Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Р С. Гильденскиольд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 614.72

Р. С. Гильденскиольд

Г ИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрнсмана

В 1980 г. введен в действие ГОСТ 17.2.3.0,2—78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями». Разработку названных правил следует рассматривать как один из элементов широкой программы реализации государственной политики Коммунистической партии и правительства, положенной в основу ряда важнейших законов и постановлений о здравоохранении, охране природы и улучшении использования природных ресурсов в народном хозяйстве СССР.

В принятом в 1980 г. законе «Об охране атмосферного воздуха» четко сформулированы задачи советского законодательства об охране атмосферного воздуха, направленные на регулирование общественных отношений в данной области в целях сохранения в чистоте и улучшения состояния атмосферы, предотвращения и снижения вредных химических, физических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, растительного и животного мира, народного хозяйства страны. При этом подчеркивается необходимость разработки и утверждения общесоюзных планов по охране атмосферного воздуха, установления единых нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, важность соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм в промышленном и гражданском строительстве.

Основным положением рассматриваемого ГОСТа (п. 1.1.) определяется, что ПДВ устанавливается для каждого источника загрязнения атмосферного воздуха при следующем условии: остаточные после максимальной очистки выбросы примесей от данного источника и совокупности источников города (населенного пункта) с учетом перспективы развития промышленных предприятий и особенностей рассеивания в рассматриваемом районе не создадут приземных уровней загрязнения, превышающих ПДК.

Регламентирующие ПДВ определяются с помощью методов расчета, приведенных в действу-

ющих «Указаниях по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» СН 369—74 (М., Стройиз-дат, 1975).

Разрабатываемые в соответствии с требованиями ГОСТа головными организациями (нам представляется, что таковыми будут подразделения республиканских, территориальных управлений Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды), ведомственными организациями (научно-исследовательскими институтами, проектно-конструктор-скими учреждениями и др.) при участии городских плановых комиссий, городских санэпидстанций, территориальных проектных организаций Госстроя СССР нормативы на выброс станут эффективным, плановым и оперативным фактором управления качеством окружающей среды.

Планом проведения работ по нормированию выбросов должно предусматриваться получение максимально полной информации, включающей перечень промышленных объектов, загрязняющих атмосферный воздух, характеристику и условия выброса вредных веществ, варианты расчетного установления ПДВ, разработку конкретных мероприятий по совершенствованию технологических процессов, повышению эффективности пылегазоулавливающих сооружений, в отдельных случаях — принятие решений о нере-профилизации предприятий, существенно загрязняющих воздушный бассейн города, создание и организацию санитарно-защитных зон.

Материалы разработок всесторонне обоснованных ПДВ являются основой при составлении перспективных планов экономического и социального развития территориально-промышленных комплексов, промышленных узлов, территориальных комплексных схем, генеральных планов развития городов и проектов по строительству и реконструкции объектов производственного и иного назначений.

Администрация действующих предприятий, располагая утвержденными местными органами УГКС и санитарными органами нормативами на выброс по каждому источнику и промышленному объекту в целом, имеет возможность повысить

качество инструментального контроля за содержанием вредных веществ в выбрасываемых в атмосферу газах, осуществляемого специальной службой ведомственного контроля по согласованной с представителями УГКС и санитарно-эпиде-мнологической службы программе, принять обоснованные решения по внедрению оздоровительных технических мероприятий с целью доведения реальных показателей выброса до требуемых норм в согласованные сроки.

При наличии утвержденных ПДВ контролирующие государственные органы (санитарная служба, подразделения УГКС) могут более объективно оценить эффективность уже внедренных мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух на отдельном предприятии или в промышленном районе, сравнивая их с примятыми в стране ПДК и уровнем фактического загрязнения атмосферы, устанавливаемым в соответствии с рекомендациями «Руководства по контролю загрязнения атмосферы» (Госкомгидромет СССР, Минздрав СССР. Л., Гидрометеоиздат, 1979), проанализировать материалы конкретных перспективных планов защиты воздушного бассейна от загрязнений, разрабатываемых предприятием.

В целях повышения достоверности утвержденных ПДВ и их оперативного использования материалы по установлению ПДВ оформляются в соответствии с требованиями ГОСТа и пересматриваются не реже одного раза в 5 лет (п. 1.7.).

В связи с тем что при разработке ПДВ не исключается, а только максимально обосновывается путь рассеивания промышленных выбросов в атмосфере с помощью высоких дымовых труб, вентиляционных шахт как наименее приемлемое в гигиеническом отношении техническое средство достижения ПДК па территории жилой застройки, следует несколько подробнее остановиться на этом вопросе.

При разработке проектной документации по формированию крупных промышленных узлов в отдельных случаях возникает необходимость организации более протяженных по сравнению с установленной «Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий» СН 245— 71 (Госстрой СССР. М., 1972) санитарной классификацией производств размером санитарно-за-щитной зоны. Это обусловлено тем, что по прогнозному расчету рассеивания, представляемому в специальном разделе проекта «Охрана окружающей среды», максимальные концентрации ожидаемого загрязнения атмосферы либо по отдельным веществам, либо с учетом суммации их биологического действия на организм превышают установленные гигиенические нормативы. Только на каком-то определенном расчетном расстоянии от источников выброса в результате рассеивания уровень вероятного загрязнения приземного слоя атмосферы окажется в пределах и ниже соответствующих ПДК, что подтверждает возможность размещения нового населенного пункта на этом

расстоянии в благоприятном по розе ветров направлении. Формально такое проектное решение не противоречит требованиям рассматриваемого ГОСТа.

Вместе с тем при таком подходе справедливо расценивать установленные уровни выброса для каждого источника и промышленного узла в целом с гигиенической точки зрения как не соответствующие понятию ПДВ. Значительное увеличение размеров санитарно-защитной зоны следует рассматривать как временное решение, результат недостаточного совершенства принятой в проекте технологии и эффективности пылегазо-улавливающих соооружений, чрезмерной концентрации производств в составе промышленного узла и др.

В подобной ситуации установленные ПДВ, с одной стороны, не исключают постоянного неблагоприятного воздействия выбрасываемых в атмосферу вредных веществ на окружающую природу, а с другой — не способствуют развитию технической мысли в осуществлении конкретных мероприятий по снижению отрицательного их влияния на окружающую среду. Высказанные соображения подтверждают правильность приведенного выше положения ГОСТа о необходимости периодического пересмотра установленных в каждом конкретном случае ПДВ.

Не менее важным в санитарно-гигиеническом отношении является включение в ГОСТ положения о поэтапном снижении выбросов вредных веществ в атмосферу от действующих предприятий до уровней, обеспечивающих соблюдение гигиенических нормативов или до полного предотвращения выбросов (п. 1. 2). Путь поэтапного оздоровления воздушного бассейна приемлем для городов и населенных пунктов, в атмосфере которых концентрации вредных веществ по объективным причинам в настоящее время несколько превышают ПДК. При этом на каждом этапе до обеспечения ПДВ временно устанавливаются согласованные выбросы вредных веществ на уровне выбросов предприятий с наилучшей технологией производства, аналогичных по мощности и технологическим процессам.

Гигиеническая позиция при разработке и согласовании уровней выбросов вредных веществ должна базироваться на основном и незыблемом положении о максимальном предотвращении вероятности неблагоприятного воздействия промышленных выбросов на состояние здоровья и условия жизни населения прилегающих городских районов.

С санитарно-гигиенической точки зрения следует считать совершенно недопустимым установление даже на короткий срок каких-либо уровней согласованных выбросов вредных веществ для производств, на которых в настоящее время показатели выбросов не могут быть доведены до установленных ПДВ при систематическом обна-

ружепии с помощью лабораторных исследований недопустимо высоких уровней наблюдаемого фактического загрязнения атмосферного воздуха прилегающих жилых территорий.

В подобных случаях оправданным является принятие решения о выводе предприятия на другую площадку или его перепрофнлизации, что соответствует п. 1.5. настоящего ГОСТа.

Установление на определенный срок тех или иных показателей согласованных выбросов вредных веществ может считаться приемлемым только для жилых районов, где суммарное фоновое загрязнение атмосферного воздуха лишь незначительно превышает установленные нормативы. Однако и в данном случае целесообразно предусматривать защитные планировочные мероприятия, позволяющие на весь период действия утвержденных согласованных выбросов вредных веществ преотвратить неблагоприятное влияние этих выбросов: создание более протяженных са-нитарно-защитных зон при наличии свободных от застройки территорий, организацию временной зоны строгого строительного режима, в который не допускается новое жилищное строительство, и вывод детских учреждений из этой зоны, использование наиболее близко расположенных жилых зданий по другому назначению и др.

В процессе разработки проектов нового промышленного строительства при решении вопросов санитарной охраны атмосферного воздуха единственным допустимым критерием оценки выбросов должны являться ПДВ.

Важно еще раз подчеркнуть, что установленные ПДВ и согласованные выбросы вредных веществ должны всегда носить конкретный и локальный характер, учитывать не только перспективу развития предприятий промышленного района города или промышленного узла, материалы максимально полной паспортизации выбросов, но и физико-географические и климатические условия местности их размещения, взаиморасположение промышленных и селитебных территорий, санаториев, зон отдыха населения городов и др.

Таким образом, введение в действие ГОСТа на правила установления допустимых выбросов в атмосферу вредных веществ промышленными предприятиями будет безусловно способствовать решению проблемы охраны окружающей среды от загрязнений, тем более если при разработке ПДВ (согласованных выбросов вредных веществ) будут тщательно анализироваться и учитываться в конкретном преломлении гигиенические вопросы охраны атмосферного воздуха.

Поступила 08.09 80

УДК 613:614.25

Г. Ф. Емельянова, Г. В. Горбунова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ

Днепропетровский медицинский институт

Важнейшим условием повышения качества государственного санитарного надзора (ГСН) является дальнейшее совершенствование подготовки врачей-гигиенистов и эпидемиологов. Особые требования практическое здравоохранение предъявляет к выпускникам санитарно-гигиенического факультета в области организации санитарно-эпидемиологического обслуживания, чему I с каждым годом придается все большее значение. I Вместе с тем большинство практических врачей к санэпидстанции (СЭС) отмечают недостаточную Н подготовку в вузе по указанным вопросам И (Г. И. Румянцев и соавт.; Г. В. Горбунова, и др.). В Существующий функциональный подход к содер-■ жанию деятельности врачей-гигиенистов (пред-г учредительный и текущий санитарный надзор, г организационно-методическая работа) не дает представления о взаимосвязи различных видов I работ в процессе деятельности врачей СЭС.

Современная санитарно-эпидемиологическая служба представляет собой сложную открытую систему, имеющую значительное число внешних и внутренних, вертикальных и горизонтальных связей в целях обеспечения санитарно-эпидемио-

логического благополучия на обслуживаемой территории. Применение системного подхода при изучении здравоохранения, его учреждений, организации и процессов труда изложено в работах П. И. Калыо, Е. Н. Шигана, И. М. Андреевой, А. Ф. Серенко и соавт., В. М. Гончарова и соавт., в которых особо подчеркивается роль системной «технологии». Методологическое значение системного подхода, как отмечает П. И. Калью, состоит в том, что он является средством анализа, расчленения системы на подсистемы и элементы, а также средством выбора способа объединения частей в целое, т. е. синтеза, позволяет выявить компоненты, из которых слагаются система и характер взаимосвязей между ними.

Схема функционирования санитарно-эпидемиологической службы принципиально аналогична для всех систем: вход, процессы (действия, операции), выход из системы, обратная связь (П. И. Калью).

Разработанная нами схема функционирования системы санитарно-эпидемиологической службы (схема 1) — модификация таковой здравоохранения (П. И. Калью).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.