Научная статья на тему 'Опыт реализации системы непрерывной комплексной подготовки специалистов медико-профилактического дела в Свердловской области'

Опыт реализации системы непрерывной комплексной подготовки специалистов медико-профилактического дела в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-ND
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОРГАНИЗАЦИИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MEDICAL AND PREVENTIVE CARE / HIGHER EDUCATION / MEDICAL UNIVERSITY / ROSPOTREBNADZOR ORGANIZATIONS / PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтун О. П., Кузьмин С. В., Диконская О. В., Никонов Б. И., Гурвич В. Б.

Представлены: многолетний опыт взаимодействия специалистов-практиков госсанэпидслужбы (до 2005 г.) и Роспотребнадзора (с 2005 г.), учреждений науки Роспотребнадзора, Уральского государственного медицинского университета в подготовке выпускников медико-профилактического профиля; этапы становления системы непрерывной подготовки, начиная с довузовской работы со школьниками до внедрения современных технологий практико-ориентированной подготовки студентов, последипломного обучения специалистов госсанэпидслужбы и Роспотребнадзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковтун О. П., Кузьмин С. В., Диконская О. В., Никонов Б. И., Гурвич В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in the implementation of continuous integrated training system for specialists of medico-preventive business in the Sverdlovsk Region

The paper presents long-term experience of interaction between practitioners of the State Sanitary and Epidemiological Service (until 2005) and Rospotrebnadzor (since 2005), the institutions of science for Rospotrebnadzor, Ural State Medical University in preparing graduates of a medical-preventive profile, starting from pre-university work with schoolchildren to the introduction of modern technologies of practice-oriented training of students, specialists post-graduate training of the State Sanitary and Epidemiological Service and Rospotrebnadzor.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации системы непрерывной комплексной подготовки специалистов медико-профилактического дела в Свердловской области»

декабрь №2 (309) ЗНиСО

5

© Ковтун О.П., Кузьмин С.В., Диконская О.В., Никонов Б.И., Гурвич В.Б., Насыбуллина Г.М., Липатов Г.Я., Голубкова А.А., Козловских Д.Н., Романов С.В., 2018

УДК 378.14

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ДЕЛА

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О.П. Ковтун1, С.В. Кузьмин2, О.В. Диконская3, Б.И. Никонов4, В.Б. Гурвич4, Г.М. Насыбуллина1, Г.Я. Липатов1,4, А.А. Голубкова1, Д.Н. Козловских3, С.В. Романов5

1ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, ул. Репина, д. 3, г. Екатеринбург, 620028, Россия 2Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, пер. Вадковский, д. 18, строение 5 и 7, г. Москва, 127994, Россия 3Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, пер. Отдельный, д. 3, г. Екатеринбург, 620078, Россия 4ФБУН «Екатеринбургский медицинский - научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора, ул. Попова, д. 30, г. Екатеринбург, 620014, Россия

5ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», пер. Отдельный, д. 3, г. Екатеринбург, 620078, Россия

Представлены: многолетний опыт взаимодействия специалистов-практиков госсанэпидслужбы (до 2005 г.) и Роспотребнадзора (с 2005 г.), учреждений науки Роспотребнадзора, Уральского государственного медицинского университета в подготовке выпускников медико-профилактического профиля; этапы становления системы непрерывной подготовки, начиная с довузовской работы со школьниками до внедрения современных технологий практико-ориентированной подготовки студентов, последипломного обучения специалистов госсанэпидслужбы и Роспотребнадзора. Ключевые слова: медико-профилактическое дело, высшее образование, медицинский университет, организации Роспотребнадзора, практико-ориентированное обучение.

O.P. Kovtun, S.V. Kuzmin, O.V. Dikonskaya, B.I. Nikonov, V.B. Gurvich, G.M. Nasybullina, G.Ya. Lipatov, A.A. Golubkova, D.N. Kozlovskikh, S.V. Romanov □ EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF CONTINUOUS INTEGRATED TRAINING SYSTEM FOR SPECIALISTS OF MEDICO-PREVENTIVE BUSINESS IN THE SVERDLOVSK REGION □ Ural State Medical University of the Russian Ministry of Health, 3 Repina Str., Ekaterinburg, 620028, Russia; Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing, 18 Vadkovskiy lane, Bldg. 5 and 7, Moscow, 127994, Russia; Department of the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing in the Sverdlovsk region, 3 Otdelnyi lane, Ekaterinburg, 620078, Russia; Ekaterinburg Medical Research Center for Prevention and Health Promotion in Industrial Workers of Rospotrebnadzor, 30 Popova Str., Ekaterinburg, 620014, Russia; Center for Hygiene and Epidemiology in the Sverdlovsk Region, 3 Otdelnyi lane, Ekaterinburg, 620078, Russia.

The paper presents long-term experience of interaction between practitioners of the State Sanitary and Epidemiological Service (until 2005) and Rospotrebnadzor (since 2005), the institutions of science for Rospotrebnadzor, Ural State Medical University in preparing graduates of a medical-preventive pro) ile, starting from pre-university work with schoolchildren to the introduction of modern technologies of practice-oriented training of students, specialists post-graduate training of the State Sanitary and Epidemiological Service and Rospotrebnadzor.

Key words: medical and preventive care, higher education, medical University, Rospotrebnadzor organizations, practice-oriented training.

В 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, в Свердловском государственном медицинском институте (ныне Уральском государственном медицинском университете - УГМУ) был организован санитарно-гигиенический факультет. Фронт и тыл испытывали острую нехватку специалистов-эпидемиологов, гигиенистов, бактериологов. В организации факультета активное участие принимали ректор института, профессор В.И. Величкин, заместитель заведующего Свердловского обл-здравотдела С.М. Бриль, заведующий кафедрой общей гигиены, профессор С.В. Миллер.

Развитие и становление санитарно-гигиенического факультета было сопряжено с больши-

ми трудностями: отсутствие помещений, оборудования, учебников, штатных преподавателей. Для развертывания профильных кафедр использовались помещения и оборудование научно-исследовательских институтов гигиенического профиля и санитарно-эпидемиологических станций. На должности заведующих профильными кафедрами были привлечены специалисты-практики и ученые из научно-исследовательских институтов гигиенического профиля. Так, кафедру коммунальной гигиены возглавил В.С. Серебренников, начальник государственной санитарной инспекции г. Свердловска, кафедру гигиены питания - Л.К. Пашкевич, начальник отдела пищевой гигиены Свердловско-

с

ЗНиСО декабрь №12 ом)

го санитарно-гигиенического института, кафедру школьной гигиены - С.М. Бриль. Заведующий кафедрой общей гигиены, проф. С.В. Миллер на общественных началах занимался организацией работы кафедры гигиены труда, одновременно возглавляя отдел гигиены труда в научно-исследовательском институте гигиены труда и профессиональных заболеваний (ныне - ФБУН «Екатеринбургский медицинский -научный центр охраны здоровья рабочих пром-предприятий» Роспотребнадзора - ЕМНЦ). Курс эпидемиологии был создан на базе кафедры инфекционных болезней, возглавил его доцент И.Л. Богданов.

Именно им, преподавателям, ученым и практикам, работая рука об руку, удалось сформировать педагогические коллективы, организовать учебный процесс, а впоследствии создать методические и научные школы по основным направлениям подготовки врачей: гигиене, эпидемиологии, общественному здоровью и здравоохранению, бактериологии. Осенью 1943 года на 1 курс было принято 75 человек, на 2-5 курсы из состава лечебного факультета переведено еще по 50 человек. И уже весной 1944 года состоялся первый выпуск врачей. За прошедшие годы на медико-профилактическом факультете подготовлено более 7 000 врачей, составляющих основу санитарно-эпидемиологической службы Свердловской области и работающих далеко за ее пределами. Среди выпускников немало известных деятелей науки, организаторов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. В настоящее время на факультете обучается более 400 студентов, ординаторов и аспирантов, осуществляется подготовка врачей по целевой форме обучения [11].

Изменение социально-экономических условий жизни населения, состояния его здоровья, организационной структуры, полномочий, технологий деятельности санитарно-эпидемиологической службы как основного потребителя кадров медико-профилактического профиля неизбежно ставило перед профессорско-преподавательским составом (III 1С) новые задачи по изменению организации и содержания образования. И с этими задачами факультет справлялся благодаря опыту ППС УГМУ, совместно выполняемым научным и научно-практическим работам со специалистами-практиками и коллегами из ведущих научных центров Екатеринбурга и России.

В 1996 году для оптимизации подготовки кадров под руководством Б.И. Никонова, А.П. Ястребова был создан на функциональной основе Базовый центр профессионального образования с заключением соглашения между госсанэпидслужбой Свердловской области и УГМУ. С 2002 года соглашение стало трехсторонним - к работе Базового центра профессионального образования присоединился Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих пром-предприятий, который возглавлял в тот период Кузьмин С.В.

В рамках Базового центра в 90-е годы была начата совместная работа по последипломной подготовке врачей, а также специалистов с немедицинским образованием: юристов, бухгалтеров, экономистов, экспертов-физиков и химиков. Эта работа в настоящее время продолжается, ежегод-

но обучение по программам дополнительного профессионального образования проходят более 200 специалистов разных специальностей. Современные программы формируются по модульному принципу, используются методы электронного и дистанционного обучения, ежегодно проводится актуализация образовательных программ.

С 90-х годов после отмены системы государственного распределения выпускников вузов была организована работа по формированию целевого набора среди абитуриентов для организаций санитарно-эпидемиологической службы. В связи с этим повысилась значимость профориентационной работы среди школьников, которая осуществлялась организациями санэпидслужбы совместно с коллективом медико-профилактического факультета (МПФ) (Боярский А.П., Лемясев М.Ф., Русяева Л.В., Константинов В.Г., Липатов Г.Я., Сергеев А.Г. и др.), а также с факультетом довузовской подготовки, который возглавляла доцент Г.С. Созонова [8]. Были успешно апробированы такие формы работы, как длительные и краткосрочные курсы подготовки для абитуриентов, обучение в «медицинских» классах, дни отрытых дверей в УГМУ и организациях Роспотребнадзора, встречи ведущих специалистов-практиков и преподавателей со школьниками и другие. В настоящее время профориентационная работа не потеряла своей актуальности, напротив, перечень форм работы стал еще более широким. Для популяризации специальности используются медийные средства, сайты УГМУ и Управления Роспотребнадзора по Свердловской области (УРПН), журнал «Роспотребнадзор. Свердловская область», газета «Здоровая среда», экскурсии в музей и организации Роспотребнадзора.

Пропаганда специальностей, входящих в укрупненную группу специальностей (УГС) «Профилактическая медицина», при проведении приемной кампании в вузе в современных условиях стала актуальной не только среди школьников и абитуриентов, но и тех, кто уже поступил на медико-профилактический факультет, и на протяжении всего периода обучения в вузе. Это очень важная задача, которая определяет у студентов мотивацию к учебе, а затем у выпускников - профессиональную мотивацию и осуществляется через содержание образования и внеучебную деятельность [12]. В рамках внеучебной деятельности, выполняя исследовательские работы, участвуя в социально значимых проектах, уроках здоровья в образовательных организациях, студенты формируют важные для специальности навыки анализа информации, делового общения, гигиенического воспитания. Положительный резонанс получило проведение в апреле 2018 года 1-й Межвузовской олимпиады по гигиене и эпидемиологии, собравшей команды из 8 вузов России и Казахстана. Это мероприятие было организовано совместно УГМУ, УРПН, Центром гигиены и эпидемиологии в Свердловской области (ЦГиЭ) и ЕМНЦ. Активное участие в подготовке и проведении олимпиады принимали сами студенты. Подобные события (олимпиады, конкурсы, фестивали) и далее будут активно практиковаться в жизни факультета.

Особое внимание уделяется студентам целевой формы обучения. Для восполнения кад-

декабрь №12 (зоч) ЗНиСО

7

рового дефицита ежегодно в рамках целевого набора на медико-профилактический факультет в УГМУ поступает около 30 студентов. Всего с 1994 года по целевому набору прошли подготовку более 500 студентов. В последние годы доля студентов, обучающихся по целевой форме, возрастает, и около 50 % трудоустроившихся на работу в территориальные отделы Управления и филиалы ЦГиЭ выпускников УГМУ -«целевики». Кроме того, в 2014 году впервые в России удалось добиться выделения средств на организацию целевого набора для Управления Роспотребнадзора по Свердловской области из числа обучающихся студентов 3-5 курсов с последующим поступлением на гражданскую службу после окончания университета. Для повышения заинтересованности студентов-целевиков в будущей работе со стороны работодателей практикуются такие меры, как прохождение производственной практики по месту будущей работы, выполнение учебно-исследовательских работ под руководством специалистов-практиков, премирование студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично».

Таким образом, методические и организационные подходы, выработанные на протяжении многих лет, заложили хороший фундамент для дальнейшего развития факультета и специальности. Очередной виток реформ в системе высшего образования поставил перед образовательными организациями новые задачи, такие как практикоориентированность образовательных программ, применение современных активных и интерактавных технологий обучения, непременное взаимодействие с рынком труда, постоянный анализ и оценка содержания и качества образования потребителем и поставщиком образовательных услуг. Изменилась сама структура образования. Так, в высшем образовании программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, аспирантуры - это уровни высшего образования (ВО), которое более не квалифицируется как профессиональное. Действующим законодательством в сфере высшего образования вузам даны невиданные ранее академические свободы: право самим разрабатывать основные образовательные программы (ООП), то есть модели подготовки специалистов с высшим медицинским образованием, выбирать содержание и технологии обучения [2, 3].

С другой стороны, в результате реорганизации Госсанэпидслужбы (далее - Службы) в 2005 году принципиально изменилась ее структура, цели и задачи деятельности, полномочия. Изменились и требования к уровню подготовленности выпускников. Стали востребованными знания в области государственной гражданской службы, управления рисками для здоровья населения, правового обеспечения деятельности, защиты прав потребителей, менеджмента и маркетинга [4, 15].

Ключевыми документами федерального уровня, обеспечивающими адаптивность образования потребностям работодателей, являются федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), профессиональные стандарты (ПС) специальности, учебники, квалификационные требования к специалистам, утвержденные распорядительными актами РФ. На вузовском уровне есть возможность оперативно учитывать изме-

нения в содержании, формах и методах работы организаций Роспотребнадзора путем непосредственной совместной работы с ведущими специалистами Службы. Введение ФГОС ВО 3-го поколения послужило стимулом к дальнейшему развитию совместной деятельности по разработке и экспертизе образовательных программ ВО, их реализации, развитию образовательной среды, оценке уровня подготовленности выпускников в процессе государственной итоговой аттестации (ГИА), а затем и первичной аккредитации выпускников [9, 10, 13, 14].

При проектировании и реализации ООП ВО специалитета по специальности «Медико-профилактическое дело» в УГМУ обеспечение профессиональной направленности (т. е. соответствия содержания образования требованиям работодателя) было сформулировано как главная задача образования с особым вниманием к таким аспектам, как профориентация и мотивация к работе по специальности, практическая подготовка. При этом важно было сохранить и сложившиеся традиции высшего образования, такие как фундаментальность и высокий уровень теоретической подготовки обучающихся. Ведь фундаментальный характер образования -это ориентация на будущее, воспитание у специалиста способности к саморазвитию и профессиональному росту, способности работать не только врачом-практиком, но и врачом-исследователем, преподавателем, организатором.

Как и положено по ФГОС ВО, ведущие специалисты Службы непосредственно участвуют в реализации ООП [14]. В 2014 году в УГМУ была создана кафедра социальной гигиены и организации санэпидслужбы, в ее состав вошли представители Роспотребнадзора; возглавил кафедру Руководитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, д.м.н., профессор С.В. Кузьмин. За кафедрой закреплены дисциплины и практики, которые преподают, в основном, студентам старших курсов: «Общественное здоровье и здравоохранение», «Экономика здравоохранения», «Основы менеджмента маркетинга в здравоохранении и Роспотребнадзоре», «Правовые основы деятельности врача», «Защита прав потребителей», «Социально-гигиенический мониторинг», «Практика в качестве помощника врача-специалиста учреждения, осуществляющего деятельность в целях обеспечения санэпидблагополучия населения». Кафедра преподает также ряд дисциплин вариативной части учебного плана: «Основы организации деятельности Роспотребнадзо-ра», «Организация надзорной деятельности», «Управление санитарно-эпидемиологической обстановкой», «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования».

Для обеспечения профессиональной направленности ООП ВО по специальности «Медико-профилактическое дело» коллективом преподавателей УГМУ совместно со специалистами Службы были внесены существенные изменения в организацию и содержание образования. Учебный план был сформирован таким образом, чтобы медико-профилактические дисциплины и практики были представлены в течение всего периода обучения: с 1 курса (введение в специальность) до 6 курса с расширением преподавания на старших курсах.

8

ЗНиСО декабрь №12 (до)

На основе анализа образовательного и профессионального стандартов специальности были определены ключевые ожидаемые результаты обучения (так называемое ядро компетенций) [13, 14]:

- диагностика и оказание неотложной врачебной помощи во внебольничных условиях, в условиях эпидемий и ЧС;

- оценка состояния здоровья населения и санитарно-эпидемиологической ситуации по данным статистических отчетов;

- организация мероприятий по надзору, санитарно-эпидемиологических экспертиз;

- проведение отбора проб, измерений факторов среды обитания человека с оформлением акта отбора проб или протокола лабораторных испытаний;

- оценка санитарно-эпидемической ситуации на объекте надзора, в том числе оценка результатов лабораторных испытаний на соответствие требованиям нормативных документов;

- организация санитарно-профилактичес-ких (противоэпидемических) мероприятий и применение административных мер по результатам проверок;

- взаимодействие с должностными лицами в ходе проведения проверок, экспертиз, с гражданами - при их обращениях с жалобами, гигиеническое воспитание.

Эти компетенции носят наддисциплинар-ный характер, т. е. формируются при изучении всех медико-профилактических дисциплин. С учетом ядра профессиональных компетенций была переработана программа ГИА, в первую очередь, ее 2-й этап - оценка практических навыков. Он проводится в формате объективного структурированного клинического экзамена и включает оценку 5 типовых навыков:

1) легочно-сердечная реанимация;

2) гигиеническая диагностика - отбор проб воды, пищевой продукции, смывов, воздуха, измерение параметров микроклимата, светового режима в помещениях различного назначения, оформление акта отбора проб или протокола лабораторных испытаний, оценка результатов измерений;

3) анализ состояния здоровья и факторов среды обитания - расчет и анализ указанных показателей по данным официальных отчетных документов;

4) санитарно-профилактические мероприятия - оценка правильности и достаточности мероприятий по результатам расследования очага инфекционного заболевания;

5) технологии Госсанэпиднадзора - анализ и оценка результатов проверки объекта надзора, оформление записей в акте проверки, предписании и протоколе об административном правонарушении.

По мнению членов Государственной экзаменационной комиссии, половину из которых составляют представители Роспотребнадзора, внесенные в программу ГИА изменения действительно позволяют оценить готовность выпускника к основным видам профессиональной деятельности. В соответствие с определением ключевых результатов обучения на профильных кафедрах были внесены изменения в программы обучения студентов по всем медико-профилактическим дисциплинам и производственным практикам, программы промежуточной аттестации.

Коллективом УГМУ начата работа по про-филизации содержания образования всех дисциплин и практик, включенных в ООП, потребностям специальности. Так, основными задачами естественнонаучных дисциплин при реализации ООП ВО по специальности «Медико-профилактическое дело» являются формирование у обучающихся естественнонаучного мировоззрения, информационной и коммуникативной культуры, знаний об устройстве и функционировании человека, о физических, химических и биологических факторах среды обитания; способность изучать и оценивать состояние человека в норме и патологии (с особым вниманием к донозологическим состояниям), факторы среды обитания, причинно-следственные связи в системе «человек - среда обитания». Вузовский компонент учебного плана дает дополнительные возможности для углубленной подготовки через дисциплины «Патохимия токсических факторов окружающей среды», «Клеточные технологии в медицине», «Клиническая биохимия», «Современная научная картина мира».

Изучение клинических дисциплин направлено на подготовку по таким значимым для специальности проблемам, как

- изменения в организме человека при заболеваниях, методы диагностики, раннего выявления; организация медицинских осмотров граждан;

- роль факторов среды обитания в развитии заболеваний;

- условия распространения инфекционных заболеваний;

- профилактика заболеваний, в т. ч. гигиеническое воспитание;

- прогноз течения болезни, трудоспособность пациентов с различными заболеваниями;

- организация деятельности медицинских организаций, подразделений, критерии эффективности лечения;

- больничная гигиена и эпидемиология;

- оказание медицинской помощи при неотложных состояниях.

Расширение содержания образования по специальности осуществляется через вариативную часть (вузовский компонент). Содержание вариативной части направлено на формирование готовности к научно-исследовательской деятельности (дисциплины «Современная научная картина мира», «Доказательная медицина»), организационно-управленческой деятельности (дисциплины «Организация деятельности Роспотребнадзора», «Организация надзорной деятельности»), на знакомство с врачебными специальностями УГС «Науки о здоровье и профилактическая медицина» («Гигиеническое воспитание», «Санитарная микробиология», «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования» и др.), изучению значимых для региона проблем гигиены и эпидемиологии («Гигиена труда» в отраслях промышленности Свердловской области, «Эпидемиология ВИЧ-инфекции и направления профилактики»).

Возможность выбора дисциплин по желанию студентов является первым шагом к построению индивидуальных траекторий развития и помощи в выборе направления профессиональной деятельности. Большую роль в решении этой задачи играет и внеучебная дея-

декабрь №12 (309) ЗНиСО

9

тельность через такие сложившиеся практики, как студенческое самоуправление, научное общество молодых ученых и студентов, волонтерская деятельность, социальное проектирование. Начата разработка дополнительных образовательных программ «Врач-исследователь» и «Врач-организатор».

Большое значение в подготовке врачей имеет организация производственной практики [8]. После 3 и 5 курса студенты проходят практику в организациях Роспотребнадзора в качестве помощника лаборанта и помощника врача (специалиста-эксперта). В 2017 году в учебный план были введены 2 новые учебные практики на базе ЦГиЭ: «Методы исследования факторов среды обитания» и «Помощник врача ЦГиЭ». В программу всех практик входят обязательные разделы: учебно-производственное задание и учебно-исследовательская работа. Лучшие исследовательские работы студенты публикуют и представляют на научно-практических конференциях.

Изменения в учебном процессе требуют соответствующих изменений в материально-техническом, информационном и методическом обеспечении. Гордостью факультета является Центр для первичной аккредитации специалистов, организованный на условиях совместного финансирования в помещениях ЦГиЭ. Помещения Центра (компьютерный класс, санитарно-гигиеническая лаборатория) используются также и для учебного процесса. Площадка центра первичной аккредитации выпускников получила признание на XII Всероссийском съезде гигиенистов и санитарных врачей.

В учебный процесс по медико-профилактическим дисциплинам включено знакомство и освоение программных средств, используемых в организациях Роспотребнадзора по Свердловской области. Для формирования компетенций в научно-исследовательской деятельности студентам обеспечивается доступ к электронно-библиотечным системам вИЪтагу, шеМте и другим. Образовательные и медицинские организации г. Екатеринбурга используются в качестве площадок для проведения гигиенического обучения населения в различных формах силами студентов в учебное и внеучебное время. По отдельным дисциплинам, особенно включенным в учебный план ООП недавно, разработаны учебные пособия и практические руководства, в т. ч. с участием специалистов Роспотреб-надзора [1, 5-7].

Главные результаты обучения - это уровень подготовленности выпускников и их готовность к работе по специальности. В 2017 и 2018 годах состоялись первые 2 выпуска врачей, подготовленных по ООП ВО в соответствии с новыми требованиями. По результатам ГИА средний балл составил 4,4. Почти все выпускники успешно прошли процедуру первичной аккредитации специалистов. Накануне ГИА был проведен опрос студентов с целью изучения того, как они сами оценивают уровень своей подготовленности и способность осуществлять основные виды профессиональной деятельности (по 5-балльной шкале). Самые высокие значения среднего балла самооценки были получены для таких видов деятельности, как способность оказывать неотложную медицинскую помощь, осуществлять гигиеническое

обучение и воспитание граждан, проводить санитарно-гигиенические обследования, экспертизы и оценивать их результаты. Более 90 % выпускников намерены приступить к работе по специальности или продолжить обучение в ординатуре.

Для обеспечения непрерывного медицинского образования в УГМУ при активном участии работодателей были подготовлены ООП ВО подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по 7 гигиеническим специальностям, Эпидемиологии, Общественному здоровью и здравоохранению, Клинической лабораторной диагностике; в ЕМНЦ - по Общей гигиене. Все программы успешно прошли процедуры государственного лицензирования и аккредитации. В настоящее время в ординатуре по различным специальностям обучается более 50 человек. Кроме того, для успешной интеграции специалистов с немедицинским образованием в деятельность Службы (в Свердловской области их более 500 человек), подготовки резерва на руководящие должности разработана ООП ВО (уровень магистратуры) по специальности 32.04.01 «Общественное здравоохранение», профиль - «Управление риском для здоровья населения». Вариативная часть программы сформирована таким образом, что может быть адаптирована к потребностям разных специалистов: юристов, товароведов, экономистов и других. В 2018 году состоялся первый прием на обучение по программе магистратуры.

Таким образом, в Свердловской области созданы условия для непрерывной подготовки кадров по УГС «Науки о здоровье и профилактическая медицина» в соответствии с ожиданиями работодателей и при их непосредственном участии в проектировании и реализации образовательных программ специалитета, ординатуры, аспирантуры и дополнительного профессионального образования. Вместе с тем в условиях рамочного содержания ФГОС ВО (3+), повышения степени самостоятельности и ответственности вузов в формировании и реализации собственных ООП ВО необходимо (на уровне сообщества ППС и специалистов РПН -гигиенистов и эпидемиологов) принятие мер, направленных на сохранение единого образовательного пространства в рамках специальности и ее развитие, таких как:

- пропаганда специальности;

- оптимизация сети и контингента обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело», сохранение и развитие методических и научных школ по специальности в ведущих вузах России;

- разработка учебно-методического сопровождения образовательных программ: примерных программ дисциплин и практик, учебников и учебных пособий;

- развитие симуляционных технологий (виртуальные лабораторные работы, обследования и расследования, компьютерные аналитические программы и др.);

- закрепление права обучающихся участвовать в проведении контрольно-надзорных мероприятий, экспертиз с целью приобретения необходимых навыков и опыта работы;

- развитие системы дополнительного профессионального образования для профессор-

10

ЗНиСО декабрь нчг (309)

ско-преподавательского состава по преподаванию дисциплин и специальностей УГС «Науки о здоровье и профилактическая медицина»;

- использование площадок вузов, научно-исследовательских учреждений, организаций РПН для обмена опытом в форме семинаров, мастер-классов, открытых занятий, конференций и т. п.;

— развитие академической мобильности ППС, привлечение ведущих преподавателей, ученых из других образовательных и научных организаций, специалистов РПН для обучения студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боярский А.П., Никонов Б.И., Диконская О.В. Роспот-ребнадзор: организация, полномочия и функции. Екатеринбург: УГМА, 2012. 336с.

2. Гребнев Л.С. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только... (по работам В.И. Байденко и Н.А. Селезневой) // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 5—17.

3. Давыдова Н.С., Шкиндер Н.Л., Насыбуллина Г.М., Русяева Л.В. Взаимодействие Роспотребнадзора и Уральского государственного медицинского университета — актуальная задача подготовки кадров медико-профилактического профиля // Вестник УГМУ. 2013. Вып. 27. С. 8—10.

4. Ерастова Н.В., Крюкова Т.В., Лила А.М., Мельцер А.В., Трегубова Е.С., Хурцилава О.Г. Подготовка врачей медико-профилактического профиля в условиях реализации ФГОС по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело»: приоритетные задачи и перспективы // Медицинское образование и вузовская наука. 2014. № 1(5). С. 116—119.

5. Защита прав потребителей: обеспечение деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора»: практическое руководство / Под ред. А.Ю. Поповой. Екатеринбург: УГМУ, 2017. 232 с.

6. Кузьмин С.В., Романов С. В., Диконская О.В. Абсатаро-ва Е.Р. и др. Правовое обеспечение контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора: практическое руководство. Екатеринбург: УГМУ. 2017. 130 с.

7. Кузьмин С.В., Шулешова Т.Ю., Диконская О.В., Романов С.В. и др. Защита прав потребителей финансовых услуг: обеспечение деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора: практическое руководство. Екатеринбург: УГМУ. 2017. 88 с.

8. Об организации профессиональной ориентации учащихся и студентов: Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия челове-каот 6 августа 2009 г. № 01/11161-9-32. Режим доступа: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/4089055/#ixzz5 VgshiZTd (дата обращения: 31.10.2018)

9. Попова А.Ю., Хурцилава О.Г., Мельцер А.В., Пронина А.А., Аристова Т.И.,Трегубова Е.С., Ерастова Н.В. Профессиональный стандарт как инструмент регулирования деятельности специалистов медико-профилактического направления // Гигиена и санитария. 2017. № 4. С. 376—382.

10. Семенова Н.С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников: материалы II Международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования», г. Пермь, май 2012. Пермь: Меркурий, 2012. С. 161—162. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2355/ (дата обращения: 31.10.2018)

11. Сергеев А.Г. Медико-профилактическому факультету Уральской государственной медицинской академии — 70 лет // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 9(246). С. 4—6.

12. Сергеев А.Р., Мовчун В.А., Елизарова Е.В., Каменская Н.В., НесвижскийЮ.В. Динамика профессиональных предпочтений студентов медико-профилактического факультета // Медицинское образование и вузовская наука. 2017. № 1 (9). С. 32—35.

13. Специалист в области медико-профилактического дела: Профессиональный стандарт (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.06.2015 г. № 399н).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело»: утв. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 15.06.2017 № 552.

15. Хурцилава О.Г., Мельцер А.В., Трегубова Е.С., Ера-стова Н.В., Крюкова Т.В. Система подготовки специалистов медико-профилактического профиля: проблемы и пути решения // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 1. С. 6—12.

REFERENCES

1. Boyarskii A.P., Nikonov B.I., Dikonskaya O.V. Rospotrebnadzor: organizatsiya, polnomochiya i funktsii [Rospotrebnadzor: organi-

zation, powers and functions]. Ekaterinburg: UGMA Publ., 2012, 336 p. (In Russ.)

2. Grebnev L.S. Nyneshnii raund Bolonskogoprotsessa: Rossiyai ne tol'ko... (po rabotam BaidenkoV.I. i Seleznevoi N.A.) [^trent round of the Bologna process: Russia and not only ... (according to the works of V.I. Baidenko and N.A. Selezneva)]. Vysshee obra-zovanie v Rossii, 2018, no. 1, pp. 5—17. (In Russ.)

3. Davydova N.S., Shkinder N.L., Nasybullina G.M., Rusyaeva L.V. Vzaimodeistvie Rospotrebnadzorai Ural'skogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta — aktual'naya zadacha podgotovki kad-rov mediko-profilakticheskogo profilya [Interaction of the Rospot-rebnadzor and the Ural State Medical University is the urgent task of training medical and preventive personnel]. Vestnik UGMU, 2013, no. 27, pp. 8—10. (In Russ.)

4. Erastova N.V., Kyukova T.V., Lila A.M., Mel'tser A.V., Tregu-bova E.S., Khurtsilava O.G. Podgotovka vrachei mediko-profilak-ticheskogo profilya v usloviyakh realizatsii FGOS pospetsial'nosti 060105 «Mediko-profilakticheskoe delo»: prioritetnye zadachi i perspektivy [Doctors training of medical and preventive profile in the conditions of implementation of the Federal State Educational Standard in the specialty 060105 «Medical and preventive care»: priorities and prospects]. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka, 2014, no. 1 (5), pp. 116—119. (In Russ.)

5. Zashchita prav potrebitelei: obespechenie deyatel'nosti organov i uchrezhdenii Rospotrebnadzora: prakticheskoe rukovodstvo [Consumer Protection: Ensuring the Authorities and Institutions Activities of Rospotrebnadzor: Operational Manual. In: Popova A.Yu. ed. Ekaterinburg: UGMU Publ., 2017, 232 p. (In Russ.)

6. Kuz'min S.V., Romanov S.V., Dikonskaya O.V. Absatarova E.R. et al. Pravovoe obespechenie kontrol'no-nadzornoi deyatel'nosti Rospotrebnadzora: prakticheskoe rukovodstvo [Legal support of control and supervisory activities of Rospotrebnadzor: Operational Manual]. Ekaterinburg: UGMU Publ., 2017, 130 p. (In Russ.)

7. Kuz'min S.V., Shuleshova T.Yu., Dikonskaya O.V., Romanov S.V. et al. Zashchita prav potrebitelei finansovykh uslug: obespechenie deyatel'nosti organov i uchrezhdenii Rospotrebnadzora: praktiches-koe rukovodstvo [Protecting the Consumers rights of financial services: ensuring the activities of the authorities and institutions of Rospotrebnadzor: Operational Manual]. Ekaterinburg: UGMU Publ., 2017, 88 p. (In Russ.)

8. Organizatsiya podgotovki kadrov mediko-profilakticheskogo pro-filya na baze organov i organizatsii Rospotrebnadzora: Metodi-cheskie rekomendatsii [Organization of medical and preventive personnel training on the basis of authorities and organizations of Rospotrebnadzor: Methodical recommendations]. Utverzhdeny pri-kazom Rospotrebnadzora ot 20.07.2009 no. 441). (In Russ.)

9. Popova A.Yu., Khurtsilava O.G., Mel'tser A.V., Pronina A.A., Aris-tova T.I., Tregubova E.S., Erastova N.V. Professional'nyi standart kak instrument regulirovaniya deyatel'nosti spetsialistov mediko-pro-filakticheskogo napravleniya [Professional standard as a tool for regulating the activities of medical and preventive specialists]. Gigiena i sanitariya, 2017, no. 4, pp. 376—382. (In Russ.)

10. Semenova N.S. Vzaimodeistvie vuza s rabotodatelyami kak uslo-vie kachestvennoi podgotovki vypusknikov [University interaction with employers as a condition for the quality training of graduates]. Materialy II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Proble-my i perspektivy razvitiya obrazovaniya», mai, 2012. Perm: Merkurii Publ., 2012, pp. 161—162. Available at: https://moluch. ru/conf/ped/archive/58/2355/ (accessed: 31.10.2018). (In Russ.)

11. Sergeev A.G. Mediko-profilakticheskomu fakul'tetu Ural'skoi go-sudarstvennoi meditsinskoi akademii — 70 let [Medical and Preventive Faculty of the Ural State Medical Academy is 70 years old]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2013, no. 9, pp. 4—6. (In Russ.)

12. Sergeev A.R., Movchun V.A., Elizarova E.V., Kamenskaya N.V., Nesvizhskii Yu.V. Dinamika professional'nykh predpochtenii stu-dentov mediko-profilakticheskogo fakul'teta [Dynamics of professional studentspreferences of medical and preventive faculty]. Me-

ditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka, 2017, no. 1 (9), pp. 32— 35. (In Russ.)

13. Spetsialist v oblastimediko-profilakticheskogodela: Professional'nyi standart [Specialist in the field of medical and preventive care: Professional standard]. Utv. Prikazom Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Rossiiskoi Federatsiiot 25.06.2015 no. 399n. (In Russ.)

14. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obra-zovaniya — spetsialitet pospetsial'nosti 32.05.01 «Mediko-profilak-ticheskoedelo» [Federal State Educational Standard of Higher Education — specialty in the specialty 32.05.01 «Medical and preventive care»]. Utv. Prikazom Minobrnauki Rossiiskoi Federatsii ot 15.06.2017, no. 552. (In Russ.)

15. Khurtsilava O.G., Mel'tser A.V., Tregubova E.S., Erastova N.V., Kryu-kova T.V. Sistema podgotovki spetsialistov mediko-profilaktichesko-go profilya: problemy i puti resheniya [System of training medical and preventive specialists: problems and solutions]. Profilaktiches-kaya i klinicheskaya meditsina, 2014, no. 1, pp. 6—12. (In Russ.)

Контактная информация:

Насыбуллина Галия Максутовна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гигиены и экологии ФГБОУВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России e-mail: [email protected]

Contact information:

Nasybullina Galiya, Doctor of Medical Sciences, professor, Head of Department of Hygiene and Ecologyof Ural State Medical University of the Russian Ministry of Health

e-mail: [email protected] • ♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.