Научная статья на тему 'ПРЕЗЕНТИВНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ПРЕЗЕНТИВНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕЗЕНТИВНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

массовое рентгенологическое исследование с профилактической целью.

Вклад в коллективные дозы на отдельные органы за счет применения флюорографического метода в 1972 г. для жителей Ленинграда составил в среднем 75%, для жителей Москвы — 65%, для населения РСФСР —50%.

Выводы. 1. Для оценки радиационно-гигие-нической значимости рентгенологических исследований необходимо наличие информации о дозах

Литература. Кронгауз А. Н., Горелова Л. Н., Готлиб Б. Я- — Вести, рентгенол., 1966, № 5, с. 94— 98.

Summary. Experimental dosimetric studies and calculations were carricd out to compare the doses absorbed by critical organs during roentgen examination of the lungs with those received by such organs of the general population in a given area in the course of exposure to natural background radiation. It is pointed out that information on doses

облучения ряда органов и тканей. В частности при рентгенологических исследованиях легких наи более важной является информация о коллектив ных дозах облучения легких, активного костног мозга, селезенки, поджелудочной и щитовидно| желез.

2. Наиболее щадящим рентгенологическим ис следованием легких с точки зрения радиационно| безопасности следует считать рентгенографию.

Простякова М. А., Голиков В. #., Ставицкий Р.

и др. — Гиг. н сан., 1976, № 9, с. 41—45.

Поступила 28/111 1980 г|

of radiation received by certain organs and tissues is necesl sary to evaluate the radiation hygiene significance of roenl tgenologic methods of examination. It is concluded that rol entgenography is Ihe most sparing roentgenologic method al far as radiation safety is concerned. [

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 614.73:614.251:378.661

Проф. Г. И. Румянцев, кандидаты мед. наук Н. Н. Беляева, Т. А. Быстрова и В. Ф. Кириллов

ПРЕЗЕНТИВНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Модель специалиста — это система, которая адекватно отражает наиболее существенные признаки специалистов определенного профиля, это совокупность теоретических знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых выпускнику вуза для его успешной профессиональной деятельности.

Она включает две самостоятельные части: модель практической деятельности, или профессиограмму, и модель подготовки специалиста (К. Э. Смирнова; Г. А. Ягодкина и соавт.).

Данное исследование, проведенное на кафедре общей гигцены, имело целью решение первой задачи — обоснования структурного содержания про-фессиограммы врача в области радиационной гигиены.

Мы остановились на модели врача, работающего в области радиационной гигиены, по двум причинам. Во-первых, только на нашей кафедре будущий врач-гигиенист получает в данной области специальную подготовку, обучаясь вопросам радиа-

ционной гигиены, приобретая необходимые знания навыки и умения для деятельности в санэпидстанции. Во-вторых, среди различных врачей специалистов, занятых в радиологических группах санэпидстанций, сравнительно немного, и определенный объем работы выполняют отраслевые санитарные врачи — выпускники санитарно-гигиенических факультетов, что согласуется с существующим «Положением о государственном санитарном надзоре СССР» и с инструктивно-методическими указаниями по организации работы радиологических групп санэпидстанций (В. Я. Голиков и И. П. Ко-ренков).

Модель была составлена путем качественного и количественного анализа практической деятельности и подготовки специалистов. Качественный анализ основывался на суждениях и умозаключениях группы санитарных врачей, ведущих ученых и профессорско-преподавательского состава вуза, а также на изучении законодательных материалов, касающихся положения о санэпидстанциях разных

■тегорий, их задач, прав, обязанностей, функций Вачей-гигиенистов по радиационной гигиене и ■жказов Министерства здравоохранения СССР. ■ Количественный анализ предусматривал широ-Н<й опрос практических врачей путем анкетиро-Яния и проведение экспертных оценок с последующей статистической обработкой полученного ма-Щриала, вычислением ряда коэффициентов и по-Ьзптелей: средней оценки каждого вопроса в бал-Вах, дисперсии, среднеквадратического отклонения I коэффициента вариации (Н. А. Плохинский). I Нами был тщательно отработан и проанализирован предмет практической деятельности врачей, ■аботающих в области радиационной гигиены, ■роведено разделение их деятельности на области, Виды и отдельные элементы. На основании этого ■оставлены вопросники-анкеты, учитывающие специфику практической работы санитарного врача 1а объектах, использующих радиоактивные веще-1тва и источники ионизирующих излучений. Анкеты содержали описание 13 видов деятельности, 1ключающих 65 различных действий по предупредительному и текущему санитарному надзору, ш также по организационно-методической и сани-»арно-просветительной работе.

Под «видом деятельности» мы понимали комплекс 1ействий врача-гигиениста, обеспечивающий вы-юлнение какой-либо части его должностных и 1рофессиональных обязанностей и функций (на-1ример, проведение предупредительного санитар-юго надзора). Под «действием» понималась целост-1ая составная часть комплекса данного вида деятельности, решающая ту или иную конкретную задачу из обязанностей и функций врача-гигиени-ста (рассмотрение проектов или отвод земельного участка и др.).

Эксперты (санитарные врачи) оценивали каждый вид действий в баллах по 3 шкалам: первая учитывала сравнительную частоту выполнения отдельных видов деятельности и составляющих их действий, вторая — значение каждого действия в эффективности работы врача-гигиениста, третья — степень подготовленности к практической работе после окончания медицинского института. Каждый эксперт имел возможность дополнить предложенный перечень видов действий. В анкетировании участвовали 44 специалиста областных, городских, районных санэпидстанций и ведомственной санитарной службы. Среди них было 30% заведующих радиологическими группами и 70% санитарных врачей по радиационной гигиене. Половина опрошенных — выпускники I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова и Ленинградского медицинского санитарно-гигиенического института.

Как показало исследование, к деятельности в области радиационной гигиены врачи-гигиенисты, как правило, приступают не сразу после окончания вуза, а проработав несколько (от 2 до 10) лет санитарными врачами другого профиля.

Не все врачи-гигиенисты проходят специализацию и усовершенствование по радиационной гигиене, более 50% из них начинают работу, имея запас знаний и умений, полученных только во время обучения в медицинском институте. Поэтому так важно при преподавании студентам курса радиационной гигиены учесть все запросы практического здравоохранения.

Работа врача по радиационной гигиене многогранна и включает разнообразную деятельность, которая имеет некоторую специфику, зависящую от вида санэпидстанции, характера обслуживаемых радиологических объектов, занимаемой должности, принадлежности к ведомственной службе и прохождения специализации или усовершенствования. Как правило, ни одно из действий врачей не повторяется ежедневно, 12% совершается 2—3 раза в неделю, 31% — редко (1—2 раза в месяц), остальные (57 %) — очень редко, по мере необходимости, примерно 1—2 раза в год.

При проведении предупредительного санитарного надзора врачам чаще всего приходится заниматься рассмотрением проектов строительства или реконструкции предприятий и учреждений, составляя заключения по прилагаемым к проекту расчетам параметров защиты, проведением санитарного надзора за ходом строительства, а также участвовать в работе комиссии по приемке в эксплуатацию построенного объекта и редко (1—2 раза в год) в отводе под строительство земельного участка.

Все опрошенные отмечают большую значимость всех видов деятельности в области предупредительного санитарного надзора при организации мероприятий по радиационной безопасности, а также достаточную теоретическую подготовку к ней.

Санитарными врачами часто выполняются действия, связанные с осуществлением только текущего контроля: посещение и плановое обследование промышленных объектов, контроль за проведением дозиметрических исследований и использованием средств индивидуальной защиты. Реже приходится заниматься рассмотрением аварийных ситуаций, решением правовых вопросов, связанных с санитарным законодательством, применением мер административного воздействия и анализом данных, полученных специалистами другого профиля. Все виды деятельности врача-гигиениста в области текущего санитарного надзора, по мнению опрошенных, имеют значение, хотя и разной степени важности, ко многим видам действий врачи были подготовлены недостаточно: не умели на практике работать с документацией, плохо ориентировались в санитарно-просветительной работе, были мало осведомлены о методах и способах самоусовершенствования и повышения квалификации, о выполнении научно-практических работ и изучении научной литературы. Периодичность выполнения отдельных направлений организационно-методической работы зависит от существующих планов и необходимых потребностей. Эксперты отмечают важ-

ность и необходимость углубления подготовки к работе с документацией.

Эксперты незначительно расширили перечень совершаемых ими на практике видов действий, подтвердив наши представления об объеме и характере практической деятельности врачей в области радиационной гигиены.

Для коррекции обучения важна оценка опрошенными степени подготовленности после окончания института к выполнению отдельных видов деятельности и действий. Все они отметили недостаточную практическую подготовку. Это вполне справедливо, если учесть, что курс радиационной гигиены преподается на протяжении только одного цикла в семестре и экзамен не проводится.

Если принять во внимание и тот факт, что в радиологическую группу приходят не выпускники вузов, а стажированные санитарные врачи, часто не прошедшие специализации, то становится понятным причина недостаточности практической подготовки врачей именно в области радиационной гигиены.

Как показывает опыт, привить практические навыки будущим врачам радиологических групп санэпидстанций только в учебной лаборатории в часы, отведенные для практических занятий, невозможно, необходима обязательная специализация на кафедре радиационной гигиены Центрального института усовершенствования врачей.

Среди действий, к выполнению которых врачи не были готбвы, следует особо выделить действия (около 26%), имеющие достаточно большое значение для практической деятельности врача-гигиениста. К ним относятся: в области предупредительного санитарного надзора — анализ ситуационного плана и привязка его к местности, в области текущего надзора — организация обследования научно-исследовательских лабораторий и учреждений медицинского назначения, использующих радиоактивные источники, решение некоторых вопросов организации радиационной безопасности на объектах, работа на дозиметрических и радиометрических приборах, определение эффективности деятельности систем по обезвреживанию отходов, решение правовых вопросов, анализ и трактовка результатов периодических медицинских осмотров работников радиологических объектов, среди общих мероприятий — занятия с документацией, написание годового отчета, выполнение научно-практических работ.

Следует отметить, что ряд перечисленных вопросов действительно подробно не разбирается в курсе радиационной гигиены. Так, студенты лишь в виде экскурсий посещают медицинские радиологические учреждения, а не проводят самостоятельного саннтарно-дозиметрического обследования их, программой не предусмотрено посещение научно-исследовательских лабораторий. Определение эффективности деятельности систем по обезвреживанию радиоактивных отходов на занятиях ранее не рассматривалось, в новой же программе этот

вопрос нашел свое отражение. Работе с докумеИ тацией отводится очень мало времени, в основнсИ разбираются нормы радиационной безопасностИ санитарные правила и другие нормативные докЯ менты. Массовое обучение студентов выполнении научно-практических работ в области радиациоИ ной гигиены можно достаточно эффективно оргЯ низовать только при занятии в субординатурЯ хотя некоторые навыки в проведении научнЛ исследовательской работы студенты могут поли чить, занимаясь в научно-студенческом обществИ и при внедрении учебных исследовательских рабсИ студентов в учебный процесс. Я

В курсе изучения радиационной гигиены в связИ с небольшим числом учебных часов на практически! занятиях, при разборе проектов радиологический учреждений не проводится подробный анализ си! туационного плана местности, так как с общимЯ положениями решения этого вопроса етудентш знакомятся при изучении предупредительного cal нитарного надзора на кафедрах гигиены труда Л коммунальной гигиены. Студенты не обучаются привязке этих планов к местности в натурных ус| ловиях. Неумение работать с дозиметрическими il радиометрическими приборами, изучение которым предусмотрено программой, в первую очереди объясняется недостаточным материально-техническим оснащением кафедр периферийных медицинских вузов, а также быстрой сменяемостью приборов и появлением новых образцов в боле« короткие сроки, чем время от момента обучения в институте до начала работы в радиологической группе санэпидстанции.

Таким образом, полученные материалы послужили основой для составления модели подготовки специалиста по радиационной гигиене, выпускаемого медицинским институтом, и внесения коррективов в процесс преподавания данной дисциплины.

В новую программу по радиационной гигиене были включены некоторые вопросы частной гигиены труда при работе с радиоактивными источниками, материалы медико-санитарного обслуживания работающих с радиоактивными веществами, вопросы оценки эффективности деятельности систем по обезвреживанию радиоактивных отходов и др. Усилена практическая направленность лабораторных занятий, перераспределены часы на изучение отдельных разделов и тем.

В соответствии с полученной профессиограммой для совершенствования процесса преподавания курса радиационной гигиены студентам медицинского института даны рекомендации по усилению интеграции в преподавании ряда общегигиенических вопросов, в частности, в области предупредительного санитарного надзора, по изучению общей и профессиональной заболеваемости, проведению обследования радиологических объектов разного назначения (промышленных, медицинских, научно-исследовательских и др.), расширению обучения различным видам организационно-методической работы (составлению комплексных планов, отчетов,

фт санитарного обследования, паспортов, разрешений на использование радиоактивных веществ, эедписаний, справок, проектов решений и др.). Использование результатов разработки пре-^нтивной модели деятельности врача в области

итература. Голиков В. Коренков И. П. Организация работы радиологических групп СЭС. М., 1977. Тлохинский Н. А. Биометрия. М., 1970. Iмирнова К- Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977.

радиационной гигиены позволит улучшить теоретическую и практическую подготовку студентов и будет способствовать приобретению ими необходимых навыков для более успешного проведения государственного санитарного надзора.

Ягодкин Г. А., Загорец П. А., Очкин. А. В. Разработка модели инженера химика-технолога в МХТИ им. Д. И. Менделеева. (Экспресс-информ. М-ва высш. и средн. спец. образования СССР, НИИ проблем высшей школы). М., 1977.

Поступила 14/111 1980 г.

УДК 613.68(049.32)

Проф. Б. Д. Петров (Москва) «СПОСОБ К СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ МОРСКИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ»

Книга А. Г. Бахерахта «Способ к сохранению доровья морских служителей» вышла в Петербурге в 1780 г., быстро получила всеобщее признаке и была принята на флоте как официальное уководство. Широкое освещение проблем морской игиены и глубокая разработка отдельных вопро-ов объясняют ее большой успех. Выдающийся русский врач Андрей Гаврилович ахерахт (1724—1806) родился в России. Его дедом ¡ыл голландский купец, переселившийся в Пе-рбург в середине XVIII века, отец также был упцом.

А. Г. Бахерахт поступил в Петербургский гене-альный сухопутный госпиталь лекарским ученном. В 1743 г. он был произведен в подлекари с [ереводом в Петербургский морской генеральный административный госпиталь, а в 1746 г. был направлен в Голландию в Лейденский университет для продолжения образования с обязательством вернуться на русскую службу. В Лейдене он опубликовал диссертацию «О болезнях связок» (она хранится в библиотеке Военно-медицинской академии) и в 1750 г. вернулся в Россию, имея звание доктора медицины.

Бахерахт 50 лет прослужил в русской армии и флоте — сначала в корпусе главной артиллерии и фортификации, а с 1776 по 1800 г. — главным врачом русского флота,

В истории русской гигиены А. Г. Бахерахт занимает видное место. На протяжении нескольких десятилетий он плодотворно работал во многих отделениях охраны народного здоровья, написал много ценных трудов. Его книги и обстоятельные статьи, которые печатались в трудах Вольного экономического общества, были посвящены широкому кругу проблем — оспопрививанию, борьбе с венерическими болезнями, эпизоотиями, массовым падежом скота, борьбе с пьянством и др. Основой медицины ученый считал профилактику.

Бахерахт — один из основоположников морской гигиены, он продолжил то, что было начато Д. Синопиусом в его книге, написанной на латин-

ском языке и названной «Медицинские статьи» (1734). Это была первая медицинская книга, выпущенная в России, и в ней впервые рассматривались вопросы военно-морской гигиены.

Профилактическая направленность книги А. Г. Бахерахта «Способ к сохранению здоровья морских служителей» должна быть отмечена. Она начинается с указания, что на корабле в центре внимания должны быть не лекарства, а «предупредительные средства», которыми можно исцелить все болезни. «Всякая болезнь имеет свою причину: умерь причину, болезнь уже сама собою отстает». Заканчивается книга советом: «При употреблении средств для исцеления болезней никогда не отходить от тех средств, какими болезни предупреждаются, но совокуплять оные вместе».

Являясь соратником выдающихся русских флотоводцев, А. Г. Бахерахт исходил из требования, которое предъявлял к морским офицерам адмирал Ф. Ф. Ушаков: начальник должен проявлять заботу и внимательное отношение к матросам. Гуманизм Бахерахта перекликается с лозунгом А. В. Суворова «Заботиться о солдате!»

В делах Морского министерства сохранилось решение «о покупке сочинения А. Бахерахта «Способ к сохранению здравия морских служителей» для выдачи на суда и выражение автору от адмиралтейской коллегии удовольствия «за сей похвальный труд и усердие к пользе службы»1.

Книга переиздавалась 2 раза в 1790 г. на немецком и французском языках. Последнее издание было подготовлено к печати Л. Дабу с его примечаниями. Известный морской врач К. Моркотун в книге «Морская гигиена» (СПб., 1907) дает высокую оценку труду Бахерахта, отмечая, что «Сочинение это представляет еще ту заслугу, что оно написано почти одновременно с первыми лучшими работами по этому предмету в заграничной литературе».

Заботясь о здоровье моряка и солдата, А. Г. Ба-

1 Описания дел архива Морского Министерства. Т. VIII. СПб., 1898 (л. л. 1780 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.