управления внутренних дел и промышленных предприятий и т. д.
Сотрудники Федерального НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава РФ не предложили, на наш взгляд, наиболее реальный и перспективный путь ГОВ — введение в учебных заведениях всех уровней нового предмета — валеологии.
У валеологии много противников среди медиков, которые считают, что профилактикой заболеваний занимаются специально подготовленные врачи-гигиенисты и эпидемиологи. Но валеология — не только профилактика заболеваний, а и наука, направленная на укрепление здоровья здорового человека. Валеология родилась на стыке многих наук и с большим трудом завоевывает себе право на существование.
Недавние выступления на страницах "Медицинской газеты" профессоров В. П. Петленко, И. Деревянко, Г. Апанасенко. В. Волкова, В. Марченко, доцентов А. Семенова, Ю. Бохтина и др. показывают, как много организационных вопросов в системе здравоохранения и образования необходимо решить, чтобы наладить эффективное гигиеническое образование и воспитание населения и в первую очередь учащейся молодежи.
Следует отметить, что в дискуссиях на страницах "Медицинской газеты" о необходимости введения валеологии в систему образования не указывается, что валеология уже приобрела статус новой медицинской специальности.
В Рязанском государственном медицинском университете им. акад. И. П. Павлова был составлен и в последствии утвержден Государственный образовательный стандарт по подготовке врачей-валеологов-преподавате-лей. На основании представленных нами документов 30.11.95 Межведомственным экспертным советом по государственным стандартам было принято решение о внесении в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования специальности 040700 "валеология". Это решение подтверждено приказом Госкомвуза РФ № 380 от 04.03.96. Подготовка выпускников поданной специальности разрешена двум министерствам: Министерству здравоохранения РФ — подготовку выпускников с квалификацией "врач-валеолог-преподаватель" и Министерству общего и профессионального образования РФ — подготовку выпускников с квалификацией "учитель валеологии".
В Рязанском государственном медицинском университете в 1996 г. открыт первый в медицинских вузах России факультет валеологии (лицензия № 414, приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.03.97). Содержание профессиональной образовательной программы по специальности 040700 "валеология", определенной Госстандартом, нацеливает выпускников медицинского вуза на врачебную деятельность по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья как различных организованных групп населения, так и отдельных лиц. Врач-валеолог в первую очередь должен владеть методами количественной и качественной оценки
показателей здоровья, их резервов, профилактики снижения этих резервов и коррекции их отклонений от нормы.
Врачи-валеологи могут работать в кабинетах профилактики поликлиник (которых пока недостаточно в России, специалистов для которых еще нигде не готовят), отделениях восстановительного лечения или центрах реабилитации, во врачебно-физкультурнкх диспансерах, санаториях и других медицинских оздоровительных учреждениях.
Наиболее социально значимой задачей, стоящей перед врачами-валеологами, является обучение школьников основам здоровья, т. е. образовательная деятельность врача-вачеолога-преподавателя направлена на сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи.
Чтобы выпускник медицинского вуза пришел в образовательное учреждение преподавать новый предмет ва-леологию, Минздраву РФ необходимо решить ряд проблем с Министерством общего и профессионального образования РФ и с Комитетом РФ по труду. Эти проблемы, на наш взгляд, сводятся к следующему.
1. В учреждениях образования необходимо ввести должность врача-валеолога для преподавания валеологии и одновременного выполнения функции школьного врача.
2. Врач-валеолог на должности преподавателя и врача школы должен получать заработную плату по тарифной сетке как врач, а не как педагог.
3. В Устав каждой школы необходимо внести запись о праве ведения оздоровительно-профилактической деятельности силами врачей-валеологов.
4. Врачу-валеологу на должности преподавателя школы должен идти медицинский стаж, а не педагогический.
5. От Министерства общего и профессионального образования РФ Минздраву РФ необходимо получить заказ на подготовку врачей-валеологов-преподавателей для образовательных учреждений.
На необходимость введения обучения учащихся образовательных учреждений и студентов вузов знаниям о здоровом образе жизни еще в 1984 г. указала Исследовательская группа ВОЗ по проблемам молодежи, разрабатывающая стратегию достижения здоровья для всех к 2000 г. (Серия технических докладов, 731, Женева, 1987 г.). Обращаясь к правительствам всех стран, эксперты ВОЗ указывают много составляющих данной стратегии, среди которых следует отметить наиболее главные:
— обеспечение медико-санитарной помощи молодым людям с целью сохранения и улучшения их состояния здоровья;
— прохождение молодыми людьми курса специальной подготовки по вопросам здорового образа жизни;
— обеспечение участия молодых людей и переложения на них части ответственности в разработке политики и планирования стратегий в области охраны их здоровья.
Подготовка учителей здоровья, о которых говорится в Концепции, уже начата на факультете валеологии Рязанского медицинского университета и за ним, по нашему мнению, должны последовать другие медицинские вузы.
Поступила 31.10.97
© Б. В. ЛИМИН. 1999 УДК 614.3/.4(470.12)
Б. В. Лимчн
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Центр Госсанэпиднадзора в Вологодской области
Отдельные элементы социально-гигиенического мониторинга (СГМ) использовались в практической деятельности санитарно-эпидемиологической службы с самого начала ее формирования как системы. Примерами таких элементов могут служить: постановка эпидемиологического диагноза при расследовании групповой и вспышечной заболеваемости инфекционными болезнями, расследование случаев профессиональных заболева-
ний или анализ заболеваемости с временной потерей трудоспособности рабочих промышленности и сельскохозяйственного производства, разработка и внедрение ПДК, ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) и др.
Опыт создания и эксплуатации в России первых систем наблюдения за состоянием здоровья людей и факторами окружающей среды ("АГИС—Здоровье1', "Пестици-
ды", "Профзаболеваемость") подтверждают гипотезу о необходимости построения моделей наблюдения, позволяющих выход на причинно-следственные связи между отдельными факторами окружающей среды и состоянием заболеваемости конкретных групп населения.
Идея построения государственной системы СГМ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.10.94 № 1146 "Об утверждении Положения о социаль-но-гигиеническом мониторинге" вытекает из ст. 32 закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". где сказано, что государственный санитарный надзор включает в себя наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды ее обитания.
Построение такой системы, вероятно, было бы оправданно при условии выполнения указанного постановления в части финансирования, а также обеспечения финансирования местных и региональных программ социально-гигиенического мониторинга из муниципальных бюджетов.
При существующем социально-экономическом положении в стране, серьезном дефиците кадрового и технического потенциала в службе внедрение СГМ на высоком технологическом уровне в практическую деятельность службы Госсанэпиднадзора не возможно без радикальных мер по реструктуризации службы на региональном и местном уровнях.
В такой же степени потребность радикальной реорганизации санитарно-эпидемиологической службы области обусловлена серьезными изменениями демографической структуры, особенно сельского населения, миграционными процессами, урбанизацией, смещением промышленного потенциала и сельскохозяйственного производства на индустриальной основе в направлении промышленных центров, коренными изменениями транспортных связей на всей территории области.
В Вологодской обл. более 10 лет назад начаты новые организационно-методические подходы по реорганизации службы госсаэпиднадзора, ее структуры по принципу межрайонного обслуживания.
Ее стратегическими задачами являются:
— равноценное высококвалифицированное, специализированное врачебное обеспечение Госсанэпиднадзора на городском и сельском уровнях;
— обеспечение достоверного лабораторного мониторинга за средой обитания на базе мощных аккредитованных санитарно-гигиенических и микробиологических лабораторий;
— концентрация и эффективное использование кадрового и технического потенциала службы;
— повышение экономической эффективности деятельности службы.
Одной из важнейших задач являются построение и реализация СГМ как технологии обеспечения Госсанэпиднадзора.
Для реализации этого направления в деятельности гос-санэпидслужбы были определены необходимые условия:
— нацеленность службы на достижение конечного результата — улучшение здоровья населения вследствие снижения влияния факторов риска среды обитания;
— переход от объективного надзора к факторному надзору с расчетом оптимально необходимых объемов лабораторных исследований;
— рациональное распределение функций между территориями, межрайонными центрами Госсанэпиднадзора (ГСЭН) и центром ГСЭН в Вологодской обл.;
— разработка оптимальной и достоверной системы мониторинга за состоянием факторов, формирующих среду обитания, показателями здоровья населения;
— создание информационной компьютерной системы;
— достаточное финансовое и ресурсное обеспечение подразделений службы в соответствии с их функциями.
В развитии данной системы было разработано 4 комплексные региональные программы: программа развития госсанэпидслужбы на период 1993—1996 гг., программа реорганизации и реформирования санэпидслуж-
бы, программа СГМ, программа реорганизации и реформирования лабораторной службы по обеспечению Госсанэпиднадзора.
Были разработаны и приняты концепция по изучению влияния факторов окружающей среды на здоровье населения, а также программа мероприятий по внедрению СГМ и ее технико-экономическое обоснование.
В ходе реализации намеченных направлений развития госсанэпидслужбы области разработаны и внедрены в практику общие системные подходы к организации СГМ:
1. Разработаны и внедрены в практику работы центра ГСЭН в Вологодской обл. и в 8 межрайонных центрах показатели мониторинга здоровья и факторов окружающей, социальной и производственной среды. Их определено в количестве 92, размешены они в следующие блоки:
— блок социально-экономических показателей — 28;
— блок гигиенических показателей — 27;
— блок показателей, характеризующих здоровье, — 28;
— показатели, характеризующие производственную среду — 9.
2. Создано единое информационное пространство с целью получения и обработки информации баз данных по показателям здоровья и среды обитания государственных и ведомственных систем наблюдения. В основе создания единого информационного пространства положены единые информационные технологии сбора, обработки и анализа существующих баз данных по фактору здоровья и среды обитания и алгоритмов поиска.
Информационная технология функционирует в информационной среде, которая представляет собой систему, предназначенную для информирования и координации государственных, политических, общественных групп по медико-санитарным проблемам и путях их решения, включающих в себя аппаратные и программные средства, коммуникационные каналы передачи информации. На территории области функционируют комплексные программы "ЕСЛНК" и "Здоровье", включающие в себя 28 программ компьютерной поддержки Все межрайонные и территориальные центры компьютеризированы, из них центр ГСЭН в Вологодской обл., Череповецкий территориальный центр ГСЭН и Сокольский межрайонный центр ГСЭН, имеют локальные вычислительные сети, в 7 центрах функционирует модемная связь, в других районах — факсы.
В настоящее время важнейшей задачей является отработка взаимодействия между структурными подразделениями центра ГСЭН, которая видится нам не в сосредоточении всей деятельности по мониторингу на базе одного отдела СГМ, а в тесном взаимодействии всех оперативных отделов и лабораторий, каждый из которых работает по своему направлению, анализирует результаты своей работы. Результаты комплексной аналитической работы всех отделов дадут возможность устанавливать причинно-следственные связи в системе окружающая среда—здоровье населения.
Функциональная система предполагает рациональное распределение функций между центрами ГСЭН разного уровня управления от простого к сложному; стандартизацию и алгоритмизацию методов и приемов работы центров ГСЭН при выполнении той или иной функции; создание такой системы в рамках существующей штатной численности учреждений службы с проведением переподготовки всех специалистов службы по технологии выявления факторов и управления рисками.
На этапах организации и ведения системы СГМ предусматривается и выполнение задач по комплексу работ оценки состояния здоровья населения области и окружающей среды, выявление причинно-следственных связей между показателями здоровья и факторами риска окружающей среды. Выделение приоритетных территорий объектов с высокой степенью загрязнения. Разработка и формирование комплекса мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды и улучшение здоровья населения. Оценка эффективности и корректировки данных мероприятий, прогнозирования.
СГМ в области сегодня определяет:
— неблагополучные тенденции в состоянии здоровья населения, демографическую ситуацию, приоритетные формы заболеваний на каждой территории, онкологическую заболеваемость и ее локализацию, ожидаемую продолжительность жизни (основной интегральный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия), физическое развитие и инвалидность;
— неблагополучные тенденции в состоянии факторов среды обитания (атмосферный воздух, питьевая вола);
— факторы риска, формирующие санптарно-эпиде-мическую обстановку в области;
— рациональную организацию структуры и оптимальный набор функций санэпидслужбы на каждой территории;
— тенденция в среде обитания и здоровье;
— прогноз состояния среды обитания и здоровья населения;
— качество управления санитарно-эпидемическим благополучием населения обслуживаемой территории с наименьшими финансовыми и ресурсными затратами.
Опыт последующих лет показывает, что изучение состояния здоровья должно быть ориентировано не столь-
ко на указанные показатели, сколько на выявление начальных изменений в здоровье населения, которые еще не являются патологическими, но в дальнейшем могут приводить к заболеванию. Необходима разработка системы надежных показателей и диагностического алгоритма с использованием недорогих методов для оценки и прогнозирования предпатологических состояний организма с целыо массовой диагностики.
В настоящее время в области накоплена хорошая база данных, характеризующая состояние здоровья и среду обитания человека. Но отсутствуют единые методологические подходы к эколого-эпидемиологической оценке изменения здоровья населения в связи с воздействием факторов риска окружающей среды. Не разработаны критерии оценки эколого-эпидемиологической ситуации на территории с позиции ущерба для здоровья населения.
Результаты многолетних исследований в области практического изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения позволяют сформировать те приоритетные направления, которые смогут помочь реализовать данную проблему в практическом здравоохранении.
Поступила 26.06.9Ь'
© В. Е. ПОЛЯК. 1999 УДК 614.3/.4(470.311)
В. Е. Поляк
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА ГОССАНЭПИДНАДЗОРА В ЩЕЛКОВСКОМ РАЙОНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Центр Госсанэпиднадзора в Щелковском районе Московской обл.
За 60 лет, прошедших со времени организации Щелковской районной санэпидстанции (СЭС), маленькая СЭС, размещавшаяся в деревянном домике, постепенно превратилась в крупный центр Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), занимающий типовой комплекс специально выстроенных зданий, в котором трудится большой коллектив специалистов с высшим и средним специальным образованием, имеется хорошая лабораторная база, оснащенная современным оборудованием. Все это дает возможность проводить плановую и оперативную работу по санитарному обследованию подконтрольных объектов различного профиля с максимальным применением инструментальных и лабораторных методов обследований и исследований по единым методикам, оценке полученных результатов, выработке оптимальных решений, предъявлению хозяйственным организациям четко обоснованных требований и контролировать их выполнение.
Коллектив СЭС, а затем ЦГСЭН, который тщательно подбирался и воспитывался на протяжении десятилетий, характеризуется большой стабильностью, многие сотрудники работают в нем по 30, 40 лет и более, некоторые из них в трудовой книжке имеют только одну запись — о приеме на работу. Все это способствует сплочению коллектива, большому взаимопониманию работников различных отделов и отделений, возможности комплексного решения многих, зачастую весьма сложных вопросов.
Врачи ЦГСЭН периодически повышают свою квалификацию на курсах и семинарах соответствующего профиля, преимущественно в Российской медицинской академии последипломного образования, а санитарные фельдшера — в ЦГСЭН в Московской обл. О степени квалификации кадров ЦГСЭН в Щелковском районе свидетельствует то, что 10 врачей ЦГСЭН имеют высшую категорию и 6 — первую, 6 санитарных фельдшеров имеют высшую категорию и 7 — первую.
Одной из характерных особенностей деятельности Щелковской СЭС, а затем и ЦГСЭН является проводимая на протяжении почти 40 лет комплексная работа всех отделов и отделений и целенаправленность обсле-
дований и исследований, осуществляемых оперативными отделами и отделениями совместно с соответствующими лабораториями, т. е. вся работа ЦГСЭН построена и осущест&ляется по системе единого звена. Это дает возможность глубокого и всестороннего изучения текущих и перспективных проблем и вопросов, разработки необходимых конкретных оздоровительных мероприятий, обоснованных и четко сформулированных требований, предъявляемых руководителям промышленных предприятий и хозяйственных организаций, начиная с городских и районных организаций и вплоть до соответствующих министерств. Не случайно целый ряд предложений и требований Щелковской СЭС (ЦГСЭН) рассматривался не только республиканскими и союзными министерствами, но и Советами Министров РСФСР и СССР.
Так, результаты изучения степени загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами Щелковского химического завода — диоксидом азота и аэрозолем серной кислоты (за 16 лет было выполнено более 4 тыс. лабораторных исследований проб воздуха), влияния этих выбросов на санитарно-бытовые условия населения, проживающего в окружении завода и контрольном районе города (1877 анкет опроса), на здоровье населения по материалам первичной обращаемости в поликлиники взрослого населения (4 тыс. человек); углубленных осмотров детей школьного возраста (535 детей); обращаемости в поликлиники (388 детей); физического развития детей школьного возраста (469 детей) были статистически обработаны и позволили обосновать необходимость проведения комплекса оздоровительных технологических, санитарно-технических и планировочных мероприятий. В результате осуществления этих мероприятий эксплуатация цеха башенной серной кислоты была прекращена (оборудование демонтировано, башни и стены цеха взорваны, строительный мусор вывезен за пределы завода); в цехе контактной серной кислоты исходное сырье (серный колчедан) было заменено на элементарную серу, выстроены высокоэффективные газоочистные сооружения (степень очистки 99,7%). Был разработан проект организации санитарно-защитной зонь; (СЗЗ) во-