Научная статья на тему 'Становление в России педагогической деятельности в области профилактики и здорового образа жизни'

Становление в России педагогической деятельности в области профилактики и здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / HEALTH EDUCATION / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочанов А.М.

Ведущим специалистам здравоохранения медицина будущего видится как медицина профилактическая. Задача настоящего обзора проследить эволюцию отечественной профилактической медицины и ассоциированной с ней педагогической системы медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATIONAL WORK RUSSIA IN THE AREA OF PREVENTATIVE MEASURES AND HEALTHY LIFE-STYLE

The medicine of the future is seen by healthcare professionals as preventive medicine. The purpose of this review to trace the evolution of the national preventive medicine and its associated educational system of medical education.

Текст научной работы на тему «Становление в России педагогической деятельности в области профилактики и здорового образа жизни»

СТАНОВЛЕНИЕ В РОССИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

FORMATION OF EDUCATIONAL WORK RUSSIA IN THE AREA OF PREVENTATIVE MEASURES AND HEALTHY LIFE-STYLE

А. М. Кочанов

Ведущим специалистам здравоохранения медицина будущего видится как медицина профилактическая. Задача настоящего обзора - проследить эволюцию отечественной профилактической медицины и ассоциированной с ней педагогической системы медицинского образования.

Ключевые слова: гигиеническое воспитание, здоровый образ жизни, педагогическая деятельность, медицинское образование.

В царской России вопросы общественного здоровья и системы профилактики заболеваний на государственном уровне не обсуждались. Это было связано с отсутствием государственной системы здравоохранения. Тем не менее начало преподавания гигиены как основной профилактической медицинской дисциплины с открытием соответствующих кафедр в медицинских вузах и факультетах страны относится к концу XIX в.

Первая мировая война, революция и гражданская война привели к невиданной разрухе, росту эпидемической заболеваемости и смертности, беспризорности и бродяжничеству. Поэтому Советская власть с первых лет существования предприняла решительные и эффективные меры по укреплению общественного здоровья населения. В. И. Ленин отмечал, что «здоровье - это казенное имущество», и его необходимо беречь. Уже в 1917 г. был издан декрет «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени», что имело огромное значение для здоровья трудящегося населения. Тогда же были заложены основы государственной системы профилактики заболеваний, доступной медицины и массового физкультурного движения населения России.

После Октябрьской революции 1917 г. на педагогическую систему подготовки медицинского персонала по вопросам профилактики оказывали влияние потребности зарождающейся системы здравоохранения России, ее экономическое состояние, первые декреты Советской власти. Необходимо было не только больше готовить медицинских сестер, фельдшеров и акушерок, но и внести изменения в учебные планы и программы для решения имевшихся проблем по охране здоровья и оказанию медицинской помощи населению. Поэтому не случайно в феврале 1919 г. приказом Народного комиссариата здравоохранения и Российским обществом Красного Креста было утверждено Положение о школах медицинских сестер, а также учебные

A. M. Kotchanov

The medicine of the future is seen by healthcare professionals as preventive medicine. The purpose of this review - to trace the evolution of the national preventive medicine and its associated educational system of medical education.

Keywords: health education, healthy lifestyles, educational activities, medical education.

планы и программы, рассчитанные на 3 года обучения. Учитывая большую потребность в этих специалистах, тогда на обучение принимались и лица, имеющие только начальное (2 класса) образование. Соответственно, и гигиеническое воспитание (в разные исторические периоды использовались различные названия: санитарная пропаганда, санпросветработа, санитарное просвещение), как целенаправленное воздействие на широкие слои населения, так и педагогическая деятельность при подготовке медицинских кадров существует и развивается в нашей стране с 1920-х гг., пройдя большой путь от внедрения элементов гигиенической грамотности до формирования санитарно-гигиенической культуры и становления системы государственной санитарно-эпидемиологической и педагогической деятельности.

К началу 1925 г. в стране сформировались 9 типов средних медицинских учебных заведений со сроком обучения от 6 мес до 4 лет, профилактическую направленность из них имели два: двухгодичные курсы санитарных помощников и курсы дезинфекторов со сроком обучения 6 мес. Необходимо отметить, что в новых учебных планах, как и в измененных в 1919 г., предусматривалась подготовка медицинских сестер, владеющих четко отработанными медицинскими манипуляциями и являющихся помощниками врача. Так закреплялся исторически сложившийся тип медицинской сестры как исполнителя лечебно-профилактических, диагностических и реабилитационных назначений врача.

Единая система среднего медицинского образования была создана в 1936 г. и подчинялась Наркомздраву СССР. Задачи ее были определены постановлением Правительства «О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров». Постановление предусматривало увеличение числа средних медицинских учебных заведений.

В период Великой Отечественной войны одной из основных задач санитарного просвещения, проводившегося с довольно широким размахом, явилось обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на фронте и в тылу. Издавалась научно-популярная литература санитарной и противоэпидемической направленности, проводились лекции и беседы. Ведущая роль в проведении этой работы принадлежала медицинским работникам, в том числе профилактической направленности.

В послевоенный период в стране увеличилась потребность практического здравоохранения страны в квалифицированных медицинских работниках. Поэтому в 1946 г. Министерство здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы, которые предусматривали более глубокое преподавание теоретических дисциплин и улучшение практической подготовки выпускников медицинских школ. В 1953 г. в соответствии с решением Министерства здравоохранения СССР была проведена реорганизация медицинских школ в медицинские училища и ликвидирована их многопрофильность. Были определены сроки обучения в зависимости от общеобразовательной подготовки поступающих (8 или 10 классов образования). К этому же времени относится окончательное выделение гигиены в самостоятельную учебную дисциплину и начало подготовки специалистов медицинской профилактики со средним образованием (санитарных врачей и фельдшеров). К этому же периоду относится открытие санитарно-гигиенических факультетов при ведущих медицинских институтах страны.

Во второй половине XX в. советским здравоохранением большое внимание уделялось профилактике эпидемических заболеваний, оздоровлению внешней среды, охране здоровья различных групп взрослого и детского населения. Общее руководство этой работой осуществляло Министерство здравоохранения через санитарно-эпидемиологическую службу. Организационно-методическое руководство профилактической работой на местах уже с 1920-х гг. осуществляли санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), ставшие в послевоенный период основной единицей надзорно-гигиениче-ской и санитарно-просветительской деятельности на местах. Санитарно-эпидемиологические станции выполняли многообразные функции: разработка и претворение в жизнь планов пропаганды гигиенических и профилактических знаний среди населения и работающих коллективов, групповая и индивидуальная санитарно-про-светительская работа среди лиц с повышенным риском заболеваний и с хронической патологией, подборка, хранение и распространение методических, наглядных и других материалов для подготовки медицинских работников, учет и контроль санитарно-просветительской работы среди населения. В работу по гигиеническому воспитанию и санитарному просвещению были вовлечены не только медицинские, но и государственные, общественные и другие немедицинские организации, учреждения и организации, министерства и ведомства, шел обмен международным опытом.

Советское правительство эффективно заботилось о здоровье народа, и успехи этой заботы были очевидны. Эти результаты позволяла оценить сформированная система государственной медицинской статистики, не существовавшая до революции вообще. Пропагандировался и устанавливался здоровый «образ жизни советского человека», молодежи не позволялось лениться, она активно вовлекалась в массовые занятия физкультурой, при этом физическая активность увязывалась со сдачей и достижением требований военно-спортивных норм ГТО, проведением военно-спортивных соревнований «Зарница» и др., старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, люди много путешествовали и занимались спортивным туризмом, чему способствовали демократичные цены на все виды транспорта, приветствовались спортивные достижения и т. д. По сути, это была современная и исторически необходимая формулировка основ здорового образа жизни.

Вся эта скоординированная работа обладала значительной эффективностью. Повысилась санитарная культура населения, снизилась инфекционная и неинфекционная заболеваемость, были ликвидированы опасные инфекционные заболевания, заболеваемость туберкулезом приблизилась к среднеевропейскому, улучшилось санитарное состояние населенных пунктов, пищевых, коммунальных, детских, промышленных и других объектов, жилищные условия большинства населения, уменьшилась общая и детская смертность населения, увеличились продолжительность жизни людей и материальное благосостояние населения.

1980 г. считается годом рождения новой науки под названием «валеология». Ее отечественные и зарубежные авторы и пропагандисты (И. Брехман, А. Асмолов, И. Кон, Б. Шапиро, Н. Винник, А. Нуйкин и др.) сделали попытку синтезировать моральные принципы разных нравственных, морально-этических и религиозных учений, объединив это с пропагандой физической культуры (фитнес) и спорта, экологией, психологией и гигиеной. Желая того или нет, авторы валеологии создали своеобразную «религию здоровья». Кризисные 1990-е гг. были отмечены довольно активной попыткой внедрения валеологии в учебно-методическую систему реформируемого школьного образования (в среднем и высшем медицинском образовании валеология не внедрялась). Валеологами становились биологи, инженеры, преподаватели школ, представители нетрадиционной медицины и даже оккультисты, появились и врачи-валеологи. Космополитические тенденции валеологии вызывали справедливую критику специалистов и общественности. С другой стороны, необходимо отметить, что в этот непростой период были созданы ценные наработки в области пропаганды здорового образа жизни. В 2001 г. Министерством образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «валеология» из базисного учебного плана школ России.

Социально-экономические реформы, начавшиеся в 1980-х гг., потребовали реорганизации системы оказания

медицинской помощи населению. Реформы коснулись и системы подготовки медицинских работников, прежде всего медицинских сестер.

Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387 [1] была одобрена «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ», в соответствии с которой развитие первичной медико-санитарной помощи является одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи. Приказом Минздрава РФ № 295 от 06.10.1997 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации» [2], Концепцией охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г., утвержденной Распоряжением правительства № 1202р от 31.08.2000 г. [3] и Приказами Минздрава РФ № 113 от № 114 от 21.03.2003 г. «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в РФ и Отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг"» [4] в стране воссоздается система санитарного просвещения, гигиенического воспитания и медицинской профилактики. Создан Совет по гигиеническому воспитанию населения при Минздраве России, организованы республиканские, окружные, краевые, областные центры (отделения) медицинской профилактики, типовые программы базовой подготовки и повышения квалификации медицинских работников дополнены вопросами профилактики заболеваний, гигиенического воспитания и обучения населения, независимо от профиля кафедр. Минздравом совместно с ФОМС подготовлены предложения о включении в базовую программу обязательного медицинского страхования профилактических мероприятий, направленных на гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни. Внесена в реестр специальностей специальность «Гигиеническое воспитание», в номенклатуру специальностей - специальность «Врач по гигиеническому воспитанию» и «Средний медицинский работник по гигиеническому воспитанию».

Для современной системы среднего медицинского образования России характерна развитая сеть средних медицинских и фармацевтических учебных заведений. Подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием осуществляют 450 учреждений среднего профессионального образования федерального и регионального подчинения. Они осуществляют базовый уровень подготовки по 10 специальностям, из которых непосредственно профилактическое направление имеют две: «медико-профилактическое дело» и «стоматология профилактическая». Врачей по специальности «медико-профилактическое дело» готовят 30 вузов страны (данные на 2011 г.). Для обеспечения единого подхода к педагогической деятельности и формирования единого образовательного пространства в стране педагогическая деятельность по указанным направлениям осуществляется на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования.

Особенно важными становятся задачи по пропаганде и формированию у населения здорового образа жизни в

связи с переходом отечественного здравоохранения на общеврачебную (семейную) практику, когда продолжается переориентация здравоохранения с лечения болезней как таковых на сохранение здоровья здорового человека (укрепление здоровья здоровых, гигиеническое воспитание и санитарное просвещение, первичная профилактика заболеваний).

Сегодня система государственной профилактики и связанной с ней педагогической деятельности переживает упадок. Несмотря на декларирование интереса к ней уже не одно десятилетие продолжается порочная практика финансирования и образования, и здравоохранения по «остаточному принципу». Многочисленные реорганизации единой государственной системы санитарно-эпидемиологической службы, изъятие у нее многих функций не могли не отразиться на системе подготовки профилактических медицинских кадров. В вузах снизилось количество абитуриентов, поступающих на медико-профилактические факультеты, в медицинских училищах и колледжах сократилось количество учебных часов, выделяемых для освоения гигиенической дисциплины, отменен экзамен по гигиене, сама она была объединена с экологией. Возможно, ситуация изменится с усилением внимания государства к системе государственной профилактики, когда государству и здравоохранению действительно понадобятся квалифицированные медики-профилактики, готовые работать в новых условиях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства Российской Федерации № 1387 от 05.11.1997 г. «О Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 295 от 06.10.1997 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1202р от 31.08.2000 г. «О Концепции охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.».

4. Приказы Минздрава РФ № 113 от № 114 от 21.03.2003 г. «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации и Отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг."».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1663-р от 17.11.2008 г. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года».

6. Указ Президента РФ № 598 от 7.05.2012 г. «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

7. Брехман И. И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л.: Наука, 1987. 313 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.