новесия. Хороший эффект в этом плане дало применение унитиола и витамина С [4].
Таким образом, результаты исследований свидетельствуют, что на организм работников АТС действует комплекс факторов производственной среды: высокая нервно-эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, монотония, свинец, инфразвук и электромагнитное поле.
Ведущими нозологическими формами в структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности являются психические расстройства, заболевание женских половых органов и патология беременности.
Воздействие комплекса факторов, и в первую очередь "малых" уровней интенсивности инфразвука, ЭМП и свинца, ведет к снижению ПЭМ, тиол-дисульфидного коэффициента и активности ЛДГ, что указывает на уменьшение энергетических про-
цессов, резкое снижение выносливости к статическим нагрузкам, снижение возбудимости нервных
процессов и быстрое утомление работников АТС.
Литература
1. Бабенко К. В. // Гиг. и сан. — 1970. — № 3. — С. 93-94.
2. Бабенко К. В. Ц Там же. - 1976. - № 3. - С. 116.
3. Колмаков В. И. // Цитология. — 1976. — № 7. — С. 80.
4. Костюшков Е. В. // Тиоловые соединения в биохимических механизмах патологических процессов. — Л., 1979. - С. 77-84.
5. Кочетов Г. А. Практическое руководство по энзи-мологии. — М., 1980.
6. Любченко П. //., Ревич Б. А.. Дуплянкчн С. А. и др. // Гиг. труда. - 1986. - № 4. - С. 33-37.
7. Соколовский В. В., Белозерова Л. А., Огурцова Р. Е. // Лаб. дело. - 1977. - № 1. - С. 26-27.
Поступила 09.10.97
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1999 УДК 613:364.464
Е. А. Строев, В. Д. Прошляков, А. А. Ляпкало ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова
Здоровье населения находится в тесной связи с социально-экономическими условиями, факторами среды обитания, состоянием здравоохранения, его профилактической направленностью, образом жизни и др. Оценивая состояние здоровья населения России, следует указать на ряд неблагоприятных тенденций его динамики в последние годы: отрицательный прирост населения, сокращение продолжительности жизни, снижение уровня рождаемости, неуклонный рост заболеваемости и смертности, в том числе младенческой, ухудшение здоровья детей, рост алкоголизма, наркомании и др.
На указанные выше неблагоприятные тенденции существенное влияние оказывают низкая грамотность населения в медицинских и гигиенических вопросах, неумение контролировать, сохранять и укреплять свое здоровье и как следствие — пренебрежительное отношение к нему. В связи с этим разработанная Федеральным НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава РФ "Концепция сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического образования и воспитания", на наш взгляд, является своевременной, актуальной и представляет собой достаточно емкий документ, предлагающий 5 ключевых областей деятельности по укреплению здоровья населения:
— разработка государственной социальной политики, направленной на увеличение потенциала здоровья, и ее законодательное закрепление;
— создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья человека;
— усиление деятельности по укреплению здоровья на коммунальном (местном) уровне;
— развитие и совершенствование индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
— переориентация служб здравоохранения на активные действия по предотвращению заболеваний и укреплению здоровья.
Если проанализировать намечаемые пути деятельности по оздоровлению населения России, то, на наш взгляд, самым коротким и реальным путем является гигиеническое обучение и воспитание (ГОВ) учащейся молодежи, а через нее и всего населения. ГОВ дает человеку знания о составляющих здоровья, средствах его сохранения и укрепления и позволяет сформировать здоровый образ или стиль жизни.
Ближайшие и долгосрочные цели и задачи ГОВ, сформулированные в Концепции, предполагается решать в рамках существующей системы здравоохранения. Возглавить реализацию программ профилактической и оздоровительной направленности в регионах, как указано в Концепции, должны центры медицинской профилактики, а также центры Госсанэпиднадзора, центры профилактики и борьбы со СПИДом, центры планирования семьи и соответствующие подразделения лечебно-профилактических учреждений с широким привлечением средств массовой информации.
Учитывая многолетние результаты деятельности центров медицинской профилактики (в прошлом домов санитарного просвещения) с их малочисленным штатом сотрудников, значительно сократившимся в нынешних трудных экономических условиях, можно с уверенностью предположить, что детально разработанная и научно обоснованная Концепция вновь не будет реализована, как это случилось со многими другими программами.
ГОВ, без которого невозможно реализовать разработанную программу, может быть осуществлено, как считают разработчики Концепции, только в условиях тесного партнерства и сотрудничества законодательных и правительственных структур, департаментов здравоохранения и образования, социальной защиты и культуры регионов,
управления внутренних дел и промышленных предприятий и т. д.
Сотрудники Федерального НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава РФ не предложили, на наш взгляд, наиболее реальный и перспективный путь ГОВ — введение в учебных заведениях всех уровней нового предмета — валеологии.
У валеологии много противников среди медиков, которые считают, что профилактикой заболеваний занимаются специально подготовленные врачи-гигиенисты и эпидемиологи. Но валеология — не только профилактика заболеваний, а и наука, направленная на укрепление здоровья здорового человека. Валеология родилась на стыке многих наук и с большим трудом завоевывает себе право на существование.
Недавние выступления на страницах "Медицинской газеты" профессоров В. П. Петленко, И. Деревянко, Г. Апанасенко. В. Волкова, В. Марченко, доцентов А. Семенова, Ю. Бохтина и др. показывают, как много организационных вопросов в системе здравоохранения и образования необходимо решить, чтобы наладить эффективное гигиеническое образование и воспитание населения и в первую очередь учащейся молодежи.
Следует отметить, что в дискуссиях на страницах "Медицинской газеты" о необходимости введения валеологии в систему образования не указывается, что валеология уже приобрела статус новой медицинской специальности.
В Рязанском государственном медицинском университете им. акад. И. П. Павлова был составлен и в последствии утвержден Государственный образовательный стандарт по подготовке врачей-валеологов-преподавате-лей. На основании представленных нами документов 30.11.95 Межведомственным экспертным советом по государственным стандартам было принято решение о внесении в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования специальности 040700 "валеология". Это решение подтверждено приказом Госкомвуза РФ № 380 от 04.03.96. Подготовка выпускников поданной специальности разрешена двум министерствам: Министерству здравоохранения РФ — подготовку выпускников с квалификацией "врач-валеолог-преподаватель" и Министерству общего и профессионального образования РФ — подготовку выпускников с квалификацией "учитель валеологии".
В Рязанском государственном медицинском университете в 1996 г. открыт первый в медицинских вузах России факультет валеологии (лицензия № 414, приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.03.97). Содержание профессиональной образовательной программы по специальности 040700 "валеология", определенной Госстандартом, нацеливает выпускников медицинского вуза на врачебную деятельность по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья как различных организованных групп населения, так и отдельных лиц. Врач-валеолог в первую очередь должен владеть методами количественной и качественной оценки
показателей здоровья, их резервов, профилактики снижения этих резервов и коррекции их отклонений от нормы.
Врачи-валеологи могут работать в кабинетах профилактики поликлиник (которых пока недостаточно в России, специалистов для которых еще нигде не готовят), отделениях восстановительного лечения или центрах реабилитации, во врачебно-физкультурнкх диспансерах, санаториях и других медицинских оздоровительных учреждениях.
Наиболее социально значимой задачей, стоящей перед врачами-валеологами, является обучение школьников основам здоровья, т. е. образовательная деятельность врача-вачеолога-преподавателя направлена на сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи.
Чтобы выпускник медицинского вуза пришел в образовательное учреждение преподавать новый предмет ва-леологию, Минздраву РФ необходимо решить ряд проблем с Министерством общего и профессионального образования РФ и с Комитетом РФ по труду. Эти проблемы, на наш взгляд, сводятся к следующему.
1. В учреждениях образования необходимо ввести должность врача-валеолога для преподавания валеологии и одновременного выполнения функции школьного врача.
2. Врач-валеолог на должности преподавателя и врача школы должен получать заработную плату по тарифной сетке как врач, а не как педагог.
3. В Устав каждой школы необходимо внести запись о праве ведения оздоровительно-профилактической деятельности силами врачей-валеологов.
4. Врачу-валеологу на должности преподавателя школы должен идти медицинский стаж, а не педагогический.
5. От Министерства общего и профессионального образования РФ Минздраву РФ необходимо получить заказ на подготовку врачей-валеологов-преподавателей для образовательных учреждений.
На необходимость введения обучения учащихся образовательных учреждений и студентов вузов знаниям о здоровом образе жизни еще в 1984 г. указала Исследовательская группа ВОЗ по проблемам молодежи, разрабатывающая стратегию достижения здоровья для всех к 2000 г. (Серия технических докладов, 731, Женева, 1987 г.). Обращаясь к правительствам всех стран, эксперты ВОЗ указывают много составляющих данной стратегии, среди которых следует отметить наиболее главные:
— обеспечение медико-санитарной помощи молодым людям с целью сохранения и улучшения их состояния здоровья;
— прохождение молодыми людьми курса специальной подготовки по вопросам здорового образа жизни;
— обеспечение участия молодых людей и переложения на них части ответственности в разработке политики и планирования стратегий в области охраны их здоровья.
Подготовка учителей здоровья, о которых говорится в Концепции, уже начата на факультете валеологии Рязанского медицинского университета и за ним, по нашему мнению, должны последовать другие медицинские вузы.
Поступила 31.10.97
© Б. В. ЛИМИН. 1999 УДК 614.3/.4(470.12)
Б. В. Лимчн
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Центр Госсанэпиднадзора в Вологодской области
Отдельные элементы социально-гигиенического мониторинга (СГМ) использовались в практической деятельности санитарно-эпидемиологической службы с самого начала ее формирования как системы. Примерами таких элементов могут служить: постановка эпидемиологического диагноза при расследовании групповой и вспышечной заболеваемости инфекционными болезнями, расследование случаев профессиональных заболева-
ний или анализ заболеваемости с временной потерей трудоспособности рабочих промышленности и сельскохозяйственного производства, разработка и внедрение ПДК, ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) и др.
Опыт создания и эксплуатации в России первых систем наблюдения за состоянием здоровья людей и факторами окружающей среды ("АГИС—Здоровье1', "Пестици-