Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ ДЕТСКИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ ДЕТСКИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Ф. Борисенко, И.И. Слепушкина, А.Г. Глущенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ ДЕТСКИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

координация действий — подблок 3.4.), дальнейшее повышение квалификации (подблок 3 5.). Врач организует контроль выполнения всех принятых решений (блок 4).

Врач несет ответственность и за организацию учета служебной документации в отделении (блок 5) и обеспечивает контроль за ее ведением, а в конце года — за подготовку годового отчета о проведенной работе и санитарно-эпиде-мпологической ситуации в районе обслуживания (блок 6). Затем на основании годового отчета врачи проводят анализ деятельности, оценку достигнутых показателей, намечаются мероприятия по дальнейшему совершенствованию ГСН. Многие из показателей включаются в условия социалистического соревнования между отделениями СЭС, между СЭС первого уровня управления в городах с районным делением, в области. Специалисты областных, городских с районным делением СЭС разрабатывают для этого базовые показатели деятельности для данной территории с учетом конкретной местной ситуации.

Технологии деятельности врача-гигиениста присуща цикличность — обратная связь блоков 3 и 1 и 4 и 1 в целях соответствующей коррекции системы, блоков 6 и 1 — в целях оптимизации деятельности отделений по улучшению ГСН иобес-чению санитарно-эпидемиологического благополучия обслуживаемой территории.

Системный подход позволяет перейти от понимания деятельности врачей-гигиенистов по функциям (предупредительный и текущий санитарный надзор, организационно-методическая работа) к определению их технологии — последовательности видов работ, их зависимости и взаимосвязи, выделению как основных функций осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора за подконтрольными объектами и функций управления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия обслуживаемой территории.

Модель технологии деятельности может найти применение в сфере практического здравоохранения — для изучения организации деятельности врачей-гигиенистов в СЭС и постоянного ее совершенствования, оценки качества организации и эффективности используемых форм работы, совершенствования оценки их труда и др. Модель технологии деятельности врачей гигиенистов позволяет совершенствовать подготовку студентов санитарно-эпидемиологического факультета, а также врачей-гигиенистов факультета усовершенствования по вопросам организации санитарно-эпидемиологического обслуживания и управления.

Применение системного подхода способствует формированию понимания ведущей роли каждого врача СЭС как основного организатора оздоровительных и профилактических мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия обслуживаемой территории.

ЛИТЕРАТУРА. Андреева И. М. Специализированная

медицинская помощь сельскому населению. Киев, 1977. Горбунова Г. В. — Гиг. и сан., 1980, № 10, с. 43—46. Калыо П. И. Сущность системного подхода и его применение н области здравоохранения. М., 1975. Калыо П. И. Современные проблемы управления здравоохранением. М., 1975. Касьяненко А. М. — Сов. здравоохр., 1979, № 11, с. 16—19. Ковшило В. Е., Церковный Г. Ф. Методические указания по оценке качества и эффективности деятельности санитарно-эпидемиологических учреждений. М., 1977. Организация санитарно-эпидемиологической службы./Лучина К. И., Емельянов П. И., Тер-Карапетян А. 3. М., 1977.

Румянцев Г. И., Данилин Г. //., Беляева Н. Н. и др. — Гиг.

"и сан., 1980, № 10, с. 41—43. Серенко А. Ф.. Ермаков В. В., Соболевский Г. //. и др. —

Сов. здравоохр., 1976, № 7, с. 8—15. Тер-Карапетян А. 3. и др. — Там же, 1977, № 4, с. 14—17. Хромченко О. М. Методика анализа деятельности городской районной санитарно-эпидемиологической станции. М„ 1974.

Шиган Е. И. О системном подходе в управлении здравоохранением. М., 1974.

Поступила 29.01.81

УДК 614.37:727.1] :378.6в1

Н. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, А. Г. Глущенко

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ ДЕТСКИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Киевский медицинский институт

Одним из важных разделов подготовки специалистов по гигиене детей и подростков является предупредительный санитарный надзор. Поэтому соответствующая кафедра уделяет большое внимание методологии и методике изложения этого раздела. За последние годы накоплен определенный опыт в преподавании предупредительного санитарного надзора.

При организации и проведении занятий исходим из основных принципов, заложенных в основу преподавания данной дисциплины: максимально используем индивидуальную творческую, самостоятельную работу студентов, приближенную к условиям деятельности врача, требуем изучения гигиенической и другой специальной литературы, а также официальных материалов, регла-

ментирующих санитарно-гигиенические нормы и правила современного проектирования и строительства различных типов детских учебно-воспитательных учреждений.

Гигиена детей и подростков на санитарЕЮ-ги-гиеннческих факультетах медицинских институтов преподается в течение 3 семестров (X. XI и XII). Поскольку изучение основ предупредительного санитарного надзора за учебно-воспитательными учреждениями требует определенных теоретических знаний и практических навыков, то этот раздел курса излагается в XI семестре, а также в XII семестре в период субординатуры.

В пропедевтическом курсе по предупредительному санитарному надзору предусмотрены лекции, в которых излагаются специфические задачи, методика их решения, основные этапы предупредительного санитарного надзора в гигиене детей и подростков. Рассматриваются также методика санитарной экспертизы проектов отвода земельного участка и проектов строительства, особенности санитарного контроля за ходом строительства, приемка в эксплуатацию законченных объектов учебно-воспитательных учреждений.

На примерах из практики демонстрируется полезность и эффективность содружества санитарного врача с инженерами-проектировщиками и архитекторами при разработке проектов строительства детских учреждений. Особое внимание уделяется правильному решению вопроса об отводе земельного участка, который должен являться «продолжением здания» и обеспечивать оптимальные качество воздуха, условия для физического и трудового воспитания, противошумовой режим и др. При рассмотрении задач санитарных врачей отделений гигиены детей и подростков в процессе гигиенической оценки проек-тов-привязки детских учебно-воспитательных учреждений подчеркиваются обязательность знания и использования соответствующих законодательных документов, а также необходимость исходить из целесообразности применения тех или иных гигиенических мероприятий, направленных на улучшение проекта.

Излагая материал об участии врача в комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительных детских учебно-воспитательных учреждений, преподаватель фиксирует внимание студентов на вопросах, которым врач должен уделять особое внимание. Например, соответствие выполненных работ проекту, обеспечение в дошкольных детских учреждениях групповой и индивидуальной изоляции, создание оптимальных условий для сна, физического воспитания, закаливания, отдыха и др. При приемке в эксплуатацию школ следует выяснять возможность обеспечения повозрастного разобщения учащихся, организации кабинетной системы обучения, условий для трудового и физического воспита-

ния, соответствия показателей фактической работы вентиляционных установок проекту, достаточность искусственного освещения и соответствие осветительной арматуры запроектированной, обеспечение горячей водой душевых, врачебного кабинета, мастерских и др. Особое внимание обращается на приемку в эксплуатацию земельного участка, который часто сдается строительными организациями в незавершенном виде (не удален строительный мусор, не оборудованы спортивные площадки, классы для занятий на свежем воздухе и др.).

На практических занятиях X семестра студенты знакомятся с методиками, необходимыми при выполнении самостоятельной работы по санитарной экспертизе проекта (методика оценки естественного и искусственного освещения помещений, оценки эффективности вентиляции различных помещений и др.). Они осваивают методику санитарной экспертизы игрушек, детской одежды, мебели, учебников. Самостоятельная работа студентов занимает 8 ч.

На изучение особенностей предупредительного санитарного надзора в XI семестре отводится 20 ч, из них 12 ч на самостоятельную работу. В лекционном курсе (8 ч) освещаются научные основы проектирования, строительства и эксплуатации основных типов детских учебно-воспи-тательных учреждений. На основе достижений современной науки обосновываются гигиенические требования к земельному участку и зданию, его планировочному решению. Рассматриваются с позиций современных требований науки световой и тепловой режимы детских учреждений, их санитарно-техническое обеспечение. Большое внимание уделяется ознакомлению с перспективами развития науки в области обоснования норм строительства новых детских учреждений — школ и детских садов. В лекционном материале широко используются новые данные литературы. В частности, приводятся новые принципы оценки естественного освещения по яркостной характеристике, современные взгляды на оптимальную планировку классной комнаты, гигиенические аспекты применения полимерных материалов в строительстве и оборудовании детских учреждений и др.

На практических занятиях (12 ч) ставится цель обучить студентов методике проведения санитарной экспертизы проектов строительства детских учебно-воспитательных учреждений и оформления экспертного заключения и заключения государственного санитарного надзора по проекту. Для этого кафедра использует только натурные проекты (проекты-привязки), которые приобретает в НИИ типового проектирования в «Киевпроекте». Студенты заранее оповещаются о необходимом уровне подготовки к занятиям. Каждому дается список рекомендуемой и обязательной литературы, а также перечень контрольных вопросов: состав проекта строительства дет-

ских учебно-воспитательных учреждений, санитарная экспертиза генерального плана земельного участка, гигиеническая оценка архитектурно-строительной части проекта, санитарная экспертиза санитарно-технической части проекта (отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация, естественное и искусственное освещение), гигиеническая оценка проектных разработок обеспечения оборудованием и мебелью детских учреждений, санитарная экспертиза проекта организации строительства и сметы, основные официальные документы, регламентирующие гигиенические требования к детским учебно-воспитательным учреждениям, методика оформления заключения по лроекту строительства.

На первом занятии студентов обучают пользоваться официальными документами, регламентирующими гигиенические требования к проектированию детских учреждений. Подчеркивается, что все замечания по проекту и рекомендации, направленные на улучшение санитарного обеспечения, должны быть четко обоснованы ссылкой на официальные документы (общегосударственный Закон, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и УССР, официальные издания Минздрава СССР, ВЦСПС, Госстроя, Госстандарта и др.). Акцентируется внимание и на том, что заключение по проекту строительства является официальным документом государственного санитарного надзора СССР, имеет обязательную силу для заказчиков, проектировщиков и строителей и поэтому его нужно составлять четко и аргументированно.

Затем, после выяснения знания слушателями гигиенических требований к земельному участку, зданию школы и дошкольных учреждений, сани-тарно-техническому оснащению помещений и др., между студентами академической группы распределяются для изучения и экспертизы отдельные части типового проекта или проекта-привяз-ки. Например, один дает гигиеническую оценку и оформляет заключение по земельному участку, другой оценивает естественное и искусственное освещение, третий — комплекс зданий по трудовому обучению и т. д.

В порядке выполнения домашнего задания по экспертируемой части проекта студенты изучают и реферируют литературу по вопросам гигиены (учебники, монографии, периодическая литература и др.), изучают официальные документы и реферируют необходимые им требования из соответствующих санитарных норм и правил, строительных норм и правил, ГОСТов и др., а также ■готовят задание на одну из следующих тем: «Методика санитарной экспертизы генерального плана проекта строительства», «Методика санитарной экспертизы архитектурно-строительной части проекта», «Методика оценки проектных решений отопления и вентиляции», «Гигиеническая экспертиза проектных разрабо-

ток водоснабжения и канализации», «Методика санитарной экспертизы естественного освещения», «Гигиеническая оценка проекта искусственного освещения», «Методика санитарной экспертизы проектных решений обеспечения мебелью и оборудованием», «Санитарная экспертиза проекта, организация строительства и сметы», «Методика оформления заключения по проекту», «Основные гигиенические требования к детским учебно-воспитательным учреждениям».

На последующем занятии студенты самостоятельно изучают проектные решения заданной части проекта, сопоставляют проектные разработки с требованиями санитарный и строительных норм и правил и оформляют заключение по соответствующей части проекта строительства.

Для закрепления полученных навыков студенты решают ситуационные задачи. При этом они получают отдельные части проекта с различными отклонениями от санитарных норм и правил и должны выявить эти отклонения и дать им гигиеническую оценку (например, размещение земельного участка детского учреждения в плане микрорайона, генеральный план, композиция и планировка зданий различных типов детских учреждений, проектные решения отопления, вентиляция и др.).

Закончив данную работу, на втором занятии каждый студент докладывает заключение по той части проекта, которую он экспертировал. В результате обсуждения заключений по всем частям проекта у студентов складывается представление о методике санитарной экспертизы проекта в целом и путях выявления в нем гигиенических недочетов. Преподаватель корректирует самостоятельную деятельность студентов по гигиенической оценке проекта.

^ После того как тщательно разработана методика санитарной экспертизы всех частей проекта, каждый студент получает для самостоятельной экспертной оценки один полный проект строительства детского учреждения (школы, детского сада, детских яслей, детского сада-яслей). Большую помощь при проведении этой работы оказывают учебное пособие «Основы предупредительного санитарного надзора» (Киев, 1975), а также методические разработки кафедры.

На заключительном (четвертом) занятии студенты докладывают заключения по рассматриваемому проекту с демонстрацией чертежей в присутствии архитектора проекта, который задает вопросы, ответы на которые требуют врачебной и гигиенической компетенции. Это в значительной мере активизирует ход обсуждения заключений, так как архитектор активно участвует в дискуссии — оспаривает сделанные студентами замечания или признает их обоснованными. Создается обстановка, близкая к той, которая бывает на заседании архитектурно-технического совета.

Заключения студентов оцениваются по пятибалльной системе с учетом содержания и обоснованности замечаний и рекомендаций, направленных на улучшение гигиенического качества проекта. При этом принимаются во внимание также содержание, форма и наглядность изложения заключения на итоговом занятии.

В период прохождения субординатуры (XII семестр) завершается подготовка в области предупредительного санитарного надзора — закрепляются ранее полученные навыки. Студенты составляют заключения по проектам различных типов детских учебно-воспитательных учреждений (оздоровительных, специальных, внешкольных). Они приобретают практические навыки в области отвода земельных участков, контроля за ходом строительства детских учреждений, участвуют в комиссии по приемке в эксплуатацию детских учреждений, готовят заключения на продукцию фабрик игрушек и детской мебели, знакомятся со спецификой санитарного контроля за этими производствами и др.

Опыт проведения занятий по предупредительному санитарному надзору на кафедре гигиены детей и подростков свидетельствует о целесообразности дальнейшего их совершенствования. Пути этого процесса нам представляются следующие: с целью координации и интеграции преподавания темы «Предупредительный санитарный надзор» разработать межкафедральную программу, значительно улучшить обеспечение кафедр официальной литературой Минздрава СССР, Госстроя, Госстандарта, а также натурными типовыми проектами, осуществить дальнейшее совершенствование методического уровня занятий по согласованию отводов земельных участков, санитарному контролю хода строительства, контролю ввода в эксплуатацию объектов.

Указанные мероприятия будут способствовать улучшению качества подготовки санитарных врачей по этому важному разделу их деятельности.

Поступила 25.02.81

УДК 612.68+37!.7]:378.вв1

Ю. Д. Жилое (Москва)

О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

Опыт преподавания курса «Возрастная физиология и школьная гигиена» в педагогических вузах Российской Федерации и институтах ряда других республик — Украинской, Литовской, Азербайджанской, Узбекской — позволяет определить значение и место его в цикле нсихолого-недагогических дисциплин и роль в профессиональной подготовке педагога.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1977) «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» указывается: «Предусмотреть для студентов университетов, готовящихся к учительской работе, увеличение часов, отводимых для изучения цикла психолого-педагогических дисциплин».

Прежде всего необходимо определить терминологию. Следует обратить внимание на то, что понятие «цикл психолого-педагогических дисциплин» отсутствует в толковых словарях и энциклопедиях.

Очевидно, требуется сформулировать понятия тех дисциплин, что составляют этот цикл. Начать нужно собственно с педагогики, поскольку она как научная дисциплина определяет педагогическую направленность цикла и как бы должна диктовать условия для объединения необходимых дисциплин.

Наиболее полное определение педагогики как науки о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по фор-

мированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения» мы находим в БСЭ. Основные критерии педагогики — формирование личности, воспитание, образование и обучение. Действительно, воспитание, формирование личности с учетом биологического и социального являются одним из главных условий существования и развития человеческого общества, важнейшей общественной функцией.

Что же служит научной, теоретической основой педагогики? В БСЭ указывается: «Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования и используют их теоретические положения, исследовательские методы, а также результаты конкретных исследований». Какие же это науки? Этими науками являются философия, этика, история, социология, психология, физиология, медицина и др.

Под медициной подразумеваются такие науки, как педиатрия, социальная гигиена, гигиена детей и подростков и другие, а в ряде случаев — и общая патология, невропатология и психиатрия

На основании сказанного можно сделать заключение о том, что цикл психолого-педагогиче-ских дисциплин (не считая общественно-политических — философии, этики, истории и др., кото-

1 Ковалев Н. Е. и соавт. Введение в педагогику. М., Просвещение, 1975, с. 32—33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.