

приятии по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Врачи СЭС разрабатывают комплексные планы по предупреждению и снижению частоты инфекционных заболевании, утверждаемые исполкомами местных Советов народных депутатов, планы-задания, единые комплексные планы оздоровительных мероприятии на крупных предприятиях, планы санитарно-эпиде-мнологического учреждения и каждого отделения на год, месяц, индивидуальные, оперативные планы работы каждого специалиста на месяц, участвуют в разработке планов социального развития города, района на перспективу.

Существенное влияние па планирование мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия оказывает «План основных организационных, санитарно-эпидемиологических мероприятий органов и учреждений здравоохранения», так называемый план по службе (А. М. Касьянеико).

Организация реализации запланированных мероприятий занимает центральное место среди процессов в системе, она основана на получении врачами-гигиенистами информации в процессе осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора и ее использовании для подготовки управленческих решений, принимаемых как руководством СЭС (предписания, информации в партийные, советские органы и др., постановления о наложении штрафа, о приостановлении эксплуатации и др.), так и органами управления данного уровня (проекты решений исполкома Совета народных депутатов, медицинских советов отдела здравоохранения, проекты приказов по отделу здравоохранения и др.). Для действий, процессов системы характерны основные направления взаимосвязей: руководство, координация (согласование).

Рациональная организация деятельности специалистов СЭС предусматривает кооперацию и разделение труда как в отделениях (врач—помощник врача), так и между отделениями, что определяется должностными инструкциями.

Нами установлено существенное влияние на организацию труда в СЭВ первого уровня управленческих решений вышестоящей СЭС (по нашим данным, 61 % внеплановой работы специалистов отделений,гигиены детей и подростков районной СЭС связан с указаниями городской СЭС в городах с районным делением). Дальнейшее совершенствование ГСН требует постоянного повышения квалификации врачей-гигиенистов, включая вопросы организации управления. Среди действий, процессов в системе важное место занимает контроль за всеми принятыми управленческими решениями. Новая информация о фактическом состоянии их выполнения позволяет критически оценить ситуацию и принять новые управленческие решения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Для этой цели ведутся картотечные (настольные, настенные) и

журнальные формы. Качество контроля определяется уровнем организации работы как отдельных специалистов, так и санитарно-эпидемиологического учреждения в целом. В этом плане наиболее перспективной является АСУ «Контроль».

Вся информация, поступающая в СЭС о санитарной, эпидемической и социально-экономической ситуации в районе, состоянии общественного здоровья, уровне организации ГСН подлежит учету как для оперативной работы в течение года, так и для составления «Отчета о работе санитарно-эпидемиологической (дезинфекционной) станции» (формы № 36, 85, 86, 87) и пояснительных записок к ним.

Действия в системе завершаются составлением годовых статистических отчетов (формы № 36, 85, 87), являющихся в практической работе специалистов СЭС основанием для расчета показателей их деятельности (О. М. Хромченко;

A. 3. Тер-Карапетян; К. И. Лучина и соавт,:

B. Е. Ковшило и Г. Ф. Церковный, и др.). Полученная информация позволяет разрабатывать мероприятия по повышению уровня ГСН и намечать пути оптимизации деятельности санитарно-эпидемиологической службы.

Поскольку врачи-гигиенисты (эпидемиологи) организуют руководителей предприятий и учреж-дений на решение всех оздоровительных, профилактических мероприятий на обслуживаемой территории, выход из системы можно рассматривать как конечный результат их деятельности.

Следует стремиться, чтобы максимальным было число объектов, доведенных до требований санитарно-гигиенических норм по различным параметрам за оцениваемый период, число устраненных синитарно-гигиенических нарушений на 100 выявленных, а также число объектов, на которых в результате проведенных мероприятий не регистрировались случаи пищевых отравлений, вспышки кишечных инфекций и др. Минимальными же должны быть такие показатели, как инфекционная заболеваемость всеми нозологическими формами, профессиональная заболеваемость, число лабораторных исследований и инструментальных замеров, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, на 100 проведенных и др.

Обратная связь направлена на дальнейшее совершенствование функционирования всей системы: оптимизацию деятельности специалистов СЭС, повышение эффективности используемых и поиск новых организационных форм работы, внедрение научной организации труда и др. в целях обеспечения санитарно-эпидемиологическо-го благополучия обслуживаемой территории.

Применение системного подхода позволяет действия, процессы в системе рассматривать как логическую модель технологии деятельности врача — гигиениста, эпидемиолога СЭС (схема 2).

Подблоки

Схема 2. Логическая модель технологии деятельности врача-гигиениста СЭС

Вход

1.1 Оценка санитарной ситуации

1.2 Оценка эпидемической ситуации

1.3 Оценка состояния общественного здоровья

1.4 Оценка социально-экономической ситуации

1.5 Оценка уровня организации работы, материально-технической базы СЭС

3.1 Организации предупредительного и текущего санитарного надзора

3.2 Организация взаимодействия с органами управления, ведомствами, общественными организациями

3.3 Взаимодействие с СЭС вышестоящего уровня

3.4 Взаимодействие в СЭС (подчинение, руководство. координация, кооперация труда, разделение)

3.5 Повышение квалификации

5.1 Учет информации о состоянии внешней среды

5.2 Учет информации о состоянии общественного здоровья

5.3 Учет проводимой работы

6.1 О ссстсянии внешней среды

6.2 О состоянии общественного здоровья

6.3 Об организации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия

I

4 4

Блок 1. Оценка ситуации на основе анализа информации

Блок 2. Организация деятельности мероприятий по обеспечению санитарно-эиидемического благополучия

1 4

Блок 3. Организация деятельности по реализации планов, основанная на получении и использовании специальной информации

Блок 4. Контроль за выполнением принятых управленческих решений

Блок 5. Учет служебной документации

V

Блок 6. Отчет о проведенной работе за год

Выход

П римечание. а — по мере возникновения; б—по мере необходимости, в — ежедневно, г—еженедельно; д — ежемесячно; е—ежеквартально, ж — ежегодно.

В повседневной практической деятельности врач-гнгисннст, получив информацию и оценив ситуацию (санитарную, эпидемиологическую, управленческую — блок 1), вносит соответствующую коррекцию в индивидуальный оперативный план п выполняет те виды работы, которые вытекают из конкретной ситуации; при отсутствии дополнительной информации индивидуальный план работы становится указанием к действию (блок 2). Реализуя намеченные планы, гигиенисты организуют предупредительный и текущий санитарный надзор с широким применением лабораторных и инструментальных методов

(подблок З.1.). Полученная информация позволяет им готовить обоснованные управленческие решения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в районе обслуживания (подблок 3.2.). В этих случаях врачи взаимодействуют с органами управления, общественными организациями, ведомствами, творчески используют и совершенствуют существующие формы взаимосвязи в соответствии с конкретной ситуацией.

Не менее важны формы взаимодействия врача с СЭС вышестоящего уровня (подблок 3.3.), взаимодействие в СЭС (подчинение, руководство,

координация действий — подблок 3.4.), дальнейшее повышение квалификации (подблок 3 5.). Врач организует контроль выполнения всех принятых решений (блок 4).

Врач несет ответственность и за организацию учета служебной документации в отделении (блок 5) и обеспечивает контроль за ее ведением, а в конце года — за подготовку годового отчета о проведенной работе и санитарно-эпиде-миологической ситуации в районе обслуживания (блок 6). Затем на основании годового отчета врачи проводят анализ деятельности, оценку достигнутых показателей, намечаются мероприятия по дальнейшему совершенствованию ГСН. Многие из показателей включаются в условия социалистического соревнования между отделениями СЭС, между СЭС первого уровня управления в городах с районным делением, в области. Специалисты областных, городских с районным делением СЭС разрабатывают для этого базовые показатели деятельности для данной территории с учетом конкретной местной ситуации.

Технологии деятельности врача-гигиениста присуща цикличность — обратная связь блоков 3 и 1 и 4 и 1 в целях соответствующей коррекции системы, блоков 6 и 1 — в целях оптимизации деятельности отделений по улучшению ГСН иобес-чению санитарно-эпидемиологического благополучия обслуживаемой территории.

Системный подход позволяет перейти от понимания деятельности врачей-гигиенистов по функциям (предупредительный и текущий санитарный надзор, организационно-методическая работа) к определению их технологии — последовательности видов работ, их зависимости и взаимосвязи, выделению как основных функций осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора за подконтрольными объектами и функций управления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия обслуживаемой территории.

Модель технологии деятельности может найти применение в сфере практического здравоохранения — для изучения организации деятельности врачей-гигиенистов в СЭС и постоянного ее совершенствования, оценки качества организации и эффективности используемых форм работы, совершенствования оценки их труда и др. Модель технологии деятельности врачей гигиенистов позволяет совершенствовать подготовку студентов санитарно-эпидемиологического факультета, а также врачей-гигиенистов факультета усовершенствования по вопросам организации санитарно-эпидемиологического обслуживания и управления.

Применение системного подхода способствует формированию понимания ведущей роли каждого врача СЭС как основного организатора оздоровительных и профилактических мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия обслуживаемой территории.

ЛИТЕРАТУРА. Андреева И. М. Специализированная

медицинская помощь сельскому населению. Киев, 1977, Горбунова Г. В. — Гиг. и сан., 1980, № 10, с. 43—46. Калыо П. И. Сущность системного подхода и его применение в области здравоохранения. М., 1975. Калыо П. И. Современные проблемы управления здравоохранением. М., 1975. Касьяненко А. М. — Сов. здравоохр., 1979, № 11, с. 16—19. Ковшило В. Е., Церковный Г. Ф. Методические указания по оценке качества и эффективности деятельности санитарно-эпидемиологических учреждений. М., 1977. Организация санитарно-эпидемиологической службы./Лучина К. И., Емельянов П. И., Тер-Карапетян А. 3. М., 1977.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Румянцев Г. И., Данилин Г. //., Беляева Н. Н. и др. — Гиг.

"и сан., 1980, № 10, с. 41—43. Серенко А. Ф.. Ермаков В. В., Соболевский Г. //. и др. —

Сов. здравоохр., 1976, № 7, с. 8—15. Тер-Карапетян А. 3. и др. — Там же, 1977, № 4, с. 14—17. Хромченко О. М. Методика анализа деятельности городской районной санитарно-эпидемиологической станции. М„ 1974.

Шиган Е. И. О системном подходе в управлении здравоохранением. М., 1974.

Поступила 29.01.81

УДК 614.37:727.1] :378.6в1

Н. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, А. Г. Глущенко

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ ДЕТСКИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Киевский медицинский институт

Одним из важных разделов подготовки специалистов по гигиене детей и подростков является предупредительный санитарный надзор. Поэтому соответствующая кафедра уделяет большое внимание методологии и методике изложения этого раздела. За последние годы накоплен определенный опыт в преподавании предупредительного санитарного надзора.

При организации и проведении занятий исходим из основных принципов, заложенных в основу преподавания данной дисциплины: максимально используем индивидуальную творческую, самостоятельную работу студентов, приближенную к условиям деятельности врача, требуем изучения гигиенической и другой специальной литературы, а также официальных материалов, регла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.